Научная статья на тему 'Байкальский регион России и Северо-Восточный регион Китая: проблемы и перспективы становления трансграничной региональной системы'

Байкальский регион России и Северо-Восточный регион Китая: проблемы и перспективы становления трансграничной региональной системы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
140
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
Ключевые слова
РЕГИОН / ТРАНСГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / ТРАНСГРАНИЧНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН КИТАЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ / REGION / TRANSBORDER REGION / TRANSBORDER REGIONAL SYSTEM / TRANSBORDER COOPERATION / BAIKAL REGION / NORTH-EAST REGION OF CHINA / RUSSIAN NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Арсентьева Ирина Ильинична

В статье анализируются проблемы современного трансграничного сотрудничества и перспективы становления трансграничных региональных систем на примере Байкальского региона России и Северо-Восточного региона Китая. Делается вывод о том, что становление данной трансграничной региональной системы будет способствовать обеспечению не только безопасности восточносибирских субъектов Федерации, но и национальной безопасности России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Baikal region of Russia and North-East region of China: Problems and perspectives of development of transborder regional system

The author examines the problems of modern transborder cooperation and the perspectives of the development of transborder regional systems through the case study of the Russian Baikal and Chinese North-East regions. The conclusion is arrived at that development of this transborder regional system guarantees not only the security of the Russian East-Siberian regions, but national security of Russia as well.

Текст научной работы на тему «Байкальский регион России и Северо-Восточный регион Китая: проблемы и перспективы становления трансграничной региональной системы»

И.И. АРСЕНТЬЕВА БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН РОССИИ И СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН КИТАЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ1

Проблемы трансграничного сотрудничества и перспективы становления трансграничных региональных систем все чаще приковывают внимание российских ученых и политиков. Это объясняется, в частности, усилением значимости регионального компонента в экономическом, политическом и культурном развитии нашей страны, стремлением ее регионов занять свое место в системе современных международных взаимодействий.

Поскольку смыслообразующим элементом понятия «трансграничный регион» выступает термин «регион», следует начать с выяснения содержания последнего в рамках, соответствующих главной цели нашей работы - рассмотрению проблем и перспектив становления трансграничных региональных систем.

Следует отметить, что и в зарубежной, и в отечественной научной литературе отсутствует четкость в трактовке понятия «регион».

Принципиальную значимость имеет то, что регион рассматривается по крайней мере в двух аспектах - широком и узком. В узком понимании регион - часть государства, отличающаяся от других регионов совокупностью естественных или исторически

1 Статья подготовлена в рамках проекта «Влияние глобализирующегося китайского региона на Забайкальский край: социально-философский аспект», поддержанного Федеральным агентством по науке и инновациям (государственный контракт № 02.740.11.0363).

сложившихся относительно устойчивых географических, социально-экономических, культурных и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения. В широком понимании регион - группа стран, расположенных в одном географическом районе мира и связанных между собой рядом факторов (экономической интеграции, безопасности, военной стратегии, обороны и т.д.).

Соответственно, под «трансграничным регионом» следует понимать определенную территорию, которая характеризуется наличием сходных природно-географических и прочих условий, охватывает приграничные территории двух или нескольких государств, имеющих общую границу. Однако необходимо учитывать, что регион может обладать свойством приграничности, но не вовлекаться в процессы формирования трансграничной общности. Помимо этого, в трансграничное сотрудничество могут включаться и территории, непосредственно к государственной границе не прилегающие.

Отличительной особенностью трансграничных регионов выступает установление особых условий, активизирующих деятельность участников трансграничного сотрудничества, экономическое развитие приграничных территорий, интеграционные процессы в различных социальных сферах, совместное решение правовых вопросов и т.д. В Западной Европе, где уже длительное время активно протекает процесс становления и развития трансграничных регионов, их характерной чертой является интенсивность внутрирегиональных взаимодействий, иногда даже более высокая по сравнению с внешними. Кроме того, трансграничные регионы неизбежно вовлечены в сложнейшую комбинацию факторов, связанных с геополитикой. Другими словами, говоря о трансграничных регионах, мы имеем дело с явлениями из области современных геополитических реалий. Так, значительное влияние на становление и развитие трансграничных регионов оказывают военно-политические блоки и союзы, наличие или отсутствие военных и территориальных конфликтов и т.д.

