Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 13 (395). Филологические науки. Вып. 104. С. 149-151.
РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОР
Байкулова, А. Н. Рискогенность современной коммуникации и роль коммуникативной компетентности в ее преодолении / под ред. О. Б. Сиротининой, М. А. Кормилицыной. -
Саратов, 2015. - 188 с.
Л. А. Шкатова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Коллективная монография «Рискогенность современной коммуникации и роль коммуникативной компетентности в ее преодолении» кафедры русского языка и речевой коммуникации Института филологии и журналистики Саратовского университета обобщает многолетний опыт работы по изучению проблем речевой коммуникации, дополняя его и обосновывая новыми фактами. Актуальность рецензируемого труда определяется потребностью современного российского общества в осмыслении и преодолении постоянно возникающих коммуникативных рисков, которые, с одной стороны, способствуют социализации личности, а с другой, часто служат причиной непреодолимых конфликтов и губительной депрессии. Своевременность издания видится в том, что оно может служить аргументом в спорах о необходимости введения в программу вузов курса речеведения. Новым подходом к проблеме является то, что авторы монографии выходят за привычный круг ортологии, предлагая анализ различных сфер общения с точки зрения эффективности речевого взаимодействия. Наша цель - привлечь внимание к этому несомненно новационному и востребованному научному труду.
Новизна темы просматривается даже в самом названии: понятие «рискогенность коммуникации» только начинает входить в сферу коммуникативистики. Об этом говорит хотя бы то, что в библиографическом списке монографии данная номинация содержится лишь в названиях двух статей саратовского сборника «Проблемы речевой коммуникации»: А. В. Де-гальцевой «Особенности письменной формы электронного делового общения и возможные факторы его рискогенности» (вып. 13, 2013 г.) и О. Б. Сиротининой «Борьба с рискогенно-стью общения как одна из проблем речеведе-ния» (вып. 14, 2014 г.).
Целью исследования называется «обнаружение реально создавшихся рисков и выявление даже возможности их проявления» (С. 12).
Достижение этой цели обеспечивается анализом большого современного речевого материала. Во введении справедливо говорится, что недостаточная коммуникативная компетентность в любой сфере общения вредит не только адресату и адресанту, но и самому средству коммуникации - языку.
Структура работы включает четыре главы. Первая глава посвящена общетеоретическим проблемам рискогенности коммуникации. В качестве причин анализируемого явления названы разница апперцепционных баз адресанта и адресата, обеднение системы языка, сложность самого процесса общения. Авторами выявлены и систематизированы основные причины появления коммуникативных рисков, среди которых неточное прогнозирование компетенций адресата, нецелесообразность применения некоторых средств речевого воздействия, рискогенность отдельных жанров спора, риски нецелесообразного использования выразительных средств, нарушения этических норм и сложность языковой системы. Следствием непреодоленных коммуникативных рисков, вызванных речевыми промахами, является превращение их в конфликтогены. В качестве способов предупреждения конфликтов и преодоления рисков называются коммуникативная компетентность адресанта и адресатов, их риторическая грамотность.
Поскольку в каждой сфере общения имеются свои риски и способы их преодоления, в монографии описываются, хотя и не с равным вниманием, отдельно риски в сфере СМИ, в сфере неофициального общения, в деловой и научной сферах.
Во второй главе обстоятельно, на многочисленных примерах рассматриваются причины возникновения коммуникативных рисков и способы их предупреждения в печатных СМИ. Данная сфера требует от журналистов высокого уровня коммуникативной компетентности для того, чтобы обеспечить гармоничное бесконфликтное общение на благо всех его
150
Л. А. Шкатова
участников и достижение эффективности коммуникации. Основное внимание уделено ри-скогенности заимствований и употребления сниженной лексики, выявлены возможности и опасности использования дискурсивов в современном газетном тексте, отмечены нарушения лексических норм в заголовках газет.
В качестве причины возникновения коммуникативных рисков в печатных СМИ называется, во-первых, сложность самого общения: то, что их адресат является массовым (разнородным и дистанцированным), негативные качества передаваемой информации (ее недостоверность, неясность, неопределенность, неполнота), излишняя категоричность суждений журналиста, бездоказательные авторские оценки, нецелесообразное использование средств речевого воздействия и выразительных средств, выбор рискогенных жанров публичной речи. Во-вторых, риски непонимания в общении журналиста с массовым адресатом видятся в сложности самой языковой системы, в частности, в наличии таких классов слов, как малознаменательные слова, абстрактная лексика, диффузы, неясные высказывания, создающие неопределенность и неоднозначность интерпретации сообщаемого, а также в использовании канцелярита, «постновояза». Обращается внимание на риски, связанные с широким употреблением заимствований, сниженной лексики, дискурсивов, с нарушениями этических норм в заголовках газет.
