На современном этапе большое значение имеет формирование единого правового режима интеллектуальной собственности в странах - членах ЕАЭС. На первоначальном этапе необходимо разработать и принять стандарт «Интеллектуальная собственность. Термины и определения», что позволит гармонизировать понятийный аппарат в нормативных документах на национальном и межнациональном уровнях. Сотрудничество в этой сфере можно начинать с разработки механизма мотивации от автора до инвестора через коммерциализацию интеллектуальной собственности и кредитование инновационных проектов под ее обеспечение, а также с подготовки специалистов (патентоведов, маркетологов) в структурах, осуществляющих патентно-лицензионную и инновационную деятельность. В настоящее время соответствующие кадры готовятся только в России - каждый год Российской государственной академией интеллектуальной собственности (РГАИС) выпускается 300 специалистов, что недостаточно даже для укомплектования региональных патентных ведомств [8]. В научных организациях НАН Беларуси в течение последних пяти лет к работе ежегодно приступают в среднем два дипломированных патентоведа.
Учитывая бедственное положение с подготовкой кадров высшей квалификации в сфере управления интеллектуальной собственностью в странах ЕАЭС, необходимо наладить мониторинг работы национальных вузов в подготовке и реализации образовательных программ и учебных курсов, создании специализированных кафедр и распространении этого опыта через межгосударственные органы, а также обеспечить первоочередное финансирование обучения специалистов. CÜ
See: http://innosfera.by/2015/05/fourth_basket
Литература
1. Куракова Н., Зинов В., Комаров В., Павлов П. Долгосрочные прогнозы как инструмент формирования научно-технологической политики // Экономическая политика». 2014, № 4. С 7-32
2. Аналитический доклад«О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2013 года» / под ред. А. Г. Шумилина, В. Г. Гусакова.-Мн.: ГУ «БелИСА», 2014.
3. О научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2013: стат. бюллетень / Национальный статистический комитет Республики Беларусь.- Мн., 2014.
4. Внешняя торговля услугами Республики Беларусь за 2009-2014 гг. Электронный ресурс: шфой/ехроЛЫез.
5. Кудашов В. И., Нечепуренко Ю. В. Интеллектуальная собственность: экономические и организационно-правовые механизмы управления - Мн., 2013.
6. Валерий Кудашов. Коммерциализация инноваций // Наука и инновации. 2008, № 3. С 59-62.
7.Рекомендации участников VI Международного форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности. Электронный ресурс: rnilis.ru/index2/php7optiom.
8. Куракова Н. Г., Зинов В. Г., Цветкова Л. А., Еремченко О. А., Комарова А. В., Комаров В. М., Сорокина А. В., Павлов П. Н., Коцюбинский В. А. Национальная научно-технологическая политика «быстрого реагирования»: рекомендации для России / аналитический доклад под редакцией Н. Г. Куракова.- М., 2014.
Михаил Латушко,
доцент кафедры
менеджмента
и маркетинга
Белорусского
государственного
аграрного
технического
университета,
кандидат военных
наук, доцент
Михаил Радько,
доцент кафедры
менеджмента
и маркетинга
Белорусского
государственного
аграрного
технического
университета,
кандидат
экономических наук, доцент
БЕНЧМАРКИНГ -
МЕТОД
УПРАВЛЕНИЯ
БИЗНЕСОМ
Резюме. В статье раскрывается сущность и содержание бенчмаркинга как современного метода управления бизнесом в условиях конкуренции, показан зарубежный опыт его использования. Представлены возможности и препятствия в применении бенчмаркинга белорусскими предприятиями. Ключевые слова: бенчмаркинг, концепция, метод, бизнес, анализ, менеджмент, маркетинг, эффективность.
