4..Бабенко Л.К., Басан А.С. Лабораторный практикум по изучению системы удостоверяющих центров. - Таганрог. Изд-во. ТРТУ. 2004. - 30 с.
5. Бабенко Л.К., Ищукова Е.А. Изучение метода линейного криптоанализа применительно к алгоритмам шифрования, построенным по схеме Фейстеля. . - Таганрог. Изд-во. ТРТУ. 2004. - 21 с.
6. Бабенко Л.К., Ищукова Е.А. Изучение метода дифференциального криптоанализа применительно к алгоритмам шифрования, построенным по схеме Фейстеля. - Таганрог. Изд-во. ТРТУ. 2004. - 15 с.
7. Бабенко Л.К., Ищукова Е.А. Изучение метода дифференциального криптоанализа применительно к многораундовым алгоритмам шифрования, построенным на основе сети БРК . - Таганрог. Изд-во. ТРТУ. 2004. - 24 с.
8. Бабенко Л.К., Ищукова Е.А. Изучение метода линейного криптоанализа применительно к многораундовым алгоритмам шифрования, построенным на основе сети БРЫ. . -Таганрог. Изд-во. ТРТУ. 2004. - 24 с.
9. Бабенко Л.К., Ищукова Е.А. Изучение метода слайдовой атаки на примере алгоритмов шифрования, построенных по схеме Фейстеля. . - Таганрог. Изд-во. ТРТУ, 2004. - 24 с.
10. Столлингс В., Криптография и защита сетей: принципы и практика. 2-е изд.: Пер. с англ. - М: Изд-во. дом «Вильямс», 2001, - 670 с.
М.С. Алешенков
Россия, г. Москва,
НОУ Московская академия комплексной безопасности предпринимательства
БЕЗОПАСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Актуальность темы, связанной с безопасными технологиями в сфере профессионального образования России, даже в первом оценочном приближении очевидна и заключается в ряде нерешаемых задач в силу их преднамеренной некорректной постановки.
Некорректные постановки включают в себя опасности и угрозы различных рангов от минимизации получаемых студентами теоретических знаний до факторов выхолащивания духовной составляющей общего статуса личности у выпускников вузов. В подобных условиях развития угроз всему обществу весьма важными и ответственными позициями государства являются правовые, социальноэкономические, информационные, политические. Данные меры государства должны препятствовать локализации функций личности в социокультурной сфере российского общества.
Действительно, полный период обучения студента вуза можно условно поделить на две параллели. Одна из них позволяет философски познавать мир вещей, законы их природы, повышая тем самым уровень собственной интеллигентности.
Вторая - обогащает прикладными критериями человеческого созидания морально-нравственных и материальных ценностей. По крайней мере, такая модель воспитания и развития гражданина была свойственна идеологии СССР, в состав которого, как известно, входила Россия.
Однако прежнее государство изнутри было подорвано с помощью механизмов внешнего воздействия. Примерно в то же время утверждались противниками России программы деструкции ее социокультурной составляющей, базой которой является научно-образовательный потенциал Российской Федерации.
Именно поэтому современное студенчество России вынуждено настороженно встречать завтрашний день. Его пугают стохастические явления всевозможных «дуальностей», мотивирующие реальные опасности, т. е. угрозы, предполагающие ущербы их личности, семейной и общественной жизнедеятельности. В результате,
Известия ТРТУ
Тематический выпуск
молодые люди все чаще задаются вопросами на тему - не уподобятся ли они уже в начале XXI века Франкенштейну, ставшему, как известно, жертвой своих побед над силами природы. Пример с данным героем известного фильма не случаен.
В программах подготовки специалистов в современных российских вузах отсутствуют дисциплины, воспитывающие в человеке морально-нравственные черты духовной культуры.
В результате преднамеренных действий Минобразования РФ уже в середине 90-х годов XX века в сфере профессионального образования России победили кризисные ситуации. Статьи, выступления ректоров ВУЗов РФ были пронизаны криками души. В настоящее время данная проблема еще больше обострилась в связи с капитализацией российского общества.
В этом явлении, кстати, для социокультурной сферы российского народа скрыты те самые «каверны» негатива, способные со временем создать предпосылки социально-общественного взрыва в стране. Об этом ярко свидетельствуют события на Кавказе, Средней Азии и других регионах России.
Для убедительности наличия острых проблем в профессиональном образовании достаточно прочесть несколько выпусков журнала «Образование сегодня», в которых при декларировании насущных проблем, вопросов намного больше, чем ответов.
