70 ЛЕТ В ПУТИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ _ИНСТИТУТА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ
БЕЗ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ -НЕТ ТЕОРИИ ПЕДАГОГИКИ
Осуществление исследований, связанных с проблематикой истории образования и педагогики на протяжении всех семи десятилетий, являлось главным и неизменным направлением деятельности нашего учреждения, что запечатлено в его названии - Институт теории и истории педагогики. В статье представлена история структурных подразделений Института, разрабатывавших в разные годы темы истории педагогики и образования.
Характерно, что со времени основания АПН РСФСР в 1943 г. в Академии среди приоритетных направлений выделялась «научная разработка вопросов истории педагогики». В соответствии с этим в Научно-исследовательском институте теории и истории педагогики АПН РСФСР в 1944 г. был организован Отдел истории педагогики. Его задача состояла «в изучении истории развития педагогических наук».
На протяжении 70 лет когорты историков педагогики, являвшихся сотрудниками Института, безусловно, обогатили педагогическую науку трудами первостепенного значения, создав образ научного направления, который отождествляется с понятием «отечественная историко-педагогическая наука второй половины ХХ-начала XXI вв.». Несомненно, и то, что все крупные историки педагогики, творившие в это время, или являлись научными сотрудниками Института,
М.В. Богуславский
В.Г. Безрогов
А.В. Овчинников
О.Е. Кошелева
Ключевые слова:
история педагогики, институт теории и истории педагогики, структурные подразделения института.
или прошли в нем фундаментальную научную школу.
В деятельности историков педагогики Института можно выделить три этапа, положив в основу периодизации структурные изменения, которые были связаны с трансформацией исследовательской проблематики:
1. В 1944-1969 гг. деятельность осуществлялась в составе единого коллектива отдела истории педагогики, в рамках которого создавались различные структурные подразделения ( сектора, кабинеты, комиссии).
2. 1970-2010 гг. - плодотворный период трех достаточно самостоятельных историко - педагогических исследований, центрирующихся на разработке проблем отечественной дореволюционной педагогики, истории советской школы и педагогики и всеобщей истории педагогики.
3. С 2011 г. - осуществляется консолидированная исследовательская деятельность в составе единой лаборатории истории педагогики и образования с сохранением научной самостоятельности в разработке нескольких исследовательских направлений.
Представим последовательно выделенные периоды.
I. 1944-1969 гг. Первоначально в феврале 1944 г. в состав отдела истории педагогики входили следующие кабинеты:
1. всеобщей истории педагогики;
2. истории русской педагогики;
3. истории педагогики нерусских народов СССР.
В дальнейшем структура отдела становилась все разнообразнее и насыщенней. Подчеркнем, что изначально магистральное направление в деятельности подразделения определялось подготовкой к изданию педагогического наследия выдающихся и видных отечественных деятелей образования. С этой целью были созданы специальные комиссии: по изучению педагогического наследия К.Д. Ушинского; по изучению педагогического наследия Л.Н. Толстого; по подготовке к изданию «важнейших памятников русской отечественной педагогики». Также была образована комиссия по изучению педагогического наследия С.Т. Шацкого.
Вторая половина 40-х годов было временем интенсивной разработки проблем истории отечественной школы и педагогической мысли, которую приходилось во многом создавать заново. Причем творческий поиск приходилось осуществлять в достаточно сложных исследовательских условиях. И дело заключалось не только во всем понятной идеологической марксист-ко-ленинской, классовой определенности. Положение осложнялось еще
рядом более специальных факторов. По сути, не представлялось возможным в явной форме опереться и на историческую традицию. Естественно, что зарубежные труды по истории русской педагогики не могли использовать. Равно, как и работы отечественных деятелей Российского Зарубежья В.В.Зеньковского и С.И.Гессена, оставивших серьезные очерки по развитию отечественной педагогики Х1Х-ХХ веков. История отечественной педагогики, которая исследовалась во второй половине 1920-х годов с марксистских позиций, прежде всего А.П. Пинкевичем, в 30 - е годы выходили труды Е. Н. Медынского и подвергались значительной критике. Этим и объясняется то, что историко-педагогические исследования сотрудникам отдела приходилось осуществлять практически с белого листа.
Данные обстоятельства рельефно показывают, в какой исключительно сложной, профессионально и личностно, проблемной обстановке начиналась деятельность отдела истории педагогики в феврале 1944 г.
