УДК 330.59
БЕДНОСТЬ В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ
UDC 330.59
PROBLEM OF POVERTY IN RUSSIA AND THE WAYS OF ITS SOLUTION
Климова Наталья Владимировна д.э.н., профессор
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия пу [email protected]
Лаврентьева Татьяна Эдуардовна студентка экономического факультета Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия 1апуа_1оуе. [email protected]
В данной статье рассматривается проблема бедности в России, представлены подходы к определению бедности, причины и ее масштабы в рамках РФ. Проведен анализ основных показателей, характеризующих современное социальноэкономическое состояние страны. На основании сделанных выводов, предложены пути решения поставленной проблемы
Ключевые слова: ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ, НЕРАВЕНСТВО, ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА, СРЕДНЯЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
Klimova Natalia Vladimirovna Dr.Sci.Econ., professor
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia nv [email protected]
Lavrenteva Tatyana Eduardovna
student of the Economics department
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
tanya_love. [email protected]
This article deals with the problem of poverty in Russia, it presents the approaches to definition of poverty, the causes and extent of the Russian Federation. The analysis of the main indicators characterizing the contemporary socio-economic condition of the country has been done. Based on the findings, the article suggests the ways to solve the problem
Keywords: PROBLEM OF POVERTY, INEQUALITY, NEEDED, CONSUMER BUDGET, PERSONAL INCOME
Бедность — это экономическое положение индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе и поэтому является относительным понятием.
Бедность сегодня - является актуальной проблемой во всем мире. Она ограничивает доступ значительной части населения РФ к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи и др.
Самый высокий уровень бедности в России был зарегистрирован в 1992 году и составил 33,5%. Тогда количество бедных людей достигло 50 миллионов человек. В 2004 году этот показатель имел значение — 17,6, в 2007 — 13,3%, показал резкое снижение в 2008 — 2011 годах.
Согласно отчету Министерство торговли и экономического развития, в 2012 году уровень бедности остановился на 12,6%, численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума за 2013 год, составляет 11,2%, прогнозируемый процент в 2014 г. — 11,5% [5].
Однако согласно исследованиям института социологии РАН в России 59% живут в бедности. Из них до прожиточного минимума не дотягивают 16%, а 43% относятся к категории малообеспеченных, каждый пятый россиянин находится за чертой бедности [6].
Для специалистов важной задачей в вопросе о проблеме бедности является выделение разных групп бедности:
- Нищета. Люди, находящиеся в этом положении, не имеют средств к физиологическому минимуму жизни. Это те, кто стоит на грани постоянного недоедания, или за этой гранью.
- Нужда, средняя бедность. Охватывает те группы населения, которым хватает средств на простейшие физиологические нужды, но кто не может удовлетворить социальные потребности, даже самые элементарные. В этом состоянии, оказываются люди, чьи доходы меньше официального прожиточного минимума, но больше его половины или двух третей.
- Необеспеченность, или недостаточная обеспеченность, умеренная бедность. Прожиточный минимум обеспечен, но нет достатка.
На основании этого выделяют подходы к измерению бедности и ее границ. В России три важных экономических фактора, влияющих на бедность:
1. Снижение среднего уровня денежных доходов населения.
В ноябре 2013 года средний денежный доход на душу населения в России составлял 21,1 тыс. руб., тогда как в 2012 г. этот показатель составлял 23,0 тыс. руб.
2. Низкий уровень минимальных социальных гарантий.
Социальные гарантии — это нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики.
Для основной части населения главным источником средств существования является наемный труд, поэтому система социальной защиты трудоспособного населения должна обеспечивать гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Для этого государством устанавливается минимальная оплата труда.
Минимальный размер оплаты труда - минимально установленный уровень оплаты труда в час, день или месяц (год), который работодатель платит своему работнику и за который работник может законно продать свой труд [3].
Как видно из приведенной ниже таблицы 1, минимальный размер оплаты труда в РФ, заметно отстает от всех европейских стран. В 2013 году по статистике в России официально считаются бедными (то есть имеют доход ниже установленного прожиточного минимума) 8,8% населения, или 12,5 млн. человек.