В условиях глобализации и преддверии возможного вступления Республики Беларусь в ВТО многие предприятия испытывают немало трудностей, пытаясь быть конкурентоспособными как на национальном, так и на международном уровне. В связи с необходимостью использования внешних факторов, которые влияют или могут воздействовать на поведение фирмы и ее продукцию на рынке, на взаимоотношения с партнерами и конкурентами, потребовался современный инструмент конкурентной борьбы, который связан с идентифицированием и поиском результатов наиболее успешной практики с целью применения в собственных компаниях для повышения производительности. Этот новый метод управления бизнесом позволяет предприятиям совершенствоваться, взаимодействуя с другими игроками рынка и выявляя инструменты превосходства, целенаправленно внедряя их в свою деятельность и лучше используя потенциал роста.
Бенчмаркинг (англ. benchmarking: bench - место, marking - отметить) - концепция, в основе которой лежит идея изучения, сравнения и применения лучшего делового опыта частных и государственных организаций для совершенствования деятельности своего предприятия. Иногда проводится сравнение внутри одной и той же фирмы. Бенчмаркинг основывается на теории изучения сильных сторон организации труда, предложенной еще в конце XIX в. Ф. Тейлором.
По данным консалтинговой компании Bain & Company, в последние годы бенчмаркинг входит
Синергия знаний
в тройку самых распространенных методов управления бизнесом в крупных международных корпорациях. Причина подобной популярности легко объяснима: он помогает относительно быстро и с меньшими затратами совершенствовать бизнес-процессы, позволяет понять, как работают передовые субъекты, и добиться таких же, а возможно, и более высоких результатов.
На современном этапе главной задачей бенчмаркинга являются анализ и сравнение конкурентных преимуществ. Это дает возможность ответить на два вопроса, которые задает себе каждый руководитель предприятия: в чем конкурент сильнее и что надо сделать у себя на предприятии, чтобы стать таким же?
Впервые целенаправленно использовать концепцию этого метода начала компания Xerox в момент тяжелейшего кризиса в 1979 г. для анализа затрат и качества собственных товаров по сравнению с японскими. Концерну удалось снизить издержки производства на 50%, а время на разработку продукта - на 60%. С помощью бенчмаркинга проводится анализ конкурентоспособности, изучаются экономические и финансовые показатели конкурентов, их отношения с клиентами и поставщиками, затраты на производство продукции, технологии ее изготовления, основные характеристики [1].
В отличие от традиционного анализа конкурентоспособности, который позволяет выявить различия между предприятиями, но не объясняет, как эти различия преодолеть и завоевать наилучшие позиции в бизнесе, бенчмар-кинг на основе сравнения и анализа процесса деятельности направлен на понимание причин такого положения для того, чтобы их преодолеть.
Бенчмаркинг успешно зарекомендовал себя как способ оценки стратегий и целей работы в сравнении с лидерами в своих и смежных отраслях, чтобы гарантировать долгосрочное пребывание на рынке. Использование данного инструмента актуально в любой сфере деятельности фирмы: логистике, маркетинге, финансовом менеджменте, управлении персоналом, изучении затрат, проводимых в форме эталонного тестирования. Различают следующие виды бенчмаркинга:
внутренний, при котором осуществляется сравнение близких или похожих процессов (продуктов, услуг) внутри организации. Этот способ позволяет довольно легко собрать данные, однако возможности для анализа ограничены, и результаты могут оказаться предвзятыми;
конкурентный, где сравнение проводится с прямыми конкурентами, работающими на местном, региональном или мировом уровне. Например, субъект хозяйствования, действующий на местном рынке, может выбрать для сравнения компанию, вышедшую на международный рынок. В этом случае данные будут более обоснованными и важными, но их довольно трудно получить;
функциональный, использующий сравнение процессов собственного предприятия с похожими функциями другой организации, но занятой в иной сфере. При таком виде бен-чмаркинга можно получить объективную и важную инфор-
мацию с меньшими усилиями, применяя для этого этичные и легальные методы;
обобщенный, в формате которого отбираются компании, обладающие лучшими в своем сегменте практиками. Такие организации открыто публикуют сведения о деятельности (примерами могут служить публикации по производственной системе Toyota). Из этих процессов и подходов выбираются для изучения и сравнения наиболее подходящие, которые впоследствии адаптируются к условиям собственной организации.
