Научная статья на тему 'Библиографический указатель трудов В. А. Якубского'

Библиографический указатель трудов В. А. Якубского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
163
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Studia Slavica et Balcanica Petropolitana
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ST.-PETERSBURG UNIVERSITY / СЛАВИСТИКА / ИСТОРИЯ ПОЛЬШИ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / SLAVIC STUDIES / HISTORY OF POLAND
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библиографический указатель трудов В. А. Якубского»

УДК 34:342.4

«не допустить россию до распадения»: астраханская народно-монархическая партия в правоконсервативном движении начала XX в.*

Е.М. Михайлова

Рассмотрены организационное и идеологическое оформление региональной правоконсервативной Астраханской народно-монархической партии в начале XX в., ее политические и социально-экономические позиции. Предпринята попытка изучения общественно-политической деятельности региональной правой партии в контексте исторических изменений начала XX столетия.

Ключевые слова: революционное движение; политические партии; правомонархическое движение; правый консерватизм; император; народ; кружки.

E.M. Mikhaylova. «DO NOT ALLOW TO RUSSIAN DECOMPOSITIONS»: ASTRAKHAN PEOPLE MONARCHIST PARTY IN THE RIGHT-WING CONSERVATIVE MOVEMENT OF THE EARLY XX CENTURY

Address the institutional and ideological form of the Astrakhan regional wing conservative People’s Monarchist Party in the early XX century, its political and socio-economic position. Attempts to investigate the social and political activities of the regional right-wing party in the context of historical changes of the early XX century.

Keywords: revolutionary movement; the political party; pravomonarhicheskoe movement; conservative right; the emperor; the people; mugs.

Революционная стихия в России начала XX в. способствовала формированию противоборствующих политических сил. Закономерным с точки зрения политического развития ответом на революционные события стало оформление консервативных сил.

20 ноября 1905 г. астраханский губернатор Б.Л. Гронбчевский сообщал в Департамент полиции, «...хотя цель трехдневной патриотической манифестации - противодействие социал-демократической партии -была достигнута, ибо социал-демократы более уже открыто не выступали, однако, инициаторов патриотических манифестаций не удовлетворяло случайное скопление сторонников монархического строя: принимая во внимание прекрасную организацию противной партии, лица эти решили организовать в Астрахани Народную монархическую партию. В настоящее время уже избран и действует Комитет этой партии, в числе 15 человек, а в одно из ближайших заседаний имеет быть заслушан проект Программы партии.» [11, т.1, с. 18]. 12 ноября 1905 г. инициаторы создания Астраханской народномонархической партии (АНМП) призвали своих сторонников собраться у астраханского Кремля для рассмотрения проекта программы и составления верноподданнической телеграммы императору. [Как сообщалось в том же рапорте, воззвание распространялось в количест-

ве 3000 экземпляров]. С 13 ноября партия начала свою деятельность.

Основная цель, с которой была создана Астраханская народно-монархическая партия, формулировалась в следующих положениях ее устава: «1) Не допустить Россию до распадения. 2) Оберечь Царя. 3) Прекратить смуту. 4) Поддерживать в народе искони присущие ему чувства: преданности Престолу и святой Православной Церкви и не допускать глумления над ними. 5) Дать первенствующее значение голосу народа (выделено в программе - Е.М.)» [4, д.1, л.5 об.]. В разделе «Основные взгляды партии, которые изменению не подлежат», программы АНМП были определены ее основные политические позиции и задачи: «1) Оберегание свободы и вольностей, дарованных манифестами от 6 августа и 17 октября 1905 г. 2) Единение Царя с народом (выделено в документе - Е.М.), как догмат. 3) Оберегание Священных Прав Государя Императора и Его обновленной Самодержавной Власти в единении с народом, к Которому народ мог бы прибегнуть как к своему единственному Защитнику в том случае, если

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) (проект №12-11-21010а «Правоконсервативное движение начала XX века в Поволжье в контексте модернизационных процессов»).

Государственная Дума будет действовать несогласно с желаниями и верованиями народа: иначе прежнее своеволие бюрократизма может перейти в своеволие думских партий, от которых негде будет искать защиты. 4) Главенство Православной Церкви при полной свободе прочих вероисповеданий. 5) Охранение единства и могущества России. 6) Прежде всего, интересы крестьянского и рабочего сословий и вообще бедного класса» [4, д.1, л.1].

Председателем вновь образованной партии стал астраханский купец, владелец музыкального магазина Нестор Николаевич Тиха-нович-Савицкий, по своему авторитету и активности превзошедший практически всех лидеров поволжских правых организаций, бессменно руководивший партией со дня образования до прекращения ее деятельности.

Вскоре начался довольно активный процесс численного роста партии. По сообщению «Вестника Русского собрания», уже к 1 декабря 1905 г. в ней насчитывалось более 4000 членов. А через полтора месяца, к 13 января 1906 г., ее численность достигла свыше 6000, и, как сообщал тот же «Вестник.», «преимущественно простого народа, и запись в нее продолжается непрерывно» [1]. В следующем номере «Вестника.» от 17 февраля 1906 г. сообщалось о 12 тыс. членов АНМП, перед выборами в I Государственную Думу появлялась информация и о 13 тыс. членов народно-монархической партии по г. Астрахани [9, №8, с.109], а в октябре 1906 г. - о 18 тыс. [11, л.23]. [Для сравнения, согласно рапорту астраханского губернатора в Департамент общих дел, в октябре 1906 г. в Астраханской губернии существовали еще такие партии: конституционно-демократическая партия с численностью более 3 тыс. чел.; Союз 17 октября, в рядах которого состояло не более 1000 чел.; партия правового порядка с численностью не более 500 чел.]. В целом к октябрю 1907 г. на территории Астраханской губернии, помимо легализованного в это же время Астраханского патриотического общества, было организовано до 57 отделов АНМП.