Таблица 1 - Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в 2013 году в России и других странах мира, долл. США [6].
Страны мира МРОТ за 1 месяц, долл. США
Швейцария 2400
Франция 1720
США 1320
Польша 450
Россия 170
Беларусь 130
3. Возросшее неравенство в распределении доходов.
Официальными показателями бедности принято считать численность и долю населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума,
величина которого ежеквартально утверждается Правительством в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [4].
Прожиточный минимум - уровень дохода индивида, обеспечивающий приобретение минимального набора благ и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека.
Прожиточный минимум выражается в стоимости реальных товаров, а именно: расходы на продукты питания из расчета минимальных размеров и потребления, расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи.
В таблице 2 показан размер прожиточного минимума за 2 года -
2012 и 2013 гг., а так же абсолютное отклонение. За четвертый квартал
2013 года величина прожиточного минимума в среднем на душу населения составляла 7326 рублей, что на 621 рубль больше базисного 2012 года. В целом наблюдается тенденция роста величины прожиточного минимума на душу населения, для трудоспособного населения, для пенсионеров и для детей, что наглядно представлено в таблице 2 [5].
Таблица 2 - Величина прожиточного минимума в целом по РФ, руб.
Год Величина прожиточного минимума в целом по РФ
на душу населения для трудоспособного населения для пенсионеров для детей
2012 6705 7263 5281 6432
2013 7326 7896 6023 7021
абсолютное отклонение (+,-) 621 633 742 589
В основе прожиточного минимума лежит стоимостная оценка потребительской корзины.
Новая величина стоимости потребительской корзины вступила в силу 1 января 2013 года и будет действовать до 2018 года.
В первую очередь в потребительскую корзину входят продукты питания, они составляют около 50% ее общей составляющей, во вторую часть включены непродовольственные товары, а именно: одежда, обувь, бельё, лекарства и в третью часть потребительской корзины включены: расходы на транспорт, коммунальные услуги, культурные мероприятия и прочее.
Бедность, определяющаяся доходом ниже прожиточного минимума, называется абсолютной. Это применимо к России. Что касается развитых стран, например США, бедность здесь измеряется относительно среднего уровня доходов населения, т.е. к бедными причислены те, чей доход ниже половины или двух третей среднего дохода. Это явление называется относительной бедностью. В регионах России относительная бедность тем выше, чем выше ВРП. На 100 рублей прироста валового регионального продукта на душу населения, бедные и богатые получают от этого 5 рублей и -200 рублей соответственно.
Россия является лидером в мире по неравенству в распределении богатства. На долю самых богатых одного процента россиян приходится 71% всех активов домашних хозяйств в стране. По данным исследований, Россия занимает второе место в мире по числу долларовых миллиардеров. Они обладают совокупной собственностью на сумму 380 миллиардов долларов США. Девятнадцать миллионов беднейших россиян вместе владеют 12 миллиардами долларов США (или 380 миллиардами рублей).
Для сравнения: в следующих за Россией по этому показателю (среди крупных стран) на один процент самых богатых людей приходиться 49 и 46% активов домашних хозяйств в Индии и Индонезии соответственно. В среднем в мире этот показатель равен 46%, в Африке - 44%, в США -37%, в Китае и Европе - 32%, в Японии 17%. Россия лидирует в мире и по доле самых обеспеченных 5% населения (82,5% всего богатства домохозяйств страны) и 10% населения (87,6%), а также по коэффициенту ОМ!
(40%) [4].
Коэффициент Джини (Gini coefficient) - это количественный показатель, показывающий степень неравенства различных вариантов распределения доходов, разработанный итальянским экономистом, статистиком и демографом Коррадо Джини.
В 2012 году в России этот коэффициент составил около 40%; 41,7% в 2011 году и 42,3% в 2010 году. В сравнении с другими странами, по данным Росстата, в Германии этот коэффициент равен 28,3%, в Италии - 36%, США - 40,8%, Китае - 42,5%, Бразилии - 53,6% [6].
Известно, что основным источником благосостояния населения страны служат доходы от трудовой деятельности. В 2012 году за счет оплаты труда сформировалось две третьих денежных доходов россиян.
