Научная статья на тему 'БАЗОВЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАК ОСНОВА РУКОТВОРНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ НАДПИСЕЙ В ВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЕ ГОРОДА'

БАЗОВЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАК ОСНОВА РУКОТВОРНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ НАДПИСЕЙ В ВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЕ ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
114
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
РУКОТВОРНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ НАДПИСИ / ШРИФТ / БУКВА / ТОЧКА / ЛИНИЯ / ПЛОСКОСТЬ / ВИЗУАЛЬНАЯ СРЕДА ГОРОДА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пандырева Елизавета Андреевна

Цель исследования: проанализировать базовые художественные элементы как основу рукотворных графических надписей в визуальной среде города. Методы исследования: Статья построена на основе системно-аналитического подхода. В исследовании применены общенаучные (теоретические и эмпирические) и специальные искусствоведческие методы научного познания. Комплексное использование общенаучных теоретических и эмпирических методов научного познания позволило проанализировать базовые художественные элементы как основу рукотворных графических надписей в визуальной среде города. Результаты исследования: Проанализированные базовые художественные элементы выявили важную роль при формировании рукотворных графических надписей в визуальной среде города. Проанализировано взаимодействие динамические и пространственные особенности художественных элементов, а также выяснено метрические особенности плоскости на примере (рис. 1). Научная новизна: Ведущую роль в современном уличном пространстве играют надписи, так как характерной чертой современности является доминирование визуализации в считывании информации. Это требует поисков новых шрифтовых образов и выразительных художественных и изобразительных средств для их воплощения. Визуализация культуры, становление новых способов коммуникации и репрезентации, актуализирует исследования разработки рукотворных графических надписей в городской среде. Многогранность аспектов рассмотрения темы обусловлена, как проблемой гомогенных и агрессивных визуальных сред города, так и особенностью рукотворных графических надписей. Визуализация культуры, становление новых способов коммуникации и репрезентации, требует теоретического обоснования базовых художественных элементов рукотворных графических надписей в современной визуальной среде города. Практическое применение: Крайне важно выявить теоретико-практические возможности базовых художественных элементов для внедрения практических заданий по созданию рукотворных графических надписей с учетом гомогенных и агрессивных визуальных сред в городе для студентов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Пандырева Елизавета Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC ARTISTIC ELEMENTS AS THE BASIS OF HAND-MADE GRAPHIC INSCRIPTIONS IN THE VISUAL ENVIRONMENT OF THE CITY

Purpose of the research: to analyze the basic artistic elements as the basis of hand-made graphic inscriptions in the visual environment of the city. Research methods: The article is based on a systems-analytical approach. The study used general scientific (theoretical and empirical) and special art criticism methods of scientific knowledge. The complex use of general scientific theoretical and empirical methods of scientific knowledge made it possible to analyze the basic artistic elements as the basis of hand-made graphic inscriptions in the visual environment of the city. Research results: The analyzed basic artistic elements revealed an important role in the formation of hand-made graphic inscriptions in the visual environment of the city. The interaction of dynamic and spatial features of artistic elements is analyzed, and also the metric features of the plane are clarified using the example of pic. 1. Scientific novelty: Inscriptions play a leading role in modern street space, since a characteristic feature of modernity is the dominance of visualization in reading information. This requires a search for new font images and expressive artistic and pictorial means for their implementation. Visualization of culture, the emergence of new ways of communication and representation, actualizes research on the development of hand-made graphic inscriptions in the urban environment. The multifaceted aspects of the topic are due to both the problem of homogeneous and aggressive visual environments of the city, and the peculiarity of hand-made graphic inscriptions. Visualization of culture, the formation of new ways of communication and representation, requires a theoretical substantiation of the basic artistic elements of hand-made graphic inscriptions in the modern visual environment of the city. Practical application: It is extremely important to identify the theoretical and practical possibilities of basic artistic elements for the implementation of practical tasks for the creation of hand-made graphic inscriptions, taking into account the homogeneous and aggressive visual environments in the city for students of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «БАЗОВЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАК ОСНОВА РУКОТВОРНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ НАДПИСЕЙ В ВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЕ ГОРОДА»

European Journal of Arts 2 (2021)

PREMIER

Publishing

Section 3. Theory and history of art

issn 2310-5666

Раздел 3. Теория и история искусства Section 3. Theory and history of art

УДК 74+75=76]:711.5(4+477) DOI: 10.29013/EJA-21-2-60-65

ПАНДЫРЕВА Е. А., 1

1 Харьковская государственная академия дизайна и искусств, (Харьков, Украина)

БАЗОВЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАК ОСНОВА РУКОТВОРНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ НАДПИСЕЙ В ВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЕ ГОРОДА

Аннотация

Цель исследования: проанализировать базовые художественные элементы как основу рукотворных графических надписей в визуальной среде города.