В организационном плане АНМП отличалась четко выраженной партийной вертикалью: партией руководил комитет из 15 человек во главе с председателем, ему подчинялись приходские старшины, собираемые комитетом по мере необходимости; к приходским старшинам приписывались сотники, к последним, в свою очередь, десятники. По этой иерархии партийные распоряжения, принимаемые комитетом, передавались в первичные отделы, как

правило, с грифом «к неуклонному исполнению» [4, д.1, л.3-4 об.; 12, 1908, 14 февр.; 1910, 17, 19 февр.].

При партии функционировала охранная дружина, имевшая форму в виде белой папахи и синего кушака, символизировавшую защиту национальных устоев российской государственности. Основной задачей дружины являлась охрана порядка во время собраний и торжественных мероприятий. При вступлении в дружину дружинники давали клятву служить государству. Торжественные мероприятия АНМП проводились с сопровождением охранной дружины, находившейся под контролем Департамента полиции и астраханского губернатора. К январю 1907 г. в ней состояло 40 дружинников.

По подобию Главной Управы объединенного русского народа как центрального органа по объединению правомонархических сил и достижения «возможного единообразия» на местах стали создаваться областные и губернские управы. Для координации действий правых организаций Нижнего Поволжья была создана Астраханская областная управа. Ее влияние распространялось, кроме Астраханской губернии, на Уральскую и Семиречен-скую области, а также на Среднюю Азию (ее отделы имелись в Ташкенте, Асхабаде и других городах).

Концептуальной основой политической деятельности стал принцип охранительства традиционных устоев. В этом АНМП не отличалась от других правоконсервативных партий. Триада официальной народности «Православие, самодержавие, народность» выступала квинтэссенцией политико-идеологической позиции партии. В разъяснениях о своих взглядах на общественно-политическую модель российского развития АНМП в «Русской правде» писала: «1. Православной Вере - первенство и терпимость ко всем неизуверным исповеданиям. 2. Самодержавному Царю - верховная неограниченная власть, находящаяся в непрерывном, ничем не заслоняемом общении с народом; Думе и Государственному Совету, согласно основным законам, деловая разработка законодательных предложений и бдительный надзор (контроль) за исполнением Царской Воли всеми чиновниками, ответственными за всякое уклонение от велений закона. 3. Русскому народу - действительное главенство в Империи, им созданной, ибо: «Россия для русских». Инородцам, вошедшим в великую семью русского народа с «собственной землей», - равенство гражданских прав и сохранение особенностей, не посягающих на единство и

целость Российской Державы» [12, 1906, 26 окт.].

Выступая за сохранение неограниченной самодержавной власти, АНМП отказывалась признать Государственную Думу как орган власти и отвергала ее законодательный характер. Как писал Н.Н. Тиханович-Савицкий, «народу нужен царь самодержавный, богачам нужны - конституция и парламент. когда государь будет ограничен и министры будут в зависимости от Думы, то банки, капиталисты и т.п. при помощи поставленных из своих людей или подкупленных членов Гос. [ударственной] Думы и Государственного] Совета начнут проводить нужные им законы, поддерживающие их интересы и взгляды, совершенно противоположные интересам и взглядам средних и низших классов трудящегося населения, которое попадет в полную зависимость от богатых» [10, т. 2, с. 553]. Вместо Государственной Думы как нового «бюрократического нароста» астраханские правые предложили созвать Государеву Думу, «состоящую действительно из лучших людей, известных в стране своими высокими познаниями, своей работоспособностью, а не из такого невежественного в государственных делах набора, который, при теперешних порядках, обыкновенно попадает в Думу» [12,

1907, 26 окт.].

С точки зрения партии, народно-демократический характер русского самодержавия подтверждался самим его ходом исторического развития. «Россия, в отличие от всех европейских стран, - подчеркивало сь и в разработанных председателем партии «Основных положениях народных монархических союзов», - страна глубоко народная или, как теперь говорят, -демократическая» [10, т. 2, с. 554]. «Монархия должна быть самодержавна по форме и демократична по своим задачам (курсив автора слов - Е.М.); или ее совсем не будет» [12, 1906, 23 нояб.], - утверждал Н.Н. Тиханович-Савицкий.

Одним из постоянных объектов критики правоконсервативных партий, в том числе и АНМП, стала бюрократия. На эти недостатки власти указывал в выступлениях в «Русской правде» в 1906 г. Н.Н. Тиханович-Савицкий: «Самодержавие сошло со своего истинного пути! Охваченное со всех сторон цепкими когтями бюрократизма, оно разобщилось с народом, замкнулось и само себя упразднило, превратившись в абсолютизм» [12, 1906, 23 нояб.]. «Монархическая государственность требует более серьезных изменений» [10, т. 2, с. 553], - писал он и в мае 1916 г., подчеркивая необходимость поиска такой оптимальной

формы государственного устройства, которая сочетала бы полноту власти монарха с институтом «верных советников от земли».

