Научная статья на тему 'Биобиблиография в системе электронных научных коммуникаций'

Биобиблиография в системе электронных научных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
биобиблиография ученого и научного коллектива / функции биобиблиографии в электронной среде / биобиблиография как коммуникационный канал / биобиблиографические продукты в электронной среде / biobibliography of a scientist and a research team / functions of biobibliography in an electronic environment / biobibliography as a communication channel / biobibliographic products in an electronic environment

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Захарчук Татьяна Викторовна

Биобиблиография в науке как коммуникационный канал анализируется в контексте теории социальных коммуникаций, предлагающей рассматривать эволюцию коммуникационных каналов как точку смены общественной коммуникационной системы. Рассматриваются особенности развития биобиблиографии ученых и научных коллективов в электронной среде. Показаны возможности расширения биобиблиографического коммуникационного канала в эпоху интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий. Сформулированы новые функции, реализуемые электронной биобиблиографией ученых и научных коллективов. Представлены результаты анализа электронных биобиблиографических продуктов, определены их основные виды. Предложен новый подход к созданию биобиблиографических продуктов в электронной среде за счет использования биографического метода для создания биографической справки, включения в электронные биобиблиографические продукты сведений о цитировании, аудиои видеоматериалов, интервью с «героями» биобиблиографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Biobibliography in the system of electronic scientific communications

Biobibliography in science as a communication channel is considered from the point of view of the theory of social communications, which suggests considering the evolution of communication channels as a point of change in the public communication system. The features of the development of biobibliography of scientists and research teams in the electronic environment are considered. The possibilities of expanding the biobibliographic communication channel in the era of intensive development of information and communication technologies are shown. New functions implemented by the electronic biobibliography of scientists and research teams are formulated. The results of the analysis of electronic biobibliographic products are presented, their main types are determined. An innovative approach to the creation of biobibliographic products in the electronic environment is proposed using the biographical method for creating a biographical note, including citation information, audio and video materials, interviews with the "heroes" of the biobibliography in electronic biobibliographic products.

Текст научной работы на тему «Биобиблиография в системе электронных научных коммуникаций»

УДК [016:929]:004

Т. В. Захарчук

Биобиблиография в системе электронных научных коммуникаций

Биобиблиография в науке как коммуникационный канал анализируется в контексте теории социальных коммуникаций, предлагающей рассматривать эволюцию коммуникационных каналов как точку смены общественной коммуникационной системы. Рассматриваются особенности развития биобиблиографии ученых и научных коллективов в электронной среде. Показаны возможности расширения биобиблиографического коммуникационного канала в эпоху интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий. Сформулированы новые функции, реализуемые электронной биобиблиографией ученых и научных коллективов. Представлены результаты анализа электронных биобиблиографических продуктов, определены их основные виды. Предложен новый подход к созданию биобиблиографических продуктов в электронной среде за счет использования биографического метода для создания биографической справки, включения в электронные биобиблиографические продукты сведений о цитировании, аудио- и видеоматериалов, интервью с «героями» биобиблиографии.

Ключевые слова: биобиблиография ученого и научного коллектива, функции биобиблиографии в электронной среде, биобиблиография как коммуникационный канал, биобиблиографические продукты в электронной среде

Tatyana V. Zakharchuk Biobibliography in the system of electronic scientific communications

Biobibliography in science as a communication channel is considered from the point of view of the theory of social communications, which suggests considering the evolution of communication channels as a point of change in the public communication system. The features of the development of biobibliography of scientists and research teams in the electronic environment are considered. The possibilities of expanding the biobibliographic communication channel in the era of intensive development of information and communication technologies are shown. New functions implemented by the electronic biobibliography of scientists and research teams are formulated. The results of the analysis of electronic biobibliographic products are presented, their main types are determined. An innovative approach to the creation of biobibliographic products in the electronic environment is proposed using the biographical method for creating a biographical note, including citation information, audio and video materials, interviews with the "heroes" of the biobibliography in electronic biobibliographic products.

