Наталья ГОВОРОВА
БЕДНОСТЬ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
На исходе ХХ века регион Центральной и Восточной Европы и европейской части СНГ представляет собой современный пример экономического и социального переустройства. На территории от Чехии до Албании, от Словении до России существует огромное разнообразие культурных традиций, образа жизни и степени урбанизации.
Процесс перехода к рыночной экономике и демократическому строю в странах ЦВЕ и западной части СНГ охватывает огромное количество проблем и ставит много задач перед правительствами и населением региона. Страны продолжают свой путь к рынку. С точки зрения экономики приоритетными задачами реформ являются: макроэкономическая стабилизация, приватизация, развитие рынка и интеграция в мировое экономическое сообщество. В то же время в регионе продолжают расти бедность и социальное неравенство населения. Это особенно заметно, если посмотреть на развитие мира в целом за последние 50 лет. Он стал более благополучным: средний доход на душу населения более чем утроился, а мировой ВВП увеличился в 10 раз - с 3 триллионов до 30 триллионов долл. США. Однако в рассматриваемом регионе реальный рост ВВП представляет собой противоположную картину (см. табл. 1), что и обусловливает такое социальное явление, как бедность.
Таблица 1
Темпы роста ВВП (1989 год = 100)
Страна 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999* | 2000* офиц. прогноз
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Чешская Республика 98,8 87,5 84,6 85 ,1 87,8 93,4 97,0 98,0 97,0 95,3 96,7
Словакия 97,5 83,3 77,9 75,0 78,6 84,1 89,6 95,4 100,2 101,7 104,2
Польша 88,4 82,2 84,3 87,6 92,1 98,6 104,6 111,8 117,6 121,8 127,0
Венгрия 96,5 85,0 82,4 81,9 84,3 85,5 86,6 90,4 94,6 99,4 103,9
Словения 95 ,3 86,8 82,0 84,3 88,8 92,5 95,3 98,9 102,9 105,3 109,1
Хорватия 92,9 73,3 64,7 59,5 63,1 67,3 71,4 76,0 79,2 77,9 80,5
Македония 90,1 79,2 62,5 56,8 55,8 55,1 55,5 56,4 59,2 76,8 82,8
Босния и Герцеговина - - - - - - - - - - -
СР Югославия 92,1 81,4 58,7 40,6 41,7 44,2 46,8 50,3- - 41,6 55,6
Албания 90,0 65,1 60,4 66,2 72,4 78,8 86,0 80,0 87,2 95,2 103,2
Говорова Наталья Викторовна, научный сотрудник Центра международных экономических сопоставлений Института Европы РАН.
© 2001
Продолжение табл. 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11* 12*
Болгария 90,9 80,3 74,4 73,3 74,6 76,2 67,9 63,2 65,7 70,7 74,7
Румыния 94,4 82,2 75,0 76,1 79,1 84,7 88,0 82,2 78,1 75,8 76,2
Эстония 91,9 79,4 68,1 62,0 60,8 63,4 65,9 73,4 77,1 78,3 82,3
Латвия 102,9 92,2 60,0 51,1 51,5 51,0 52,7 56,2 58,4 59,6 63,1
Литва 95,0 89,6 70,5 59,1 53,3 55,1 57,6 60,9 62,8 64,2 66,2
Беларусь 97,0 95,8 86,6 80,1 70,0 62,7 64,4 71,1 74,7 81,4 83,9
Молдова 97,6 80,5 57,1 56,4 38,8 37,6 34,6 35,1 34,4 31,3 33,3
Россия 97,0 92,2 78,8 71,9 62,8 60,2 58,1 58,6 55,7 57,6 59,6
Украина 96,6 85,4 73,7 63,2 48,7 42,7 38,5 37,2 37,2 39,3 40,3
Источник: ЮНИСЕФ (1999 г.) «Женщины в переходный период», Региональный мониторинговый доклад, № 6, Флоренция: Международный центр развития ребенка
ЮНИСЕФ. С. 154.
