УДК 81.301
БАЗИСНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНЦЕПТА «ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА»
© Т. А. Кильдибекова, Г. Х. Зиганшина*
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Карла Маркса, 3/4.
Тел./факс: +7 (347) 229 96 07.
E-mail: [email protected]
Данная статья посвящена актуальному в современной парадигме научного знания о характере человека вопросу описания концепта «характер» с точки зрения его вхождения в концеп-тосферы различных наук. Для выявления базисных содержательных характеристик концепта «характер» проводится лексикографическое исследование семантической цепочки «человек — личность — характер — черта характера», номинирующей концептуальную область характеризации человека по его отличительным признакам, обнаруживаемым в поведении. Искомый концепт выстраивается как многоплановый, динамичный концепт, требующий комплексного интегративного подхода.
Ключевые слова: концепт, макроконцепт, ка, базисный уровень категоризации.
Характер по своему концептуальному содержанию - непременный психологический атрибут человека, феномен сугубо человеческой природы, не имеющий равных себе аналогов в животном мире. У каждого человека он индивидуален в своих проявлениях, накладывая неповторимый отпечаток на поведенческий, социально-психологический, культурный, духовно -нравственный и мировоззренческий аспекты интегрирования человека в контекст действительности. Сложная природа и многообразие проявлений характера внесли его в список самых волнующих дискуссионных тем в познании человека во всем своеобразии связей его внутреннего и внешнего мира, а концепт «характер» - в концептосферы целого ряда вовлеченных в это познание отраслей научного и прикладного знания. Так, например, своей динамической стороной, связанной с телесным субстратом, концепт «характер» входит в концептосферы нейропсихологии, дифференциальной психологии и психофизиологии, а также психодиагностики и систем специализированных процедур профессионального отбора; своей социальной стороной - в концептосферы социологии, социальной психологи и соционики; нравственно-этической - в концептосферы таких гуманитарных наук и областей знания, как этика, аксиология, гуманитарная психология, литературоведение и религиозное знание; в воспитательном аспекте - в концептосферы педагогики и психологической педагогики; в этнокультурном аспекте -этнографии, этнолингвистики, этнопсихолингви-стики и межкультурной коммуникации; а в контексте девиаций от психической или социальноправовых норм - в концептосферы психиатрии, медицинской, клинической, специальной или криминальной и исправительной психологии.
Характер человека - одно из базовых понятий и в таких областях освоения им действительности, которые непосредственно связаны с символизирующей функцией человека, а именно - в языковой
концептуальная область, семантическая цепоч-
картине мира, литературе и отдельных сферах искусства, как, например, театр, кино, балет, портретная живопись, скульптура. Налицо три аспекта исследования концепта «характер»: научный - в соответствии с задачами предметной области конкретной дисциплины, языковой - с позиции вербальной репрезентации концепта «характер» в языке и исследования особенностей формирования данного концепта в обыденном языковом сознании, и художественный - посредством создания правдивых художественных образов, отражающих авторское видение характера героя художественного произведения во всей неповторимости сочетания индивидуального и типического.
Наибольшую научную разработку концепт «характер» получил в психологии, где он стал объектом исследования специального раздела психологии - характерологии, задачей которой является описание типов характера, а также изучение его сущности, структуры и развития [1, с. 718]. В характерологических исследованиях также рассматривается связь характера с темпераментом и наследственностью, с физиологическими и социально обусловленными сферами поведения и мотивацией, с условиями среды и социальным наследованием, развитием интеллекта и способностью к научению, понятием личности и особенностями формирования личности, ее ценностной и мировоззренческой ориентации. Характерология развивалась в трудах выдающихся отечественных и зарубежных ученых
- психологов, психиатров и психотерапевтов самых различных направлений, таких как З. Фрейд, А. Лоуэн (психоаналитическая концепция характера), А. Адлер (индивидуальная психология), К.-Г. Юнг (аналитическая психология), В. Райх (телесноориентированная психотерапия), В. Штерн, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын (дифференциальная психология и психофизиология), А. Х. Маслоу, К. Р. Роджерс, Э. Фромм (гуманитарная психология), А. Бек, Дж. Келли (когнитивное направление), А. Н.