Keywords: biobibliography of a scientist and a research team, functions of biobibliography in an electronic environment, biobibliography as a communication channel, biobibliographic products in an electronic environment DOI 10.30725/2619-0303-2024-4-151-156

Значительное изменение в последнее десятилетие структуры современных научных коммуникаций, «уход» научного общения в электронную среду сделали необходимой модернизацию всех существующих коммуникационных каналов и привели к необходимости формирования новых. В данном случае мы имеем дело с одним из законов эволюции коммуникационных каналов, сформулированным А. В. Соколовым, - законом кумуляции коммуникационных каналов, в соответствии с которым однажды возникшие коммуникационные каналы не отмирают, а модернизируются (обогащаются новыми техническими средствами или включаются в состав новых, более мощных каналов) [1]. Следовательно, можно говорить о том, что на каждом этапе

развития общественной коммуникационной системы количество коммуникационных каналов постоянно растет. При этом появление новых коммуникационных каналов способствует развитию ранее существовавших.

Развитие биобиблиографического коммуникационного канала во много связано с внедрением информационно-коммуникационных технологий в библиографическую деятельность библиотек, что привело как к расширению реализуемых функций, так и к появлению новых форм и жанров биобиблиографических ресурсов. Изменения также касаются и некоторых методических аспектов создания биобиблиографических продуктов. В частности, появляется возможность включения в них не только списков трудов персо-

ны, но и полных текстов или фрагментов их трудов, фотографий, видео- или аудиоматери-алов, эго-документов, веб-архивов их работ и публикаций о них.

В последние годы в профессиональном документальном потоке представлены немногочисленные источники по проблемам развития современной биобиблиографии. Анализ литературы показал, что за последние десятилетия не произошло серьезных изменений как в области теории, так и методики биобиблиографии. А развитию электронной биобиблиографии практически не уделяется внимания.

Биобиблиография ученых всегда была и сегодня остается одним из продуктивных каналов научной коммуникации, выполняя функцию обеспечения пользователя персонифицированной информацией, т. е. предоставление сведений о результатах деятельности субъектов научного творчества, под которыми мы понимаем как отдельного ученого, так и первичный научный коллектив. То есть через биобиблиографическую продукцию осуществляется идентификация содержания знания с его создателем. Важность указания на авторство документов (включая сведения о первичных коллективах и организациях, где создавалась информация) определяется тем, что оценка основных свойств знания (его точности, достоверности и т. д.) в значительной мере связана с личностью того, кто это знание произвел [2-5].

Предоставление информации о результатах деятельности определенного исследователя или научного коллектива позволяет научному сообществу, с одной стороны, вырабатывать соответствующее отношение к субъектам и их достижениям, а с другой -использовать сложившееся представление об особенностях творчества того или иного субъекта научной деятельности для оценки и отбора документов. Если в других видах библиографии персонификация является хотя и важным, но сопутствующим элементом, то видом библиографии, специально концентрирующим внимание на авторстве, выступает биобиблиография, которая, в отличие от других видов библиографической продукции, позволяет представить творчество субъекта научной деятельности панорамно.

Разумеется, функция персонификации научного знания остается важнейшей для биобиблиографии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет сделать персонифицированную биобиблиографическую информацию, с одной сторо-

ны, более обширной, а с другой - вызывает необходимость определения достоверности и точности полученной из Сети информации. Кроме того, в электронной среде идентификация автора и полученного им знания в значительной степени облегчается за счет использования в биобиблиографических продуктах гиперссылок на полные тексты работ исследователя.

Традиционная биобиблиография реализует также воспитательную функцию, связанную с сохранением научного этоса как основы существования науки. Суть воспитательной функции заключается в том, что биобиблиографические пособия отражают не только результаты научной деятельности, но и документы и факты, раскрывающие социально-психологические особенности ученых, их общественную деятельность, отношение к политическим событиям, к коллегам. Такой подход способствует сохранению и развитию этики научной деятельности, без признания которой ученый не может осознавать себя полноправным членом научного сообщества. В то же время само научное сообщество старается не допускать в свои ряды тех, кто не подчиняется основным этическим нормам и требованиям. Реализация этой функции в электронной среде становится возможной за счет возможности включения в биобиблиографический ресурс ссылок на материалы СМИ, публикующих информацию об общественных и политических событиях, с которыми связан ученый, аккаунты коллег в социальных сетях и т. п.

