ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АРХИВ НА ЗАВТРА: НЕПРЕРЫВНОСТЬ
DOI: 10.31249/metod/2020.10.21
Ч.С. Пирс1 БЕССМЕРТИЕ В СВЕТЕ СИНЕХИЗМА2
Аннотация. <...> Я предлагаю обозначить словом «синехизм» тенденцию рассматривать все как непрерывное. <...> Я придерживаюсь доктрины синехизма настолько твердо, что я готов даже утверждать, что непрерывность управляет всей областью опыта в каждом его элементе. <...> Синехизм, даже в его менее строгих формах, никогда не может следовать дуализму в собственном смысле этого слова. Он не желает уничтожить концепцию двойственности, и ни один из этих философских сумасбродов, которые проповедуют крестовые походы против той или иной фундаментальной концепции, не найдет ни малейшего утешения в этой доктрине. Но дуализм в его самом широком значении - как философии, которая проводит свои исследования топором, оставляя в качестве конечных элементов несвязные куски бытия, - наиболее враждебен синехизму. В частности, синехист не признает, что физические и психические явления абсолютно различны - принадлежат ли они к разным категориям субстанции или как совершенно отдельные стороны одного щита, -но будет настаивать на том, что все феномены имеют один характер, хотя некоторые из них более ментальны и спонтанны, а другие - более материальны и регулярны. Тем не менее все феномены одинаково представляют ту смесь свободы и ограничений, которая <.. > делает их телеологическими <...>.
Ключевые слова: синехизм; бессмертие.
Для цитирования: Пирс Ч.С. Бессмертие в свете синехизма / пер. с англ. Ю.А. Корешковой; науч. ред. пер. И.В. Фомин // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин: сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр перспект. методологий социал. и гуманит. исслед.; ред. кол.: М.В. Ильин (гл. ред.) и др. - М., 2020. - Вып. 10: Вслед за Декартом. Идеальная чистота и материальная основа мышления, познания и научных методов. - С. 455-460. - Режим доступа: http://www.doi.org/10.31249/metod/ 2020.10.21
1 Пирс Чарльз Сандерс (Charles Sanders Peirce) (1839-1914) - американский философ, логик, математик, основоположник семиотики, синехизма, прагматицизма и фанеро-скопии.
2 Согласно каталогу работ Чарльза Пирса, составленному Ричардом Робином
[Robin, 1967], рукопись «Бессмертие в свете синехизма» [Peirce, 1893] имеет номер MS 886.
4 мая 1893 г. она была направлена Пирсом в еженедельный журнал «Оупен корт» (The Open Court). Текст также должен был быть опубликован в журнале «Монист». Статья, однако, так и не вышла в свет из-за недопонимания, возникшего между Чарльзом Пирсом и Полом Карусом, редактором этих изданий [Peirce, 1998, p. 1]. - Прим. науч. ред.
455
Слово синехизм (synechism) - это английская форма греческого слова оотехшцбд, от auvsxn? - «непрерывный» (continuous). На протяжении двух веков мы добавляли -ист и -изм к словам, обозначая так течения, превозносящие соответственно важность элементов, обозначенных основами этих слов. Таким образом, материализм - это доктрина о том, что всё - материя, идеализм - это доктрина о том, что всё - идеи, дуализм -это философия, которая разделяет всё на две части. В подобной манере я предлагаю обозначить словом синехизм1 тенденцию рассматривать все как непрерывное (continuous).
В течение многих лет я пытался развить эту идею и недавно предоставил некоторые из своих результатов в журнал «Монист»2. Я придерживаюсь доктрины синехизма настолько твердо, что я готов даже утверждать, что непрерывность управляет всей областью опыта в каждом его элементе. Соответственно, каждое суждение, за исключением тех случаев, когда оно относится к недостижимому пределу опыта (который я называю Абсолютом), должно приниматься характеризованным как неопределенное (with an indefinite qualification), так как суждение, которое не имеет никакого отношения к опыту, лишено всякого смысла.
