Научная статья на тему 'Башкортостан: кооперационные связи между крупным и малым бизнесом. Развитие хозяйственных связей между крупными Мальм бизнесом в отечественной экономике'

Башкортостан: кооперационные связи между крупным и малым бизнесом. Развитие хозяйственных связей между крупными Мальм бизнесом в отечественной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / ТЕХНОПАРКИ / TECHNOPARKS / ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ECONOMIC INTERACTION / КООПЕРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATION INFRASTRUCTURE / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / COOPERATIVE RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахтариев Ромен Раисович

В статье рассматриваются возможные пути кооперации крупных предприятий и малого инновационного бизнеса. Анализируется опыт создания индустриальных парков в республиках Башкортостан и Татарстан. По мнению автора, для эффективного развития кооперационного взаимодействия необходима интеграция усилий государственной власти, научной общественности и предпринимательских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Economic Relations between Large and Small Businesses in the Domestic Economy

The article examines the possible ways of cooperation of large companies and small innovative businesses. The author analyzes the experience of creating industrial parks in the republics of Bashkortostan and Tatarstan. According to him, it is necessary to integrate the efforts of the government, scientific community and business structures for the effective development of the cooperative interaction.

Текст научной работы на тему «Башкортостан: кооперационные связи между крупным и малым бизнесом. Развитие хозяйственных связей между крупными Мальм бизнесом в отечественной экономике»

башкортостан:

кооперационные связи между крупным

и малым бизнесом

развитие хозяйственных связей между крупным

и малым бизнесом в отечественной экономике

Аннотация

В статье рассматриваются возможные пути кооперации крупных предприятий и малого инновационного бизнеса. Анализируется опыт создания индустриальных парков в республиках Башкортостан и Татарстан. По мнению автора, для эффективного развития кооперационного взаимодействия необходима интеграция усилий государственной власти, научной общественности и предпринимательских структур.

Ключевые слова: малый бизнес, технопарки, хозяйственное взаимодействие, кооперационные связи, инновационная инфраструктура, Интернет, информационные технологии

Крупномасштабному бизнесу свойственны формы организации, в основе которых лежит объединение предприятий и фирм в совокупные структуры. Это приводит к повышению их конкурентоспособности и устойчивому экономическому росту страны.

Кризисные явления в экономике России предъявляют повышенные требования к эффективности производства. Первоочередной задачей кооперационного развития является оптимизация использования производственных мощностей в самом широком смысле [3]. Среди ее ключевых направлений мы выделяем техническое перевооружение, аутсор-

Ахтариев Ромен Раисович

аспирант, кафедра экономики, Уфимская государственная академия экономики и сервиса, преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии, Уфимский филиал Оренбургского государственного университета [email protected]

синг, кооперацию, развитие системы коллективного доступа к уникальному оборудованию.

?со г

первоочередной

задачей

_кооперационного

развития является _оптимизация

_использования

производственных _мощностей

Камский индустриальный парк «Мастер» и малый бизнес

Малый бизнес может заняться широким распространением революционных наработок по разным отраслям промышленности. Кроме того, требуется понимание со стороны крупного бизнеса, что привлечение к проектам множества малых предприятий существенно повышает эффективность их деятельности.

Следовательно, необходимо прийти к новым пропорциям числа участников инновационного процесса - крупных предприятий и малого инновационного предпринимательства. Наличие здесь диспропорций, по нашему мнению, является одним из самых опасных среди структурных несоответствий, наряду с диспропорциями в приоритетных направлениях.

Положительным примером кооперации крупного и малого бизнеса является создание Камского индуст-ного парка «Мастер» на бывших площадях ЗАО изель» - дочерней организации ОАО «КамАЗ», ые стали вкладом общества в уставный капитал парка. Вторым акционером является Республика Татарстан. Уставный фонд предприятия - около полумиллиарда рублей.

