БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ДОЛГОСРОЧНОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ТРАНСПОРТНОЙ ГРУППЕ FESCO
Кулешова Е.А., к.э.н., доцент, начальник планово-экономического отдела ОАО «Дальневосточное морское пароходство», филиал в
г. Владивостоке
Фисенко А.И., д.э.н., профессор, зав. кафедрой финансов Института экономики и управления на транспорте Морского
государственного университета им. адм. Г.И. Невельского
В статье изложены основные положения организации системы долгосрочного финансового планирования в транспортной группе. Рассмотрен пример разработки долгосрочного финансового плана на примере построения и анализа регламента и основных элементов технологии актуализации долгосрочной финансовой модели Морского дивизиона Транспортной группы FESCO.
Ключевые слова: долгосрочное финансовое планирование, долгосрочная финансовая модель, транспортная группа, актуализация финансовой модели.
BASIC ASPECTS OF LONG-TERM CARE FINANCIAL PLANNING IN THE TRANSPORT GROUP FESCO
Kuleshova E., Candidate of Economics, Assistant Professor, Head of Planning and Analysis Department of Far-Eastern Shipping Company
(FESCO), Vladivostok Branch
Fisenko A., Doctor of Economics, Professor, Head of Finance Department of Institute of Economics and Transport Management of Maritime
State University named after Admiral G.N. Nevelskoy
This article examines the fundamentals of the organization of the long-term financial planning system in the Transport Group. An example of the development of long-term financial plan for the sample design and analysis of rules of _procedure and the main elements of a long-term technology update financial model Marine Division FESCO.
Keywords: long-term financial planning, long-term financial model, the transport group, updated financial model.
Долгосрочное финансовое планирование в компании - это процесс составления долгосрочного финансового плана (ДФП) в виде сводного прогноза основных финансовых показателей деятельности хозяйствующего субъекта в течение выбранного горизонта долгосрочного планирования. Особенно важное и непреходящее значение имеет ДФП для крупных и крупнейших компаний в различных отраслях национальной экономики. Масштаб бизнеса таких компаний предполагает наличие стратегии развития на среднесрочный и долгосрочный период, имеющий цифровое выражение в долгосрочном плане. Без него невозможно долгосрочное и масштабное финансирование инвестиционного развития бизнеса, контроль за соблюдением ключевых финансово-экономических кове-нант. Значение финансового планирования состоит в том, что оно воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей, предоставляет возможности определения жизнеспособности финансовых проектов и служит инструментом получения внешнего финансирования.
Одной из таких крупнейших транспортных компаний современной России является группа компаний FESCO. FESCO - это крупнейший национальный интермодальный транспортный оператор, и - одновременно - транспортно-логистическая группа компаний, объединяющая возможности морского, железнодорожного, автомобильного транспорта и портового обслуживания, и владеющая развитой сетью офисов по всему миру.
Объём морских линейных перевозок группы FESCO по итогам 9 месяцев 2011 года составил соответственно 282 259 ТЕи (внешняя торговля) и 45 830 ТЕи (каботаж) по сравнению с 220 249 ТЕи и 49 227 ТЕи за 9 месяцев 2010 года соответственно. Железнодорожные перевозки контейнерных грузов в январе-сентябре 2011 года составили 185 788 ТЕи, а объём экспедирования достиг 33 526 ТЕи. FESCO - один из ведущих независимых частных операторов железнодорожного подвижного состава в России с ежегодным грузооборотом в размере 35 млрд тонно-километров и объёмом железнодорожных перевозок свыше 25 млн тонн. Компании, входящие в Транспортную группу FESCO, имеют филиалы и представительства в 25 городах России и СНГ, а также др. городах мира.
Выручка Транспортной группы (рассчитанная в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности - МСФО-) за 2011 год составила 1 028 755 тыс. долл., а чистая прибыль -29 137 тыс. долл.
В настоящее время под управлением Морского дивизиона FESCO находится собственный флот из 22 судов, общим дедвейтом 262,5 тыс. тонн, в том числе 14 контейнеровозов, 5 универсальных судов и 3 судна «ро-ро», железнодорожный парк из 19 тыс.