* Economic Survey of Europe, 2000, № 1. United Nations New York and Geneva, 2000.
P. 42, 225.
Как видно из табл.1, все страны, о которых идет речь, переживают серьезный спад производства. Самое значительное сокращение отмечалось в бывшей Югославии, странах Балтии и СНГ. В странах Центральной Европы спад составил 15-25%. В других балканских странах производство сократилось на 35-45%. О реальном росте ВВП можно говорить только в Польше и Словении. Польша практически достигла уровня 1989 г. уже в 1995 г., в следующем году превысила его почти на 5%, еще через год - на 12%, и подошла к 1999 г. с рекордной для регионов в целом цифрой, почти на 18% превысив объем ВВП 1989 г. Словакия только едва восстанавливает базовый уровень ВВП, а Венгрия все еще не вышла на уровень 1989 года.
Падение ВВП в рассматриваемом регионе сопровождалось снижением реальной заработной платы и существенным ростом различий в уровнях заработной платы населения (табл. 2 и 3).
Таблица 2
Динамика реальная заработной платы (1989 г. = 100)
Страна 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998* | 1999* среднегодовое изменение в %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Чешская Республика 93,6 68,9 76,0 78,8 84,9 92,2 100,4 102,3 5,0 5,8
Словакия 94,2 67,3 72,6 69,2 71,4 75,3 81,9 87,4 6,3 5,1
Польша 75,6 75,4 73,3 71,2 71,6 73,7 77,9 82,4 7,2 3,5
Продолжение табл. 2
1
Венгрия 94,3 87,7 86,5 83,1 89,1 78,2 74,3 77,1 4,7 9,1
Словения 73,8 61,8 61,3 70,4 75,4 79,4 83,1 85,4 4,5 6,2
Хорватия - - - - - 100,0 108,0 117,9 13,5 4,2
СР Югославия 78,1 74,0 38,0 - - - - - 5,2 -13,9
Болгария 111,5 68,0 76,7 77,6 63,7 60,2 49,6 40,1 -2,0 7,1
Румыния 105,2 88,9 77,3 64,4 64,6 72,7 79,8 62,3 16,2 4,2
Эстония 102,5 68,2 45,2 46,3 50,9 54,0 55,2 59,5 7,4 12,0
Латвия 105,0 71,9 49,0 51,8 57,9 57,7 54,1 60,7 14,7 19,8
Литва 108,8 75,3 46,6 28,4 32,5 33,5 34,8 39,7 17,5 7,0
Беларусь 100,0 60,6 57,6 60,5 69,1 18,3 -15,6
Молдова 113,7 105,2 64,4 41,8 33,8 34,3 36,3 38,2 14,2 -17,5
Россия 109,1 102,4 68,9 69,1 63,7 45,9 52,0 54,5 7,4 -19,5
Украина - - - - - - - - -5,7 -16,8
Источник: Там же. С. 157.
* Economic Survey of Europe, 2000, № 1. Р. 97.
Из представленных данных видно, что снижение реальной заработной платы произошло повсеместно за исключением Чешской Республики и Хорватии. Рекордсменами по этому показателю являются Молдова и Болгария (снижение более чем на 60%), а менее всего пострадало население в странах Центральной и Восточной Европы (снижение заработной платы здесь, по данным на 1997 год, не превышает 20% от уровня 1989 г.). Из стран Балтии самое существенное снижение заработной платы произошло в Литве в 1993 г. (до 28,4% от уровня 1989 г.) и в 1997 году составило всего 39,7% от базового года. В России самым тяжелым в этом отношении оказался 1995 г., когда заработная плата составила 45,9%, а в 1997 году - 54,5% от уровня 1989 г.
