ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ * '\t
Р.М. Асадуллин, И.В. Сергиенко, И.В. Кудинов, Ю.Р. Галиханова БИМОДАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ БГПУ ИМЕНИ АКМУЛЛЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Ключевые слова: бимодальный университет, дистанционное обучение, электронная информационно-образовательная среда, электронный контент.
Аннотация: В статье обозначены предпосылки внедрения в образовательный процесс высшей школы инновационных моделей организации обучения; рассмотрены различные организационные модели дистанционного обучения; выделено и определено понятие «Бимодальный университет» и его составляющих; определены стратегические направления развития БГПУ имени М.Акмуллы как бимодального вуза.
Развитие образовательных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих универсальный, дистанционный, быстрый доступ к информации и знаниям, инициирует развитие педагогических технологий, представляющих новый тип образования - открытое образование. Оно характеризуется непрерывностью, гибкостью, модульностью, самостоятельностью, распределенность; работой на опережение и быстрое реагирование на запросы общества; на обеспечение равного доступа к образованию всем гражданам, независимо от местожительства, возраста, занимаемого положения, должности и с учетом ограниченных возможностей. Все это позволяет увеличить число потребителей образовательных услуг в разы.
Проблемы создания открытого образования, организации и управления образовательной организацией, при использовании дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и программ непрерывного многоуровнего профессионального образования, не сводятся лишь к решению проблем эффективного применение ДОТ в учебном процессе. Использование ДОТ в организации образовательного процесса является важным элементом, определяющим особенности проектирования взаимодействия участников учебного процесса, организацию его деятельности и разработку системы управления его элементами и качеством образования (что находит отражение в периодическом изменении законодательной базы, регулирующей дистанционное образование) [1-3].
Становление системы дистанционного обучения (СДО) приводит к периодическому изменению организации традиционных систем учебного заведения для более четкого функционирования (и организационной поддержки) распределенного учебного процесса, управления организационной структурой вуза. Существующие в настоящее время электронные университеты, организации, занимающиеся дистанционным образованием, можно условно характеризовать, в зависимости от их организационной структуры, тремя моделями: бимодальная модель (on-off-campus model), дистанционная модель(off-campus) и модель консорциума [5]. К модели консорциума относятся организации, состоящие из нескольких взаимодействующих электронных университетов. С помощью консорциумов университеты могут совместно использовать ресурсы и оборудование для предоставления услуг в области образования. Дистанционная модель (в отличие от первой модели) представляет организационную систему, которая реализует только дистанционное образование и не имеет традиционного кампуса. Такие организации разрабатывают собственную учебную политику и присваивают собственные ученые степени; эти электронные университеты и учебные заведения распространены по всему миру. В то же время они могут различаться в зависимости от определенных условий той или иной страны - «национальных» особенностей.
Бимодальная модель представляет организацию, которая совмещает традиционную систему образования и систему электронного университета с дистанционным образованием. В большинстве случаев учебные курсы, программы, учебные пособия и экзамены
едины как для студентов-очников, так и студентов обучающихся дистанционно, которые должны отвечать одним и тем же критериям.
В бимодальных системах дистанционное образование интегрируется в структуру традиционной образовательной модели, и, вследствие взаимодействия двух форм, процесс обучения приобретает новый смысл. В бимодальных учебных заведениях студенты имеют возможность обучаться по дистанционным и очным программам, что дает им дополнительную свободу в составлении индивидуального плана занятий и решать проблемы, связанные с расписанием. В большинстве бимодальных систем дистанционное образование управляется и администрируется специальным подразделением организации. Такого рода учреждение обеспечивает максимально возможную гибкость в плане места и темпа обучения.
