9.4. БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ КАК ГАРАНТИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Жиляев Рустам Мухамедович, старший научный сотрудник НИЦ-2 Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России
giliaev_rustam@mail.ru
Сайфуллин Ранис Рауфович, кандидат сельскохозяйственных наук, научный сотрудник НИЦ-3 Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России
nii.nauka@mail.ru
Аннотация: на основе проведенного анализа международных правовых актов, федерального законодательства, региональных и локальных нормативных актов, научных публикаций, результатов социологических исследований и статистических данных авторами даны предложения, направленные на совершенствование порядка оказания бесплатной юридической помощи осужденным к лишению свободы.
Ключевые слова: адвокат, осужденный, исправительные учреждения, бесплатная юридическая помощь, совершенствование.
THE ISSUE OF THE RIGHT OF CONVICTED PERSONS SERVING A SENTENCE OF IMPRISONMENT, TO QUALIFIED LEGAL ASSISTANCE
Zhilyaev Rustam M., Leading Research Scientist
Place of employment: Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
giliaev_rustam@mail.ru
Sayfullin Ranis R., PhD, Leading Research Scientist
Place of employment: Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
nii.nauka@mail.ru
Abstract: on the basis of the analysis of international legal acts, Federal legislation, regional and local normative acts, scientific publications, the results of sociological research and statistical data, the author formulates a number of proposals aimed at improving the procedure of providing free legal aid to convicted prisoners.
Keywords: lawyer, convicted, correctional institutions, free legal assistance, improvement.
Конституция РФ гарантирует гражданам право на квалифицированную юридическую помощь, а в ряде случаев бесплатную, например лицам, приступившим закон (задержанным, подозреваемым, обвиняемым и заключенным под стражу) [1, с. 28].
Аналогичное положение содержится и в нормах международного права, в том числе в международных договорах, ратифицированных РФ.
Так, Конвенция о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 04.11.1950), для РФ вступила в силу 05.05.1998, гарантирует каждому обвиняемому право на защиту, в том числе посредством выбранного или назначенного защитника, при недостатке средств бесплатно (пп. «с» п. 3 ст. 6). Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16.12.1966), для СССР вступил в силу 23.03.1976, предоставляет каждому право защищаться с помощью выбранного или назначенного на безвозмездной основе защитника, опять же, при отсутствии средств на его оплату (пп. п. 3 ст. 14).
В Европейских тюремных правилах (далее - ЕТП) под правовой помощью понимается оказание всем заключенным (ожидающим суда и осужденным) юридической помощи по уголовному, гражданскому процессу и другим вопросам. ЕТП гарантируют всем за-
ключённым право на получение правовой помощи, которое реализуется администрацией пенитенциарного учреждения (правило 23.1). Администрация пенитенциарного учреждения обязана информировать заключенных о системе бесплатной правовой помощи (правило 23.3). Любые переговоры между заключенными и юристами по правовым вопросам, в том числе в письменном виде, носят конфиденциальный характер (правило 23.4). Однако в некоторых исключительных случаях, связанных с предотвращением тяжких преступлений, серьезной угрозы безопасности пенитенциарного учреждения, суд вправе ограничить такую конфиденциальность (правило 23.5).
Как известно, наказание влечет для виновного лишение или ограничение его прав и свобод, а наказание в виде лишения свободы предполагает еще и изоляцию осужденного от общества в пределах исправительного учреждения (например, исправительной колонии, воспитательной колонии, тюрьмы и т.д.).
Исследование, проведенное в местах лишения свободы, показало, что 2,1% осужденных не имели какого-либо образования, 35,9% имели только начальное и основное общее образование, 34,8% общее образование, 22,2% средне-специальное образование и лишь 5% высшее образование [2, с. 9].
Жиляев Р. М., Сайфуллин Р. Р.
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ КАК ГАРАНТИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Поэтому неудивительно, что у лиц, находящихся в местах лишения свободы, наблюдается повышенная потребность в квалифицированной юридической помощи.
