БЕДНОСТЬ: ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И ИЗМЕРЕНИЮ
ИГНАТОК М.В.
Филиал ФГОУ ВПО «Северо-Кавказкая академия государственной службы» в г. Пятигорске,
аспирант, e-mail: [email protected].
Статья посвящена подробному изучению альтернативных подходов к определению и измерению проблемы бедности, а также выработке методов и путей ее решения с учетом Российских особенностей.
Ключевые слова: бедность; проблема бедности; концепции бедности; виды бедности; методы оценки бедности; показатели бедности; дефицит дохода; зазор бедности
Коды классификатора JEL: I32
Российская экономика в 1999-2008 годах характеризуется динамичным развитием практически всех видов экономической деятельности. При увеличении ВВП за последние 9 лет на 57,5%, фактическое конечное потребление домашних хозяйств выросло на 65,0% и инвестиций в основной капитал - на 90,1% [12].
Несмотря на экономический подъем и растущие объемы ВВП, доля бедных в России составляет, по данным разных источников от одной шестой до одной четвертой всего населения. Бедность всегда являлась актуальной проблемой, и в современной России этот вопрос стоит по-прежнему остро.
В своем послании Федеральному собранию 16.05.2003 года Президент обозначил проблему преодоления бедности в качестве главной социально-экономической цели, но прежде чем приступить к активной реализации политики борьбы с бедностью, необходимо определить, что такое бедность. Ведь от того, что мы подразумеваем под бедностью, зависят оценки масштабов ее распространения и уровень связанных с нею проблем.
За последние два десятилетия в мире накопилась обширная научная литература, посвященная вопросам бедности. Объектом дискуссии по-прежнему остается само понятие «бедность». Диапазон мнений здесь исключительно широк и колеблется от установления границ бедности на уровне физиологического минимума до исторически сложившегося уровня жизни большинства населения. Границы понятия «бедность» так варьируются, что определение, кто беден и кто нет, очень сложная операция, как с теоретической, так и с эмпирической точек зрения.
Существуют различные трактовки понятия бедность:
Бедность - специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно-необходимое для жизнедеятельности потребление [10].
Бедность - характеристика экономического положения индивида или группы, когда они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ[4].
Бедность - условия жизни, не позволяющие людям иметь потребление на уровне признанных обществом минимальных стандартов.[8]
Проблема бедности в той или иной форме проявляется в любом обществе. В этом смысле она универсальна и повсеместно является объектом пристального внимания. Вместе с тем однозначного, общепринятого определения бедности не существует. Оно дискуссионно по своей природе и постоянно конкретизируется и модифицируется.
Теоретико-методологические подходы к изучению и измерению бедности исходят из трех основных концепций:
1) Абсолютная концепция - базируется на определении прямого недостатка в потреблении наиболее сущностных, как правило, физиологических потребностей: питание, одежда, жилищные условия, предметы длительного пользования («потребительская корзина»), определяется исходя из совокупной стоимости оценки прожиточного минимума.
2) Относительная (депривационная) концепция - фиксирует худшее положение человека относительно общего уровня доходов в стране, так как показатели благосостояния соотносят не с минимальными потребностями, а с уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в той или иной стране.
В настоящее время в рамках данного определения бедности сложилось два направления. В рамках первого основной упор делается на средства к существованию, на способность покупать товары, необходимые для удовлетворения основных потребностей. В данном случае при конструировании относительной черты бедности используется показатель медианного, личного располагаемого дохода. В США граница относительной бедности соответствует 40% медианного дохода, в большинстве стран Европы - 50%, в Скандинавии - 60%.
В рамках второго направления, получившего название гражданско-правовой теории бедности, рассматривают, позволяют ли располагаемые средства полноценно участвовать в жизни общества, на основании определенных базовых наборов учитываемых лишений.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Определение уровня бедности на основе относительной концепции также имеет свои недостатки. Проблема заключается в том, что число лиц, определяемых в качестве бедных, может иметь мало общего с числом лиц, проживающих в условиях реальной бедности, и может возрастать или сокращаться просто в силу изменения медианного дохода или его распределения, особенно, в условиях резкой поляризации доходов.
3) Субъективная - базируется на оценках собственного материального положения и уровня жизни, сделанных самими людьми. Субъективные оценки бедности оказываются заметно выше официальных расчетов, в первую очередь по сравнению с показателем «численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума». Однако и расчеты сделанные на основании субъективных оценок и официальные данные имеют одинаковую динамику.