Анализируя проблемы и перспективы развития трансграничного сотрудничества, следует говорить не столько о трансграничных регионах, сколько о трансграничных региональных системах, структурные компоненты которых характеризуются высокой сте-

пенью связанности и взаимодействия. Однако чтобы приграничные территории двух или более стран стали трансграничной региональной системой, необходимо наличие хотя бы части следующих признаков: институциональное оформление трансграничного сотрудничества; совместная работа в региональных международных организациях; наличие схожих материальной и духовной культур.

М.А. Мунтян выделяет три группы факторов и, соответственно, три уровня становления и развития таких регионов. Первая группа - факторы предпосылочного характера - географический, социально-психологический, культурологический и др. Вторая группа - факторы, составляющие основу, сердцевину региона, -экономические. Третья группа - факторы, обладающие при любой конфигурации регионального строения субъективно-волевым характером, - политические. Отсутствие первой группы факторов, утверждает автор, существенно ослабляет систему региональных отношений, отсутствие второй или третьей - приводит к ее разрушению [Мунтян М.А., 1996, с. 124].

Россия граничит с большим количеством стран, поэтому ее приграничные территории испытывают разные трансграничные «притяжения». Так, регионы европейской части в большей степени ориентированы на объединяющуюся Европу. Для российских регионов, приближенных к южным границам, от Северного Кавказа до Восточной Сибири, - это соседи по СНГ (а за ними страны мусульманского мира) и континентальный Китай. Для Дальнего Востока и Восточной Сибири главное пространство экономического, политического и культурного сотрудничества - Северо-Восточная Азия, в первую очередь Китай, Япония, Южная Корея.

В декабре 2009 г. утверждена Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. [Стратегия...]. В принятом документе делается акцент на модернизацию транспортной, энергетической и социальной инфраструктур регионов, а также на наиболее полное использование конкурентных преимуществ дальневосточных и восточносибирских субъектов Федерации, в том числе их природно-ресурс-ного и транзитного потенциалов.

Байкальский регион включает в себя три восточносибирских субъекта Российской Федерации - Иркутскую область, Республику Бурятия, Забайкальский край. Регион расположен на основных

транспортных магистралях, соединяющих Европу с Дальневосточным регионом России и странами АТР. При этом по территории Бурятии проходит государственная граница РФ с Монголией, по территории Забайкальского края - граница с Монголией и Китаем. Соответственно, главной целью становления, развития и совершенствования трансграничного сотрудничества Байкальского региона должно стать создание единого регионального пространства с экономиками сопредельных государств. Первостепенную значимость для развития региона имеет сотрудничество с Северо-Восточным регионом КНР (провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, автономный район Внутренняя Монголия). Включение в данное трансграничное пространство способно обеспечить эффективное распределение имеющихся в Байкальском регионе природных ресурсов, их использование для структурных преобразований в экономике, выхода на траекторию экономического роста и политической стабильности, повышения уровня жизни населения.

Однако можно констатировать, что на сегодняшний день трансграничная региональная система не сформирована: имеют место локальные приграничные контакты и взаимодействия между административно-территориальными единицами Китая и России. На глобальном уровне у двух стран наблюдается больше точек соприкосновения и сфер реального сотрудничества, чем в области двустороннего сотрудничества на трансграничном уровне. Многие китайские политики и ученые отмечают, что отношения РФ и КНР никак не могут избавиться от ситуации «активной политики и вялой экономики». Так, специалист по вопросам российско-китайских отношений Кун Ханьбин подчеркивает, что неоспоримым фактом остается недостаточная степень взаимодополняемости в военной и экономической областях. По статистическим данным Минкоммер-ции, несмотря на стабильность двусторонних отношений, которая наблюдается в последние годы, объем взаимного товарооборота в 2008 г. составил порядка 50 млрд. долл. Это абсолютно несопоставимо с показателями китайско-американского или китайско-японского товарооборота, достигающими 200-300 млрд. Объемы российско-китайской торговли не подтверждают тезис о добрососедстве [США, Россия, ЕС...].

Кроме того, сотрудничество с приграничными территориями КНР не только помогает Байкальскому региону развиваться, но и

формирует устойчивый комплекс явных и латентных угроз, существенно затрудняющих становление трансграничной региональной системы. Среди этих угроз можно выделить основные:

- неэквивалентный характер трансграничного сотрудничества, при котором основную выгоду получает Китай;

- огромная демографическая асимметрия приграничных российских и китайских территорий;

- принадлежность приграничных территорий к разным куль-турно-цивилизационным системам, что создает дополнительные препятствия для расширения сотрудничества КНР и РФ, а также взаимоотношений их жителей.

