МЕДИАКУЛЬТУРА. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Медиасреда. 2023. № 1. С. 47-52. ISSN2070-0717 (print). Mediasreda. 2023; 1:47-52. ISSN 2070-0717 (print).
Научная статья УДК 070
DOI 10.47475/2070-0717-2023-10110
БИБЛИОТЕКА САУНДТРЕКОВ ЭТНИЧЕСКИХ ПРАКТИК КАК МЕДИАПРОДУКТ: ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ
Григорий Андреевич Барков
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]
Аннотация. Данная статья посвящена изучению проникновения музыкальных традиций китайской, японской и тибетской музыки в современный кинематограф, выявлению влияния духовных, религиозных, культурных этнопрактик на музыку Востока, прослеживанию взаимосвязей между музыкальными культурами разных стран и музыкой кинематографа в условиях глобализации, погружению в традиции восточно-азиатской музыкальной культуры с целью создания собственного медиапродукта - библиотеки саундтреков «Sounds Of East» (для кинематографа и других творческих сфер), созданной на основе музыкальных традиций Китая, Тибета, Японии. Технологической базой медиапроекта стало музыкальное программное обеспечение - VST-плагин (Virtual Studio Technology) - программа для профессиональной работы со звуком, отвечающая всем принятым в мировой саунд-индустрии стандартам. Главная творческая задача, стоящая перед создателем медиапроекта и претворенная в итоговый продукт, -изучение всех аспектов формирования азиатской традиции создания звукоряда и музыкального фона и их переосмысление в форме саундтрека к гипотетическому фильму. В работе над проектом было использовано 13 референсов - интернет-платформ, транслирующих восточно-азиатскую музыку. Целевая аудитория проекта: музыкальные продюсеры, люди творческих профессий, чья деятельность связана с музыкой, искусством и его изучением, энтузиасты, которые работают с этническими элементами в музыке, продюсерами, режиссёрами, операторами и другими людьми, задействованными в коммерческом продакшне. Для библиотеки саундтреков «Sounds Of East» был создан сайт, продвижение проекта состоялось в социальной сети ВКонтакте. На сайте проекта оставили свои контакты 3 человека для дальнейшего сотрудничества с автором. Мы считаем результат продвижения проекта достаточно успешным для такого нишевого проекта, как «Sound of East». В мировом музыкальном киноконтексте очень важно изучение народных музыкальных практик народов Китая, Японии и Тибета. Музыкальные традиции этих народов очень серьезно повлияли на природу понятия «саундскейп» и «саундтрек» благодаря своей созерцательной и глубоко художественной природе.
Ключевые слова: музыка кино, восточно-азиатская музыкальная культура, саундтрек, саунд-индустрия, этнические культурные практики Китая, Японии и Тибета, медиапродукт, технология, библиотека саундтреков «Sounds Of East».
Для цитирования: Барков Г. А. Библиотека саундтреков этнических практик как медиапродукт: технология создания // Медиасреда. 2023. № 1. С. 47-52. doi: 10.47475/2070-0717-2023-10110
For citation: Barkov G. A. The library of soundtracks of ethnic practices as a media product: technology of creation. Mediasreda. 2023; 1: 47-52. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2023-10110
В настоящее время все более очевидно и отчетливо проявляются определенные тенденции в развитии музыкальной культуры мирового кинематографа, которая становится универсальным инструментом искусства и важным элементом в развитии мировой культуры. Эти тенденции, главным образом, сформировались на основе современного постмодерна и метамодерна, но, тем не менее, во многом они сочетаются и с основными правилами и догмами этнических культурных практик Китая, Тибета и Японии.
В музыке кинематографа это взаимовлияние, с нашей точки зрения, проявляется наиболее отчетливо. Необходимо отметить, что к теме взаимодействия музыки и кино в целом обращались различные исследователи, в числе которых О. Л. Девятова (Девятова 2006), С. С. Соковиков (Соковиков 2015),
С. В. Лунев (Лунев 2017), М. А. Новоселова (Новоселова 2019) и др.
Изучению культурных и религиозных аспектов жизни народов Китая, Японии и Тибета посвятил свои работы Г. С. Померанц (Померанц 2015). И. С. Урбанаева анализировала духовные основы тибетской цивилизации (Урнаева 2013).
