Научная статья на тему 'БЕЗБАРЬЕРНОСТЬ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ ТУРИЗМА: ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ИННОВАЦИЕЙ ДОРОЖКА К МОРЮ?'

БЕЗБАРЬЕРНОСТЬ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ ТУРИЗМА: ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ИННОВАЦИЕЙ ДОРОЖКА К МОРЮ? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗБАРЬЕРНЫЙ ТУРИЗМ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ТУРИЗМ / ИННОВАЦИИ / BARRIER-FREE TOURISM / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / LOW-MOBILITY GROUPS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / TOURISM / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Забелин Денис Викторович

Одним из направлений устойчивого развития туризма является развитие безбарьерной среды. Даже в условиях международного консенсуса в вопросе важности доступного туризма для инклюзивного развития экономики в России эта проблема не получает должного внимания. Государство не считает задачу развития туризма для инвалидов и маломобильных групп населения приоритетной, а представители туриндустрии рассматривают модернизацию данного направления как дорогой благотворительный проект. Целью данного исследования является теоретическое обоснование необходимости инновационной деятельности, направленной на развитие безбарьерного устойчивого туризма. В работе представлен синтез исследовательских подходов к роли инноваций в развитии безбарьерного устойчивого туризма, а также обоснована необходимость к смещению инновационной активности от государства к бизнес-сообществу. В заключительной части предложены варианты инновационных решений с разделением по уровням проблематики и инициаторам изменений, а также обозначены направления для дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BARRIER-FREE IN SUSTAINABLE TOURISM DEVELOPMENT: IS THE PATH TO THE SEA AN INNOVATION?

One of the directions of sustainable tourism development is the development of a barrier-free environment. Even in the context of an international consensus on the importance of accessible tourism for inclusive economic development, this problem is not getting enough attention in Russia. The state does not consider the task of developing tourism for the disabled and low-mobility groups of the population a priority, and representatives of the tourism industry consider the modernization of this direction as an expensive charity project. The purpose of this research is to provide a theoretical justification for the need for innovative activities aimed at the development of barrier-free sustainable tourism. The paper presents a synthesis of research approaches to the role of innovation in the development of barrier-free sustainable tourism, as well as the need to shift innovation activity from the state to the business community. The final part offers options for innovative solutions with a division by level of issues and initiators of changes, as well as identifies areas for further research.

Текст научной работы на тему «БЕЗБАРЬЕРНОСТЬ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ ТУРИЗМА: ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ИННОВАЦИЕЙ ДОРОЖКА К МОРЮ?»

Забелин Д.В.1

1 Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия

Безбарьерность в устойчивом развитии туризма: является ли инновацией дорожка к морю?

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Забелин Д.В. Безбарьерность в устойчивом развитии туризма: является ^ ли инновацией дорожка к морю? // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. — № 3. — С. 347-366. Со1: 10.18334/се.14.3.100716

О

АННОТАЦИЯ:_

Одним из направлений устойчивого развития туризма является развитие безбарьерной среды. Даже в условиях международного консенсуса в вопросе важности доступного туризма для инклюзивного развития экономики в России эта проблема не получает должного внимания. Государство не считает задачу развития туризма для инвалидов и маломобильных групп населения приоритетной, а представители туриндустрии рассматривают модернизацию данного направления как дорогой благотворительный проект. Целью данного исследования является теоретическое обоснование необходимости инновационной деятельности, направленной на развитие безбарьерного устойчивого туризма. В работе представлен синтез исследовательских подходов к роли инноваций в развитии безбарьерного устойчивого туризма, а также обоснована необходимость к смещению инновационной активности от государства к бизнес-сообществу. В заключительной части предложены варианты инновационных решений с разделением по уровням проблематики и инициаторам изменений, а также обозначены направления для дальнейших исследований.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: безбарьерный туризм, доступная среда, маломобильные группы, устойчивое развитие, туризм, инновации

ОБ АВТОРЕ_

Забелин Денис Викторович, доцент кафедры сервиса, туризма и индустрии гостеприимства, кандидат экономических наук (С7аЬе!1п@уаИоо. сот)

&

КРЕАТИВНА? ЭКОНОМИКА

Zabelin D.V.1

1 Don State Technical University, Russia

<n

IN Ol 10

«Í

Ol Ol

Barrier-free in sustainable tourism development: is the path to the sea an innovation?

CITE AS:

Zabelin D.V. (2020) Bezbarernost v ustoychivom razvitii turizma: yavlyaetsya li innovatsiey dorozhka k moryu? [Barrier-free in sustainable tourism development: is the path to the sea an innovation?]. Kreativnaya ekonomika. 14. (3). — 347366. doi: 10.18334/ce.14.3.100716

ABSTRACT:

One of the directions of sustainable tourism development is the development of a barrier-free environment. Even in the context of an international consensus on the importance of accessible tourism for inclusive economic development, this problem is not getting enough attention in Russia. The state does not consider the task of developing tourism for the disabled and low-mobility groups of the population a priority, and representatives of the tourism industry consider the modernization of this direction as an expensive charity project. The purpose of this research is to provide a theoretical justification for the need for innovative activities aimed at the development of barrier-free sustainable tourism. The paper presents a synthesis of research approaches to the role of innovation in the development of barrier-free sustainable tourism, as well as the need to shift innovation activity from the state to the business community. The final part offers options for innovative solutions with a division by level of issues and initiators of changes, as well as identifies areas for further research.

