Экономические науки
Economic sciences
УДК 336.71
БЕЗРАБОТИЦА В МОНОПРОФИЛЬНЫХ ГОРОДАХ:
ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
Е.А. Абрамова, А.Н. Ильченко, О.Л.Ксенофонтова
Ивановский государственный химико-технологический университет
В статье проанализирована одна из главных проблем монопрофильных городов в период кризиса - безработица, предложены пути ее решения.
Ключевые слова: безработица, моногород, региональная политика, Ивановская область.
Безработица - это один из главных макроэкономических индикаторов, который непосредственно отражает текущее состояние экономики страны. Рост уровня безработицы приводит к снижению доходов населения, а, следовательно, и снижению покупательской способности, падению доходов организаций, снижению заработной платы по конкурентным рабочим местам, так как предложение превышает количество вакансий, а соискатели готовы работать и за меньшую заработную плату. Безработица так же оказывает отрицательное влияние на демографическую обстановку в стране, на развитие социальной инфраструктуры и социальной сферы в целом.
В 90-е годы безработица в России носила массовый характер. Самый высокий уровень безработицы в нашей стране был зафиксирован в 1995-2000 г.г,- до 7 млн. чел. имели официальный статус безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в РФ ежегодно снижался. А в 2007 году была достигнута минимальная отметка - 4,2 млн. чел. Мировой финансовый кризис вызвал произ-
водственный спад во многих экономических отраслях. В октябре 2008 года пошла волна сокращений. С конца 2008 года наблюдается рост уровня безработицы
- 5,8 млн. чел. В 2009 году данный показатель повысился до 6,2 млн. чел., а в 2010 году достиг 6,7 млн. чел. [12].
Для российского рынка труда характерно преобладание скрытых (латентных) процессов над открытыми. В России зафиксирован феномен неформальной занятости как среди работников, задействованных в экономике (вторичная занятость), так и среди лиц, формально признанных безработными. Находясь в трудном материальном положении, люди, не имеющие постоянного места работы, более активно занимаются поиском доходов, нежели занятое население. Некоторое распространение среди безработных имеют репетиторство, частные уроки, производство потребительских товаров на продажу, «совместительство» на производственном предприятии. Однако, наиболее весомыми, с точки зрения доходов, являются услуги населению по строительству, ремонту, пошиву, уличная
торговля, торговля товарами, привезенными из-за рубежа, содержание частных предприятий. И здесь уже речь о самозанятости этой группы населения [1,10], что далеко не всегда отражается в статистике безработицы.
Вариантность форм занятости способствует формированию гибкого рынка труда, поддерживает доходы населения, предотвращает массовое обнищание. На определенном временном промежутке неформальная занятость способна оказывать определенное компенсирующее влияние на социальную сферу, что, отчасти, объясняет отсутствие массовых открытых социальных конфликтов.
На состояние региональных рынков труда также существенное влияние оказывает миграция. Она представляет собой перемещение населения в поисках рабочих мест или с целью увеличения личных доходов, при этом общей закономерностью является движение кадров из бедных регионов в более богатые, где шире возможности для зарабатывания средств.
Безработица - это проблема характерная не только для России, но и для многих стран, в том числе и европейских.
Например, в Испании, уровень безработицы которой поднялся до 19%, Советом министров был принят проект, согласно которому планируются создание рабочих мест, модификация гарантий прав трудящихся по временным контрактам и увеличение гибкости рынка труда. Законопроект предполагает активное привлечение молодежи к работе, в частности, расширение практики стажировок. Кроме того, испанские власти предлагают поднять планку пенсионного возраста с 65 до 67 лет, отменить досрочный выход на пенсию, существенно сократить пенсии по вдовству. Таким образом, министры планируют уменьшить расходы на пенсионное обеспечение. Правительство так же запустило программу «Покупай испанское». Потребителей всячески стимулируют и агитируют
приобретать национальные товары, так как это позволяет поднять спрос на товары внутреннего производства и тем самым поможет сохранить большее количество рабочих мест [13].
Безработица в Ирландии достигает 25%. А это вполне сопоставимо с тем, что было в США во времена Великой депрессии. При этом стоит заметить, что безработица в Ирландии находится на таком высоком уровне даже после того, как страну покинули многочисленные иностранцы, прибывавшие в нее по той простой причине, что уже многие годы здесь был экономический подъем. Сегодня экономика Ирландии находится в упадке [14].