М. В. Есипова занималась изучением традиционной японской музыки (Есипова 2012), а П. И. Буцык классифицировала все традиционные тибетские музыкальные инструменты, включив в характеристику в том числе и информацию о символическом значении инструмента (Буцык 2017). Ж. Ло рассмотрел тенденции развития музыки китайского кино во взаимосвязи с социокультурными процессами, происходящими на фоне взаимодействия национальных и западных традиций (Ло 2021). Т. С. Сергеева, исследуя кинематограф Дальнего Востока, выявила неразрывную связь музыки фильма - «аудиовизуального решения» - с традиционной эстетикой этих стран и отметила в качестве весьма продуктивной для научных исследований идею о выделении фильмов стран Дальнего Востока в «контекстно-символический (дальневосточный) тип аудиовизуального решения» (Сергеева 2018 : 75). В то же время Т. С. Сергеева подчеркнула актуальность и неразработанность данной научной области, которая требует «комплексных междисциплинарных методов исследования, включая востоковедческие, музыковедческие, искусствоведческие, философские, культурологические, киноведческие и другие» (Сергеева 2018 : 69).
Исследованием же развития современной музыки в широком смысле занимался А. Вихров (Вихров 2013) и Д. Бирн (Бирн 2020), музыкальной индустрии как одной из частей креативной экономики - В. Ю. Петров (Петров 2019), киномузыки в культурном пространстве - С. С. Соковиков (Соковиков 2015) и др.
H. Б. Кириллова и Е. А. Вошева, исследуя киномузыку, акцентировали внимание на том, что музыкальное искусство в кинематографе значительно недооценено, и это мешает ему развиваться как самостоятельному и полноценному течению в музыке (Кириллова, Вошева 2022).
В мае 2023 года в Санкт-Петербурге на базе Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена была защищена диссертация Ц. Сяо «Музыка в кинематографическом искусстве Китая ХХ века» (Сяо 2023). Автор посвятил исследование рассмотрению и анализу процессов становления и эволюции жанров вокальной киномузыки на протяжении XX века в творчестве китайских композиторов.
На протяжении тысяч лет становления и развития восточно-азиатских народов китайская культура во всем ее многообразии и противоречивости была основополагающей для всего региона. Китай всегда оправдывал статус страны-лидера, а военное расширение зоны влияния Китая очень часто уступало место распространению его духовного влияния. На данный момент абсолютно все государства региона, а также некоторые государства в Океании имеют основную или дополнительную азбуку с китайскими иероглифами, а в системе образования большое внимание уделяется китайскому языку и искусству. В этом контексте совершенно очевидно, что и в плане музыкального искусства Китай является тем самым вдохновителем, который сначала делился своим наследием с соседями, а сегодня полностью открыт для западных музыкантов и композиторов и в то же время перенимает опыт последних. Стоит сказать, что в китайской культуре западный человек смог найти для себя много новых, еще невиданных, но в то же время очень понятных посланий.
Понимание этнической музыки Китая немыслимо без погружения в духовные и религиозные практики, которые в свое время были распространены на его территории и стали отражением менталитета китайского народа. Буддизм, конфуцианство и даосизм (или Сань Цзяо) глубоко проникли в китайский быт и культуру, поэтому они также нашли отражение и в народной музыке.
Профессор Г. С. Померанц дал самый исчерпывающий в отечественной науке ответ на вопрос: что такое культура буддистского Востока? Изучая основы философии даосизма и конфуцианства, он выделил основные черты, характерные для буддистских культур:
I. Нигилистическое отношение к священным символам.
2. Подозрительное, часто нигилистическое отношение к эрудиции, книжной мудрости.
3. Нигилистическое отношение к традиционным формам религиозной практики.
4. Отказ от рассудочного определения основных категорий и ценностей (часто приобретающий характер интеллектуального гротеска, граничащего с юродством).
5. Истина признается разлитой в природе: «Тело, которое я созерцаю, неотличимо от Будды».
6. Высказать истину «в лоб» нельзя, можно только намекнуть на нее.
7. Высшей ценностью признается переживание своего единства с миром.
8. Поиски «высшего мига» в самой обыденной обстановке (Померанц 2015).
В традиционной культуре Японии и Тибета во многом сами собой проводятся параллели с гегемоном -Китаем, это неудивительно, учитывая контекст развития азиатского общества с его догмами о почтении старших, образом «роевого общества» и культурным нигилизмом (Дай 2005). Самый главный японский термин искусства - «моно-но аварэ», означающий всеобъемлющее «печальное очарование вещей». Культура и философия этой страны возводит в культ увядающую природу всего живого и сочувствует его ветхости
и эфемерности (Есипова 2012). Это, в определенной степени, проявление метафорического мышления, и эти же черты касаются насквозь пропитанной буддистским мистицизмом тибетской культуры, где вместо традиционного обряда захоронения умерших, который даже в Китае выглядит вполне цивилизованно, происходит почти недосказанно образное: тело относят на вершину горы, где его поедают стервятники (Урбанаева 2013). Данные принципы пронизывают культуру этих народов насквозь.