В 1953 г. сектор истории педагогики был вновь преобразован в отдел истории педагогики с секторами: истории педагогики зарубежных стран и педагогики и школы в СССР. В дальнейшем это подразделение называлось в отдельные годы по-разному (отдел, сектор, лаборатория, группа), однако, характер и содержание его деятельности оставались неизменными. Историко - педагогическое подразделение осуществляло исследования по всем разделам этой отрасли знания - истории отечественной педагогики, истории советской школы и педагогики и истории зарубежной педагогики. Руководили подразделением истории педагогики в конце 40-х - 50-е годы такие крупные ученые, как В.З. Смирнов и М.Ф. Шабаева.
В эти годы определились основные направления исследований, которые доминировали на протяжении конца 40-х - первой половины 50-х годов ХХ века:
1. Необходима была, в духе нового государственного курса, существенная «реабилитация» дореволюционной истории педагогики, особенно периода второй половины XIX века, созвучного процессам, происходившим в это время в советской системе образования (переход в городских школах на раздельное обучение, введение в преподавание в школе предметов логики и психологии) - это направление рассматривалось как приоритетное.
2. Предстояло создать историю школы и педагогики народов СССР -это направление тоже тогда выступало приоритетным.
3. Нужно было заново создавать историю советской школы и педагогики к предстоящему в 1947 году 30-летнему юбилею Великой
Октябрьской социалистической революции. Эта задача была крайне сложной, поскольку история советской школы совершенно обезлюдела: все деятели, создававшие советскую педагогику в период с 1917- по начало 30-х годов оказались или репрессированными (А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак, М.В. Крупенина), или подвергнутыми уничтожающей критике (М.Н. Покровский), или преданными в то время забвению (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская). Характерный факт - работы по истории советской школы, как правило, юбилейного характера, выходившие в конце 30-х - начале 40-х годов, вообще, обходились без упоминания имен каких бы то ни было деятелей советской школы и педагогики.
4. Надо было осуществлять исследования по истории зарубежной школы и педагогики, которые в тяжелой обстановке начала холодной войны и кампании «борьбы с космополитами» приобретают резко критический и крайне идеологизированный характер.
Наряду с этими гносеологическими задачами, перед историками педагогики Института стоял ряд значимых и неотложных практических задач. Выделились несколько направлений научно-организационной и издательской деятельности.
1. Создание научных трудов по отдельным направлениям истории школы и педагогики.
2. Издание собраний сочинений и избранных произведений классиков мировой педагогики и отечественной педагогики и ,что очень существенно, тех дореволюционных педагогов, чье наследие было даже не забыто а, вообще, малоизвестно.
3. Подготовка нового стабильного учебника «История педагогики» для системы высшего педагогического образования
4. Составление историко-педагогических статей для энциклопедических изданий и словарей.
В первоначальном периоде - 40-50-е гг. - отдел удачно объединил три генерации ученых, символизировавших «сплав молодости и опыта».
1. Доминировали представители старшего поколения, успевшие получить классическое образование и заявившие о себе трудами еще в дореволюционный период и в 1920-е годы. Это были крупные учёные - члены Академии педагогических наук РСФСР: Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, Г.Е. Жураковский и В.Я. Струминский, признанный знаток педагогического наследия К.Д. Ушинского. Безусловным лидером этого сообщества был Николай Александрович Константинов, историко-педагоги-
ческие работы которого отличались широкой эрудицией, аналитическим, сравнительно-сопоставительным и критическим подходом к событиям и фактам. Владея в совершенстве пятью языками, он основывал свои исследования на анализе многочисленных иностранных источников.
2. Основу научного коллектива составляли находившиеся тогда в расцвете творческих сил ученые - историки педагогики второго поколения, сформировавшиеся как исследователи преимущественно в 1930-е - начале 40-х годов: В.А. Вейкшан, Ф.Ф. Королёв, В.З. Смирнов, С.А. Фрумов, И.В. Чувашев, М.Ф. Шабаева, А.Ф. Эфиров. Наиболее выдающимся ученым среди них был, безусловно, Федор Филиппович Королев. Его работам был органично присущ философский и методологический контекст.
3. В то же время формировалась молодая генерация исследователей, позднее ставших крупными учеными: З.И. Равкин, А.И. Пискунов и К.И. Салимова, а также В.С. Аранский и Л.Н. Гончаров, большинство из которых были участниками Великой Отечественной войны. Среди молодого поколения выделялся масштабом своего таланта Захар Ильич Равкин. Он поступил в аспирантуру АПН РСФСР в 1944 г. в составе первого набора, успешно защитил кандидатскую диссертацию под руководством Н.А.Константинова и с 1948 г. начал деятельность в отделе истории педагогики в качестве старшего научного сотрудника.