Функция сохранения научного коллектива осуществляется биобиблиографией через осознание деятелями науки себя членами определенной научной группы, признание ее традиций, изучение ее научной «биографии».

Наряду с расширением возможностей реализации традиционных функций биобиблиографии науки в электронной среде, можно выделить и ряд функций, характерных только для электронных биобиблиографических продуктов. К ним относятся:

1. Осуществление мониторинга состояния «переднего края» науки. Традиционные биобиблиографические продукты позволяют в определенной степени осуществлять фиксацию «фронта научных исследований», но только в конкретный момент времени. Электронная же среда дает возможность проводить постоянный мониторинг изменения «переднего края научных исследований». Возможность решения этой задачи вытекает из того, что,

как известно, в каждой отдельной отрасли, в каждом научном направлении существуют признанные лидеры (научная элита), чья деятельность определяет фактически развитие научных исследований в той или иной области. Выполнение этой функции в сфере биобиблиографии связано еще и с тем, что биобиблиографические ресурсы являются одним из средств оповещения широкого круга ученых о деятельности научной элиты во всей ее полноте. В виртуальной среде становится возможным более точно выявлять научную элиту на конкретный момент времени (через выявление фактов избрания членами различных научных академий, присуждение научных наград, включение биографических справок об ученом в словари, справочники, энциклопедии, участие в работе редколлегий рецензируемых научных журналов, высокий уровень цитирования и т. д.), т. е. сформировавшиеся в различных областях науки невидимые колледжи, которые в последнее время все больше берут на себя задачи управления наукой.

2. Функция оценки результатов научной деятельности со стороны профессионального сообщества и общества в целом. Отношение общества к научным исследованиям часто становится одним из важнейших критериев их оценки. В этом случае оценка деятельности ученого или научного коллектива связана не только с содержанием их исследований, но также во многом и с личностными качествами отдельных исследователей. В библиотечно-информационной сфере только биобиблиография предоставляет такую информацию за счет включения сведений об отношении к деятельности субъекта научного творчества со стороны профессионального сообщества.

Электронная среда значительно расширяет возможности получения такой информации через социальные сети, персональные сайты ученых и научных коллективов, тематические порталы, электронные научные публикации и т. д. Особую роль в данном случае играют международные базы данных научного цитирования, предоставляющие возможность количественной оценки научной деятельности исследователя или научного коллектива (количество публикаций, индекс цитирования, индекс Хирша, импакт-фактор журналов, публикующих статьи ученого или членов научной группы, и т. д.). Можно по-разному относиться к этим данным, но нельзя отрицать их повсеместный учет при аттестации научных кадров, определении возможного финансирования исследований и т. п.

Кроме того, биобиблиография предусматривает оценку субъекта научной деятельности и со стороны научного сообщества, что позволяет определенному ученому или научному коллективу занять заслуженное место в науке, приобрести соответствующий научный статус, самоутвердиться, реализовать собственные амбиции. Сам факт создания биобиблиографического пособия уже является сигналом для научного сообщества о том, что данный исследователь или научный коллектив вышли на высокий уровень разработок. В тех же случаях, когда результаты творчества субъекта научной деятельности не позволяют ему надеяться на положительную реакцию коллег, субъект сам отказывается от создания и распространения собственной биобиблиографии.

3. Функция лоббирования науки в обществе с целью: создания определенного имиджа науки, сохранения ее престижа; получения средств на проведение научных исследований. При этом речь, прежде всего, идет о создании образа конкретных сообществ, конкретных субъектов научной деятельности при лоббировании отдельных проектов и исследований в банках, научных фондах, местных органах власти и т. д. Однако надо учитывать, что, определяя приоритеты финансирования, лица, принимающие решения в области научной политики, учитывают имидж науки в целом, создаваемый отдельными ее представителями; потенциал возможного исполнителя, показателем которого служат результаты, ранее полученные организациями, где предполагается выполнение работ; социальные последствия разработок, в значительной степени связанные с именем исследователя. Для них определенной гарантией отсутствия негативных социальных последствий часто могут стать высокие моральные качества исполнителя. Создание виртуальных биобиблиографических продуктов позволяет выявить полученные гранты, объем их финансирования и т. п., что может повлиять на принятие управленческих решений.