Характеризуя Думу как «бюрократический нарост», АНМП предлагала вместо нее созвать Государеву Думу, «состоящую действительно из лучших людей, известных в стране своими высокими познаниями, своей работоспособностью». Партия неоднократно инициировала кампании против Государственной Думы, добиваясь ее роспуска, бойкотировала выборы в IV Государственную Думу. Председатель АНМП Н.Н. Тиханович-Савиц-кий отмечал, что если монархисты не смогут составить подавляющего большинства, то следует «дать гг. министрам левую Думу из социалистов и кадетов, преимущественно из социалистов» [14, с. 8], и что левая Дума желательнее Думы октябристской и националистической, так как правительство будет вынуждено ее распустить. Партия предлагала изменить систему выборов в Думу для обеспечения представительства в ней интересов крестьянства и рабочих.

Последовательная и принципиальная в сохранении единства и неделимости Российского государства АНМП, вместе с тем, выступала за развитие «широкого местного самоуправления». Ее программа предусматривала расширение круга ведомства земства и городских управлений. Предлагалось увеличение представительства крестьянства в органах земского самоуправления. «Широкое местное самоуправление, в основе которого должен лежать приход», выступало в качестве той народно-политической организации, которая интегрирует все институты государства, возведя их в единое, цельное, духовно взаимосвязанное строение. На органы местного самоуправления должны были возлагаться функции самостоятельного обсуждения и решения местных дел, распределения податей и налогов с учетом возможностей налогоплательщиков. Самоуправлению вменялись бы дела местного суда, школ и «других учреждений, возникающих согласно местной потребности» [12, 1906, 16 нояб.; 1907, 26 окт., 27 янв.].

Для многонациональной и поликонфес-сиональной России значимую проблему составлял этноконфессиональный вопрос. В данном вопросе АНМП исходила из принципа «главенства Православной Церкви» при «свободе всех вероисповеданий, за исключением тех, которые противны нравственности и государственному порядку», а также «равенства всех русских подданных перед законом». На вопрос, могут ли инородцы быть членами

АНМП, комитет партии в печати дал следующее разъяснение: «Монархисты не делают никакого различия между национальностями при условии, чтобы эти национальности были бы проникнуты братскими чувствами к русскому народу и жили бы с ним одной дружной семьей». Такой подход вменялся также членам партии в отношениях с проживавшими в Астраханском крае национальными меньшинствами - «не допускать враждебных отношений к другим народностям и вероисповедованиям» [4, д.1, л.1, 6; 12, 1907, 11 янв.].

Партия выступила за полное уравнение в правах старообрядцев с остальными русскими.

Вместе с тем, партии были характерны антисемитские позиции: она требовала изгнать из рыбных промыслов евреев, ограничить прием евреев в вузы и гимназии 5-ю процентами, не допускать евреев в армию и флот, не допускать расширения черты еврейской оседлости и т.п. АНМП организовала ряд акций, направленных на ограничение прав евреев при поступлении в гимназии и высшие учебные заведения и вытеснение евреев из предприятий рыбопромышленности Астраханского края. В то же время караимов, как обиженных евреями, признавала за равноправную с другими народность.

В области экономики АНМП придерживалась принципов государственного протекционизма и создания условий развития «русской» торговли и промышленности. «Правительство должно прекратить свое невмешательство в экономическую жизнь страны» [12, 1907, 26 окт.], - требовала АНМП. Астраханские правые предлагали «освободить от евреев» отечественную промышленность и ограничить приток иностранного капитала и иностранных товаров в российскую экономику и рынок. Для решения аграрного вопроса АНМП, признавая, что «ныне существующий порядок владения землей привел крестьянское население, занимающееся земледелием, к разорению», предложила три варианта земельной реформы с предоставлением крестьянам свободного выбора одного из них с учетом местных особенностей. Первый вариант предусматривал замену крестьянского общинного владения землей подворным на правах родовой собственности при сохранении крестьянских обществ как активных хозяйственных единиц. Разделенная на хозяйственные участки земля передавалась в полную собственность семьи в лице домохозяина и переходила на правах законного наследования от хозяина к его детям. Право продажи реализовывалось на условии, что сыновья его или другие законные наследники

в течение двух лет имеют право выкупа, как это предусматривалось в законе о родовых имениях. Продажа земли посторонним лицам

- не членам сельского общества - запрещалась. В следующем варианте предлагалось облегчение перехода крестьян от общинного владения землей к подворному на праве собственности. Для исключения возможностей сосредоточения надельной земли в одних руках, каждому крестьянскому двору должно было быть предоставлено право приобретать надельной земли не более установленного (с учетом местных особенностей и качества земли) на каждого трудоспособного члена семьи. Третий вариант допускал отмену общинного землевладения, но с переходом земли в собственность крестьянина без права продажи ее.

При земских и волостных управлениях АНМП предложила создать особые всесословные комитеты для решения таких экономических вопросов села, как создание продовольственных запасов, приобретение по льготным ценам земледельческих орудий, выписка сортовых семян, обустройство крестьянских дворов, улучшение медицинской помощи, устройство касс мелкого кредита и т.д. На них же возлагалась культурно-просветительская деятельность: развитие сети библиотек, подписка периодических изданий, проведение просветительских бесед и т.д. [4, д.1, л.2].