Многие фирмы, в том числе Kodak, Dupont, Motorola, IBM, Ford Motor, General Electric, Shell, пользуются технологией бенчмаркинга. Он активно применяется и в известных российских компаниях РНК «ЛУКОЙЛ», РАО «ЕЭС России», «Газпром», АвтоЗИЛ и др. [1].
Внедрение бенчмаркинга в Беларуси имеет некоторые особенности. Часть из них является «чисто нашими». Вот некоторые из них:
■ менталитет отечественных бизнесменов. Укрепившиеся за многие годы советской власти и за последние десятилетия демократических преобразований недоверие и подозрительность ко всему и ко всем, в то время как бенчмаркинг предполагает формирование честных и доверительных отношений
с конкурентами, позволяющими себя изучать;
■ непонимание персоналом того, что коллективные успехи могут быть значительно выше, чем индивидуальные;
■ высочайшая амбициозность работников: «Мы уже давно на рынке, мы все знаем и умеем, поэтому учиться нам нечему», хотя мировой опыт свидетельствует о том, что тот, кто находит в себе силы на качественное обучение, всегда оказывается на голову выше других;
■ личность руководителя, который часто не идет на преобразования из-за финансовых трудностей, но в большей степени вследствие личностных характеристик, мотивация, знания, отношения, персональные ценности, эмоции перечеркивают объективный взгляд на ситуацию. Бенчмаркинго-вый проект может быть внедрен только при условии наличия у топ-менеджера воли и мужества, чтобы осознать существование проблемы;
■ закрытость белорусского бизнеса. В противоположность мировой «открытости» наши предприниматели гордо провозглашают «конфиденциальность», охрану коммерческой тайны. Это вполне объяснимо, но на сегодняшний день наблюдается тенденция к тому, что хранить секреты - это вчерашний день.
Для нашей страны всегда актуальным оставался вопрос нехватки аналитической информации. Руководители наших предприятий чаще всего ориентируются на сиюминутную прибыль либо вообще на выживание и стремятся избегать каких-либо долгосрочных преобразований. Очевидно, что для большинства руководителей малых и средних компаний Беларуси «бенчмаркинг» - слово незнакомое. Это некое эталонное сравнение, которое воспринимается не как метод управления, а как обычный анализ конкурентов или маркетинговое исследование. Но еще 10 лет назад мало кто из наших предпринимателей различал понятия «менеджмент»
и «маркетинг», а сегодня это неотъемлемые атрибуты хозяйственной деятельности практически каждой отечественной компании.
Бенчмаркинг уверенно занял свое место в малых и средних предприятиях за рубежом. Очередь - за белорусскими субъектами хозяйствования. И уже сегодня те из них, кто освоит этот метод, будут иметь неоспоримые конкурентные преимущества на рынке. Очевидно, что анализ возможностей этого инструмента для малого и среднего бизнеса следует вести через призму особенностей, которые характерны для этого сектора.
У малых предприятий наблюдается тенденция к проведению эталонного тестирования в основном по финансовым данным, причем для сопоставления преимущественно используются показатели, которые отражают проблемы, лежащие «на поверхности» и имеющие сложившиеся подходы к измерению, например, финансового состояния, качества. Более гибкие и менее осязаемые индикаторы, такие как командный дух или уровень стрессов организации, используются реже, поскольку трудно определить конечный объект сопоставления.
Однако малые компании обладают гораздо большим потенциалом для эталонного тестирования, чем принято думать. Ведь они всегда имеют перед глазами массу примеров, к которым следует стремиться. Помимо стандартных причин отказа от сравнительного анализа (нехватка времени и средств) у них существуют и другие проблемы:
■ ограниченность в ресурсах делает невозможным привлечение крупных специалистов и консультационных фирм, приходится прибегать к руководствам и книгам об успешных бизнес-решениях;
■ недостаток квалифицированных кадров, поскольку крайне редко специалист с соответствующими знаниями переходит из крупной компании в более мелкую (если только сам создает малое предприятие);
■ для достижения желаемого эффекта от эталонного сопоставления важно, чтобы измеряемые показатели были достаточно гибкими и отражали разнообразные особенности малого бизнеса.
