БЕЛОРУССИЯ: ПРОФИЛЬ ПАРТНЕРА ПО ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАЗАМИ МИРОВЫХ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ*
Д.О. Ямпольская
Российский университет дружбы народов, ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматривается текущее положение Республики Беларусь (Белоруссии) по ряду показателей, которые имеют ключевое значение при выборе партнера в инновационной сфере деятельности: состояние налоговой системы, индекс коррупции, индекс человеческого развития, деловая активность. Произведен краткий анализ состояния Республики Беларусь на основе данных Всемирного экономического форума и мировых рейтинговых агентств. Дана оценка государства как потенциального партнера в инновационной области. Построен инновационный профиль государства.
Ключевые слова: инновационный потенциал, индекс, конкурентоспособность, Республика Беларусь (Белоруссия), рейтинг, СНГ, European Innovation Scoreboard (EIS).
ПУТЬ В «СТО ПУНКТОВ»
Современный мировой кризис заставил по-новому осмыслить роль и место национального государства в мировой экономической системе. Глобализация усиливает угрозы экономическому суверенитету. В большей степени это касается развивающихся стран. Экономическое отставание приводит к тому, что увеличивается неопределенность политической ситуации, риски производственной деятельности, коррупция, неравенство, бедность. Чтобы не потерять государственный суверенитет, развивающиеся страны стремятся найти свое место в развивающейся мировой экономической системе: определить и занять свою нишу. Эти проблемы очень актуальны для Республики Беларусь, которая вынуждена искать партнеров и сама стремится стать привлекательным партнером для сотрудничества на международной арене.
Широко признается, что большая часть инноваций, появляющихся в развивающихся странах, связана с изменениями механизмов распределения и улучшениями среды бизнеса. Причины кроются в характерных особенностях обществ и экономик этих стран, оказывающих многообразные воздействия на инновационные процессы [2]. В мае 2010 г. белорусским правительством был подготовлен проект очередной Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011—1015 гг., которая пришла на смену программе 2007— 2010 гг. В основные задачи новой Программы входит создание благоприятной для инновационной деятельности экономической, правовой и социально-культурной среды; создание Национальной инновационной системы (НИС); перестройка
* Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Разработка теоретических основ управления конкурентоспособностью предприятий промышленности и создание стратегии инновационного развития союзного государства Белоруссия—Россия в кризисных и посткризисных условиях», проект № 10-02-00-685а/Б.
действующего научного сектора; формирование инновационной инфраструктуры и обеспечение информационного сопровождения инновационной деятельности [3].
Как видно, приоритетное внимание уделяется состоянию экономического и правового развития страны для создания НИС. Главной целью правительства и научно-технической политики является создание экономических условий для развития инновационного потенциала национальной науки и ведущих отраслей промышленности, (производственный сектор в первую очередь) и конкурентоспособной инновационной продукции, поступающей на рынок в интересах стратегических национальных приоритетов Республики Беларусь [4]. В рамках решения проблемы инновационного развития правительство Белоруссии поставило задачу по вхождению республики в тридцатку стран с наиболее благоприятным бизнес климатом [5]. Однако на текущий момент Белоруссия занимает в международных рейтингах места во второй сотне стран по целому ряду показателей, характеризующих состояние среды бизнеса и его инновационный потенциал [1]. Основная текущая проблема государства — как пройти путь почти в «сто пунктов»?
ДВА БАРЬЕРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Решение задачи повышения международного рейтинга неразрывно связано с требованиями международных организаций (прежде всего инвестиционных) по упрощению налоговой системы и снижению уровня коррупции в экономике и общественной сфере. Для успешного экономического развития Белоруссии необходимо устранить барьеры, мешающие развитию предпринимательства и инвестиционной деятельности. Об этом заявила 8 июля 2010 г. на семинаре-презентации Всемирного банка по вопросам экономической политики старший экономист Всемирного банка, специалист по Белоруссии Марина Баканова: «Для роста промышленности необходимо устранить барьеры для функционирования рынков и конкуренции, содействовать созданию инфраструктуры для развития новых предприятий, новых видов деятельности, в том числе и в промышленном секторе. Для этого Беларуси необходимо совершенствовать свою финансовую систему, в том числе ускорить налоговую реформу. В частности, Всемирный банк предлагает Беларуси поэтапно сокращать налоговую нагрузку при одновременном расширении налоговой базы. Рекомендуется также отменить искажающие налоги и снизить высокие предельные ставки прямых налогов» [6]. Для дальнейшего развития промышленности Всемирный банк рекомендует Белоруссии стимулировать приватизацию, снижать коррупцию для привлечения прямых иностранных инвестиций.
