согласиться с теми учеными, которые предлагают предусмотреть в законодательстве альтернативу денежному залогу в виде сбора подписей в свою поддержку и предоставить возможность партиям возможность выбирать приемлемый для них вариант
Итак, анализ зарубежного законодательства дает возможность утверждать, что политические партии могут играть разную роль на стадии выдвижения кандидатов, избирательное законодательство о них может даже не упоминать, но их присутствие и прямое или опосредованное влияние на выдвижение кандидатов можно наблюдать в любой стране.
М.Н. Алиева *
БИОЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ КЛОНИРОВАНИЯ:
АНАЛИЗ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И РОССИЙСКОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Ключевые слова: биоэтика, права человека, человеческое достоинство, здоровье, генная инженерия, геном, клонирование.
The problem of the protection of Human Rights, man S health, his physical and mental inviolability in the context of Bioethics is one of the most discussed and pointed problem nowadays. The main reasons of the origin of such new branch of science as Bioethics are explained in the article. A circle of questions, examined by Bioethics, is also outlined in it.
The special attention is paid for one of the topical problem of Bioethics — the problem of cloning. This problem is examining in the article in legal and moral aspects. The author gives the well-founded opinions of the supporters and the opponents of cloning.
The International legal acts which regulate the questions of cloning are analyzed in the article. They are: Declaration of the UNO about Cloning of the Human Being (2005), Additional Protocol to the Convention for the Protection of Human Rights and Dignity of the Human Being with regard to the Application of Biology and Medicine, on the Prohibition of Cloning (1998), etc. Russian legal norms in this sphere are also analyzed in the article.
1 Марцеляк О.В. Вибори народних депутатів України. Харків: ТОВ «ПРОМЕТЕЙ-ПРЕС», 2007. С. 343.
* Кандидат юридических наук, старший преподаватель Института (филиала) Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина в г. Махачкале. [cosmo_m75@ mail.ru]
Статья подготовлена при поддержке гранта Президента РФ для молодых ученых МК-5003.2008.6.
В последнее время широкое распространение и особую актуальность получили дискуссии, связанные с биоэтическими проблемами прав человека. Несмотря на то, что истоки биоэтики уходят в глубину истории человечества, ее становление как концепции морально-нравственныж основ защиты прав и свобод человека, в частности, его здоровья в целом, качества его жизни, физической и психической неприкосновенности личности, защиты человеческого достоинства особенно интенсивно происходило только в XX веке.
Биоэтика 1 как новое направление в науке возникла в результате:
— усиления влияния научно-технического прогресса;
— новых возможностей современной медицины, связанных с управлением человеческой жизнью и вступающих в противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами;
— развития новых технологий, позволяющим представителям опреде-ленныгх профессий выходить за рамки традиционного воздействия на организм человека и всего живого в целом;
— обострения социальныж проблем, что, несомненно, отражается на развитии науки и общества;
— усиления внимания к проблемам прав человека, признания человека в качестве высшей ценности;
— резкого ухудшения окружающей среды, изменения климата, загрязнения биосферы и других экологических проблем.
Круг вопросов, которые охватывает биоэтика, поражает своим многообразием. Она ставит и рассматривает такие фундаментальные этические и правовые проблемы, как проблема эвтаназии, трансплантации органов, клонирования, генетики, евгеники, проведения медицинских исследований и экспериментов на человеке и многие другие.
Биоэтическая проблематика актуальна и многопланова. Однако объединяет ее приоритет таких общечеловеческих ценностей, как право на жизнь, здоровье, гуманизм и справедливость.
Последние десятилетия XX века ознаменовались бурным развитием одного из направлений биоэтической науки — генной инженерии, что привело к появлению возможности клонирования человека.
Клонирование — это один из методов генной инженерии, «ориентированным на повторение генотипа человека или животного, создание и тиражирование генетических копий людей (животных) путем манипуляций с генетическим материалом» (ст. 2 проекта Федерального закона «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения» 1997 г.).