Методы исследования: Статья построена на основе системно-аналитического подхода. В исследовании применены общенаучные (теоретические и эмпирические) и специальные искусствоведческие методы научного познания. Комплексное использование общенаучных теоретических и эмпирических методов научного познания позволило проанализировать базовые художественные элементы как основу рукотворных графических надписей в визуальной среде города.

Результаты исследования: Проанализированные базовые художественные элементы выявили важную роль при формировании рукотворных графических надписей в визуальной среде города. Проанализировано взаимодействие динамические и пространственные особенности художественных элементов, а также выяснено метрические особенности плоскости на примере (рис. 1).

Научная новизна: Ведущую роль в современном уличном пространстве играют надписи, так как характерной чертой современности является доминирование визуализации в считывании информации. Это требует поисков новых шрифтовых образов и выразительных художественных и изобразительных средств для их воплощения. Визуализация культуры, становление новых способов коммуникации и репрезентации, актуализирует исследования разработки рукотворных графических надписей в городской среде.

Многогранность аспектов рассмотрения темы обусловлена, как проблемой гомогенных и агрессивных визуальных сред города, так и особенностью рукотворных графических надписей. Визуализация культуры, становление новых способов коммуникации и репрезентации, требует теоретического обоснования базовых художественных элементов рукотворных графических надписей в современной визуальной среде города.

Практическое применение: Крайне важно выявить теоретико-практические возможности базовых художественных элементов для внедрения практических заданий по созданию рукотворных графических надписей с учетом гомогенных и агрессивных визуальных сред в городе для студентов высших учебных заведений.

Ключевые слова: рукотворные графические надписи, шрифт, буква, точка, линия, плоскость, визуальная среда города.

Section 3. Theory and history of art - European Journal of Arts 2 (2021) - issn 2310-5666 -

Для цитирования: Пандырева Е. А. Базовые Художественные элементы как основа рукотворных Графических Надписей в Визуальной среде города // European Journal of Arts, 2021, №2. - С. 60-65. DOI: https://doi.org/10.29013/EJA-21-2-60-65

Постановка проблемы. В среде города рукотворные графические надписи широко используют визуально-графический язык - систему условных шрифтовых изображений, знаков и символов, предназначенная для передачи специальной информации от стихийных к арт-надписям. Поэтому, автор статьи обращает внимание на то, что при написании или создании букв, важно знать ее базовые художественные элементы. Это поможет понять конструкцию букв, последовательность написания, процесс формирования и зависимость рукотворных графических надписей от вида движения кисти, валика, аэрозольного баллончика и тому подобное.

Цель статьи: проанализировать базовые художественные элементы как основу рукотворных графических надписей в визуальной среде города.

Изложение основного материала. Логику художественного восприятия и психологию рождения художественного образа проанализировал в своем трактате «Живопись и элементы» А. Богомазов. Художник определяет начальные элементы разновидностей искусства. Согласно теории, первым элементом визуального искусства является линия. Вторым элементом - форма, третьим - содержание, то есть материал этого вида искусства. Исследователь В. Митченко основываясь на теории Богомазова, считает, что в каллиграфии первоэлементами визуального искусства является слово, буква и ее отдельные элементы. Четвертым элементом по теории Богомазова является среда, соотносительность всех элементов с этим пространством, где собственно возникает произведение искусства [3, С. 21].

Исследовательница Т. Иваненко считает, что графическими производными в рисованном шрифте является точка, линия, пятно и текстура [1, С. 57]. Похожие взгляды можно встретить в исследовании В. Кандинского «Точка и линия на плоскости». Точку автор называет первоэлементом живописи. «Геометрическая точка - знак молчания в написанном тексте. Она результат первого прикосновения (художественного) орудия с материальной плоскостью» [2]. Автор называет точку первоэлементом живописи, поскольку, увеличиваясь, она превращается в пятно - исходный материал для рисования. Линию Кандинский обозначает как вторич-

ный элемент. Она рождается во время движения как следствие уничтожения замкнутого покоя точки.

Линия - это прыжок из статики в динамику. Одним из важнейших свойств прямой линии является направленность движения. Движение слева направо воспринимается автором как таковой, постепенно замедляется. Проводя аналогию с шрифтовой композицией, горизонтальная линия следует за строкой - читают слева направо. Движение замедляется из-за необходимости считывать слова. Взгляд того, кто прочитывает строку в обратном направлении не обременен чтением, поэтому проходит быстрее.