Научные сотрудники отдела были, разумеется, разными по своим профессионально-личностным качествам, с разным научным, да и жизненным опытом, уровнем образованности (здесь также следует отметить: выделялось «старшее поколение», успевшее до революции получить классическое образование на историко-филологическом факультете университета). Однако всех объединяла увлеченность научным поиском, даже влюбленность в педагогическое прошлое, в жизнь и деятельность классиков педагогики, подвижников российского образования, необыкновенная широта творческого поиска.
Для исследователей, сплотившихся в такой мощный творческий коллектив, были характерны следующие профессиональные черты.
1. Построение исследований на большом массиве источников, включение в научный оборот редчайших архивных материалов, нередко впервые представленных мировой науке. Для сбора источников создавались специальные проблемные комиссии.
2. Научная смелость браться за непростые сюжеты . Особенно это было характерно для второй половины 50-х годов, когда каждая публикация Ф.Ф.Королева в журнале «Советская педагогика» означала
официальную реабилитацию очередного репрессированного деятеля советской педагогики или забытого педагога прошлого.
3. Стилевое богатство публикаций историков педагогики - их монографии и статьи никогда не были скучными, наукообразными, хотя часто авторы исследовали, например, такие темы, как статистико-экономические вопросы развития системы образования.
Приведем наиболее значимые достижения первого периода, охватывающего 1943-1969 гг.
1. Созданы солидные труды по историко-педагогической тематике.
2. Изданы собрания сочинений выдающихся представителей отечественного просвещения. Результаты этой публикационной деятельности невозможно переоценить. Благодаря подвижнической деятельности сотрудников отдела истории педагогики великое достояние, прежде всего, отечественной педагогической мысли стало возможным для овладения им не только научными сотрудниками, преподавателями и студентами педагогических вузов, но и самыми широкими кругами учительства, оно становилось действенным фактором решения актуальных педагогических задач.
3. Подготовлены программы и учебные пособия по истории педагогики для педвузов. Значительным событием стал вышедший в 1948 г. первым изданием учебник для педагогических институтов «История педагогики», созданный Н.А. Константиновым, Е.Н. Медынским и М.Ф. Шабаевой. На протяжении более чем 40 лет этот учебник являлся единственным в стране пособием по истории педагогики, по которому были воспитаны в любви к педагогическому прошлому, к подвижникам просвещения миллионы будущих учителей советской школы.
4. Подготовлены статьи для «Педагогического словаря», четырехтомной «Педагогической энциклопедии» и Большой Советской Энциклопедии.
5. Сформирована новая генерация исследователей.
6. Консолидировано сообщество историков педагогики. Отдел являлся общепризнанным лидером историко-педагогических исследований в стране. В силу своего уникального положения - единственного не только среди академических институтов, но в целом в стране среди профессионального историко-педагогического научного сообщества - отдел выполнял не только собственно исследовательские, но и координационно-организационные функции как центр исследований по истории школы и педагогической мысли СССР, чем оказывал определяющее влияние на состояние историко-пе-дагогической науки.
Таким образом, есть все основания констатировать, что первый период
деятельности отдела истории педагогики в составе единого научного коллектива оказался чрезвычайно плодотворным. Осуществленные значимые исследования, крупные труды создали основу как для дальнейшей дифференциации сложившихся исследовательских коллективов, так и выдвижения в качестве приоритетной задачи подготовки обобщающих историко - педагогических трудов по истории отечественной и зарубежной педагогики.
II. 1970-2010-е гг. Деятельность трех самостоятельных историко-педа-гогических лабораторий.
Создание в рамках, до этого периода единого подразделения историков педагогики, трех самостоятельных лабораторий было вызвано происходившими в конце 60-х годов более общими процессами реформирования академической науки. В организационном плане это - создание АПН СССР вместо АПН РСФСР , а 5 января 1970 г. вместо НИИ теории и истории педагогики начал свою деятельность НИИ общей педагогики АПН СССР.
При этом подчеркнем, что историко - педагогическая проблематика занимала приоритетное место в планах не только института, но и в целом Академии педагогических наук СССР. Так, в Постановлении ЦК КПСС «Об основных направлениях деятельности АПН СССР» (21 февр. 1969г.) в числе первоочередных направлений исследований указывалось «изучение истории развития педагогической мысли и народного образования в СССР».