KEYWORDS: barrier-free tourism, accessible environment, low-mobility groups, sustainable development, tourism, innovation

JEL Classification: J14, O35, Q01, Z3

Received: 16.03.2020 / Published: 31.03.2020 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Zabelin D.V. (dzabelin@yahoo.com)

Введение

Проблема создания доступной среды уже давно вышла за рамки узкомедицинского вопроса реабилитации инвалидов и является одним из приоритетов устойчивого развития экономики. Почти 10 лет в России идет реализация госпрограммы «Доступная среда», но инвалидов не становится больше ни на улицах городов, ни в местах туризма и отдыха. Путешествия людей с ограниченными возможностями не являются приоритетным направлением государственной социальной политики, поэтому очевидна необходимость расширения участников процесса модернизации туристической инфраструктуры и привлечения бизнес-сообщества к вопросам развития безбарьерной среды.

Целью данной работы является теоретическое обоснование необходимости инновационной деятельности, направленной на развитие безбарьерного устойчивого туризма. Основываясь на концепции устойчивого разви-

тия и бизнес-модели социальных инноваций, будет предпринята попытка

демонстрации возможности расширения инновационной деятельности бизнес-субъектов в вопросе развития безбарьерной среды. Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи: обозначить роль устойчивого развития туризма в современной инклюзивной экономике; обосновать важность малых инноваций в устойчивом туризме; исследовать континуум «государство — бизнес» в вопросах развития безбарьерной среды; и предложить меры инновационной деятельности с позиции субъектов, инициирующих изменения.

Инклюзивная экономика и устойчивое развитие туризма

Одним из актуальных направлений деятельности международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) является установление и популяризация практик развития инклюзивной экономики и инклюзивного экономического роста. Это масштабное современное течение в экономической политике, по сути, определяется очень просто, как экономический рост честного распределения и создания равных возможностей [27]. Эксперты Мирового банка в 2008 году опубликовали знаковый в обосновании важности концепции инклюзии доклад. Составители доклада, участники Комиссии по росту и развитию, в числе которых лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года Майкл Спенс, обосновывают важность инклюзивной экономики следующим образом: неинклюзивные модели роста в конечном

«л

счете всегда обречены на неудачу. Такие модели не могут обеспечить устойчивый высокий уровень роста, необходимый для сокращения масштабов бедности и удовлетворения основных человеческих стремлений [19]. ™ Инклюзивная экономика тесно связана с концепцией устойчивого раз-

^ вития, которая, в свою очередь, имеет уже почти полувековую историю развития. В начале 70-х годов прошлого века обсуждение вопросов развития человечества и сохранения планеты для будущих поколений в рамках £ Организации объединенных наций (ООН) и Римского клуба привели к появлению первых деклараций по расширенному пониманию роста. Наиболее известным из этих программных документов стал доклад «Пределы роста», посвященный вопросам загрязнения окружающей среды и ограниченности природных ресурсов. Проблемы экологии, экономики и социального развития были связаны в рамках единой концепции развития.

Словосочетание «sustainable development» впервые встречается в качестве программного термина в известном докладе Брундтланд Г.Х в 1987 г., разработанного в рамках работы Комиссии ООН по окружающей среде и развитию: «Человечество способно сделать развитие устойчивым — обеспечить нужды настоящего поколения, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности». В этом же документе была представлена триединая концепция устойчивого развития, с обозначением трех сфер развития, которые обеспечивают устойчивость: экономической, социальной и экологической [3]. Концепция развивалась в многочисленных обсуждениях, и уже с 2003 года это объединенное понимание полноценного развития становится одним из ключевых терминов в стратегиях ООН, а в 2015 году было сформулировано 17 целей устойчивого развития (ЦУР) на период до 2030 года, которые балансируют экономическое, социальное и экологичное развитие общества: «Устойчивое развитие определяется как развитие, отвечающее потребностям нынешнего поколения без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять их собственные потребности» [17].

Важно отметить, что в ходе отраслевых исследований устойчивое развитие каждый раз приобретает свою специфику, относящуюся непосредственно к рассматриваемому виду деятельности, и туризм не является исключением. ООН определяет устойчивый туризм в своей Программе по окружающей среде, или ЮНЕП (от англ. UNEP, United Nations Environment Programme), как «туризм, который в полной мере учитывает свои нынешние и будущие экономические, социальные и экологические последствия, удовлетворяя потребности посетителей, промышленности, окружающей среды и принимающих сообществ» [22].

В рамках работы над реализацией ЦУР Всемирная туристская организация разработала 12 целей устойчивого развития туризма, которые всецело соответствуют основным направлениям обозначенным ООН. В рамках данной работы особое внимание будет уделено цели 5 — «Доступный туризм», которая предполагает создание условий для безопасного и комфортного туризма всем посетителям вне зависимости от половых и расовых признаков, физических возможностей и т.д. [22]. В то же время, хотя мы и акцентируем внимание только на этой конкретной цели, нельзя сказать, что в ходе ее реализации не достигаются другие ЦУР, такие как экономическая справедливость, благосостояние общества и ресурсная эффективность. В комплексной работе над несколькими взаимосвязанными направлениями и заключается принцип устойчивости при формирования экономических стратегий.

Роль масштабности и радикальности инноваций g

в процессе модернизации туристической деятельности §

Понятия инноваций, инновационных технологий и инновационного пути развития уже настолько прочно вошли в обиход языка экономического планирования, что зачастую воспринимаются не как новшество, а как некая метафора слабодостижимых высоких технологий из будущего. Ассоциативный ряд ставит рядом с инновациями робототехнику, генную инженерию, нано-технологии, криптовалюты, колонизацию Марса и другие дорогие и трудные в воплощении виды новшеств. По сути, очень часто происходит подмена понятия «инновационный» понятием «высокотехнологичный», что наносит значительный ущерб инноватике как науке, исключая из рассмотрения целый раздел развития относительных новшеств в сравнении с радикальными. Кроме того, в этой ситуации страдают компании, которые не получают поддержки как инновационные, осуществляя полезные модернизационные действия на основе уже известных технологий.