Партия категорично выступала против разрушения общины и против столыпинской аграрной реформы. Указ от 9 ноября 1906 г. рассматривался как путь к дальнейшему обнищанию и обезземеливанию крестьянства. Председатель АНМП Н.Н. Тиханович-Савицкий по этому поводу писал: «Столыпин и октябристы, стоящие за принятие полностью закона 9 ноября, позволяющего крестьянам, выделяясь из общины, продавать эту выделенную землю, принадлежащую не только им, но и их детям, этим самым образуют класс безземельных крестьян, пустят на голодовку тех слабых мужиков, которые не удержатся от продажи своей земли, и их неповинных детей; отдадут часть крестьянства в руки кулаков и жидов и превратят этих крестьян в золоторотцев и батраков» [12, 1909, 16 окт.].

Одним из важных для Астраханского края вопросов был рыбный. В своих выступлениях АНМП предусматривала защиту интересов промыслового рыболовства. Партия выдвинула требование о необходимости «выкупа в пользу казны рыболовных частновладельческих вод и передачи казенных рыболовных вод в аренду крестьянским и мещанским обществам, артелям рыболовов». С ходатай-

ством реализации данного требования партия обращалась в Совет министров. В программных заявлениях АНМП звучали такие требования, как защита «трудящихся и обремененных» маленьких людей от произвола и порабощения капиталу», «правительство не должно допускать эксплуатации одних классов населения другими» [12, 1907, 11, 18 янв., 4 февр., 26 окт.].

В области социальной сферы базовыми основами социальной политики государства АНМП определила следующие положения: «социально-монархическая идея государственного управления», «прежде всего, интересы крестьянского и рабочего сословий и вообще бедного класса». В этом направлении партия выдвигала такие требования, как создание рабочих трудовых артелей, предоставление им льготных кредитов; создание выборных посреднических комиссий из работодателей и работников и третейских судов для урегулирования социально-экономических споров; постепенное уменьшение рабочего дня (вплоть до 9-ти часов); открытие при заводах и фабриках бесплатных библиотек и читален; организация на фабрично-заводских предприятиях бесплатного медицинского обслуживания; развитие системы охраны детского и женского труда, устройство при заводах и фабриках яслей; развитие системы санитарно-технической безопасности; полный запрет обязательных сверхурочных работ; государственное страхование на случаи болезни и старости и др. За рабочими признавалось право экономических стачек и забастовок, «не нарушающих общественный порядок». В предвыборных платформах и в печати АНМП заявляла о необходимости постепенного перераспределения собственности «в пользу простых трудовых людей» [4, д.1, л.5 об.; 12, 1906, 23 нояб.; 1907, 11, 18 янв.].

АНПМ предлагала изгнать из профсоюзов представителей социалистических партий, создать выборные посреднические комиссии из представителей рабочих и фабрично-заводской администрации для установления минимального размера заработной платы, неоднократно обращалась к председателю Совета министров с ходатайством о решении земельного, водного и рабочего вопросов.

Не обошла АНМП и вопросы школьного образования. Основной его задачей партия видела воспитание патриотизма и национального самосознания, формирование русского человека с духом русской державности. Партия разъясняла: «школа должна удовлетворять

потребностям знания как людей, живущих трудом своих мышц, так и тех, которые жи-

вут работой умственной, а главная цель ее должна состоять в возможном развитии умения работать, одинаково нужного для всякого человека и единственно способного увеличить имущественное и духовное состояние народное, а не в раздаче каких-то прав и преимуществ. Задачи же просвещения заключаются в раскрытии христианских истин, хранящихся в Церкви». Партия предложила провести школьную реформу, началом которой должно было стать введение всеобщего образования. Данное предложение АНМП впоследствии нашло поддержку и других поволжских правых партий и организаций. Кроме этого АНМП предложила ввести систему бесплатного обучения детей из неимущих слоев населения в начальной школе. Для одаренных детей из неимущих семей АНМП предлагала ввести бесплатное образование и в старших классах. Более того, АНМП выступила за предоставление всем «без различия сословного происхождения» равных условий для поступления в высшие учебные заведения [4, д.1, л.2; 12, 1907, 27 янв.].

Важнейшей задачей общества и государства в условиях падения нравов, по мнению лидеров партии, должна была стать борьба за нравственность общества, осуществлять которую правые предлагали различными мерами. Чтобы остановить распространение порнографической литературы, АНМП обратилась к астраханскому губернатору с просьбой активнее использовать полицию в прекращении «этой бесшабашной деморализации простого народа». Она также обратилась в Главный комитет Союза русского народа с ходатайством, чтобы тот принял все меры для борьбы со столичным клубом порнографов. Комитет АНМП направил председателю Совета министров П.А. Столыпину и в Синод письма с ходатайством запретить продажу «средств против беременности или способствующих вытравлению плода» [12, 1907, 26 июля; 1908, 30 окт.].

Одной из первых в регионе АНМП 25-

29 августа 1907 г. провела съезд представителей монархических кружков и организаций Астраханской губернии. На съезде обсуждались такие вопросы, как о выборах в III Государственную Думу, о мерах к ослаблению пропаганды революционных партий, о способах для мирного развития монархических организаций в пределах Астраханской губернии. Предполагавшийся для рассмотрения вопрос «о выяснении неотложных нужд населения губернии» был запрещен товарищем министром внутренних дел С.Е. Крыжановским. По итогам работы съезд принял ряд резолюций. По вопросу об участии

