Научная статья на тему 'Бестужевским курсам — 125 лет'

Бестужевским курсам — 125 лет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
507
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вахромеева О. Б.

Bestuzhev's Higher Women's Courses in St.-Petersburg (1878-1918) — the first higher women's school in Russia, was already attributed to Petersburg university as "a women's faculty". Both Universities united by the whole educational and scientific system owing to Courses gave many different famous names in Russian culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bestuzhev's women's courses are 125 years age

Bestuzhev's Higher Women's Courses in St.-Petersburg (1878-1918) — the first higher women's school in Russia, was already attributed to Petersburg university as "a women's faculty". Both Universities united by the whole educational and scientific system owing to Courses gave many different famous names in Russian culture.

Текст научной работы на тему «Бестужевским курсам — 125 лет»

ЮБИЛЕИ

О. Б. Вахромеева

Бестужевским курсам — 125 лет

Полтора столетия назад в России женщины впервые заявили о равных правах с мужчинами на труд и образование. В стенах высших учебных заведений Санкт-Петербурга появились первые студентки, а спустя несколько десятилетий благодаря деятельности прогрессивной части российского общества был открыт первый женский университет в России. Это были Высшие женские курсы, названные Бестужевскими по имени их первого директора, университетского профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина.

Бестужевские курсы, открытые в 1878 г., просуществовали 40 лет; в 1918 г., после изменения статуса учебного заведения, курсы стали называться Третьим Петроградским университетом, который в 1919 г. объединился с Первым Петроградским университетом в единый вуз.

В процессе деятельности Бестужевских курсов их учредители и организаторы неоднократно отмечали юбилейные даты женского университета; среди прочих — 25-летний юбилей курсов, торжественно отмечавшийся в 1903 г. в столице. Тогда же вышла коллективная монография профессорско-преподавательского состава при участии членов Общества для доставления средств курсам под названием «С.-Петербургские Высшие женские курсы за 25 лет (1878-1903): Очерки и материалы». В 2003 г. Бестужевским курсам исполнилось 125 лет с момента их основания. Было бы уместно систематизировать, материал по истории высшего женского образования в России, собрать мемуарное и эпистолярное наследие бывших бестужевок, обратиться к историографии вопроса для восполнения информационного вакуума вокруг истории Бестужевских курсов в виде нового юбилейного издания и для сохранения одной из интереснейших страниц истории отечественной культуры.

Бестужевские курсы не случайно в устной традиции причислялись в качестве пятого, женского, факультета к С.-Петербургскому университету. Основаниями к этому служила деятельность профессорско-преподавательского корпуса столичного университета и профессиональная деятельность выпускниц курсов. Профессора, сочувствовавшие идее высшего женского образования, начиная с конца 1850-х годов входили в состав организаторов нового учебного заведения для женщин, а на протяжении четырех десятилетий его существования не только читали лекции, вели практические и семинарские занятия, но и, совершенствуя модели преподавания учебных дисциплин, приближали их к университетским, учили бывших гимназисток «учиться», открывали перед ними перспективы науки. Бывшие слушательницы, как «академички», так и «революционерки», с гордостью и честью несли по

© О. Б. Вахромеева, 2004

жизни прозвание «бестужевок», что само по себе говорило не только об их принадлежности к первой отечественной высшей школе для женщин, но накладывало определенный отпечаток на их образ мысли, манеру поведения и вызывало непреложное уважение окружающих людей.

40-летняя эпоха деятельности Бестужевских курсов делится на несколько периодов: 1878-1886 гг. — первоначальный, 1886-1889 гг. — период «ожидания», 1889-1906 гг. — «консервативный», 1907-1914 гг. — период «временной стабилизации» и 1914-1918 гг. — кризисный. Ключевые понятия характеристик периодов заключены в их названиях; тем не менее среди трудных вопросов всех периодов существования курсов оставались материальнохозяйственная и учебно-научная части. Во-первых, будучи частным учебным заведением, но находившимся в ведении Министерства народного просвещения, Бестужевские курсы были вынуждены сталкиваться с множеством финансовых проблем, которые в основном успешно преодолевались благодаря безустанной деятельности Общества для доставления средств курсам и почти жертвенной работе его членов (А. П. Философовой, Н. В. Стасовой, В. П. Тарновской,