Одна из наиболее полных дефиниций, на наш взгляд, определяет инновации как движущий механизм устойчивого конкурентного преимущества, позволяющий достигать коммерческой выгоды через науку и технологии, а также как процесс адаптации компаний для внесения изменений в деятельность в соответствии с меняющимися требованиями спроса [21] (Gasparin, Green, Lilley, Quinn, Saren, Schinckus, 2020). Данная формулировка не ограничивает уровень новизны технологий, которая должна прежде всего создавать преимущество и удовлетворять требования потребителей.

С точки зрения простоты к подходу определения инноваций, нам близок подход классика теоретического менеджмента Питера Друкера, который

неоднократно подчеркивал, что инновации — это, прежде всего, небольшие улучшения: «Эффективное нововведение отличают простота и сфокусированность. Наивысшая похвала для нового решения: «Это же очевидно!» Успешные инновации начинаются с малого. Им не свойствен грандиозный масштаб» [20]. Исходя из логики «лучшее — враг хорошего», а также осознания ценности стратегии «малых шагов», мы получаем возможность использовать достижения инновационного менеджмента там, где, казалось бы, нет $ доступных способов для изменения ситуации. Одной из таких сфер является развитие устойчивого туризма — направления, которое выглядит для представителей туриндустрии непонятным, затратным и неподъемным.

С точки зрения экономической теории на внедрение инноваций влияют практически все аспекты ведения бизнеса и внешней среды, начиная от финансовых возможностей и инновационной культуры компании и заканчивая уровнем конкуренции в отрасли [11] (Putyanina, Arseneva, Orlova, 2019). И в первую очередь это видение будущего отрасли представителями бизнес-сообщества. Согласно данным опросов, многие владельцы бизнеса, управленцы и эксперты в сфере туризма недооценивают экономическую важность устойчивого развития и не понимают, какой вклад подобное развитие может внести в их бизнес (табл. 1).

Устойчивый туризм и, соответственно, все его компоненты видятся как избыточные и дорогостоящие в современных экономических условиях. Инновации в этой сфере рассматриваются бизнесом исключительно как

Таблица 1

Наиболее популярные ответы в опросе экспертов туристической отрасли относительно проблематики развития устойчивого туризма (в %)

Самые популярные ответы в опросниках по устойчивому туризму %

Отсутствие благоприятного инвестиционного климата для устойчивого развития туризма 40

Отсутствие ясности руководящего видения и политики по устойчивому туризму 30

Понятие «устойчивый туризм» еще плохо изучено участниками туристической деятельности 30

Устойчивые продукты и услуги не продвигаются в туристической дестинации 24

Потребители не осознают особую ценность продуктов, созданных в соответствии с принципами устойчивого развития 23

Туризм не является приоритетным сектором экономики 18

Источник: составлено автором на основе [12] (Rassokhina, Seselkin, 2016).

социальная инициатива, которая стоит в одном ряду с благотворительностью. В то же время социальные инновации, которые эксплицитно преследуют цель социальных изменений, оказывают положительное воздействие на уровень прибыли реализующих их компаний [25, с. 447] (McKercher, Darcy, 2018), другими словами, это формат бизнес-модели, а не благотворительной деятельности. Если также учесть, что социальные инновации рассматриваются как инструмент «умного» развития, благодаря которому достигается социальная сплоченность, смягчается рецессионное давление и формируется новая модель социальной политики [10, с. 39] (Popov etc., 2018), то такая бизнес-модель ведет и к улучшению экономики на макроуровне.

Кроме того, важно принимать во внимание и специфику развития туристических инноваций в России. При внедрении инноваций необходимо учитывать предыдущий опыт развития туристической отрасли (path depandance) Е [4] (Zabelin, 2007), который включает в себя такие факторы, как: конъюнктура рынка и уровень конкуренции; внешняя среда (уровень развития науки и техники, усовершенствование законодательной и юридической базы, политическая и экономическая стабильность); доступность ресурсов всех видов [6] ^ (Maklashina, 2011). И если для России на сегодня актуальны более простые и менее затратные технологии, то и они должны считаться инновациями и активно использоваться.

Инновации в безбарьерном туризме: от функции государства к бизнес-модели

Вопрос развития безбарьерной среды в туризме стоит крайне остро для России. Мы не входим ни в число лидеров, ни даже в число ближайших преследователей по степени адаптации туристической инфраструктуры к нуждам инвалидов и маломобильных групп населения (МГН). Более того, нет единой понятной статистики по количеству оснащенных объектов, их классификации и категоризации доступности. Данные рисунка 1 наглядно демонстрируют, что наиболее развитые страны уже добились ошеломляющих успехов в этой области: от 65 % до 100 % охвата туристических объектов. В России сбор статистики по доступности туристических объектов не ведется.

