Научная статья на тему 'Базовые компоненты, критерии и уровни нравственной культуры младших школьников'

Базовые компоненты, критерии и уровни нравственной культуры младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2109
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ / КРИТЕРИИ / УРОВНИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / MORAL CULTURE / BASIC COMPONENTS / CRITERIA / LEVELS / JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балданова Жалма Балдановна, Санжаева Римма Дугаровна

Авторы раскрывают сущность, базовые компоненты, критерии и уровни нравственной культуры младших школьников как интегрированного личностного образования. Рассматривается воспитательная функция семьи в формировании нравственной культуры детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC COMPONENTS, CRITERIA AND LEVELS OF MORAL CULTURE OF THE JUNIOR SCHOOLCHILDREN

The authors reveal the essence, basic components, criteria and levels of moral culture of junior schoolchildren as integrated formation of personality. The educational function of a family in the moral culture formation of children is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Базовые компоненты, критерии и уровни нравственной культуры младших школьников»

Ли Евгений Енханович - аспирант Иркутского государственного университета. E-mail: [email protected] Li Evgeny Enkhanovich - postgraduate student, Irkutsk State University. E-mail: [email protected]

УДК 37.034

© Ж.Б. Балданова, Р.Д. Санжаева

БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ, КРИТЕРИИ И УРОВНИ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы раскрывают сущность, базовые компоненты, критерии и уровни нравственной культуры младших школьников как интегрированного личностного образования. Рассматривается воспитательная функция семьи в формировании нравственной культуры детей.

Ключевые слова: нравственная культура, базовые компоненты, критерии, уровни, младшие школьники.

Zh.B. Baldanova, R.D. Sanzhaeva

THE BASIC COMPONENTS, CRITERIA AND LEVELS OF MORAL CULTURE OF THE JUNIOR SCHOOLCHILDREN

The authors reveal the essence, basic components, criteria and levels of moral culture of junior schoolchildren as integrated formation of personality. The educational function of a family in the moral culture formation of children is considered in the article.

Keywords: moral culture, basic components, criteria, levels, junior schoolchildren.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивает исключительную роль нравственного воспитания учащихся [3].

В этой связи актуальной представляется концепция возрождения человека культуры и нравственности [5], содержательные базовые компоненты которой включают:

- интериолизацию универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни;

- овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим;

- освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры;

- формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, противодействие аморальным явлениям;

- накопление опыта эмоциональнонасыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких, уважение прав и достоинства других людей;

- овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятие

решений, свободный выбор поступков и ответственность за них, овладение способами самовоспитания и совершенствования.

Нравственная культура личности - это показатель степени восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. О глубине и органичности усвоения требований нравственности свидетельствуют поступки человека. Нравственная культура личности формируется под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта человечества и самовоспитания, этического просвещения.

Нравственная культура, по определению Л.В. Чепиковой, представляет собой интегрированное личностное образование, выражающееся в совокупности нравственных достижений ребенка, владеющего на личностно-смысловом уровне нравственными компетенциями [7].

Нравственные компетенции включают способность проявлять мотивационно-ценностные и морально-нравственные отношения, расши-

рять нравственный опыт, умение осуществлять принятие морального выбора в различных жизненных ситуациях, способность адекватно оценить свои действия и их результаты.

Нравственные императивы сформулированы как объективные и личные моральные требования. Объективный смысл раскрывает черты желаемого для всех членов общества, нравственно оправданного отношения человека к своей собственной и к внешней природе. Личные моральные требования показывают направление нравственного совершенствования, способствуют формированию правильной реакции на отклонения от желаемого идеала общества и личности. Исходя из этих представлений, А.В. Разин предлагает четыре группы нравственных императивов [6]:

1. Безусловная ценность жизни каждого человека, недопустимость ситуации, когда геройство одних покрывает ошибки или служит корыстным целям других.

2. Гарантии основных прав человека, обеспечение справедливости на основе идеи равных возможностей для каждого, стремление каждого к справедливости и поддержание чувства симпатии к тем, кто справедлив.

3. Уважение всех форм жизни, сострадание к различным формам жизни.

4. Предпочтение активности перед пассивностью, самореализация на основе общественных ценностей.

Критериями проявления основ нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста являются [1]:

— степень развития нравственного сознания и нравственных компетенций;

— проявление нравственных чувств и гуманных отношений;

— реализация нравственного поведения;

— степень развития рефлексии.

Процесс формирования нравственной культуры рассматривается как результат духовного развития личности и характеризуется уровнем усвоения моральных ценностей, участием человека в их создании. Нравственная культура проявляется в способности личности осознанно выполнять требования моральных норм, демонстрировать поведение, соответствующее личным убеждениям и общественным интересам. Нравственная культура - это качественная характеристика морального развития и моральной зрелости личности.