* автор, ответственный за переписку
Бандура (социально-когнитивное направление), А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, Б. Ф. Ломов (концепция психологии отношений), К. Хорни (социокультурная концепция), А. Кардинер (концепция национального характера), Л. С. Выготский (культурно-историческая концепция развития высших психических функций). Разработка проблем дифференциации личности, поиски оснований для ее типологии связаны с именами представителей различных теоретических ориентаций. Среди них: Г. У. Олпорт (теория черт личности), В. Вундт, Л. Леви-Брюль (культурно-этнографическая теория личности), Э. Эриксон (теория психосоциального развития личности), Э. Деси, Р. Райан (теория са-модетерминации), С. Деллингер (психогеометрическая типология личности), К. Леонгард, А. Е. Личко, М. Е. Бурно (теория личностных акцентуаций), П. Б. Ганнушкин (типология психопатий). Психологическая многоплановость различия людей нашла отражение в разнообразии исследовательских подходов: В. Джемс (функционалистский подход), С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев (деятельностный подход), Э. Кречмер, Г. Айзенк, Р. Б. Кеттел, В. С. Мерлин, К. К. Платонов (структурный и структурно-динамический подходы) и др.
Такой широкий контекст психологии личностных и индивидуально-психологических различий, разнообразие подходов в трактовке характера и личности позволили «взять в объектив» многие интересные грани природы характера, внеся важные акценты в познание его богатого концептуального содержания. Любая интерпретация характера человека имеет свою научную ценность и, как правило, отражает особенности позиции исследователя в осмыслении сущности человека и личности как философской базы для разработки своей характерологической концепции. Таким образом, выстраивается концептуальная область характеризации человека, номинируемая трехступенчатой семантической цепочкой «человек - личность - характер», необходимая для раскрытия концептуального содержания понятия характера человека на различных ступенях абстракции. Данная цепочка требует включения четвертого звена - «черты характера» для выражения взаимосвязи характера как целостного образования и его частных проявлений.
Концептуальный анализ правомерно начать с обращения к базовому уровню как «психологически наиболее значимому и выполняющему ведущую роль в понимании и осуществлении процессов категоризации», т.е. обыденному сознанию, так как «оно, по мнению психологов, оперирует именно базовым уровнем, не требующим специальных теоретических знаний об объектах. На этом уровне восприятие и категоризация объектов осуществляются гештальтно, т.е. нерасчлененно: мы воспринимаем объекты и оперируем их концептами неосознанно, не задумываясь об их основных характеристиках и составляющих компонентах» [2].
Соответствующий гештальту «характер»
уровня абстракции не требует дополнительных ментальных усилий, основываясь на способности нашего мышления к целостному восприятию реалий действительности. Сталкиваясь с отдельными проявлениями характера конкретного человека, для выбора успешной коммуникативной тактики достаточно уловить устойчивые поведенческие особенности индивида, чтобы, основываясь на своем жизненном опыте и интуиции, составить о нем какое-то общее мнение.
Пожалуй, у любого человека есть интуитивное представление о многогранной природе характера и наличии сложных механизмов связи отдельных составляющих, структурирующих характер во всем многообразии и динамике его проявлений. По крайней мере, любой отметит невозможность сведения характера к его частным проявлениям, пусть даже таким наглядным в своей конкретной направленности, как черты характера, хотя именно в наблюдениях за ними и достигается постижение характера отдельного человека. В жизни характер обнаруживает себя во всех «сцеплениях» человека с действительностью, сопровождая его в любой сфере деятельности и общения в социуме, ярко запечатлеваясь в удивительном мире человеческих мыслей и чувств, «многоликости» вкусов, взглядов и оценок, в причудливых узорах взаимоотношений с другими людьми и окружающим миром, своеобразии поведенческих схем, манер и привычек, извечной борьбе желаний и голоса разума, сложном переплетении мотивов, волевых установок и поступков, во всех тончайших нюансах эмоциональных и эстетических переживаний. Примечательно, что глубина концептуального содержания понятия характера у каждого отдельного человека носит индивидуальный характер, поскольку зависит от уровня когниции, стиля жизни, преимущественной направленности индивида на внешние или внутренние субъективно переживаемые события (перевеса механизма экстраверсии или интроверсии в понимании К.-Г. Юнга), обусловливающих степень его социальной коммуникабельности, а также таких личностных характеристик, как любознательность и интерес к людям, умение разбираться в людях, способность к объективной психологической оценке и многих других факторов. При этом следует подчеркнуть, что житейское понятие характера зачастую ошибочно смешивается с понятиями темперамента и личности так же, как смешиваются понятия черты характера человека и личности, на что указывают многие психологи [3; 4, с. 434].