В китайском законодательстве существуют большие преференции относительно приграничных торговых связей: упрощенный порядок лицензирования и квотирования операций приграничной торговли, пониженная ставка подоходного налога для предприятий приграничных территорий, расширение прав местных органов власти КНР в области регистрации компаний, имеющих право ведения торговли в приграничной полосе, и т.д. Приграничные субъекты РФ из-за непроработанности правового поля своей хозяйственной деятельности находятся в неравных экономических условиях по сравнению с китайскими соседями. В результате характер приграничной торговли более благоприятен для Китая. Правительство КНР сумело использовать приграничный бум в интересах развития Северо-Восточного региона и страны в целом, например, экспорт одежды, бытовой электроники и продовольствия способствует созданию в приграничных китайских провинциях дополнительных рабочих мест. В России же «власти просто проморгали этот процесс, и он способствовал лишь обогащению группы предприимчивых дельцов и директоров некоторых государственных предприятий» [Ларин В. Л., 2005, с. 221].

КНР проводит политику активизации процессов регионализации и экономического укрупнения своих территорий. Китайские власти справедливо полагают, что экономики отдельных провинций, особенно соседних, должны представлять собой единый, взаимосвязанный организм. Поэтому процесс региональной кооперации становится решающим фактором при разработке и реализации программ экономического развития страны. Так, Народный политический консультативный совет Китая неоднократно рас-

сматривал вопросы экономического объединения трех северо-восточных провинций - Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин - с автономным районом Внутренняя Монголия в целях создания «северовосточного экономического пояса». Подобный подход создает условия для эффективного выхода этих территорий на международные рынки, в первую очередь на российский. Необходим симметричный ответ Российской Федерации, а также ее отдельных регионов на новые тенденции экономического развития КНР в трансграничном пространстве.

Однако обеспечение национальной безопасности России в этом случае необходимо понимать не столько как сохранение под ее юрисдикцией Восточной Сибири, сколько как удержание данной территории в единой геополитической нише русского этноса в условиях наличия динамично развивающегося и перенаселенного соседа. Население КНР ежегодно увеличивается на 15-16 млн. и, согласно официальной статистике, уже превысило 1 млрд. 300 млн. человек. В трех пограничных с Россией китайских провинциях -Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин - еще в конце прошлого столетия проживали более 104 млн. человек, при этом средняя плотность составляла 130 чел./кв. км [China statistical yearbook, 1999, p. 113].

Согласно традиционной геополитической трактовке, каждый народ стремится оптимизировать свою территорию и ресурсы и, если ему их не хватает, неизбежно в том или ином виде поставит проблему пространства перед соседями. К. Хаусхофер в работе «Границы в их географическом и политическом значении» (1927) писал: «Обладатели резервных пространств Земли обманулись бы, поверив, что зажатые в тиски на своей народной почве миллионы китайцев, немцев, итальянцев и японцев без попытки справедливого проведения границ добровольно согласятся голодать перед лицом пустеющей колонизированной земли» [Хаусхофер К., 2001, с. 185].

Сегодня оценки численности китайских мигрантов, находящихся на территории России, колеблются от нескольких сот тысяч до 2 млн. Есть и другие точки зрения. Так, в 2004 г. Е. Гильбо оценил численность китайцев в России в 8 млн., прогнозируя их увеличение к 2010 г. до 21 млн., а к 2020 г. до 44 млн. [Гильбо Е., 2004, с. 63-64]. Согласно переписи 2002 г., в стране насчитывалось около 35 тыс. китайских мигрантов, но никто из специалистов не берет в

расчет данную статистику. Среди экспертов более достоверной считается цифра 200-400 тыс., максимум 500 тыс. Первым такие цифры привел В.Г. Гельбрас, основываясь на сумме оценок количества китайцев в разных городах и регионах России [Гельбрас

B.Г., 2001, с. 40]. Подобную точку зрения в 2004 г. высказал и

C. Приходько, бывший на тот момент заместителем руководителя администрации президента РФ: он оценил численность китайцев, находящихся в стране на относительно постоянной основе, в 150200 тыс. человек [Приходько С., 2004].