Показывая продуктивность ученых и научных коллективов, научный ценз журналов, публикующих их статьи, наличие у них патентов различных стран и публикаций в периодике разных отраслей (т. е. широту применения результатов, возможность внедрения и т. д.), определенный набор личностных качеств и т. д., биобиблиография демонстрирует потенциал ученых и научных коллективов.

4. Рекламная функция, позволяющая давать сравнительную характеристику результатов деятельности субъектов научного творчества.

Сравнение потоков литературы в различных биобиблиографических продуктах, построенных по единым методическим правилам, может стать одним из факторов при принятии решений о вложении средств в определенное научное направление или заключении договора о сотрудничестве с определенным научным коллективом. Реализация рекламной функции научной биобиблиографии в виртуальной среде связана, прежде всего, с возможностью представить исследовательскую программу ученого и успешность ее реализации в своих аккаунтах в социальных сетях, на сайте своей организации, на тематических порталах.

5. Роль биобиблиографических ресурсов в системе научных коммуникаций может быть также расширена за счет выполнения их совокупностью функции путеводителя в научном сообществе. Выполнение этой функции связано с возможностью для молодых ученых выбирать места работы или учебы с помощью в том числе и биобиблиографической информации. Предоставляемые биобиблиографией сведения о деятельности ученых, научных коллективов, научных школ, дают возможность молодому поколению, вступающему в науку, выбирать наиболее интересные возможности пост-образования и дальнейшей работы. Для зрелых исследователей, состоявшихся ученых биобиблиография может оказать помощь в принятии решений о стажировках, научных командировках и т. д., в выборе участников научных конференций.

6. Функция создания «архива» науки по содержанию во многом перекликается с подытоживающей функцией библиографии [6]. Различие заключается лишь в том, что биобиблиография дает возможность подытоживания персонифицированной информации отдельного субъекта научного творчества.

Современные технологии веб-архивирования позволяют фиксировать представления об ученом, его научной и общественной деятельности на каждый конкретный момент времени. Включение в биобиблиографический ресурс селективных веб-архивов, посвященных субъектам научной деятельности, позволяет увидеть, как изменялись представления о них самих, их научной, педагогической и общественной деятельности в профессиональном сообществе.

7. Функция моделирования деятельности научного коллектива. Биобиблиография является основой для создания моделей деятельности субъектов научного творчества, а часто и их жизни. Именно это позволяет биобибли-

ографии играть важную роль как для истории науки, так и для современных прогностических исследований.

Возможность реализации биобиблиографических продуктов в электронной среде в определенной мере повлияла и на их жанровый состав. Анализ биобиблиографической информации, функционирующей в электронной среде показал, что в виртуальной среде в настоящее время существуют как традиционные, так и новые биобиблиографические продукты, создание которых возможно только в электронной форме. К ним можно отнести:

1. Электронные версии традиционных биобиблиографических пособий, которые могут быть либо аналогами печатных изданий, либо «рожденными в электронной форме». В любом случае создание таких биобиблиографических продуктов позволяет значительно расширить круг пользователей.

2. Биобиблиографические базы данных. Гипертекстовые ссылки в таких базах данных позволяют быстрее и проще перемещаться со страницы на страницу, что в совокупности расширяет традиционную жанровую и смысловую структуру источников биобиблиографической информации. При этом важно понимать, что не всегда биобиблиографические базы данных содержат все необходимые элементы биобиблиографического продукта. Например, в одних базах данных присутствует полный список трудов, в других - нет, разное оформление и структура (например, некоторые базы данных позволяют выйти на ресурсы других ученых, занимающихся тем же научным направлением).

3. Электронные биобиблиографические справки содержат краткие сведения об ученом, его основные труды, возможно наличие списка трудов, доступных в Сети.

