9. Savelieva, O.Yu., Karpov, V.Yu., Voevodina, T.M. and Lapina, M.N. (2017), Modern technologies at teaching physical culture bachelor to educating in swimming, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No.4, pp.187-192.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.05.2018
УДК 796.077.5
БАЗИСНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
Александр Федорович Самоуков, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Михайлович Шувалов, кандидат педагогических наук, Андрей Олегович Миронов,
кандидат педагогических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва
Аннотация
В статье изучены педагогические условия повышения эффективности процесса управления физическим воспитанием студентов вузов государственной службы. Рассмотрена необходимость гармонизации интересов будущей профессиональной деятельности и личности. Выявлены предпосылки, оказывающие влияние на эффективность управления процессом физического воспитания. Сформулированы управленческие, организационные, психологические, социальные предпосылки эффективного управления физическим воспитанием студентов. Представлены результаты педагогического исследования процесса физического воспитания студентов на основе сформулированных предпосылок деятельности.
Ключевые слова: предпосылки эффективного управления процессом физического воспитания, студенты вузов государственной службы, физкультурно-спортивная деятельность.
BASIC PRECONDITIONS FOR EFFICIENT MANAGEMENT OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF STATE SERVICE UNIVERSITIES
Alexander Fedorovich Samoukov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Mikhailovich Shuvalov, the candidate of pedagogical sciences, Andrew Olegovich
Mironov, the candidate of pedagogical sciences, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation, Moscow
Annotation
In the article, the pedagogical conditions for increasing the effectiveness of the process of managing the physical education of students of public service universities are studied. The necessity in harmonization of the interests of the future professional activity and personality is considered. The prerequisites that influence the effectiveness of the management of the process of physical education are revealed. The administrative, organizational, psychological, social prerequisites for effective management of students' physical education are formulated. The results of pedagogical research of the process of physical education of students on the basis of the formulated prerequisites of activity are presented.
Keywords: prerequisites for effective management of the process of physical education, students of public service universities, physical culture and sports activities.
ВВЕДЕНИЕ
Педагогические условия повышения эффективности процесса управления физическим воспитанием студентов в рамках личностно-направленного обучения является важнейшей предпосылкой реализации гуманистического паттерна образования.
Такой подход к процессу физического воспитания предусматривает систематизацию учебного материала по признаку формирования необходимых физических качеств и двигательных навыков, составляющих базовый двигательный потенциал будущих
специалистов управленческих специальностей [3]. Кроме того, возможно точно определить место и значимость отдельных групп упражнений в обеспечении успешности конкретной предстоящей деятельности, что особенно важно для специальностей с невыраженным двигательным компонентом в профессиональной работе.
В процессе физкультурно-спортивной деятельности данное разграничение позволяет более гармонично сочетать интересы будущей профессиональной деятельности и интересы личности.
В перспективе данный подход стимулирует активизацию физкультурно-спортивной деятельности, как групповых, так и самостоятельных форм занятий.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
На основе анализа теоретико-методологических основ личностно-направленной педагогики в сфере физической культуры студентов были выделены базисные предпосылки, оказывающие влияние на эффективность управления процессом физического воспитания.
К управленческим предпосылкам были отнесены следующие:
1. Нейтрализация основы для пренебрежения интересами личности во имя достижения целей обучения [1] и, исходя из этого, создание благоприятных условий для полного раскрытия личности.
2. Уход от нормативного, усредненного подхода как в планировании целей обучения, так и в процедуре оценивания.
3. Усиление роли человеческого фактора в модели управления, опора на большую детерминированность внутренней структуры системы социальными характеристиками объекта управления. Реализация социальной концепции при построении процесса физического совершенствования.
4. Преодоление в теории личностно-направленного обучения негативного наследия развития общественной теории управления в направлении прагматичного подхода к человеку, как главному трудовому ресурсу и послушному исполнителю указаний.
5. Большая гибкость процесса, учитывающая настоящее и ориентирующаяся на зону ближнего действия, что позволяет вносить при необходимости более частые коррекции в программу действий [2].
В качестве психологических предпосылок были выделены:
1. Учет в содержании программы, средствах и формах обучения образовательных потребностей и ожиданий обучаемых.
2. Создание благоприятных условий для стимулирования мотивационно-ценност-ного отношения к физкультурно-спортивной деятельности на основе относительной свободы выбора форм, средств и методов физического совершенствования.
3. Построение процесса обучения на основе отражения в его структуре и содержательных параметрах фундаментальных свойств человека, обеспечивающих его связи с окружающим миром в динамике формирования и развития поля активности объекта обучения [4].
4. Эмоциональное насыщение процесса обучения, опора на положительное.
5. Поиск путей сочетания интересов личности и образовательных задач как системы высшего профессионального образования, упорядочивание которой происходит по более жестким правилам регламентации.
Социальными предпосылками являлись:
1. Учет фаз социализации индивидуума в условиях обучения в вузе, адекватность средств и методов обучения структуре данного процесса.
2. Соответствие концептуальных основ педагогического процесса направленности социальных преобразований в современном обществе.
3. Построение процесса на основе принципов гуманизма, отражающих в себе подход к человеку как высшей ценности общества.