Киносаундтрек достаточно специфичен как инструмент воздействия на зрителя, и поэтому для него важно обращаться к чувственной стороне искусства, основанной на образности и метафоричности. В истории культуры это не первый пример: культура Дальнего Востока, в частности его доминанта - Китай, а также буддистские центры Японии и Тибета, во многом стали первопроходцами и законодателями в сфере переноса образов, метафор и символов культурного и духовного этнонаследия на музыкальное кинополотно.
Актуальность медиапроекта «Sounds Of East». Современная музыкальная сторона кинематографа нуждается в комплексном изучении элементов восточно-азиатской культуры с художественной стороны, которые используются в создании музыкального и звукового фона, тем более, если это касается проработанного саунд-дизайна в кино, который работает напрямую со смыслом «картинки» и кадра. Очень многое в этом плане для музыки кино остается незаполненным и пробелы, при должном развитии и финансировании, могут быть восполнены нашим проектом.
Мы составили описание конечного потребителя нашего продукта (ЦА - целевая аудитория): в первую очередь, это музыкальный продюсер, который в своей профессиональной среде сталкивается с задачами создания полноценных саундскейпов, больших звуковых дорожек и многочасовых саундтреков для медиаконтента разного характера. Также наш проект нацелен на людей, чья профессиональная деятельность связана с музыкой, искусством и его изучением, энтузиастов, которые работают с этническими элементами в музыке, продюсерами, режиссёрами, операторами, другими людьми творческих профессий, задействованными в коммерческом продакшне. Пол, возраст, достаток, уровень профессионального роста не имеют значения.
В киномузыке Китая, Тибета и Японии, которая является центром нашего исследования и создаваемого нами медиапродукта, есть значительные элементы нигилизма и метафоричности. Работая над медиапроектом, мы досконально изучили техническую сторону музыкального вопроса: именно это позволило нам описать принцип работы музыкального плагина «Sounds Of East». На Рис. 1 представлен пост-анонс в соцсети ВКонтакте от 05.05.2023 о запуске сайта проекта «Sounds Of East» и возможности приобретения демо-версии музыкальной библиотеки.
Ф
Sound Of East - музыкальная библиотек« „
Продвигать
Всем привет! Спусти так мнего еремени и ожидвнии мы сады сообщить. что запускаем сайт проект? 'Sound Of Easi' Теперь у sac будет возможность приобрести демо-версию ношей музыкальном библиотеки.
Также на сайта аы можете оставить свояэ почту для тоге, чтобы в будущем мы могли сообщать вам о апдейтах и глобальных обновления*.
В скором времени планируется запуск страницы в цифровом магазине Native Instruments
Ссылка на сайг. . . .^ecrt^3blD04JÜriö-W3
ScuidofEffit
fHtjeci7361M4 МШв AS
Q? « О ¿> G 12
Рис. 1. Пост-анонс медиапроекта «Sounds Of East» в соцсети ВК
Базой, на которой создавался наш медиапроект, стало музыкальное программное обеспечение, точнее -VST-плагин (Virtual Studio Technology) - программа для профессиональной работы со звуком со всеми принятыми в мировой саунд-индустрии стандартами. Для основы мы используем готовое программное обеспечение, встраиваемое во все известные секвенсоры, разработанное немецкой компанией Native Instruments - Kontakt 5. Данная программа примечательна тем, что уже включает в себя элементы VST-
плагина, отлично сочетаясь со всеми DAV, при этом предоставляя возможность внутри своего интерфейса создавать основу для музыкальных библиотек в проприетарном (т. е. закрытом) формате. Несмотря на «тяжеловесность» такой программы, она имеет неоспоримые преимущества перед любыми другими софтверными продуктами. Этот пункт полностью нивелирует недостатки ее использования внутри секвенсорных программ и позволяет нам разрабатывать основу проекта, не обращая внимания на аппаратные и программные ограничения.