Система налогообложения, несомненно, является важнейшей составляющей делового и инвестиционного климата. Чем ниже уровень налогов, тем более благоприятен инвестиционный климат, а это, в свою очередь, означает расширение возможностей для осуществления инвестиций в экономику страны. В ноябре 2009 г. Всемирный банк, опубликовал шестое ежегодное исследование «Уплата налогов 2010. Международный обзор». В исследовании рассматривается удобство и простота процесса уплаты налогов в 183 странах с точки зрения соблюдения требова-
ний налогового законодательства, а также определяется доля суммарных налоговых обязательств в процентном отношении к сумме прибыли компаний до вычета налогов. Белоруссия в опубликованном рейтинге заняла последнее 183-е место [5]. Хотя Всемирный банк и отнес Беларусь к числу стран, несколько упростивших налоговую систему, количество налоговых платежей в год в стране составляет 107 (больше только в Румынии (113) и в Украине (147). Для сравнения: в 2009 г. среди стран СНГ Казахстан занял 52-е место; Молдова — 101-е место; Россия — 103-е место; Азербайджан — 108-е место; Армения — 153-е место; Киргизия — 156-е место; Таджикистан — 162-е место; Узбекистан — 178-е место и Украина — 181-е место. По оценкам аналитиков Всемирного банка, в Белоруссии для выполнения всех налоговых процедур (для уплаты налогов) необходимо затратить в среднем 900 часов в год (в Македонии, например, 75 часов). Таким образом, очевидно, что налоговая система будет препятствовать развитию инновационного климата в стране.
Правительственные круги Республики Беларусь отчетливо осознают эту проблему, так как в условиях мирового финансового и экономического кризиса налоговая система в республике должна стать дополнительным фактором конкурентоспособности и роста национальной экономики, ее инвестиционного климата и уровня экономической свободы. Сейчас перед страной ставится задача, в перспективе 3—4 лет необходимо попасть в число 50 стран с наиболее благоприятной налоговой системой, что само по себе позволит решить и задачу попадания Белоруссии в тридцатку стран с наилучшим бизнес-климатом.
В частном секторе Всемирный банк рекомендует Белоруссии обеспечить равные возможности для государственных и частных предприятий, содействовать равному доступу к финансовым ресурсам, земельным участкам, объектам недвижимости. Помимо этого, рекомендуется устранить бюрократические препятствия: сократить регуляторные и лицензионные требования, упростить процедуры открытия и закрытия бизнеса, т.е. процедуры, которые способствуют развитию коррупции в стране. Помимо всего прочего, с экономической точки зрения коррупция — это увеличение параметров себестоимости и без того дорогой инновационной продукции.
Международная организация Transparency International в ноябре 2009 г. опубликовала очередной мировой рейтинг восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index). Индекс коррупции отражает, как жители той или иной страны воспринимают уровень коррупции в своей стране. В качестве положительного момента необходимо отметить, что впервые с 2002 г. в Белоруссии увеличилось число людей, которые считают, что коррупция в стране сокращается. Так, за последний год Белоруссия поднялась на 12 позиций вверх — с 151-го на 139-е место в рейтинге Transparency International с баллом 2,4 (из 10 возможных баллов; чем выше набранный балл, тем ниже коррупция) [7] (табл. 1). Однако 139-е место в мировом рейтинге восприятия коррупции по-прежнему свидетельствует о сохранении высокой коррупционной и административно-контрольной нагрузки на экономику и граждан Белоруссии.
Таблица 1
Фрагмент таблицы рейтинга стран по уровню коррупции
Место Страна Баллы
1 Новая Зеландия 9,4
2 Дания 9,3
3 Сингапур 9,2
130 Гондурас 2,5
130 Ливан 2,5
130 Ливия 2,5
130 Мальдивы 2,5
130 Мавритания 2,5
139 Бангладеш 2,4
139 Белоруссия 2,4
139 Пакистан 2,4
146 Кения 2,2
146 Россия 2,2
146 Сьерра Леоне 2,2
146 Тимор 2,2
146 Украина 2,2
Источник: [7]
Судя по приведенным данным, существует некоторая корреляция между индексом удобства налоговой системы и уровнем восприятия коррупции в стране. Барьеры для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности очевидны. С экономической точки зрения Белоруссия непривлекательна для инвестиций, как, впрочем, большинство стран СНГ. Таким образом, по мнению международных организаций, в Белоруссии для поддержания инновационного роста дополнительную актуальность и значимость приобретает вопрос усиления мер по борьбе с коррупционными проявлениями в экономике и общественной сфере.