Проблема развития безбарьерной среды является комплексной и затрагивает множество факторов, от недостаточного финансирования до негативного восприятия проблем инвалидности в обществе. В данной статье мы бы хотели акцентировать внимание на наличии «пробела» в вопросе именно сферы безбарьерного туризма, поскольку для государственных программ туризм не

от

IN

от

Ю

от

ОТ

1Л 1Л

Венгрия Греция Финляндия Австралия США Франция Израиль Испания Германия Чехия Великобритания

0%

10%

Т

т

т

т

20% 30% 40% 50%

60%

70%

т

т

80% 90%

I

100%

Рисунок 1. Степень адаптации туристической инфраструктуры в странах с наибольшим развитием безбарьерного туризма

Источник: составлено автором на основе [1, с. 40] (Belousova, 2019).

является приоритетным направлением деятельности, а частные инвесторы рассматривают его как убыточный социальный или даже благотворительный проект и финансируют по остаточному принципу.

Активность государства в нашей стране в отношении развития безбарьерной среды в основном связана с международными требованиями и необходимостью их исполнения. Так, госпрограмма «Доступная среда» является результатом ратификации Россией Конвенции о правах инвалидов в 2012 году. Одной из четырех задач и подпрограммой «Доступной среды» является «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения». Успешность ее реализации измеряется долей адаптирован-ности приоритетных объектов и долей инвалидов, удовлетворенных доступностью среды. Так, по итогам реализации госпрограммы в 2019 г. обеспечено увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов в общем количестве приоритетных объектов до уровня в 66,9 % [2].

В программных документах под термином «приоритетные» понимаются объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Под социальной инфраструктурой понимаются учреждения в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, спорта, информации и связи, культуры, занятости и пешеходной инфраструктуры. Объекты туризма в пере-

чень приоритетных не входят, и о возможности осуществления инвалидами и МГН путешествий с целью отдыха в программе не упоминается.

В России до настоящего момента инвалидность на уровне политики государства рассматривается с точки зрения медицинской модели. В рамках данной модели инвалидность — это нарушение или хроническое состояние, ограничивающее жизнедеятельность индивидуума. Проблемы со здоровьем, которыми обладают инвалиды, автоматически исключают их из числа людей, которые могут воспользоваться услугами туризма [15] (Sigida, Бакста, Ьыкуаноуа, Ктенкоуа, 2015). Не менее дискриминационным является отношение к людям из МГН, которых тоже принято видеть только в специализированных рекреациях или санаториях.

Косвенным подтверждением использования медицинской модели государством является методология Росстата в отношении определения участия инвалидов в туристических поездках (табл. 2). Нужно ли понимать пункт «Состояние здоровья» как постоянное острое обострение у более чем четверти 8 инвалидов, не позволяющее осуществлять поездки, или это факт отсутствия безбарьерной среды выводит состояние здоровья в качестве непреодолимого

и

Таблица 2

Участие инвалидов в возрасте 15 лет и более в туристических или экскурсионных поездках за период 2011-2018 гг. (в %)

2011 2014 2016 2018

Совершали туристическую или экскурсионную поездку за последние 12 месяцев 5,8 6,6 13,8 28,7

Ни разу не совершавшие туристической или экскурсионной поездки 100 100 100 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в том числе по причине

предпочитают отдыхать с выездом на дачу, отдыхать у родственников и знакомых в другой местности 12,3 12,5 12,1 -

состояние здоровья 24,1 45,4 46,7 50,9

семейные обстоятельства 10,7 8,5 8,6 10,8

не могут себе это позволить из-за нехватки средств 33,2 25,4 24,0 25,4

отсутствие интереса к таким поездкам 15,7 4,7 4,9

другое 4,0 3,5 3,7 2,3

Источник: составлено автором на основе данных Росстата [16].

<n

ограничения? Наличие какого рода «семейных обстоятельств» препятствует путешествиям? Возможно, отсутствие физически сильного сопровождающего, что опять же критично именно в условиях нехватки безбарьерной среды. «Отсутствие интереса к поездкам» — фактор, который также может

ю

возникать в случае организационной невозможности осуществления поездок.

В вопросах развития безбарьерной среды инвалидность нельзя рассматривать с точки зрения медицинской или социальной категории, это скорее потенциально возможное состояние любого человека в тот или иной период жизни. При таком понимании инвалидности необходимость развития безбарьерной среды становится столь же очевидной, как, например, обеспечение средств пожарной безопасности в зданиях. И если на государственном уровне внедрить такое понимание безбарьерности пока не удается, то на уровне бизнес-сообщества это вполне осуществимо уже сегодня. Современные бизнес-модели не отрицают возможности достижения социальных целей и одновременного получения прибыли, необходимо лишь правильно оценивать экономическую составляющую подобной деятельности, которая зачастую основана на мифах.

Миф 1. Инвалидов мало, они неплатежеспособны, поэтому безбарьерная среда, скорее всего, не пригодится и не окупится

Практически любое исследование в сфере безбарьерного туризма начинается с шокирующих цифр о количестве инвалидов в мире, на которых строится обоснование необходимости развития безбарьерной среды. Такой способ актуализации проблемы видится нам методологически ошибочным по трем причинам:

■ переоценка количества инвалидов, нуждающихся в средствах адаптации, и выделение их в отдельную категорию (противоречит принципу инклюзии);

■ недооценка условно здоровых людей, нуждающихся в безбарьерной среде;

■ невозможность проведения экономической оценки платежеспособности пользователей безбарьерной среды.