1 Термин «биоэтика» быт впервые предложен американцем Ван Рансселер Поттером в 1970 г.
Проблема клонирования является на сегодняшний день одной из острейших общественных, политических и в особенности правовых проблем. Возможность клонирования в обществе воспринимается неоднозначно, имеются обоснованные мнения «за» и «против».
Среди российских и зарубежных юристов существует немало сторонников клонирования. С помощью клонирования многие ученые надеются найти альтернативное решение проблемы пересадки органов, а именно возможность создавать органы и ткани для трансплантации (т.н. терапевтическое клонирование), получить целый ряд ценныгх лекарственных препаратов, сохранить исчезающие виды животных. В качестве примера приведем авторитетное мнение известного российского ученого, вплотную занимающегося вопросами биомедицинской этики, профессора И.А. Шамова: «Выращенные путем клонирования ткани и органы (в случае, если ядерныш материал получен от больного реципиента) будут на 100% совместимыми при пересадке. Они не будут отторгаться организмом, хорошо приживутся. При этом отпадет необходимость в очень дорогом и не безразличном для организма пожизненном лечении имунносупрессорами. Это откроет путь к настоящим фантастическим достижениям трансплантологии и излечению ряда заболеваний, поэтому данныш раздел клонирования...сулит человечеству огромные вы1годы1, а следовательно, является высокоморально приемлемым аспектом проблемы клонирования»1.
Кроме того, сторонники клонирования отстаивают личное право каждого на воспроизводство, которое является неотъемлемой составляющей автономии личности (наряду с другими такими правами, как право на контрацепцию, право на использование репродуктивныж технологий, в том числе применение метода ЭКО, и т.д.). Клонирование, по их мнению, является всего лишь одной из разновидностей механизма воспроизводства. И все же не лишено смысла утверждение сторонников по поводу того, что запрет на клонирование противоречит принципу свободы научных исследований.
Тем не менее перспектива клонирования человека вызвала серьезные опасения и протесты, как среди ученыж, так и у широкой общественности. Речь идет, прежде всего, о сложныж биоэтических и правовых проблемах, а также о возможныж непредсказуемых последствиях для дальнейшего развития человеческого вида. Проблема клонирования человека — проблема этическая, в первую очередь. Человек вторгается в сферу бытия, за которую не ответственен в силу своей природы. Не случайно представители основныж религиозныж конфессий в современном мире — христиане, иудеи и мусуль-
1 Шамов И.А. Биомедицинская этика. М.: ОАО «Изд-во "Медицина”», 2006. С. 186.
мане проявляют единодушие в выгсказышании мнений относительно клонирования человека, предупреждая о том, что человек ни в коем случае не должен стать продукцией производства, так как свобода и уникальность — это неотъемлемая сущность личности.
Показательно, что первый удавшийся эксперимент, результатом которого быша овечка Долли, не стал для одного из ее создателей Алана Колмана преградой для того, чтобы выступить против клонирования человека. Через несколько дней после смерти Долли он заявил, что история с овцой, погибшей раньше времени, лишь подтверждает «более чем глупость тех, кто хочет легализовать репродуктивное клонирование человека»1.
Как правило, различают две разновидности клонирования: репродуктивное и терапевтическое. И.В. Силуянова рассматривает репродуктивное клонирование как «практику, направленную на искусственное создание людей с выбранными параметрами, и терапевтическое клонирование как практику создания человеческих эмбрионов для использования в терапевтических целях»2.
Можно констатировать, что отношение общества к репродуктивному клонированию в целом отрицательное. Во всех странах, где уже разработано законодательство по клонированию, репродуктивное клонирование запрещено. У общества возникают возражения против данного вида клонирования по причине крайне низкой результативности клонирования, высокого процента летальности среди клонов, что делает процесс клонирования этически неприемлемым и технически несовершенным.