Вертикальная линия стремится к разнонаправленному движению. Усилить или замедлить это движение можно горизонтальными штрихами или карабами, которые контролируют движение букв слева направо. Диагональные линии наклонены вправо, Василий Кандинский называет «гармоничными», а диагонали с углом наклона слева - дисгармоничными» [2]. Анализируя разновидности кривых линий: простой кривой и свободно волнообразной кривой считает, что «... простая кривая линия, подвергается постоянному боковом сжатию» [5]. Изгибаясь, линия активизирует белый цвет, попадает по линии округления Плоскость листа оживает и становится неоднородной. Свободно-волнообразная кривая линия - это кривая с равномерным чередованием положительного и отрицательного давления.

Английский художник и ученый Уильям Хогарт в трактате «Анализ красоты» [7] Б-образный знак назвал «линией красоты и привлекательности». Автор рассмотрел «линию красоты» как эстетическое понятие, в основе художественной композиции, символом сложности, разнообразия и внутреннего движения. В шрифтовом искусстве Б-образная линия больше известна в росчерках. Она может выступать как неотъемлемая часть тела буквы. Например, начальные и заключительные росчерки как отдельный элемент и, как элемент буквы; росчерк, который является продолжением верхнего или нижнего выносного элемента; росчерк, который вместе с выносными буквами является элементом заполнения межстрочного пространства [3, С. 121].

European Journal of Arts 2 (2021)

PREMIER

Publishing

Section 3. Theory and history of art

issn 2310-5666

Белорусский педагог и каллиграф П. Семчан-ка считает, что исключительную художественную значимость в шрифтовом искусстве составляют непрерывность движения, умение автора графически отобразить движение во всех его фазах. Линия это осознанный графический след на плоскости. Линия может быть нервно-рваной, со слабым или сильным нажимом, или быть фактурной, проведенной кистью по неровной поверхности стены и тому подобное. Также специалист отмечает важность при фиксировании начала и конца движения [4].

Рассматривая динамические и пространственные особенности кривых можно заметить более тесное взаимодействие с изобразительной плоскостью. Впервые на пространственное взаимодействие буквы с плоско-

стью обратил внимание В. Фаворский. Это явление он назвал «пространственным порядком шрифта» [6]. Схожие взгляды можно найти в трудах Георга Руубера, Рудольфа Арнхейма и других исследователей. В теоретическом очерке П. Семчанка объясняет это явление и называет его условной композиционной линией: «Каждый шрифт имеет свою визуальную опору» [4].

Российский дизайнер шрифта Юрий Гордон утверждает, что шрифт - это постоянный обман зрения. Геометрия букв подчинена оптике. Например, когда на любой поверхности в городской среде появляется любой композиционный элемент, то в сетчатке глаза происходит определенное возбуждение, иллюзия пространственного взаимодействия буквы и плоскости - это иррадиация.

Рисунок 1. Метрические особенности плоскости

Рассмотрим метрические особенности плоскости на ряде квадратов (Рис. 1). Первые две схемы отражают механизм выявления пространственности на изобразительной плоскости. В основе следующих схем - теория В. Кандинского о соотношении предмета и плоскости: а) Одинаковое количество черных и белых квадратов вызывает явление иррадиации. Так как белые и черные

квадраты меняются в условном пространстве листа, поэтому непонятно чего больше черного или белого. б) Иррадиация влияет на внутренне буквенное пространство и образует вокруг тела защитную ауру. Из-за этого создается многослойное условное пространство: сама буква, контур (окружающее поле) буквы, изобразительная плоскость. в) Плоскость является пассивной

Section 3. Theory and history of art - f^MIER European Journal of Arts 2 (2021)

- issn 2310-5666 -

относительно предмета. г) Плоскость начинает рабо- Выводы. Проанализированные базовые художе-тать (по П. Флоренскому - движущееся пространство). ственные элементы выявили важную роль при форд) Метр - простейшая форма ритма, равновесие между мировании рукотворных графических надписей в пространством и буквой. е) Ритм - средство гармонии визуальной среде города. Научная литература по пров любом произведении, один из основных элементов блеме исследования несмотря на отдельные тексты, на композиции. ж) Буква превращается в фактуру[3, C. 25]. сегодняшний день недостаточно изучена.

Список литературы

1. 1ваненко Т. Художньо-образш особливоси формоутворення акцидентного шрифту: дис. ... канд. мистецт-ворзнавства: 05.01.03.- Харкав. 2006.- 57 с.

2. Кандинский В. Точка и линия на плоскости.- Санкт-Петербург: Азбука. 2008.- 240 с.

