Научная статья на тему 'Безопасность кинематических схем конструкций стрелочного перевода'

Безопасность кинематических схем конструкций стрелочного перевода Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
358
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСТРЯК / РАМНЫЙ РЕЛЬС / ПРОДОЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ТЯГА / МЕЖОСТРЯКОВАЯ ТЯГА / ТЕЛЕМЕХАНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ЗАПАС ПРОЧНОСТИ / ДУБЛИРОВАНИЕ / НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ ОПАСНЫЙ ОТКАЗ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Руденко В. М.

Кинематической схемой электропривод гарнитура остряки централизованной стрелки предусматривается раздельное крепление к остряку рабочих и контрольных тяг в точках, максимально приближенных к концу острия, что предотвращает возникновение сверхнормативного зазора остряк рамный рельс по причине деформации остряка или противошерстного отжима рамного рельса колесной парой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безопасность кинематических схем конструкций стрелочного перевода»

80

Автоматика, телемеханика и связь на железных дорогах

УДК 625.151

БЕЗОПАСНОСТЬ КИНЕМАТИЧЕСКИХ СХЕМ КОНСТРУКЦИЙ

СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА

В.М. Руденко

Аннотация

Кинематической схемой “электропривод - гарнитура - остряки” централизованной стрелки предусматривается раздельное крепление к остряку рабочих и контрольных тяг в точках, максимально приближенных к концу острия, что предотвращает возникновение сверхнормативного зазора “остряк - рамный рельс” по причине деформации остряка или противошерстного отжима рамного рельса колесной парой.

Ключевые слова: остряк; рамный рельс; продольная рабочая тяга; межостряковая тяга; телемеханический контроль; запас прочности; дублирование; неконтролируемый опасный отказ.

Введение

При существующем расположении рабочего шибера привода и рабочих тяг при переводе стрелки остряки не всегда занимают конечное положение по всей своей длине, согласно эпюре стрелочного перевода, что зависит от марки крестовины, качества укладки стрелки и ее содержания. Поэтому колесные пары подвижного состава доводят остряки до требуемого положения, ввиду чего распространяются сверхнормативные ударные импульсы, воздействующие на запирающий механизм привода и элементы гарнитуры.

1. Анализ кинематических схем

Для устранения сверхнормативных ударных импульсов стрелочный привод в настоящее время снабжается дополнительной продольной рабочей тягой (16-17) и межостряковой тягой (18-19), устанавливаемой в средней части остряка на расстоянии, зависящем от типа стрелочного перевода (Рис.1).

I- 4, 5-8 - фундаментальные угольники,

9, 10 - контрольные тяги,

II- 12 - межостряковая тяга,

13-14 - основная рабочая тяга,

16-17 - продольная тяга,

18-19 - дополнительная межостряковая тяга.

2004/1

Известия Петербургского университета путей сообщения

Автоматика, телемеханика и связь на железных дорогах

81

Чтобы оценить, насколько безопасна эта кинематическая схема, следует учитывать, что к основным методам и способам защиты устройств

электрической централизации (ЭЦ) от опасных состояний при повреждениях стрелочного привода и гарнитур относятся следующие.

1. Непрерывный телемеханический контроль исправного состояния и

зафиксированного положения элементов привода,

сопровождающийся при его сверхнормативном изменении немедленным или не позднее очередного перевода стрелки

введением системы ЭЦ в защитное состояние.

2. Создание не менее чем четырехкратных запасов прочности конструкций, выполняющих ответственные функции.

3. Дублирование элементов и узлов, при котором повреждение одного

из них не должно вводить привод в опасное состояние и обнаруживаться при очередном переводе или в пределах нормативного срока периодического обслуживания вручную или

дистанционно.

4. Гарантированное выполнение заданных функций конструктивным путем.

Наиболее ответственной функцией анализируемой кинематической схемы, невыполнение которой приводит к опасному отказу, является снятие запирания остряков (остряка) или снижение нормативной величины силы их запирания. В таблице 1 приведены результаты анализа кинематической схемы (рис. 1) исходя из применения к её оценке указанного критерия (сверхнормативная деформация или разрыв конструкции, излом узла крепления).

Из анализа результатов таблицы 1 вытекает, что рассматриваемая кинематическая схема при определенных условиях может иметь опасный неконтролируемый отказ: состояние контроля при незапертом с

нормативной силой остряке. Это состояние не обнаруживается даже при очередном переводе стрелки. Предпосылками для возникновения такого состояния являются хорошее содержание стрелочного привода, наличие упругих сил остряка (на отжим), переводные усилия в пределах или ниже

Кинематическая схема стрелочного перевода с продольной тягой

Известия Петербургского университета путей сообщения

2004/1

82

Автоматика, телемеханика и связь на железных дорогах

нормативного значения. В связи с этим должны существовать аналитические и экспериментальные доказательства, убеждающие, что при возникновении такого повреждения переводных усилий со стороны продольной и второй межостряковой тяг гарантированно окажется недостаточно для перемещения всего остряка (такого доказательства нет).

