Научная статья на тему 'Базовые положения инновационного проекта по организации спортивной подготовки велосипедистов Тульского региона'

Базовые положения инновационного проекта по организации спортивной подготовки велосипедистов Тульского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ВЕЛОСИПЕДИСТОВ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РИСКИ / CYCLIST SPORTS TRAINING / INNOVATIVE PROJECT / EFFICIENCY TARGETS / FINANCIAL AND ECONOMIC AND ORGANIZATIONAL RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Владимир Николаевич, Самокатов Александр Михайлович, Гриньковский Валерий Львович, Архипова Светлана Анатольевна

Раскрыта актуальность проблемы повышения спортивной подготовки высококвалифицированных велосипедистов в Тульской области. Представлены исходные теоретические положения инновационного проекта и организационные особенности его реализации. Определены целевые показатели для оценки эффективности реализации предложенных мероприятий, а также рассмотрена возможность возникновения различных рисков, требующих минимизации их последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Егоров Владимир Николаевич, Самокатов Александр Михайлович, Гриньковский Валерий Львович, Архипова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PROVISIONS OF THE INNOVATION PROJECT ON ORGANIZATION OF SPORTS TRAINING OF CYCLES OF TULA REGION

The urgency of the problem of improving the sports training of highly qualified cyclists in the Tula region is revealed. The initial theoretical provisions of the innovation project and the organizational features of its implementation are presented. The target indicators for assessing the effectiveness of the implementation of the proposed activities have been determined, and the possibility of various risks that require minimization of their consequences has been considered.

Текст научной работы на тему «Базовые положения инновационного проекта по организации спортивной подготовки велосипедистов Тульского региона»

Быков Анатолий Валентинович, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, мастер спорта РФ по флорболу, floorhallalist. ru, Россия, Северодвинск, филиал Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова; институт судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз)

PERFORMANCE OF POWER PLAY IN FLOORBALL AND BACIS TACTICAL SYSTEMS

IN NUMERICAL MAJORITY

А. V. Bykov

The figures for the realization of the numerical majority at the final tournament of the world championship on floorhall in 2013 are presented. 48 games were analyzed, which allows to identify the main types of violations for which players were punished hy deletions, as well as determine the main tactical positions of the players in the attack when playing in unequal compositions. The estimation of competitive activity of the women national teams of the world participating in the World Championship of 2013 was conducted, as a result of which quantitative and qualitative characteristics of the game in the numerical majority were ohtained.

Key words: floorhall, tactics, numerical majority, numerical minority, efficiency, indicators.

Bykov Anatolii Valentinovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of Departmen, floorhalla list. ru, Russia, Severodvinsk, Department of Physical Culture and Sport, hranch of NARFU in Severodvinsk

УДК 796.61

БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ ТУЛЬСКОГО РЕГИОНА

В.Н. Егоров, А.М. Самокатов, В.Л. Гриньковский, С.А. Архипова

Раскрыта актуальность проблемы повышения спортивной подготовки высококвалифицированных велосипедистов в Тульской области. Представлены исходные теоретические положения инновационного проекта и организационные особенности его реализации. Определены целевые показатели для оценки эффективности реализации предложенных мероприятий, а также рассмотрена возможность возникновения различных рисков, требующих минимизации их последствий.

Ключевые слова: спортивная подготовка велосипедистов, инновационный проект, целевые показатели эффективности, финансово-экономические и организационные риски.

В теоретико-методическом понимании спорт рассматривается как часть физической культуры, сложившийся в форме специальной практики подготовки человека к соревнованиям и соревновательной деятельности с

целью достижения наивысших результатов [5]. Однако если рассматривать в целом, то данное определение носит частный характер, и в контексте влияния многих факторов не раскрывает своего истинного значения [4].

В настоящее время спорт - это не только соревнования, победы, достижения, рекорды, но и часть политики, бизнеса, культуры, образования и т. д., формирующие имидж нашей страны на мировом уровне. Всё чаще спорт воспринимается как отражение социально-экономического развития страны, выступает в роли инструментария, обеспечивающий коммуникацию как внутри государства, так и за его пределами [1].

Наиболее значимыми спортивными достижениями на мировой арене являются победы на Олимпийских играх. Ведущие спортивные державы (США, Великобритания, Китай, Россия) прикладывают максимум усилий, чтобы возглавить общий медальный зачет.