На сегодняшний день Российская Федерация находится в нижних строках таблицы, которая состоит из 52 двух стран относительно таких показателей, как минимальный размер оплаты труда и покупательная способность населения.
Доля населения в России с доходами ниже национальной черты бедности в 2013 году снизилась на 0,1% и составила 10,9%.
В 2013 г. удельный вес работников, имевших заработную плату ниже МРОТ, составил 1,2%, а в 2011 г. - 1,8%. Наиболее высокая доля работников, имевших в 2013 г. заработную плату ниже минимального размера оплаты труда, отмечалась в сфере связи (4,5%), сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (3,6%), деятельности по организации отдыха, развлечений, культуры и спорта (3,2%), предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (3,0%), образовании (2,2%), здравоохранении и предоставлении социальных услуг (1,4%).
Удельный вес работников, начисленная заработная плата которых превысила 25 тыс. рублей, в среднем по экономике увеличился с 27% в 2011г. до 41% в 2013 года. Наибольший удельный вес таких работников,
отмечен в организациях по добыче полезных ископаемых - 75%, в финансовой деятельности - 68%, в научных исследованиях и разработках - 65%, на транспорте - 58% и в строительстве - 56% [4].
Распределение общей суммы начисленной заработной платы по 10% группам работников за 2013 года выглядит следующим образом: Соотношение средней заработной платы 10% работников с наибольшей и 10% работников с наименьшей заработной платой в 2013 г. составило 15,8. Наибольший разрыв в оплате крайних 10%-ных групп работников наблюдался в финансовой деятельности; аренды и предоставления услуг; организациях, занятых в сфере операций с недвижимым имуществом, связи; оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Эти данные наглядно представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Распределение общей суммы начисленной заработной платы по 10% группам работников за 2013 год (в порядке возрастания заработной платы) [2].
Сопоставим МРОТ, величину прожиточного минимума и фактический средний уровень зарплаты в среднем по РФ за 2005 - 2013 гг. Наглядно отразим это на рисунке 2.
Рисунок 2 - Динамика изменения величины МРОТ, прожиточного минимума и фактического среднего уровня зарплаты в среднем по РФ за 2005 - 2013 гг., руб. за месяц.
Прожиточный минимум в 2005 году составил 3060 руб., а в 2013 увеличился на 4266 руб. и составил 7326 руб.
В 2013 году, в сравнении с базисным 2005 годом, МРОТ увеличился на 4485 руб. и составил 5205 руб. МРОТ в 2013 году на 2121 руб. меньше чем размер прожиточного минимума.
Средняя заработная плата в 2013 году составила 26620 руб., это на 18065 руб. больше, чем в 2005 году. В целом наблюдается тенденция роста.
На основании этого, основными направлениями борьбы с бедностью в современной России могут стать следующие преобразования:
1. Улучшение состояния здоровья людей: увеличение продолжительности жизни и прежде всего активной трудовой жизни.
2. Повышение качества образования людей.
3. Формирование эффективного рынка труда и продуктивной занятости населения, создание новых, высокопроизводительных рабочих мест. Профессиональная подготовка кадров и обеспечение их высоких доходов.
4. Обеспечения каждой семьи благоустроенным жилищем и создание благоприятных условий для этого.
5. Обеспечение высокого уровня страховых выплат в период утраты заработков, адресной социальной поддержки и социального обслуживания уязвимых групп населения.
6. Создание предпосылок для тендерного равенства в вопросах занятости и доходов на равных работах и при равных условиях, сокращение масштабов домашнего труда.
7. Экономический рост, повышение конкурентоспособности отечественной экономики, уменьшение социально-экономических различий между регионами, между городами и сельской местностью.
28 декабря 2013 года принят закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Этот закон определяет правовые, экономические и организационные основы социального обслуживания, полномочия органов власти, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг [4].
Данный закон предусматривает индивидуальный подход к каждому, кто нуждается в помощи. Он предполагает разработку и реализацию индивидуальной программы, с помощью которой человек сможет преодолеть тяжелую жизненную ситуацию.