4. Сайты, посвященные ученым или группе ученых (первичному научному коллективу) включают самый разнообразный контент, имеют собственное оформление и структуру. В настоящее время нельзя говорить о разработке каких-либо типовых предложений по созданию таких страниц. На таких ресурсах обычно представлены только основные труды ученых, не всегда имеются биографические справки.

5. Аккаунты и группы в социальных сетях можно назвать биобиблиографическими ресурсами только условно. Они, конечно, предоставляют определенную информацию об ученом или коллективе исследователей, однако очень редко содержат списки основных

трудов (чаще всего это ссылки на основные работы в Сети).

6. Биобиблиография на сайтах организаций обычно отражает труды, касающиеся сферы деятельности конкретной организации, если у ученого есть работы в других сферах, их указывают не всегда.

Из казанного выше следует, что в настоящее время в виртуальной среде нет биобиблиографических ресурсов, отражающих полный спектр сведений об ученом или научном коллективе. Кроме того, создателями таких ресурсов практически полностью игнорируются возможности электронной среды для реализации основных задач биобиблиографии: аудио- и видеоматериалы, фотографии, интервью и др. Из проанализированных нами ресурсов такого рода материалы были выявлены только в ак-каунтах ученых в социальных сетях и частично на персональных сайтах ученых.

Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время в Сети имеется множество биобиблиографических ресурсов, большинство из них не совсем удобно для пользователя в связи с тем, что информации в них не всегда достаточно и необходимо использовать несколько источников, чтобы собрать все необходимые сведения.

Исходя из сказанного выше, можно предложить более или менее унифицированный подход к созданию биобиблиографических ресурсов в электронной среде, включающий как элементы традиционной биобиблиографии, так и учитывающий возможности виртуальной среды. Структура такого ресурса может выглядеть следующим образом:

1. Биографическая информация об ученом или сведения о научном коллективе. Имидж науки создается репутацией тех людей, которые достигли в ней значительных успехов. Х. Ортега-и-Гассет назвал биографию диалектикой нити, «потянув за которую можно вытащить весь клубок» [7, с. 67]. Биографические исследования могут стать одним из этапов создания биобиблиографий, позволяя выявлять особенности социальных и культурных факторов, оказывающих влияние на индивида, а также определить, как та или иная персона повлияла на происходящие события. В прошлом сбор материалов для анализа биографии личности был сложной, дорогостоящей и часто закрытой для большинства исследователей процедурой. В последние годы внедрение информационно-коммуникационных технологий дало возможность упростить, а, главное, расширить потенциал биографического метода,

так как в настоящее время в Сети представлено огромное количество добровольно предоставляемой биографической информации, например, из социальных сетей, блогов, чатов и т. п. Все это позволяет по-новому взглянуть на биографическую часть биобиблиографического продукта. Представляется, что в современной биобиблиографии вызывают интерес не столько конкретные даты жизни персоны, сколько ее «встроенность» в контекст жизни общества, состав референтного и оппонентно-го кругов и другие данные, характеризующие научные и общественные интересы ученого. Следовательно, можно говорить о том, что биографическая справка на биобиблиографическом ресурсе может стать полноценной биографией, содержащей не только текст, но и гиперссылки на мемуары, архивные материалы, аккаунты, блоги и т. д.

2. Полный список трудов (или их часть (выборочный список) с добавлением ссылок на ресурс, где могут находиться сведения и о других работах автора или группы авторов. Можно также использовать отсылку «смотри также» и добавить в конце списка дополнительные источники. Предлагается также включать в список трудов сведения о цитировании представленных в нем работ либо давать ссылку на базу данных РИНЦ, где представлен анализ научной деятельности ученого или научного коллектива.

3. Информационные ресурсы о персоне, включающие не только публикации в научной периодике, справочниках, СМИ, но и аудио- и видеоматериалы, ресурсы социальных сетей и др.

4. Диссертации, защищенные под руководством ученого со ссылками на базу данных dis-Бегса^ позволяющую получить общее представление о работе.

5. Сведения об учениках исследователя, добившихся в науке значительных результатов и их основные достижения, включая ссылки на аккаунты в социальных сетях, сайты организаций, где они работали, и т. п.

6. Селективные веб-архивы, посвященные деятельности ученого/научного коллектива, состоящие из архивированных сетевых коллекций с фиксацией метаданных и библиографическим описанием каждого документа.