Отдельно рассматриваются коммуникативные риски звучащей речи в СМИ, вызванные ложной ориентацией на просторечие и включением спонтанной речи журналистов, риски употребления вспомогательных коммуникативных единиц. Особый интерес вызывает анализ материалов интерактивной радиопередачи «Служба русского языка» ГТРК «Саратов» для изучения восприятия населением коммуникативно рискованных употреблений, прежде всего новых заимствований и терминов. Типичными рисками названы непонимание смысла сказанного, неполное его понимание и неприятие выбранной формы или слова.
Третья глава посвящена одной из самых ри-скогенных сфер - сфере неофициальной коммуникации. В ней представлен анализ огромного и очень разнообразного материала: риски семейного общения, общения родственников, дружеского общения, Причинами рисков в этой сфере названы, прежде всего, пониженный уровень речевого самоконтроля коммуни-
кантов в условиях межличностного общения и недостаточно высокий уровень повседневной речевой культуры людей и/или их коммуникативной компетентности.
В четвертой главе рассматриваются коммуникативные риски в деловой и научной сферах. Рискогенность при использовании официально-делового стиля, по мнению авторов главы, определяется требованием денотативной точности для однозначного осознания любых фактов, трудностью осуществления баланса необходимых для деловых бумаг обобщения и конкретизации, стремлением исключить возможность инотолкования. Особо рассматриваются риски «рабочего общения», под которым понимается «разновидность общения в деловой сфере, отражающая взаимодействие сотрудников во время выполнения работы... » (С. 116). Риск коммуникативных неудач в деловой сфере, по мнению авторов, вызывается нарушением норм корпоративного общения, неуместностью осуществления рабочего общения, неточностью речи, смысловой диффузно-стью высказываний.
В письменном рабочем общении через Интернет на основе анализа около 1500 электронных сообщений выявлены следующие наиболее частые причины коммуникативных рисков: языковые и речевые ошибки, связанные с недостаточно высоким уровнем языковой составляющей коммуникативной компетентности; отсутствие навыков составления деловых документов; несоблюдение принципов кооперации и вежливости; открытость и общедоступность решения вопросов, которые принято обсуждать лично, один на один; отсутствие общей апперцепционной базы; разное наполнение вербализованного в сознании коммуникантов концепта.
Новому развивающемуся явлению в интернет-коммуникации посвящен анализ интернет-форума соседей. Он показал, что здесь коммуникативные риски вызываются неумением граждан строить свое общение, непродуманностью коммуникации, нечеткостью изложения мысли, несоблюдением жанровых форм общения, излишней категоричностью речи, чрезмерной ее агрессивностью, недостаточной общностью апперцепционных баз коммуникантов, выяснением отношений. Социальная практика населения в этом новом виде коммуникативной деятельности, как считают авторы данной главы, требует продолжения работы по культуре речи на всех уровнях образования:
«необходимо обучать логичному, точному изложению своей позиции, деловому и конструктивному обсуждению повседневных проблем, эффективному ведению спора, умению различать дискуссию и полемику» (С. 142).
Значительный материал, собранный во время различных совещаний и обсуждений в нескольких крупных фирмах и банках, дал возможность определить коммуникативные риски в устной корпоративной речи, а анализ общения незнакомых людей как разновидности периферийной зоны неофициального общения выявил нецелесообразное использование образных средств. В рамках устного научного дискурса изучена монологическая (тексты лекций) и диалогическая (научные обсуждения)
речь в общем объеме около 27000 словоупотреблений и рассмотрены коммуникативные риски неправильного понимания, риски, вызванные нарушением этических норм, частым и неуместным употреблением вспомогательных единиц.
В заключении подчеркивается опасность последствий непреодоленных коммуникативных рисков в разных сферах общения и утверждается необходимость квалифицированного продолжения их исследования.
Хочется надеяться, что монография привлечет внимание исследователей и послужит стимулом для молодых ученых, занимающихся проблемами развития и функционирования языковых систем.