Научная статья на тему 'Белорусы в профессорско-преподавательском составе Томского государственного педагогического института в 1930–50-х годах (по материалам архива ТГПУ)'

Белорусы в профессорско-преподавательском составе Томского государственного педагогического института в 1930–50-х годах (по материалам архива ТГПУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛОРУСЫ / ВЫХОДЦЫ ИЗ БССР / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ИСТОРИЯ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / BELARUSIANS / HIGHER EDUCATION TEACHING PERSONNEL / TOMSK STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE / HISTORY OFTOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY / RECORDS OF TSPU ARCHIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грошева Галина Васильевна

В статье на основе архивных материалов дается характеристика преподавательского состава из числа этнических белорусов, а также выходцев из БССР, работавших в Томском государственном педагогическом институте (ТГПИ) в 1930–1950-х гг. Выявляются персональные данные и численность преподавателей, занимаемые ими должности и структурные подразделения, в которых они работали; описывается их профессиональная деятельность в ТГПИ. Приводятся краткие биографические сведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грошева Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BELARUSIANS IN HIGHER EDUCATION TEACHING PERSONNEL OF TOMSK STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE IN 1930–50-IES (DATA OF TSPU ARCHIVES)

In this article the teaching personnel among ethnic Belarusians and descendants from Belarusian Soviet Socialist Republic who worked in Tomsk State Pedagogical Institute (TSPI) in 1930-ies – 1950-ies are being characterized according to the archives records. Their personal information and the number of teachers, their positions and departments they worked in are being determined; their professional occupation in TSPI is being described as well. Some brief biographical information is provided in the article.

Текст научной работы на тему «Белорусы в профессорско-преподавательском составе Томского государственного педагогического института в 1930–50-х годах (по материалам архива ТГПУ)»

УДК 37.08; 378(091)

Г. В. Грошева

БЕЛОРУСЫ В ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОМ СОСТАВЕ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В 1930-50-Х ГОДАХ

(ПО МАТЕРИАЛАМ АРХИВА ТГПУ)1

В статье на основе архивных материалов дается характеристика преподавательского состава из числа этнических белорусов, а также выходцев из БССР, работавших в Томском государственном педагогическом институте (ТГПИ) в 1930-1950-х гг. Выявляются персональные данные и численность преподавателей, занимаемые ими должности и структурные подразделения, в которых они работали; описывается их профессиональная деятельность в ТГПИ. Приводятся краткие биографические сведения.

Ключевые слова: белорусы, выходцы из БССР, профессорско-преподавательский состав, Томский государственный педагогический институт, история Томского государственного педагогического университета, архивные материалы Томского государственного педагогического университета.

Поликультурный характер российского общества и продолжающиеся на современном этапе его развития процессы этнического возрождения обусловливают сохранение в научном гуманитарном сообществе интереса к изучению истории отдельных этнических обществ и вклада их представителей в социально-политическое, экономическое и культурное развитие как России в целом, так и ее отдельных регионов. Предлагаемая статья не является исключением. Она представляет собой результат исследования в рамках научного проекта «Историко-этнографическое изучение белорусов Томской области», одним из аспектов которого является выявление вклада белорусов в развитие высшей школы г. Томска, в частности Томского государственного педагогического университета (ТГПУ). Это одна из первых работ, посвященных изучению преподавательского состава ТГПУ в «этническом срезе». В опубликованных работах по истории университета и его штатного состава, как правило, изучению этого аспекта не уделялось внимания.

Первое специальное издание по профессорско-преподавательскому составу ТГПУ было опубликовано в 2005 г. Это биографический словарь «Профессора Томского государственного педагогического университета» [1], представляющий собой фундаментальное исследование, основанное на архивных данных, материалах периодической печати, воспоминаниях и др. В нем представлены подробные биографические сведения и богатый материал о научной и преподавательской деятельности профессоров. При наличии у исследователя данных об их этнической принадлежности это издание может послужить неоценимым источником сведений, дополняющих архивные материалы ТГПУ Отдельные сведения о профессиональной

деятельности штатных сотрудников можно извлечь из изданий по истории ТГПУ [2, 3] или по истории развития отдельных направлений подготовки специалистов в вузе, например исторического [4, 5]. Существуют работы, посвященные изучению профессиональной деятельности сотрудников, внесших выдающийся вклад в развитие Томского государственного педагогического института и формирование научных школ вуза [6-8].

В 2005 г. была опубликована работа Т. В. Галкиной о роли интеллектуальной элиты польского происхождения в истории Томского государственного педагогического института в 1930-40-х гг [9], которая положила начало изучению отдельных групп профессорско-преподавательского состава, выделяемых по этническому признаку. Возникший интерес к преподавателям польского происхождения обусловлен интенсивным развитием партнерских связей ТГПУ с Вроцлавским университетом (Республика Польша).

Цель представленного в статье исследования -охарактеризовать на основе архивных материалов ТГПУ преподавательский состав из числа этнических белорусов, работавших в вузе в период 19301950-х гг., что предполагает реконструкцию биографических сведений сотрудников и описание их профессиональной деятельности.

Исследование осуществлялось на основе делопроизводственной документации Архива ТГПУ. В архиве хранятся материалы по личному составу сотрудников вуза начиная с 1931 г., когда постановлением СНК РСФСР № 752 педагогический факультет при Томском государственном университете (ТГУ) был преобразован в Томский индустриально-педагогический институт. В 1933 г. вуз был переименован в Томский государственный педагогический институт (ТГПИ). В рассматриваемый

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках исследовательского проекта «Историко-этнографическое изучение белорусов Томской области», проект № 12-11-70000.