Изменяется также роль профессорско-преподавательского состава: при очном обучении в основном преподаватель определяет содержание и качество передачи / получения знаний на лекционных или семинарских занятиях; при дистанционном обучении за содержание и методы обучения несет ответственность не только преподаватель, но и группа тьюторов, методистов, редакторов и технических специалистов. Причем качество преподавания зависит как от преподавателя, так и от специалистов-организаторов дистанционного обучения, а также различных служб, созданных для технической и информационной поддержки студентов. Университеты, работающие по данной модели, обучают студентов очно (в стенах университета) и дистанционно; студенты обеих форм обучения проходят одинаковую программу и сдают одни и те же экзамены (в соответствии с одинаковыми стандартами).
В России существуют организации, использующие модель дистанционного обучения, и предпринимаются практические попытки формирования и функционирования модели консорциума и бимодальной модели. В качестве вуза-лидера, развивающего концепцию бимодального университета, можно назвать Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (БГПУ имени М. Акмуллы). Намечены два этапа стратегии развития университета как бимодального вуза.
Первый этап стратегии - бимодальный университет как массовый распределенный вуз. На данном этапе в 2016-2018 гг. планируется создание сети центров дистанционного доступа на территории РБ, РФ; 2018-2020 - РФ и за ее пределами, разработка и модернизация современного, качественного электронного контента, формирование электронной образовательной платформы.
Второй этап стратегии - бимодальный университет как массовый сетевой вуз, предполагающий создание виртуальной образовательной среды на основе облачных технологий (университетское корпоративное облако) с применением личных мобильных устройств обучающимися в образовательном процессе. Результатом второго этапа станет расширение виртуального образовательного пространства с возможностью доступа к образовательным ресурсам университета из любой точки мира, увеличение числа обучающихся и слушателей.
Для успешного функционирования вуза в качестве бимодального университета необходимо решить ряд задач: создание электронного открытого университета, модернизация единого электронного образовательного портала, формирование электронного учебного и информационно-библиотечного контента в соответствии с требованиями ФГОС, широкий охват потребителей образовательных услуг в регионе и расширение географии потребителей образовательных услуг.
Бимодальный университет представляется современным вузом, ведущим образовательную деятельность на основе единого образовательного контента, электронных библиотечных ресурсов, единого профессорско-преподавательского состава, единого администрирования. Ключевое понятие здесь - информационно-образовательная среда, использующая единые образовательный контент и электронные ресурсы. То есть, формирование электронной информационно-образовательной среды - основная задача современного вуза.
пелпгогичесний журнпл епшкортостпнп N 4(65). во га ёЖ§ЖёЖ5
Технологическая составляющая дистанционного обучения в бимодальном университете развивается на базе проекта «Открытый электронный университет», представляющего современный вуз, осуществляющий образовательную деятельность на основе единой информационно-образовательной среды, с использованием электронного образовательного контента, электронных библиотечных ресурсов, единого профессорско-преподавательского состава, единого администрирования, а также имеющий в качестве структурных подразделений территориально удаленные центры доступа к информационно-образовательным ресурсам в Российской Федерации и / или за рубежом, объединенные посредством интернет-технологий.
Основой Открытого электронного университета в бимодальном университете БГПУ (и завершающей фазой создания открытой виртуальной образовательной среды) станет единый виртуальный образовательный портал. Такой портал представляет собой электронную информационно-образовательную среду вуза, обеспечивающую требования ФГОС
- индивидуальный неограниченный доступ к электронно-библиотечным системам и индивидуальный неограниченный доступ к электронной информационно-образовательной среде вуза. [Электронная информационная среда сегодня определяется как совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от места нахождения обучающихся. Электронная информационно-образовательная среда вуза должна обеспечивать доступ к электронным образовательным ресурсам, к указанным рабочим программам; фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения образовательной программы; формирование электронного портфо-лио обучающегося.]
Портал выступает основным информационным центром в управлении системой дистанционного обучения, содержащим учебно-методическую и дидактическую информацию, содержит электронный учебный контент - электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам образовательной программы и силлабус, что отвечает требованиям глобальной виртуальной среды дистанционного обучения. В настоящее время университетом внедряются в электронный учебный процесс современные пропедевтические электронные учебные продукты (аннотация, глоссарий, слайд-лекции, модульные тестирования, интерактивный тренинг), разрабатываемые с учетом модульности и интерактивности; с использованием элементов контроля за качеством усвоения материала в процессе самостоятельной работы студентов.