Кроме того, выделяют следующие концепции измерения и определения бедности:
4) Качественная - учитывается не только величина дохода, но и фактическое положение людей в общей системе производства и распределения. Качественное определение бедности предложено П. Таусендом: к бедным следует относить тех, у кого «не хватает ресурсов для приобретения продуктов питания, участия в социальной деятельности и обеспечении себя жизненными условиями, которые широко признаны в обществе, к которому они принадлежат».
5) Интегральная - обобщающая в едином показателе ряд статистических характеристик, определяющих нищету населения (индексы нищеты населения: ИНН-1 и ИНН-2, данные индексы для России, стран СНГ, и некоторых стран Восточной Европы не рассчитываются) [4].
Природа основных лишений зависит от социально-экономических условий рассматриваемого общества. Поэтому подбор показателей в индексе нищеты населения (ИНН) должен учитывать социальный контекст страны. В зависимости от социально-экономических условий отдельных стран может быть осуществлен различный подбор показателей, для развивающихся стран, отражены три аспекта жизни человека - (процентная доля населения не доживающего до 40 лет, процентная доля функционально неграмотного взрослого населения, процентная доля населения, не имеющего доступа к безопасной воде, к медицинским услугам, и доли детей в возрасте до 5 лет, страдающих отставанием в весе от недоедания.).
При случае полной заменяемости взвешиваемых показателей совокупный индекс ИНН-1 представляет собой простое среднеарифметическое уравнение трех других индексов. При нулевой заменяемости показателей совокупный индекс ИНН-1 равен максимальному из значений трех входящих в него индексов и придает больший вес тем областям, где обездоленность значительнее.
Учитывая совершенно другие социально-экономические условия в развитых индустриальных странах, существует другая система оценки бедности населения для этих стран.
ИНН-2 представляет собой среднеарифметическое уравнение четырех других индексов (процентная доля населения не доживающего до 60 лет, процентная доля функционально неграмотного взрослого населения, процентная доля населения, имеющего доходы ниже 50-процептного уровня от медианных доходов в стране, процентная доля экономически активного населения, не имеющего работу 12 месяцев и более).
Отличают текущую, на данный момент бедность и хроническую - как постоянно воспроизводимую длительное время.
Наиболее опасной с экономической, политической и социальной точек зрения формой бедности является хроническая бедность - ситуации, в которой бедность, локализованная в определенных группах общества или в отдельных регионах, воспроизводится систематически, т.е. когда несколько поколений людей не в состоянии преодолеть факторы и причины, однажды породившие бедность. Застойная бедность порождает необратимые изменения в образе жизни, психологии, которые начинают действовать как самостоятельные факторы.
Временная бедность - обратимое состояние, связанное либо с определенными этапами жизненного цикла семьи, либо с сезонными колебаниями, либо с чрезвычайными обстоятельствами. Проявления временной бедности относительно менее социально опасны.
Различают также социальную и экономическую бедность.
Социальная бедность охватывает слабозащищенные категории населения, которые в силу своего статуса (не работающие пенсионеры, инвалиды, неполные и многодетные семьи) не могут обеспечить себе необходимый уровень доходов для нормальной жизнедеятельности.
Экономическая бедность - это бедность работающего населения, уровень оплаты труда которого не позволяет ему обеспечить достойный уровень жизни в нынешних условиях. Анализ, который проводился автором за последние годы, показал, что работающие из общей численности российских бедных составляют от 6 % до 20%. В числе причин их бедности: 1) низкий уровень оплаты труда наемных работников (заработная плата не превышает уровня прожиточного минимума трудоспособного населения): необоснованная дифференциация в уровне оплаты труда; 2) систематические задержки выплаты заработной платы работникам внебюджетного сектора; 3) высокая иждивенческая нагрузка на работающих (до 60 % семей имеют иждивенцев больше, чем работников); 4) низкая доля оплаты труда в себестоимости произведенной продукции, которая не превышает 15-18 %, в то время как в развитых странах она составляет 50-60 %
Характер бедности и ее оценка должны рассматриваться в контексте конкретной страны:
- эндемическая бедность (типична для Африки, Латинской Америки, это коллективная, обширная бедность в условиях, когда объем производства национального дохода, является недостаточным для обеспечения адекватных условий для жизни);
- циклическая бедность (более типична для западной Европы), связанная с цикличными колебаниями в экономике;
- бедность, связанная с отдельными социально-экономическими группами или регионами;
- индивидуальная бедность, вызванная частными неблагоприятными условиями, такими, как болезнь, безработица и т.д.