период в делопроизводственных материалах архива вуз фигурирует и под названием Томский государственный педагогический и Учительский институт, что обусловлено функционированием при ТГПИ с 1935 по 1956 г. Учительского института с двухлетним сроком обучения [2, с. 5, 35].

Источниковую базу исследования составили личные дела сотрудников, хранящиеся в Архиве ТГПУ, содержащие такую делопроизводственную документацию, как личные листки по учету кадров, выписки из приказов, копии документов об образовании и удостоверений, а также заявления, автобиографии, характеристики, рекомендации и др. В качестве наиболее информативных источников для реконструкции сведений о преподавательском составе можно назвать личные листки по учету кадров, выписки из приказов ТГПИ и автобиографии. Не останавливаясь подробно на характеристике источниковой базы, следует отметить некоторые особенности в работе с ней. Во-первых, поскольку автором был обработан архивный материал 1930-1950-х гг., а систематизация личных дел сотрудников по хронологии в архиве основана на сведениях об их увольнении, то в выявленный список сотрудников ТГПИ из числа этнических белорусов не попали поступившие на работу в обозначенный период и уволившиеся позднее. Во-вторых, следует отметить неравноценность содержания личных дел сотрудников по объему, характеру и информативности содержащихся в них материалов. В целом имеющиеся материалы позволяют восстановить основные сведения, касающиеся преподавательской деятельности сотрудников ТГПИ.

При работе с личными делами в архиве в штатном составе ТГПИ удалось выявить 11 преподавателей белорусского происхождения, работавших в вузе в 1930-1950-х гг. Среди них один доцент (имел ученое звание доцента), два и. о. доцента, два старших преподавателя, два ассистента; четыре человека в делопроизводственной документации обозначены как «штатные преподаватели», соответственно, какую конкретно должность (ассистента или старшего преподавателя) они занимали, определить не удалось. Один преподаватель имел степень кандидата наук.

В архивных материалах за период 1930-х гг. удалось обнаружить пять личных дел преподавате-лей-белорусов, среди которых и. о. доцента, декан исторического факультета Николай Яковлевич Ко-стеша (1931-1942)1, ассистент кафедры педагогики Василий Фомич Финкевич (1931-1932), доцент кафедры математики, заместитель директора ТГПИ по учебной части Алексей Ефеимович Попко (1932-1942, 1944-1956), старший преподаватель

1 Здесь и далее указывается период работы в ТГПИ.

кафедры ботаники Филарет Иосифович Боровков (1938-1941), старший преподаватель кафедры марксизма-ленинизма Михаил Михайлович Шорников (1939-1940). Биографии этих людей свидетельствуют об их большом педагогическом опыте и значительном вкладе в развитие учебного процесса в Томском государственном педагогическом институте.

Н. Я. Костеша родился в 1884 г. в с. Завыки За-выковской волости Белостокского уезда Гродненской губернии в крестьянской середняцкой семье. В 1924-1928 гг. Николай Яковлевич учился на историческом отделении Ленинградского государственного университета (факультет языкознания и истории материальной культуры), после окончания которого был оставлен при кафедре истории России для подготовки к научной деятельности. В январе 1929 г. был назначен ассистентом кафедры истории России с поручением занятий со студентами ЛГУ, а с 1930 г. со студентами Ленинградского историко-лингвистического института. По совместительству с 1925 по 1931 г. Н. Я. Костеша работал помощником заведующего архивом Ленинградского отделения Центрального исторического архива РСФСР, был членом Совета археографической комиссии Академии наук СССР. В феврале

1931 г. комиссией ЦК ВКП (б) мобилизован на работу в Западную Сибирь. Его научные работы: «Аграрный вопрос в первой и второй Государственной думе» и «Крестьянское движение в Ромода-новской волости Калужской губернии в 1752-1753 гг.» - вследствие откомандирования в Западную Сибирь остались незаконченными [10].

С марта 1931 г. Николай Яковлевич работал преподавателем кафедры всеобщей и русской истории педагогического факультета ТГУ и одновременно заведующим заочно-курсовым сектором на факультете. В ноябре 1931 г. Н. Я. Костеша становится сотрудником Томского индустриально-педагогического института. В составе литературного отделения в индустриально-педагогическом институте была открыта общая кафедра - кафедра истории, заведующим которой и был назначен Н. Я. Костеша, он же был первым заведующим этого отделения. В 1932 г. в институте было создано историческое отделение, которое действовало вначале в составе единственной кафедры - кафедры истории, заведующим которой остался Николай Яковлевич. В 1934 г. отделения Томского педагогического института стали именоваться факультетами; Н. Я. Костеша был назначен деканом трех гуманитарных факультетов - исторического, литературного и педагогического. Исторический факультет был открыт в составе одной кафедры - кафедры истории

и философии, в числе преподавателей которой числился и Николай Яковлевич. После разделения кафедры истории и философии в 1935 г. он стал работать на кафедре истории. В 1938/39 учебном году на факультете были образованы две самостоятельные специальные исторические кафедры - кафедра всеобщей истории и кафедра истории СССР; Н. Я. Костеша остался в числе преподавателей кафедры истории СССР. После объединения исторического факультета с литературным в 1942 г. в единый историко-филологический факультет, а кафедры истории СССР с кафедрой всеобщей истории в одну - кафедру истории Н. Я. Костеша по-прежнему оставался преподавателем этой кафедры и деканом объединенного факультета [4, с. 6-10].