Во-первых, далеко не все инвалиды нуждаются в средствах адаптации и каких-то специальных модификациях среды. По данным ВОЗ, в мире — 1 миллиард инвалидов, что составляет 15 % населения. Прогнозируется ежегодное увеличение инвалидов в связи с ростом хронических заболеваний и старением популяции, а к 2050 году число инвалидов удвоится [5]. В России

Е

по данным на 2019 год число инвалидов составляет 11,9 млн, т.е. 8 % населения [9]. В то же время только 10 % инвалидов испытывают серьезные функциональные нарушения, около 15 % — нуждаются в специальных средствах адаптации, а 50 % — практически не нуждаются в модификациях среды [5, 25] (МсКетскет, Ватсу, 2018). Поэтому исключительно количественный подход в данном вопросе значительно усугубляет восприятие проблемы, усложняя, а зачастую отодвигая ее решение.

Во-вторых, огромное количество людей, не имеющих инвалидности, нуждаются в безбарьерной среде. Так называемые маломобильные группы населения, к которым относятся пожилые люди, дети, беременные женщины, люди с временными или незначительными нарушениями здоровья, испытывают не менее острую необходимость в доступной и удобной среде. По оценочным данным, их в нашей стране около 40 млн граждан из группы МГН, вместе с инвалидами они составляют 35 % населения [2]. °

И в-третьих, измерить экономический потенциал туристов с физическими ограничениями довольно сложно. Как видно из данных таблицы 2, четвертая часть инвалидов не могут себе позволить туристические поездки. В то же время, по различным оценкам, до 70 % инвалидов традиционно полагаются на поддержку от родственников и друзей [5]. В структуре потребительских расходов категория «услуги центров отдыха, туризм» у инвалидов составляет всего 0,5 %, в то время как у домохозяйств, имеющих в своем составе инвалида, — уже 3,3 % [9]. Поэтому тот факт, что инвалид не может себе позволить путешествие, не означает, что ему не оплатит это путешествие семья.

Миф 2. Безбарьерная среда — уродливое дизайнерское излишество, которое мешает функционированию объекта и отпугивает нормальных туристов_

Основой разработки безбарьерной среды является универсальный дизайн, семь принципов которого были сформулированы и реализованы более 30 лет назад архитектором-колясочником Рональдом Мэйсом и его коллегами из Университета Северной Каролины [23]:

1. Равенство и доступность использования.

2. Гибкость использования.

3. Простота и интуитивность использования.

4. Доступно изложенная информация.

5. Терпимость к ошибкам.

6. Малые физические усилия.

7. Наличие необходимого размера, места, пространства.

<n

1Л 1Л

Все вышеперечисленные принципы, по сути, можно использовать как критерий качества к любому объекту инфраструктуры. Ведь удобная и интуитивная среда — это то, что всегда ценят клиенты. Например, качественно сделанный пандус — это обычная пешеходная дорожка под уклоном, а не жестяные ^ шпалы на лестнице, которые уже давно запрещены к использованию в развитых странах как представляющие угрозу жизни и здоровью. Поэтому наличие безбарьерной среды в туристической дестинации делает такой объект более привлекательным для всех туристов, потому что люди понимают, что их ждут даже в случае проблем со здоровьем, они могут приехать с маленькими детьми и пожилыми родителями.

Миф 3. Инновации в направлении безбарьерности — это дорого_

Если при словосочетании «безбарьерная среда» сразу говорить о необходимости покупки и установки грузового лифта, еще и говорящего, замене всех лестниц и демонтаже дверей, то да, такая реновация объекта может потребовать значительных инвестиций. В то же время есть небольшие простые решения, которые не требуют масштабных вливаний, но оказывают существенное воздействие на развитие безбарьерной среды. Именно такой подход и следует считать инновационным, когда в условиях ограниченных средств решаются сложные задачи.

Инновационные тактики участников туристического рынка

Проблем в сфере развития безбарьерной среды очень много, и соответственно, это открывает возможности для инновационной деятельности. Инновации в индустрии туризма главным образом направлены на формирование нового турпродукта, новых подходов в маркетинговой деятельности, а также на применение новых методов управления с использованием информационных технологий [7] (Muminova, Feoktistova, Vagina, 2018). На основе этих видов инноваций, а также укрупненной группировки проблем безбарьерной среды: инфраструктура, информация и деньги [18, с. 61] (Agovino, Casaccia, Garofalo, Marchesano, 2017) мы составили перечень инноваций для развития доступного туризма. Инновационные решения представлены с позиции инициатора улучшений (табл. 3).

Некоторые из предложений, представленные в таблице 3, уже широко известны, но используются недостаточно, некоторые являются относи-

Таблица 3

Инновации для развития безбарьерного туризма с позиции субъекта, инициирующего изменения

со ил ю

Инициаторы инноваций в развитии безбарьерной среды в туризме

Туристы Туроператоры и турагенты Средства размещения/ дестинации Государство

Инфраструктура Краудфандинговые проекты Активное участие в краудсорсин-говом создании карт доступности Социальные проекты Взаимодействие с туристами, сбор данных о необходимых атрибутах среды Постоянная оценка объектов от лица пользователя Внедрение «лучших практик» Инновационная политика «маленьких шагов» Добавление к списку приоритетных объектов туризма Развитие инженерной инфраструктуры в наиболее популярных туристических регионах

Информация Участие в работе НКО и мониторинг госпрограмм поддержки Создание и распространение отзывов об объектах в соцсетях Размещение подробной информации о доступности всех объектов Разработка метапоиска туров по критериям безбарьерности Создание и использование мультимедийного контента Участие в работе НКО, сбор информации Создание мультимедийного контента Размещение информации о доступности Размещение информации на федеральных и региональных порталах Развитие сервиса карт доступности

Деньги Кооперация с целью совместного финансирования тура Участие в работе НКО и мониторинг госпрограмм поддержки Формирование пакетных предложений с учетом критерия безбарьерности Формирование ценовых предложений в низкий сезон Формирование ценовых предложений в низкий сезон Пакетные закупки льготных туров Адресная помощь

7\ "О

а) ш

го л

ш п ш А О Л О

о о

ш "О

Источник: составлено автором.

creativeconomy.ru

I

тельно новыми. Хотелось бы остановится подробнее на нескольких примерах инноваций, которые предназначены для реализации в рамках бизнес-модели.