Базовым при экспликации концепта считается лексикографическое исследование, так как в его процессе выявляются базисные содержательные характеристики концепта, отраженные в сознании носителей языка. Рассмотрим, как концепт «характер» объективируется лексемами человек, личность, характер и черта в «Большом толковом
словаре русского языка». Ниже представлены иерархические структуры их значений в своей отнесенности к исследуемой концептуальной области:
Человек 1. Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Ч. - разумное существо. Психология человека. Современный человек. Органы чувств человека. Духовный мир людей. II чего или какой. Лицо, являющееся носителем каких-л. внутренних характерных качеств, свойств. Добрый, злой ч. Сумасшедший ч. Ученый, деловой, практичный ч. Ч. дела, слова. Ч. большого ума, высокой нравственности. Ч. чести. Ч. с большим сердцем (сердечный). 2. Личность как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств. Быть настоящим человеком. Воспитать человека. Ч. с большой буквы. Стать человеком; из кого-л. вышел ч. (о том, кто достиг определенного положения, уважения, авторитета). 3. О ка-ком-л. лице; кто-то, некто. Не знаете, что он за человек? (что из себя кто-л. представляет). <> Человек в футляре (см. Футляр). Божий человек. Нар.-разг. Странник, нищий, юродивый [5, с. 1470].
На этой наиболее обобщенной ступени абстракции - выделении человека из мира животных благодаря наличию у него отличительных признаков наличия разума (см. 1 зн.), концепт «характер» как составляющая суперконцепта «Человек» эксплицируется как «какие-л. внутренние характерные качества, свойства», объективированные адъективными именами и существительными или их словосочетаниями с определяемым словом человек как «лицом, являющимся носителем» таковых. Такая номинативная отнесенность с переносом акцента на человека способствует восприятию этих свойств как общей характеристики человека.
Второе значение фиксируется у ряда устойчивых сочетаний со словом человек, репрезентирующих концепт в ракурсе личности как «воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств» в ее данности или на социально обусловленных этапах ее формирования или реализации (о том, кто достиг определенного положения, уважения, авторитета). Вопросительный блок «что он за человек», объективирующий значение «что из себя кто-л. представляет», может указывать на наличие или отсутствие знания личностных свойств человека (см. 3 зн.).
Личность. 1. Совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность. Воспитание личности в человеке начинается в детстве. Находиться под влиянием его личности. 2. Человек с ярко выраженной индивидуальностью, замечательный во всех отношениях. Наш новый руководитель - л. II (с опр.). Человек с точки зрения его характера, поведения и т.п., определяющих его сущность. Благородная л. Подозрительная л. Светлая л. Героическая л. Темная л.. 3. Разг. = Лицо (1 зн.). Мне знакома его л. [5, с. 501].
На данной ступени абстракции, представляющей человека как члена социума, концепт «характер» эксплицируется в проекции на личность. Основное содержание лексемы - соотношение личности и индивидуальности, отражающих два отличающихся процесса - становление личности и становление индивидуальности. Если становление личности, или процесс социализации, направлен на то, чтобы стать похожим на других членов общества и «вписаться в общество», то становление индивидуальности как процесс самоопределения и обособления личности отражает стремление обрести неповторимость, не быть похожим на всех. Оба процесса находят объективацию в словарном выражении концепта с упором на индивидуализацию личности. В примерах к первому словарному значению лексемы личность, представленному как «совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность», актуализируется динамическая сторона концепта «характер», обусловленная особенностями социализации индивида. Дальнейшая конкретизация лексемой личность искомого концепта как условия формирования индивидуальности реализует качественную характеристику человека по интенсивности проявления индивидуальности: «человек с ярко выраженной индивидуальностью», с положительной оценкой человека, обладающего этой индивидуальностью: «замечательный во всех отношениях». При наличии определения к лексеме отражается характерологический облик личности человека: «человек с точки зрения его характера, поведения и т.п., определяющих его сущность» (см. примеры к 2 зн.). Периферийное третье значение лексемы со словарной пометой Разг. соотносится с первым, упрощая его до простой индикации конкретного лица.
Характер [греч. character - отличительная черта, признак]. 1. Совокупность основных наиболее устойчивых психических свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Неуживчивый х. Мягкий х. Ангельский х. Добродушный х. Сильный х. Крутой х. Что за х.! Х. спортсмена, бойца. Испортился х. Не сошлись характерами (о несоответствии таких свойств). II О человеке, обладающем той или иной совокупностью психических свойств. Два совершенно противоположных характера. 2. Твердая, сильная воля, упорство в достижении че-го-л. У меня есть х. Без характера кто-л. (о безвольном человеке). У него настоящий х. Х. не позволяет отступить. Воспитывать в ком-л. х. Где ваш х.? 3. Неодобр. О проявлении неуживчивости, избалованности, своеволия. Ишь, бабенка-то с характером! Не показывай свой х.! 5. Лит., иск. Образ, содержащий типичные, обобщенные черты какой-л. группы людей, тип. Комедия характеров. Характеры изображены с поразительной живостью. <> Выдержать характер. Не уступить, остаться при прежнем мнении, решении [5, с. 1439].