Становление человека как личности базируется не только на биологической наследственности, а во многом определяется также семейной, социальной и культурной средой. В случае распространения клонирования неизвестно, как будет влиять на развитие человека и структуру общества новый тип семейных отношений, будут ли клоны испыпывать трудности с интеграцией в человеческое общество. Одним из этических моментов клонирования является неопределенность положения клонированного ребенка по отношению к родителям. В частности, кем будет приходиться женщине родившееся из ее клетки существо — братом (сестрой) или все же ребенком?
Помимо этической стороны клонирования, существуют и юридические проблемы, связанные, прежде всего, с законодательным закреплением права на неповторимость, правом на целостность личности, вытекающим из права на человеческое достоинство.
1 См.: сайт Images.medmedia.ru
2 Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности. М.: МЕДпресс-информ, 2008. С. 122.
Что касается терапевтического клонирования (клонирования для медицинских целей), то данная разновидность используется для исследований в области выращивания т.н. стволовыгх клеток, представляющих «строительный» материал организма. Большинство ученых отмечают несомненную ценность и значимость для науки именно этого вида клонирования.
Вопросы клонирования носят глобальный характер и затрагивают интересы всего человечества. Соответственно, они не остались без пристального внимания Организации Объединенных Наций, которая заняла позицию запрета клонирования. 19 февраля 2005г. она призвала страны — члены ООН принять законодательные акты, запрещающие все формы клонирования, так как они «противоречат достоинству человека» и выступают против «защиты человеческой жизни». Декларация ООН о клонировании человека, принятая Резолюцией 59/280 Генеральной Ассамблеи от 8 марта 2005 г., содержит призыв к государствам-членам запретить все формы клонирования людей в такой мере, в какой они несовместимы с человеческим достоинством и защитой человеческой жизни. Однако отметим, что в рамках ООН до сих пор не принято универсальное международное соглашение о запрете клонирования.
Единственный на сегодняшний день международный акт, устанавливающий запрет клонирования человека, — Дополнительный протокол к «Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины: Конвенции о правах человека и биомедицине 1996г.»1, который подписали более тридцати из 46 стран — членов Совета Европы (по состоянию на 25 января 2005 г.) В нем впервые была легально определена позиция международного сообщества по проблеме клонирования человека и дано направление для дальнейшего развития этого запрета. Как отмечается в преамбуле Дополнительного протокола, «инструментализация человеческих существ путем намеренного создания генетически идентичных человеческих существ несовместима с достоинством человека и, таким образом, представляет собой злоупотребление биологией и медициной». Там же сказано, что клонирование человека способно породить для всех вовлеченных в этот процесс индивидов «серьезные трудности медицинского, психологического и социального порядка». Таким образом ... выражается этическая подоплека запрета клонирования человеческих существ2.
Статья 1 данного протокола говорит о запрете на любое вмешательство с целью создания человека, генетически идентичного другому человеку, будь то живому или умершему.
1 См.: http://www.echr.ru
2 Кутковец Т.И., Юдин Б.Г. Уроки незаконченной дискуссии // Человек. 1998. № 3.
Несмотря на общую позитивную направленность положений Дополнительного протокола, они нуждаются в уточнении, в частности, определении видов клонирования, в первую очередь.
Еще одним важным международным юридическим документом, имеющим принципиальное значение для генетических исследований, является Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека, принятая Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО в 1997 г.1. В Декларации отмечается, что каждый человек имеет право на уважение его достоинства и его прав вне зависимости от его генетических характеристик. Такое достоинство означает, что личность человека не может сводиться к его генетическим характеристикам и требует уважения его уникальности и неповторимости (ст. 2).
В документе указывается, что геном человека в его естественном состоянии не должен служить источником извлечения доходов (ст. 4).
Научные исследования генома человека и использование их результатов в биологии, генетике и медицине не должны превалировать над уважением прав человека, основных свобод и человеческого достоинства.
Декларация запрещает практику, противоречащую человеческому достоинству, в частности, клонирование в целях воспроизводства человеческой особи. Государствам и компетентным международным организациям предлагается сотрудничать с целью выявления такой практики и принятия на национальном и международном уровнях необходимых мер.