гч

g Мультимедийные технологии

Одной из существенных преград для людей с ограниченными возможностями является отсутствие информации. Обращаясь к турагенту по вопросу планирования путешествия, турист не может получить полной информации обо всех аспектах доступности места назначения. Очень часто турагенты, не обладая полной информацией, невольно вводят туристов в заблуждение, просто не понимая, с какими препятствиями сталкивается маломобильный клиент. Неудивительно, что многие туристы отказываются от путешествий из страха оказаться в безвыходной ситуации в незнакомом месте.

Решением этой проблемы могут стать мультимедийные технологии: панорамные фото, видео, виртуальная реальность (VR) [8] (Pastukhova, 2019). Уже сегодня более половины клиентов поколения миллениалов используют технологию VR для принятия решения о покупке тура. С точки зрения безбарьерной среды, например, был бы полезным ролик о пути передвижения туриста в инвалидной коляске от входа в отель до номера, по близлежащей территории или по месту прохождения экскурсии. Учитывая высокую стоимость данной технологии (порядка 10 000 долл. за минуту) [24, с. 2] (Leung, Lyu, Bai, 2019), имеет смысл включения сцен о безбарьерной среде в общий обзорный ролик для всех туристов либо использование более дешевых технологий, таких как видео.

Крауд-технологии

Технологии совместных действий конечных потребителей уже активно используются в различных сферах почти 20 лет. Работают крауд-технологии (от англ. crowd — толпа) по принципу объединения разрозненных пользователей, консолидации интеллектуальных, финансовых и иных ресурсов для реализации разнообразных проектов. Самым известным и успешным примером реализации подобных технологий является «Википедия» — народная энциклопедия. В сфере развития безбарьерного туризма наиболее перспективными видятся краудсорсинг в вопросе создания доступных карт и крауд-фандинг для сбора проектных средств.

Краудфандинговые проекты имеют как минимум три преимущества в сравнении с обычными инвестиционными проектами. Во-первых, это способ продвижения проекта и его интерактивного развития. Краудфандинг дает шанс вплотную изучить аудиторию, узнать ее потребности и оценить жиз-

неспособность идеи. Во-вторых, краудфандинг имеет высокую организационную и экономическую эффективность, поскольку, как правило, проекты в социальной сфере инициируют действительно заинтересованные в конечном результате люди, которые уже столкнулись с проблемой и нашли ее оптимальное решение. Стоимость таких «народных проектов» в разы ниже, чем аналогичные сметы государственных программ, за счет отсутствия бюрократической и коррупционной составляющей. И третье преимущество заключается в низкой стоимости такого способа сбора средств, например, в сравнении с кредитом.

В нашей стране действуют несколько краудфандинговых платформ, большая часть из которых имеют в своей истории успешные проекты по развитию туризма [14] (Seleznyov, 2019). Хотелось бы привести пример работы старейшего краудфандингового сервиса в России — Planeta.ru. С 2012 года на данной площадке было собрано более 1,2 млрд рублей, реализовано 5500 проектов, при этом каждый третий проект — успешен. Средний чек от участников краудфандинга на Planeta.ru составляет 1300 рублей [13]. На сайте можно найти информацию по уже реализованным проектам в сфере безбарьерного туризма, например: инклюзивный фестиваль «Вятская свобода» (событийный туризм), «Муми-лагерь» для особых детей (безбарьерный туристический объект), музейная программа для детей с инвалидностью «Колесо обозрения» (адаптация туристических объектов и подготовка персонала).

Реновации от первого лица и стратегия «маленьких шагов»

Поскольку инновация касается как концептуальных вопросов, так и восприятия, потенциальный новатор должен исследовать окружающий мир, задавать вопросы, слушать и наблюдать. Никакие нормы, требования и рекомендации по развитию безбарьерной среды не дадут столько информации отельерам, сколько даст один день опыта полного погружения. Просто попытаться прожить один день в инвалидной коляске, походить с завязанными глазами, объясниться с рецепцией без слов, донести тарелку трясущимися руками в фуд-корте и т.д. Такой опыт сразу демонстрирует все «узкие места» как в инфраструктуре, так и в организации процесса приема гостей с ограниченными возможностями. Более того, решения большинства проблем лежат на поверхности и не требуют каких-то технологических прорывов и даже значительных средств.

Огромное количество инфраструктурных и организационных решений для безбарьерной среды средств размещения, дестинаций и транспорта уже давно разработано и реализовано в зарубежных отелях. Это никем не скры-

Ol

ю

Ol

от

ваемая практика, которая может и должна быть реплицирована. Дорожка к морю, по которой можно проехать на коляске или с детской коляской или на костылях, переносные микроскаты для бордюров (стоят не дороже деревянного ящика), резервация мест не только на парковках, но и во всех местах общего пользования, поручни, маркировка для слабовидящих, укрупненные знаки и указатели и многие-многие другие мелочи, которые формируют удоб-2 ную и доступную среду и при этом практически не требуют вложений. Это тоже инновации, они не прорывные, не высокотехнологичные, но они ведут к улучшению турпродукта и расширению возможностей по его использованию. И именно эти инновации принесут прибыль за счет расширения клиентской базы и повышения лояльности со стороны благодарных гостей.

