представляют особый интерес и имеют разные уязвимости: корпоративные сети с централизованным администрированием и сети с нецентрализованным администрированием, такие как ad hoc IoT, то есть беспроводные самоорганизующиеся сети. Хотя корпоративные и специальные системы IoT могут создавать разные проблемы безопасности и различаться с точки зрения применимых решений безопасности, они имеют некоторые общие черты, в частности, неоднородность сети, ее большой масштаб и множество уязвимостей для атак. Они оба могут иметь сложные взаимосвязи различных датчиков, исполнительных механизмов и устройств, начиная от облачных и периферийных ресурсов и заканчивая устройствами конечного пользователя (камерами, микрофонами, бытовой техникой и т. д.), имеющими разные характеристики и возможности (4, с. 100-104). Помимо разнообразия устройств, эти системы являются многоуровневыми как с точки зрения функциональности, так и с точки зрения сетевого администрирования. Чтобы противостоять атакам, будущие системы должны включать в себя проактивные подходы к кибербезопасности, основанные на данных, использующие подходы, основанные на статистике и искусственном интеллекте (ИИ). Недавние достижения в этих областях обещают как дополнение традиционных мер безопасности, так и, при правильном подходе, использование богатых многомерных и мультимодальных данных, генерируемых этими системами. Список использованной литературы:
1. Li A. Z., Barton, D. A brief history of machine learning in cybersecurity. Security Info Watch. https://www.securityinfowatch.com/cybersecurity/article/21114214 /a-brief-history-of-machine-learning-in-cybersecurity. 2019, pp. 15-35.
2. Dada E. G., Bassi J. S., Chiroma H., Abdulhamid S. M., Adetunmbi A. O., Ajibuwa O. E. Machine learning for email spam filtering: Review, approaches and open research problems. 5(6), 2019. pp.64-87. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2019.e01802.
3. Samonas S., Coss D. The CIA strikes back: Redefining confidentiality, integrity and availability in security. Journal of Information System Security, 10(3), 2014, pp. 21-45.
4. McKinsey & Company. Perspectives on transforming cybersecurity. 2019. https://www.mckinsey.com/ ~/media/McKinsey/McKinsey%20Solutions/Cyber%20Solutions/Perspectives%20on%20transforming%20cybers ecurity/Transforming%20cybersecurity_March2019.ashx. pp. 1-128.
© Атаев Д., Оразмаммедов С., Рахманбердиев Р., Аннабаева М., 2024
УДК 62
Багшыева О., студент, Институт телекоммуникаций и информатики Туркменистана.
Хуммедова А., студент, Институт телекоммуникаций и информатики Туркменистана.
Давутгулыев А., студент, Институт телекоммуникаций и информатики Туркменистана.
Багшыев М., студент, Институт телекоммуникаций и информатики Туркменистана.
Ашхабад, Туркменистан.
БАЗЫ ДАННЫХ И СИСТЕМЫ ДЛЯ ИХ УПРАВЛЕНИЯ Аннотация
Информатика как наука развивается сравнительно недавно, со второй половины прошлого века.
Появление информатики как науки ассоциируется с появлением первых ЭВМ. В статье рассмотрена база данных и их управление которое является одним из основных компонентов информационной науки.
Ключевые слова: базы данных, СУБД.
Очень важно при изложении темы Основы ИС отметить, что такое понятие как информационное хранилище есть лишь некоторое обобщенное представление об устройстве для хранения информации.
Более детальное рассмотрение проблемы, однако, приводит к выводу, что информационное хранилище можно свести к обобщённого набора файлов. Интерес для анализа в первую очередь представляет та часть программного обеспечения ИС, которая названа нами интерфейсом данных. Действительно, если информационное хранилище - это просто файлы, ИД это код для управления файлами, и написание этого кода при разработке ИС предполагает, что мы должны определится со структурой этих файлов и использовать эту структуру в прикладном программном коде. И вот здесь довольно трудный момент в понимании сути проблемы. Структура файлов неизбежно должна отразиться в программном коде, той его части, которую мы назвали интерфейсом данных. Но ведь если каждый раз при написании системы мы будем определять свою структуру файлов, то эта структура каждый раз будет отображаться в самом написанном коде. Возникает как минимум две проблемы: 1) Совместимость информационных систем - в каждой из них будет своя не повторимая структура файлов. 2) Модернизация информационных систем - любое изменение структуры файлов (не важно усложняется она или упрощается) ведет к необходимости изменения программного кода.