Выделяют различные методы оценки бедности:
1. Статистический, существует в двух разновидностях. В первом случае черта бедности устанавливается па уровне доходов, которыми располагают 10-20% наименее обеспеченного населения в общем ряду его распределения по размерам получаемых душевых доходов, или часть этого ряда; во втором - за минимум материальной обеспеченности принимается среднедушевой доход граждан, признанных обществом как малоимущие граждане, фактические затраты этих групп населения по отдельным статьям потребительских расходов в этом случае составляют структуру минимального потребительского бюджета.
Измерителями бедности являются: 1) коэффициент бедности и уровень бедности; 2) индекс глубины бедности; 3) индекс остроты бедности.
Для анализа могут быть взяты не домохозяйства, а члены этих домохозяйств. Каждое домохозяйство классифицируется как бедное или небедное относительно данной черты бедности, и затем каждый член домохозяйства рассматривается как бедный или небедный.
Коэффициент бедности - доля бедных домохозяйств в общем количестве домохозяйств.
Уровень бедности - процент бедных домохозяйств в общем количестве домохозяйств.
Следует отметить, что коэффициент бедности и уровень бедности характеризуют только степень распространенности бедности и не позволяют оценить, насколько доходы бедных домохозяйств ниже границы бедности.
Уровень бедности придает равный вес каждому домохозяйству, независимо оттого, насколько ниже черты бедности его доходы, что является недостатком этого показателя. Если в результате помощи государства самое бедное домохозяйство получит пособие по нуждаемости и его доход станет только на один рубль, ниже черты бедности, это, по логике вещей означало бы, что степень бедности упала. Но уровень бедности при этом остался бы неизменным, т.к. это домохозяйство по-прежнему рассматривается как бедное, хотя фактически оно стало богаче, чем прежде.
Индекс глубины бедности в данном случае снизится, указывая на то, что глубина бедности после выделения этого пособия сократилась.
Индекс глубины бедности позволяет оценить насколько ниже относительно черты бедности расположены доходы бедных домохозяйств.
Индекс глубины бедности, несмотря на свою большую информативность при расчетах затрат, требуемых для обеспечения предлагаемых социальных программ, придает равный вес каждому из дефицита бюджета домохозяйства. В связи с этим показатель остроты бедности населения определяется путем возведения в квадрат дефицита дохода конкретного домохозяйства
Важным практическим показателем, который используется в практический расчетах, является дефицит дохода. Этот показатель означает сумму денежных средств, которой не хватает домохозяйству для достижения границы бедности. Дефицит дохода может рассчитываться как для конкретного домохозяйства, так и для групп домохозяйств. Отношение дефицита дохода к границе бедности называется зазором бедности.
2. Нормативный метод измерения бедности предполагает определение набора товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека, а также разработку норм и нормативов потребления с учетом особенностей половозрастных групп населения.
Для построения и расчета прожиточного минимума используются потребительские корзины товаров и услуг. Минимальные нормы и построенные на их основе потребительские корзины должны периодически (пересматриваться).
3. Комбинированный метод (нормативно-статистический). Применяется при трудности определении нормативов на отдельные товары и услуги. Набор продуктов питания, составленный из наиболее дешевых и доступных продуктов, соответствует физиологическим потребностям, калорийности и содержанию основных пищевых веществ, обеспечивает необходимые вкусовые качества, разнообразие пищи, соблюдение традиций организации питания. Непродовольственная часть бюджета и услуг определяется по их доле в общих потребительских расходах малоимущих семей.
Подобный метод расчетов приемлем и в российской статистической практике, однако соотношение между величиной прожиточного минимума и стоимостью продуктового набора должно быть минимум 3 к 1.
4. Метод лишений, рассчитывающий недопотребление важнейших продуктов и товаров;
5. Стратификационный метод, когда к бедным относятся люди, априорно ограниченные в возможностях самообеспечения (старики, инвалиды, члены неполных и многодетных семей, дети без родителей, безработные, иммигранты и т.п.);
6. Эвристический метод (социологический, субъективный), выявляющий, исходя из оценок общественного мнения или с позиций самого респондента, достаточный или недостаточный уровень жизни;
7. Экономический метод (ресурсный), который определяет категорию бедных ресурсными возможностями государства, направленными им на поддержание их материальной обеспеченности.
Состав потребительской корзины различных государств варьируется в зависимости от уровня экономического развития страны и представлений общества о качестве и уровне жизни. Общими для всех стран
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
являются принципы установления прожиточного минимума, определенные конвенцией Международной организации труда: «При установлении прожиточного минимума принимаются такие основные потребности семей трудящихся как продукты питания, их калорийности, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование». (Конвенция МОТ № 117, ст.5, часть 2., Конвенция МОТ №82, ст.9, часть 2).
