Ф I Л А Л О Г I Я
УДК 784.1(476)
С. В. Баёва
БЕЛОРУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ В ХОРАХ A CAPPELLA СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ
Введение
Наследие белорусских поэтов-классиков Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича является неисчерпаемым источником вдохновения для композиторов разных поколений. Белорусское хоровое композиторское творчество имеет давнюю традицию обращения к стихам национальных поэтов, заложенную такими композиторами, как А. Богатырев, В. Оловников, Э. Тырманд, А. Мдивани, И. Кузнецов, Ю. Семеняко.
Изучение хоровой а сарреИной музыки 1980-1990-х годов до сих пор пока не нашло специального научного осмысления. Следует отметить существование ряда работ, статей, высказываний, касающихся общей характеристики творчества некоторых белорусских композиторов. Так, в монографии В. Антоневич «Белорусское композиторское творчество в его связях с фольклором: Историко-методологическое исследование» одна из глав посвящена проблеме национального в творчестве белорусских композиторов 1980-х годов. В исследовании А. Смагина «Харавое мастацтва Беларуа» (в главе «Асабл1васщ развщця харавога мастацтва Беларуа у 70-я-90-я гады») освещаются тенденции развития хоровой музыки исследуемого периода. В. Черняк защитила диссертацию на тему «Белорусская хоровая музыка а cappella 60-80-х годов (к проблеме жанрового синтеза)», основная цель которой заключалась в выявлении важнейших закономерностей жанровых преобразований. Среди работ, затрагивающих исследуемую проблему, можно назвать статьи А. Володкович [1], О. Савицкой [2], Т. Мдзивани [3].
Результаты исследования и их обсуждение
Творчество этих авторов неоднократно освещалось в различных научных исследованиях, печатных изданиях. В данной статье предполагается сделать обзор созданных в последние десятилетия ХХ века хоровых произведений a cappella современных белорусских композиторов. Эти произведения представляют собой своеобразное продолжение традиций воплощения в хоровой музыке поэзии белорусских композиторов-классиков.
Хоровая музыка - особый вид искусства, основанный на синтезе музыки и слова. Поэтическое слово обладает большой силой воздействия, несет образную информацию. Оно способствует пониманию идеи музыкального произведения широким кругом слушателей. «Музыка, соединяясь со словом, всегда несет свое содержание» [4, 6]. Для нее характерно свойство обобщения. Музыка выражает не столько конкретный образ, сколько настроение, связанное с этим образом. Синтез же музыки и слова вызывает более яркие эмоциональные переживания, оказывает глубокое влияние на человека. Искусство хорового жанра раскрывает перед композиторами особые творческие возможности.
В последние десятилетия ХХ века «хоровое творчество белорусских композиторов отличает повышенный интерес к национальному» [5, 61]. Стихи Я. Коласа, Я. Купалы, М. Богдановича, М. Танка и других отечественных поэтов становится основой целого ряда хоров a cappella.
В 60-70-е гг. ХХ века на стихи М. Богдановича создан ряд хоровых произведений, например: «Слуцшя ткачьга», «Ноч» А. Богатырева; «З1мой», «Зав1руха», «З1мовая дарога», «Вечар», «Сшрпуся», «Напшося сонца» Э. Тырманд; «Ноч» И. Кузнецова; «Над возерам», «Мудрай прамовы хлеб залащсты», «Возера», «Рындальны трыпщх» В. Помозова и др.
В настоящее время интерес к поэзии М. Богдановича не уменьшается. Современных композиторов в его стихах привлекает выразительная, гибкая музыкальная интонация, ритмические и фонические возможности поэтического слова. Известно, что рифма для М. Богдановича являлась важным элементом художественной выразительности. Поэт также хорошо знал и любил народную песню, в фольклоре видел источник идей и поэтических образов.
В 1980-1990-е годы на стихи М. Богдановича написали свои произведения О. Залетнев (хор «Бездухоунасць»), В. Каризна (хоровой цикл «Пяць хароу на вершы М. Багдановича»), Э. Носко (хор «Прывет табе, жыццё на вол1»), Г. Ермоченков (хоровой цикл «У краше светлай»), В. Кузнецов (кантата «Щх1я песш») [5].
Каждый композитор по-своему воспринимает поэзию М. Богдановича. Одни находят в ней возвышенные образцы пейзажной лирики, другие - мир душевных переживаний человека и философское осмысление бытия, третьи - яркие картины народной жизни.