Из летних олимпийских видов спорта по медалеемкости велосипедный спорт занимает 3-е место (18 комплектов - 4 в шоссейных гонках, 10 - в трековых видах программы, 2 - в маунтинбайке и 2 - ВМХ), уступая только легкой атлетике и плаванию. При таком количестве разыгрываемых медалей, успешные выступления в различных велосипедных дисциплинах существенным образом способствуют общему успеху нашей страны [2].

К сожалению, результаты последней Олимпиады в Рио-де-Жанейро свидетельствуют о спаде в российском велоспорте - 1 медаль в шоссейных гонках (серебро) и 2 медали в трековых видах программы (серебро и бронза). Пальму первенства прочно удерживают велосипедисты Великобритании, в то время как российские гонщики находятся в середине общей таблицы, занимая 11-е место.

В данной ситуации на первый план выходит потребность в решении проблем совершенствования системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва, повышения конкурентоспособности в спорте высших достижений, ликвидации отставания от ведущих спортивных держав в развитии и внедрении инновационных спортивных технологий [3].

Проблемы федерального уровня по развитию велосипедного спорта в стране неотделимы от проблематики качественной подготовки высококвалифицированных спортсменов в отдельно взятых регионах. Данное утверждение имеет прямое отношение и к Тульской области.

В Тульском регионе велоспорт на протяжении всей своей вековой истории является ведущим видом спортом. Олимпийской славы удостоены многие именитые тульские велосипедисты (Леонов В., Петраков В., Копылов С., Гришина О., Слюсарева О., Войнова А.). Достаточно большая плеяда спортсменов успешно защищала честь страны на мировой арене в гонках на шоссе и треке.

На сегодняшний день Тульская область по-прежнему остается одним из центров развития велоспорта в России, многие велогонщики-трековики, специализирующие в спринтерских и темповых дисциплинах, достойно выступают на соревнованиях мирового, европейского и российского уровней.

Однако стоит отметить, что при наличии положительной тенденции в развитии тульского велоспорта существует ряд проблем, требующих оперативных действий и, прежде всего, в решении вопросов увеличения представительства Тульского региона в составе национальной сборной по велоспорту, повышения конкурентоспособности тульских велогонщиков на международной и российской спортивной арене.

Кроме того, в контексте обозначенных стратегически важных направлений следует особое значение придать решению вопросов по созданию единой сети центров олимпийской подготовки на базе региональных центров спортивной подготовки, училищ олимпийского резерва, детско-юношеских спортивных школ, а также вузов, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта.

В настоящее время в Тульской области комплекс элементов системы подготовки велосипедистов включает 4 организации:

1. Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства»;

2. Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва «Велосипедный спорт»;

3. Детско-юношеская спортивная школа Ясногорского района Тульской области;

4. Училище (колледж) олимпийского резерва Тульской области.

Несмотря на имеющиеся высокие показатели в спортивной

практике данных организаций, на наш взгляд, результат их взаимодействия не в полной мере соответствует современным тенденциям развития мирового велоспорта.

Современные реалии развития велосипедного спорта в Тульской области требуют:

• внесения изменений в подходы к управлению системой спортивной подготовки на региональном уровне;

• оптимизации комплекса взаимодействующих элементов спортивной подготовки велосипедистов;

• создания условий для активного участия общественных объединений, прежде всего, Федерации велосипедного спорта России и Федерации велосипедного спорта Тульской области;

• обеспечения качественного научно-методического, медико-биологического, медицинского и антидопингового сопровождения подготовки спортсменов с использованием потенциала научных

организаций, организаций высшего образования, медицинских учреждений;

• проведения прикладных научных исследований, направленных на совершенствование содержания и структуры тренировочного и соревновательного процесса спортсменов;

• развития инновационного потенциала системы подготовки велосипедистов и внедрения инновационных решений в практику их спортивной подготовки.

Вышеизложенная аргументация указывает на актуальность темы исследования и выявляет ряд существующих противоречий между:

• повышением спортивной конкурентоспособности в мировом и российском велоспорте и снижением спортивных достижений тульских велогонщиков на международной и российской спортивной арене;

• неэффективной системой управления спортивной подготовкой спортсменов в регионе и недостаточной подготовленностью спортивных организаций, ведущих подготовку велосипедистов, к решению вопросов эффективного взаимодействия;

• потребностью в повышении спортивного мастерства велосипедистов и отсутствием инновационной деятельности, ориентированной на совершенствование их научно-методического, медико-биологического, организационного и материально -технического обеспечения.