В 1940 г. Николай Яковлевич был представлен кандидатом на получение стипендии им. И. В. Сталина из числа научных сотрудников, готовящихся к защите диссертаций на ученые степени. В годы работы в Томском педагогическом институте ученый работал над темой «Третьеиюньский блок и его политика». За время работы в пединституте Н. Я. Ко-стеша активно вел партийно-общественную работу (в ряды ВКП (б) вступил в 1919 г.): входил в партийный комитет ТГПИ, в 1935-1936 гг. работал секретарем парткома; был консультантом по истории ВКП (б). Возглавлял избирательную участковую комиссию по выборам в Верховный Совет СССР и РСФСР. В 1942 г. Томским городским комитетом ВКП (б) Н. Я. Костеша был направлен на работу в качестве директора в среднюю школу № 42 г. Том -ска [10].

В. Ф. Финкевич (1904 г. р.) - уроженец с. Лешно Быстрицкой волости Слуцкого уезда Минской губернии; по социальному происхождению из кре-стьян-бедняков. Состоял в ВЛКСМ в 1923-1930 гг., с 1925 г. член профсоюза работников просвещения (Рабпрос). В 1924-1928 гг. В. Ф. Финкевич учился на педагогическом факультете Белорусского государственного университета (г. Минск). После его окончания в 1928-1930 гг. работал в педагогическом техникуме г. Слуцка (Белорусская ССР) в качестве преподавателя-обществоведа и заведующего учебной частью техникума; вел общественнополитическую работу. Работая в техникуме, Василий Фомич заведовал вечерней партийной школой и работал в клубе райкома партии в качестве консультанта по заочному обучению партийцев. Был принят в райкоме партии в кандидаты ВКП (б). В июне 1931 г., после окончания высших педагогических курсов при Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена, на основании наряда

Народного комиссариата просвещения (Нарком-прос) был командирован в распоряжение Томского индустриально-педагогического института для работы в качестве ассистента по педагогике (принят на работу с 31 августа 1931 г.). Свою научную квалификацию он повышал под руководством профессора ТГУ С. Я. Вольфсона. В период работы в вузе помимо основной преподавательской деятельности Василий Фомич временно исполнял обязанности помощника директора по учебной части, активно занимался общественно-политической деятельностью. В феврале 1932 г. В. Ф. Финкевич прекратил работу в институте в связи с уходом на военную службу [11].

А. Е. Попко родился в 1888 г. в д. Шаловичи Слуцкого уезда Минской губернии в крестьянской семье. В 1904 г. Алексей Ефеимович окончил Романовское 2-классное училище Министерства народного просвещения (МНП) и поступил в Слуц-кое 4-классное городское училище, завершив обучение в котором в 1908 г. поступил в Несвижскую учительскую семинарию и в том же году экстерном сдал экзамены на звание учителя начальных училищ с правом преподавать в 2-классных МНП-училищах. В 1908-1915 гг. работал преподавателем в Дубровицком и Хойникском земских начальных училищах Речицкого уезда Минской губернии; заведовал Заскенским земским училищем. Высшее образование А. Е. Попко получил в 1915-1918 гг. в Калужском учительском институте, где учился на математическом факультете по специальности «методика математики». С 1918 по 1920 г. был заведующим школой и учителем математики школы II ступени с. Еремино Гомельской губернии. В период 1920-1925 гг. работал заведующим и учителем математики в школах II ступени в местечке Ленино Слуцкого уезда и д. Осиповичи Бобруйского уезда Минской губернии. С 1915 по 1928 г. состоял в кандидатах ВКП (б); член профсоюза Рабпроса.

В Томске А. Е. Попко начинает свою деятельность в 1925 г. как инспектор Соцвоса1 и заместитель заведующего Губернским соцвосом. В 1925-

1926 гг. Алексей Ефеимович работал заведующим и преподавателем математики школы II ступени № 7 Томского окружного отдела народного образования (ОкрОНО); в 1926-1928 гг. - инспектором школ Соцвоса I и II ступени ОкрОНО; с 1928 по

1932 г. преподавателем математики и методики математики в Томском педагогическом техникуме (русском)2. В 1932 г. А. Е. Попко был принят штатным ассистентом на кафедру математики Томского индустриально-педагогического института, где

1 Одна из линий работы в системе народного образования: социальное воспитание и образование детей и подростков (Соцвос).

2 С 1924 г. по 1953 г. в г. Томске наряду с русским Томским педагогическим техникумом, открытым в 1922 г., действовал Татарский педагогический техникум со школьным отделением.

осуществлял чтение лекций по методике математики и руководил педагогической практикой студентов. С 1938 по 1942 г. временно исполнял обязанности доцента кафедры математики, с 1944 по 1956 г. работал в должности старшего преподавателя. Помимо основной занимал должности заместителя директора по Учительскому институту с 1938 по 1939 г., исполнял обязанности заместителя директора по учебно-научной работе с 1939 по 1940 г., заведовал педагогической практикой института. В период 1930-1933 гг. Алексей Ефеимо-вич по совместительству вел педагогические курсы по подготовке преподавателей математики и физики для школ крестьянской молодежи и фабрично-заводских семилеток. Неоднократно читал лекции на летних педагогических курсах подготовки и повышения квалификации учителей начальных и средних школ. Состоял председателем месткома института, был депутатом Томского городского совета и председателем секции народного образования совета. В 1932 г. Западно-Сибирским краевым отделом народного образования А. Е. Попко был командирован в Ленинградский педагогический институт им. Герцена для прохождения одногодичной аспирантуры по методике преподавания математики. В связи с возникшими финансовыми трудностями в семье был вынужден оставить аспирантуру и вернуться в Томск. Научную работу Алексей Ефеимович осуществлял по истории преподавания тригонометрии в России. Перерыв в работе А. Е. Попко в педагогическом институте с 1942 по 1944 г. был связан с сокращением педагогической нагрузки на факультете и его переходом на работу в среднюю школу (СШ). В 1944 г. Алексея Ефеимовича приказом по Наркомпросу РСФСР перевели с должности директора Самусьской СШ Томского района Новосибирской области на должность старшего преподавателя кафедры математики в ТГПИ, где он более десяти лет читал элементарную математику и вел курс методики преподавания математики. За время работы в институте А. Е. Попко подготовил к печати курс «Методика преподавания тригонометрии», вел большую работу по расширению кабинета методики преподавания математики, пополняя его пособиями собственной конструкции. Алексей Ефеимович освобожден от занимаемой должности в 1956 г. в связи с уходом на пенсию [12].

