ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 3. С. 42-44.
УДК 37.034 О.М. Воронцова
БАЗИСНЫЕ АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Исследуются категории «духовность», «нравственность» в аспекте базисных аксиологических основ и рассматриваются в контексте нравственного воспитания.
Ключевые слова: духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание, православная этика.
Обратимся к рассмотрению основ этики в контексте исторически сложившейся культурно-христианской традиции.
В античной мысли этика не была отделима от философии и права, акцентировала внимание на физических и психологических аспектах жизни человека. Статус отдельной научной дисциплины ей придал Аристотель, определив ее место между политикой и психологией. По Аристотелю, этика, базируясь на психологии, служит политике, так как формирует добродетельных граждан для государства. Позже, в теоцентричные века, она характеризуется неразрывной связью с богословием. Одним из основоположников средневековой этики является Фома Аквинский, признававший существование Бога в сознании человека не в виде диктатора, а как вдохновителя сотворчества человека с Богом.
Однако в эпоху Возрождения активная идеология гуманизма во многом явилась причиной отрыва этики от богословия, поскольку этика гуманизма крайне индивидуалистична: в ней критерием морали являлся личный интерес, а основой человеческих взаимоотношений выступала взаимная выгода.
Следует отметить, что этика до начала Нового времени чаще виделась как наука о природе человека, целях и причинах его действий. И. Кант видел этику как практическую философию. Позже марксизм утверждал, что этика основана на отражении социально-исторических отношений, связывающих людей в данное историческое время, и изменение этих отношений приводит к изменению содержания самой этики. Рубеж XX-XXI вв. отмечен прогрессом в этике утилитаристских тенденций.
Ценность этики христианства и ее уникальность выражаются в универсальности, а именно: она не ограничена рамками христианского сообщества, а больше выступает как основа общечеловеческой морали, которая содержится в Библии.
Православная этика - учение христианства о нравственности, которое определяет моральные ориентиры поведения человека в социуме, основываясь полностью на православном представлении, во-первых, о природе человека и его предназначении, во-вторых, об отношении человека к Богу. Источником православной этики выступают тексты Священного Писания, интерпретация основных постулатов этого Писания, этическая рефлексия учений христианских писателей, лучшие примеры православной нравственной жизни в лоне Церкви.
Следует подчеркнуть следующее:
1) православная этика в своей основе не является системой, акцентирующей внимание на теоретических принципах, а выступает в форме жизнеучения (определенного нравственного способа жизни согласно «новому творению»);
2) весь перечень нравственных требований рассматривается в аспекте божественного спасения, где спасение, которое осуществил Христос, с
© О.М. Воронцова, 2013
Базисные аксиологические основы нравственного воспитания
43
одной стороны, предшествует нравственным обязательствам, а с другой - делает их осуществимыми;
3) все составляющие нравственной жизни нельзя отделить от православия в его благочестивом и культовом выражениях.
Онтологическими составляющими православной этики являются категории духовность и нравственность, которые в социально-педагогическом аспекте должны рассматриваться в единстве, хотя и здесь существуют различные точки зрения. Согласно одной из позиций, в объединении этих категорий видится стремление соединить светское и религиозное понимание духовности (нравственность - светское, духовность - религиозное). Согласно же другой - нравственность распространяется только на повседневную жизнь, а духовность проявляется в жизни в ее высшем качестве - бытии человека [1].
Отмечая сопряжение этих категорий, сделаем попытку интерпретировать данные понятия по отдельности.
Словарь [2] определяет духовность как «отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа». В словаре [3] духовность относится к свойству души, в которой духовные, нравственные и интеллектуальные интересы преобладают над материальными. В [4] духовность трактуется как «особое качество личности», ориентированное на созидание ценностного внутреннего мира, направляющее деятельность на «достижение истины, добра, красоты и любви в процессе самосовершенствования». Духовность, считает В. Зорин, является главным условием нравственного возрождения людей, ориентированного на высшие общечеловеческие ценности и интеграцию их в повседневную жизнь [5]. По мнению Г. Мира, духовность - «природное естественное свойство», раскрывающееся в сознании человека и ориентированное на единение Человека с Богом [6]. Д.В. Пивоваров разделяет высказывания, связанные с понятием духовности, на две группы [7]:
1. Высказывания в религиозно-философском смысле. Представители религиозной философии Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк считают, что духовное начало каждого человека - особая трансцендентная реальность, которая исполнена и наполнена Духом. О сопричастности души к Духу через преодоление абсолютизации самодостаточности человеческой души говорит В.Н. Сага-товский [8].
2. Высказывания в светско-материалистическом смысле. В. Галкин утверждает, что духовность не имеет к религиозности ни малейшего отношения [9].