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
В сентябре 2009 г. Аналитическая группа Всемирного экономического форума (WEF) опубликовала очередной рейтинг глобальной конкурентоспособности 2009—2010 гг. (The Global Competitiveness Index 2009—2010) [8]. Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций — ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете.
В 2009 г. более 11000 лидеров бизнеса были опрошены в 134 государствах. Анкета составлена так, чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на биз-
нес-климат. В отчет также включен подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ. Многие мировые экономические институты и организации составляют различные рейтинги конкурентоспособности, и за многие годы были выработаны определенные подходы. Базовыми при оценке является индекс глобальной конкурентоспособности и показатель экономической свободы (индекс конкурентоспособности бизнеса).
Индекс глобальной конкуренции ^О) составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. В частности, выделяются следующие субиндексы: качество институтов; инфраструктура; макроэкономическая стабильность; здоровье и начальное образование; высшее образование и профессиональная подготовка; эффективность рынка товаров и услуг; эффективность рынка труда; развитость финансового рынка; технологический уровень; размер внутреннего рынка; конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал. В десятку наиболее конкурентоспособных стран мира в 2009 г. входят Швейцария, США, Сингапур, Швеция, Дания, Финляндия, Германия, Япония, Канада и Нидерланды. Всего в рейтинге участвовала 131 страна. Белоруссия в рейтинге не участвует (эксперты не смогли оценить ситуацию в этой стране).
Таблица 2
Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI) для стран СНГ
Страна /экономика GCI 2010 GCI 2009 Изменение 2009—2010
ранг баллы ранг
1 Азербайджан 57 4,29 51 -6
2 Российская Федерация 63 4,24 63 0
3 Казахстан 72 4,12 67 -5
4 Украина 89 3,90 82 -7
5 Грузия 93 3,86 90 -3
6 Молдавия 94 3,86 — -
7 Армения 98 3,76 97 -1
8 Таджикистан 116 3,53 122 6
9 Киргизия 121 3,49 123 2
Источник: [8]
По данным института Heritage Foundation, по индексу экономической свободы (фискальная нагрузка и свобода торговли, роль государства в экономике, защита от коррупции и защита прав собственности) страны СНГ находятся на уровне ниже среднемирового и относятся к странам «в основном несвободным» [1] (рис. 1).
Самый высокий индекс экономической свободы имеет Грузия — единственная страна в регионе, которая является «в основном свободной». «Относительно свободными странами» в рамках Содружества признаны Армения, Киргизия и Казахстан. Россия, Белоруссия, Узбекистан и Туркменистан признаны «репрессивными». За последний год к ним присоединилась и Украина (см. рис. 1).
Рис. 1. Показатель экономической свободы стран СНГ, 2010 г. (макс. (100 баллов)
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЛОРУССИИ
Измерение инновационного потенциала составляет определенную трудность. В Европе и мире разработаны оценки инновационного потенциала, которые постоянно корректируются. В настоящее время в вопросе оценки инновационного потенциала ориентируются на показатели Европейского инновационного табло (European Innovation Scoreboard, EIS) [9]. EIS в 2008 г. пересмотрел методологию, число показателей (критериев) и сгруппировал их в три основных блока, которые характеризуют активность фирм и объемы выпуска продукции. Группы и критерии были разработаны, таким образом, чтобы охватывать все разнообразие инновационных процессов и моделей, которые возникают в различных национальных обстоятельствах. На сегодняшний день существует 29 показателей, которые сгруппированы по трем направлениям: 1) человеческие ресурсы; 2) деловая активность; 3) реализация (выпуск).
Белоруссия пока не может в полной мере пользоваться методологией EIS, так как существуют объективные трудности, не позволяющие в полной мере оценить такие показатели, как распространение технологий; организационные инновации; предпринимательство в инновационной сфере; состояние спроса на инновации [4]. Сложности описания этих параметров характерны не только для Белоруссии, но и для других развивающихся стран, в том числе и для России. В международных исследованиях для измерения инновационного потенциала используют Руководство Осло [2], которое является основой для статистических измерений в развитых странах. Национальная статистика Белоруссии переориентируется на требования этого стандарта, который предоставляет возможность производить сравнения Белоруссии и других стран.
Вся инновационная деятельность в Белоруссии базируется на государственных исследовательских организациях в различных отраслях народного хозяйства. Основой исследовательского и научно-технического потенциала являются персонал исследовательских организаций и подразделения высшей школы. В 2008 г. в стране было 329 организаций, занимающихся инновационными разработками.