Ф. И. Боровков родился в 1895 г. в д. Регелево Юстаповской волости Себетского уезда Витебской губернии в семье крестьян. Член профсоюза работников высшей школы. В рядах ВЛКСМ и ВКП (б) не состоял. В 1907 г. Филарет Иосифович окончил начальную школу, в 1911 г. - духовное училище, в 1917 г. - духовную семинарию; в 1917-1918 гг. обучался в Харьковском ветеринарном институте.

Свою трудовую деятельность он начал в 1918 г. в качестве учителя начальной школы в д. Убей-Та-тарка Сагайской волости Минусинского уезда Енисейской губернии; сюда он последовал за своей семьей, переехавшей в Сибирь по совету родственников. С 1926 г. Ф. И. Боровков работал в разных школах и детских домах Минусинского округа. В 1926 г. перевелся в Хакасскую автономную область, в г. Абакан, где до 1937 г. работал заведующим и учителем в девятилетней школе, а с 1930 г. -директором, а впоследствии заведующим учебной частью Хакасского педагогического училища. В 1934 г. поступил на заочное обучение в Томский государственный педагогический институт. В 1937 г. в связи с отличной учебой командирован Хакасским областным отделом народного образования на дневное обучение; по окончании естественного факультета Томского педагогического института оставлен при кафедре ботаники. На момент назначения на должность ассистента Ф. И. Боровков имел 20-летний педагогический стаж, в том числе 12 лет работы в средней школе и педагогическом техникуме. В ТГПИ Филарет Иосифович вел курс генетики и руководил педагогической практикой по естествознанию студентов 3-х и 4-х курсов. В 1938 г. ассистент Ф. И. Боровков назначен помощником декана естественного факультета; неоднократно замещал декана. Филарет Иосифович осуществлял диссертационное исследование по теме «Хладостойкость яблоневых в условиях г. Томска и его района». Занимался вопросом организации опытно-учебного участка педагогического института для проведения практических работ студентов. В 1941 г. Ф. И. Боровков в должности старшего преподавателя кафедры ботаники, как не имеющий полной нагрузки и ученого звания, был уволен в связи с сокращением объема учебной работы и направлен в распоряжение Новосибирского облоно [13].

М. М. Шорников (1914 г. р.) - уроженец д. Рось-ков Хотовижской волости Климовического уезда Могилевской губернии; из семьи крестьян. Окончил семилетнюю школу и 1-й курс Могилевского заочного политпросветтехникума. Осенью 1933 г. вслед за семьей переехал в Сибирь; в 1934 г. был принят на работу в Завьяловский зерносовхоз Западносибирского края в качестве учетчика; работал массовиком. Осенью 1934 г. поступил на подготовительные курсы в ТГПИ, в 1935 г. принят в число студентов на исторический факультет. Будучи студентом, в 1936 г. вступил в ряды ВЛКСМ, вел курсы по изучению истории партии; был редактором факультетской студенческой газеты «История». В 1939 г. Михаил Михайлович окончил Томский педагогический институт по специальности «история» и оставлен по распределению на ка-

федре основ марксизма-ленинизма в должности штатного ассистента. Вел курс по основам марксизма-ленинизма. Парторганизацией пединститута принят в кандидаты ВКП (б). В ноябре 1939 г. Томский горком ВКП (б) принял решение о переводе М. М. Шорникова на работу сотрудником вузовского отдела томской газеты «Красное знамя» вопреки его личному желанию и ходатайству дирекции ТГПИ об оставлении его на работе старшего преподавателя основ марксизма-ленинизма. За неподчинение Томский горком ВКП (б) решением от 8 января 1940 г. объявил М. М. Шорникову выговор и снял с работы преподавателя. Дирекция ТГПИ и кафедра основ марксизма-ленинизма обратились с просьбой пересмотреть дело тов. Шорни-кова, отмечая его профессиональные качества и большой авторитет среди студентов и научных работников вуза. 6 февраля 1940 г. старший преподаватель М. М. Шорников уволен из числа сотрудников ТГПИ в связи с призванием в ряды РККА [14].

В архивных материалах за период 1940-х гг. в штатном составе вуза удалось выявить три личных дела преподавателей белорусского происхождения. Во второй половине 1940-х гг. на работу в ТГПИ были приняты преподаватель кафедры военнофизкультурной подготовки Евгений Никитич Афанасьев (1946-1947), преподаватели кафедры марксизма-ленинизма кандидат наук доцент Арсен Ге -расимович Беляев (1948-1952) и ассистент Ольга Ефимовна Шелег (1949-1953).