Данная ступень абстракции посредством лексемы характер соотносит человека со сферой его психики, конкретизируя совокупность присущих человеку свойств до уровня «основных наиболее устойчивых психических свойств человека» с внешним проявлением в «его поведении». Словарное выражение этих свойств человека включает сочетания лексемы характер с адъективными именами, существительными, фиксирующими проявления характера по отношению к другим людям, моральные качества (Ангельский х. и др.), проявления волевого компонента характера (Х. бойца и др.).
Без опоры на признаковые слова лексема характер может выражать логическую или эмоциональную оценку характера другими людьми (Испортился х. Что за х.!) или отражать отдельные аспекты взаимоотношений людей, а именно сближение/ отчуждение людей из-за соответствия/ несоответствия указанных психических свойств (Не сошлись характерами), общность/ противоположность людей как «обладателей той или иной совокупности психических свойств» (Два совершенно противоположных характера). Словарь также дифференцирует ситуации ассоциативной связи лексемы характер с проявлением/ отсутствием «Твердой, сильной воли, упорства в достижении чего-л.» и проявлением «неуживчивости, избалованности, своеволия» с пометой Неодобр. (см. примеры к 2 и 3 зн.). Ключевые слова испортился, воспитывать, показывать задают динамический аспект указанным значениям лексемы. При экспликации выделяемых содержательных характеристик именами существительными и прилагательными лексема характер утрачивает рассматриваемый репрезентативный статус и поднимается вверх по иерархии значений: см. 1 зн.- Сильный х. Х. спортсмена. Неуживчивый х.
Примеры к периферийному пятому значению лексемы характер с пометой Лит., иск. - частный случай использования лексемы для обозначения типа, образа как воплощения «типичных, обобщенных черт какой-л. группы людей».
Черта 4. чего или какая. Типичная особенность, отличительный признак, какое-л. качество. Отличительная, характерная черта личности. Иметь сходные черты. Черты характера. Неприятная черта характера. Интересная черта в поведении. Ни одна черта не ускользает от кого-л. [5, с. 1475].
Четвертое значение лексемы черта объективирует «черту характера» как составляющую базового макроконцепта «характер», хотя эксплицитное словарное отражение данное словосочетание получает лишь в двух примерах (см. выше). Вариативность словарной трактовки лексемы черта с ключевыми словами особенность, признак, качество и ее поливалентность говорят об исключительной информативности выделяемой смысловой единицы. Черта может соотноситься не только с характером, личностью и поведением, но и с груп-
пой людей как носителем «типичных, обобщенных черт» и наиболее обобщенной ступенью абстракции - человеком как «носителем каких-л. внутренних характерных качеств, свойств». Данная словарная формулировка имплицитно предполагает еще одно ключевое слово для определения лексемы
- свойство, включаемое в словарные дефиниции лексем личность и характер. Таким образом, черта характера представляет собой некий базовый инвариант, объединяющий в себе «качество, типичную особенность, отличительный признак и свойство характера».
Такая многогранность в определении черты характера имеет под собой фундаментальную философскую основу. «Философский энциклопедический словарь» определяет свойство как «философскую категорию, выражающую такую сторону предмета, которая обусловливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним» [6, с. 598]. Черта характера в своей направленности на различные сферы человеческой жизнедеятельности очерчивает конкретные взаимодействия индивида с реалиями материальной, духовной и социальной жизни, что обусловливает ее различие или общность с таковыми у других членов социума и обнаруживается по отношению к ним. Обладая параметрами свойств, черта характера, как и любое свойство, может быть осмыслена и с позиции философской категории «Особенного», трактующей О. как «нечто, опосредствующее отношение между единичным и общим» [6, с. 469].
Отражая «единичное» и «общее», или типическое, в характере, она выступает как «отличительный признак» или «типичная особенность» характера. Более того, черта характера как свойство неотделима от качества, которое при рассмотрении с позиции философской категории «Качества» выражает «неотделимую от бытия объекта - черты характера
- его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом
- чертой характера» [6, с. 252]. Именно качественный статус черты характера характеризует ее специфику, дающую возможность отличать одну черту характера от другой и вместе с тем выражать то общее, что характеризует весь класс однородных объектов - черт характера. Вышеизложенное позволяет определить черту характера как базовую составляющую макроконцепта «характер», объективирующую взаимосвязь характера как целостного образования и его частных проявлений.