Разделение точек зрения по отношению к понятию духовности на группы в первую очередь зависит от источника происхожде-
ния феномена духовности. Наука их ищет в человеке (его сознании, созерцании, продукте деятельности), а религия - в Божественном Откровении.
Митрополит Иерофей (Влахос), игумен Игнатий (Душеин), протоиерей Сергий Вишняков, В. Балытников выделяют православную духовность, которая нераздельно связана с духовным опытом жизни по заповедям Иисуса Христа. Основные черты православной духовности: христоцентричность, триа-доцентричность, церковноцентричность. Митрополит Иерофей приводит различия между восприятием составляющей «духовность» в православии, католической церкви и в протестантских конфессиях и в «вопросах возможности и путях духовного исцеления» [10].
Категория духовности широко используется в педагогике, психологии, социальной философии, по своей сути она является междисциплинарной. Истоки духовной жизни социума определяются двойственностью материально-духовной природы индивида, статус же духовности - ее ролью и значением в жизни каждой отдельной личности и общества в целом.
Религиозные и светские духовные ценности не должны быть противопоставлены друг другу как взаимоисключающие. В реальности они взаимодополняют друг друга, таким образом, духовный мир человека и социума в целом становится богаче.
Духовность, по нашему мнению, - качественная характеристика личностного сознания и самосознания, которая отражает целостность и гармонию внутреннего мира человека, его способность трансцендировать за пределы себя, гармонизируя с окружающим миром. Все это предполагает определенный эмоциональный настрой личности, обостренное восприятие социальной реальности, желание установления в ней духовных связей между людьми, где важнейшими составляющими являются любовь, чуткое отношение к человеку и реальная забота о духовном росте каждой личности.
По мнению русских религиозных философов В. Соловьева, И. Ильина, Г. Федотова и др., настоящая духовность не может существовать вне нравственности, которая так же, как и духовность, является онтологической составляющей православной этики.
Во многих этических учениях исследователи отождествляет нравственность с моралью. Считаем необходимым определить мораль в форме общественного сознания как систему норм, требований к правилам поведения индивида в межличностных отношениях, которые предъявляются ему обществом, а нравственность - как данную характеристику психологической структуры индивида (отвергающего или принимающего предъявленные обществом требования).
Г. Нефедов разделяет нравственность на естественную и христианскую. «Естест-
44
О.М. Воронцова
венная нравственность коренится в самой природе человека и составляет существенную внутреннюю потребность его богоздан-ной природы». В христианскую нравственность входят вера в Бога, в Святую Церковь, в церковные Таинства и в «жизнь будущего века». [11].
Духовно-нравственное воспитание личности определим как воспитание, которое интегрирует цели, принципы, методы и содержание этого воспитания, нацеленного на приобщение к существующей, в данном случае православной, системе ценностей, на формирование условий для нахождения индивидом личностных смыслов в православных идеях, на готовность действовать в соответствии с этими смыслами, на желание к духовному самосовершенствованию.
Религиозное мировосприятие российского народа исторически сформировано на основе идейных ценностях православия, поэтому в социально-педагогической практике важно учитывать и использовать весь этот огромный массив опыта.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Соловцова И. А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания // Проблемы духовного воспитания: гуманитарноцелостный подход : матер. круглого стола (Волгоград, 20 октября 2005 г.) / сост. И. А. Со-
ловцова; под ред. Н. М. Барыйко. Волгоград : ТЦ «ОПТИМ», 2006. С. 5-10.
[2] Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М. : Советская энциклопедия : ОГИЗ : Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.
[3] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп.. М. : Азбуковник, 1999. 944 с.
[4] Некрасова Н. А., Некрасов С. И., Садико-ва О. Г. Тематический философский словарь : учеб. пособие. М.: МГУПС, 2008. 164 с.
[5] Евразийская мудрость от А до Я : толковый словарь / авт.-сост. В. Зорин. Алматы : Создк Словарь, 2002. С. 447.
[6] Мир Г. Краткий критериологический словарь.
2002. Ш1_: http://www.terme.ru/dictionary/700/
word/duhovnost.
[7] Пивоваров Д. В. Онтология религии. СПб. : Владимир Даль, 2009. С. 181-201.
[8] Сагатовский В. Н. Философские категории: авторский словарь. СПб. : СПбНИУ ИТМО, 2011. 127 с.
[9] Галкин В. Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений. Ш1_: http://www. terme.ru/dictionary/519/wo rd/duhovnost.
[10] Иерофей (Влахос). Православная духовность.
Ш1_: http://azbyka.ru/dictionary/05/chto_takoe_
pravoslavnaja_duhovnost-all.shtml.
[11] Нефедов Г. Основы христианской нравственности. М. : Паломник: Сибирская Благозвонни-ца, 2008. 288 с. С. 7-8.