3. Миченко В. Калiграфiя. Взаемопливи шрифпв. Теорiя i практика. Кирилиця i латиниця. 1стор1я i сучасшсть. -Кшв: Laurus. 2018. - 288 с.

4. Семчанка П. Мелодии каллиграфа.- Минск: Полымя. 1993.- 210 с.

5. Фаворский В. О Графике как основе книжного искусства. Литературно-теоретическое наследие.- Москва: Книга. 1988.

6. Фаворский В. Шрифт, его типы и связь иллюстрации со шрифтом. Литературно-теоретическое наследие.-Москва. 1988.

7. Хогарт В. Анализ красоты.- Москва: Азбука-классика. 2010.- 224 с.

Информация об авторах

Пандырева Елизавета Андреевна, аспирант кафедры теории и истории искусств; специальность: 023 «Изобразительное искусство, декоративное искусство, реставрация»; Харьковская государственная академия дизайна и искусств, г. Харьков, Украина

Адрес: 61115, Украина, г. Харьков, проспект Александровский 67, кв. 59 E-mail: [email protected]; тел. 096 25 34 254 ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5479-7700

E. A. PANDYREVA, 1

1 Kharkiv State Academy of Design and Arts, (Kharkov, Ukraine)

BASIC ARTISTIC ELEMENTS AS THE BASIS OF HAND-MADE GRAPHIC INSCRIPTIONS IN THE VISUAL ENVIRONMENT OF THE CITY

Abstract

Purpose of the research: to analyze the basic artistic elements as the basis of hand-made graphic inscriptions in the visual environment of the city.

Research methods: The article is based on a systems-analytical approach. The study used general scientific (theoretical and empirical) and special art criticism methods of scientific knowledge. The complex use of general scientific theoretical and empirical methods of scientific knowledge made it possible to analyze the basic artistic elements as the basis of hand-made graphic inscriptions in the visual environment of the city.

Research results: The analyzed basic artistic elements revealed an important role in the formation of hand-made graphic inscriptions in the visual environment of the city. The interaction of dynamic and spatial features of artistic elements is analyzed, and also the metric features of the plane are clarified using the example of pic. 1.

European Journal of Arts 2 (2021) - Section 3. Theory and history of art - issn 2310-5666 -

Scientific novelty: Inscriptions play a leading role in modern street space, since a characteristic feature of modernity is the dominance of visualization in reading information. This requires a search for new font images and expressive artistic and pictorial means for their implementation. Visualization of culture, the emergence of new ways of communication and representation, actualizes research on the development of hand-made graphic inscriptions in the urban environment.

The multifaceted aspects of the topic are due to both the problem of homogeneous and aggressive visual environments of the city, and the peculiarity of hand-made graphic inscriptions. Visualization of culture, the formation of new ways of communication and representation, requires a theoretical substantiation of the basic artistic elements of hand-made graphic inscriptions in the modern visual environment of the city.

Practical application: It is extremely important to identify the theoretical and practical possibilities of basic artistic elements for the implementation of practical tasks for the creation of hand-made graphic inscriptions, taking into account the homogeneous and aggressive visual environments in the city for students of higher educational institutions.

Keywords: hand-made graphic inscriptions, font, letter, dot, line, plane, visual environment of the city.

References

1. Ivanenko T. Artistic and figurative features of the formation of the accidental font: dis. ... cand. art studies: 05.01.03. - Kharkiv. 2006. - 57 p.

2. Kandinsky V. Point and line on the plane. - St. Petersburg: Alphabet. 2008. - 240 p.

3. Mitchenko V. Calligraphy. Font interactions. Theory and practice. Cyrillic and Latin. History and modernity. -Kyiv: Laurus. 2018. - 288 p.

4. Semchanka P. Calligrapher's melodies. - Minsk: Polymia. 1993. - 210 p.

5. Favorsky V. About Graphics as the basis of book art. Literary and theoretical heritage. - Moscow: Book. 1988.

6. Favorskiy V. Font, its types and connection of illustration with font. Literary and theoretical heritage. - Moscow: Book. 1988.