Справедливо, например, раскрывает проблемы современных технических вузов ректор МАИ Александр Матвиенко. Цитирую: «...можно утверждать, что за два последних десятилетия мы практически разрушили совершенно уникальную систему подготовки инженеров в России, которую теперь пытаемся восстановить. Все это напрямую зависит от руководителей авиакосмических предприятий». Заметим, что благополучие теперь уже зависит от руководителей коммерческих структур, а не от Минобразования РФ. Аналогичная картина в вузах России других отраслей.
Вот где находится источник явных угроз инженерно-техническому потенциалу России. Считаю, что именно в аналогичных ситуациях государство обязано активно противостоять разрушению научно-образовательного потенциала.
К сожалению, в действительности в сфере профессионального образования мы вынуждены обсуждать темы, связанные с приватизацией вузов, их реструктуризацией (АУ и ГАНО), передачей функций финансирования вузов в регионы, наконец, настойчиво диктуется тема двухступенчатого (бакалавр, магистр) принципа подготовки студентов.
На мой взгляд, если обсуждать реформу образования в России, то неплохо было бы данную тему публично обсуждать в вузах, т. е. там, где формируются предпосылки разноуровневых угроз российскому образованию и науке. Очевидно, что студенческая среда совместно с профессорско-преподавательским составом вузов сможет объективно оценить положительные и отрицательные составляющие предлагаемой Минобразования реформы.
Пока ясно одно - динамика современных образовательных проектов происходит в едином потоке социально-экономических реформ. В это «броуновское» движение подается любая идея, способная нести негативные результаты. Например, с помощью средств массовой информации мы узнаем, что российское государство не в состоянии полномерно финансировать вузы. При этом вузы также не финансируются лицами, в интересах которых реализовались рыночные отношения в экономике. Возникает резонный вопрос - в чьих интересах в России реализуется политика капитализации социально-общественных отношений?
Очевидно, что слабая образовательная система в России является следствием несовершенной государственной политики в социально-экономической сфере.
В этом факте российской экономики завуалированы все угрозы экономической и социальной безопасности российского общества. Как свидетельствует история, в России было много разных реформ. Современные реформы в сфере образования, предусматривающие программы подготовки бакалавра и магистра, направлены на регресс интеллектуальных способностей выпускников вузов России. Само явление подготовки таких выпускников мотивирует сразу несколько вопросов. На некоторые из них ответить однозначно невозможно в силу того, что отсутствует правовой и социальный механизм трудоустройства выпускников вузов. Наконец, резонный вопрос - кто будет нести ответственность за реализацию таких образовательных программ?
В результате таких проектов российской экономике будет нанесен ощутимый финансовый ущерб. Здесь также кроются явные угрозы российскому обществу.
Таким образом, грядущая реформа в российском образовании в меньшей степени полезна, а в большей - явная угроза распада накопленного научно-образовательного потенциала российской высшей школы.
Конечно, ритмы развития современных наук резко ускоряются и мотивируют рост новых информационных технологий, что способствует формированию новых принципов мышления.
При этом никак нельзя допускать, чтобы политика в сфере профессионального образования России исходила от финансовых олигархов. Им безразличны духовные составляющие гражданина, в силу того, что деньги как эквивалент материальных ценностей ничего общего не имеют с духовными ценностями. К счастью, не все вузы России и Европы придерживаются интересов финансовых олигархов. Университеты Германии, например, отстаивают собственную индивидуальность.
Таким образом растет количество вузов, сопротивляющихся идеологии глобальной конкурентоспособности в силу того, что именно интеллигенция вузов всегда отстаивала духовные ценности, которые невозможно «заказать» никакими деньгами. Важная традиция!
Считаю, что именно таким традициям должна следовать российская образовательная система. Ибо человеческий морально-нравственный потенциал, который воспитывает и цементируется в вузах России, является и будет в дальнейшем являться критерием могущества российской государственной системы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алешенков М.С. Комплексные угрозы российскому обществу XXI века: онтологические и методологические основы прогнозирования. -М.: ФГОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И. Скрябина, 2003. - 168 с.
Ю.В. Лозбенева, А.К. Шилов
Россия, г. Таганрог, ТРТУ
РАЗРАБОТКА ПРОФИЛЕЙ ЗАЩИТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Парадигма стандарта "Общие критерии" [1] требует формирования требований безопасности систем и продуктов информационных технологий (ИТ-продуктов) в виде профилей защиты (ПЗ) и заданий по безопасности (ЗБ).
Понятно, что изучение представления функциональных требований и требований доверия, а также приобретение навыков по разработке ПЗ и ЗБ различных ИТ-продуктов должно найти место в учебном процессе подготовки специалистов по защите информации.
«Общими критериями» [1] определены три основных этапа разработки профиля защиты, на которых устанавливаются: среда безопасности, цели безопасно-