Научная статья на тему 'Базовые потребности человека и базовые принципы экономики на «Продэкспо 2010»'

Базовые потребности человека и базовые принципы экономики на «Продэкспо 2010» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Все о мясе
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кубышко Анатолий Александрович

ВЭкспоцентре на Красной Пресне 8-12 февраля прошла 17-я выставка «Продэкспо 2010». Число экспонентов превысило 18 тысяч из 57 стран мира, а выставочные площади 80 тысяч кв. метров. Экспозиция не оставила равнодушным торговый бизнес, а также другие сферы услуг и производства, чьи интересы связаны с компаниями, представленными на выставке. Число зарегистрированных участников за время выставки превысило 60 тысяч человек. Все эти данные соответствуют в целом показателям 2009 года, что можно рассматривать, как позитивное явление на фоне основных макроэкономических показателей прошлого года. При этом доля российских участников превысила 60 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базовые потребности человека и базовые принципы экономики на «Продэкспо 2010»»

СОБЫТИЯ / Выставки

Базовые потребности

человека и базовые принципы экономики на «Продэкспо 2010»

А.А. Кубышко

ГНУ ВНИИМП им. В.М. Горбатова Россельхозакадемии

В Экспоцентре на Красной Пресне 8-12 февраля прошла 17-я выставка «Продэкспо 2010». Число экспонентов превысило 18 тысяч из 57 стран мира, а выставочные площади — 80 тысяч кв. метров. Экспозиция не оставила равнодушным торговый бизнес, а также другие сферы услуг и производства, чьи интересы связаны с компаниями, представленными на выставке. Число зарегистрированных участников за время выставки превысило 60 тысяч человек. Все эти данные соответствуют в целом показателям 2009 года, что можно рассматривать, как позитивное явление на фоне основных макроэкономических показателей прошлого года. При этом доля российских участников превысила 60 %.

^ Доминирование национального производителя на собственном продовольственном рынке поддерживают все страны, располагающие соответствующими возможностями. Этот базовый принцип экономической независимости постепенно утверждается в коллективном сознании российской власти и общества, находя свое отражение и в экспозиции такой знаковой для продовольственной сферы выставки, как «Продэкспо». Знаковой она является хотя бы по той причине, что её участники — компании национального или международного уровня; в своем бизнесе они оперируют, как минимум, масштабом национального рынка. Если число отечественных компаний такого уровня растет, значит в отрасли становится больше компаний, способных удовлетворять внутренний рынок продукцией, произведенной по индустриальным технологиям, заинтересованных в инновациях.

Производители мясопродуктов и поставщики сырья почти полностью занимали павильон №1. В отраслевом каталоге выставки насчитывается 85

Официальная делегация во главе с министром сельского хозяйства Еленой Скрынник в павильоне № 1

участников, с теми, кто специализируется на замороженных полуфабрикатах и на продукции птицеводства, список превысил бы сотню. Кроме того, мясной бизнес был представлен и в других павильонах, но это единичные случаи. Иностранные компании-поставщики мяса заметно выделялись размерами занимаемых площадей и национальными цветами в дизайне экспозиций. Их товар имеет и будет иметь в обозримом будущем стабильный спрос на российском рынке, а в некоторых товарных позициях импортному сырью отечественные поставщики пока не конкуренты. Поэтому иностранцы видят перспективы своего бизнеса здесь в светлых тонах.

Искать отечественное мясное сырье на выставке было делом почти безнадежным. Чтобы сосчитать российские компании, которые предлагали отечественное сырье, хватило бы пальцев одной руки. При том, что производство мяса в стране выросло в прошлом году на 11 процентов, видимых (отраженных в экспозиции «Продэкспо») структурных изменений не наблюдалось. Все-таки, большая часть красного мяса, произведенного в стране, поступает на локальные рынки, либо производится в холдингах и перерабатывается там же. Структура производственных мощностей в первичной переработке такова, что доля крупных предприятий на рынке мяса крайне мала — мелким же выставки международного уровня не нужны, особенно тем, которые работают по «серым» схемам.

Но экспозиция была адресована не только покупателям сырья и даже не столько им, сколько операторам потребительского рынка. Среди посетителей выставки и мероприятий деловой программы они составляли большинство и представляли практически всю Россию и ближнее зарубежье, хотя, конечно, столичный бизнес был в большинстве — по данным организаторов около 50 % посетителей. «Гости, практически, из всех республик бывшего Советского Союза побывали на нашем стенде — поделилась впе-

46

ВСЁ 0 МЯСЕ №1 февраль 2010

Выставки / СОБЫТИЯ

чатлениями о выставке заместитель директора по маркетингу ОАО «Слонимский мясокомбинат» (Белоруссия) Наталия Калиновская. — Общение с партнерами и ассортимент продукции представленной другими участниками, дают обширную маркетинговую информацию, которую мы конечно будем внимательно анализировать. Нашу продукцию хорошо знают на постсоветском пространстве, и компания стремится развивать деловые связи в СНГ, сохранять лояльность потребителей, которые помнят белорусскую марку по старым временам».