Появление индустриального парка «Мастер» было вызвано необходимостью в кратчайший срок создать современные, экономически эффективные производства по выпуску автокомпонентов, которые невыгодно изготавливать в условиях крупного предприятия. Парк «Мастер» представляет собой особую форму технопарка с четким взаимодействием предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. За неполных четыре года деятельности парк обеспечил рост числа участвующих в нем предприятий почти до 130, с числом работающих около 2 тыс. человек. Средняя выработка на одного занятого составила почти 900 тыс. руб. в год. Сферы деятельности арендаторов парка «Мастер» различны. Большую часть среди них занимают организации, в том числе иностранные, ориентированные на автомобильный кластер, в первую очередь, на работу с ОАО «КамАЗ».

Формы кооперационных связей

Аналогичная работа начата и в Республике Башкортостан. Среди действующих и вновь создаваемых технопарков следует выделить:

- НПНП «Технопарк авиационных технологий»;

- технопарк «Башкортостан» на базе Уфимского государственного авиационного технического университета;

- технопарк на базе ГУП «Институт нефтехимпере-работки Республики Башкортостан»;

- технопарк «Башкирия» и технопарк «Эколайн» в г. Мелеузе;

- технопарк «Медтехника»;

- технопарк «Инмаш» в г. Стерлитамак и др.

В то же время, организация технологических парков не является основной формой кооперационного сотрудничества крупного и малого бизнеса. На рис. 1 (см. ниже) представлены формы кооперационных связей с внешними малыми предприятиями, которые практикуются на предприятиях респондентов.

Как видно из рис. 1, организация индустриальных и технологических парков не представляется значимым инструментом в организации кооперационных связей между крупными и малыми предприятиями. Более того, около четверти респондентов вообще не имеют никакого взаимодействия с малым бизнесом [4].

...более 45% респондентов -представителей крупного бизнеса в качестве препятствий кукреплению и развитию кооперационных связей с малым бизнесом называют его неспособность производить требуемую продукцию

нет взаимодеиствия с малым бизнесом долгосрочные соглашения о регулярных поставках товаров и услуг сдача помещений в аренду

предоставление оборудования в аренду МП

лицензионные соглашения

франчайзинг

организация индустриальных парков, технологических парков и т.д.

другое

24,2%

33,3%

-1-1 40,0%

Рис. 1. Формы кооперационных связей с внешними малыми предприятиями, _

практикуемые на предприятиях респондентов, % _

основные

информационные _источники,

используемые для

поиска партнеров

по кооперации:

личные контакты

(36,2%), Интернет

(16,5%), реклама

(13,7%), выставки,

ярмарки (13,1%)

Основная причина данного явления - недоверие к малому бизнесу, в первую очередь, выражающееся в сомнениях относительно в достаточности технологической компетенции его представителей. Так, по результатам проведенных авторами исследований выяснилось, что более 45% респондентов - представителей крупного бизнеса в качестве препятствий к укреплению и развитию кооперационных связей с малым бизнесом называют его неспособность производить требуемую продукцию (см. рис. 2 ниже).

Кооперация и информация

Смена стереотипа о технологической некомпетентности, конечно, является большой задачей для малого бизнеса. И, как следствие, именно его представители являются основными инициаторами первых контактов - на это указали более половины всех респондентов. В то же время около 40% контактов заключается по инициативе крупного бизнеса. Однако, как видим на рис. 3 (см. на с. 27), более половины респондентов не принимают никаких мер для поддержки малых предприятий, с которыми поддерживаются тесные кооперационные связи. Складывающая сегодня в республике информационная инфраструктура кооперации не находит должного внимания со стороны потенциальных ее участников. В информационной системе действующего Республиканского центра межотраслевой промышленной кооперации и маркетинговой информации

неспособность МП производить необходимую нам продукцию и оказывать нужные нам услуги

ненадёжность поставок со стороны МП

слишком высокие цены по сравнению с производством аналогичной продукции на собственном предприятии