Необходимо разрабатывать не только программы на федеральном уровне, но и целевые программы на региональном уровне для снижения бедности и повышения уровня и качества жизни. Это позволит учитывать на местах те особенности бедности, которые не могут быть предусмотрены в общероссийской программе. Разработка программы на региональном уровне позволит скоординировать усилия государственных органов и четко распределить их функции.
Начиная с 2013 года, регионы реализуют технологию социального контракта. Данный контракт заключается с малоимущими семьями, кото-
рые хотят предпринять активные действия по преодолению бедности. Им оказывается содействие в трудоустройстве, профессиональном обучении, развитии личного подсобного хозяйства, осуществлении индивидуальной трудовой деятельности и др.
В 2013 году в регионах заключено около 17 тысяч социальных контрактов. Размер материальной помощи по социальному контракту в среднем составляет от 30 до 50 тысяч рублей [7].
Начиная с 1 января 2013 года, в 65 регионах введена новая мера поддержки семей с детьми - ежемесячная денежная выплата на третьего и последующих детей. Размер этой выплаты устанавливается на уровне регионального прожиточного минимума ребенка. В среднем по стране в 2013 году размер этой выплаты составил приблизительно 7 тыс. руб. На эти цели в 2013 году выделено около 3 млрд. руб., а 2014 году запланировано 10,1 млрд. рублей, в 2015 и 2016 годах - по 15,8 млрд. рублей.
В 2014 году снижение уровня бедности может достигнуть — до 10,7%, что означает снижение числа бедных с 15,6 млн. в 2012 году до 15,2 млн. в 2014 году [2].
К решению задач по снижению уровня бедности в стране необходимо привлечь бизнес, организовать научно-исследовательские, неправительственные и религиозные организации и средства массовой информации. Важно развивать промышленность и сеть транспортных дорог, предоставлять льготы и помогать предприятиям в состоянии застоя, для обеспечения людей новыми рабочими местами. Необходима также активизация населения на местном уровне и развитие местной инициативы.
Литература:
1. Гонтмахер Е. Российские социальные неравенства как фактор общественно политической стабильности // Ежемесячный практический журнал «Экономист», № 4; Москва - 2013, С. 68-82
2. Информационный портал
[http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/] Режим доступа в Интернет [http://gks.ru/]
3. Информационный портал [http://www.rosbalt.ru/main/2013/03/22/1109009.html] Режим доступа в интернет [http://www.rosbalt.ru];
4. Информационный портал
[http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138624/] Режим доступа в интернет [http://www.consultant.ru/];
5. Информационный портал [http://www.pravda.ru/society/how/defendrights/22-07-2013/1166247-living_wage-0/] Режим доступа в интернет [http://www.pravda.ru/];
6. Информационный портал [http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php73945] Режим доступа в интернет [http://tr.rkrp-rpk.ru];
7. Информационный портал [http://bs-life.ru/rabota/zarplata/mrot2013.html] Режим доступа в интернет [http://bs-life.ru].
References
1. Gontmaher E. Rossijskie social'nye neravenstva kak faktor obshhestvenno politich-eskoj stabil'nosti // Ezhemesjachnyj prakticheskij zhurnal «Jekonomist», № 4; Moskva -2013, S. 68-82
2. Informacionnyj portal
[http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/] Rezhim dostupa v Internet [http://gks.ru/]
3. Informacionnyj portal [http://www.rosbalt.ru/main/2013/03/22/1109009.html] Rezhim dostupa v internet [http://www.rosbalt.ru];
4. Informacionnyj portal
[http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138624/] Rezhim dostupa v internet [http ://www.consultant.ru/];
5. Informacionnyj portal [http://www.pravda.ru/society/how/defendrights/22-07-
2013/1166247-living_wage-0/] Rezhim dostupa v internet [http://www.pravda.ru/];
6. Informacionnyj portal [http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php73945] Rezhim dostupa v internet [http://tr.rkrp-rpk.ru];
7. Informacionnyj portal [http://bs-life.ru/rabota/zarplata/mrot2013.html] Rezhim dostupa v internet [http://bs-life.ru].