4. Учет в формах и методах личностно-направленного обучения изменений социального статуса обучаемых при переходе их к качественно иному уровню овладения профессией.
Организационные предпосылки включали:
1. Взаимосвязь и координация организационных основ физического воспитания, обеспечивающих последовательный переход к самостоятельному управлению физическим совершенствованием студентов.
2. Выделение стратегических и тактических целей обучения, соответствующих более рациональному отбору содержания, конкретизации этапных задач и способствующих формированию направленной ответной реакции на педагогические воздействия со стороны объекта обучения.
3. Возможность создания нерегламентированных, организованных, самостоятельно управляемых коллективных форм самодеятельной физкультурной активности в условиях высшего учебного заведения.
4. Создание определенной микросреды, основанной на учете приоритетов профессионального и личностного развития и обеспечивающей эффективную реализацию управленческих воздействий.
Выделенные предпосылки были созданы и реализованы в процессе организации и проведения учебных занятий по физической культуре со студентами управленческих специальностей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Эффект педагогических воздействий на основе создания предпосылок эффективного управления процессом физического воспитания студентов вузов государственной службы оценивался на основании отзывов о прохождении производственной практики студентами, характеризующих овладение ими профессиональными компетенциями (таблица 1).
Таблица 1 - Оценка уровня овладения студентами профессиональными компетенциями
Показатель Средний балл (% участия) Р
ЭГ КГ
Способность использовать средства и методы физической культуры в процессе учебной и профессиональной деятельности 4,8±0,19 3,8±0,17 <0,05
Готовность к коммуникативному взаимодействию с коллегами в достижении общего результата 4,4±0,18 4,0±0,13 <0,05
Способность решать стандартные профессиональные задачи с помощью эффективных технологий 4,3±0,14 3,6±0,16 <0,05
Способность оказывать первую помощь, использовать приемы защиты в чрезвычайных ситуациях 4,9±1,8 3,7±1,6 <0,05
Анализ данных таблицы показывает, что при проведении занятий по физической культуре на основе создания предпосылок эффективного управления процессом физического воспитания студентов наиболее эффективно формируются профессиональные компетенции безопасности жизнедеятельности, коммуникации, творческого решения профессиональных задач. Данные параметры учебной деятельности отражают процесс профессионального становления студента, его социализации и индивидуального взаимодействия с участниками образовательного процесса.
ВЫВОДЫ
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о наличии достаточных возможностей повышения эффективности управления физическим воспитанием студентов в условиях индивидуально-ориентированного подхода к образовательному процессу по физической культуре в высших учебных заведениях государственной службы. Среди
наиболее важных компетенций, формируемых средствами профессионально-прикладной физической культуры, необходимо отметить способность постановки целей и задач своей деятельности и выбора путей их достижения, готовность к коммуникативному взаимодействию с коллегами в достижении общего результата, способность оказывать первую помощь, использовать приемы защиты в чрезвычайных ситуациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Особенности восприятия и понимания студентами физкультурного вуза проявлений агрессии и агрессивного поведения в обществе / В.А. Багина, О.А. Боровкова, О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 218-222.
2. Понимасов, О.Е Замещение элементов техники прикладного плавания на основе квали-метрической оценки моторного веса / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 123-127.
3. Понимасов, О.Е. Компилированное объединение элементов техники прикладного плавания на основе использования замещающих упражнений интегрирующей направленности / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 136-139.
4. Рябчук, В.В. Физиологическая характеристика способов плавания под водой в гидроизолирующем комбинезоне и комплекте № 1 / В.В. Рябчук, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2017. - № 4 (60). - С. 82-84.
REFERENCES
1. Bagina, V.A., Borovkova, O.A., Ponimasov, O.E. and Nikolaev, S.V. (2015), "Features of perception and understanding by students of sports high school aggression and aggressive behavior in society", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp. 218-222.
2. Ponimasov, O.E. (2013), "Substitution of elements of the applied swimming technique based on qualimetric rating of the locomotor weight", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 123-127.
3. Ponimasov, O.E. (2014), "Compile association of applied swimming technique elements on the basis of the substitute exercises of integrative orientation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 136-139.
4. Ryabchuk, V.V., Ponimasov, O.E. and Grachev, K.A. (2017), «Physiological characteristics of the swimming stroke under water in a waterproof coverall and kit No.1", Vestnik Rossiiskoi Voenno-medicinskoi academii, Vol. 60, No. 4, pp. 82-84.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.05.2018
УДК 796.96
АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К
ЗАНЯТИЯМ КЁРЛИНГОМ
Дмитрий Александрович Свищев, Президент, Федерация кёрлинга России, Москва, Юрий Владимирович Шулико, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики кёрлинга, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматриваются результаты анкетного опроса ведущих спортсменов-кёрлингистов по изучению социокультурных факторов привлечения молодежи к занятиям кёрлингом. Изучено влияния близкого социального окружения на привлечение молодежи к занятиям кёрлингом. Приведены оценки респондентов материалов СМИ по освещению различных сторон кёрлинга.
Ключевые слова: кёрлинг, высококвалифицированные спортсмены, анкетный опрос, привлечение к занятиям, социокультурные факторы, материалы СМИ.