Я предлагаю здесь, не вдаваясь в необычайно сложный вопрос о доказательстве этой доктрины, привести пример способа, которым эта доктрина может быть применена к вопросам религии. Я не могу обратиться здесь в полной мере к методу его применения. Он легко приводит к следствиям, которые на первый взгляд кажутся весьма загадочными; но их значение проясняется более доскональным применением принципа. Этот принцип, конечно же, сам по себе должен пониматься в синехистическом смысле; и, будучи понят таким образом, ни в коем случае себе не противоречит. Следовательно, он должен привести к точным и определенным результатам, если дедукция выполнена безошибочно.
Доскональный синехизм не позволит нам сказать, что сумма углов треугольника точно равняется двум прямым углам, но только то, что она равна той величине плюс или минус некоторая величина, чрезмерно малая для всех треугольников, которые мы можем измерить. Мы не должны принимать утверждение, что пространство имеет три измерения, как строго точное; но можем только сказать, что любые движения тел вне этих трех измерений не более чем чрезвычайно малы. Мы не должны утверждать, что эти феномены абсолютно постоянны, но только что степень их постоянства действительно очень высока.
1 В древнегреческом это слово обозначает непрерывность частей, возникающую в результате хирургической операции.
2 Как предполагается [Рексе, 1998, р. 503], здесь имеется в виду статья: [Рексе, 1892]. - Прим. науч. ред.
456
Возьмем знаменитую фразу Парменида: ёои уар егуаг 5'оик
Еатгг1 («Бытие есть, а небытия - нет»). Звучит правдоподобно; тем не менее синехизм категорически отрицает такое утверждение, провозглашая, что бытие - это вопрос большего или меньшего, незаметно сливающегося с несуществующим. Объяснить, как такое возможно, можно, когда мы принимаем во внимание, что сказать, что вещь есть, - это сказать, что в итоге интеллектуального прогресса она достигнет постоянного статуса в сфере идей. И тогда, коль скоро ни на один эмпирический вопрос нельзя ответить с абсолютной точностью, у нас никогда не будет основания думать, что любая идея либо станет непоколебимо укоренившейся, либо будет навсегда «подорванной». Но сказать, что ни одно из этих двух событий определенно не произойдет, значит сказать, что объект имеет несовершенное и ограниченное существование. Конечно, ни один читатель не предположит, что этот принцип предназначен только для применения к одним феноменам, но не к другим, - только, например, к маленькой провинции материи, а не к остальной великой империи идей. Не надо также это понимать только о феноменах, исключая лежащие в их основе субстраты. Синехизм, несомненно, не имеет никакого отношения к непознаваемому; но он не признает резкую оторванность феноменов от субстратов. То, что лежит в основе явления и определяет его, таким образом, до некоторой степени само по себе феномен.
Синехизм, даже в его менее строгих формах, никогда не может следовать дуализму в собственном смысле этого слова. Он не желает уничтожить концепцию двойственности, и ни один из этих философских сумасбродов, которые проповедуют крестовые походы против той или иной фундаментальной концепции, не найдет ни малейшего утешения в этой доктрине. Но дуализм в его самом широком значении - как философии, которая проводит свои исследования топором, оставляя в качестве конечных элементов несвязные куски бытия, - наиболее враждебен синехизму. В частности, синехист не признает, что физические и психические явления абсолютно различны - принадлежат ли они к разным категориям субстанции или как совершенно отдельные стороны одного щита, - но будет настаивать на том, что все феномены имеют один характер, хотя некоторые из них более ментальны и спонтанны, а другие - более материальны и регулярны. Тем не менее все феномены одинаково представляют ту смесь свободы и ограничений, которая позволяет им быть - нет - делает их телеологическими или целенаправленными.
Ни один синехист не должен говорить: «Я всецело я и нисколько не ты». Если вы принимаете синехизм, вы должны отказаться от этой порочной метафизики. Во-первых, ваши ближние - в некоторой степени вы сами, и в гораздо большей степени, чем, без глубоких исследований психо-
1 В рукописи Пирса фраза Парменида воспроизведена с ошибкой. Вместо «ёатгу» у Пирса - «е1уоа» [Рексе, 1998, р. 503]. - Прим. науч. ред.
