Экономика и управление
базовая модель социально-экономического развития региона (теоретический аспект)
В.П. ГОРШЕНИН, доктор экономических наук, декан международного факультета
Т.Н. МЫЗНИКОВА, кандидат экономических наук, доцент Южно-Уральский государственный университет,
г. Челябинск
В статье рассматривается базовая модель социально-экономического развития региона. Это инструмент формирования его стратегического развития на основе нормативных (контрольных) показателей, обозначенных перспектив развития, исходя из имеющихся ресурсов. Предлагаемая модель с учетом международных и отечественных рекомендаций по оценке развития регионов включает критерии, ограничивающие функционирование региона, регулирующие факторы и результирующие параметры. Предполагается, что разработанная модель позволит регионам создать самовыравнивающуюся систему развития регионов.
Ключевые слова:регион, экономическое и социальное развитие, базовая модель.
Регион, как любой хозяйствующий субъект, не может обходиться без программ стратегического и оперативного развития. Именно развитие является ключевым фактором, обеспечивающим, как минимум, сохранение существующего экономического, социального, промышленного и политического состояния и статуса региона. Темп роста каждого из компонентов позволяет оценить: развивается регион или находится в состоянии стабилизации. Отсутствие положительной динамики критериев оценки состояния региона свидетельствует о застойных явлениях, гарантирующих постепенное ухудшение во всех сферах его жизни и, как следствие, — ведет к дестабилизации в экономической и социальной сферах.
Мониторинг экономической литературы позволяет утверждать, что единого мнения по поводу опре-
деления «регион» не существует. При этом категория «регион» характеризуется с различных позиций. В рамках географической трактовки регион определяется как часть земной поверхности со специальными физико-географическими параметрами, как территориальная единица, определяемая географическими рубежами. Экономическая трактовка подразумевает под регионом часть территории с определенной системой связей между хозяйственными субъектами, то есть подсистему всего социально-экономического комплекса страны, сложный территориально-экономический комплекс со своей структурой связей с внешней и внутренней средой. Социально-политическая трактовка региона характеризует его в качестве социально-территориальной общности, то есть совокупности социальных, экономических, политических факторов развития территории. Она включает такие характеристики, как: этнический состав населения, трудовые ресурсы, социальная инфраструктура, социально-психологический климат, политические аспекты развития региона, культурные факторы и т. д. Примерно так, с трех позиций, дается характеристика категории «регион» свободной энциклопедией «Википедия» [1].
В настоящей работе предлагается базовая модель развития региона с учетом как географической, так и социально-экономической трактовок. Политический аспект не рассматривается.
Актуальность построения базовой модели, включающей механизм социально-экономичес-
кого развития региона, объясняется обширностью территории Российской Федерации, многообразием природно-климатических зон, неоднородностью, как в количественном, так и в национальном составе населения. Как следствие этих различий, в стране к началу 2009 г. более половины субъектов Федерации имеют статус депрессивных регионов. Кроме того, мировой экономический кризис, начавшийся в середине 2008 г., осложнил положение и в наиболее удачных на то время территориях.
Несмотря на благоприятную обстановку на мировых рынках (высокие цены на углеводороды, металл и другие экспортируемые товары), еще в начале 2000-х гг. Правительство России было озабочено проблемой неравного развития регионов. Этим обусловлено создание концепции «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» и федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002—2010 гг. и до 2015 г.) (далее — Программа), в которых основной акцент делается на выравнивание социально-экономического состояния областей, в том числе и за счет бюджетных средств.
Основной задачей Программы является не только формирование условий для развития регионов, социально-экономические показатели которых ниже средних по стране, но и создание благоприятной предпринимательской среды и улучшения инвестиционного климата. При этом исполнители Программы выбираются на конкурсной основе, а общий объем финансирования предполагает 66 323,3 млн руб., в том числе из средств федерального бюджета запланировано выделить 12 413,3 млн руб., из бюджетов субъектов Федерации — 15 168 млн руб., из средств внебюджетных источников — 38 742 млн руб.
Ожидается, что в ходе реализации Программы рост валового национального продукта на душу населения с учетом покупательной способности и доходов на душу населения в регионах должно возрасти в 2 раза к 2010 г. и в 3 раза — к 2015 г.; а сокращение доли населения, живущего за чертой бедности, должно сократиться на 15 % в 2010 г. и на 25 % - в 2015 г.
Распределение средств Фонда регионального развития (далее - Фонд) в период начала реализации Программы свидетельствует, что почти половина (51,2 % в 2000 г. и 45,1 % в 2001 г.) из них направлялись на строительство жилья для наименее защищенной в социальном плане части населения
(беженцы, переселенцы, дома инвалидов и т. д.).
Треть средств фонда планировалось направить на строительство объектов линейной инженерной инфраструктуры (энерго-, водо-, тепло-, газоснабжения, трубопроводного, железнодорожного транспорта и аэропортов). На поддержку же науки, культуры и производства отводилось менее 10 % (9,4 % в 2000 г. и 6,7 % - в 2001 г.) [3].
Очевидно, что приоритетными в Программе являются два первых направления в развитии регионов.
