110 "Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (35), 2010
М. с. ЗАЙЦЕВА
«белая гвардия» м. Булгакова: судьба семьи в эпоху перемен
в статье рассматривается образ семьи Турбиных как представителя культуры и традиций дворянской интеллигенции.
Ключевые слова: семья, Гражданская война, интеллигенция, амбивалентность.
«Семья есть как бы живая "лаборатория" человеческих судеб - личных и народных, и притом каждого народа в отдельности и всех народов сообща», - писал И. Ильин [1]. Жизненные истории Мелеховых («Тихий Дон» М. Шолохова), Живаго («Доктор Живаго» Б. Пастернака), Саблиных, Карповых («От Двуглавого Орла к Красному Знамени» П. Краснова) и многих других - дворян, крестьян, казаков - отразили трагические времена и запечатлели драматичную картину гибели Российской империи.
В романе М. М. Булгакова «Белая гвардия» писатель дает возможность увидеть Гражданскую войну глазами членов дворянской семьи Турбиных. Уютный мир Семьи восхищает своей сплоченностью, теплым, чутким и нежным отношением родных людей друг к другу.
Лаконичными, но красочными мазками рисует художник образ Матери - «светлой королевы», как называли ее дети (так же с любовью, уважением, почитанием говорил о своей маме, Варваре Михайловне, сам Булгаков). Даже в эпизоде похорон, когда тоска пронизывает сердца осиротевших детей, преобладает светлая цветовая гамма: «белый гроб», вишневые деревья и акации, которые «наглухо залепили стрельчатые окна» церкви, где отпевали мать. Доминантой созданного великим писателем образа Женщины - матери, хранительницы жизни - является тревога за судьбу детей.
Матери Турбиных удалось создать настоящий домашний очаг: члены Семьи привыкли чувствовать себя защищенными, уверенными в мире, где каждый предмет связан с каким-либо светлым воспоминанием детства. Контраст атмосферы семейного счастья и комфорта со страшными событиями, разворачивающимися за окнами семейной крепости, таит соблазн идеализировать эту обитель, сделав ее смыслом жизни (от чего не смог удержаться Алексей Турбин: «Башни, тревоги, оружие человек воздвиг, сам того не зная, для одной лишь цели - охранять человеческий покой и очаг. Из-за него он воюет, и, в сущности говоря, не из-за чего другого воевать ни в коем случае не следует» [2]). Ю. Павлов прокомментировал: «В "Белой гвардии" представлена редуцированная оппозиция: Град Земной - Град Небесный, где квартира, дом во многом подменяют Град Небесный. Отсюда - не просто поэтизация дома, квартиры, ее атрибутов, но и в какой-то степени их "обожествление", объяснимое ситуацией
Гражданской войны и не объяснимое степенью своей чрезмерности в некоторых случаях» [3].
Квартира Турбиных кажется оторванной от всего мира: от России, от Украины и даже от города, в котором она находится. Снова обратимся к комментариям Ю. Павлова: «В многочисленных высоких, иногда дифирамбических оценках главных героев "Белой гвардии" отсутствует понимание элементарного: квартира-дом и дом-Россия, честь семьи и честь офицера, гражданина есть явления неразрывные» [4]. Однако о своей Родине герои романа отзываются с презрением и пренебрежением: «И как все у нас глупо, дико в этой стране», - говорит Елена.
Если с образом матери связано все безмятежно светлое, то в портрете Елены преобладают огненные оттенки. Он создан на основе более сложной палитры красок: от золотого, солнечного («глаза наполнились светом», «солнечно улыбаясь») до багрового («пряди, подернутые рыжеватым огнем», «снятый венец волос пронизало пламя», «лицо Елены горело пятнами», «красивая, рыжая, золотая Елена», «на лице и на шее у нее играл багровый цвет, а пустые глаза были окрашены в красную ненависть»). Это символизирует борьбу в душе героини божественного и эгоистичного, любви и ненависти - подчеркивает амбивалентность ее личности.
С одной стороны, подобно спасительному огню, Елена светит своим братьям, согревает их заботой и любовью (именно она спасает Алексея страстной молитвой), с другой - грешники в аду тоже горят в огне (пламенность образа героини отражает ее небезгрешность).
