Научная статья на тему 'БЕЗОТКАЗНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ МЧС РОССИИ ПУТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ТОПЛИВА С ПОМОЩЬЮ НОВЫХ ПОРИСТЫХ НАНОМАТЕРИАЛОВ'

БЕЗОТКАЗНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ МЧС РОССИИ ПУТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ТОПЛИВА С ПОМОЩЬЮ НОВЫХ ПОРИСТЫХ НАНОМАТЕРИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автомобильная и тракторная техника / наноматериал / фильтр / топливо.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Квашнин А. Б., Новицкая А. С.

Проведены результаты исследовательских и экспериментальных работ по повышению эффективности эксплуатации автомобильной и автотракторной техники МЧС России на основе предотвращения применения в технике топлива, загрязнённого механическими примесями и продуктами окисления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БЕЗОТКАЗНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ МЧС РОССИИ ПУТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ТОПЛИВА С ПОМОЩЬЮ НОВЫХ ПОРИСТЫХ НАНОМАТЕРИАЛОВ»

УДК 620.16

Квашнин А. Б.

канд. техн. наук, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),

г. Москва, РФ Новицкая А. С.

младший научный сотрудник, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),

г. Москва, РФ

БЕЗОТКАЗНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ МЧС РОССИИ ПУТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ТОПЛИВА С ПОМОЩЬЮ НОВЫХ ПОРИСТЫХ НАНОМАТЕРИАЛОВ

Аннотация

Проведены результаты исследовательских и экспериментальных работ по повышению эффективности эксплуатации автомобильной и автотракторной техники МЧС России на основе предотвращения применения в технике топлива, загрязнённого механическими примесями и продуктами окисления.

Ключевые слова

автомобильная и тракторная техника, наноматериал, фильтр, топливо.

Kvashnin A.B.

Candidate of Technical Sciences, FSBI VNII GOChS (FC),

Moscow, Russia Novitskaya A. S.

Junior Researcher FSBI VNII GOChS( FC), Moscow, Russia

RELIABILITY OF OPERATION OF VEHICLES OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA BY ENSURING FUEL QUALITY WITH THE HELP OF NEW POROUS NANOMATERIALS

Annotation

The results of research and experimental work on improving the efficiency of operation of automotive and automotive equipment of the Ministry of Emergency Situations of Russia on the basis of preventing the use of fuel contaminated with mechanical impurities and oxidation products in the equipment are carried out.

Keywords

аutomotive and tractor equipment, nanomaterial, filter, fuel.

В настоящее время на вооружении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) находятся значительное количество технических средств на автомобильном и автотракторном шасси. Эффективная и безотказная эксплуатация этой техники в условиях чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях целиком и полностью зависит от качественного состояния топлива, применяемого в объектах технических средств МЧС России. Наиболее распространённая причина отказа техники по причине горючего - забивка фильтроэлементов топливной системы механическими примесями и продуктами окисления топлива.

Наличие механических примесей, эмульсионной воды и фактических смол в дизельном топливе увеличивает концентрацию токсичных веществ в отработавших газах и снижает ресурс работы двигателя, что приводит к его отказу. Экспериментальные исследования показали, что содержание фактических смол в дизельном топливе может резко возрастать при его внутрискладских перекачках и заправке

автомобильной техники МЧС России, особенно при использовании гибких резинотканевых рукавов. Длительное контактирование топлива с материалом резинотканевых рукавов и повышение его температуры от воздействия солнечной радиации приводит к увеличению в нём содержания фактических смол, вызывающее нагаро- и лакообразование в камерах сгорания, забивку калиброванных отверстий топливной аппаратуры и нарушение температурного режима двигателя.

Исследование динамики процесса образования фактических смол выявили зависимость их содержания в дизельном топливе от продолжительности его контакта с материалом гибких рукавов. Параллельно проводились испытания топлива в стеклянной таре. Процесс накопления фактических смол в дизельном топливе, находящемся в резинотканевых рукавах, протекает весьма интенсивно. Через 15 суток их содержание в рукавах Б-2-50х10 и Б275х10 достигает соответственно 4317 и 2079 мг/100 см3 при начальном содержании 4 мг/100 см3.