В подтверждение сказанному приведем некоторые результаты социологического исследования, проведенного среди осужденных к лишению свободы. Так, почти каждый второй осужденный нуждался в квалифицированной юридической помощи, в том числе для решения жилищных вопросов (предоставление временного жилья, восстановление имущественных прав и др.) - 20,1%, обеспечения работой - 12,4%, восстановления родственных отношений - 11,3%, социальным вопросам (назначение пенсий, медико-социальной экспертизе и т.д.) - 4,7% [2, с. 21].
Порядок и условия исполнения и отбывания наказания, охрану прав, свобод и законных интересов осужденных, регулирует Уголовно-исполнительный кодекс РФ (далее - УИК РФ), который гарантирует каждому осужденному возможность получить юридическую помощь, в том числе с помощью адвоката (ч. 8 ст. 12 УИК РФ).
Для получения юридической помощи УИК РФ, независимо от вида исправительного учреждения (СИЗО, тюрьма, колония и т.д.) и условий отбывания наказания (облегченные, обычные строгие), предоставляет осужденным неограниченное по количеству, но ограниченное по продолжительности до четырех часов, число свиданий (ч. 4 ст. 89 УИК РФ). Причем ограничения на свидание с адвокатом не распространяются даже на случаи болезни осужденного инфекционными заболеваниями и нахождения его в карантине (п. 134 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ от 16.12.2016 № 295).
По заявлению осужденного свидание с адвокатом проходят наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и применения каких-либо технических средств прослушивания (ч. 4 ст. 89 УИК РФ). Аналогичные правила предусмотрены п. 79 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Однако законом не запрещается визуальное наблюдение за ходом свидания осужденного и адвоката, что объясняется требованиями режима и безопасности.
Например, только в 2017 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) было зафиксировано 149 фактов передачи адвокатами средств мобильной связи осужденным.
Переписка между осужденным и адвокатом подвергается цензуре лишь при наличии у администрации исправительного учреждения достоверных данных о наличии в переписке сведений о готовящемся, планируемом, организуемом преступлении или вовлечении в его совершение третьих лиц (ч. 3 ст. 91 УИК РФ).
Как видим, в целом уголовно-исполнительное законодательство гарантирует охрану прав и законных интересов осужденных на получение юридической помощи (неограниченное число свиданий с адвокатом, запрет цензуры переписки между осужденным и защитником и т.д.).
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 7 и п. 1 ст. 26 Закона об адвокатуре оказание бесплатной юридической помощи гражданам РФ в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее - Закон о бесплатной юридической помощи), является обязанностью адвоката.
Помимо участников уголовного процесса на бес-
платную юридическую помощь могут рассчитывать: получатели социальных услуг; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву; несовершеннолетние, находящиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; граждане, которым оказывается психиатрическая помощь.
Бесплатная юридическая помощь может оказываться в виде устной или письменной правовой консультации, составления документов правового характера (заявлений, жалоб, ходатайств и т.д.), представительства в судах, государственных, муниципальных органах и иных организациях, а также в любой иной форме незапрещенной законом (ст. 6 Закона о бесплатной юридической помощи).
Бремя оплаты труда и компенсации расходов адвокатов, участвующих в государственной системе бесплатной юридической помощи, возложено законом на региональные бюджеты. Вопросами определения размера и порядка оплаты труда адвокатов также занимаются региональные органы власти. К примеру, в Москве размер подобных выплат составляет от 0,4 до 3 тыс. руб., в зависимости от формы и вида юридической помощи, в Республике Адыгея от 0,3 до 3 тыс. руб., в Кировской области от 0,3 до 1,5 тыс. руб.
Помимо указанной компенсации адвокатам, участвующим в государственной системе бесплатной юридической помощи, выплачивается дополнительное вознаграждение за счет средств адвокатской палаты (п. 10 ст. 25 Закона об адвокатуре).
В Москве сумма подобного вознаграждения составляет 50 руб. за одно устное правовое консультирование (письменное - 150 руб.) и 180 руб. за день участия в суде.
Как видим, размер компенсации и дополнительного вознаграждения, выплачиваемого адвокатам за участие в государственной системе бесплатной юридической помощи, является крайне незначительным по сравнению с размером гонораров по соглашению, где аналогичные услуги оплачиваются в размере от 5 до 15 тыс. руб. [3, с. 24].