457
логии, вы могли бы поверить. В самом деле, индивидуальность, которую вы любите приписывать себе, главным образом является наивульгарней-шим заблуждением тщеславия. Во-вторых, все люди, которые похожи на вас и находятся в аналогичных обстоятельствах, - в какой-то мере вы сами, хотя не совсем таким же образом, как ваши ближние - это вы.
Есть еще одно направление, в котором варварская концепция личной идентичности должна быть расширена. Брахманический гимн начинается следующим образом: «Я то чистое и бесконечное Я, которое является блаженством, вечным, ясным, всеобъемлющим, и которое является основой всего, что имеет имя и форму»1. Это выражает больше, чем уничижение, - абсолютное поглощение жалкого индивидуального Я (Self) в духе молитвы. Вся коммуникация от ума (mind) к уму происходит через непрерывность бытия. Человек способен получить предназначенную для него роль в драме творения; и настолько, насколько он теряет себя в этой роли -какой бы скромной она ни была, - настолько он отождествляет себя с Автором этой драмы.
Синехизм отрицает, что существуют неизмеримые различия между феноменами; и к тому же не может быть никаких неизмеримых различий между явью и сном. Когда вы спите, вы спите не в настолько большой степени, как вам кажется.
Синехизм отказывается верить, что когда приходит смерть, даже телесное сознание (carnal consciousness) быстро прекращается. Из-за почти полного отсутствия экспериментальных данных на этот счет трудно сказать, как это происходит. Здесь, как и везде, синехистский оракул загадочен. Возможно, предположения из «Снов мертвых»2, этого мощного недавно опубликованного художественного произведения, могут быть правдой.
Более того, синехизм признает, что телесное сознание - лишь малая часть человека. Существует еще социальное сознание (social consciousness), при помощи которого человеческий дух воплощается в других и которое продолжает жить, дышать и существовать намного дольше, чем думают поверхностные наблюдатели. Нашим читателям не нужно рассказывать, как великолепно это изложено в «Потерянной рукописи»3 Фрейтага.
И, конечно, это еще не все. Человек обладает способностью к духовному сознанию (spiritual consciousness), которое составляет для него одну из вечных истин, которая воплощена во вселенной как целом. Как архетипическая идея, это никогда не может потерпеть крах; и в грядущем мире обречено на особое духовное воплощение.
1 Как указывают составители [Peirce, 1998, p. 503], здесь Пирс цитирует: [Nischaladasa, 1885, p. 1]. - Прим. пер.
2 Как предполагается: [Peirce, 1998, p. 503], здесь имеется в виду: [Stanton, 1892]. -Прим. пер.
3 Видимо, имеется в виду: [Freytag, 1890]. - Прим. пер.
458
Один мой друг из-за лихорадки полностью потерял слух. Он очень любил слушать музыку до этого происшествия; и, как ни странно, даже после любил стоять у фортепиано, когда играл какой-нибудь хороший музыкант. «Значит, - сказал я ему, - все-таки вы немного слышите». «Нет, я совершенно ничего не слышу, - ответил он, - но я могу чувствовать музыку всем телом». «Как так? - воскликнул я. - Разве можно как-то развить новое чувство за несколько месяцев?!» «Это не новое чувство, - ответил он. - Теперь, когда я больше не слышу, я смог распознать, что всегда обладал этим модусом сознания, который раньше, вместе с другими людьми, принимал за слух». Таким же образом, когда телесное сознание умрет, мы почувствуем, что у нас всегда было живое духовное сознание, которое мы принимали за что-то другое. Думаю, я достаточно сказал, чтоб показать, что хотя синехизм не является религией, но, наоборот, является чистой научной философией, все же: если он станет общепринятым, как я с уверенностью предвосхищаю, он может сыграть свою роль в единении религии и науки.
Перевод с английского Ю.А. Корешковой1, под научной редакцией И. В. Фомина2.
Список литературы
Freytag G. The lost manuscript. - Chicago: Open Court, 1890. - 2 vols.