Портал предоставляет возможность открытого доступа к электронным ресурсам через центры дистанционного доступа (созданные в учреждениях-партнерах и территориальных единицах) и посредством /Р-адресов (доступ к порталу возможен с любой точки нахождения потребителя образовательных услуг). Это поможет перейти к новой парадигме
- обучение на месте проживания и к новым педагогическим технологиям - безгрупповое обучение на основе индивидуальных учебных планов, безсессионное обучение на основе индивидуальных графиков усвоения знаний и безбумажные технологии на основе информатизации. Данные технологии позволяют реализовать индивидуальную траекторию обучения, что особенно важно для осуществления преемственности образовательных уровней, в особенности высшего и послевузовского образования, а также для освоения дополнительных образовательных программ в соответствии с потребностями общества и рынка труда, способностями и психофизиологическими особенностями обучающихся [4].
К результатам внедрения в образовательный процесс единого виртуального образовательного портала на основе системы оперативного и гибкого реагирования (с учетом стратегии опережающего развития образования) можно отнести:
- поддержку учебного процесса в малокомплектных школах с помощью электронного образовательного контента;
- организацию обучения в пенитенциарных учреждениях;
- создание самого большого в регионе электронного научного, образовательного, информационно-библиотечного контента;
- совершенствование образовательного процесса - экономия бюджетных средств, увеличение дохода от реализации образовательных услуг;
- увеличение контингента обучающихся в университете.
В бимодальном университете система дистанционного обучения должна развиваться исходя из определенных положений:
- программы дистанционного образования должны быть интегрированы в общую систему университетского образования; открытый электронный университет не должен представлять собой отдельное подразделение, единственной формой деятельности которого является обучение студентов-заочников;
- в процесс разработки и коррекции дистанционных программ в первую очередь должны привлекаться преподаватели университета; участие преподавателей университета в разработке дистанционных программ обучения должно стать неотъемлемой частью их педагогической деятельности в университете;
- деятельность по проектам дистанционного обучения должна осуществляться в соответствии с учебными планами, приоритетами, педагогической политикой и системой организации труда, принятыми в университете;
- должна проводиться системная подготовка будущих преподавателей дистанционного отделения и курсы повышения квалификации для тех преподавателей, которые уже вовлечены в процесс дистанционного обучения;
- необходимо для повышения уровня преподавания обеспечить в университете систему оценки и поощрения кадров;
- деятельность университета, направленную на повышение эффективности преподавания, следует рассматривать в научно-исследовательском контексте.
Успешное развитие бимодального университета БГПУ имени М. Акмуллы позволит достигнуть расширение географии обучающихся за счет реализации парадигмы «обучение на месте проживания», благодаря чему сохраняется и приумножается кадровый потенциал региона; обеспечится лидерство на рынке образовательных услуг; многократно повышается не только просветительский и культурный уровень, но и социальная значимость университета в регионе и в России. То есть, миссия бимодального университета БГПУ имени Акмуллы - обеспечение доступности для населения качественного непрерывного образования на месте проживания, а также продвижение российского образования на мировой рынок образовательных услуг.
1. Об образовании в РФ [Текст] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598. - Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194773.
2. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Текст] Приказ Министерства образования и науки от 09.01.2014 №2 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165. - Режим доступа : http://base.garant.ru/70634148/.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. - Режим доступа : http://fgosvo.ru/.
4. Качество высшего образования [Текст] / под ред. М.П. Карпенко [Текст]. М. : Изд-во СГУ, 2012. - 291 с. - С.185.
5. Yenbamrung, Petamaporn. 1992. The Emerging Electronic University: Distance Education for the Twenty-first Century. 16th World Conference of the International Council for Distance Education. Bangkok: ICDE, pp. 317-21. - Режим доступа : http://www.distance-learning.ru/db/el/FC5AC4EB20E98DAEC3256F310024CEF1/doc.html.