Для исполнения данного постановления 20 марта 1970 года в Институте был организован отдел истории педагогики в составе трех секторов, позднее лабораторий: истории школы и педагогики дореволюционной России; истории советской школы и педагогики; всеобщей истории педагогики.
Выделение самостоятельных лабораторий было неизбежно и правомерно. И обусловлено это было внутренними явлениями, связанными с наметившейся серьезной дифференциацией исследовательских программ и уже сложившимися для такой самостоятельной деятельности исследовательскими коллективами.
Лаборатория истории дореволюционной (отечественной) школы и педагогики.
С начала 1980-х годов Лаборатория истории школы и педагогики дореволюционной России занималась подготовкой двух томов многотомного академического издания «Очерков истории школы и педагогической мысли народов СССР», призванного обобщить новые научные знания в этой области. К этому времени уже вышли из печати тома, относившиеся к XVIII в. и к пореформенному периоду. Теперь предстояло разработать наиболее
трудоемкие материалы периода древности и средневековья, вошедшие в первый том Очерков, и предреволюционного периода, «периода империализма», составившие содержание четвертого тома.
Эта работа, проходившая под руководством Э.Д. Днепрова, была задумана широкомасштабно, она имела все необходимые стороны исторического исследования. Помимо российского материала Очерки включали главы по истории образования и педагогики в союзных республиках, с коллегами из которых была установлена тесная связь. На основе плодотворной совместной работы лаборатория фактически стала центром притяжения исследователей истории дореволюционной педагогики со всей страны.
Важной отличительной чертой этого периода явилось то, что Э.Д. Днепров - историк по специальности («гражданский историк» в отличие от «историков педагогики», которые в подавляющем большинстве были педагогами, но не историками) - стал широко привлекать к работе практикующих историков из других научных учреждений. В состав лаборатории дореволюционной России были приглашены для работы над наиболее специальным материалом по Древней Руси историки российского Средневековья - О.Е. Кошелева и Л.В. Мошкова. В это же время в других лабораториях Отдела истории стали работать тогда молодые ученые, выпускники исторического факультета Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина - М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, Л.С Бликштейн, В.Г. Безрогов. Все они, за исключением специалиста по XX в. М.В. Богуславского, занимались древними периодами истории и совместно создали в институте новое направление изучения истории школы и педагогики древнейших времен, которое пытались открыть в АПН в конце 1940-х, но не смогли.
Направление исследований по истории XIX в., помимо Э.Д. Днепрова, возглавляли С.Ф. Егоров, М.В. Михайлова, Р.Л. Доватор, Н.Я. Чутко. Ведущей и впервые подробно разработанной темой являлась тема общественно-педагогического движения в дореволюционной России. На обширном, в том числе статистическом, материале была показана его ведущая роль в просвещении страны, не меньшая, если не большая, чем государственная.
С уходом Э.Д. Днепрова в 1988 г. лабораторию возглавил С.Ф. Егоров, ее состав и направление работы изменились. О.Е. Кошелева и Л.В. Мошкова в 1993 г. перешли в лабораторию К.И.Салимовой, где под руководством Г.Б.Корнетова получил развитие цивилизационный подход в исследованиях, и российская тематика стала органично включаться во всеобщую историю педагогики.
В сложное время первой половины 90 - х годов прошедшего столетия произошли и другие кадровые изменения в составе лаборатории. Закончили свою активную исследовательскую работу кандидаты педагогических наук Р.Л. Доватор и М.В. Михайлова. В конце 1993 г. в лаборатории стал работать А. В. Овчинников, защитивший вскоре кандидатскую диссертацию по историческим наукам, а в 1995 г. в лабораторию пришли кандидаты исторических наук Л. Н. Беленчук и Е. А. Прокофьева. Вскоре защитил кандидатскую диссертацию по педагогическим наукам и стал старшим научным сотрудником лаборатории один из немногих учеников С.Ф. Егорова - С. В. Лыков. Практически новый кадровый состав лаборатории постепенно становился дружным, творческим коллективом единомышленников, который ставил перед собой новые научные задачи.
На рубеже тысячелетий в лаборатории стали активно исследоваться актуальные вопросы истории педагогики России XIX - начала XX столетия - важного и интересного времени, во многом определившего цивилизаци-онный путь развития нашей страны. Основной научной тематикой стало изучение модернизационных процессов развития российского образования в широком культурно-историческом контексте. Интересы сотрудников лаборатории были широки: педагогическая теория, национальная и частная школа, политика и законодательное регулирование в области общего образования. Естественно, что широкий круг изучаемых вопросов способствовал расширению творческих связей.