Запрет клонирования определен и в праве Европейского Союза. Он установлен в Хартии Европейского Союза об основных правах, подписанной в Ницце в 2000 г.2. Напомним, что Хартия об основных правах, будучи самым современным актом о правах человека, все же не имеет обязательной силы до тех пор, пока Конституция Европейского Союза не будет ратифицирована всеми государствами-членами (текст Хартии в полном объеме включен в часть II Конституции Европейского Союза).
Статья 3 Хартии провозглашает право на целостность личности. В качестве гарантии осуществления этого права устанавливается запрет репродуктивного клонирования (§2 ст. 3). Таким образом, в отличие от Дополнительного протокола 1998г. к Конвенции Совета Европы 1996г., Хартия об основных правах 2000 г. различает репродуктивное и терапевтическое клонирование. Как видно из текста Хартии, последний тип клонирования не запрещен.
1 Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 29-й сессии 11 ноября 1997г. // Овчинский В. С. Криминалогия и биотехнологии. М.: Норма, 2005.
2 Хартия Европейского Союза об основных правах: комментарий / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юриспруденция, 2001.
Проблема клонирования активно решается на наднациональном уровне. Первую резолюцию о клонировании человеческих эмбрионов еще в 1993г. принял Европейский парламент. Им же в дальнейшем были приняты Резолюция о клонировании от 12 марта 1997 г. и Резолюция о клонировании человека от 15 января 1998 г.1 в ответ на подписание Дополнительного протокола к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и биомедицине 1996г. В обеих резолюциях Европейский парламент четко определил свою позицию по вопросам клонирования, неоднократно объявляя непоправимым переход границ исследовательских норм.
Российская Федерация в настоящее время не является участницей вышеуказанных Европейской конвенции и Дополнительного протокола. Однако она не осталась в стороне от мировыгх тенденций. Еще в 1999г. Русская православная церковь обратила свое внимание на проблему клонирования. Церковно-общественный Совет по биомедицинской этике принял заявление «О морально-этической недопустимости клонирования человека»; «Глобальным кризис, охвативший мир, в значительной степени вызван игнорированием этических критериев при определении целей научных исследований и способов использования их достижений. В недрах современной науки рождаются опасные проекты, среди которых особое место принадлежит идее клонирования человека. Клонирование создаст угрозу человеческому достоинству, уникальности и личной неприкосновенности, делая наследственность человека беззащитной перед посторонним вмешательством.»2. В результате, в 1997 г. быш разработан проект Федерального закона «О правовыгх основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения». Статья 22 этого законопроекта запрещала любое вмешательство в геном человека, связанное с изменением и повторением его генотипа, включая клонирование людей 3. В нем также предусматривался запрет на проведение лабораторных опытов в этой области. Однако проект быш отклонен в 2001 г. из-за имеющихся в нем существенных недостатков, хотя, как мы полагаем, концепция, изложенная в проекте, заслуживает поддержки и одобрения.
Тем не менее в Российской Федерации был введен запрет на клонирование на основе специального Федерального закона РФ «О временном запрете на клонирование человека» от 20 мая 2002 г.4. Главным основанием для принятия этого закона явилась непредсказуемость результатов клони-
1 См.: http://eulaw.edu.ru/
2 Православие и проблемы биоэтики. М.: ПМПЦ «Жизнь», 2001. С. 72—73.
3 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ № 2076 «О примерной программе законопроектной работы Государственной Думы ФС РФ в период весенне-осенней сессии 1998 года» // Собрание законодательста РФ. 1998. № 4.
4 Собрание законодательста РФ. 2002. № 21. Ст. 1917.
рования человека, обоснованный страх и боязнь последствий, которые могут нанести вред развитию человечества.