7. Эго-документы, т. е. источники, авторами которых являются конкретные люди и которые, как правило, написаны от первого лица (дневники, письма, записные книжки, мемуары, автобиографии, блоги, форумы и т. п.). Современные эго-документы имеют

тенденцию к цифровизации, к ним относятся, в частности персональные страницы ученых, которые создаются, как правило, самими исследователями, включающими в контент только ту информацию о себе, какую считают важной для профессионального сообщества. На таких ресурсах часто отсутствуют биографические сведения и литература о персоне. Посты в социальных сетях и блогах могут указать на восприятие субъектом научного творчества явлений, происходящих в современной для него научной и общественной жизни.

8. Другие элементы (фото, видео или аудио можно прикрепить с помощью ссылок на источники).

9. Интервью с ученым (относится только к ныне живущим). Можно использовать уже готовые тексты или видео-интервью либо провести свободное интервью по собственной методике.

Предлагаемая структура биобиблиографического ресурса, на наш взгляд, будет комфортной для пользователя, позволит рассмотреть деятельность ученого (не только научную) панорамно, получить максимум сведений о нем на одной площадке.

Исходя из проведенного анализа теории и методики современной биобиблиографии в науке, можно говорить о том, что этот канал научной коммуникации развивается достаточно слабо. Несмотря на появление новых форм и жанров электронной биобиблиографии, методические подходы к ее реализации остаются стандартными. Кроме того, биобиблиографические ресурсы в Сети, как правило, имеют фрагментарный характер и требуют дополнительной оценки достоверности представленных данных (исключение - электронные аналоги печатных биобиблиографических продуктов).

Представляется также, что при создании биобиблиографических ресурсов не в полной мере используются все возможности Сети. Электронная биобиблиография еще не стала полноценным коммуникационным каналом, который на данный момент находится на стадии развития. Перед библиографами открываются широкие возможности для дальнейших исследований.

Список литературы

1. Соколов А. В. Социальные коммуникации: учебник по направлению подготовки 071900.62 «Библио-течно-информационная деятельность (квалификация „бакалавр")». Санкт-Петербург: Профессия, 2014. 288 с.

2. Захарчук Т. В. Биобиблиографические указатели как информационная база исследований субъекта научного творчества // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Санкт-Петербург, 1995. Вып. 9, ч. 1. С. 114-121.

3. Карцев В. П. Социальная психология науки и проблемы историко-научных исследований. Москва: Наука, 1984. 308 с.

4. Минкина В. А. Библиотечно-библиографическое обслуживание в непрерывном образовании специалистов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 1993. 43 с.

5. Ярошевский М. Г. Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). Ленинград: Наука, 1968. 423 с.

6. Библиография. Общий курс / под ред. О. П. Коршунова. Москва: Книга, 1981. 511 с.

7. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. Москва: Искусство, 1991. 586 с.

Referenses

1. Sokolov A. V. Social communications: a textbook for the training program 071900.62 "Library and information activities (qualification 'bachelor')". Saint-Petersburg: Profes-siya, 2014. 288 (in Russ.).

2. Zakharchuk T. V. Biographical indexes as an information base for research on the subject of scientific creativity. Problems of the activities of scientists and research teams. Sai nt-Petersburg, 1995. 9 (1), 114-121 (in Russ.).

3. Kartsev V. P. Social psychology of science and problems of historical and scientific research. Moscow: Nauka, 1984. 308 (in Russ.).

4. Minkina V. A. Library and bibliographic services in continuing education of specialists: abstr. dis. on competition of sci. degree Ph.D. in pedagogy. Saint-Petersburg, 1993. 43 (in Russ.).

5. Yaroshevsky M. G. Ivan Mikhailovich Sechenov (18291905). Leningrad: Nauka, 1968. 422 (in Russ.).

6. Korshunov O. P. (ed.). Bibliography. General course. Moscow: Kniga, 1981. 511 (in Russ.).

7. Ortega y Gasset X. Aesthetics. Philosophy of Culture. Moscow: Iskusstvo, 1991. 589 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.