В эти годы началась дружба лаборатории с Православным Свято-Тихоновским богословским институтом (ныне университетом). Целью содружества стало изучение важных аспектов русской духовной культуры и её влияния на развитие отечественного просвещения. Эту работу осуществляли Л. Н. Беленчук , И. В. Топчиева, занимавшаяся историей церковноприходских школ, и Е.Ю. Грызанова. Сотрудники лаборатории неоднократно принимали активное участие в Рождественских образовательных чтениях, выступая на них в качестве докладчиков, руководителей и соруководителей секций.
Большую роль в пропаганде историко-педагогического наследия учёные отдавали первоисточникам. В 2000 году вышла в свет Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века), составленная Л.Н. Беленчук, С.В. Лыковым и А.В. Овчинниковым. Это пособие стало одним из первых, включившим работы видных деятелей общественной мысли без купюр и изъятий. Многие произведения авторов прошлого, составляющие историю отечественной гуманитарной мысли, стали впервые за многие
годы доступны для широкого читателя.
В это же время творческий коллектив под руководством С. Ф. Егорова, в который входили С.В. Лыков и преподаватель МПГУ Л.М.Волобуева, подготовил комплект учебно-методических материалов по истории педагогики, который был удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования.
В контексте проводимых исследований и при поддержке Российского гуманитарного научного фонда 3-4 октября 2002 г. состоялась Всероссийская научная конференция «Философско - исторические основы общего образования в России», в которой принял участие 70 представителей педагогической науки из 23 регионов Российской Федерации. Проведение конференции совпало с празднованием 200-летия создания Министерства просвещения России и началом подготовки к 60-летию АПН-РАО, что придало научному мероприятию широкий общественный резонанс.
В начале XXI века лаборатория истории отечественной педагогики сначала под руководством академика С.Ф. Егорова, с 2009 г. - Е.А Прокофьевой, а с 2010 г. - А.В. Овчинникова подготовила ряд коллективных монографий и учебно-методических пособий для высших педагогических учебных заведений и факультетов. В них с современных позиций отображены сложные и противоречивые процессы, во многом определившие историческое развитие системы отечественного образования.
Одним из главных направлений работы стало изучение взаимосвязи русских образовательных традиций с педагогической теорией.
В 2005 г. вышла в свет монография «Историко-методологические и философские проблемы развития педагогики и образования в России во второй половине XIX века», Спустя два года сотрудниками группы была издана новая монография - «Методологические, правовые, этнические основания педагогики пореформенного периода». Эти книги и многочисленные статьи, опубликованные в ведущих журналах, определив методологическую сторону работы группы, явились своеобразной подготовкой к работам учебно-методического характера. В 2005 году издан учебник для вузов «История отечественной педагогики», написанный ведущим научным сотрудником лаборатории Л.Н. Беленчук.
С такими результатами сотрудники лаборатории подошли к 2008 году, когда началась реализация новой, пятилетней программы фундаментальных исследований Российской академии образования. Анализ полученных результатов и тенденции развития российского образования начала XXI века подсказали выбор темы нового исследования - «Педагогическая
теория в контексте гуманитарной культуры XIX века». Было решено по -новому посмотреть на проблемы развития российской школы советского периода, что обусловило выбор второй темы - «Историография общеобразовательной школы РСФСР», разработка которой, как предполагалось вначале, станет первым, подготовительным этапом современного прочтения недавнего прошлого российской школы.
Особая роль в разработке стратегии нового исследования принадлежала замечательному историку педагогики, действительному члену Российской академии образования Семёну Филипповичу Егорову, который до последних дней жизни руководил лабораторией. В октябре 2009 г. его не стало.
Наряду с фундаментальными исследованиями больше внимания стало уделяться пропаганде педагогического наследия, совместной работе учёных с преподавателями высших учебных заведений. И результаты этого труда не замедлили сказаться. Совместно с профессором Вильнюсского педагогического университета О.Л. Янушкявичене ведущий научный сотрудник лаборатории Л.Н. Беленчук издали учебник «История зарубежной и русской педагогики» (М., 2011).
В этот период вышли в свет несколько монографий отдельных сотрудников группы: Л.Н. Беленчук «Просвещение в России: взгляд западников и славянофилов», А.В. Овчинникова «Политико - правовой процесс в российском образовании XIX - начала XX века», «Московское учительство в годы Великой Отечественной войны».