В том же году доминирующую позицию в промышленных разработках занимали 174 научно-исследовательские организации (больше половины всех исследовательских организаций). Число сотрудников, занятых НИОКР, составляло 23 700 человек или 75% от общего числа персонала, занятых наукой; в их числе 662 доктора и 2700 кандидатов наук [4; 10].
Финансирование исследований, научно-технических разработок и инноваций. Уровень инновационной активности измеряется по технологии Организации экономического сотрудничества и развития (2) путем соотнесения соответствующих расходов к ВВП, в 2008 г. он составлял по Белоруссии 0,75% (в 2007 г. 0,97%). Этот уровень значительно ниже запланированного. Повышение этого уровня — одна из основных задач инновационной политики государства. Главным источником средств для НИОКР является бюджет, на который приходится 53% всех расходов. Доля фундаментальных исследований в общих расходах на НИОКР последовательно снижалась на протяжении последних лет: 2006 г. 17,7%; 2007 г. 15,8%; 2008 г. 14,7%.
Несмотря на это, продолжают выделяться средства на развитие материальной инфраструктуры исследовательских организаций, так, в 2008 г. было выделено 28,5 млрд белорусских рублей (в 2007 г. 38,4 млрд). Региональная наука сильно отстает. Динамика финансирования из местных бюджетов начиная с 1996 г. имеет тенденцию к снижению, несмотря на рост финансирования науки в целом (в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизился почти в 2 раза).
Сравнение Белоруссии по данным EIS. Как было отмечено, основные показатели, характеризующие инновации, являются: человеческие ресурсы (наличие образовательного потенциала); финансирование/поддержка инновационных проектов (доступность финансов для инновационных проектов и поддержки правительством инновационной активности); выпуск продукции. В таблице 3 приведены некоторые показатели, которые характеризуют инновационную активность.
Таблица 3
Показатели оценки человеческих ресурсов и поддержки инноваций
Человеческие ресурсы EU 27 Белоруссия
Население с высшим образованием, % к общему (возраст 25—64 года) 24,3 53,5
Уровень образования молодежи, % 78,5 94,3
Финансирование и поддержка
Расходы на НИОКР, % от ВВП 0,67 0,34
Венчурный капитал, % 0,118 —
Источник: [4]
Человеческие ресурсы оцениваются EIS весьма высоко. Это, пожалуй, самая сильная сторона в инновационном потенциале Белоруссии. Значительно хуже показатели инвестиций в НИОКР, а оценку венчурного капитала сделать не удалось вообще.
Существует еще один показатель оценки инновационной активности — это показатели состояния источников финансирования (табл. 4). Эта деятельность включает в себя следующие источники:
— собственное финансирование, или уровень вложений в инновационные разработки и технологии;
— привлеченные средства — частный капитал или средства из бюджета;
— реализация интеллектуальных прав (патентов).
Таблица 4
Показатели состояния источников финансирования
Собственные инвестиции компании EU 27 Белоруссия
Расходы на НИОКР (% от ВВП) 1,21 0,4
Расходы на ^ 2,7 1,5
Прочие инвестиционные расходы 1,03 1,0
Привлеченные средства
Расходы малого и среднего бизнеса на инновации (% от общих расходов этого сектора) 30 1,05
Модернизационные расходы 4,9 13,5
Интеллектуальные права
Патенты на миллион жителей 114,9 0,1
Количество торговых марок (зарегистрированных прав) на миллион жителей 122,4 —
Источник: [4]
При оценке показателей структуры финансирования выделяются расходы на НИОКР и ^-технологии как наиболее важные направления. Прочие расходы связаны с затратами на материально-техническую базу инновационной деятельности. В этой области вложения белорусских компаний практически совпадают с европейскими. По остальным позициям наблюдается значительное отставание. Особенно заметно это отставание в области расходов на финансирование инновационной деятельности малого и среднего бизнеса — почти в 30 раз. Налицо значительное отставание в области патентования. Судя по отсутствию показателя количества торговых марок на миллион жителей, эта деятельность вообще не рассматривается как инвестиционный фактор.
Третья группа показателей характеризует выпуск (реализацию). Этот показатель для сравнения характеризуется как (табл. 5):
— инновации — количество товаров и услуг инновационного характера, реализованные фирмой на рынке (конечным потребителям, фирмам, государственным организациям);
— экономический эффект — влияние инновационного сектора на экономику.