A. Н. Бекетова, А. Н. Страннолюбского и др.). Во-вторых, учебно-научный процесс женского университета имел прототип и пример в деятельности столичного университета; неразрывную связь между учебными заведениями осуществляли около 300 имеющих известность педагогов:

B. Г. Васильевский, Д. И. Менделеев, Е. В. Тарле, Б. Д. Греков, И. М. Гревс, А. Е. Фаворский, Э. Д. и Д. Д. Гримм, А. М. Жданов, А. А. Иванов, А. А. Иностранцев, А. А. Кауфман,

C. Я. Терешин, М. Я. Пергамент, Ю. Э. Янсон и др.

Неотъемлемой частью истории Бестужевских курсов стало и взаимоотношение учебного заведения с правительственными кругами, которое можно характеризовать как неоднозначное и сложное. Вначале было официальное открытие Высших женских курсов вопреки общего хода правительственного курса; затем временное закрытие учебного заведения и «Временные правила», не предполагавшие его долгой и успешной деятельности. Одновременно в правительстве неоднократно обсуждались вопросы, поставленные самой жизнью: о трудоустройстве бывших студенток, возможности получения ими ученых степеней и занятия должностей в государственных учреждениях и т.д. Таким образом, на примере Бестужевских курсов борьба женщин за высшее образование, возникшая на волне общественного подъема начала 1860-х годов, тесно переплелась с движением к единой «новой» высшей школе в 1910-х годах.

С прекращением деятельности первого женского университета эпоха Бестужевских курсов не закончилась: она включила в себя профессиональную — педагогическую, литературную и общественно-культурную — деятельность .бывших бестужевок, широкой палитрой представленную в их воспоминаниях. На мемориальной доске, установленной в 1966 г. на фасаде главного здания Бестужевских курсов на 10-й линии, доме № 33, наряду с именами участниц революционного движения, могли бы значиться имена сотен бестужевок: Е. В. Балобановой, О. А. Добиаш-Рождественской, Т. А. Быковой, С. М. Варзар, А. Г. Генкель, Н. Н. Гернет, В. И. Шифф, Е. Р. Гюббенет, В. И. Егоровой, Т. Е. Залесской, А. А. Константиноваой, М. П. Корсаковой, В. А. Лосиевской, И. Н. Леман-Балановской, С. В. Меликовой-Толстой, А. И. Умновой, Н. М. Штауде и др.

Десятки бывших курсисток стали педагогами, сотрудниками вузов и академических учреждений. В стенах Петроградского — Ленинградского университета в 1920-1960-е годы выпускницы Бестужевских курсов преподавали на различных факультетах (ФОНе, филологическом, юридическом, экономическом, географическом, математическом, биологическом и др.). Большинство выпускниц курсов работали в средней школе; многолетний педагогический опыт и поколения учеников, которым они стремились передать свои знания, умение, высокие нравственные ориентиры, выделяли их среди других. Бестужевок-педагогов отличала любовь к знанию, требовательность к предмету и уважение к труду учащихся..

Среди бестужевок были сотни кандидатов и докторов наук, десятки лауреатов отечественных и международных премий, пять член-корреспондентов Академии наук СССР (О. А. Добиаш-Рождественская, Е. С. Истрина, Н. В. Пигулевская, К. В. Тревер, И. А. Райкова) и два академика (П. Я. Кочина и А. М. Мерварт).

В истории отечественной культуры за выпускницами первого женского университета справедливо закрепилось первенство в открытии вершин научного Олимпа и достойное прозвание «помощницы науки». Е. К. Столица — первая женщина агроном; В. С. Арнольд-Житкова — первая женщина в дореволюционной России, занимавшая должность заведующей статистическим отделом в Курском губернском земстве; И. Д. Борнеман-Старынкевич — открывательница минерала, названного в ее честь «Борнеманид»; С. В. Романская — первая женщина астроном; Н. С. Яхонтова-Самойлова—астроном, именем которой названа планета; О. А. Добиаш-Рождественская, получившая до революции магистерскую степень, в 1918 г. стала первой в Советской России женщиной-историком, удостоенной докторской степени.

Summary

Bestuzhev’s Higher Women’s Courses in St.-Petersburg (1878-1918) — the first higher women’s school in Russia, was already attributed to Petersburg university as “a women’s faculty”. Both Universities united by the whole educational and scientific system owing to Courses gave many different famous names in Russian culture.

Статья поступила в редакцию 19 января 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.