в выборах в III Государственную Думу было принято решение не проводить «усиленной предвыборной агитации» и «разъяснить населению взгляды монархистов на главные современные вопросы, как то: земельный, о контроле над расходованием государственных денег и др.». Для борьбы с революционной пропагандой предусматривались немедленное привлечение к судебной ответственности лиц, «подстрекающих население к смуте и другим незаконным действиям»; ходатайство «о немедленном и неуклонном привлечении к ответственности лиц, подстрекающих население к смуте и другим незаконным действиям, а также хулителей религии и Царского имени»; техническое переоснащение полиции; чистка учительских кадров; устройство народных чтений и бесед, народных читален; распространение газет и брошюр патриотического содержания и т.д. Предлагалось также установить строгий контроль за деятельностью старшин и сельских старост, «заместить должности волостных сельских писарей лицами безусловно нравственными и вполне благонадежными». На съезде обсуждался также вопрос о состоянии рыбопромышленности Астраханского края. По этому вопросу съезд принял решение не допускать «на рыбные промыслы приемщиками евреев, несмотря ни на какие ходатайства со стороны рыбопромышленников» [11, 1907 г., д.117, л.1-2об.; 13, 1906, 6 сент.]. Для борьбы с ростом алкоголизма было принято решение ходатайствовать об усилении контроля над продажей спиртных напитков и принятии действительных мер против тайных шинков, открыто торгующих в селах. Съезд рассмотрел также вопрос об основных направлениях деятельности правых союзов по «патриотическому» воспитанию. В этом отношении было принято несколько постановлений, предусматривающих проведение народных чтений и бесед, распространение литературы религиозного и монархического содержания, открытие народных читален, подписку правомонархических периодических изданий. Правым организациям рекомендовалось немедленно обратиться в Главный совет СРН в случаях, когда «акцизные чиновники заставляют выписывать газеты революционного направления».

В соответствии с решениями астраханского съезда комитет АНМП обращался с ходатайствами в различные инстанции: к губернатору

- с просьбой запретить тайную продажу спиртных напитков и отпуск их в винных лавках несовершеннолетним и снизить цены на хлеб и муку; в Св. Синод - о недопущении предпраздничных представлений и трактирных

увеселений как понижающих «общее религиозное настроение» и оскорбляющих «верующую часть общества и народа».

При поддержке епархиальных властей при партии с целью «утверждения православной веры и русского патриотизма» в 1906 г. было открыто отделение «Православного Братства Животворящего Креста Христова». В ведение отделения входили финансовая помощь бедным приходам, публичное обсуждение вопросов церковно-общественной и церковно-хозяйственной жизни, создание благотворительных учреждений Братства, распространение духовной литературы, открытие школ и т.п.

В 1908 г. партией была открыта бесплатная начальная школа «Братства Животворящего Креста Господня». Для координации ее работы при комитете АНМП был создан школьный совет, куда вошли протоиерей Д.Фаворский, П. Горохов, Ф.Д. Соколов, А.З. Сиротин, Н.Х. Коровин. «Блюстителем» школы был избран член комитета АНМП Н.Х. Коровин. В 19081909 гг. в ней насчитывалось 40 учеников, в 1910 г. - 72.

16 сентября 1907 г. по негласной инициативе комитета АНМП с целью «содействовать выяснению, укреплению в общественном сознании и проведению в жизнь исконных начал и бытовых особенностей русского народа, особенно же незыблемой Верховной Самодержавной Неограниченной власти Царской, опирающейся на лучших людей, выборных от народа, первенствующего значения интересов русского народа и его православной веры» была создана культурно-просветительская организация Астраханское русское патриотическое общество (Астраханское патриотическое общество - АПО), легализованное 11 октября 1907 г. В состав распорядительного комитета АПО вошли: смотритель духовного училища И.А. Попов, купец К.А. Дворецкий, ректор Астраханской духовной семинарии архимандрит Иоанн (Левицкий), директор народного училища, действительный статский советник К.М. Аммосов, епархиальный наблюдатель А.Н. Литницкий, С.И. Козлов, Ф.Д. Соколов (член Комитета АНМП), священник о. Д. Фаворский, мещанский староста А.З. Сиротин, редактор «Епархиальных ведомостей» И.Н. Литницкий, директор гимназии А.Н. Воробьев, купец С.И. Захаров. Численность Общества в январе 1908 г. составляла 200 чел., в январе 1916 г. - 160 чел. АПО участвовало в религиозных чтениях Кирилло-Мефодиевского братства, приобретало периодические издания для своей читальни при епархиальной библиотеке и т. п. В донесении

начальника Астраханского губернского жандармского управления товарищу министра внутренних дел С.П. Белецкому от 31 января 1916 г. отмечалось, что общество официально ничем себя не проявляет, но члены этого бывшего общества, «как интеллигентные, образованные и влиятельные лица, дают опору монахической партии, поддерживая ее своими советами и осведомляя ее о настроении общества и народа» [8, №4, с. 140].