ТАБЛИЦА 1. Результаты анализа кинематической схемы стрелочного

перевода

№ п/п Отказы Последствия отказов Вид отка контроле 1за и его руемость

Опас- ный Защит- ный

1 Разъединение в узле 14 Снимается запирание остряков с нормативной силой, сохраняется удержание остряков контрольным механизмом (КМ) и инерцией массы элементов дополнительного запирания 15-16-17-18-19. Обнаруживается при очередном переводе стрелки. Контро-лируе-мый (К)

2 Разъединения в узле 1 Ослаблены крепления фундаментного угольника (ФУ) к рамным рельсам. Некон- троли- руемый (НК)

3 Разъединения в узле 9 при переводе стрелки Нет перемещения контрольной тяги и линейки стрелочного электропривода (СЭП). К

4 То же, после перевода Обнаруживается при очередном переводе стрелки. К

5 То же, в узле 15 Нет воздействия на среднюю часть остряка. НК

6 То же, в узле 17 Нет воздействия на среднюю часть остряка. НК

7 То же, в узле 12 или 11 Остряк перемещается и занимает крайнее положение под действием переводного усилия, действующего через продольную тягу 14-13-15- НК

2004/1

Известия Петербургского университета путей сообщения

Автоматика, телемеханика и связь на железных дорогах

83

№ п/п Отказы Последствия отказов Вид отка контроли 1за и его руемость

Опас- ный Защит- ный

16-17-18-19.

8 То же в узле 13 или 14 Остряк не перемещается, не занимает крайнего положения. К

Обрыв в точке 15 в большей степени и обрыв в точке 16 в меньшей степени создают дополнительную силу, удерживающую остряки в исходном положении, в связи чем при переводе стрелки неизбежно увеличение неконтролируемого прогиба средней части остряков, а следовательно возникновение ударов, которые могут создать угрозу безопасности движения поездов. Такого рода повреждения следует отнести к категории опасных.

Кроме того, при обрыве в точке 15 (или в любой другой точке рабочей тяги к средней части остряка) создается угроза схода подвижного состава в случае попадания постороннего предмета в желоб между рамным рельсом и остряком. В этом случае при переводе стрелки происходит сверхнормативный прогиб остряков и сужение колеи, на которое контрольная система стрелочного привода никак не реагирует. Поэтому обязательным условием применения дополнительных тяг стрелок с гибкими остряками является применение дополнительного контрольного устройства контактного типа во избежание появления серьезных проблем совместимости с действующими устройствами ЭЦ станции.

Другое решение задачи перемещения и запирания длинных остряков (1/18, 1/22) по всей их длине заключается в установке в средней части остряка дополнительного привода меньшим ходом рабочего шибера (рис. 2).

При таком размещении приводов возникает несколько непростых задач.

Первая из них состоит в необходимости обеспечения синхронного и синфазного режима работы двух приводов, что практически невозможно, так как один из приводов может завершить перевод, а второй - работать в режиме фрикции из-за изменения переводных усилий по сравнению с начальной регулировкой хода приводов. Определяя сечение кабелей, следует учитывать это обстоятельство. Вторая задача состоит в необходимости организации немедленного выключения второго привода при остановке в среднем положении по какой-либо причине первого, во избежание появления усилий, изгибающих и деформирующих остряк.

По этим причинам проблематичен параллельный перевод спаренных стрелок по общим линейным проводам и с общим блоком управления.

Известия Петербургского университета путей сообщения

2004/1

84

Автоматика, телемеханика и связь на железных дорогах

2. Заключение

Сопоставляя принципы построения приведенных кинематических схем, следует отдать предпочтение первой из них, как обеспечивающей перевод и

ние длинных остряков стрелок с лучшими качественными и экономическими показателями. Данный вывод будет справедлив только при условии, что аналитическими и экспериментальными исследованиями будет установлена безопасная величина тяговых усилий, действующих со стороны продольной тяги на остряки в точках крепления основной рабочей тяги.

3. Литература

Резников Ю.М. Стрелочные электроприводы электрической и горочной централизации. М: Транспорт.1985. С.288

запира-

Кинематическая схема стрелочного перевода с двумя приводами

УДК 656.25

РАЗРАБОТКА МЕТОДА ЛОГИЧЕСКОГО ДОПОЛНЕНИЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И МОНИТОРИНГА УСТРОЙСТВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ

Г.В. Осадчий

Аннотация

Предложена новая структура контроля, на основе использования метода логического дополнения. Описана самопроверяемая структура контроля с использованием кода «1 из 4». Приведена одна из возможных структур синтеза блока логического дополнения.

2004/1

Известия Петербургского университета путей сообщения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.