Научная статья на тему 'Библия как вероучительный источник для скопчества'

Библия как вероучительный источник для скопчества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
255
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ / СКОПЦЫ / ПРАВОСЛАВНАЯ ТРАДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Курдюмов О. Г.

Статья посвящена анализу вероучительного компонента скопчества. Используя данные историографии XIX в., автор сопоставляет трактовки Священного Писания скопцами и православной традицией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BIBLE AS A SOURCE FOR VEROUCHITELI SKOPCHESTVA

The article is devoted to the analysis of eunuchs' faith teaching. Using the data of the 19th century historiography, the author compares Gospel interpretations given by eunuchs and the Orthodox tradition.

Текст научной работы на тему «Библия как вероучительный источник для скопчества»

О.Г. Курдюмов, ассистент кафедры религиоведения и теологии Орловского государственного университета.

БИБЛИЯ КАК ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ДЛЯ СКОПЧЕСТВА

Статья посвящена анализу вероучительного компонента скопчества. Используя данные историографии XIX в., автор сопоставляет трактовки Священного Писания скопцами и православной традицией.

Ключевые слова: Священное Писание, скопцы, православная традиция.

Отношение скопцов к Священному Писанию, как источнику своего вероучения, было не однозначным. С одной стороны, как и для всех представителей русского мистического сектантства, мнение новых пророков было для них намного важнее древних книг но с другой стороны - практически все скопцы были изначально членами Русской Православной Церкви и сохранили почтительное отношение к текстам Библии. Их лидеры никогда не заявляли, что создали новую религию, пытаясь выдать свое учение за правильное понимание христианства. Они даже всерьез обижались, если кто-то заявлял, что они не христиане [4. С. 594-595]. Учение скопцов действительно весьма расплывчато, часто непоследовательно и неоднозначно, вследствие частой трактовки разнообразными пророками. Поэтому скопцы и решили проблему интерпретации библейского текста весьма удобным для себя способом:"Читая всякое Св. Писание, разумеют, [что - О.К.] все то быть притчи и криво толкуют иносказательным смыслом"[6. С. 60].

Типичным примером такого понимания Библии может служить скопческое толкование евангельского эпизода, описывающего воскрешение Лазаря: "Лазарь в человеке значит разум, а две его сестры, Мария и Марфа, значат Мария - душа, Марфа - плоть, ... это был один человек, ... оный был ... мертв грехами и обвит неверием, и Сын Божий оного уверил и духовно воскресил" [7. С. 190191]. Мысль, конечно, не лишена остроумия, но если бы эти богословы имели бы элементарные знания в экзегетике, они бы наверняка знали, что в Евангелии кроме притч, которые действительно следует понимать иносказательно, содержатся рассказы из земной жизни Иисуса Христа, не нуждающиеся в столь изощренном толковании - ведь речь в них идет о вполне реальных людях.

Впрочем, можно найти и обратный пример слишком буквального понимания текста Евангелия. Речь идет о 12 стихе 19 главы Евангелия от Матфея, который гласит: "есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного". Разумеется, приведенный фрагмент действительно сложен для понимания и требует специального комментария, а не простого следования букве. Христианские богословы, как правило, полагают, что речь в этом стихе идет о монахах

- людях добровольно отказавшихся от супружеской жизни, но не прибегающих для этого к членовредительству [6. С. 119].

Скопцы соглашались с официальной церковью в том, что христианство являет собой продолжение ветхозаветной религии, следовательно, и в древнейшей части Библии должны быть некоторые указания на необходимость оскопления. И их вероучители настойчиво всматриваются в тексты с надеждой найти хотя бы малейшие намеки на это. В связи с этим была переосмыслена концепция первородного греха. Скопческие учителя всегда ставили на первое место практику, а не теорию, поэтому по данному вопросу единой позиции выработано не было. Наиболее распространенны были две теории первородного греха, каждая из которых является искаженным пересказом библейского предания. Первую привел в своем сочинении "История русской церкви" известный исследователь Н. Никольский [9. С. 422], вторую - прославленный ученый XIX века В. И. Даль в своем малоизвестном труде "Исследование о скопческой ереси" [2. С. 66]. Обе теории неизбежно должны были привести неофита к мысли поскорее избавиться, от тех частей тела, которые стали либо

причиной греха, либо явились его следствием.

Скопческие учителя не ограничились толкованием только Евангелий и книг Ветхого Завета. Они пробовали переосмыслить в рамках своего вероучения самую трудную для понимания книгу Библии

- Откровение Иоанна Богослова.

Самым важным для скопцов явилась интерпретация следующего стиха из Апокалипсиса: "Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. ... Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел" (Откр 14:1,4). Здесь пример буквального понимания библейского текста. Под девственниками скопцы, как не сложно догадаться, разумели свою общину. А так как самый простой способ побороть инстинкт к продолжению рода есть оскопление - вывод напрашивается сам собой. Но даже если не заниматься серьезным богословским анализом, а просто внимательно перечитать текст можно убедиться в полной несостоятельности этого толкования. "В таком случае можно было бы подумать, что спасены одни мужчины" [8. С. 142], - рассуждал, критикуя подобную позицию, А. Мень. Разъяснения православной точки зрения по этому вопросу дает архиепископ Авер-кий: "Некоторые толкователи под "девственниками" понимают не девственников в буквальном смысле слова, а тех которые были спасены от тины язычества и идолослужения, поскольку в Священном Писании Ветхого Завета идолослужение нередко называлось любодейством" [1. С. 52].