Заключение

В заключение хотелось бы обозначить нехватку исследований в сфере государственно-частного партнерства по вопросам как развития безбарьерной среды, так и финансовых форм сотрудничества в аспекте расширения предложения бюджетных туров и пакетов для лиц с ограниченным возможностями. Кроме того, был бы полезен банк кейсов с готовыми реновационными и организационными решениями в сфере безбарьерной среды для гостиниц и дестина-ций. Увеличение информации по этим вопросам сыграет существенную роль в процессе мотивирования бизнеса к внедрению социальных инноваций. ■

ИСТОЧНИКИ:

1. Белоусова Н.В. Зарубежный опыт популяризации инклюзивного реабилита-ционно-социального туризма // Туризм и гостеприимство. — 2019. — № 1. — с. 36-45. — url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38498506.

2. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы. Минтруд РФ официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://rosmintrud.ru/ ministry/programms/3/0 ( дата обращения: 15.03.2020 ).

3. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития «Наше общее будущее». ООН: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf ( дата обращения: 02.03.2020 ).

4. Забелин Д.В. Условия устойчивого развития туризма в отраслевой структуре стран с посткризизной экономикой // Экономический вестник. — 2007. — № 2-2. — с. 95-98. — url: https://elibrary.ru/item.asp?id=18812292.

5. Инвалидность и здоровье. Всемирная организация здравоохранения. ВОЗ официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/health-topics/disability#tab=tab 1 ( дата обращения: 11.03.2020 ).

6. Маклашина Л.Р. Роль инноваций в развитии туризма // Креативная экономика. — 2011. — № 12(60). — с. 130-136. — url: https://creativeconomy.ru/lib/4604.

7. Муминова С.Р., Феоктистова В.М., Вагина У.В. Инновации в туризме на основе информационных технологий // Сервис в России и за рубежом. — 2018. — № 1(79). — с. 6-15. — doi: 10.24411/1995-042X-2018-10101.

8. Пастухова А.Э. Цифровые технологии как драйвер развития предприятий индустрии туризма в России (accessible tourism) // Российские регионы: взгляд в будущее. — 2019. — № 2. — с. 150-166. — url: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=38223039.

9. Положение инвалидов. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/folder/13964 ( дата обращения: 15.03.2020 ).

10. Попов Е.В. и др. Тенденции развития социальных инноваций // Terra Econo- > micus. — 2018. — № 3. — с. 35-59. — doi: 10.23683/2073-6606-2018-16-3-35-59 .

11. Путянина Л.М., Арсеньева Н.В., Орлова О.В. Особенности инновационных и процессов на современных предприятиях // Вопросы инновационной экономики. — 2019. — № 3. — с. 1091-1098. — doi: 10.18334/vinec.9.3.40961.

12. Рассохина Т.В., Сеселкин А.И. Оценка проблем и механизмов управления, инвестиционной политики и маркетинга в сфере развития устойчивого туризма на основе экспертного опроса // Сервис в России и за рубежом. — 2016. — № 7(68). — с. 64-71. — doi: 10.12737/21824.

13. Российская краудфандинговая платформа Planeta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://planeta.ru/about ( дата обращения: 14.03.2020 ).

14. Селезнёв Р.С. Краудфандинг в туризме: проблемы развития и опыт Кемеровской области // Российские регионы: взгляд в будущее. — 2019. — № 1. — с. 1123. — url: https://elibrary.ru/item.asp?id=37031080.

15. Сигида Е.А., Баклагина Н.Ю., Лукьянова И.Е., Кириенкова З.А. Инвалидность как предиктор особых потребностей в туристских услугах // Сервис plus. — 2015. — № 2. — с. 64-72. — doi: 10.12737/11313.

16. Участие инвалидов в возрасте 15 лет и более в туристических или экскурсионных поездках. Росстат официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://gks.ru/free doc/new site/population/invalid/tab7-4.htm ( дата обращения: 15.03.2020 ).

17. Цели в области устойчивого развития. ООН: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru ( дата обращения: 15.03.2020 ).

18. Agovino M., Casaccia M., Garofalo A., Marchesano K. Tourism and disability in Italy. Limits and opportunities // Tourism Management Perspectives. — 2017. — № 23. — p. 58-67. — doi: 10.1016/j.tmp.2017.05.001.

19. Commission on Growth and Development. The Growth Report: Strategies for ^P Sustained Growth and Inclusive Development 2008. World Bank. [Электронный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ресурс]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/6507 /449860PUB0Box31010FFICIAL0USE00NLY1.pdf ( дата обращения: 07.03.2020). $ 20. Drucker P. Innovation and Entrepreneurship. 1st Edition. — Routledge. — 2015. — 346

21. Gasparin M., Green W., Lilley S., Quinn M., Saren M., Schinckus C. Business as unusual: A business model for social innovation // Journal of Business Research. — 2020. — doi: 10.1016/j.jbusres.2020.01.034.

22. Green Economy and Trade — Trends, Challenges and Opportunities 2013. UNEP: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unep.org/ greeneconomy/GreenEconomyandTrade ( дата обращения: 07.03.2020 ).

23. Institute for Human Centered Design. History of Universal Design. [Электронный ресурс]. URL: https://www.humancentereddesign.org/inclusive-design/history (дата обращения: 09.03.2020 ).