Развитие Байкальского региона сегодня невозможно без внешней миграции, в частности трудовых ресурсов КНР. При этом необходимо понимать, что угрозу национальной безопасности РФ представляют не китайские мигранты (количество которых в бытовом сознании значительно преувеличено), а резкое ухудшение демографической ситуации в России в целом и в Восточной Сибири в частности, проходящее на фоне экономического кризиса и вырастающей в перспективе проблемы трудовых ресурсов, обеспечивающих модернизацию страны.

Этим должны определятся долгосрочные цели новой стратегии национальной безопасности России, заключающиеся в защите своих территорий от бесконтрольной массовой миграции из сопредельных государств, разработке и реализации мер, способствующих закреплению местного населения, проведении такой миграционной политики, которая обеспечила бы приток населения из центральной части России и государств СНГ. Решение этих проблем в Байкальском регионе (как и в любом другом) зависит от экономической ситуации. Поэтому основной задачей является создание эффективной экономической модели, обеспечивающей преодоление хозяйственной отсталости региона и позволяющей в условиях отдаленности от европейского центра сохранить включенность в единое экономическое пространство страны. Другими словами, реальное противодействие многочисленным геополитическим угрозам России в Восточной Сибири может оказать лишь особая стратегия комплексного социально-экономического развития этой территории, ориентированная на стабильный рост и реализацию ее ресурсного потенциала, закрепление населения путем формирования комфортной среды обитания и т.д.

Трансграничные регионы обладают высоким потенциалом еще и потому, что в них сталкиваются культурно-цивилизационные коды. Межкультурное взаимодействие должно лежать в основе формирования трансграничных региональных систем. Однако развитию трансграничного сотрудничества Байкальского региона России и Северо-Восточного региона Китая в определенной степени мешает очевидная культурная отчужденность жителей двух стран. Мировой опыт свидетельствует о том, что китайские мигранты чрезвычайно медленно ассимилируются. К тому же в России отсутствует систематизированная институциональная основа решения миграционных проблем, отсутствует толерантность к людям иных культур, возникает почва для конфликтов, которые впоследствии могут перейти с регионального уровня на национальный.

Директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН В.Л. Ларин пишет: «Очень сложной является проблема взаимоотношений двух соседних и, как показал весь прошлый опыт, очень трудно адаптирующихся друг к другу культур... Опыт тесного общения двух цивилизаций в Приамурье и Северо-Восточном Китае во второй половине XIX - первой половине XX в., не говоря уже о 90-х годах последнего, позитивным назвать трудно... Несмотря на длительное соседство и совместное проживание, тесные контакты на разных уровнях человеческого общежития, китайцы и славяне остаются очень и очень разными... причины - в глубоких отличиях двух цивилизаций, для преодоления которых необходимы минимум века» [Ларин В.Л., 1998, с. 23-24].

При исследовании проблем и перспектив становления трансграничных региональных систем необходимо учитывать, что многие приграничные территории находятся на стыке цивилизаций. Поэтому цивилизационно-культурная идентичность их жителей является одним из важнейших факторов не только региональной, но и национальной безопасности: если нет стабильной идентичности, нет и устойчивых границ, стабильного государства в целом. Это отчетливо видно на примере Северо-Кавказского региона России. В Байкальском регионе, где отсутствует цивилизационная общность с КНР, намного более серьезную угрозу национальной безопасности России представляет ощущение оторванности - не

только экономической и политической, но и культурной - от центральной части страны.

Как отмечают Д. Замятин и Н. Замятина, Сибирь по-прежнему часть России, но часть какая-то неполная: то ли недо-Россия, то ли еще-не-Россия, то ли уже-не-Россия. Поэтому вполне можно размышлять (что с успехом и делается) о Сибири вне России, ее политическом отпадении от Российского государства [Замятин Д., Замятина Н., 2005].

М.Л. Титаренко полагает, что последствия распада СССР отрицательно сказались на политике российских властей в отношении Сибири и Дальнего Востока, что привело к возникновению заметного культурно-цивилизационного отчуждения между западными и восточными регионами России, ослаблению экономических и культурных связей между ними, создало новые трудности в развитии взаимодействия России с ее дальневосточными соседями и странами АТР [Титаренко М.Л., 2003, с. 21-22].