Трактовка В. Кузнецовым поэзии М. Богдановича сугубо психологическая. Композитора взволновало трагическое мироощущение больного человека, находящегося вдали от Родины. Основная идея сочинения определила подбор поэтических текстов. В стихах М. Богдановича композитора также привлекли эмоции, оказавшиеся созвучными его личным переживаниям. «Интимность» раскрываемых в произведении чувств, глубина душевных волнений отражены в названии кантаты - «Щх1я песш» (1990). Авторская трактовка стихов М. Богдановича повлекла за собой использование лаконичных средств музыкальной выразительности. Характерной интонацией в кантате является интервал секунды. Она несет определенную смысловую нагрузку, символизируя неустойчивость, зыбкость, остроту переживаний.
Стилистически определяющим свойством хоров этой кантаты является тенденция к обобщению средств, рисующих тот или иной образ. Композитор избирает в основном простые формы, обладающие такими возможностями. Особенности формообразования кантаты выявляют, с одной стороны, национальную природу мышления В. Кузнецова (вариантное развитие, строфичность некоторых форм), а с другой - близость современным тенденциям формообразования (стремление к сжатости, лаконичности, предельной ясности).
Большую роль в создании характерного художественного настроения играет тембровое начало. В. Кузнецов акцентирует внимание на ассоциациях, рождаемых звуковыми сочетаниями. Композитор трактует хор как источник разнообразнейших тембровых сочетаний, которые вызывают их определённые сопоставления (например, своеобразный «движущийся» полифонический комплекс, образуемый из «наползания» трех-четырехзвучных мотивов, создающих сходство с образом страшного тёмного леса в хоре «Лясун» № 8).
Важная роль в драматургии цикла отведена солирующему голосу - тенору, который воспринимается как голос поэта. Композитор иногда умышленно разрушает литературную строфу, повторяя наиболее значимые слова, выражающие особое эмоциональное состояние.
Хоровой цикл Г. Ермоченкова «У краше светлай» (1994) также написан на стихи М. Богдановича. В этом сочинении собраны разные по образному содержанию стихотворения («Краю мой родны! Як выкляты богам», «Возера», «Над магшай», «Плакала лета, зямлю паквдаючы», <^мой», «Падвей», «Лявошха»). В них раскрываются картины белорусской природы и национальные фольклорные образы, т. е. в цикле сопоставляются две образные сферы. Хоры объединены не только поэтическим стилем М. Богдановича, но и общей художественной идеей -размышлением о взаимосвязи человека и природы. По словам композитора, возможно исполнение хоров цикла отдельно друг от друга, но в этом случае «исчезнет» некая общая «аура» - идея, оказывающая воздействие на музыкальный образ каждого хора [6].
Драматизмом, сумрачным колоритом окрашен хор «Краю мой родны». Тревога за состояние природы, которая может погибнуть из-за необдуманного вмешательства человека, отразилась в хоре «Возера». Мифический образ лесного духа оживает в хоре «Лясун». Чувством одиночества пронизан хор «Над магшай». Кульминацией цикла является хор «Плакала лета, зямлю паквдаючы», он как бы вводит нас в мир печальных образов увядающей природы. Сочинение Г. Ермоченкова составляют хоры не только драматического содержания. Хор «З1мой» полон жизнерадостного, бодрого настроения. Зимний пейзаж проникнут светлым настроением, подчеркивающим гармонию человека с природой. Здоровым народным юмором и весельем наполнены хоры «Лявошха» и «Падвей». Композитор тонко подметил, что М. Богданович, хорошо знавший поэтический фольклор, с мастерством истинного художника глубоко проник в мироощущение простого народа. В музыке хора, как и в поэзии, мифологические образы наделяются реалистическими чертами, приобретают качества живого человека, с присущим ему весельем, молодецкой удалью, буйным разгулом. В стихотворной ритмике Г. Ермоченков ощутил присущее ей движение, динамику, стихию народного танца. Завершается этот цикл хором «Лявошха», выражающим не только восхищение собирательным образом простой крестьянской женщины. Это еще и гимн родной земле, которая, несмотря ни на что, будет жить и расцветать.
В. Коризну в поэзии М. Богдановича привлекли музыкальность стихотворного текста, его мелодичность, лирическое содержание. В своем «Цикле на стихи М. Богдановича» (1985) композитор использовал стихи, написанные поэтом в ранний период творчества. В них раскрываются образы природы. В. Коризна сосредоточился на лирико-пейзажной стороне поэзии М. Богдановича, обходя психологический подтекст.