Лаборатория истории советской школы и педагогики
Главным поприщем научных сотрудников лаборатории истории советской школы и педагогики, как и их коллег из лаборатории истории дореволюционной школы и педагогики , на протяжении 70 - х и первой половины 80 - х гг. стала подготовка к изданию «Очерков истории школы и педагогической мысли народов СССР». Советской истории педагогики в этом семитомном издании были отведены три завершающих тома. Хронологически это - с 1917 по 1986 гг., то есть 70-летний период.
В подготовке «советской» части томов «Очерков» приняли участие сотрудники лаборатории Н.П. Кузин, З.И. Равкин, М.Н. Колмакова, С.А. Черник, Т.И. Баранова, С.К. Бондырева, Р.Б. Вендровская, Т.Б. Игнатьева, И.А. Панова, М.Г. Плохова, В.В. Реутова, Н.С. Розыева и З.Н. Смородина, Р.Л. Доватор.
Одновременно с изданием «Очерков истории школы и педагогической мысли народов СССР» была осуществлена деятельность по подготовке «Очерков истории педагогической науки в СССР (1917-1986 гг.)». В них на
широкой источниковой базе освещалось развитие наиболее важных проблем педагогики за более чем 60-летний период.
По свидетельству сотрудников, в 70-80-е годы в лаборатории (рук. М.Н.Колмакова) преобладала творческая атмосфера, научные сотрудники стремились быть в курсе новейших достижений науки и передового педагогического опыта. Обсуждения научных вопросов, проходившие в лаборатории, всегда были неформальными, советы рецензентов доброжелательными, нацеленными на помощь в доработке той или иной проблемы. Недаром из числа сотрудников и аспирантов лаборатории выросли квалифицированные исследователи, защитившие докторские диссертации.
Особое значение для деятельности лаборатории имело возвращение в нее в 1981 г. крупнейшего историка педагогики Захара Ильича Равкина. В конце 80 - х гг., член - корреспондент АПН СССР Захар Ильич, став заведующим лабораторией, реализуя новые методологические подходы, осуществил вместе с коллективом сотрудников новаторские исследования по истории отечественной школы и педагогики XX в.
Выдающимся достижением З.И. Равкина стало создание в 1984 г. Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки Российской академии образования, интегрирующего ученых-историков из многих регионов России, а также Казахстана, Беларуси и Украины . Произошедшие в стране после августа 1991 г. существенные общественно - политические и социально - экономические трансформации рельефно отразились и на академической науке. Вместо АПН СССР возникла Российская академия наук. НИИ Общей педагогики сменил название на Институт теоретической педагогики и международных исследований образовании. Естественно такие серьезные изменения не могли не сказаться не только на названии лабораторий, но и на изменении направленности и содержания их деятельности.
В результате вместо лаборатории истории советской школы и педагогики из ее сотрудников в 1992 г была создана группа, позднее лаборатория методологии историко-педагогических исследований под руководством З.И. Равкина. Подчеркнем, что это было специальное историко - методологическое подразделение, до сих пор не существовавшее ни в НИИ общей педагогики, ни в структуре Академии педагогических наук в целом. Напряженная творческая деятельность сотрудников исследовательской группы (М.В. Богуславский, С.Н. Васильева, В.В. Веселова, Л.Д. Гирева, В.И. Додонов, Т.Б. Игнатьева) позволила в короткие сроки не только осуществить общеметодологические разработки по историко-теоретическим
проблемам аксиологии, но и «опредметить» их в конкретных публикациях.
На протяжении 1998-2010 гг. лабораторией руководила Татьяна Борисовна Игнатьева - талантливый ученый и прекрасный человек.
Лаборатория истории школы и педагогики за рубежом
После преобразования АПН РСФСР в Академию педагогических наук СССР группа историков зарубежной педагогики выделилась в самостоятельное подразделение. Сектор всеобщей истории педагогики позднее стал называться лабораторией истории школы и педагогики за рубежом, затем группой истории зарубежной педагогики отдела истории образования и педагогической мысли. В лаборатории с начала 1970-х гг. работали К.И. Салимова (заведующая), А.Н. Джуринский, Б.М. Бим-Бад, И.И. Огородникова, С.Л. Савина, С.Ю. Алферов, Г.Б. Корнетов, Л.С. Бликштейн, В.Г. Безрогов, затем присоединились О.Е. Кошелева, Л.В. Мошкова и Н.Б. Баранникова. С конца 1992 г. и до апреля 2011 г. лабораторию истории зарубежной школы и педагогики возглавлял Г.Б. Корнетов.