Данное обстоятельство является проблемой, поскольку в данной сфере деятельности, как правило, задействованы молодые юристы. По мнению О.Н. Савостьяновой, именно недостаток средств мешает повышению профессионального уровня и профессиональному росту многих начинающих адвокатов [4, с. 23].
Г.Н. Нилус предлагает сделать сферу оказания бесплатной юридической помощи монополией адвокатов, что с одной стороны позволит соответствовать нормам международного права в части, касающейся оказания юридической помощи малоимущим только лицами, имеющими право практиковать в качестве адвоката, а с другой стороны позволит повысить размер компенсационных выплат за счет сокращения затрат на организацию и обеспечение государственных, муниципальных и иных учреждений работающих в данной сфере [5, с. 11].
Другие юристы считают необходимым передачу оплаты услуг адвокатов, участвующих в государственной системе бесплатной юридической помощи из региональных бюджетов в федеральный бюджет или на родственников осужденных. Более того, предлагается даже введение новой категории «государственных адвокатов» [6, с. 8].
Для сравнения адвокатам, участвующим в уголовном процессе по назначению, расходы на оплату их труда компенсируются за счет средств федерального бюджета, а размер подобных выплат составляет от 425 до 2,4 тыс. руб. в зависимости от сложности уголовного дела и ряда других обстоятельств.
Помимо финансовых существуют и иные трудности организационного и правового характера, препятствующие доступу осужденных к бесплатной юридической помощи. В частности:
- излишняя отдаленность большинства исправительных учреждений;
- отсутствие должного взаимодействия с администрацией исправительных учреждений (трудности с согласованием времени свидания, отсутствие условий конфиденциальности, требование дополнительных документов, помимо удостоверения адвоката и ордера);
- нехватка помещений для свидания; пробелы в законодательстве [6, с. 8].
Согласно уголовного закона наказание заключается в лишении или ограничении прав и свобод виновного. Налагаемые приговором суда ограничения (личных, конституционных, политических прав) необходимы для достижения целей уголовного наказания. При этом не следует забывать, что каждый осужденный обладает неотъемлемыми правами и свободами, ограничение которых не допускается и их защита без помощи профессионального юриста в условиях неволи порой становиться невозможной. В Законе о бесплатной юридической помощи среди категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи (п. 6 ч. 1 ст. 20), прямо указаны лишь несовершеннолетние осужденные, которых более 1,6 тыс. чел. Однако в исправительных учреждениях содержатся еще более 18 тыс. инвалидов, 26,6 тыс. лиц старше 55 лет, 38 тыс. больных психическими расстройствами, которые подпадают под действие государственной системы бесплатной юридической помощи. Следует признать справедливым мнение О.Б. Кузнецовой, что наличие у гражданина статуса осужденного не лишает его бесплатной юридической помощи для реализации прав на судебную защиту, обращение в государственные органы, защиты прав, вытекающих из гражданских, семейных, административных и иных правоотношений, участником которых может выступать осужденный [7, с. 62].
Как сказано выше, ч. 8 ст. 12 УИК РФ гарантирует осужденному право для получения юридической помощи пользоваться услугами адвокатов и иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи. То есть, если законодатель гарантирует осужденному право на получение юридической помощи, значит при наличии установленных юридических фактов, перечисленных в Законе о бесплатной юридической помощи и других федеральных законах и законах субъектов РФ, такая помощь предоставляется ему бесплатно. В частности, если осужденный является инвалидом I или II группы, малоимущим и т.д. и у него есть необходимость восстановления нарушенных прав (трудовых, социальных, жилищных и т.д.), в обжаловании решений должностных лиц исправительного учреждения и т.д., ему должно быть предоставлено право получить бесплатную юридическую помощь по указанным вопросам [5 с. 62].
Проведенное исследование позволяет сформулировать предложения, направленные на расширение существующих гарантий реализации права граждан, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, на получение бесплатной квалифицированной
юридической помощи.
Для устранения произвольного толкования правовых норм, касающихся механизма обеспечения права некоторых категорий осужденных на бесплатную юридическую помощь предлагается изложить ч. 8 ст. 12 УИК РФ в новой редакции: «8. Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи, в том числе бесплатно в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».