Согласно преамбуле, данный нормативно-правовой акт исходит из «принципов уважения человека, признания ценности личности, необходимости защиты прав и свобод человека» и учитывает «недостаточно изученные биологические и социальные последствия клонирования человека».
Закон ввел запрет на клонирование человека сроком на пять лет. С учетом перспективы использования имеющихся и разрабатываемых технологий клонирования организмов закон предусматривает возможность продления запрета на клонирование человека или его отмены по мере накопления научных знаний в данной области, определения моральных, социальных и этических норм при использовании технологий клонирования человека. Этот же закон запрещает ввоз клонированных эмбрионов человека в Россию из-за рубежа и их вывоз из страны. Действие данного нормативного акта не распространяется на клонирование иных организмов.
Статья 4 закона предусматривает ответственность за его нарушение. При этом используется неоднократно критиковавшаяся в юридической литературе формулировка: «Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Однако принятие закона не сопровождалось внесением дополнений в уголовное или какое-либо другое отраслевое законодательство. Вопрос о том, какой вид юридической ответственности возможен в случае нарушения запрета, установленного анализируемым законом: дисциплинарная, административная, уголовная — остается открытым 1.
В то же время опыт зарубежных государств доказывает, что соответствующие поправки внесены в новые уголовные кодексы Испании 1995 г., Сальвадора 1997 г., Колумбии 2000 г., Эстонии 2001 г., Молдовы и Словении 2002 г., Румынии 2004 г. Во Франции дополнения были внесены в соответствии с Законом о биоэтике от 6 августа 2004 г. В некоторых странах (Бразилия, Германия, Япония) уголовная ответственность за клонирование установлена специальными законами.
Кроме того, «слабость этого законодательного акта в том, что он вводит именно временный запрет клонирования человека и фактически не запрещает, а замораживает исследования в этой области, прибегая к мораторию на клонирование человека на ближайшие пять лет»2.
1 Крылова Н.Е. Уголовное право и биоэтика: проблемы, дискуссии, поиск решений. М., 2006. С. 273.
2 Калиниченко П. Запрет клонирования в европейском праве // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. М.: Изд-во Ин-та права и публичной политики, 2002. № 4 (41). С. 48.
Таким образом, клонирование человека несомненно грозит человечеству самыми серьезными социальными потрясениями. Несовершенство технологий, с помощью которых может осуществляться процесс клонирования, возможные генетические аномалии и другие непредвиденные последствия, а также ряд этических, моральных, религиозных и правовых аспектов — все это говорит о необходимости своевременного установления юридических рамок возможных исследований в области клонирования, разумного сдерживания и контроля над достижениями науки и техники в этой области.
Б.В. Бабин *
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММНЫХ ПРАВОВЫХ РЕГУЛЯТОРОВ (НА ПРИМЕРЕ УКРАИНЫ)
Ключевые слова: международные программы, программно-управленческая деятельность, нормы международного права, устойчивое развитие, программы развития, целевые программы.
Aspects of the program regulation of the international relations and national implementation of the international programs are looked at the article. The influence of the program managing activities, phenomenon of the sustainable development also as the problems of the programness of the international legal norms are lighted at the article. The interaction of the international and national forms of the program regulation are pointed on example of the legal prohibition of the integration of the Ukraine into the European Commonwealth. The national legal system as an object of the program managing is watched, the attention is pointed onto the programness of the Constitution as a basis of that system. It is pointed also on the duty of using the program algorithm in area of the legal reforming and perfection the legal system, the key specialties of the legal programs are watched. The target programs as a characteristic of the post-soviet legal systems are studied in the article. The influence of the national forms of the program regulation on the coherent international legal practice is shown on example of the Order of the developing, realization and financing the interstate target programs of CIS. It is proved in the article that international programs may implement into the national program acts and the replacing of the national program models onto the interstate level is also possible. International and national programs are determined as the specific form of tightening (the source) of the law, that is usual for the modern international legal order andfor the constitutional regime.
* Кандидат юридических наук, доцент Одесской национальной морской академии. [babinb@ukr.net]