7. Hogarth V. Analysis of beauty. Moscow: Alphabet-Classics. 2010. - 224 p.

Information about the authors

Elizaveta Andreevna Pandyreva, post-graduate student of the Department of Theory and History ofArts; specialty: 023 «Fine arts, decorative arts, restoration»; Kharkov State Academy of Design and Arts, Kharkov, Ukraine Address: 61115, Ukraine, Kharkov, Aleksandrovsky prospect 67, apt. 59 E-mail: [email protected]; Tel.: 096-25-34-254 ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5479-7700

пАндиревАе. а., 1

1 Хартвська державна академiя дизайну i мистецтв, (Хар^в, Украша)

БАЗОВ1 ХУДОЖН1 ЕЛЕМЕНТИ ЯК ОСНОВА РУКОТВОРНИХ ГРАФ1ЧНИХ НАПИС1В У В1ЗУАЛЬНОМУ СЕРЕДОВИЩ1 М1СТА

Анотацш

Мета дошдження: проанамзувати базов1 художш елементи як основу рукотворних графiчних напиав у вiзуaльному середовищi мшта.

Section 3. Theory and history of art - f^MIER European Journal of Arts 2 (2021) - issn 2310-5666 -

Методи дошдження: Стаття побудована на основi системно-аналтгичного тдходу. У досл1дженш застосо-вано загальнонауковi (теоретичнi та емпiричнi) i спещальш мистецтвознавчi методи наукового пiзнання. Комп-лексне використання загальнонаукових теоретичних та емшричних метод1в наукового пiзнання дозволило про-анал1зувати базовi художнi елементи як основу рукотворних графiчних напиав у вiзуальному середовищi мiста.

Результати дошдження: Проаналiзованi базовi художнi елементи виявили важливу роль при формуван-нi рукотворних графiчних написiв у вiзуальному середовищi мiста. Проанал1зовано взаемодш динамiчних i просторових особливостей художшх елементiв, а також з'ясовано метричш осо6ливост1 площини на прикладi (мал. 1).

Наукова новизна: Пров1дну роль в сучасному вуличному простор1 грають написи, тому що характерною рисою сучасносп е домшування в1зуал1зацп у зчитуванш шформацп. Це вимагае пошуыв нових шрифтових образiв i виразних художшх i образотворчих засобiв для 1х втiлення. Вiзуал1зацiя культури, становлення нових спосо61в комунiкацГi та репрезентацп, актуалiзуе дослiдження розробки рукотворних граф1чних напийв в м1ському середовищi.

Багатограншсть аспектiв розгляду теми обумовлена, як проблемою гомогенних i агресивних в1зуальних середовищ мiста, так i особлив1стю рукотворних графiчних напийв. Вiзуал1зацiя культури, становлення нових способ1в комунiкацГi та репрезентацп, вимагае теоретичного обгрунтування базових художшх елеменпв рукотворних граф1чних напиав в сучасному вiзуальному середовищ! м1ста.

Практичне застосування: вкрай важливо виявити теоретико-практичнi можливост1 базових художшх елеменпв для впровадження практичних завдань з1 створення рукотворних графiчних напийв з урахуванням гомогенних i агресивних вiзуальних середовищ в м1ст1 для студенпв вищих навчальних закладiв.

Ключовi слова: рукотворн1 графiчнi написи, шрифт, л1тера, крапка, л1н1я, площина, вiзуальне середовище мiста.

Список литератури

1. 1ваненко Т. Художньо-образш Особливост1 формоутворення акцидентш шрифту: дис. ... канд. м1сте-цтворзнавства: 05.01.03. - Харк1в. 2006. - 57 с.

2. Кандинський В. Точка i л1н1я на площин1. - Санкт-Петербург: Азбука. 2008. - 240 с.

3. М1тченко В. Кал1граф1я. Взаемопл1в1 шр1фт1в. Теор1я i практика. Кирилиця и латиниця. 1стор1я i сучасн1сть. - Кшв: Laurus. 2018. - 288 с.

4. Семчанка П. Мелодп кал1графа. - М1нськ: Полум'я. 1993. - 210 с.

5. Фаворський В. Про Граф1ку як основ1 книжкового мистецтва. Л1тературно-теоретична спадщина. - Москва: Книга. Тисяч1 дев'ятсот вiсiмдесят в1с1м.

6. Фаворський В. Шрифт, його типи i зв'язок iлюстрацГi з1 шрифтом. Л1тературно-теоретична спадщина. -Москва. Тисяча дев'ятсот вюмдесят в1с1м.

7. Хогарт В. Анал1з краси. - Москва: Азбука-классика. 2010. - 224 с.

1нформац1я про авторш

Елизавета АндрИвна Пандирева, асп1рант кафедри теорп та 1сторй мистецтв; спещальшсть: 023 «Образот-ворче мистецтво, декоративне мистецтво, реставрац1я»; Харк1вська державна академ1я дизайну i мистецтв, м Харк1в, Украi'на

Адреса: 61115, Укра1на, м. Харк1в, проспект Олександр1вський 67, кв. 59 E-mail: [email protected]; Тел. 096-25-34-254 ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5479-7700

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.