Е. Н. Афанасьев родился в 1922 г. в местечке Копысь Оршанского района Витебской области (в 1924 г. вошла в состав БССР) в семье служащего. В 1940 г. Евгений Никитич окончил 10 классов СШ № 12 г. Пскова. В 1941 г. поступил курсантом в I Ленинградское авиационно-техническое училище им. Ворошилова и окончил его в 1941 г. В годы войны, с 1941 по 1942 г., Е. Н. Афанасьев служил авиатехником 13-го Западного авиационно-истребительного полка г. Кузнецка Пензенской области; с 1942 по 1944 г. был слушателем Краснознаменного военного факультета им. В. И. Ленина при Го -сударственном центральном институте физической культуры им. И. В. Сталина (Москва). В 1944-

1946 гг. Евгений Никитич работал преподавателем физической подготовки Белоцерковного военнопехотного училища г. Томска, позднее, в течение нескольких месяцев 1946 г., преподавателем физической подготовки военной кафедры Томского политехнического института им. С. М. Кирова. В декабре 1946 г. Е. Н. Афанасьев по предписанию Томского областного военного комиссариата прибыл в распоряжение директора Томского государственного педагогического института для прохождения дальнейшей службы в должности преподавателя физической подготовки. С 1938 по 1943 г.

Евгений Никитич являлся членом ВЛКСМ; в декабре 1945 г. политическим отделом Белоцерковс-кого военно-пехотного училища г. Томска принят в члены ВКП (б). За участие в Великой Отечественной войне указом Президиума Верховного Совета СССР Евгений Никитич награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1947 г. Евгений Никитич прекратил работу в вузе на основании приказа об отмене военной подготовки на всех курсах Томского педагогического и Учительского институтов и переводе кадрового офицерского состава военной кафедры в распоряжение военного округа [15].

А. Г. Беляев (1916 г. р.) - выходец из д. Волко-вичи Грудиновской волости Борховского уезда Могилевской губернии, из семьи крестьян-бедняков. В 1928 г. Арсен Герасимович окончил Волковиче-скую начальную школу и поступил в Грудинов-скую школу крестьянской молодежи, где в 1931 г. вступил в ряды ВЛКСМ. В 1931 г. он поступил в Могилевский педагогический техникум, который окончил в 1934 г. и в числе студентов-отличников был отправлен на 2-месячные курсы подготовки преподавателей русского языка и литературы старших классов начальной школы. С 1934 по 1937 г. работал учителем начальной школы в Краснопольском и Чаусском районах Могилевской области (БССР). В 1937 г. поступил на литературный факультет Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена, после окончания которого работал в 1941-1944 гг. директором и учителем русского языка и литературы в школах с. Федоровка, затем с. Вознесенка Саратовской области. В период с 1944 по 1946 г., после деэвакуации по месту жительства жены, работал директором и учителем русского языка и литературы Хмелевской полной средней школы (ПСШ) Ливенского района Орловской области. В 1945 г. Арсен Герасимович поступил в аспирантуру Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. Там же в 1947 г. был принят в члены ВКП (б). После окончания аспирантуры в 1948 г. А. Г. Беляев Министерством просвещения РСФСР был отправлен в Томский педагогический институт в качестве ассистента кафедры основ марксизма-ленинизма. В 1950 г. на закрытом заседании ученого совета кафедры марксизма-ленинизма Московского ордена Ленина государственного университета им. М. В. Ломоносова защитил диссертацию на закрытую тему; в том же году утвержден в ученой степени кандидата исторических наук. В 1951 г. ему присвоено ученое звание доцента по кафедре марксизма-ленинизма. В ТГПИ А. Г. Беляев вел самостоятельный лекционный курс по основам марксизма-ленинизма для студентов 1-го и 2-го курсов, неоднократно принимал участие в проверке качества лекционной

работы на факультетах вуза. В период работы в ТГПИ читал лекции по линии Кировского районного комитета и городского комитета ВКП (б) и Общества по распространению политических и научных знаний. Являлся консультантом научных работников, самостоятельно изучающих марксистско-ленинскую теорию, руководил научным студенческим кружком по истории ВКП (б). От работы в ТГПИ А. Г. Беляев был освобожден в связи с его назначением Министерством высшего образования СССР заведующим кафедрой марксизма-ленинизма Гомельского педагогического института в 1952 г. [16].

О. Е. Шелег родилась в 1923 г. в с. Малое Осово Борисовского уезда Минской губернии (БССР) в бедняцкой крестьянской семье. В Сибирь семья Шелег попала в начале 1930-х гг. В 1933 г. родители Ольги Ефимовны переехали в Кривошеинский район Новосибирской области. В 1937 г. после окончания Белостокской неполной средней школы (НСШ) Кривошеинского района поступила в Кол-пашевское педагогической училище. В 1940 г. после окончания училища направлена на работу в Кривошеинский район, где с 1940 по 1942 г. работала учительницей в Иштанской НСШ, в 1942/43 учебном году в Новоалександровской НСШ; в 1943-1944 гг. работала районным инспектором школ. В период с 1944 по 1945 г. О. Е. Шелег работала учителем истории в 5-8-х классах в Кривоше-инской СШ. В 1946 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1946 г. Ольга Ефимовна поступила в Томский государственный педагогический институт на исторический факультет, где проходила обучение по специальности «история». После окончания вуза в 1949 г. Ольга Ефимовна была зачислена штатным ассистентом кафедры марксизма-ленинизма ТГПИ. С 1947 г. - член ВКП (б). В 1953 г.

О. Е. Шелег освобождена от занимаемой должности ассистента кафедры марксизма-ленинизма ТГПИ в связи с переводом ее на партийную работу [17].

Помимо указанных преподавателей в начале 1940-х гг. свою деятельность в вузе продолжали Ф. И. Боровков, Н. Я. Костеша, А. Е. Попко.