вагонов, включающий 4082 фитинговых платформ для контейнеров, парк собственных контейнеров (19,2 тыс. ед. ТЕи), а также портовые наземные терминальные мощности. Группа осуществляет различные виды перевозок контейнеров и навалочных грузов, как по территории России, так и за рубежом
Кроме того, 4 арендованных ледокола FESCO обеспечивают ледокольную проводку судов в районе Дальнего Востока России, восточном секторе Арктики, Балтийском бассейне и Антарктике, а также обслуживают крупнейшие нефтегазовые компании, ведущие морскую добычу углеводородов в дальневосточном регионе.
Стратегия развития группы нацелена на создание единого и мощного интегрированного транспортного и логистического оператора, специализирующегося в сфере контейнерных перевозок и оказывающего потребителям полный спектр услуг по транспортировке грузов «от двери к двери» всеми необходимыми видами транспорта. В период с 2004 года группа совершила ряд приобретений российских транспортных компаний. По состоянию на начало 2012 года, помимо ОАО «ДВМП», в группу FESCO входят железнодорожные операторы «Русская Тройка» (50%), «Дальрефтранс» и «Трансгарант», а также ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (96%) и ООО «Владивостокский контейнерный терминал» (100%). Также FESCO владеет 21,7% акций ОАО «ТрансКонтейнер», лидера российского рынка железнодорожных контейнерных перевозок. В рамках реализации своей стратегии, FESCO рассматривает различные возможности по дальнейшему развитию контейнерного бизнеса, в том числе увеличение доли в уставном капитале ОАО «ТрансКонтейнер» до контрольной.
В декабре 2012 года Группа «Промышленные инвесторы» закрыла сделку по продаже контрольного пакета в FESCO Группе «Сумма», которая сегодня является основным собственником компании.
Сегодня в Группу входят следующие ключевые компании-участники:
1. ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (ОАО «ДВМП») - одно из старейших и крупнейших транспортных предприятий России, основанное в 1880 году. ОАО «ДВМП» владеет морским флотом транспортной группы, осуществляет коммерческое управление и оперирование универсальным, балкерным и специализированным флотом, обеспечивает технический менеджмент флота и навигацию судов Транспортной группы FESCO.
2. ОАО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» - единый логистический оператор в рамках Транспортной Группы FESCO, предлагающий интермодальные схемы и комплексные логистические решения по доставке грузов морским, железнодорожным и автомобильным транспортом по территории стран СНГ, Азии и Европы.
3. ОАО «Трансгарант» — компания, оказывающая услуги по перевозке железнодорожным транспортом грузов промышленного назначения.
4. ОАО «Русская Тройка» — компания, созданная на паритетных началах с РЖД, обеспечивающая перевозки контейнерных грузов маршрутными блок-поездами, один из лучших частных независимых операторов вагонов и диверсифицированного подвижного состава 13 различных типов.
5. ООО «FESCO ESF, Ltd.» — совместное предприятие с ESF Euroservices, осуществляющее сервис по фидерной перевозке контейнеров в Балтийском регионе.
6. ОАО «Дальрефтранс» — оператор рефрижераторных контейнерных перевозок на Дальнем Востоке, оказывающий услуги по транспортно-экспедиторскому обслуживанию режимных грузов в рефрижераторных контейнерах с использованием морского, железнодорожного и автомобильного транспорта.
7. ОАО «Владивостокский морской торговый порт».
8. ООО «Владивостокский контейнерный терминал».
Для базовой компании Транспортной группы FESCO - ОАО «ДВМП» - долгосрочный финансовый план представляет собой сводный прогноз основных финансовых показателей деятельности компаний Транспортной группы FESCO (далее - Группы) в течение определённого горизонта долгосрочного планирования. Транспортная группа в настоящее время включает в себя (как это было показано выше) ОАО «ДВМП» и компании, признаваемые его дочерними, ассоциированными и совместными предприятиями с участием ОАО «ДВМП» в соответствии с МСФО, т.е. стандартами финансовой отчётности и разъяснительными документами к ним, выпускаемыми Советом по международным стандартам финансовой отчётности (International Accounting Standards Board, IASB).