Драматургия хора «Прыйдзе вясна» основана на контрастном сопоставлении двух образов: холодного зимнего пейзажа и пробуждающейся природы. Следующий хор «Падвей». Необыкновенная рельефность образа, его внутренняя сила для В. Коризны, как и для других современных композиторов, явились весьма привлекательными. Следующий хор цикла В. Коризны «Над возерам». Его музыка, как и стихотворение, наполнена мотивами созерцательности, неторопливого размышления. Картина ночного озера навевает фантастические видения, связанные с образами русалок. Один из самых ярких и выразительных хоров цикла -«Па-над белым пухам вшняу». Композитор, как и поэт, в своем восхищении красотой белорусской природы словно «растворяется» в ней, осознавая, что, только слившись с ней, можно ощутить счастье жизни. Заключительный хор цикла - «Вечер» - близок жанру хорового романса. По образному содержанию он, пожалуй, самый лирический. Тонкими музыкально-выразительными красками подчеркивается поэтический образ с легким оттенком светлой грусти.
Особенность этого цикла в том, что В. Коризна не опирается на единую, общую драматургию, а концентрирует свое внимание на показе разноплановых настроений и образов, объединённых лишь авторским предпочтением и поэтическим стилем М. Богдановича.
Далее рассмотрим некоторые хоровые а сарргИ ные сочинения современных белорусских композиторов на стихи Я. Коласа и Я. Купалы. Традиционно эти имена называются рядом. У поэтов не только созвучны литературные имена, но и творчество близко по духу, равнозначно по вкладу в национальную культуру.
В период с 1980-го по 1990-й гг. на стихи Я. Коласа и Я. Купалы создали хоровые циклы Н. Литвин и Е. Поплавский. К стихотворению Я. Коласа «Родныя вобразы» обратились оба композитора. При всем различии их манеры хорового письма можно отметить близость восприятия поэзии Я. Коласа. Это проявилось, например, в ритмической, мелодической и тональной близости начального музыкального мотива хоров. Правда, далее каждый композитор по-своему решает задачу воплощения и развития в хоре поэтического образа.
Н. Литвин, например, использует только начальные строки стихотворения Я. Коласа. Многократным их повторением он подчеркивает основную идею цикла - восхищение образами родного края. Активное пробуждение новой жизни воплощено в хоре «Вясна», суровая архаика раскрывается в эпико-повествовательном хоре «Лес». Необыкновенно красочен, наполнен душевной теплотой хор «Вшьготны змрок». Мелодия широкого дыхания, романсового типа, неожиданные колористические тональные сдвиги, тонкая хроматика передают возвышенную лирику стихотворения Я. Коласа.
В цикл Н. Литвина «Родныя вобразы» (1983) вошли два хора на стихи Я. Купалы -«Гусляр» и «Стужа збл1жаецца». Образ гусляра является символическим, он - глас народа, выразитель людских дум, сосредоточение вековой мудрости. Чувство тревоги в хоре «Стужа збл1жаецца». Многократно повторяется фраза-рефрен - «стужа збл1жаецца», что служит формообразующим элементом, объединяющим разделы произведения.
В цикл Е. Поплавского «Родныя вобразы» текст вошел без изменений и сокращений. Широкая гамма чувств, переживаний, связанных с размышлением о родной земле, ее природе, людских судьбах выражена в этом сочинении, наполненном чувствами восхищения, волнения, тоски. В хоре «Хмарш» в основном преобладают те же настроения. Но в его драматургии, наряду с образами «беззаботных» облаков, появляются и размышления о тяжелой людской доле. В хоре «Замчышча» композитор обращается к образам глубокой старины, которые символизируют былое могущество Родины. Вместе с тем они являются и немым укором тем, кто забыл о своих предках, в ком уснуло национальное самосознание. Поэтическая идея - пробудить у людей потребность к знанию своих истоков, желание возродить былую славу Отчизны. Иные образы наполняют музыку хора «У вечным бары». Внимание композитора привлекло стихотворение, написанное в духе старинных легенд и сказаний, его таинственные обитатели «вечного» бора, которые под его покровом ведут свою никому неведомую жизнь. В музыке хора слышны интонации средневекового напева, перемежающиеся с возгласами и заклинаниями лесных духов.