Официальные представления о бедности в России базируются на ее абсолютном понимании, при этом индикатором служит сопоставление среднедушевого дохода со стоимостью минимальной корзины, формируемой с учетом установленных нормативов потребления. В этом случае бедными считаются те, кто имеет среднемесячные доходы ниже прожиточною минимума (ПМ). В условиях нерегулярности выплаты доходов, широкого распространения не денежных форм оплаты труда и занятости в неформальном секторе экономики доходы плохо отображают реальное положение бедных семей. На наш взгляд, в такой ситуации эффективным является измерение материальных ресурсов домохозяйств через расходы и потребление и поступления от неформальной занятости.
Исходя из принятого в стране нормативного метода, Госкомстат определяет состав населения, живущего за чертой прожиточного минимума, то есть стоимости минимального набора продуктов питания и необходимых промышленных товаров и низкого потребления услуг.
По оценкам экспертов использование в качестве норматива прожиточного минимума не отражает состояние дел в области проблемы бедности, поскольку ПМ не обеспечивает восстановительного потребления. Для более точного отображения вопроса бедности работающего населения, и рассмотрения эффективных способов борьбы с проблемой и мониторинга ее последующего состояния, российскими учеными, к авторитетному мнению которых мы присоединяемся, предлагается введение еще двух нормативов отражающих социально - экономическое состояние уровня жизни работающего населения.
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) - стоимостная оценка потребительской корзины, обеспечивающей восстановительный уровень потребления, а также обязательные платежи и сборы[2].
Бюджет высокого достатка (БВД) - стоимостная оценка рациональной потребительской корзины, обеспечивающей развивающий уровень потребления, а также обязательные платежи и сборы.[2]
В СССР официальное признание проблемы бедности произошло в 70-х гг. когда были введены пособия на малообеспеченных детей. Принципиально иная ситуация сложилась сейчас. Бедность стала массовой 20 млн. человек в 2007г. проживало за пределами ПМ, что не идет ни в какое сравнение с ситуацией 1990 года
- 1,6% (2,3 млн. чел.)[13]. Абсолютный показатель бедности вырос практически в 10 раз. Снижение уровня жизни населения, его расслоение, появление в среде работающих значительного числа лиц, живущих за чертой бедности, - таковы нынешние российские социальные реалии.
Бедность стала постоянной реальностью для миллионов людей, не только оказавшихся в экстремальных условиях (безработные, беженцы, многодетные, инвалиды, пенсионеры и т.п.), но и для тех, кто ранее мог заработать на себя и на своих детей - для вполне трудоспособных работников различных отраслей и сфер.
Сложившийся уровень и структура заработной платы не позволяют в должной мере собирать налоги и пополнять социальные внебюджетные фонды, чтобы обеспечить достойные социальные выплаты по всем видам пенсионного, медицинского и социального страхования.
Стоит подчеркнуть, что бедность неоднородна. Есть наиболее тяжелые ее состояния, когда речь идет, по сути, о прямом недоедании, с другой стороны, есть группы, балансирующие на верхней границе бедности, с которой начинается отсчет МПБ, который по принятой методике примерно вдвое выше ПМ и свидетельствует уже не о крайней, физиологической, а о социальной бедности, в которой сейчас живут многие россияне.
Проведенное нами исследование позволяет объединить и систематизировать большинство существующих в мировой теории подходов к определению и концепциям бедности. Для получения более точного результата при измерении бедности, на наш взгляд, целесообразно совмещать все оценки уровня бедности: абсолютный и относительный, а также субъективные мнения опрашиваемых, что приведет к более точному уровню распространения бедности, чем каждая оценка, взятая в отдельности. Сказанное выше позволяет сделать вывод, что в настоящее время в России полным ходом идет формирование полноценной системы измерения бедности, которая пока основывается преимущественно на абсолютном подходе к ее измерению. В дальнейшем, когда возможности абсолютного подхода будут практически исчерпаны, Россия неизбежно, как это уже произошло практически во всех странах Западной Европы, столкнется с необходимостью построения системы показателей измерения бедности, используя также относительный, и субъективный подходы. Сказанное определяет, на наш взгляд, стратегические направления исследования данной проблематики в перспективе.
При определении уровня бедности и России реальные доходы населения сопоставляются с прожиточным минимумом. Бедными считаются в России те, чей доход ниже величины прожиточного минимума, так как такой доход не позволяет удовлетворить физиологические потребности и останавливает процесс воспроизводства человеческого капитала, а значит, и рабочей силы. На наш взгляд, такое понимание бедности существенно смещает оценки уровня распространения бедности. Искаженная картина российской бедности влечет ошибку
Таблица 1.