Выявленные обстоятельства указывают на одну из важнейших проблем, связанной с повышением качественной спортивной подготовки высококвалифицированных велосипедистов в Тульской области.

Решение данной проблемы в рамках экспериментального (инновационного) проекта включает следующие исходные теоретические положения:

• цель исследования - научно-методически и экспериментально обосновать новые подходы к организации спортивной подготовки велосипедистов Тульского региона на основе реализации инновационных решений;

• объект исследования - система спортивной подготовки квалифицированных велосипедистов;

• предмет исследования - организация и управление спортивной подготовкой велосипедистов высшей квалификации;

• гипотеза исследования - внедрение в практику базовых положений проекта реализации инновационных решений в области велоспорта, позволяющих увеличить представительство Тульского региона в составе национальной сборной по велоспорту, повысить конкурентоспособность тульских велогонщиков на международной и российской спортивной арене.

Доказательство гипотезы и достижение поставленной цели заложены в решении следующих задач:

• разработать и апробировать формы, методы и механизмы взаимодействия организаций, осуществляющих спортивную подготовку велосипедистов;

• организовать процесс качественного научного, методического и медико-биологического сопровождения подготовки спортсменов с использованием потенциала научных организаций, организаций высшего образования и медицинских учреждений;

• разработать и внедрить инновационные методики, направленные на совершенствование содержания и структуры тренировочного процесса, создающие опережающее преимущество для российских спортсменов.

Для решения поставленных задач предполагается использование комплекса теоретических и эмпирических методов исследования: анализ научно-методической литературы, документальных и нормативных материалов; опрос (беседа, анкетирование); контрольные испытания (тестирование); экспертное оценивание; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация исследования связана с последовательным выполнением всех этапов работы, а также с подготовкой условий, обеспечивающих полноценное исследование.

Реализация исследования планируется в 3 этапа:

- первый этап (поисковый) ориентирован на проведение анализа литературных источников научно-методического характера, оценку состояния изучаемой проблемы вопроса, рассмотрение различные точки зрения специалистов в области велоспорта;

- второй этап (экспериментальный) предполагает разработку и внедрение новых форм, методов и механизмов взаимодействия организаций, осуществляющих спортивную подготовку велосипедистов, а также образовательных и медицинских организаций, обеспечивающих научно-методическое и медико-биологическое сопровождение подготовки спортсменов; реализацию в практику велоспорта инновационных методик по совершенствованию содержания и структуры тренировочного процесса спортсменов.

- третий этап (аналитический) - этап количественного и качественного анализа, интерпретации полученных результатов, формулирования выводов и практических рекомендаций.

Подготовка условий, обеспечивающих полноценное исследование, предусматривает наличие соглашения о взаимном сотрудничестве и совместной деятельности следующих организаций:

• Комитета Тульской области по спорту;

• Федерации велосипедного спорта России;

• Федерации велосипедного спорта Тульской области;

• ГУ Тульской области «Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства»;

• ГПОУ «Училище (колледж) олимпийского резерва Тульской области»;

• МОУ ДО «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва «Велосипедный спорт»;

• МОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Ясногорского района Тульской области;

• ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет»;

• ГУЗ «Тульский областной врачебно-физкультурный диспансер».

В целях осуществления мониторинга результатов реализации

научно-методического подхода к организации спортивной подготовки велосипедистов Тульского региона и своевременного формирования достоверной отчетности предусматривается:

• проведение социологических ежегодных опросов спортсменов и тренеров о степени удовлетворённости условий (факторов), обеспечивающих эффективный учебно-тренировочный и соревновательный процесс;

• ежеквартальный сбор информации о полноте и качестве выполнения мероприятий и полученных результатах из подведомственных учреждений;

• ежегодный сбор информации о показателях развития велоспорта из муниципальных органов управления физической культурой и спортом, государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования, в том числе показателях, входящих в систему унифицированных показателей, характеризующих место Тульской области в развитии велоспорта Российской Федерации.

Для оценки эффективности реализации предложенных мероприятий используются целевые показатели, основным из которых является масштаб развития велосипедного спорта в Тульской области по отношению к уровню предыдущего года, а именно:

• завоевание медалей тульскими спортсменами на крупнейших международных и российских соревнованиях, в том числе Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, студенческих универсиадах, в профессиональных турах;

• показатель численности детей и молодежи в возрасте от 6 до 21 года, вовлеченных в систематические занятия велосипедным спортом на базе спортивных школ;

• количество муниципальных образований, проводящих массовые соревнования и состязания по велосипедному спорту;

• количество тульских велосипедистов, выступающих в профессиональных командах;

• количество квалифицированных (имеющих высшее физкультурное образование) тренеров-преподавателей, задействованных в системе подготовки спортивного резерва и спортсменов высокой квалификации;

• количество областных спортивных соревнований, массовых спортивных мероприятий по различным видам велосипедного спорта.