О нравственной культуре человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения, когда в качестве контроля выступают его собственные

взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

Выделяют три уровня нравственной культуры [2]:

I. Культура нравственного сознания, выражающаяся в знании моральных требований общества, способности человека сознательно обосновать цели и средства деятельности.

II. Культура нравственных чувств, обеспечивающая внутреннее принятие моральных целей и средств, внутреннюю готовность их реализации.

III. Культура поведения, посредством которой реализуются поставленные и принятые нравственные цели, и превращаются в активную жизненную позицию.

В зависимости от зрелости этих специфических компонентов существует несколько уровней индивидуальной нравственной культуры [4]:

- низкий уровень нравственной культуры, когда человек не обладает элементарными моральными знаниями и часто нарушает общепринятые нравственные нормы;

- «мозаичная культура», когда отрывистые моральные знания соседствуют с нравственными поступками, совершенными под воздействием общественного мнения, традиций в семье и т.д.;

- рациональный тип нравственной культуры, характеризующийся чисто вербальным усвоением моральных норм без внутренней убежденности в их правомерности и необходимости;

- эмоционально-экспрессивная культура, когда человек приобретает обостренное нравственное чувство добра и зла, справедливого и несправедливого, но ему не хватает знаний и чаще всего воли для их материализации;

- высокая зрелость нравственной культуры, когда глубокие и научно-обоснованные знания находятся в единстве с богатством чувств и практическим действием.

В формировании нравственной культуры детей значима воспитательная функция семьи. Влияние семьи - особое, оно начинается с первых шагов ребенка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребенка.

Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы пони-

мания ребенком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции.

Семья создает благоприятный эмоциональнопсихологический климат, который невоспроизводим в каких-либо иных обстоятельствах, т.к. основан на неповторимой близости воспитателей и воспитанников. Особенно важно эмоциональное общение детей младшего возраста с матерью. Это общение удовлетворяет крайне выраженную потребность ребенка в положительных эмоциях, которые служат для него стимулятором духовного развития.

Наличие положительных эмоций специалисты считают залогом будущей нравственности человека [2]. Недостаток эмоционального общения в детстве невосполним. Равнодушное, холодное отношение нарушает психическое развитие, является причиной его задержки. В условиях семейного эмоционального климата ребенок получает опыт любви, доверия, ощущение безопасности, защищенности, возможность делиться переживаниями, получать помощь.

Семья направляет общение детей, все более расширяя их контакты с родственниками, соседями, сверстниками, корректируя частоту и характер общения ребенка.

В семье формируется отношение ребенка к нравственным ценностям общества. Как правило, культура поведения закладывается в семье, а школа лишь помогает воспитательной функцией закрепить культуру общения, внимательного отношения к людям, правила поведения в общественных местах, в кругу друзей, в семье. Таким образом вырабатываются хорошие манеры, этикет.

Выйдя из дома, придя в школу, находясь в общественных местах, транспорте, вступая в контакт с людьми, учащийся проявляет себя на определенном уровне культуры.

Литература

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. -2005 - №11 - С. 68-71.

2. Егоров М.Н. Формирование нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики саха: автореф. дис. ... канд. пед. наук.

- М., 2002.

3. Концепция модернизации российского образо-

вания до 2010 г. / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. № 1756-р // Документы и материалы Правительства Российской Федерации. - С. 263-282. -

http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/09/15/00 00176475A5.pdf

4. Новикова В.И. Воспитание у младших школьников нравственных ценностей : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031200 (050708) - Педагогика и методика начального образования / В. И. Новикова; - Таганрог : Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та, 2006.

5. Опыт разработки концепции воспитания. -Ростов н/Д., 1993. - Ч.1. - С. 30-31.

6. Разин А.В. Онтологические основы морали в сознании современного общества / А.В. Разин // Вестник Московского университета. - Серия 7. - Философия. - №4. - 2004. - С. 58-79.

7. Чепикова Л.В. Педагогические условия воспитания основ нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Смоленск, 2007.

- С.5.

Балданова Жалма Балдановна - учитель начальных классов Могойтуйской средней общеобразовательной школы № 2, Забайкальский край, п. Могойтуй. E-mail: [email protected]

Baldanova Zhalma Baldanovna - teacher of primary school, Mogoituisky secondary comprehensive school №2, Za-baikalsky territory, Mogoitui settlement.

Санжаева Римма Дугаровна - доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ). E-mail: [email protected]

Sanzhaeva Rimma Dugarovna - doctor of psychological sciences, professor, department of developmental and pedagogical psychology, Buryat State University (Ulan-Ude).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.