Социальные слои общества по уровню материального достатка[2]
Социальный слой Бедные
Критерий
Доходы ниже прожиточного минимума (ПМ) Доходы выше ПМ, но ниже МБП (2 ПМ)
Доходы выше МБП но ниже БВД (7 ПМ)
Доходы выше бюджета высокого достатка (БВД)
Низкообеспеченные
Среднеобеспеченные
Высокообеспеченные
в выборе политического курса по преодолению бедности. А значит, неизбежно снижает эффективность мер по преодолению бедности и даже сводит на нет всю социально-экономическую политику государства.
Мы считаем, что бедность следует оценивать не только по уровню доходов, но и по уровню потребления, качеству жизни. Проблема бедности среди работающих должна быть пересмотрена с акцентом на следующих моментах: 1) при определении уровня бедности необходимо сопоставлять прожиточный минимум не с реальными доходами населения, а с досчитанными доходами, которые включая теневые доходы: конвертные зарплаты, доходы арендодателей, натуральные выплаты, доходы с подсобного хозяйства и прочей собственности; 2) На наш взгляд, в потребительскую корзину для трудоспособного населения необходимо включить расходы на образование и профессиональную подготовку и переподготовку.
Успех в борьбе с бедностью может быть достигнут только при работе одновременно в двух направлениях. Во-первых, стимулирование продуктивного использования главного капитала бедных - рабочих рук. Такая политика должна предусматривать мобилизацию рыночных стимулов, социальных и политических институтов, всей инфраструктуры и возможностей современных технологий. Во-вторых, обеспечение населения основными социальными услугами (здравоохранение, питание, начальное образование). Оба направления взаимно усиливают друг друга и не дают эффекта в отдельности.
В современных условиях очень важно, чтобы текущие формы бедности не перерастали в хронические. В этих условиях особую значимость приобретают и меры по совершенствованию системы социальной защиты населения и повышению ее адресности, и повышению покупательной способности населения прежде всего, за счет роста заработной платы работников.
ЛИТЕРАТУРА
1. № 134-Ф3 от 24.10.1997 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 № 75-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
2. Бобков В.Н. Региональное неравенство уровня жизни населения М. ВЦУЖ. // Уровень жизни населения регионов России. 2004. № 3. С. 11-15.
3. Давыдова Н.М. Депривационный подход в оценках бедности // Социол. исслед. 2003. № 6. С. 85-89.
4. Елисеева И.И. Социальная статистика: 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 398.
5. Литвинов В.А. Информационно-аналитические материалы Министерства труда и социального развития РФ. М.ВЦУЖ. //Уровень жизни населения регионов России. 2003г. № 12 С. 24-26.
6. Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. Н.А.Горелова. СПб.: Питер, 2003.
7. Разумов А.А. Работающие бедные в России. М.: ВцуЖ, 2002 С. 253.
8. Экономическая безопасность хозяйственных систем. Учебник/ Под общ. ред. А. В. Колосова. М.: РАГС, 2001. С. 428.
9. Foster J. Greer and Eric Thorbecke. 1984. "A class of decomposable poverty measures," Econometrica, 52(3), рр. 761-765
10. http://pubs.carnegie.ru - Библиотека публикаций Московского центра Корнеги
11. http://ru.wikipedia.org - ВикипедиЯ Свободная энциклопедия
12. http://www.economy.gov.ru - официальный сайт Министерства Экономического Развития и Торговли.
13. http://www.gks.ru/ - официальный сайт Федеральной Службы Государственной Статистики
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ НОВОГО ИНСТИТУТА
ВОРОПАЕВА С.В.
Пилотный Центр государственных закупок ЮФУ, преподаватель, аспирантка 3 года обучения экономического факультета, e-mail: [email protected].
В статье рассматриваются актуальные проблемы системы государственных закупок. Автор видит решение некоторых проблем через создание нового института - реестра поставщиков для государственных и муниципальных нужд.
Ключевые слова: реестр поставщиков для государственных и муниципальных нужд; реестр недобросовестных поставщиков; реестр государственных и муниципальных контрактов
Коды классификатора JEL: B 52
Важнейшей составляющей комплекса современных реформ в посттрансформационных экономиках является реформирование общественного сектора и системы госрегулирования экономики. Именно повышение эффективности этого сектора играет ключевую роль в решении основных социально-экономических про-
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2