В современном музыкальном продакшн-мире существует огромное количество способов распространения и использования библиотек как платных, так и бесплатных, а также множество маркетплейсов и сетевых программных магазинов. Более того, официальная контент-площадка компании Native Instruments поощряет наполнение своего каталога продуктами малоизвестных музыкальных студий и энтузиастов. Иными словами, само комьюнити музыкантов дает возможности, которыми легко и просто воспользоваться.
А теперь рассмотрим вопрос о наполнении нашей музыкальной библиотеки: она будет содержать простой интерфейс из одного параметра и трех пресетов, которые будут разделяться по признаку национальных музыкальных традиций Китая, Японии и Тибета. Параметр, который будет меняться в зависимости от положения вращающейся виртуальной ручки, будет отвечать за изменение частотности, инструментальности и полноты аранжировки, а также за использование в той или иной степени традиционных этнических элементов в синтезируемом звуке. Итоговая музыкальная дорожка должна отображать и «передавать» слушателю «символические и духовные значения» (Бирн 2020). Во многом именно поэтому наш проект требовал глубокого погружения в восточноазиатскую философию, так как звуковое наполнение этих национальных школ во многом зависит от смысла, который тот или иной звук означает и передает. Очень часто использование низкочастотных звуков наподобие «дроуна» - музыкальной практики в современном саундтреке - играет символическую роль наполнения слушателя негативными эмоциями и призвано скрыть главную цель - ввести аудиторию в транс. Использование низких ударных в больших количествах в современном кино служит для создания ритма, интенсивность которого напрямую соотносится с действием и его эмоциональной нагрузкой на экране, - в моменты битвы ударные ускоряются, а в моменты напряжения увеличивают время такта. Для японской и тибетской традиции культовой музыки эти параметры были важны для управления эмоциональным фоном слушателя, и ее истоки можно найти как в традиционном японском театре, так и в культуре буддисткой службы тибетских монахов (Буцык 2017). Использование хора и сольной партии в китайской, а затем в японской и тибетской музыке необходимо для буквальной передачи смыслов и сути философии через художественное начало. Именно по таким пунктам будет строиться звуковой ряд, который будет состоять из очень серьезно проработанных и полных аранжировок. Их ментальное наполнение будет меняться в зависимости от параметров, описанных выше.
Данный плагин концептуально объединяет в себе все новаторские и отличающие культуру дальневосточного региона приемы и практики в одну единую библиотеку, которой очень удобно пользоваться профессионалам музыкальной сферы, благодаря универсальности самой библиотеки и ее высоким уровнем совместимости с любым профессиональным программным обеспечением.
Однако при создании проекта мы столкнулись с двумя проблемами: первая и важнейшая - отсутствие готовой концепции продвижения, ведь библиотека «Sounds Of East» - абсолютно новый продукт, которому нужно грамотное и четкое SMM-планирование и хорошие PR-инструменты для взаимодействия с аудиторией; вторая - нишевость проекта и необходимость показать пользу продукта для целевой аудитории. Было принято решение продвигать нашу саунд-библиотеку в социальной сети Вконтакте. По итогам продвижения в группе увеличилось количество подписчиков до 45-ти, увеличился охват аудитории за счет партнерской интеграции в паблике. Теперь люди, связанные с музыкальной индустрией, осведомлены о нашем медиапроекте, на сайте оставили свои контакты 3 человека. При этом планируемый результат по контактам - один человек, что можно считать успешным результатом продвижения для такого нишевого проекта, как музыкальная библиотека «Sound of East».
Выводы. В настоящее время мы имеем большие возможности для изучения музыки во всех ее проявлениях. Музыка восточно-азиатского кинематографа сегодня является наименее изученной и очень перспективной темой для дальнейшего анализа, исследователям еще только предстоит выявить ее влияние на аудиовизуальные решения современного мирового кинематографа и определить ее места и роль в нем. Музыкальные традиции этих народов очень серьезно повлияли на природу понятия «саундскейп» и «саундтрек» благодаря своей созерцательной и глубоко художественной природе. Мировая кинематографическая культура уже на протяжении многих лет использует опыт музыкантов и духовных деятелей восточной Азии, народы которых развивались в очень тесном контакте своих культурных пространств, при этом сумев сохранить национальную идентичность, менталитет и духовные основы. Мировое комьюнити композиторов и саунддизайнеров от кинематографа также нуждается в углубленном
изучении восточно-азиатской музыкальной культуры, постижение природы звука в рамках культурных и духовных этнопрактик Востока приведет к гармоничному и обоснованному включению музыки этого направления в художественную ткань современных кинофильмов.