За все время самостоятельного существования лаборатории ее сотрудниками было подготовлено свыше 20 аспирантов-специалистов по зарубежной истории образования, успешно защитивших диссертации. Перестроечные 90-ые годы дали возможность историкам ИТИП присоединиться к международному сообществу историков педагогики (International Society of History of Education), познакомиться с направлениями исследований зарубежных коллег всего мира и ежегодно выступать с докладами на конференциях.
Тематика лаборатории охватывала не только обычные, уже традиционные для исследований исторические периоды и темы, но и новаторские, ранее не звучавшие в советской истории педагогики - Древний Восток, Средневековье и раннее Новое время, педагогика Индии, Китая и Японии также вошли в спектр рассмотрения. Большое внимание уделялось сравнительному аспекту истории педагогики западных стран и отечественной педагогики (О.Е. Кошелева, Л.В. Мошкова).
В 1990-е гг. расширились возможности исследовательской и преподавательской базы благодаря университету при РАО . Ректор УРАО - академик РАО Б.М. Бим-Бад способствовал развитию направления педагогической антропологии. Совместно с историками - сотрудниками ИТИП РАО было осуществлено сближение истории педагогики и истории/этнографии детства, до этого существовавших в России без контактов друг с другом.
Главными достижениями сотрудников лаборатории в итоге их работы
на протяжении сорока лет следует признать: отказ от европоцентризма; преодоление замкнутости историко-педагогических исследований, привлечение широкого круга источников и литературы; связь с общим развитием отечественной и зарубежной исторической науки.
Одним из основных направлений группы с середины 90-х гг. стала теоретико-методологическая работа в области всеобщей истории образования. Научные сотрудники под руководством Г.Б. Корнетова занимались анализом существующих в науке методологических подходов к изучению истории педагогики и разработкой новых: цивилизационного, антропологического, парадигмального, а также применением метода моделирования в своей области знаний.
В последние годы особым направлением в работе группы стало изучение исторических периодов, не знавших доминирования школы и школьного типа образования. Именно в эти отдаленные эпохи формировались первые варианты в понимании воспитания, обучения, образования, педагогики, ее возможностей, обязанностей и границ. Данное направление впервые получило развитие. Удалось немного выправить дисбаланс в отечественной истории педагогики, активно занимающейся историей школы и политики в образовании, но в меньшей степени историей педагогики неформализованного обучения, историей педагогики семьи и домашнего обучения, педагогики различных социально-возрастных групп и возрастных классов.
С 2011 гг. осуществляется консолидированная исследовательская деятельность в составе единой лаборатории истории педагогики и образования, при этом существует научная самостоятельность сотрудников в разработке нескольких исследовательских направлений.
Руководителем лаборатории является член-корреспондент РАО М.В. Богуславский. Он же является Председателем Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО.
В серии «Фундаментальные исследования Института теории и истории педагогики РАО 2008-2012» в 2012-2013гг. вышли следующие издания.
Монография М.В. Богуславского «История педагогики: методология, теория, персоналии» содержит материалы, посвященные характеристике современной методологии и теории историко - педагогического знания. В монографии также дана характеристика методологических подходов к осуществлению исследований в сфере педагогической персоналистики и представлены историко - биографические очерки о подвижниках российского образования.
В коллективном труде «Преемственность и новаторство в развитии
основных направлений отечественной педагогической науки (конец Х1Х-ХХ вв.)» под ред. М.В. Богуславского, содержатся материалы, посвященные характеристике методологических подходов к трактовке процесса развития основных направлений в отечественной педагогической науке XX века; формированию теоретических основ отечественной образовательной политики; теоретическим основам элитного образования; развитию теории содержания дошкольного и общего образования; основным направлениям использования зарубежных педагогических систем в отечественном образовании XX века. В результате исследования были созданы предпосылки для представления новой модели процесса развития отечественной педагогики XX века, которая должна заменить трактовку историко - педагогического процесса, существовавшую прежде.
Итогом прошедшего пятилетия по отечественной истории педагогики также стали четыре издания.
Монография «Педагогическая теория в контексте гуманитарной культуры России XIX века», авторами которой являются Л.Н. Беленчук, С.Ф. Егоров, А.В. Овчинников, Е.А. Прокофьева , посвящена сложным проблемам взаимосвязи педагогической теории с развитием общественных идей, отразившихся в литературе, науке, публицистике, юриспруденции и законодательстве.