В 1950-е гг. штатный состав Томского государственного педагогического института пополнился тремя преподавателями белорусского происхождения: на кафедре физической культуры и спорта стали работать Вера Петровна Гончарик (1955-) и Юрий Данилович Чечин (1956-)1, на кафедре математики -Николай Васильевич Аврамчик (1956-1957).

В. П. Гончарик родилась в 1932 г. в с. Копатке-

вичи Копаткевического района Полесской области (БССР) в семье служащих. В 1936 г. Гончарики переехали в г. Петропавловск Казахской ССР. В

1947 г., окончив 7 классов средней школы, Вера Петровна поступила в техникум физической культуры. После окончания учебы в техникуме в 1950 г. она была направлена на учебу в Казахстанский государственный институт физической культуры в г. Алма-Ате. В 1946 г. В. П. Гончарик вступила в члены ВЛКСМ, в 1950 г. - в члены профсоюза политпросвещения. После получения диплома в 1954 г. Вера Петровна была оставлена в качестве преподавателя физического воспитания в этом же институте. В 1955 г. В. П. Гончарик зачислена в штатный состав ТГПИ как преподаватель физического воспитания. О высокой квалификации Веры Петровны свидетельствует наличие спортивных разрядов (первый по спортивной гимнастике, второй по художественной гимнастике и третий по лыжам и фехтованию) и судейских категорий (первая по спортивной гимнастике, третья по легкой атлетике, прыжкам в воду и лыжам) [18].

Ю. Д. Чечин родился в 1931 г. в совхозе им. Сталина Койдоновского района Минской области (БССР) в семье служащих. Из Белоруссии семья Чечиных переехала в г. Сталинск Кемеровской области. В 1946 г. Юрий Данилович вступил в члены ВЛКСМ. В 1950-1955 гг. учился в Томском политехническом институте им. С. М. Кирова на гидротехническом факультете по специальности «гидротехническое строительство». До преподавательской деятельности в Томском государственном педагогическом институте работал на Томском лесоперевалочном комбинате и в Томском строительном управлении ГРЭС-2. В ТГПИ Ю. Д. Чечин был принят тренером по легкой атлетике. Имел воинское звание лейтенанта ПВО [19].

Н. В. Аврамчик (1908 г. р.) - уроженец д. Панк-ратовичи Бобруйского уезда Минской губернии; выходец из крестьянской семьи. В 1929 г. окончил Могилевский топографо-землеустроительный техникум (г. Могилев-на-Днепре, БССР), после окончания которого до 1932 г. работал топографом-зем-леустроителем Уральского областного земельного управления в г. Свердловске. В 1932 г. был призван на службу в ряды РККА (г. Хабаровск); после службы в армии с 1934 по 1936 г. работал макшей-дером шахты № 1-2 Киселевского рудоуправления (Киселевск). С 1936 по 1950 г. (с перерывами) учился на физико-математическом факультете Томского государственного педагогического института. С 1938 по 1941 г. работал учителем физики, математики и черчения в СШ № 31 г. Кемерово.

1 Год окончания работы сотрудников невозможно установить, поскольку в их личных делах отсутствуют сведения об увольнении и не проставлена дата завершения дела.

В 1941 г., с началом Великой Отечественной войны, поступил в артиллерийское училище г. Томска. С 1942 по 1946 г. был начальником артиллерийско-топографической службы полка на фронтах ВОВ; за военную службу получил правительственные награды: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Весной 1946 г. Николай Васильевич демобилизовался из армии, восстановился в числе студентов ТГПИ, где проучился до января 1947 г., когда вновь вынужден был оставить учебу, но уже по семейным обстоятельствам. В 1947-1949 гг. он работал преподавателем технического и проекционного черчения в горнопромышленном училище г. Томска, где создал и оборудовал кабинет черчения, был руководителем методической секции. В 1949 г. поступил на работу учителем физики, астрономии и черчения в СШ № 5 г. Томска; согласно характеристике руководства школы, к работе он относится ответственно, пользовался авторитетом среди учителей и учащихся, образцово выполнял порученную общественную работу. В 1950 г. Н. В. Аврамчику удалось завершить обучение в ТГПИ. Получив диплом с квалификацией и званием учителя средней школы по специальности «математика», он по направлению уехал работать учителем в г. Кемерово. В 1956 г., имея богатый педагогический опыт, Николай Васильевич становится преподавателем черчения кафедры математики ТГПИ. В рядах ВЛКСМ и ВКП (б) Н. В. Аврамчик не состоял [20].

Наряду с преподавателями, принятыми на работу в Томский государственный педагогический институт во второй половине 1950-х гг., в начале десятилетия продолжали свою преподавательскую деятельность А. Г. Беляев и О. Е. Шелег.

В ходе изучения архивных материалов по профессорско-преподавательскому составу ТГПИ

были обнаружены сведения о белорусах, не занимавших преподавательские должности, но являвшихся штатными сотрудниками ТГПИ, работниками административно-хозяйственной части (три человека). Среди них заместитель директора по хозяйственной части Федор Лукьянович Левенков (1955-1961), начальник пожарной охраны Петр Павлович Гуминский (1951-1952) и Петр Яковлевич Самойлюк, исполнявший обязанности сторожа агроучастка, кочегара и гардеробщика (1952-1956). Все трое родились и жили в Белоруссии и волею судеб оказались в г. Томске. Ф. Л. Левенков родился в 1902 г. в д. Янковцы Добромыслянской волости Оршанского уезда Могилевской губернии. Выходцем из Могилевской губернии был и П. П. Гу-минский, родившийся в 1915 г. в г. Орша. П. Я. Са-

мойлюк (1885 г. р.) - уроженец Бельского уезда Гродненской губернии [21-23].