В заключение можно констатировать, что наибольшую психологическую значимость для обыденного восприятия человека как члена социума и эффективной организации процесса межличностного общения будут иметь именно его отличительные признаки характера в силу их устойчивости и наглядности внешнего проявления в поведенческих ситуациях. Данная ментальная единица является своеобразным «смысловым скрепом» всей рассмат-
риваемой концептуальной области, благодаря которой концепт «характер» получает словарную объективацию в каждой из четырех репрезентирующих ее лексем в соответствии с задаваемыми ими уровнями абстракции. Совершенно очевидно, что пласт словарных значений, фиксируемых у лексемы характер, обладает наибольшей когнитивной значимостью и приоритетом с функциональной и познавательной точек зрения, что обусловливает выделение характера как базисного уровня категоризации, «сформированного на «среднем» уровне абстракции», включающем «объединения, в которых сконцентрированы максимально релевантные для обыденного сознания свойства» [7, с. 14].
Анализ словарного выражения концепта «характер» дает возможность выявить его базисные содержательные характеристики, включающие характеристики целостного образования как совокупности психических свойств, отмеченных признаками основных и наиболее устойчивых свойств, обнаруживающихся в поведении. Поведенческие проявления охватывают такие первостепенно важные для характера аспекты, как отношение к другим людям, моральные качества и проявления волевого компонента характера. Воля, рассматриваемая психологами как стержень характера, безусловно, получает наибольшую словарную экспликацию, актуализируясь как определяющими словами к лексемам характер и человек, так и без опоры на них лексемой характер. Эта лексема способна геш-тальтно объективировать и такие актуальные для жизни в социуме аспекты взаимоотношений людей, как их сближение/ отчуждение, общность/ противоположность, а также ассоциативную связь с проявлением неуживчивости и своеволия, логическую и эмоциональную оценку характера.
Черты характера как базовые составляющие макроконцепта «характер» определяют качественную специфику характера и способны отражать его динамические характеристики, являясь в значительной мере результатом социализации индивида под влиянием условий окружающей среды и др. Проявляясь как типичные особенности и отличительные признаки характера, черты характера могут служить основой для построения типологий социальных и индивидуальных характеров. В частности, словарь фиксирует пятым значением лексемы характер типичный для литературы и искусства способ художественного освоения действительности - создание образа или типа, «содержащего обобщенные черты определенной группы людей».
Многоплановость, динамичность и функциональная значимость концепта «характер» не обойдены вниманием лингвистов. Характер рассматривает-
ся как один из аспектов характеризации человека в концептосфере «Человек в языке» наряду с внешностью, поведением, чувствами и эмоциями. Как составляющая суперконцепта «Человек», характер выступает в качестве основы его поведения, проецируясь на все аспекты жизнедеятельности человека. «Функционально-когнитивный словарь русского языка (Языковая картина мира)» выделяет ведущие макроконцепты, отражающие главные аспекты жизнедеятельности человека: жизнь, движение, деятельность, речемыслительная деятельность, образование. С опорой на них и производится систематизация лексем, описывающих характер и его проявления, с разбивкой на следующие крупные разряды: 1) воля; 2) отношение к жизни; 3) отношения между людьми; 4) отношение к себе и другим; 5) отношение к труду; 6) речевая характеристика; 7) интеллектуальная характеристика; 8) эмоциональная характеристика; 9) культура, воспитание, образование; 10) отношение к материальным ценностям; 11) моральные и нравственные качества; 12) характеризация по двигательной активности [8].
Итак, обе рассматриваемые словарные трактовки на первый план в качестве базисных содержательных характеристик концепта «характер» выдвигают такие проявления характера, как воля и отношения между людьми.
Очевидно, для более полного осмысления содержательных характеристик искомого концепта потребуется интегративный подход, актуальность применения которого подчеркивается многими лингвистами [9].
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. С. 811.
2. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. С. 85-86.
3. Фромм Э. Человек для самого себя. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. С. 68-69.
4. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология личности. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. С. 575.
5. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 1998. С. 1536.
6. Философский энциклопедический словарь. М.: «СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 1983. С. 840.
7. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: изд-во МГУ, 1996. С. 245.
8. Функционально-когнитивный словарь русского языка (Языковая картина мира) / Под общей редакцией Т. А. Кильдибековой. СПб.: Политехника - сервис, 2011. С. 545-590.
9. Иванова С. В., Самигуллина А. С. // Вестник Башкирского университета. 2009. .№3 (1). С. 1181-1189.
Поступила в редакцию 07.06.2011 г.