Nischaladasa. Vichar Sagar // The metaphysics of the Upanishads, Vicharsagar / Trans. by
L. Sreeram. - Calcutta: Heeralal Dhole, 1885. - С. 1-404. Peirce C.S. Immortality in the light of synechism: [MS [R] 886]. - 1893. - 12 p. Peirce C.S. The essential Peirce: Selected philosophical writings. - Bloomington: Indiana Univ.
Press, 1998. - Vol. 2: 1893-1913. - xxxviii, 584 p. Peirce C.S. The law of mind // Monist. - LaSalle, 1892. - Vol. 2, N 4. - P. 533-559. - Mode of
access: http://doi.org/10.5840/monist18922434 Stanton E. Dreams of the dead. - Boston: Lee and Shepard Publishers, 1892. - 268 p. Robin R.S. Annotated catalogue of the papers of Charles S. Peirce. - Worcester: Univ. of Massachusetts press, 1967. - 268 p.
1 Корешкова Юлия Александровна, студент магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», стажер Центра перспективных методологий социально-гуманитарных исследований ИНИОН РАН (Москва, Россия). e-mail: yuliya.koreshkova@gmail.com.
2 Фомин Иван Владленович, кандидат политических наук, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», научный сотрудник ИНИОН РАН (Москва, Россия), e-mail: fomin.i@gmail.com.
459
H.C. nupc
Charles Sanders Peirce1 IMMORTALITY IN THE LIGHT OF SYNECHISM
Abstract. The word «synechism» is the English form of the Greek «synechismos», from «syneches», continuous. <...> I have proposed to make synechism mean the tendency to regard everything as continuous. <...> I carry the doctrine so far as to maintain that continuity governs the whole domain of experience in every element of it. <.. > Synechism, even in its less stalwart forms, can never abide dualism, properly so called. It does not wish to exterminate the conception of twoness, nor can any of these philosophic cranks who preach crusades against this or that fundamental conception find the slightest comfort in this doctrine. But dualism in its broadest legitimate meaning as the philosophy which performs its analyses with an axe, leaving, as the ultimate elements, unrelated chunks of being, this is most hostile to synechism. In particular, the synechist will not admit that physical and psychical phenomena are entirely distinct, - whether as belonging to different categories of substance, or as entirely separate sides of one shield, - but will insist that all phenomena are of one character, though some are more mental and spontaneous, others more material and regular. Still, all alike present that mixture of freedom and constraint, which <. > makes them to be teleological, or purposive.
Keywords: synechism; immortality.
Translator: Y.A. Koreshkova2.
Science editor: I.V. Fomin3.
For citation: Peirce, C.S. (2020). Immortality in the Light of Synechism (Y.A. Koreshkova, Trans., & I.V. Fomin, Ed.). METHOD: Moscow Yearbook of Social Studies, 10, P. 455-460. http://www.doi.org/10.31249/metod/2020.10.21
References
Freytag, G. (1890). The lost manuscript. Open Court.
Nischaladasa. (1885). Vichar Sagar. In L. Sreeram (Trans.), The metaphysics of the Upanishads, Vicharsagar (pp. 1-404). Heeralal Dhole.
Peirce, C.S. (1892). The Law of Mind: Monist, 2(4), 533-559. https://doi.org/10.5840/ monist18922434
Peirce, C.S. (1893). Immortality in the Light of Synechism. MS [R] 886.
Peirce, C.S. (1998). The essential Peirce: Selected philosophical writings (Vol. 2). Indiana University Press.
Robin, R.S. (1967). Annotated catalogue of the papers of Charles S. Peirce. University of Massachusetts Press.
Stanton, E. (1892). Dreams of the dead. Lee and Shepard Publishers.
1 Charles Sanders Peirce (1839-1914), an American philosopher, logician, mathematician, founder of semiotics, synechism, pragmaticism and phaneroscopy.
2 Yulia Koreshkova, National Research University Higher School of Economics; Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia), e-mail: yuliya.koreshkova@gmail.com.
3 Ivan Fomin, National Research University Higher School of Economics; Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia), e-mail: fomin.i@gmail.com.
460