В Великобритании уровень безработицы достиг 4,5%. В стране запущена программа «Британская работа - для британцев». Ее суть заключается в том, что работодатели в целом ряде отраслей в течение недели после создания вакансии должны искать только британских кандидатов на нее. Если они не будут найдены за неделю, то следует начинать отбор и иностранцев [14].
В России особенно остро проблема фактической безработицы встала в моногородах в 90-е и «нулевые» годы. Моно-профильность означает, что основная часть трудоспособного населения города работает на одном предприятии или в одной отрасли, что приводит к возникновению социальной напряженности в условиях постоянного спада объёмов производства. Таким образом, чем больше функций у города, тем устойчивее положение его трудоспособного населения. Монофункциональные города наиболее уязвимы в своем социально-экономическом развитии, особенно в условиях современной нестабильной макроэкономической ситуации [2].
Монопрофильные города, как сложилось исторически на протяжении десятилетий, являются основой советской и российской экономики. В целом в монофункциональных населенных пунктах,
производящих примерно 40% суммарного ВРП Российской Федерации, в настоящее время проживает порядка 25% всего городского населения страны или 25 млн. человек [9]. В среднем по России на монопрофильные города приходится
43% общего числа городов, а в трех федеральных округах Приволжском, Уральском и Сибирском их доля превышает 50%. Отметим, что и в 20 субъектах РФ более половины городов - монопрофильные (табл. 1).
Таблица 1
Распределение монопрофильных городов по федеральным округам, 2009г. [8]
Федеральные округа Общее число городов Моно- профильные города Доля монопрофильных городов в общем числе городов, % Субъкты РФ, в которых доля монопрофильных городов превышает 50% от общего числа городов
Центральный 308 122 40 Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Рязанская, Тульская области
Северо- западный 145 60 41 Республика Карелия, Ленинградская область
Южный 135 39 29
Приволжский 135 85 63 Пермский край, Кировская область, Нижегородская область
Уральский 115 71 62 Свердловская, Тюменская, Челябинская области
Сибирский 130 65 50 Алтайский, Красноярский край, Кемеровская, Читинская области
Дальне- восточный 66 26 39 Сахалинская область, Чукотский АО
Российская Федерация 1034 468 43 20 субъектов Федерации
Протекающие во многих субъектах РФ негативные процессы в социально-экономическом развитии, наиболее остро проявляются в монопрофильных городах, определяющих специализацию регионов. Сложившаяся во многих монопрофильных городах критическая ситуация в экономике негативным образом отражается не только на занятости, но и на развитии социальной инфраструктуры, уровне жизни населения и социальной сферы в целом. Для рассматриваемой группы поселений характерны, в основном, те же проблемы, что и для других городов, но в монопрофильном - падение производства или остановка градообразующего предприятия способны парализовать жизнь города, вызвать своего рода «цепную реакцию»: низкие доходы населения не позволяют поддерживать даже минималь-
ный уровень жизни, существенно ухудшается ситуация с пенсионерами и другими нетрудоспособными категориями жителей, которым ранее предприятия оказывали реальную помощь; резко сокращается налогооблагаемая база местного бюджета и соответственно - возможности нормального функционирования городского хозяйства и социальной поддержки населения. Обнищание значительной части населения и его низкая платежеспособность приводят к сокращению занятости в сфере обслуживания. Заметно изменяется демографическая ситуация - происходит отток наиболее дееспособной части населения или со сменой местожительства или на сезонные заработки.
При этом важно отметить, что в таких населенных местах произошло суще-
ственное, качественное усугубление проблем занятости. Если в предшествующий период монопрофильные города выделялись узкой сферой приложения труда, то в период кризиса к этому добавилась и абсолютная потеря преобладающей части рабочих мест как на градообразующих предприятиях, так и в других сферах экономики города.
Ивановская область отличается высокой долей моногородов в общем числе городов в регионе - 70,6 %. Большинство городов Ивановской области - моногорода, где градообразующими предприятиями являются в основном текстильные. В настоящее время текстильное производство находится в глубоком кризисе и это напрямую сказывается на социально-экономических показателях монопро-фильных городов [3].
К важнейшим экономическим показателям, определяющим стабильность социального положения региона относятся уровень занятости населения профессиональным трудом, среднемесячная номинальная заработная плата работников, уровень безработицы, численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости.
Уровень занятости населения профессиональным трудом - это частное от деления занятых профессиональных трудом на общую численность населения, выраженное в процентах. Этот коэффициент показывает зависимость уровня занятости от демографических факторов [6]. Это одна из характеристик благосостояния общества (табл. 2).