Всем историкам школы известно, как не хватает современных пособий и текстов первоисточников студентам и преподавателями вузов, особенно по истории отечественной педагогики. Этим обстоятельством было определено создание своеобразного учебного микрокомплекса - Краткого пособия по истории отечественной педагогики XIX века (Л.Н. Беленчук) и Хрестоматии (сост. Л.Н. Беленчук, Е.Н. Никулина, А.В. Овчинников, Е.А. Прокофьева), в которую вошли тексты выдающихся представителей отечественной гуманитарной мысли России, многие из которых нечасто публиковались и малоизвестны широкому кругу читателей. Главная идея изданий состоит в том, чтобы показать, что русская педагогика, отражая в своём развитии общие закономерности становления мировой науки и образования, имеет и свойственные ей одной основания и характерные особенности, например, древнее, восходящее к православным, гуманистическим истокам понимание просвещения.
Монография «Историография общеобразовательной школы РСФСР». Её авторы В.А. Мясников., А.В. Овчинников и доцент Нижегородского педагогического университета им. Козьмы Минина Г.Н. Козлова отобрали и проанализировали те источники, которые еще практически не стали предметом
анализа историков педагогики, и смогут обогатить дальнейшие историко-педагогические исследования.
В коллективной монографии «Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада» (под ред. Н.Б. Баранниковой и В.Г. Безрогова) впервые в отечественной науке удалось рассмотреть раннюю историю внешкольной педагогики, проследив ее от архаических традиционных родовых культур племенного мира до позднего Средневековья, в котором уже начинала складываться культура школьного типа. Авторы книги на основе проведенных в Институте исследований смогли реконструировать феномены учительства и ученичества в древних (Египет, Месопотамия, Палестина, Индия, Китай, Греция, Рим) и средневековых (Европа и Россия) цивилизациях. В результате был создан общий труд, дополняющий традиционную историю педагогики, больше связанную с изучением школьной традиции и школьной политики.
В данной серии вышел также сборник научных статей «Западноевропейская и российская учебная литература XVI-XX вв.» (конфессиональный аспект), под ред. В.Г. Безрогова. В нем подведен итог работе, проводившейся по истории конфессионального компонента в российских и зарубежных учебниках.
Оригинальным изданием является учебное пособие «Запад. Восток. Диалоги о воспитании», подготовленное К.И. Салимовой. Пособие посвящено истории зарубежной педагогики ряда западных и восточных стран с древнейших времен до наших дней. Особенность пособия заключается в попытке показать развитие прогрессивными педагогами актуальнейших проблем воспитания и обучения как в странах Запада, так и в странах Востока в диалогах, принятии или отрицании позиции своих коллег. Читатель может проследить, каким сложным был исторический путь становления педагогики как научной дисциплины.
На новом этапе развития Института в 2013-2020 гг. лаборатория истории педагогики и образования является исследовательским центром по разработке трех важных научных тем, представляющих несомненную актуальность и значимость как для развития историко - педагогического знания, так и для развития педагогической науки в целом: «Методология историко-компаративистского анализа учебной литературы для начальной школы эпохи Рационализма и Просвещения» (руководитель темы - В.Г. Безрогов,член-корреспондент РАО); «Теоретико-методологический анализ стратегии модернизации российского образования ХХ века» (руководитель темы - М.В. Богуславский, член-корреспондент РАО; «Отечественное
историко-педагогическое наследие и его роль в формировании современного российского образования» (руководитель темы - А.В. Овчинников, доктор педагогических наук).
Метафорическое выражение «крот истории роет неустанно» означает, что историческое настоящее становится историческим прошлым, а историческое будущее - историческим настоящим. Ученые в области исторических знаний не могут отгораживаться хронологической стеной от актуальных проблем педагогической реальности. Историки педагогики призваны откликаться на современные запросы школы (в широком смысле) и педагогики. Есть основания констатировать, что интеллектуально-духовная эстафета передается от поколения к поколению. Трудами ученых создана фундаментальная база как для собственно ретроспективных исследований так и, что особенно существенно, для развития общей теории, методологии педагогики, ее отдельных областей как в прошлом, так в настоящем и будущем.
История педагогики является не только фундаментом, но и «солнечным сплетением «Педагогической науки. Для дальнейших историко-педагогиче-ских исследований лаборатория имеет мощный интеллектуальный и духовный потенциал.