В 1908 г. АНМП создала особую комиссию по рыбным вопросам под председательством П. Мамврийского, куда вошли: секретарем -

В.Ф. Соколов, членами - В.И. Абольянин, А.Д. Сыромятников, И.Д. Ломакин, П.П. Антропов, Н.Г. Воробьев, М.П. Молчанов, В.Я. Душин. На заседаниях комиссии, работавшей с 28 января по 14 марта 1908 г. и приглашавшей на свои заседания ловцов, рыбопромышленников и рыботорговцев, обсуждались самые разные вопросы: о вылавливаемом для экспорта в целях производства искусственного жемчуга мальке, о рыбной промышленности по западному побережью Каспийского моря, о заповедных водоемах, о защите красной и частиковой рыб, об упорядочении системы рыбного надзора и т.п. Итогом деятельности комиссии стал доклад, содержащий довольно подробные выводы и предложения по улучшению рыбопромышленного производства в астраханском крае и представленный в комиссию по рыбным вопросам при Главном управлении земледелия и землеустройства. К лету 1908 г. при АНМП был открыт отдел русских служащих на Астраханских рыбных промыслах с целью «противодействовать революционной пропаганде на промыслах, ведомой преимущественно евреями; поднять русское самосознание среди промысловых служащих, доселе почти сплошь революционизированным; оградить их интересы и противодействовать мирным путем евреям, которые вытесняют русских с промыслов и лишают их куска хлеба», председателем которого был избран член комитета АНМП Ф.Д. Соколов [3, д.155, л.69]. В тех же целях партия выступила с ходатайством «об облегчении развития русской рыболовной промышленности на Амуре», направленным управляющему землеустройством и земледелием, неоднократно обращалась в комитет по делам рыболовства в Петербурге и к управляющему Каспийско-Волжскими промыслами с просьбами облегчения переселения на Дальний Восток астраханских рыбаков.

Нередко радикальные высказывания АНМП по ряду общественно-политических вопросов вызывали со стороны властей соответ-

ствующее отношение. Так, если в 1906 г. АНМП в своих предвыборных платформах заявляла о поддержке правительства П.А. Столыпина как «внесшего в страну успокоение и успешно осуществившего в короткое время много полезных для народа мероприятий» [12, 1906, 26 окт.], то впоследствии партия постоянно критиковала правительство П.А. Столыпина как ведущего страну «к революции». Ряд номеров «Русской правды» был конфискован властями «как способные возбудить в население враждебное отношение к власти» [3, д.156, л. 4-14; 12, 1907, 13 дек.;

1908, 13 апр., 6 мая; 1909, 31 янв., 23 апр., 2 мая, 16 сент., 1 окт.; 1910, 14 февр.; 1911, 1 марта]. Названия статей и сообщений дают наглядное представление о характере остроты поставленных в газете вопросов. На 15-й номер за 1909 г. был наложен арест за статьи: «Читайте и понимайте», где автор возмущался «удалением» с важных военных должностных постов патриотов-генералов и существованием «тонко задуманного и ловко осуществляемого адского плана» развала России; «Возмутительная политика», осуждавшая политику русского правительства в Персии; «Жиды в Астраханской гимназии», где ряд сановных лиц, включая П.А. Столыпина, названы «жидолю-бами» [12, 1909, 17, 23 апр.]. За подзаголовок «Новые Основные Законы, идущие в разрез со всеми манифестами Государя Императора, внесшие в умы населения полнейший разлад и обещающие бесконечную смуту в будущем, должны быть изменены», который стал с 1908

г. в «Русской правде» постоянным, временный редактор газеты, член главного комитета АНМП А.Е. Руднев по требованию астраханского губернатора И.Н. Соколовского был привлечен к суду [Был приговорен Саратовской Судебной палатой к штрафу в 25 руб., после подачи кассационной жалобы в Сенат приговор Судебной палаты был отменен.] [4, д. 2, л.66;

12, 1908, 28 нояб.]. В 1908 г. по обвинению в распространении «заведомо ложных слухов и сведений о деятельности должностных лиц и правительственных установлений, могущих возбудить в населении враждебное к ним отношение», редактор-издатель газеты, председатель АНМП Н.Н. Тиханович-Савицкий был привлечен к суду. Обвинение предъявлялось за ряд статей, в частности, за статью «Член главного Комитета», где сообщение о суде над А.Е. Рудневым дополнялось редакторским комментарием «.предстоит интересный для всей монархической России процесс, в котором один из представителей правительства будет обвинять верноподданного за исполнение им

верноподданнической присяги» и т.п. В 1909 г за статьи «Развращение детей и женщин с разрешения Правительства», «Бессознательная подготовка революции Столыпиным и октябристами», «Шаткий путь», «Не волнуйтесь», осуждавшие политику П.А. Столыпина, за обращение к «Старшинам и монархистам» с заявлением о предательстве Государственной Думой православной веры в угоду «жидам, полякам и масонам» Н.Н. Тиханович-Савиц-кий был приговорен Окружным судом к трем месяцам тюремного заключения [После кассационной жалобы в Правительствующий Сенат Н.Н. Тиханович-Савицкий был оправдан.] [4, д.2, л.30; д.7, л.20; 12, 1911, 6 янв.].

Первая мировая война была встречена правыми партиями с патриотическим подъемом. Однако первоначальный подъем в условиях превращения войны в позиционную сменился разочарованиями и пониманием приближающегося кризиса властей. Значительно сократилась и численность правых партий и организаций. Подобная тенденция, характерная для всей России, проявлялась и в Астраханской губернии. К началу 1916 г здесь осталось 2 организации - АНМП и Астраханское патриотическое общество, ограничившие свою деятельность городом Астраханью и не имевшие вне губернского центра никаких отделов. В них насчитывалось около 3160 человек [8, № 4, с. 139-140; 5, с. 32-33].