Решение данной проблемы привело к революционным изменениям в архитектуре информационных систем. Суть решения заключалась в том, чтобы убрать из кода прикладной программы описания структуры файлов информационного хранилища. Для этого прикладная программа должна взаимодействовать с еще одним слоем кода, который будет обеспечивать доступ к данным посредством унифицированного набора команд для управления некоторой моделью данных. В результате мы приходим к двум фундаментальным понятиям современного представления об ИС. Информационное хранилище, описанное на языке некоторой модели данных, будем называть базой данных, а слой кода для управления хранилищем СУБД - системой управления базами данных. СУБД впоследствии стало программным обеспечением, разрабатываемым сторонними производителями и включаемое практически в любую современную ИС. В некоторых специфических случаях СУБД разрабатывается самими производителями информационной системы, но смысл его от этого не меняется.
Так называемый сервер приложений, который может и отсутствовать в конкретной конфигурации информационной системы, а может представлять из себя и несколько, взаимодействующих друг с другом по определенным протоколам серверов.
И так, мы конкретизировали понятие информационного хранилища введением термина база данных, а программное обеспечение, которое обеспечивает доступ к хранилищу с помощью языка некоторой модели данных есть ни что иное как СУБД. Данное ранее определение информационной системы (в узком смысле) позволяет конкретизировать ее архитектуру, а добавление элементов расширения, рассматривать ее в контексте эксплуатации.
Как было указано выше, в состав информационной системы входит программное обеспечение, которое может выполнять различные функции, главными из которых являются:
обработка данных и интерфейс пользователя. Но это прикладное программное обеспечение. А для того, чтобы оно могло функционировать необходимо программное обеспечение, которое бы обеспечило взаимодействие с аппаратной средой. Такое программное обеспечение обычно называют системным. К нему в первую очередь относят операционные системы, а также различные драйверы - программы сопряжения с конкретными аппаратными устройствами. Будем называть все эти системные программы
программное средой функционирования ИС. Так же, как и в случае с аппаратной средой отсутствие нужной программной среды может привести к тому, что ИС не сможет полностью или частично использоваться по своему назначению.
Информационная система предназначена для использования ее в профессиональной деятельности. Те профессионалы, которые будут ее использовать должны иметь навыки работы с такой системой, т. е. обучиться работе с ней. Назовем пользователей конечными пользователями. Кроме этого, для успешного бесперебойного функционирования ИС необходим специальный персонал: это могут быть программисты, сетевые администраторы баз данных, специалисты по безопасности, специалисты по обслуживанию специальной техники и др. Их можно назвать персоналом ИС. Состав и количество персонала ИС диктуется теми задачами, которые выполняет ИС, ее сложностью и особенностью развертывания. Конечных пользователей и персонал ИС будем называть пользователями ИС. И это третий необходимый элемент для полноценного функционирования ИС.
Наконец для того, чтобы ИС могла быть внедрена и успешно эксплуатироваться необходим также то, что непосредственно не взаимодействует с информационной системой, но без чего успешная ее эксплуатация невозможна. Речь идет о поддерживающей инфраструктуре. К инфраструктуре следует отнести средства жизнеобеспечения (помещение, электричество, отопление и т. п.) и внешние средства безопасности. Все это, как было отмечено, непосредственно не взаимодействует с ИС, но может воздействовать с элементами расширения ИС. Так отсутствие нужных помещений или отопления в холодное время года не позволит и конечным пользователям, и персоналу ИС должным образом исполнять свои обязанности, а отсутствие электропитания приведет к невозможности использования аппаратной среды ИС.
Структура информатики как научной дисциплины состоит из: технические средства, программные средства и алгоритмические средства. Все три компоненты развиваются в тесной взаимосвязи. Их взаимодействие привело к развитию таких направлений информатики, как теория вычислений, алгоритмы и структуры данных, методология программирования и языков, компьютерные элементы и архитектура, разработка программного обеспечения, искусственный интеллект, компьютерные сети и телекоммуникации, системы управления базами данных, параллельные вычисления, распределённые вычисления, взаимодействия между человеком и компьютером, компьютерная графика, операционные системы, числовые и символьные вычисления.
Список использованной литературы:
1. Информационные системы в экономике/ под ред. Г. А. Титоренко. - М.: Из-во «Инфра М», 2012.
2. Золотов, С. Ю. Проектирование информационных систем [Текст] / С. Ю. Золотов. - Томск: Из-во «Эль Контент», 2013.
© Багшыева О., Хуммедова А., Давутгулыев А., Багшыев М., 2024
УДК 621.335-629-427.784.4
Выставкина А.В.
Магистрант 2 курса, Набережночелнинского института КФУ,
г. Набережные Челны, РФ
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАБОТКИ ШЕСТЕРЕН С ПРЯМЫМИ ЗУБЬЯМИ
Аннотация
В статье описана эффективная технологии обработки шестерен, позволяющая нейтрализовать или