Таблица 2
Уровень занятости в моногородах Ивановской области, % (авторская оценка по данным [4,5])
Название города 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Вичуга 28 28,8 29 35 31 29,5 26
Т ейково 26 23,6 27 25,5 24 28,1 29,2
Фурманов 25,3 24 24,1 34 32,6 27,3 24,5
Гаврилов Посад 15 18 17 20,5 28,6 16,9 23
Заволжск 21,7 18,6 17,4 20,6 20,3 19,9 19,5
Кохма 18,7 20 23 17,5 17,8 15,4 13,6
Наволоки 18,7 19,9 26,3 17,5 17,9 27,5 20,8
Приволжск 32 32 31,1 29,3 29 24,8 24,9
Пучеж 37,7 37,6 36 33,7 31 21 22,4
Родники 28,3 28,9 28,3 28,9 26,3 24,1 18,2
Южа 27,6 21,3 19,6 27 25 27,7 18,4
Комсомольск 24 21 19 30 33 29 25,9
По данным расчетов уровень занятости в моногородах Ивановской области крайне низкий. Ситуация с занятостью в моногородах осложняется, в значительной степени, весьма ограниченным диапазоном выбора мест приложения труда. Низкий уровень занятости в моногородах частично восполняется скрытой занятостью, сезонной, маятниковой и периодической занятостью, «без оформления», но с «серой зарплатой».
Низкий уровень среднемесячной заработной платы трудоспособного населения моногородов Ивановской области подтверждает существование проблем жизнедеятельности градообразующих предприятий и, как следствие, отток экономически активного населения, нарастание социальной напряженности (табл.З).
Таблица 3
Среднемесячная заработная плата трудоспособного населения моногородов Ивановской области, руб. [4,5]
Название города 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Вичуга 2455 3209 4111 4073 6201 7513 8909
Т ейково 3013 3339 3397 4212 5941 7997 9630
Фурманов 2896 3729 4828 5475 6836 8521 9118
Гаврилов Посад 2234 2682 4484 6548 10623 7899 10439
Заволжск 2244 2919 3709 4965 6158 7643 9037
Кохма 3662 4524 4493 6287 7876 9924 10067
Наволоки 2521 3081 4460 4597 6531 8327 7600
Приволжск 3556 4334 5406 7239 8022 8999 10990
Пучеж 2237 2835 3708 4747 5822 8386 9406
Родники 2405 2673 4167 4775 6048 7307 9074
Южа 1800 2442 3447 4612 5891 7369 8533
Комсомольск 2376 3173 4454 6472 11092 14296 15644
Уровень безработицы представляет собой отношение численности безработных к численности экономически активного населения. В России используют два показателя уровня безработицы:
а) общая безработица, определяемая по методике Международной организации труда на основе специальных обследований рынка труда, проводимых органами статистики;
б) зарегистрированная безработица, учитывающая численность лиц, обратившихся в службы занятости населения [11].
Обычно общая безработица в 3-4 раза выше зарегистрированной.
Уровень официально зарегистрированных безработных в службах занятости в Ивановской области на конец 2009 года
- 4,1% к экономически активному населению. Уровень безработицы составляет 10,8% [7]. «Скрытые безработные» составляют основу теневой экономики области и пополняют ряды гастарбайтеров столичного региона ввиду географической и транспортной доступности (табл. 4).
Таблица 4
Численность зарегистрированных в службе занятости в моногородах Ивановской области, чел [4,5]
Название города 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Вичуга 916 1174 711 549 391 347 953
Т ейково 869 927 804 1082 429 475 675
Фурманов 264 384 362 461 512 903 1538
Г аврилов Посад 160 189 220 242 210 150 261
Заволжск 623 736 510 405 367 301 797
Кохма 84 109 170 75 142 114 381
Наволоки 26 88 109 112 104 96 275
Приволжск 270 320 342 323 327 347 402
Пучеж 132 226 336 538 528 394 581
Родники 323 336 226 214 272 568 1056
Южа 414 634 564 314 455 417 997
Комсомольск 347 693 743 661 764 819 2162
Основными путями решения проблемы занятости в регионе являются: регулирование развития системы рабочих мест; регулирование спроса на рабочие места; развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
В связи с регулированием развития системы рабочих мест властям региона необходимо применять механизм экономического стимулирования работодателей на проведение таких мероприятий, как: сохранение квалифицированного
персонала, создание новых рабочих мест, поощрение частных инвестиций, направленных на создание новых рабочих мест. Большое внимание должно уделяться реализации мероприятий, направленных на решение вопросов вторичной занятости, сезонной занятости женщин и молодежи, развитию системы профессиональной ориентации подростков.