На общем фоне спада и идейно-организационного кризиса правомонархического движения заметно выделялась Астраханская народно-монархическая партия, активизировавшая, в отличие от многих правых партий и организаций, свою деятельность в этот период. Во время Первой мировой войны она предотвратила поставку для фронта крупной партии некачественного товара [13, с. 324], выступила в числе организаторов созыва Саратовского (1915) и Нижегородского (1915) совещаний уполномоченных правых организаций. Изменились и многие позиции АНМП. В период Первой мировой войны АНМП выдвинула требование установить в стране сильную, твердую власть и ввести диктатуру. Выступавшая в начальный период своей деятельности за расширение прав органов самоуправления, сейчас партия сменила свою позицию на требование существенного ограничения полномочий земских и городских органов самоуправления. Более категоричными звучали позиции АНМП в этноконфессиональ-ном вопросе. Партия выдвинула требование ужесточить демографическую политику в отношении нерусских народностей России:

«численность других народов государства Российского, не принадлежащих к русскому племени, не должна превышать одной трети всего населения русского; если же новые завоевания или добровольные присоединения или естественный рост иноплеменного населения превысят соотношение это, то излишек должен быть выделен в автономные области под властию государства Российского или признан владениями колониальными» [10, т. 2, с. 555].

АНМП регулярно проводила партийные собрания с обсуждением насущных политических и социально-экономических вопросов. Обратимся к предмету обсуждений некоторых из заседаний. 15 ноября 1915 г. на общем собрании АНМП было принято решение о ходатайстве перед правительством о немедленном введении закона, карающего ссылкой в каторжные работы за взяточничество, за финансовые недочеты, за повышение цен на предметы первой необходимости, за укрывательство от исполнения воинской повинности; о назначении сенаторской ревизии над деятельностью Всероссийских союзов земств и городов; о привлечении к уголовной ответственности городских голов, председателей земских управ и председателей других учреждений за вынесение беззаконных резолюций, посягающих на подрыв верховной власти; о привлечении к уголовной ответственности бывшего министра внутренних дел князя Н.Б. Щербатого, допустившего вынесения во время войны подобных резолюций; об увольнении и привлечении к уголовной ответственности лиц, вступивших в «желтый» (Прогрессивный) блок, в том числе и членов Государственного Совета; о роспуске Государственной Думы и Государственного Совета на период войны и запрете обсуждения в Думе вопросов, «которые в стране могут вызвать распри и волнения в народе»; о монополизации правительством военно-промышленного производства [4, д.5, л.32; 8, № 4, с. 140]. Постановление АНМП поддержали и другие правые отделы.

На общем собрании старшин АНМП 27 марта 1916 г. значительное внимание было уделено деятельности общественных организаций. Партия приняла решения: не допускать «узаконения» Союза земств и городов; передать полномочия комитета земского и городского союзов правительству, образовав для этого особое ведомство; закрыть военнопромышленные комитеты и ограничивать полномочия земских и городских органов самоуправления [2]. На собрании в мае 1916 г. обсуждались вопросы, связанные с

обеспечением «скорейшей» победы на фронте. Собрание приняло решение «просить г. военного министра об опубликовании фамилий лиц, освобожденных, по каким бы то ни было причинам, от призыва в действующую армию». На этом собрании рассматривались также вопросы об основных направлениях противоалкогольной работы. Для контроля над производством и продажей спиртных напитков было принято решение ходатайствовать перед правительством о запрете их свободной продажи, выкупе государством всех частновладельческих виноградников, применения наказания (вплоть до каторжных работ) в отношении лиц, занимающихся производством и тайной продажей спиртных напитков [8, №7, с. 123].

Однако следует отметить, что вся партийная деятельность АНМП свелась в основном к деятельности его председателя. Н.Н. Тихано-вич-Савицкий был единственным из лидеров правых партий и организаций Поволжья, кто в последние дни самодержавной власти проявлял необычайную политическую активность. Н.Н. Тиханович-Савицкий многократно отправлял Николаю II и исполнительным органам телеграммы с требованиями «ужесточить» власть, «обуздать» Прогрессивный блок, левую печать, распустить Думу. Он рассылал в эти дни губернаторам письма с призывом помочь правым в их борьбе против «революционных выступлений». Председатель АНМП установил регулярную переписку с руководителями правых организаций, прежде всего, провинциальных, для объединения действий правых сил. В 1916 г., когда в печати публиковались статьи, порочащие императрицу и обвинявшие за «немецкие» корни, выступил в ее защиту. В конце 1916 г.

Н.Н. Тиханович-Савицкий предпринял поездку в Петроград, где был принят царицей, а также встречался с министром иностранных дел А.Д. Протопоповым, министром юстиции Н.А. Добровольским, обер-прокурором Гаевым, председателем Госсовета И.Г. Щегловитовым и другими высшими лицами. Как отметил о нем в эти дни Департамент полиции, «в дело партии ушел весь, в ущерб своим торговым делам» [4,

д.7, л.8; 10, т.2, с. 616-617; 8, № 7, с. 126].

Значительная активность председателя АНМП проявлялась, по сути, при бездействии рядовых членов партии.

В условиях ухудшения внутриполитической ситуации в стране осенью 1916 г. лидер астраханских правых обращался в различные органы власти с призывами предпринимать действия по предотвращению революции. В

телеграмме к Николаю II от 2 декабря 1916 г. он призывал: «Если сейчас же не будут приняты самые решительные меры, мы войну проиграем... Государь, попустительство, уступки и полумеры - не по времени. Возроди правительство, сосредоточь всю полноту и ответственность власти в руках одного лица, сильного, энергичного, с широким государственным размахом и инициативой, лица безусловно правого. Торопись, государь, торопись, или война будет проиграна» [10, т.2, с. 596].