В целях совершенствования порядка оплаты труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи предлагается создать смешанную систему финансирования как за счет федерального, так и региональных бюджетов. Например, по аналогии с уголовным судопроизводством установить размер процессуальных издержек, связанных с оказанием гражданам бесплатной юридической помощи, который финансируется из федерального бюджета, а региональным органам власти дать возможность самим определять размер дополнительного финансирования государственной системы бесплатной юридической помощи, размер которого должен зависеть от экономического благополучия, количества исправительных учреждений в регионе и других обстоятельств.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,45 %.
Список литературы:
1. Попов В.С., Попова И.В. Квалифицированная юридическая помощь: в том числе, предоставляемая бесплатно, как гарантированное конституцией право каждого // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 1. С. 28-34.
2. Голик Н.М., Давыдова Н.В. и др. Характеристика осужденных: аналитический материал на 1 июня 2014 г. / под общ. ред. А.Н. Антипова. Тверь, 2014. 58 с.
3. Фролов Д.В. Проблемы финансирования оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 6. С. 21-24.
4. Савостьянова О.Н. Предложения по выработке мер, направленных на достижение более высокого уровня правосознания современных адвокатов (в контексте реформирования адвокатуры) // Адвокатская практика. 2015. № 3. С. 22-25.
5. Нилус Г.Н. Система юридической помощи малоимущим нуждается в совершенствовании // Адвокат. 2006. № 1. С. 10-16.
6. Борисова О.В., Захарова М.В. Проблемы оказания осужденным квалифицированной юридической помощи глазами адвокатов // Адвокат. 2016. № 10. С. 5-8.
7. Кузнецова О.Б. Право осужденных на бесплатную юридическую помощь, оказываемую адвокатом // Законодательство и экономика. 2015. № 5. С. 54-63.
РЕЦЕНЗИЯ
Возможность получения бесплатной квалифицированной юридической помощи является конституционной гарантией защиты основных прав и свобод человека и гражданина. Если правовой режим личных прав и свобод лица не нарушен, нет необходимости прибегать к помощи адвоката, но как только возникает потребность в защите нарушенных прав, обойтись без квалифицированной юридической помощи сложно. Осужденные - категория граждан, особенно нуждающихся в оказании юридической помощи, поскольку при от-
Жиляев Р. М., Сайфуллин Р. Р.
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ КАК ГАРАНТИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
бывании наказания в виде лишения свободы они заведомо находятся в зависимом от администрации исполняющего наказание учреждения положении и ограничены в правомочиях лично защищать свои права и законные интересы. Многие осужденные не обращаются за квалифицированной юридической помощью из-за необходимости оплачивать услуги адвокатов, поскольку не имеют достаточных средств. Авторами представленной на рецензирование статьи рассмотрены основные вопросы оказания осужденным бесплатной юридической помощи в рамках уголовно-исполнительного законодательства, Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ», Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», а также положений международных актов (Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейские тюремные правила), подзаконных и локальных нормативных актов (Приказ Минюста РФ от 16.12.2016 № 295, Постановление Правительства Москвы от 15.10.2013 № 687-ПП и др.).
При написании статьи авторы использовали широкий спектр методов научного исследования, среди которых: сравнительно-правовой метод - для анализа правовых норм, содержащихся в законодательстве и подзаконных нормативных правовых актах, с целью выявления в них пробелов и несогласованности, в части касающейся реализации права осужденных на бесплатную юридическую помощь; метод системного анализа
- для изучения и обобщения статистических данных по избранной проблеме; социологический метод - для экспертного опроса по проблематике исследования и др.
Материалы научной статьи имеют как информационное, так и практическое значение для юристов, в том числе сотрудников правоохранительных органов.
В рамках рецензирования был проведен анализ содержимого статьи информационно-аналитической системой «Антиплагиат», оригинальность текста статьи составила более 82,45 %, что является высоким показателем оригинальности статьи, учитывая, что большинство заимствований - это цитирование положений уголовно-исполнительного и иного законодательства использованного при подготовке статьи.
Таким образом, статья является актуальной, имеет теоретическое и научно-практическое значение и ее выводы могут быть использованы как ученными, так и практическими работниками.
По мнению рецензента, статью следует рекомендовать к изданию.
Рецензент:
главный научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации
К.К. Горяинов