Проведенная на примере ОАО «Савушкин продукт» оценка возможностей применения бенчмаркинга показала, что данный метод может быть использован для улучшения конкурентного положения лидера молочной отрасли Беларуси. Объединение выпускает продукты очень высокого качества, однако пробиотики, которые, как известно, улучшают работу желудочно-кишечного тракта, способствуют нормализации состава микрофлоры кишечника и повышению адаптационных возможностей организма у здоровых людей, пока не производит. Лидером в данном направлении является испано-российская компания «Danone», которая помимо разработок диетических йогуртов вывела на рынок новый продукт с названием «Данакор», понижающий уровень холестерина, что в свою очередь снижает риск образования холестериновых бляшек.
Согласно оценке конкурентоспособности ОАО «Савуш-кин продукт» лидерами в производстве низкокалорийных
молочных продуктов являются Danone и «Вимм-Билль-Данн». Улучшить конкурентное положение предприятия можно с помощью бенчмаркинга. Возможными направлениями его применения на первоначальном этапе являются:
■ совершенствование информационного обеспечения для внедрения бенчмаркинга: сбор, обработка, анализ и представление сведений на основе имеющихся компьютерных сетей
и технологий (терминалы сбора данных, специализированное программное обеспечение и т.д.).
■ выделение в штате отдела маркетинга специалиста
по бенчмаркингу, анализирующего сильнейших конкурентов и разрабатывающего предложения по внедрению их лучшего опыта;
■ совершенствование рекламной деятельности на основе инновационных инструментов коммуникационной политики и использования опыта мировых лидеров, применения креативных подходов.
Марку «Савушкин продукт», исходя из мониторинга потребителей, знает 65% населения республики. Однако о суббрендах предприятия («Монтик», «На хлебушек», «На100ящий» и т.д.) осведомлено гораздо меньшее количество человек. С этим может быть связано падение спроса, так как товарный знак «Савушкин продукт» выносится на задний план, а покупатель, не знакомый с качественными характеристиками суббренда, купит ту продукцию, о которой знает все. Поэтому необходимо, применяя опыт ведущих компаний, использовать креативную рекламу, в которой яркая, запоминающаяся идея способна привлечь внимание целевой аудитории и выполнить рекламные задачи.
Бенчмаркинг - это сравнительный анализ эффективности, который является современным инструментом организации и управления инновационной деятельностью на предприятии. Он входит в число основополагающих принципов работы и позволяет сформировать единую конкурентную корпоративную культуру, снизить производственные издержки и увеличить прибыли, понять уязвимые и рациональные стороны предприятия по сравнению с конкурентами и мировыми лидерами в аналогичной области. Это дает возможность найти незаполненные рыночные ниши, выйти на вероятных партнеров по производственно-технической кооперации и выяснить преимущества слияния компаний.
Ценность бенчмаркинга состоит не только в том, что отпадает необходимость изобретать велосипед, но и в том, что, внимательно изучая достижения и ошибки других конструкторов, можно разработать собственную «модель велосипеда», которая будет максимально эффективна на «дорогах» бизнеса. СП
See: http://innosfera.by/2015/05/business_management
Литература
1. Кане М. М., Иванов Б. В., Корешков В. Н., Схиртладзе А. Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества. Серия: Учебник для вузов.- СПб., 2009.
2. Михайлова М. Р. Бенчмаркинг - универсальный инструмент управления качеством // Методы менеджмента качества. 2003, № 5.
3. Харрингтон Х. Дж., Харрингтон Дж. С. Бенчмаркинг в лучшем виде / Пер. с англ. под ред. Б. Резниченко.- СПб., 2004.