30 декабря 1916 г. Н.Н. Тиханович-Са-вицкий отправил Николаю II конфиденциальное письмо, где предупредил о готовящемся «государственном перевороте» и формирующемся «временном правительстве», называя при этом такие имена, как руководители Земского и Городского союзов ГЕ. Львов и М.В. Челноков, член Главного комитета Всероссийского Союза городов Н.И. Астров, член Государственной Думы, лидер кадетов П.Н. Милюков, один из лидеров партии октябристов, председатель ЦВПК А.И. Гучков, член II-IV Государственных Дум, видный деятель кадетской партии А.И. Шин-гарев, члены ЦК кадетской партии П.Д. и П.Д. Долгоруковы и др. Для предотвращения революции он предлагал немедленно распустить Государственную Думу и Главный комитет Союза земств и городов, формировать новый комитет, назначенный правительством, приказать губернаторам открыто поддерживать правых гласных и правых общественных деятелей, призывая к решительным действиям: «С этим надо покончить как можно скорее. Полумеры только раздражают. все в вашей власти: допустите - все может быть; не допустите - ничего не будет. Советующие прибегать к крутым мерам, дабы не раздражать «общественность», не правы; полумеры только раздражают и восстанавливают. Решительная мера ударяет сильно. Но с ней сразу примиряются» [8, № 8, с. 90-91; 10, т.2, с. 604-606].

Последнее собрание Астраханской народно-монархической партии состоялось 15 января 1917 г. Вскоре наступили февральские дни. После ареста председателя Н.Н. Тихановича-Савицкого 3 марта 1917 г. партия была распущена.

список литературы

1. Вестник Русского собрания. 1906. 10 февр.

2. Волга. 1916. 27 апр.

3. Государственный архив Астраханской обл. (ГААО). Ф.1. Оп.19. Д.155-156.

4. Государственный архив Астраханской обл. (ГААО). Ф.745. Оп.1. Д.1-7.

5. Кирьянов Ю.И. Численность и состав крайних правых партий в России (1905-1917 гг.): тенденции и причины изменений // Отечественная история. 1999. № 5. С. 29-43.

6. Михайлова Е.М. Астраханская народномонархическая партия // Русский консерватизм середины XVIII - начала XIX века. Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2010. С. 41-44.

7. Михайлова Е.М. Астраханская народномонархическая партия // Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. М.: Институт русской цивилизации. 2008. С. 45-48.

8. Переписка правых и другие материалы об их деятельности в 1914-1917 гг. (Ю.И. Кирьянов) // Вопр. истории. 1996. № 1. С.113-133; № 3. С.142-165; № 4. С. 135-155; № 7. С. 106-129; № 8.

С. 78-100;№ 10.С. 119-143.

9. Правые и конституционные монархисты в России в 1907-1908 гг. (Ю.И. Кирьянов) // Вопр. истории. 1997. № 6. С. 104-124; № 8. С. 92-117.

10. Правые партии. 1905-1917. Документы и материалы. В 2-х тт. (Ю.И. Кирьянов). М., 1998. Т. 1. 1905-1910 гг. 719 с.; Т. II. 1911-1917 гг. 815 с.

11. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.1284. Оп.187. Г.1906. Д.157; Г. 1907. Д. 117.

12. Русская правда. 1906-1911.

13. Степанов С.А. Черная сотня в России. 1905-1914 гг. М.: Изд-во ВЗПИ: А/О «Росвуз-наука», 1992. 330 с.

14. Тиханович-Савицкий Н. Должны ли мо-

нархисты принимать участие в выборах в 4-ю Государственную Думу. Астрахань: Паровая

новая русская типография, 1912. 8 с.

15. Тиханович-Савицкий Н. Новые Основные Законы и Царские Манифесты. Астрахань, 1908. 20 с.

МИХАЙЛОВА Елизавета Михайловна — доктор исторических наук, зав. кафедрой философии, истории и педагогики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: e.mihailova@rucoop.ru

MIKHAYLOVA, Elizaveta Mikhaylovna — Doctor of Historical, Head of Department of Philosophy, History and Pedagogy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: e.mihailova@rucoop.ru

УДК 165.24

ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ В НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.Н. Насиров

Рассмотрены особенности изучения предмета социального познания в натуралистической парадигме и изучен парадигмальный метод социального действия в философских дисциплинах.

Ключевые слова: социальное действие; парадигмы социального познания; парадигмальный метод социального познания; предмет социального познания; феномен социальной жизни; натуралистическая парадигма; философия.

M.N. Nasirov. SUBJECT OF SOCIAL AND FEATURES ITS STUDY NATURALISTIC PARADIGM

The features of the study of the subject of social cognition in naturalistic paradigm and studied paradigmatic method of social action in the philosophical disciplines.

Keywords: social action; social cognition paradigm; paradigmatic method of social cognition; the subject of social cognition; the phenomenon of social life; the naturalistic paradigm; philosophy.

Предметы социального познания весьма разнообразны, важнейшими из них следует признать социальное взаимодействие, социально-исторические типы, социальные институты и процессы и т. д. Одним из основных предметов социального познания является социальное действие, к которому проявляют одновременный интерес как философское

мышление, так и общественные науки. Для философии социальное действие интересно в первую очередь тем, что оно, в отличие от социального поведения, имеет осознанный характер и потому допускает установление значения для действующего субъекта, т.е. ценности. Таким образом, данный феномен социальной жизни обладает имманентной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.