По окончании процесса осмоления топлива проводилась его очистка путём фильтрования через пористый наноматериал, разработанный сотрудниками ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), он является гидрофобной высокопористой структурой с пористостью свыше 80 % и порами размером 20 нм. Наноматериал состоит из двух слоев: гидрофобного и фильтрующего, который армируется металлической сеткой. Содержание фторопласта в гидрофобном слое 35 % (масс.) в фильтрующем слое - 10 % (масс.). В качестве наполнителя в гидрофобном и фильтрующем слоях используется активированный уголь с удельной поверхностью более 1000 м2/г.

Экспериментальное исследование пористого наноматериала показало, что его применение для очистки дизельного топлива от фактических смол и других загрязнений достаточно эффективно. Так, содержание воды в дизельном топливе после очистки снизилось с 245 до 0,01 мг/л, а содержание механических примесей - с 0,06 до 0,001 кг/м3.

Разработано устройство для комплексной очистки дизельного топлива от механических загрязнений, эмульсионной воды и продуктов окисления углеводородов (рисунок 1), включающее гидродинамический фильтр с фильтрующим элементом из пористого наноматериала в виде правильной усечённой шестигранной пирамиды и дополнительный фильтрующий элемент, по конструкции аналогичный основному, предназначенный для очистки той части топлива, которая создаёт гидродинамический эффект на внутренней поверхности основного фильтрующего элемента и отводится с этой поверхности.

о ч л к

Рисунок 1 - Устройство для комплексной очистки дизельного топлива: 1 - корпус; 2 - крышка; 3 - входной патрубок; 4 - пружина; 5 - болт в сборе; 6 - основание фильтрующего элемента; 7 - пористая перегородка; 8 - перфорированное днище; 9 - патрубок сброса части топлива; 10 - накидная гайка; 11 - основание дополнительного фильтрующего элемента; 12 - пористая перегородка дополнительного фильтрующего элемента; 13 - днище; 14 - патрубок слива отстоя; 15 - выходной патрубок.

Использование устройства для очистки дизельного топлива от механических примесей, эмульсионной воды и органических загрязнений при заправке транспорта МЧС России способно существенно повысить ресурс работы двигателей объектов автомобильной и автотракторной техники МЧС России, что позволит с высокой эффективностью выполнять задачи по предотвращению и ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Список использованной литературы:

1. Стуканов В.А. Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля. М.: ИД «ФОРУМ» ИНФРА, 2007. 368 с.

2. Приказ МЧС России от 01.10.2020 № 737 «Об утверждении руководства по организации материально-технического обеспечения министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

© Квашнин А.Б., 2024

УДК 004.42

Кузнецов И.А.

бакалавр, Удмуртский государственный университет,

г. Ижевск, РФ

ОПТИМИЗАЦИЯ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ: УЛУЧШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ И МАСШТАБИРУЕМОСТИ

Аннотация

В данной статье анализируются подходы к оптимизации распределенных систем (РС) для мобильных приложений (МП) с целью улучшения их производительности и масштабируемости. Освещаются принципы, лежащие в основе работы РС, включая отказоустойчивость и транспарентность. Исследуются основные вызовы, с которыми сталкиваются разработчики МП при увеличении числа пользователей, такие как задержки сетевого обмена данными и высокие нагрузки на ресурсы. Подчеркивается значимость комплексного подхода к оптимизации, включающего использование современных технологий и стратегий для повышения эффективности РС.

Ключевые слова

распределенные системы, мобильные приложения, оптимизация производительности, масштабируемость, управление ресурсами.

Kuznetsov I.A.

bachelor's degree, Udmurt State University,

Izhevsk, Russia

OPTIMIZATION OF DISTRIBUTED SYSTEMS FOR MOBILE APPLICATIONS: IMPROVING PERFORMANCE AND SCALABILITY

Abstract

This article analyzes approaches to optimizing distributed systems (DS) for mobile applications (MA) aimed at enhancing their performance and scalability. It highlights the principles underlying the operation of DS,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.