21. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире / В.Н. Иванов. - М.: Славянский диалог, 1996. - 335 с.
22. Алиева Р.Р. Основные подходы к изучению проблемы формирования организационной культуры будущего учителя / Р.Р. Алиева // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 13. -С. 170-173.
23. Антопольская Т.А. Развитие организационной культуры учреждения дополнительного образования детей: дис. ... докт. пед. наук / Т.А. Антопольская. - М., 2010.
24. Гуревич Л.И. Совершенствование бизнес-процессов как средство развития организационной культуры будущего учителя информатики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Л.И. Гуревич. - Новокузнецк, 2004. - 207 с.
25. Янова М.Г., Игнатова В.В. Основные концептуальные положения становления и развития организационно-педагогической культуры будущего педагога в транзитивном образовательном пространстве: структурно-содержательные элементы / М.Г. Янова, В.В. Игнатова // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2013. - № 6. - С. 42-45.
26. Ушницкая А.Е. Роль культуры организаторской деятельности в организационной культуре / А.Е. Ушницкая // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2013. - № 2. - С. 115-122.
27. Можаров М.С. Интегративная деятельность учителя информатики в социокультурном и педагогическом аспектах / М.С. Можаров // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7-2. - С. 201-202.
28. Можаров М.С. Профессиональная подготовка учителя как субъекта организационной культуры / М.С. Можаров, М.С. Можарова // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 1. - С. 115-120.
БИНАРНЫЙ УРОК КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
© Овчаренко В.А.*, Карасева Л.М.*
Медицинский колледж № 6, г. Москва
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как они предполагают использование сплава из различных педагогиче-
* Преподаватель биологии, кандидат педагогических наук.
* Преподаватель химии.
ских технологий. В статье рассматриваются особенности бинарных уроков: этапы подготовки, структура бинарного занятия, значение интегрированных занятий.
Ключевые слова интегрированный урок, бинарный урок, групповая работа, межпредметные связи, деятельностный подход.
Современные условия требуют новых подходов в реализации современных стандартов образования. И в тоже время имеющаяся методика обучения переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области.
Создаются новые концепции образования, основанные на деятельност-ном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый - т.е. каждый ощущает, что происходит обновление образования [1].
Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у учащихся возникает целостное восприятие мира, формируется деятельностный подход в обучении. В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как они предполагают использование сплава из различных педагогических технологий.
Интеграция - (лат. Integratio < integer целый) - объединение в целое каких-либо частей или элементов (сл. Ожегова).
Бинарный урок - это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей.
В первую очередь, это нетрадиционный вид урока, в подготовке и проведении которого участвуют два преподавателя.
Бинарные уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике, а также:
- служат средством повышения мотивации изучаемых дисциплин;
- создают условия для практического применения знаний;
- развивают у студентов навыки самообразования, так как большую часть подготовки к уроку студенты осуществляют самостоятельно и во внеурочное время;
- развивают аналитические способности и изобретательность;
- обладают огромным воспитательным потенциалом;
- на бинарных уроках происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях, то есть знания формируются на IV уровне.
Такие уроки интересны и студентам, и педагогам. Они сплачивают педагогический коллектив, между педагогами меняются взаимоотношения, кроме того, и у студентов и у педагогов расширяются кругозор и сфера влияния.
Урок по теме ведут два преподавателя, например, биологии и химии, которым необходимо примерно в равной степени представить изучаемый материал с разных точек зрения.
В изучаемых дисциплинах необходимо выделить близкие по содержанию темы. Значительную роль играют психологическая и методическая совместимость преподавателей, готовящих бинарное занятие.
Подготовка к проведению бинарных уроков выполняется в определённой последовательности:
- анализируется фактический материал, который может служить темой урока;
- определяется мотивация изучаемой темы;
- учитывается объём и уровень знаний учащихся по дисциплинам;
- выявляются межпредметные связи не только между изучаемыми дисциплинами, но и устанавливается взаимосвязь с дисциплинами общепрофессионального цикла;
- выбирается наиболее рациональная форма занятия: урок-диспут, урок-диалог, урок-пресс-конференция, урок-игра, урок-исследование и т.д.;
- определяется тип занятия: урок изучения новых знаний, урок систематизации и обобщения знаний, комбинированный урок [3].
Общая структура таких уроков включает:
- вступление - постановка цели, задачи урока, актуализация опорных знаний, необходимых для сознательного восприятия его содержания, сообщение плана работы;
- основную часть - раскрытие содержания учебного материала;
- заключение - подведения итогов, оценка работы учащихся, определение домашнего задания.