Таблица 5
Сравнение показателей реализации продукции
Инновации EU 27 Белоруссия
Внедрение инновационных товаров и технологий, % от общих затрат 33,7 1,0
Внедрение инновационных процессов маркетинга и организации 40,0 —
Доля инноваций направленных на экономию сырья и энергии (в общем объеме инноваций) 9,6 44,4
Экономический эффект
Занятость в высокотехнологичных отраслях (к общей занятости) 6,59 5,1
Занятость в научной сфере (к общей занятости) 14,92 3,22
Экспорт высокотехнологичных товаров, % к общему экспорту 47,4 31,8
Экспорт новшеств, % к обороту 8,6 —
Источник: [4]
Как видно из показателей EIS, положение с инновационным развитием в Белоруссии остается весьма проблемным. По мнению ведущих специалистов страны, в этой области необходимо продолжать развивать комплексных подход, в первую очередь развивая малый и средний бизнес. Наиболее приоритетные меры по развитию научно-исследовательского комплекса в следующем десятилетии направлены на обеспечение стабильного финансирование всех трех видов инновационной активности (фундаментальной науки, НИОКР и коммерциализации производства) за счет фондов, включая республиканские и местные бюджеты. Требуется выделить приоритетные направления в научных и научно-тенхнических разработках и составление перечня программ на это период, продолжать переоснащение научных и производственных инновационных организаций и предприятий, совершенствовать программы социально-экономического развития и государственной программы защиты интеллектуальной собственности, и, конечно, развивать кооперацию в структуре стран СНГ.
ПРОФИЛЬ РЕСПУБЛИКИ
На основе анализа данных международных организаций, которые приведены выше, можно составить инновационный профиль Республики Беларусь (рис. 2). Негативный характер этого профиля очевиден. Самым проблемным местом западные аналитики считают налоговую систему страны. Также не способствует активному партнерству отсутствие оценки конкурентоспособности. Однако характер объективности рейтингов оценить достаточно сложно. В оценках присутствует не только объективная информация, но и просматривается субъективизм экспертов, а по некоторым позициям показатели просто отсутствуют из-за отсутствия стандартов сбора информации.
min
I
Индекс состояния налоговой системы
Индекс состояния коррупции
Индекс состояния человеческих ресурсов
Индекс деловой активности Индекс реализации инноваций ------------
нет оценки
Индекс глобальной конкуренции
Рис. 2. Инновационный профиль Республики Беларусь
Иными словами, формализованная (статическая) оценка инновационного потенциала не всегда отражает реальную готовность к изменениям. Однозначно можно сделать вывод только о том, что исправление ситуации возможно только при международном сотрудничестве, в рамках которого можно менять параметры экономических и организационных требований. Решая проблему партнерства в инновационной сфере, необходимо предметно (по отраслевым направлениям) оценить технико-экономический и инновационный потенциал стран СНГ как естественных партнеров. Белоруссия, как и многие страны СНГ, в данный момент не обладает значительным научным и производственным потенциалом, однако, обладая значительным человеческим ресурсом несомненно имеет потенциал для инновационного развития.
ЛИТЕРАТУРА
[1] The Heritage Foundation. Index of Economic Freedom 2010. www.heritage.org/index
[2] Oslo Manual. Guidelines for collecting and interpreting innovation data. OECD and Eurostat publishing. 3d addition. 2005. www.oecd.org/dataoecd/.
[3] Официальный сайт Совета Министров Республики Беларусь www.government.by
[4] Богдан Н.И. Белоруссия в контексте показателей инноваций EIS. — Минск, 2009.
[5] Муха А. Как выглядит Беларусь в международных рейтингах. www.nmnby.eu/news/ analytics
[6] Всемирный банк выписал Беларуси рекомендации. «Народная Воля» // Интернет-издание; 10.07.2010. www.nv-online.info/
[7] Transparency International. The global coalition against corruption. www.transparency.org/ publications/annual_report
[8] The Global Competitiveness Report. — World Economic Forum (WEF), 2010 г. www.weforum.org/.../Global Competitiveness Report/index
[9] Harvard Business Review on Innovation. — Harvard Business Review Press, 2008.
[10] Материалы международной научно-практической конференции «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» / Под ред. И.В. Войтова.— Минск: БелИСА, 2008.
BELARUS: PROFILE OF PARTNER FOR INNOVATION THROUGH THE EYES OF THE WORLD'S RATING AGENCIES
D.J. Yampolskaya
Peoples' Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article discusses the current economic situation in the Republic of Belarus on a number of indicators, which are crucial when choosing a partner in innovation activity: the state tax system, corruption index, the index of human development, business activity. A brief analysis of the current position of Belarus made on the basis of the World Economic Forum and global rating agencies. The state is estimated as a potential partner in the innovation area. An innovative profile of the state has been drawn.
Key words: innovative potential, the index of competitiveness, the Republic of Belarus (Belarus), rating, European Innovation Scoreboard (EIS).