В цитируемом выше стихе особое внимание было обращено на число 144 000. По свидетельству писателя Ливанова, скопцы ". принимая число 144 000 в буквальном смысле, убеждены, что когда их секта будет простираться до этого числа, т.е. когда оскопленных наберется до 144 000 человек, тогда явится во славе своей Агнец Божий, и тогда наступит окончательное их торжество и вечное блаженство" [5. С. 371]. Поэтому все последователи данного вероучения должны были активно заниматься прозелитизмом - обязательство проповедовать учение скопцов брал на себя каждый неофит при посвящении в общину [7. С. 111]. Любому человеку, попавшему на их собрания, со временем внушается мысль принять "огненное крещение", как они называли известную операцию. И здесь шли в ход самые разные способы психологического давления: от назойливых уговоров до попытки вызвать у неофита чувство вины, с тем, чтобы он искупил ее оскоплением.

Лидеры движения были готовы практически на все для того, что бы достичь заветного числа 144

000, поскольку, кроме желания приблизить конец света, а с ним - благоденствие для всех скопцов,

ими руководил и личный интерес. По свидетельству исследователя А. Д Синявского, оскопившему 12 человек гарантировано Царство Небесное, какие бы грехи он не совершал [10. С. 441]. Но, потратив всю свою энергию на поиск новых жертв, они даже не потрудились справиться с мнением ученых мужей, узнать истинное значение, кроющееся за числом 144 000. Православная экзегетика имеет свое толкование это числа: "Сто сорок четыре тысячи праведников - двенадцать колен израилевых, умноженных на двенадцать - число апостолов, а затем на тысячу, что означает великое множество. Это символическое число полноты верных Христу - ветхозаветная и новозаветная Церковь" [8. С. 140]. За нехитрой арифметикой скрыта глубочайшая мысль, которую скопцы просто проигнорировали, слишком увлекшись буквальным пониманием Священного Писания.

Резюмируя все вышесказанное, важно отметить, что скопческий учителя никогда не стремились дать полный анализ Библии: "К защищению своему берут тексты, кои могут относиться к их пользе, не понимая того с надлежащим разумением" [6. С. 73]. Таким образом, Библия в их вероучении не представляет ценности сама по себе, но лишь служит дополнительным подспорьем для продвижения новоявленными пророками своих собственных идей. Даже те фрагменты, которые признаются истинными, трактуются в свободной манере, не обращая внимания не только на мнение предшествующих толкователей, но иногда даже откровенно игнорируя контекст. Те места Писания, которые следует осмыслять символически, скопцы принимали как буквальное побуждение к действию. И, напротив, самую насыщенную символами книгу Библии Откровение Иоанна Богослова они приняли дословно. Такое вольное обращение с текстом привело скопцов к догматическому тупику: "Настоящая религия приемлет бремя мира как бремя Божие в мире, -писал о подобных религиозных концепциях И. Ильин, - а это учение отвергает бремя мира и не постигает того, что это мироотвержение таит в себе богонеприятие..." [3. С. 187]. Действительно, как риторически спрашивал тот же русский мыслитель: "Если мир создан Богом, то какое право имеет человек призывать к мироотверже-нию?" [3. С. 183]. А ведь скопцы пошли намного дальше бегства от мира: они попытались преобразовать себя путем физического насилия над своим телом, уродуя тем самым и свою душу. Этим они бросили открытый вызов Творцу, исправляя самостоятельно недостатки его Творения. В этом и заключается догматический тупик скопческого вероучения, выход из которого они упорно искали в текстах Священного Писания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аверкий, архиеп. Апокалипсис или откровение св. Иоанна Богослова. М., 1991.

2. Даль В. И. Исследование о скопческой ереси. Ногинск, 2006.

3. Ильин И. А. О сопротивлении злу силой // Ильин И. А. Основы христианской культуры. О сопротивлении злу силой. М., 2007.

4. Кельсиев В. И. Святорусские двоеверы // Отечественные записки. 1867. №10 Кн.2.

5. Ливанов Ф. С. Раскольники и острожники. СПб., 1868.

6. Мельников П. И. Материалы для истории хлыстовской и скопческой ересей. Отдел первый // ЧИОИДР. 1872. Кн. 1.

7. Мельников П. И. Материалы для истории хлыстовской и скопческой ересей. Отдел второй // ЧИОИДР. 1872. Кн. 2.

8. Мень А. Читая Апокалипсис. М., 2000.

9. Никольский Н. М. История русской церкви. М., 2004.

10. Синявский А. Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. М., 2001.

Kurdyumov O.G.

THE BIBLE AS A SOURCE FOR VEROUCHITELI SKOPCHESTVA

The article is devoted to the analysis of eunuchs' faith teaching. Using the data of the 19th century historiography, the author compares Gospel interpretations given by eunuchs and the Orthodox tradition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.