Как сегодня в сложных экономических условиях складываются отношения производителей и торговли? В целом — более сложно, чем до кризиса. Кроме того, все прекрасно понимают, что сложные отношения продиктованы в немалой степени сокращением потребления. В прошлом году население России купило на 8 % меньше колбас, чем в 2008-м. При такой динамике, конечно, обостряется ценовая конкуренция производителей, падение спроса на колбасы вызвало изменение предпочтений потребителя и, как следствие, — изменения в ассортиментной политике сетей. Впервые многие участники в этом году предлагали на выставке охлажденное мясо в потребительской упаковке под вакуумом и в газовой среде. Управляющий директор группы компаний «Кнакер» Наталия Сорокина, оценивая изменения конъюнктуры, отметила следующее: «Наша линейка охлажденных полуфабрикатов пользовалась на «Продэкспо» постоянным интересом представителей торгового бизнеса. Мы начали продвигать её на рынок сравнительно недавно и выставка ещё раз подтвердила, что это было правильное решение. Ассортимент продукции в модифицированной атмосфере мы будем расширять».

В рамках выставки работал Центр закупок сетей. По данным организаторов, конгрессно-выставочной компании «Империя», со стороны производителей и дистрибьютеров в мероприятии приняли участие 350 человек и 110 ритейлеров из России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Монголии.

Деловая программа выставки «Продэкспо» включала несколько конференций и семинаров. «Модернизация производства отраслей пищевой промышленности на основе инновационных технологий — ключевой фактор повышения конкурентоспособности вырабатываемой продукции». — так называлась конференция, которая состоялась 9 февраля. Организаторы — Министерство сельского хозяйства России и компания «Агроэкспосервис». С докладами выступили начальник отдела департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства России В.А. Межевикин, начальник отдела департамента эконимики и финансов мин-сельхоза Е.А. Денисов, исполнительный директор Союза комплексного проектирования и землеустройства сельских территорий А.Е. Гуськов, заместитель директора по экономическим связям и маркетингу ВНИИ мясной промышленности Б.Е. Гутник, представители продовольственного бизнеса России, Германии и Нидерландов.

Для конкурентоспособности всей нашей экономики модернизация пищепрома имеет огромное зна-

Экспозиция «Продэкспо 2010»

чение: в абсолютных величинах оборот продовольственного рынка сопоставим с оборотом внешней торговли энергоресурсами. Внедрение более эффективных технологий, машин и систем управления в производство продуктов питания в масштабах страны сулит огромные выгоды. Но, как отметил в своем выступлении А.Е.Гуськов, вектор модернизации, изменение структуры производства должны опираться на глубокое изучение рынка, производительных сил, а в стратегическом плане — на производство продукции с высокой добавленной стоимостью.

Программа конференции была составлена так, что все главные аспекты модернизации — научно-технический, управленческий, инфраструктурный не остались без внимания. Б.Е. Гутник обратил внимание аудитории на важность модернизации в контексте стратегических задач, которые впервые в истории страны установлены законодательно в Доктрине продовольственной безопасности России и на положение в мясной промышленности в свете установок Доктрины. Конференция продемонстрировала огромный потенциал пищевой промышленности, как основы устойчивого развития социальной сферы и многих отраслей экономики. Вся история мировых экономических кризисов показывает, что удовлетворение базовых потребностей человека (потребность в пище — первейшая из них) становится одним из главных движителей, которые через систему хозяйственных связей поддерживают экономические процессы, обеспечивают устойчивое развитие всей экономики. И, что является крайне важным в кризис, в пищевой промышленности инвестиции окупаются гораздо быстрее, чем в добывающей или тяжелой промышленности, экономят валюту, которая завтра может стать дефицитной при нашей структуре экспорта. Наконец, прогресс пищевой промышленности положительно влияет на развитие потребительского рынка и занятость в реальном секторе экономики. Поэтому инвестиции в новые мощности и новые технологии пищепрома могут и должны стать важной частью системного плана по обеспечению продовольственной безопасности России, уменьшению влияния внешних факторов на реалии экономики и политики, общественную жизнь страны.

№1 февраль 2010 ВСЁ 0 МЯСЕ

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.