Одним из центральных понятий в системе ДФП выступает понятие сегмента бизнеса, который представляет собой выделяемую часть деятельности Группы по производству определённой продукции или оказанию определённых услуг, или группы связанных видов продукции или услуг, для которой характерны риски и доходность, отличные от рисков и доходности других сегментов бизнеса. ДФП формируется по каждому сегменту бизнеса группы (морскому, логистическому, железнодорожному и портовому), а затем консолидируется единую долгосрочную финансовую модель группы.
Другими важнейшими понятиями в действующем порядке формирования и реализации ДФП Группы являются следующие.
Пользователи ДФП (далее - пользователи) - это акционеры ОАО «ДВМП»; организации, предоставляющие долговое (заёмное) финансирование предприятиям Группы; руководство ОАО «ДВМП» и других предприятий Группы; исследовательские организации и рейтинговые агентства; другие категории лиц (при необходимости).
Текущий бюджетный год - последний финансовый год, на который в данный момент утверждены финансовые бюджеты ОАО «ДВМП» в соответствии с действующим Бюджетным регламентом.
Горизонт планирования - текущий бюджетный год и 8 лет, следующих за текущим бюджетным годом.
Шаг планирования- квартал, шаг актуализации - 6 месяцев.
Итоговые формы ДФП - формы, содержащие следующую информацию: а) формы финансовой отчетности; б) расчёт финансовых коэффициентов; в) расчёт значений и проверка соблюдения нормативов финансового состояния по консолидированной отчётности.
Формы финансовой отчётности - укрупненные прогнозы консолидированной финансовой отчётности Группы по МСФО (баланс, отчёт о прибылях и убытках, отчёт о движении денежных средств) в течение горизонта планирования с установленным шагом планирования.
Финансовые коэффициенты - это набор стандартных показателей финансового состояния Группы, рассчитываемых на основании форм финансовой отчётности. Для формирования ДФП используются следующие группы финансовых коэффициентов:
1) показатели ликвидности: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности;
2) показатели управления активами: средний срок сбора дебиторской задолженности (в днях), оборачиваемость основных средств, оборачиваемость активов;
3) коэффициенты управления задолженностью: коэффициент задолженности коэффициент покрытия процентов;
4) показатели рентабельности: рентабельность продаж, рентабельность активов, способность активов приносить прибыль, рентабельность собственного капитала;
5) рыночной стоимости: «цена акций/чистая прибыль», «рыночная капитализация/чистые активы по балансу» и др.
Центром организации работы по ДФП в Группе является финансово-экономический департамент (ФЭД) ОАО «ДВМП», основными функциями которого являются:
а) осуществление организации общего процесса долгосрочного финансового планирования и актуализации показателей Группы;
6) формирование и актуализация проекта долгосрочного мастер-бюджета;
в) организация методического обеспечения процессов ДФП;
г) анализ и планирование финансово-экономических показателей ДФП.
Для характеристики использования плановых данных в ФЭД ОАО «ДВМП» используют следующие взаимосвязанные понятия.
Плановое обновление ДФП, т.е. обновление исходных данных ДФП, осуществляемое три раза в год: при подготовке годового бюджета Группы, на основе полугодовой финансовой отчётности Группы и на основе годовой финансовой отчётности Группы, и внеплановое обновление ДФП, представляющее собой обновление исходных данных ДФП в период между плановыми обновлениями.
Основным понятием, характеризующим состояние экономических, финансовых и хозяйственных операций Группы на текущий момент, выступает понятие текущей версии ДФП. Она представляет собой такую версию ДФП, которая учитывает фактическую и планируемую картину указанных операций Группы на текущий момент, утвержденных CFEO ОАО «ДВМП».