На стихи Я. Купалы А. Мдивани создал цикл «Янка Купала» (1981). В него вошли шесть хоров - «А хто там щзе?», «На Купалле», «Галашэнне», «Вяснянка», «Усяночная», вокализ «Янка Купала». Объединяющим фактором в этом цикле является тема Родины. Она раскрывается через выражение национального самосознания, через чувство гордости за своих выдающихся представителей искусства, через приобщение к древним традициям и обрядам, проникновение в их тайный смысл и сакральное значение. «В работе с поэтическим текстом А. Мдивани стремился не к внешней красоте, а к достижению глубокого раскрытия характера литературного источника, возможности ощущения внутренней наполненности звука» [7, 27].
Таким же популярным у композиторов Беларуси является творчество М. Танка. Оно получило широкое воплощение в вокально-хоровой музыке. Богатый мир «танковской» поэзии нашел отражение в самых разнообразных музыкальных жанрах. В них можно выделить два разных по тематике направления. Первое связано с лирикой военных лет, другое - со светлыми образами, любовью к родной природе, философскими размышлениями о жизни.
На стихи М. Танка созданы кантата «Каб ведалЬ) (1984) В. Доморацкого, цикл «Пять хоров на стихи М. Танка» (1986) А. Борзовой, хоры «За пест i сасоню», «Лртк» В. Кондрусевича, «Кал вецер вее» (1992) В. Коризны [5].
Хоровая поэма «Хатынсшя бярозы» (1985) В. Кузнецова на стихи М. Танка - сочинение, обращённое к историческим событиям, теме Великой Отечественной войны. Трагический образ Хатыни раскрывается в жанре монументальной хоровой поэмы. Трактовка темы отличатся психологизацией образного строя, повышенным драматизмом и экспрессией.
Выводы
Поэзия национальных поэтов-классиков привлекает современных композиторов своей актуальностью, отражением в ней высокого патриотизма, и глубоким духовным содержанием, а также выразительностью, «мелодичностью» белорусского языка, тонкостью человеческих переживаний.
Современные белорусские композиторы продолжают традицию национальной композиторской школы воплощения поэзии М. Богдановича, Я. Коласа, Я. Купалы, М. Танка в хорах a cappella. Их притягивает поэзия белорусских поэтов-классиков красочностью поэтического языка, яркой образностью, каждый композитор находит свою тему в поэзии белорусских поэтов. Композиторы стремятся к бережному обращению с поэтическим текстом, который является основой для создания хоровых произведений.
Литература
1. Володкович, А. Хоровая музыка / А. Володкович // Белорусская музыка 60-80-х годов / сост. проф. К. И. Степанцевич ; под ред. проф. Г. С. Глущенко. - Минск : Беларусь, 1997. - С. 53-63.
2. Савицкая, О. Авангардыспюя тэндэнцьп у беларускай музыцы 60 - пач. 90-х гадоу / О. Савицкая // Пытант культуры i мастацтва Беларуи. - 1993.- Вып. 12.
3. Мдзшат, Т. Рысы музычнага стылю В. Кузняцова / Т. Мдзшат // Весщ АН Беларуси - 1994 - Вып. 2.
4. Ручьевская, Е. А. Анализ вокальных произведений / Е. А. Ручьевская, Л. П. Иванова, В. П. Широкова. -Л. : Музыка, 1988. - 352 с.
5. Белоруская музыка 60-80-х гг. / сост. проф. К. И. Степанцевич ; под ред. проф. Г. С. Глущенко. -Минск : Беларусь, 1997. - С. 53-63.
6. Мдзшат, Т. Г. Кампазггары Беларуа / Т. Г. Мдзшат, Р. I. Серпенка. - Мшск : Беларусь, 1997. - 400 с.
7. Прийма, Е. Г. История развития хоровой музыки Белоруссии / Е. Г. Прийма, Т. В. Сернова, В. А. Черняк. - Минск : БГПУ им. М. Танка, 2000. - 41 с.
Summary
The article is devoted to modern Byelorussian choral music, in which basis a poems of the Byelorussian poets - classic-authors - are fixed. The work contains the analysis of some compositions. On the base of the analysis the individual approach of the composers to creativity of the Byelorussian poets is revealed, a general features are determined.
The article is addressed to a students and a teachers of choral departments of secondary music schools and higher educational establishments, and also broad circle of a readers interested by problems of modern choral music.
Поступила в редакцию 27.01.06.