Таблица 3
Дифференциация заработной платы: коэффициент Джини
Страна 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Чешская Республика 0,204 - 0,212 0,214 0,258 0,260 0,282 0,254 0,259
Словакия 0,200 - - - - - - - -
Польша 0,207 - 0,239 0,247 0,256 0,281 0,290 0,302 0,300
Венгрия 0,293 - - 0,305 0,320 0,324 - - 0,348
Продолжение табл. 3
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Словения 0,219 0,232 0,273 0,260 0,276 0,275 0,358 0,298 0,307
Македония - 0,233 0,267 0,235 0,272 0,253 0,270 0,250 0,259
СР Югославия 0,323 0,268 0,294 0,288 0,334 0,321 0,319 0,338 -
Болгария - 0,212 0,262 - 0,251 - - 0,291 -
Румыния 0,155 - - 0,204 0,226 0,276 0,278 0,303 0,422
Латвия 0,244 - 0,247 0,333 0,283 0,325 0,346 0,349 0,336
Литва 0,260 - - 0,372 - 0,349 0,341 0,350 0,345
Беларусь 0,234 - - 0,341 0,399 - - - -
Молдова 0,250 - - 0,411 0,437 0,379 0,390 - -
Россия 0,271 0,269 0,325 0,371 0,461 0,446 0,471 0,483 -
Украина 0,249 - - 0,251 0,364 - - 0,413 -
Источник: Там же. С. 159.
Но снижение реальной заработной платы - иногда более значительное, чем падение ВВП, - сопровождалось существенным ростом различий в уровнях заработной платы и, соответственно, доходов домашних хозяйств в целом. Значение коэффициента Джини, показателя степени неравенства в оплате труда и реального распределения доходов, колеблется от 0 до 1, причем чем выше его значение, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.
В период с 1989 по 1997 годы коэффициент Джини в среднем увеличился на одну треть в ЦВЕ и наполовину в странах бывшего Советского Союза. Следует отметить, что методология обследования доходов домашних хозяйств отличается в разных странах и находится в процессе стандартизации, поэтому строгое сопоставление по этому параметру пока невозможно.
Вообще, рыночные реформы и падение уровня производства явились причиной целого ряда негативных явлений в странах с переходной экономикой. Вот основные из них:
1. Людские потери вследствие снижения продолжительности жизни в некоторых крупнейших странах региона, прежде всего в РФ.
2. Рост и сохранение на высоком уровне заболеваемости населения.
3. Рост бедности, проявляющийся в снижении доходов и общем обнищании населения.
4. Рост неравенства доходов и благосостояния населения.
5. Рост неравенства в оплате труда между мужчинами и женщинами.
6. Упадок системы образования.
7. Рост безработицы, неполная занятость, перетекание рабочих мест в теневую, незаконную экономическую деятельность.
Рассмотрим подробнее один из ключевых параметров, характеризующих процесс перестройки экономики в странах ЦВЕ и СНГ - бедность.
Измерение такого показателя, как бедность, связано со значительными трудностями, например с отсутствием данных по некоторым областям и регионам, а также субъективностью оценки этого явления. Возьмем три понятия бедности:
- Абсолютная бедность определяется путем сравнения личных или семейных доходов (или расходов) со стоимостью конкретного набора товаров и услуг.
- Относительная бедность выводится из сопоставления доходов отдельного лица с доходами других лиц или семей.
Субъективная бедность определяется путем сравнения фактических доходов с ожиданиями и представлениями конкретного лица.
Научного и однозначного определения бедности не существует.
В странах со стабильной экономикой статистические данные регулярно и непрерывно пополняются, и они, как правило, надежны. В странах же с переходной экономикой имеются на этот счет серьезные проблемы. Основная - ненадежность информации о доходах и потреблении из-за ошибок в проведении обследования домашних хозяйств, а также вследствие расширения практики неофициальной и незарегистрированной трудовой деятельности. Огромные изменения в структуре цен и увеличении числа товаров и услуг в процессе перехода к рынку тоже существенно затрудняют анализ имеющейся информации.