Одним из путей решения проблемы безработицы являются общественные работы. Сдерживающим фактором в развитии общественных работ стали изменения, внесенные в Положение об организации общественных работ, согласно которым безработные граждане на период участия в общественных работах снимаются с учета в органах службы занятости. Поэтому для многих работодателей и безработных новые условия участия в общественных работах стали менее привлекательными. Отрицательно сказывается на участии в общественных работах продолжительная задолженность по выплате пособия, несвоевременная выплата заработной платы, ограниченность перечня видов общественных работ.
Можно выделить следующие направления развития системы общественных работ:
- совершенствование нормативноправовой базы организации общественных работ;
- расширение перечня общественных работ;
- предоставление налоговых льгот работодателям, организующим общественные работы;
- полное информирование незанятого населения, работодателей, органов местного самоуправления по вопросу участия в общественных работах;
- повышение заработной платы на рабочих местах в сфере общественных работ.
Дальнейшее развитие общественных работ существенно сдерживается из-за несовершенства нормативно-правовой базы. Гражданам, направленным на общественные работы, необходимо сохранять пособие по безработице и не снимать их с учета. Представляется необходимым также принять федеральную программу общественных работ: как известно, именно национальный размах общественных работ во многом способствовал выводу из кризиса экономики и значительному сокращению армии безработных в годы Великой депрессии в США.
Перспективным направлением обеспечения высокого уровня занятости населения является развитие малого бизнеса. Среди мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса, следует особо выделить расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам путем использования механизмов лизинга и франчайзинга, а также установление льготного налогообложения, прямого финансирования и микрокредитования малых предприятий и индивидуальных предприятий.
Приоритетом государственной политики занятости в территориальном разрезе становится содействие занятости и профессиональному обучению безработных в тех регионах, где происходит отраслевое реструктурирование или ликвидация градообразующих предприятий.
Развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров должно сопровождаться налаживанием эффективной деятельности региональной
службы занятости. В задачи службы занятости в регионе должны входить: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, сбор и обработка информации о состоянии рынка труда, учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, регистрация безработных, оказание помощи им, включая выплату пособий, организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения, организация профессионального обучения и переобучения граждан, в том числе бесплатно, за счет бюджета.
* статья печатается по материалам исследований по проекту гранта Российского Фонда Фундаментальных наук (№ 09-06-97508).
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Е.А. Самозанятость населения как ступень подъема экономики в период преодоления кризиса // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. Иваново. — №1, 2010.
2. Абрамова Е.А., Печенина И.В. Социально-экономическое положение монопрофильных городов Ивановской области // Современные науко-
емкие технологии. Региональное приложение. Иваново. - №4, 2009.
3. Антикризисное управление / Е.П. Жарковская Е.П., Б.Е. Бродский.-М.:Омега-Л, 2006.
4. Города Ивановской области: Стат. Сборник / Госкомстат РФ Ивановский комитет государственной статистики, - Иваново. 2008.
5. Города Ивановской области: Стат. Сборник / Госкомстат РФ Ивановский комитет государственной статистики. - Иваново, 2010.
6. Жулина Е.Г. Экономика труда. - М.: Эксмо, 2010.'
7. Ивановская область в цифрах 2009: Краткий статистический справочник / Ивановостат-Иваново, 2010
8. Любовный В.Я. Монопрофильные города в условиях кризиса: состояние, проблемы, возможности реабилитации. - М., ЗАО «Дортранспечать», 2009.
9. Смирнова О.А. Влияние моногородов на социально-экономическую ситуацию региона (на примере Ивановской области) // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. Иваново. - №4, 2009.
10. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление - М.: ИНФРА-М, 2010.
11. Янин А.И. Региональная экономика и управление: - Москва: Проспект, 2010.
12. www.rian.ru/crisis.
13. В Испании идет борьба с безработицей путем реформирования рынка труда //
ЬЦр://уууте. 1 obsmarket.ru/ 09.02.2011.
14. Безработица по всему миру растет // http://biztimes.ru/ 09.02.2011.
Рукопись поступала в редакцию 11.01.2011.
UNEMPLOYMENT IN MONOCITIES: INSIDE VIEW
E. Abramova, A. Ilchenko, O. Ksenofontova
In the article one of the main problems of monocities in the crisis period - the unemployment is analyzed, the ways of its solving are proposed.
Keywords: unemployment, monocity, regional policy, Ivanovo region.