Основной целью ДФП является обеспечение пользователей финансово-экономической информацией для принятия и контроля выполнения решений, существенно влияющих на благосостояние стратегических инвесторов Группы. Исходя из этой цели, основными задачами ДФП в предоставлении пользователям информации являются: построение форм финансовой отчётности; расчёт финансовых коэффициентов, а также расчёт значений и проверка соблюдения нормативов финансового состояния Группы по консолидированной отчётности.
В ОАО «ДВМП» определён следующий порядок формирования и актуализации ДФП. Он включает в себя следующие основные положения.
1. Структурно ДФП состоит из финансовой модели нескольких сегментов, отражающих дивизиональное построение Группы. Разбивка компаний по сегментам Группы ежегодно указывается в бюджетном послании Президента Группы.
Ежегодно в бюджетном послании устанавливается согласованный для работы валютный курс для текущего года, а планирование на последующие годы осуществляется на основании экспертных оценок.
2. Плановое обновление ДФП осуществляется в соответствии с графиками документооборота Группы, а форматы представления данных центрами финансовой ответственности (ЦФО) по сегментам для обновления ДФП в ходе подготовки годового бюджета Группы готовятся в соответствие с утверждёнными в Группе формами.
Решение о необходимости внепланового обновления ДФП принимает CFEO ОАО «ДВМП».
3. ДФП утверждается CFEO ОАО «ДВМП» после каждого обновления, а текущая версия ДФП (после её утверждения) предоставляется правлению ОАО «ДВМП» и совету директоров Группы.
4. Решение о предоставлении ДФП или отдельных его частей другим пользователям (помимо указанных в предыдущем пункте) принимает CFEO ОАО «ДВМП» по экономике и финансам.
5. В течении трёх дней после утверждения советом директоров аудированного отчёта Группы, Бухгалтерский департамент ОАО «ДВМП» предоставляет отчет в ФЭД. ФЭД ОАО «ДВМП» осуществляет архивное хранение (в электронном виде) всех утвержденных версий ДФП и исходных данных к ним с обязательным созданием резервной копии архива.
Рассмотрим более подробно основные моменты реализации системы ДФП в Группе на примере анализа регламента и основных элементов технологии актуализации долгосрочной финансовой модели (ДФМ) Морского дивизиона Транспортной группы (МДТГ) FESCO, которая уже реализуется в компании.
Дивизион - это совокупность компаний Группы, сформирован-
ная по признаку их принадлежности к одной отрасли. В своей совокупности дивизионы охватывают все компании Группы.
Долгосрочная финансовая модель Морского дивизиона Транспортной Группы (ДФМ МДТГ) FESCO представляет собой сводный детализированный прогноз его финансово-хозяйственной деятельности, оформленный в виде единого файла в формате Excel. При этом, используется методика формирования ДФП в Excel фирмы Operis (Великобритания).
Актуализация долгосрочной финансовой модели МДТГ предполагает приведение базы и входных параметров ДФП в соответствие фактическим и/или ожидаемым хозяйственным операциям МДТГ и Группы в целом, параметрам внешней среды МДТГ и Группы, данным текущего утвержденного краткосрочного плана финансово-хозяйственной деятельности МДТГ и Группы, а также требованиям регламента актуализации ДФП МДТГ (далее - регламента). Цель актуализации ДФМ МДТГ заключается в приведении её (модели) в соответствие с текущим бюджетом, утвержденным Советом директоров Группы и актуализации прогнозов хозяйственной деятельности МДТГ в течение периода, включенного в ДФМ МДТГ.
Шаг ДФП определён периодом в один квартал, а горизонт ДФП установлен в интервале от 5 до 8 лет, в зависимости от установленного формата текущей версии ДФМ МДТГ.
Порядок актуализации данных, включенных в состав ДФМ МДТГ FESCO, предполагает последовательную реализацию следующих мероприятий.
В течение 5 дней с момента вынесения решения Совета директоров ОАО «ДВМП» об утверждении бюджета Группы, а также в случае внепланового обновления ДФМ Группы, Бюджетный центр (БЦ) МДТГ начинает актуализацию ДФМ МДТГ.