Международные сопоставления данных о бедности связаны еще и с иными проблемами. В разных странах приняты различные определения бедности. Как правило, черта бедности в богатых странах предполагает более высокую покупательную способность, чем в бедных странах, поскольку в них устанавливаются более высокие стандарты.
Всемирный банк для международных сопоставлений использует показатель черты бедности, установленный на уровне 4 долл. США на человека в день в странах Центральной и Восточной Европы и республик бывшего Советского Союза. Для сопоставления, в про-мышленно развитых странах используется черта бедности соответствующая черте бедности США и составляющая 14,40 долл. США на человека в день. Начиная с 1988 г., по данным ПРООН, в странах с переходной экономикой в Европе и Центральной Азии масштабы нищеты по доходам увеличились почти на порядок, поставив дополнительно ниже черты бедности 105 млн. человек. Доля неимущего населения в этих регионах выглядит следующим образом1:
Славянские государства и Республика Молдова - 70%
(из них Россия - 48%) Балканы и Польша - 11% Центральная Азия - 17% Прочие - 2%
Дадим определение некоторым параметрам, характеризующим бедность населения, и сведем их в табл.4.
1 См. подробнее: Развитие человека и борьба за ликвидацию нищеты // Оксфорд Юниверсити пресс, Нью-Йорк по заказу ПРООН, 1997 г.
Доля населения за национальной чертой бедности — процент населения, живущего ниже национальной черты бедности.
Доля населения с доходом менее 2 долл. США в день - доля населения с данным уровнем потребления или дохода в ценах 1985 года, исчисленным по паритету покупательной способности.
Таблица4
Бедность. Регион ЦВЕ и СНГ.
Страна Национальная черта бедности Международная черта бедности
Год обследования Доля населения за чертой бедности (%) Год обследования Доля населения с доходом менее 2 долл. США в день (%)
1 2 3 4 5
Албания 1996 19,6
Беларусь 1993 6,4
Болгария 1992 23,5
Венгрия 1993 25,3 1993 10,7
Литва 1993 18,9
Молдова 1992 30,6
Польша 1993 23,8 1993 15,1
Россия 1994 30,9 1993 10,9
Румыния 1994 21,5 1992 70,9
Словакия 1992 85,1
Украина 1995 31,7
Чехия 1993 55,1
Эстония 1994 8,9 1993 32,5
справочно*: США 1994 14,0 13,8
Япония 1992 4,0
Германия** 1994 9,1
Швеция** 1994 6,7
* Уровень нищеты - 14,40 долл. США. ** Данные Госкомстата России.
Источник: «Знания на службе развития», Отчет о мировом развитии 1998/99 гг. М.: Весь Мир, Всемирный банк, 1999. С. 244.
Как видно из таблицы 4, в странах ЦВЕ и СНГ доля населения, живущего за национальной чертой бедности, велика, особенно по сравнению с развитыми странами мира. В России и на Украине - 31%, а в Венгрии, Польше и Румынии - это почти четверть всего населения. Данные о людях, живущих менее чем на 2 долл. США в день, в развитых странах отсутствуют, видимо, таких там нет, хотя в рассматриваемом регионе эти цифры огромны. В Словакии в 1992 г. их было 85,1% всего населения, а в Румынии - 70,9%! Эти цифры сопоставимы только с беднейшими странами Африки и Юго-Восточной Азии: Кения (1992 -78,1%), Индия (1992 - 88,8%).
Но по перечисленным выше причинам международные сравнения уровня жизни вообще, а также до начала реформ и в последующий период являются лишь приблизительными.
В рамках анализа бедности в интересующем нас регионе необходимо упомянуть и об определенных группах людей в этих странах, образующих группы риска в отношении бедности. В странах ЦВЕ и западной части СНГ существуют следующие группы риска:
- Члены многодетных или неполных семей. В России в 1993 году примерно 60% семей с тремя и более детьми входили в число бедных. В Беларуси за чертой бедности жила такая же доля неполных семей. Как и всюду в мире, подавляющее число родителей-одиночек - женщины.