На сегодняшний день в российско-китайских отношениях существует множество проблем, влияющих на национальную безопасность России в целом и безопасность ее регионов, в первую очередь Байкальского и Дальневосточного. Это, в свою очередь, затрудняет процесс становления трансграничных региональных систем. Байкальскому региону сотрудничество с Северо-Восточным регионом КНР, с одной стороны, помогает выживать и экономически развиваться. Это особенно актуально в условиях экономического кризиса, когда внутрироссийские и иностранные инвестиции (и так не очень значительные) резко снизились. В данном случае географическое положение региона выступает одним из главных конкурентных преимуществ, дает возможность создания транспортного коридора. С другой стороны, близость к Китаю влечет за собой ряд проблем, в частности, сырьевая направленность экспорта создает зависимость региона от китайских внешнеторговых приоритетов и, следовательно, угрозу региональной безопасности. Кроме того, у населения региона формируется мощный комплекс опасений и предубеждений. Они могут носить как вполне рациональный, так и иррациональный характер, но само их существование, массовость, воздействие на поведение (в том числе политическое) населения, использование в борьбе за власть делают их

самостоятельным вызовом региональной, а значит, и национальной безопасности РФ.

В современных условиях ни Байкальский регион, ни Россия в целом не могут отгородиться от мира, в том числе от Китая. При этом главную угрозу национальной безопасности РФ представляют внутренние проблемы. Следовательно, стратегическая задача российского руководства - всестороннее развитие Байкальского региона, который является одним из самых слабых звеньев в геополитической и геоэкономической структуре Российской Федерации или, используя терминологию К.В. Плешакова [Плешаков К.В., 1994, с. 32-33], выступает пограничным полем - пространством, не освоенным в должной мере демографически, экономически, политически и т.д. Решение этой масштабной задачи будет способствовать становлению и развитию трансграничной региональной системы «Байкальский регион РФ - Северо-Восточный регион КНР», а значит, обеспечению безопасности субъектов Российской Федерации, входящих в данную систему, и национальной безопасности России в целом.

Список литературы

Гельбрас В.Г. Китайская реальность России. - М.: Муравей, 2001. - 320 с. Гильбо Е. Перспективы китаизации России // Российская Федерация сегодня: Общественно-политический журнал Федерального собрания - Парламента РФ. -М., 2004. - № 13. - С. 63-64. Замятин Д., Замятина Н. Сибороссия и сибороссы // Агентство политических новостей. - Казахстан: проект Института национальной стратегии. - 02.12.2005. -Режим доступа: http://www.apn.kz/publications/print87.htm (Дата посещения: 14.04.2010.)

Ларин В.Л. Китай и Дальний Восток России в первой половине 90-х: проблемы регионального взаимодействия. - Владивосток: Дальнаука, 1998. - 283 с. Ларин В.Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях, (80-е годы ХХ века - начало XXI века). - М.: Восток-Запад, 2005. - 390 с. Мунтян М.А. Социально-политические процессы в постсоветском пространстве и судьбы российской цивилизации: (теоретические аспекты) // Куда идет Россия?.. Социальная трансформация постсоветского пространства / Под общ. ред. Т.И. Заславской. - М.: Аспект Пресс, 1996. - Вып. 3. - С. 122-131.

Плешаков К.В. Геополитика в свете глобальных перемен // Международная жизнь. - М., 1994. - № 10. - С. 30-39.

Приходько С. Мы не должны бояться Китая // Известия. - М., 2004. - 21 марта. - Режим доступа: http://www.izvestia.ru/russia/article45535 (Дата посещения: 16.04.2010.)

Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2009 г. № 2094-р) // Интернет-портал Правительства Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.government. ru/gov/results/9049/ (Дата посещения: 17.04.2010.)

США, Россия, ЕС - кто же истинный друг Китая? // ИноСМИ.т. - Режим доступа: http://www.inosmi.ru/translation/246696.html (Дата посещения: 18.04.2010.)

Титаренко М.Л. Россия: Безопасность через сотрудничество. Восточно-азиатский вектор. - М.: Памятники исторической мысли, 2003. - 406 с.

Хаусхофер К. О геополитике: Работы разных лет. - М.: Мысль, 2001. - 426 с.

China statistical yearbook, 1999. - Beijing: Zhongguo tongji chubanshe, 1999. - 820 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.