В качестве оценки социально-экономического состояния региона Программой предусмотрены следующие показатели:
— объем производства промышленной продукции на душу населения;
— оборот розничной торговли на душу населения;
— собственные бюджетные доходы на душу населения;
— объем инвестиций в основной капитал на душу населения;
— соотношение денежных доходов на душу населения и величины прожиточного минимума;
— объем внешнеторгового оборота на душу населения;
— уровень зарегистрированной безработицы.
Программой определяется перечень индикаторов оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по следующим нормированным показателям развития субъектов Российской Федерации:
1) валовой региональный продукт на душу населения (тыс. руб.):
ВРП 1
ВРП, =-
(1)
N КУ
где ВРП — валовой региональный продукт; N — численность населения; КУ — коэффициент уровня покупательной способности;
2) объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. руб.):
ИН
1
ИН, = - ,
' N К - Уд
(2)
где ИН — объема инвестиций за счет средств всех источников финансирования;
N — численность населения;
К — Уд — коэффициент удорожания капитальных затрат;
3) показатель финансовой обеспеченности на душу населения на основе показателей финансо-
вого баланса (тыс. руб.), определяемый как отношение показателя финансовой обеспеченности субъекта Российской Федерации (рассчитывается на основе показателей финансового баланса в соответствии с методическими рекомендациями по составлению финансовых балансов субъектов Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 21.04.1999 № 199, как доходы субъекта Российской Федерации с учетом взаиморасчетов с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами региона) к численности населения (Ш);
4) соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума (в процентах), определяемое по формуле:
СрДД
СрДД, =-
(3)
ПрМИН
где СрДД — величина среднедушевых денежных доходов населения;
ПрМИН — величина среднедушевого прожиточного минимума;
5) доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения (в процентах), по данным Федеральной службы государственной статистики (для расчетов применяется обратный показатель);
6) площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя (м кв.), по данным Федеральной службы государственной статистики;
7) обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (к-во мест на 1 тыс. детей дошкольного возраста);
8) обеспеченность школами — доля учащихся, обучающихся во 2-ю и 3-ю смены (в процентах), по данным Федеральной службы государственной статистики (для расчетов применяется обратный показатель);
9) выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями (к-во специалистов на 10 тыс. чел. населения);
10) обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом (к-во специалистов на 10 тыс. чел. населения);
11) обеспеченность населения амбулатор-но-поликлиническими учреждениями (к-во посещений в смену на 10 тыс. чел. населения), по данным Федеральной службы государственной статистики.
Кроме того, Программой развития отдельных стран, предлагаемой ООН в качестве оценки, рекомендуется использовать индекс развития человека.
Учитывая рекомендованные на международном и федеральном уровнях методики оценки развития региона, считаем, что в сложившихся экономических условиях они могут быть дополнены.
Как установлено в процессе исследования, регионам необходима стратегия развития производства, населения и научного потенциала территории, определяемая политическими, географическими, экономическими, демографическими и экологическими условиями. Эти условия, в свою очередь, формируют производственные, социальные, научные и финансовые потребности региона.
Формируя теоретические основы модели оценки социально-экономического состояния региона, при создании методики этой оценки предполагаем, что конечный результат деятельности региона (валовой региональный продукт) будет зависеть, в первую очередь, от состояния его инновационного и интеллектуального ресурсов, которые также имеют тесную взаимосвязь.
Исходя из целей, стоящих перед региональной администрацией, задач, решаемых предлагаемой моделью, и компонентов, ее формирующих, можно предположить, что базовая модель социально-экономического развития региона — это инструмент формирования его стратегического развития, на основе нормативных (контрольных) показателей, установленных исходя из имеющихся ресурсов и обозначенных перспектив развития.
Следовательно, в базовую модель социально-экономического развития региона предполагается включить три группы факторов:
— предельно допустимые значения факторов, ограничивающие условия функционирования модели;
— оптимальные значения, обеспечивающие наиболее экономически и социально целесообразные значения для развития;
— контрольные значения, осуществляющие не только управление, но и являющиеся регулятором, если результат будет отклоняться от оптимальных значений.
Первая группа как совокупность предельно допустимых значений может быть описана формулой:
К = ^^^^ПЕ^сТьОНт!, (4)
где d, Ь, п, с, а, т — весовой коэффициент значимости фактора (определяется для каждого региона эмпирическим путем);
Р — фактор политической стабильности в регионе;
G — фактор географического состояния;
Е — фактор экономического развития;
D — демографическая характеристика региона;
Н — экологическая характеристика;
I — фактор инновационного развития.
Представленные в формуле (4) факторы имеют собственную методику расчета, и предельные значения этих факторов стремятся к нулю. На практике К1 никогда не достигнет предельного значения, так как ни один из обозначенных факторов никогда не достигнет идеала и не будет равен нулю.