- Безработные. В России в 1993 году к числу бедных относилось 63% семей, главы которых были безработными. В Венгрии, где выплачиваются более крупные пособия по безработице, лишь 17,5 процента таких семей являются бедными.
- Лица без достаточного образования. Значение образования для обеспечения заработка необыкновенно велико. В Польше у малообразованного человека в девять раз (а в Румынии - в пятьдесят раз) больше шансов стать бедняком, чем у выпускника колледжа.
- Престарелые. Положение этой категории населения в разных странах различное. В некоторых странах, например в Польше, пенсионеры достаточно хорошо защищены. Тем не менее в большинстве стран их жизненный уровень резко понизился.
- Не имеющие собственности. Для многих семей особенно важным средством обеспечения экономической безопасности являются земельные участки, автомобили, сельскохозяйственная техника и т.д.
Следует отметить, что все отрицательные последствия системных реформ в различных странах проявляются по-разному. Некоторым странам удалось добиться заметного прогресса в экономической области. В большинстве стран ЦВЕ полностью покончено с гиперинфляцией и достигнута относительная стабильность цен.
Несмотря на возросшее социальное неравенство, коэффициент Джини в период 19911997 гг. во всех странах региона был ниже, чем в США (0,428, по данным Госкомстата РФ), а Канаду по этому параметру (0,313) превзошли только РФ, Литва, Молдова, Эстония.
Другим позитивным признаком следует считать почти повсеместное снижение военных расходов. А в некоторых странах была сохранена и даже несколько увеличена доля бюджетных ассигнований на социальные нужды.
Однако одной из наиболее сложных задач для правительств стран с переходной экономикой по-прежнему является создание системы социальной защиты, которая бы макси-
мально обеспечивала свободу личности. Во всех этих странах налицо потребность в такой экономической системе, которая сочетала бы, с одной стороны, эффективность и устойчивый экономический рост, а с другой - справедливое распределение и социальное благополучие. Рост экономики является ключевым моментом для создания эффективной системы социальной защиты. Как показывает опыт Польши, возобновление экономического роста приводит к стабилизации уровня бедности, появляется надежда на то, что рост производства способствует напрямую сокращению бедности. Но этот вопрос остается открытым, потому что человек нуждается не только в материальных благах, но и в духовном и моральном удовлетворении, как-то: доступ к информации, культуре и возможность жить в экологически чистом пространстве и многое другое.
При рассмотрении вышеизложенных сведений и цифр, становится очевидным, что здравомыслящие политики в странах с переходной экономикой должны прислушаться к мнению экспертов Программы Развития ООН (ПРООН) и взять курс на решение следующих неотложных задач в области экономики и социальной политики2:
1. Поддерживать темпы экономического роста на уровне 5% в год.
2. Сохранять долю ВНП на цели социального обеспечения в пределах 1015%, причем направляя их адресно, на нужды самых бедных групп населения.
3. Сохранять объем государственных расходов на образование и здравоохранение также на уровне 10% ВНП, давая возможность развиваться частному сектору в этой области.
4. Инвестировать и поддерживать проекты по охране здоровья и безопасности по линии Министерства по чрезвычайным ситуациям в целях предотвращения распространения эпидемий и роста смертности.
В заключение необходимо подчеркнуть, что для экономического роста решающее значение имеет производительность труда, которая, в свою очередь, зависит от знаний, квалификации, мотивации и состояния здоровья работников. Поэтому борьба с нищетой, сохранение человеческого капитала способствуют и экономическому росту, и социальной справедливости, и политической стабильности.
2 См. подробнее: Нищета переходного периода. ПРООН. Региональное Бюро по странам Европы и СНГ, июль 1998 г.