24. Leung X.Y., Lyu J., Bai B. A fad or the future? Examining the effectiveness of virtual reality advertising in the hotel industry // International Journal of Hospitality Management. — 2019. — doi: 10.1016/j.ijhm.2019.102391..

25. McKercher B., Darcy S. Re-conceptualizing barriers to travel by people with disabilities // Tourism Management Perspectives. — 2018. — № 26. — p. 59-66. — doi: 10.1016/j.tmp.2018.01.003.

26. Mongelli L., Rullani F. Inequality and marginalisation: Social innovation, social entrepreneurship and business model innovation — The common thread of the DRUID summer conference 2017 // Industry and Innovation. — 2017. — № 24(5). — p. 446-467. — doi: 10.1080/13662716.2017.1295365.

27. Inclusive Growth (2020). Oecd. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd. org/inclusive-growth ( дата обращения: 11.03.2020 ).

REFERENCES:

Agovino M., Casaccia M., Garofalo A., Marchesano K. (2017). Tourism and disability in Italy. Limits and opportunities Tourism Management Perspectives. (23). 58-67. doi: 10.1016/j.tmp.2017.05.001.

Belousova N.V. (2019). Zarubezhnyy opyt populyarizatsii inklyuzivnogo reabilitat-sionno-sotsialnogo turizma [Foreign experience of popularization inclusive rehabilitation and social tourism]. Turizm i gostepriimstvo. (1). 36-45. (in Russian).

Commission on Growth and Development. The Growth Report: Strategies for Sustained Growth and Inclusive Development 2008World Bank. Retrieved March 07, 2020, from https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/han-dle/10986/6507/449860PUB0Box3101OFFICIAL0USE0QNLYLpdf

Gasparin M., Green W., Lilley S., Quinn M., Saren M., Schinckus C. (2020). Business as unusual: A business model for social innovation Journal of Business Research. doi: 10.1016/j.jbusres.2020.01.034.

Inclusive Growth (2020)Oecd. Retrieved March 11, 2020, from https://www.oecd. org/inclusive-growth

Institute for Human Centered DesignHistory of Universal Design. Retrieved March 09, 2020, from https://www.humancentereddesign.org/inclusive-design/ history

Leung X.Y., Lyu J., Bai B. (2019). A fad or the future? Examining the effectiveness of virtual reality advertising in the hotel industry International Journal of Hospitality Management. doi: 10.1016/i.ijhm.2019.102391..

Maklashina L.R. (2011). Rol innovatsiy v razvitii turizma [Role of Innovations in Tourism Development]. Creative economy. (12(60)). 130-136. (in Russian).

McKercher B., Darcy S. (2018). Re-conceptualizing barriers to travel by people with disabilities Tourism Management Perspectives. (26). 59-66. doi: 10.1016/j. tmp.2018.01.003.

Mongelli L., Rullani F. (2017). Inequality and marginalisation: Social innovation, social entrepreneurship and business model innovation — The common thread of the DRUID summer conference 2017 Industry and Innovation. (24(5)). 446467. doi: 10.1080/13662716.2017.1295365.

Muminova S.R., Feoktistova V.M., Vagina U.V. (2018). Innovatsii v turizme na os-nove informatsionnyh tekhnologiy [Innovation in tourism based on information technology]. Service in Russia and abroad. 12 (1(79)). 6-15. (in Russian). doi: 10.24411/1995-042X-2018-10101.

Pastukhova A.E. (2019). Tsifrovye tekhnologii kak drayver razvitiyapredpriyatiy in-dustrii turizma v Rossii (accessible tourism) [Digital technologies as a driver of tourism industry development in Russia (accessible tourism)]. «Russian regions: looking into the future». 6 (2). 150-166. (in Russian).

Popov E.V. i dr. (2018). Tendentsii razvitiya sotsialnyh innovatsiy [Trends in the development of social innovation]. Terra Economicus. 16 (3). 35-59. (in Russian). doi: 10.23683/2073-6606-2018-16-3-35-59 .

Putyanina L.M., Arseneva N.V., Orlova O.V. (2019). Osobennosti innovatsionnyh protsessov na sovremennyh predpriyatiyakh [The peculiarities of innovative processes in modern enterprises]. Russian Journal of Innovation Economics. 9 (3). 1091-1098. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.3.40961.

Rassokhina T.V., Seselkin A.I. (2016). Otsenkaproblem i mekhanizmov upravleniya, investitsionnoy politiki i marketinga v sfere razvitiya ustoychivogo turizma na osnove ekspertnogo oprosa [Assessing the problems and management mechanisms, investment policy and marketing in sustainable tourism based on expert survey]. Service in Russia and abroad. 10 (7(68)). 64-71. (in Russian). doi: 10.12737/21824.

Seleznyov R.S. (2019). Kraudfanding v turizme: problemy razvitiya i opyt Keme-rovskoy oblasti [Crowdfunding in tourism: problems of development and experience of the Kemerovo region]. «Russian regions: looking into the future». 6 (1). 11-23. (in Russian).

Sigida E.A., Baklagina N.Yu., Lukyanova I.E., Kirienkova Z.A. (2015). Invalidnost kak prediktor osobyh potrebnostey v turistskikh uslugakh [The customer with special needs in tourist services]. The Service Plus Scientific Journal. 9 (2). 6472. (in Russian). doi: 10.12737/11313.

Zabelin D.V. (2007). Usloviya ustoychivogo razvitiya turizma v otraslevoy strukture stran s postkriziznoy ekonomikoy [Conditions for sustainable tourism development in the sectoral structure of countries with postcrisis economy]. The Economic vestnik. 5 (2-2). 95-98. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.