Кроме того, в 1940-1950-х гг. в ТГПИ работали и выходцы из Белоруссии других национальностей: три преподавателя и два работника вспомогательного состава. На кафедре основ марксизма-ленинизма в 1945-1946 гг. работала старший преподаватель Хая Исаровна Мишелевич (еврейка по происхождению); на кафедре литературы в 19481960 гг. - кандидат филологических наук доцент Хая Рувимовна Шагалова (еврейка); на кафедре математики с 1953 г. (сведения о времени увольнения в личном деле отсутствуют) - кандидат математических наук доцент Абрам Михайлович Лей-кин (еврей). В 1956-1957 гг. старшим лаборантом на кафедре немецкого языка работала Софья Хац-келевна Брестовицкая (еврейка), в 1952 г. обязанности секретаря исторического отделения факультета русского языка и литературы и одновременно лаборанта кафедры физического воспитания и спорта исполнял Геннадий Иванович Самусенок (русский).

М. И. Мишелевич родилась в 1885 г. в г. Бобруйске Минской губернии. В 1921-1923 гг. училась в Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова (преподаватель истории партии), в 1931—

1933 гг. являлась аспирантом Института марксизма-ленинизма (Москва), после окончания которого работала в различных городах центральной части России, в 1941 г. из Ростова-на-Дону была эвакуирована в Томск [24].

Х. Р. Шагалова родилась в 1908 г. в г. Мсти-славле Могилевской губернии. В 1925-1928 гг. работала в системе школ взрослых при электрозаводе (Москва). В период 1928-1931 гг. являлась студенткой Московского государственного педагогического института им. А. С. Бубнова (факультет русского языка и литературы), после окончания которого в течение трех лет работала на рабфаке в техникуме электрозавода преподавателем русского языка и литературы. В 1934-1937 гг. Хая Рувимовна обучалась в аспирантуре при кафедре всеобщей литературы Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена. В 1948 г. в Томский государственный педагогический институт была оформлена переводом из Ярославского педагогического института [25].

А. М. Лейкин родился в 1898 г. в губернском городе Витебске (Витебская губерния). В 1917 г. семья Лейкиных переехала на новое место жительства, на ст. Зилово Амурской железной дороги, а в 1922 г. с Дальнего Востока - в Томск. Высшее образование Абрам Михайлович получил в Томском государственном университете, где он обучался с

1927 по 1932 г. на физико-математическом факультете. В ТГПИ А. М. Лейкин работал по совмести-

тельству; основным местом его работы был Томский государственный университет [26].

С. Х. Брестовицкая (1935 г. р.), уроженка г. Дзержинска Минской области, была эвакуирована с семьей в Томск в 1941 г., а Г. И. Самусенок, родившийся в 1930 г. в д. Городище Асвейского района Минской области, оказался в Томске по причине переезда его семьи на новое место жительства [27].

Таким образом, по архивным материалам, в числе сотрудников ТГПИ, работавших в период 1930-1950-х гг., удалось выявить 14 человек из эт-

нических белорусов и пять выходцев из БССР, из них 14 преподавателей, два сотрудника из числа вспомогательного состава (секретарь, лаборант), три человека занимали административно-хозяйственные должности (табл. 1). Все без исключения преподаватели, а также работники административно-хозяйственной части ТГПИ белорусского происхождения родились в Белоруссии (Витебская губерния - один человек, Гродненская губерния - два человека, Минская губерния - три человека, Могилевская губерния - четыре человека; Витебская,

Таблица 1

Количественный состав белорусов по категориям должностей в ТГПУ, принятых на работу в 1930-1950-х гг.

Период работы в ТГПУ, годы Количественный состав Итого

Профессорско-преподавательский состав/административноуправленческий аппарат Сотрудники из числа вспомогательного состава (секретарь, лаборант) Административно-хозяйственные должности

Белорусы по этническому происхождению Выходцы из БССР Белорусы по этническому происхождению Выходцы из БССР Белорусы по этническому происхождению Выходцы из БССР

1930-е 5 — — - - - 5

1940-е 3 2 — - - - 5

1950-е 3 1 - 2 3 - 9

Итого 11 3 - 2 3 - 19

* Совмещение преподавательских должностей и управленческо-административных.

Минская, Полесская области БССР - четыре человека) (табл. 2). По социальному происхождению преподаватели-белорусы были выходцами из крестьянских семей (восемь человек) и семей служащих (три человека); шестеро из них указали, что владеют белорусским языком.

В профессорско-преподавательском составе ТГПИ насчитывалось 11 этнических белорусов и три выходца из БССР (евреи по национальности),

Таблица 2

География мест рождения сотрудников ТГПИ белорусского происхождения (1930-1950-е гг.)

Место рождения Ф.И.О. сотрудника, год рождения Количество человек

Административно-территориальное деление Российской империи (губернии)

Витебская Боровков Ф. И. 1895 1

Гродненская Костеша Н. Я., 1884 Самойлюк П. Я., 1885 2

Минская Аврамчик Н. В., 1908 Попко А. Е., 1888 Финкевич В. Ф., 1904 3

Могилевская Беляев А. Г., 1916 Гуминский П. П., 1915 Левенков Ф. Л., 1902 Шорников М. М., 1914 4

Административно-территориальное деление СССР (области Белорусской ССР)

Витебская Афанасьев Е. Н., 1922 1

Минская Чечин Ю. Д., 1931 Шелег О. Е., 1923 2

Полесская Гончарик В. П., 1932 1

работавших в 13 существовавших в период 19301950-х гг. структурных подразделениях ТГПИ и занимавших различные должности: от ассистента до декана и помощника директора института. Это математики и биологи, историки и литераторы, преподаватели педагогики и физической культуры. В их числе были выпускники московских (Государственный центральный институт физической культуры им. Сталина, Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова, Московский государственный педагогический институт им. А. С. Бубнова) и ленинградских (Ленинградский государственный университет, Ленинградский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена) вузов; трое из них обучались в аспирантуре при ЛГПИ им. А. И. Герцена, один - в Институте марксизма-ленинизма (Москва). Шесть человек получили высшее образование в г. Томске (один выпускник Томского государственного университета им. В. В. Куйбышева, один выпускник Томского политехнического института им. С. М. Кирова и четыре выпускника Том -ского государственного педагогического института).