В ГБПОУ ДЗМ «МК № 6» регулярно проводятся бинарные занятия по дисциплинам «Биология» и «Химия». Проанализировав содержание программ, были определены такие темы как «Белки», «Углеводы», «Жиры, ли-пиды». Наиболее рациональной для преподавателей и интересной для студентов формой занятия была выбрана форма урока-игры с элементами урока-исследования. В ходе занятия студенты были распределены малыми группами. Групповая форма работы студентов наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественно-научным дисциплинам. Групповая работа предполагает выполнение небольшими группами студентов одинакового для всех задания. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и
результатов работы, обращение за советом друг к другу. В процессе групповой работы повышается интерес студентов к изучаемому материалу. Совместная работа сплачивает студентов, развивает чувство взаимопомощи, поддержки и коллективной ответственности за результат исследования. Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. Правильно организованная групповая работа позволяет повысить результаты учебной деятельности студентов и расширить их представления об изучаемом материале [2].
В данной статье мы приводим конспект занятия по теме «Жиры. Липиды».
№ специальности: 34.02.01.
Дисциплины: химия, биология.
Количество часов: 2.
Тема занятия: Жиры. Липиды.
Вид занятия: Урок комбинированный.
Тип занятия: бинарное.
Курс: 0
Специальность: сестринское дело.
Место проведения занятия: кабинет химии.
Цели занятия:
- обобщить и повторить знания о липидах (жирах), полученные при изучении курса биологии;
- расширить представления о жирах с точки зрения их химических свойств;
- показать практическое значение липидов (жиров) в повседневной жизни человека и в медицине, продолжить формирование общих компетенций студентов и представлений о здоровом образе жизни.
Знать: состав, строение, классификацию липидов (жиров), роль их в организме и в повседневной жизни человека, химические свойства жиров.
Уметь: применять имеющиеся знания для изучения нового материала, выполнения лабораторных опытов, решения задач.
Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие: математика, химия, биология.
Обеспечиваемые: фармакология, гигиена, физиология, патология.
Методы и приёмы обучения:
1) информационно-развивающие (беседа);
2) репродуктивные (работа с учебником и дополнительной литературой, пересказ, инструктаж, выполнение лабораторной работы по инструкции);
3) словесно-репродуктивные (выполнение тестовых заданий);
4) исследовательский, частично-поисковые (наблюдение).
Средства обучения:
Наглядные пособия: мультимедийная презентация, образцы продуктов и материалов, содержащих жиры.
Раздаточный материал: таблица «Функции жиров», тестовые задания, инструкция к лабораторной работе, лабораторное оборудование и реактивы. Технические средства обучения: компьютер, проектор.
Таблица 1
Структура занятия
№ Элементы занятия Время (хронометраж) Деятельность студентов Деятельность преподавателя
1 Оргмомент 2 мин. Приготовление к началу занятия Организация группы для проведения занятия. Д/З.
2 Мотивация 2 мин. Выслушивают сообщение преподавателя Постановка целей и задач занятия
3 Актуализация опорных знаний 12 мин. Выступления студентов с сообщениями о строении и функции жиров с биологической точки зрения (с точки зрения ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, медицины) Активизация студентов на изучение материала
4 Изучение нового материала 40 мин. Изучение химических свойств жиров. Выполнение лабораторной работы. Объяснение материала, коррекция ответов, уточняющие вопросы. Анализ выполнения лабораторной работы.
5 Закрепление и обобщение изученного материала 20 мин. Выполнение тестовых заданий, заполнение таблицы, выполнение упражнений и решение задач. Проверка правильности выполнения заданий
6 Дискуссия «Роль жиров» 7 мин. Выступления студентов Комментарии преподавателя
7 Рефлексия. Подведение итогов. Выставление отметок. 7 мин. Обсуждение итогов занятия. Комментарии преподавателя. Подведение итогов.
Бинарные уроки, проведённые в нашем колледже, показали, что они вызывают большой интерес как у студентов, так и у преподавателей. Такие уроки способствуют более глубокому и качественному усвоению учебного материала по сравнению с традиционными формами и помогают обучающимся по-новому взглянуть на теоретическую подготовку и осознать, что их изучение необходимо для лучшего овладению профессией, поскольку студентам предоставляется возможность увидеть, как теоретические знания применяются на практике.
Список литературы:
1. Габай Т.В. Учебная деятельность и её средства. - М.: МГУ, 2008.
2. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2007.
3. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. Гл. 11. / под. ред. С.А. Смирнова. - М., 2000.