Далее. По запросу БЦ МДТГ и/или ЦФО, уполномоченными департаментами ОАО «ДВМП», а, при необходимости, и иными компаниями Группы предоставляются производственные расшифровки к бюджету и для периода, установленного ДФМ. Срок пре-
доставления необходимых данных составляет согласно регламенту не более 10 дней после получения запроса БЦ.
ЦФО, уполномоченными департаментами, БЦ ОАО «ДВМП»,
и, при необходимости, иными компаниями Группы формируются и предоставляются в БЦ МДТГ следующие прогнозные данные для актуализации ДФМ МДТГ FESCO:
1. Прогноз уровней ТЧЭ по судам на период, ограниченный горизонтом ДФМ.
2. Кредитный план для МДТГ на период, ограниченный горизонтом ДФМ.
3. Прогноз осуществления внутригрупповых отношений займов и прогноз процентных доходов.
4. Прогноз расходов на классификационный и доковый ремонт флота.
5. Прогноз списания/продажи флота в течение периода, включенного в ДФМ МДТГ.
6. Прогноз капитализируемых расходов на строительство флота и платежей на судостроительные верфи, ожидающихся в течение периода, включенного в ДФМ МДТГ.
7. Прогноз движения прочих основных средств на период, включенный в ДФМ МДТГ.
Подготовка данных для актуализации ДФМ МДТГ осуществляется в соответствии с графиком документооборота.
После получения от ЦФО, уполномоченных департаментов и иных компаний Группы информации, необходимой и достаточной для актуализации ДФМ МДТГ, его БЦ осуществляет обработку, форматирование, сверку и дополнительное уточнение данных, и в течение 15 дней передает актуализированную ДФМ в БЦ Группы. Далее, актуализированная модель направляется заинтересованным пользователям.
Таким образом, ДФМ является гибким инструментом контроля акционеров и внешних инвесторов за уровнем капитализации, эффективности и платежеспособности компании в долгосрочной перспективе.
КОНТЕЙНЕРИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Жаков В.В., аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» (МИИТ)
В статье рассмотрено влияние внедрения контейнеризации и современных логистических технологий на безопасность и конкурентоспособность железнодорожного транспорта. Также представлены основные технологии управления конкурентоспособностью на железнодорожном транспорте.
Ключевые слова: транспорт, безопасность на транспорте, контейнерные перевозки, транспортные коридоры, логистические технологии, конкурентоспособность на транспорте.
CONTAINERIZATION AS THE FACTOR OF SAFETY AND COMPETITIVENESS OF RAIL TRANSPORT
Zhakov V., the post-graduate student, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Moscow State University of
Railway»
The paper considers the influence of the introduction of containerization and modern logistics technologies for security and competitiveness of rail transport. Also shows the main control technology to compete in the railway sector.
Keywords: transportation, security, transport, container transport, transport corridors, logistics technology, the competitiveness of transport.
В условиях усиления конкурентного давления на участников рынка транспортных услуг необходимо с большей четкостью методически увязывать в единой системе параметры безопасности, качества и конкурентоспособности перевозок.
Известно, что уровень технологической безопасности составляет фундаментальную основу экономической безопасности организаций, коллективов и экономики страны в целом. В свою очередь, достаточно устойчивые в экономическом отношении компании способны привлечь в сферу хозяйственной деятельности и своего влияния все виды ресурсов, необходимых для формирования конкурентных преимуществ, а следовательно - для повышения конкурентоспособности, развития инновационного климата и роста стоимости бизнеса.
Очевидно, что одной из наиболее значимых задач, стоящих перед государствами “Пространства 1520”, является развитие безопасной транспортной инфраструктуры и, в частности, железнодорожного транспорта как залога укрепления и роста национальных экономик.
При этом единство ширины колеи, а также осуществляемая сторонами работа по соблюдению единых принципов технического регулирования на “Пространстве 1520” определяют основные преимущества железнодорожного комплекса как Центрального элемента евразийской транспортной системы, обеспечивающей развивающиеся торговые связи между мировыми геополитическими и геоэкономическими центрами.
Активная интеграция государств “Пространства 1520” в систе-