К2, рассчитанный по формуле (5), позволяет определить оптимальное значение для второй группы факторов, характеризующих экономическое и социальное развитие региона. За основу принимаем формулу (1) из Методики федеральной целевой Программы [3] (далее — Методика), но в числителе валовой региональный продукт заменяется на совокупность трех компонентов:
— прирост регионального валового продукта (ДВРП);
— прирост научной базы (ДНБ), как сумму приростов показателей, характеризующих академическую науку (высшую школу), исследовательскую и прикладную компоненту в науке;
— прирост совокупного коэффициента, характеризующего социальную сферу (ДСС), в которую включаем показатели, рекомендованные к расчету Методикой [3].
ДВРП■ДНБ ■ДСС 1
(5)
К 2 =
N
КУ
G
E <■
где N — численность населения в регионе;
КУ — коэффициент уровня покупательной способности.
Также при расчете прироста совокупного коэффициента, характеризующего социальную сферу, используем критерии и показатели инновационного потенциала фирмы, разработанные В. П. Горшениным [2].
Дополнительно в базовую модель вводим управленческий аспект (К3), так как именно от качества управления зависит, в конечном счете, экономичность, рациональность и оптимальность затрат на функционирование и развитие региона. Управленческий аспект (К3) определяем, взяв за основу оценку эффективности информационного потока [2].
Интегральный показатель, характеризующий уровень социально-экономического развития региона, есть произведение трех его составляющих:
к = ккк (6)
инт 12 3 4 '
На рис. 1 представлено графическое изображение базовой модели социально-экономического развития региона.
Каждая грань конуса представляет собой фактор ограничения. Ширина граней и угол их наклона к
P — фактор политической стабильности в регионе; G — фактор географического состояния; D — демографическая характеристика региона; H — экологическая характеристика; E — фактор экономического развития.
ДВРП, А СС, АНБ — прирост валового регионального продукта, уровней социальной сферы и научной базы региона
Рис. 1. Графическое представление базовой модели социально-экономического развития региона
плоскости определяют величину каждой из внутренних плоскостей, расстояние между которыми зависит от качества управления (коэффициента К3).
Высота конуса зависит от уровня инновационного развития региона, который определяется предельным значением обратного коэффициента фактора (1/7). Чем меньше высота конуса, тем ближе плоскости друг к другу, тем эффективнее функционирует регион.
Регион, как и любой хозяйствующий субъект, развивается по законам экономических циклов. Переходными (критическими) точками из одной фазы развития в другую являются ядра в каждом воспроизводственном цикле, которые выражают сущность данной социально-экономической системы. При построении базовой модели развития региона необходимо идентифицировать эти потенциальные точки роста и своевременно выявить формирующуюся структуру новой большой системы.
С учетом основных положений графической модели инновационных циклов В. П. Горшенина [2] удаленность плоскостей (прирост валового регионального продукта, уровней социальной сферы и научной базы региона) будет зависеть от величины технологических разрывов и предельного
Хо Х1 Xi Хп Хпр
значения времени между инновационными событиями, что наглядно представлено на рис. 2.
Линия, соединяющая инновационные события — ядра (точки роста каждого из факторов), является предельным (ограничивающим) значением для внешних факторов.
Из рис. 1 и 2 очевидно, что рост ВРП, а, следовательно, и социально-экономического развития региона, обусловлен, во-первых, исходным состоянием внешних факторов и, во-вторых, уровнем его инновационного развития (внутренний фактор).
Совокупность факторов, формирующих и определяющих динамику социально-экономического развития региона, может быть сгруппирована по составляющим:
— инвестиционный потенциал (финансовая компонента);
— интеллектуальный потенциал (демография, доступность и качество образования, в том числе высшего и специального профессионального);
— инновационная компонента;
— ресурсный потенциал (все исходные внешние факторы, в том числе политические, экологические, географические и т. п.).
Цементирующей и задающей вектор социально-экономического развития региона является инновационная составляющая предлагаемой базовой модели.
Внедрение настоящей модели в деятельность Челябинской области планируется проводить поэтапно, начиная с уровня городских районов, сельских поселений, городов и, в финале, — области в целом. В экономике, как и в медицине, основным
X (время)
правилом должен быть принцип — «не навреди». Поэтому коррекция предложенных в настоящем исследовании положений и критериев модели будет проводиться на меньших по сравнению с регионом территориальных образованиях. Общий срок внедрения данной модели в практику Челябинской области рассчитан на пять лет.
Считаем, что предложенные теоретические положения базовой модели социально-экономического развития региона могут быть полезны как для отдельных региональных образований, так и в масштабах страны. С помощью предложенной модели возможно определять оптимальные пространственно-экономические размеры регионов, рассчитывать экономически эффективный состав производства, населения, научной и образовательной базы. Считаем, что предложенная модель может служить эффективным механизмом социально-экономического развития региона и страны в целом.
список литературы
1. Википедия — свободная энциклопедия. URL: http:// ru.wikipedia.org.
2. Горшенин В. В. Управление инновационным потенциалом персонала корпорации: дисс. на соиск. степени д. э. н. Челябинск, 2006. 370 с.
3. Методика распределения финансовых средств на реализацию Федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002—2010 годы и до 2015 года)». 2004 г.
4. Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 № 717 «О федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002—2010 годы и до 2015 года)» (с изм. от 03.02.2004, 22.06.2006).