Необходимо отметить значимый вклад преподавателей белорусского происхождения в развитие научно-исследовательской, преподавательской и учебно-методической деятельности ТГПИ, а также в развитие сотрудничества вуза со школами г. Том -ска. Они входили в состав административно-управленческого аппарата вуза, активно занимались общественно-политической деятельностью.

Список литературы

1. Профессора Томского государственного педагогического университета: биографический словарь / Федеральное агентство по образованию, ТГПУ; гл. ред. Т. В. Галкина; редкол.: А. И. Бражникова и др. Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. 327 с.

2. Войтеховская М. П., Галкина Т. В. Томский педагогический: от института к университету. Томск: Изд-во ТГПУ, 2002. 267 с.

3. Томский государственный педагогический институт в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): сборник документов и материалов / редкол.: М. П. Войтеховская и др. Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. 211 с.

4. Боженко Л. И. Историческое образование в Томском государственном педагогическом университете: к 70-летию исторического факультета. Томск: Изд-во ТГПУ, 2003. 132 с.

5. Боженко Л. И. Восстановление исторического образования в Томском педагогическом институте (1986-1991 годы) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2002. Вып. 4 (32). С. 78-83.

6. Галкина Т. В., Осипова О. А. А. П. Дульзон: вехи жизни // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1999. Вып. 4. С. 3-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Осипова О. А. Многогранность профессора А. П. Дульзона (1900-1973): монография. Томск: Изд-во ТГПУ, 2011. 63 с.

8. Галкина Т. В. У истоков филологического факультета Томского государственного педагогического университета (К 110-летию со дня рождения Г. Т. Чуича и Л. А. Чуич) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2001. Вып. 3. С. 79-84.

9. Галкина Т. В. Поляки в истории Томского государственного педагогического института (1930-1940-е гг.) // История и методика преподавания славянских языков и литератур как иностранных с применением технологии диалога культур. Томск: ТГПУ, 2005. С. 37-45.

10. Личное дело Н. Я. Костеши // Архив ТГПУ. Ф. 566, оп. 1, д. 1116.

11. Личное дело В. Ф. Финкевича // Архив ТГПУ. Ф. 566, оп. 1, д. 868.

12. Личное дело А. Е. Попко // Архив ТГПУ. Ф. 566, оп. 1, д. 11784.

13. Личное дело Ф. И. Боровкова // Архив ТГПУ. Ф. 566, оп. 1, д. 83.

14. Личное дело М. М. Шорникова // Архив ТГПУ. Ф. 566, оп. 1, д. 936 «а».

15. Личное дело Е. Н. Афанасьева // Архив ТГПУ. Ф. 566, оп. 1, д. 1225.

16. Личное дело А. Г. Беляева // Архив ТГПУ. Ф. 566, оп. 1, д. 1456.

17. Личное дел, о. Е. Шелег // Архив ТГПУ. Ф. 566, оп. 1, д. 1844.

18. Личное дело В. П. Гончарик // Архив ТГПУ. Ф. 566, оп. 1, д. 1516.

19. Личное дело Ю. Д. Чечина // Архив ТГПУ. Ф. 566, оп. 1, д. 1833.

20. Личное дело Н. В. Аврамчика // Архив ТГПУ. Ф. 566, оп. 1, д. 1419.

21. Личное дело Ф. Л. Левенкова // Архив ТГПУ. Ф. 566, оп. 1, д. 2126.

22. Личное дело П. П. Гуминского // Архив ТГПУ. Ф. 566, оп. 1, д. 1479.

23. Личное дело П. Я. Самойлюка // Архив ТГПУ. Ф. 566, оп. 1, д. 1736.

24. Личное дело Х. И. Мишелевич // Архив ТГПУ. Ф. 566, оп. 1, д. 1354.

25. Личное дело Х. Р. Шагаловой // Архив ТГПУ. Ф. 566, оп. 1, д. 2194.

26. Личное дело А. М. Лейкина // Архив ТГПУ. Ф. 566, оп. 1, д. 2127.

27. Личное дело С. Х. Брестовицкой // Архив ТГПУ. Ф. 566, оп. 1, д. 1450.

Грошева Г В., кандидат исторических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 17.12.2012.

G. V. Grosheva

THE BELARUSIANS IN HIGHER EDUCATION TEACHING PERSONNEL OF TOMSK STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE

IN 1930-50-IES (DATA OF TSPU ARCHIVES)

In this article the teaching personnel among ethnic Belarusians and descendants from Belarusian Soviet Socialist Republic who worked in Tomsk State Pedagogical Institute (TSPI) in 1930-ies - 1950-ies are being characterized according to the archives records. Their personal information and the number of teachers, their positions and departments they worked in are being determined; their professional occupation in TSPI is being described as well.

Some brief biographical information is provided in the article.

Key words: Belarusians, higher education teaching personnel, Tomsk State Pedagogical Institute, history of Tomsk State Pedagogical University, records of TSPU archives.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.