Тенденция роста указанных показателей свидетельствует об эффективности реализуемого научно обоснованного проекта реализации инновационных решений в области велоспорта, в части повышения эффективности подготовки спортивного резерва и сборных команд по отдельным видам велосипедного спорта, повышения конкурентоспособности тульских велосипедистов не только в России, но и на международной арене.

Однако следует учитывать, что при реализации проекта возможно возникновение различных рисков, требующих минимизации их последствий.

Наиболее распространённые группы риска являются финансово -экономические и организационные. К первой группе относится сокращение предусмотренных бюджетных средств, что может вызвать отказ от решения ряда задач. Ко второй - несовершенство управленческой вертикали на уровне муниципальных образований; несоответствие штатной численности специалистов возросшему объёму задач по развитию велоспорта в общей системе приоритетов; недостаточная организация работы руководителей подведомственных государственных учреждений велоспорта; недостаточная квалификация отдельных сотрудников и подведомственных государственных учреждений.

Для снижения вероятности неблагоприятного воздействия рисков второй группы предусматривается ежеквартальное проведение семинаров и «круглых столов» с руководящими работниками, специалистами и тренерско-преподавательским составом.

Таким образом, раскрыты базовые положения инновационного проекта по организации спортивной подготовки велосипедистов Тульского региона, включающие краткое обоснование проблемы повышения спортивной подготовки высококвалифицированных велосипедистов, описание понятийного аппарата инновационного проекта и организации его реализации, изучение целевых показатели для оценки эффективности реализации предложенных мероприятий, а также рассмотрение возможности возникновения различных рисков, требующих минимизации их последствий. Дальнейшая работа предполагает разработку программы и плана реализации инновационного проекта, подготовку пакета документов для направления на экспертизу в Федеральный центр подготовки спортивного резерва.

Список литературы

1. Быховская И.М. Спорт: культурологические векторы анализа феномена // Культурологический журнал. 2011. № 1(3). URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/39.html&j (дата обращения: 08.02.2018).

2. Летние Олимпийские игры 2016 // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Летние Олимпийские игры 2016#Виды спорт а_(дата обращения: 08.02.2018).

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» от 07.08.2009 № 1101-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/902169994 (дата обращения: 08.02.2018).

4. Теоретические основы физической культуры (модульная компоновка): учеб. пособие / Е.Д. Грязева [и др.]. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 186 с.

5. Теория физической культуры и спорта: учеб. пособие / сост. В.М. Гелецкий. Красноярск: ИПК СФУ, 2008. 342 с.

Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, проф., egorovwamail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Самокатов Александр Михайлович, главный тренер, samtula63@,gmail. com, Россия, Москва, Федерация велосипедного спорта России,

Гриньковский Валерий Львович, президент, tofv7iamail.ru, Россия, Тула, Федерация велосипедного спорта Тульской области,

Архипова Светлана Анатольевна, канд. пед. наук, доц., arkhipov777@gmail. com, Тула, Тульский государственный университет

BASIC PROVISIONS OF THE INNOVATION PROJECT ON ORGANIZATION OF SPORTS

TRAINING OF CYCLES OF TULA REGION

V.N. Egorov, A.M. Samokatov V.L. Grinkovsky, S.A. Arkhipova

The urgency of the prohlem of improving the sports training of highly qualified cyclists in the Tula region is revealed. The initial theoretical provisions of the innovation project and the organizational features of its implementation are presented. The target indicators for assessing the effectiveness of the implementation of the proposed activities have heen determined, and the possihility of various risks that require minimization of their consequences has heen considered.

Key words: cyclist sports training, innovative project, efficiency targets, financial and economic and organizational risks.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, professor, Egorov Wa mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Samokatov Alexander Mikhailovich, head шach, samtula63@gmail. com, Russia, Moscow, Cycling Federation of Russia,

Grinkovsky Valery Lvovich, president, [email protected], Russia, Tula, Cycling Federation of Tula region,

Arkhipova Svetlana Anatolyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.