Список источников
1. Бирн Д. Как работает музыка : книга / пер. с англ. Альпина-Нон-Фикшн. Москва : Альпина-Нон-Фикшн, 2020. 399 с.
2. Буцык П. И. Традиционные тибетские музыкальные инструменты: классификация // Санкт-Петербургский государственный университет. Opera Musicologica. 2017. № 4 (34). С. 212-223. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=30739664 (дата обращения: 05.05.2023).
3. Вихров А. Современная музыка: абсурд, кризис или постмодернизм? // Журнал Время культуры. 29.04.2013. URL: http://vremyakultury.ru/sovremennaya-muzyka-absurd-krizis-ili-postmodernizm/ (дата обращения: 09.05.2023).
4. Дай Ю. Элементы традиционной культуры в новой китайской музыке «периода открытости» : дис. ... канд. искусствоведения : специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство». Нижний Новгород, 2006. 163 с.
5. Девятова О. Л. Музыка в экранном медиапространстве: проблемы, решения, перспективы // Экранная культура в современном медиапространстве: методология, технологии, практики: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 01-03 октября 2006 года). Отв. редактор Н. Б. Кириллова. Москва; Екатеринбург: Общество с ограниченной ответственностью Медиа-холдинг «Уральский Рабочий», 2006. С. 106-113. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=26668259 (дата обращения: 09.05.2023).
6. Есипова М. В. Традиционная японская музыка: энциклопедия. Москва : Рукописные памятники древней Руси, 2012. 296 с.
7. Кириллова Н. Б., Вошева Е. А. Феномен киномузыки в социокультурном пространстве и в практике современных творческих индустрий // Челябинский гуманитарий. 2022. № 2 (59). С. 34-42. DOI: https://doi. org/10.47475/1999-5407-2022-10206.
8. Ло Ж. Музыка китайского кино: тенденции развития // Музыка в пространстве медиакультуры: сборник статей по материалам Восьмой Международной научно-практической конференции (Краснодар, 14 апреля 2021 года). Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2021. С. 225-227.
9. Лунев С. В. Современные тенденции в производстве музыки для кино // Профессиональное музыкальное искусство в контексте мировой культуры: материалы V Международной научно-практической конференции (Самара, 24 апреля, 2017 года). Редколлегия: Т. В. Свитова, В. В. Иванов. Самара: Самарский государственный институт культуры, 2017. С. 215-221. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29666631 (дата обращения: 05.05.2023).
10. Новоселова М. А. Специфика взаимодействия музыки и кино: классификация // Общество: философия, история, культура. 2019. № 2 (58). С. 77-81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36939183 (дата обращения: 05.05.2023). DOI: 10.24158/fik.2019.2.16
11. Петров В. Ю. Музыкальная индустрия как отрасль креативной экономики России // Экономика глазами молодых: материалы Региональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых (Томск, 17-20 апреля 2019 года). Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. С. 100-104.
12. Померанц Г. С. Некоторые течения восточного нигилизма (диссертация на соискание степени кандидата исторических наук) / под общ. ред. М. А. Блюменкранца. Харьков: ООО «Издательство права человека», 2015. 312 с. URL:https://imwerden.de/pdf/pomerants_nekotorye_techeniya_vostochnogo_ religioznogo_nigilizma_2015.pdf
13. Сергеева Т. С. Особенности традиционной эстетики в музыке фильмов стран Дальнего Востока // Вестник ВГИК. 2018. № 3 (37). С. 66-77.
14. Соковиков С. С. Пространство киномузыки и киномузыка в культурном пространстве: популярная культура как контекст // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015. № 4 (44). С. 36-43.
15. Сяо Ц. Вокальная музыка в кинематографическом искусстве Китая ХХ века: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения : специальность: 5.10.3 Виды искусства (музыкальное искусство). Санкт-Петербург, 2023, 21 с.
16. Урбанаева И. С. Как и почему Тибет стал «центральной страной» буддизма // Гуманитарный вектор. 2013. № 4 (36). С. 212-223.
Информация об авторе Г. А. Барков - студент факультета журналистики.
Научный руководитель: Журавлева Анна Аркадьевна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теории медиа факультета журналистики Челябинского государственного университета.
Статья поступила в редакцию 18.06.2023; одобрена после рецензирования 25.06.2023;
принята к публикации 25.06.2023. The article was submitted 18.06.2023; approved after reviewing 25.06.2023; accepted for publication 25.06.2023.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.