Внешний блеск оказался для Елены важнее спокойного сердца и совести. Из последних сил она старалась не замечать, что не уважает мужа, что «брак с капорами, с духами, со шпорами» -одна «пустота». Чувство героини к супругу любовью не назовешь, ибо «любовь есть радость, которая не покидает человека даже и в страдании, но светит ему сквозь все неудачи, лишения и огорчения, так что он радуется и тогда, когда терпит муку» [5]. Чувства четы Тальбергов мертвы, бесплодны во всех отношениях: этот брак не рождает ни детей, ни чего-либо доброго в душах. Он обречен. И виной тому не война: «Семья распадается совсем не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человеком духовного кризиса. Этот кризис подрывает семью и ее духовное единение, он лишает его главного,
№ 1 (35), 2010 "Культурная жизнь Юга России" ^
того единственного, что может сплотить ее, спаять и превратить в некое прочное и достойное единство, а именно - чувства взаимной духовной сопринадлежности» [6].
Война не всегда наносит новые раны, но обязательно обнажает существующие: Елене приходится увидеть сущность Тальберга и своих отношений с ним. И тогда окна дома Турбиных «кажутся гробовыми», а Елена выглядит актрисой, качающей «головой, похожей на вычищенную театральную корону». На наш взгляд, брак Елены с Тальбергом свидетельствует о духовном кризисе семьи Турбиных, их отрыве от христианской культуры. Тальберг - как «трещина в вазе турбин-ской жизни», через которую уходят из семьи добро, вера и любовь. Это началось до описываемых в романе событий; причина кризиса связана, как уже было сказано, не с войной. Скорее, наоборот: духовный распад общества сделал возможным все происшедшее с Россией в начале ХХ века. В произведении вершится суд над русской интеллигенцией. Автор здесь - не адвокат и не прокурор, он «выступает свидетелем. Далеко не беспристрастным, но честным и объективным, не упускающим ни добродетелей "подсудимых", ни слабостей, недостатков и ошибок. Другое дело, что не с каких-либо узкопартийных и не с классовых позиций ведется в романе этот суд - с общечеловеческих» [7].
Бегство Тальберга позволяет героине прозреть, как бы выйти из-под влияния этого человека. От ненависти - укоров «страшной Украине», проклятий немцам, упреков Богу за несправедливость (что приближало героиню к эгоцентрическому типу личности) - страдания ведут Елену через покаяние к самопожертвованию. Ради спасения брата она отказывается от самого дорогого - женского счастья и смиряется перед Божьей волей.
Путь к Богу Елене только предстоит. Хотя в молитве о брате она приблизилась к Свету, вера еще не стала всеобъемлющей и непоколебимой,
естественной частью ее души («Она косо, суеверно, с ужасом поглядывала на коричневую икону, перед которой все еще горела лампадочка в золотой решетке»). Эпитет «суеверно» (используемый дважды на коротком отрезке текста в два абзаца) это подчеркивает. В христианской культуре верующему не нужны чудесные доказательства существования Всевышнего. Свершившееся (исцеление Алексея и измена Тальберга) убеждает в силе молитвы и этим пугает Елену.
Семья воспитала честных, добрых, ответственных, совестливых детей, глубоко любящих и уважающих своих родителей. В этом счастье Турбиных и то важное, что, по словам М. Булгакова, позволяет отнести их к «лучшему слою» России. Совестливость, способность к самокритике - составляющие личности Елены, Алексея, Николки. Но мало хранить в своем сердце духовное зерно; нужно извлечь из этого зерна плоды, как писал И. Ильин, «возможно и необходимо беречь этот дар, растить его, открывать ему доступ во все внутренние пространства души и представлять ему водительство в жизни» [8]. Турбины и их близкие постоянно рискуют утратить божественное зерно Семьи. Мы видим их в состоянии борьбы не только с петлюровцами, но и с самими собой - противоборства христианских ценностей с эгоистичными желаниями.
литература
1. Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 1. М., 1996. С. 143.
2. БулгаковМ. М. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 4. М., 1991. С. 211.
3. Павлов Ю. Два мира Михаила Булгакова // Москва. 2003. № 6. С. 199.
4. Там же.
5. Ильин И. А. Собрание сочинений ... С. 72.
6. Там же. С. 145.
7. Боборыкин В. Михаил Булгаков. М., 1991. С. 68.
8. Ильин И. А. Собрание сочинений ... С. 86.
m. s. zaitceva. «the white guard» by m. bulgakov: the fate of family during the epoch of changes
The article considers the image of the Turbiny as representative of culture and traditions of noble intelligentsia. Key words: family, civil war, intelligentsia, ambivalence.