трудности поиска подходящего партнера из-за отсутствия информации о производственном потенциале МП отсутствие «живых» денег и ограниченные возможности бартерной системы взаиморасчетов стремление любой ценой повысить загрузку собственных производственных мощностей и занятость своей рабочей

силы

конкуренция со стороны иностранных производителей

другое

0% 20,0% 40,0% 60,0%

Рис. 2. Структура мнений респондентов относительно препятствий к развитию и укреплению кооперационных связей с малыми предприятиями, %

г

никакие меры не принимаются льготные условия аренды помещений льготные условия аренды оборудования скидки с цены на материалы и комплектующие обучение персонала содействие в получение кредитов в банке

передача готовой продукции на реализацию

реализация продукции через МП через сбытовую сеть нашего предприятия разрешение на использование торговой марки нашего предприятия

0,0% 20,0% 40,0%

Рис. 3. Структура мнений респондентов об основных рисках участия в кооперации как заказчика, %

зарегистрировано лишь около сотни организаций Башкортостана. В то же время на московских биржах субконтрактации размещаются заказы на сотни миллионов рублей.

В процессе исследования нам удалось выявить основные информационные источники, используемые для поиска партнеров по кооперации: личные контакты (36,2%), Интернет (16,5%), реклама (13,7%), выставки, ярмарки (13,1%). При этом подавляющее большинство участников мониторинга (96,7%) отметило, что считает перспективной организацию информационного обеспечения кооперации при помощи автоматизированных систем управления и Интернета. По результатам опроса видно, что какие-либо федеральные или республиканские Интернет-порталы кооперации и субконтрактации известны лишь 36,4% респондентов.

Ниже представлен набор сведений, необходимый промышленным предприятиям для полноценной работы с информационными базами по кооперации (см.рис. 4 на с. 28).

Протекционизм и кооперация

Перспективы развития кооперационного взаимодействия малого и крупного предпринимательства во многом зависят от роли государства в стимулировании производственной кооперации [2].

...современная

ситуация

в Республике

Башкортостан

такова, что две

трети предприятий

вообще

не ощущают

никакой

господдержки

- сведения о продукции и услугах получаемых предприятиями

по кооперации

_ сведения о продукции и услугах, поставляемых предприятиями на

сторону по кооперации информация о поставщиках и покупателях продукции, изготавли-_ ваемой по кооперации

сведения о наличии технологических процессов и характеристика

этих процессов

сведения об имеющихся производственных мощностях, которые могут использоваться для изготовления продукции по кооперации

перечень продукции и услуг, которые предприятия могут поста-_ вить или готовы получать по кооперационным связям;

- предложения предприятий по развитию кооперации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в республике

другое

0,С

20,0% 40,0%

60,0%

Рис. 4. Структура мнений респондентов о ключевых сведениях, необходимых для полноценной работы с информационными базами данных

по кооперации, %

Литература

1. Алексеев А.А. Государственное регулирование экономических отношений при переходе к новой экономике: Автореф. ... канд. экон. наук. - Улан-Удэ: Восточно-

Сибирский государственный технологический университет, 2010. - 24 с. 2. Организация хозяйс-

твенных связей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vpnews.ru/ referat220.htm

3. Плотницкий Ю.М. Современные тенденции развития процессов кооперации и сотрудничества. // Сообщества прак-

тики для инновационных компаний. - СПб., 2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

www.soc-inform4.narod.ru/.

В странах - лидерах инновационного развития усиление государственного регулирования признается экономически обусловленным, поскольку создает необходимые условия для кооперации как инструмента создания синергетического роста. Это, прежде всего, стимулирование тех его стадий, где рыночных механизмов недостаточно, и предоставление свободы деятельности там, где вмешательство государства излишне.

Опыт передовых в технологическом отношении стран свидетельствует, что без государственного протекционизма в развитии кооперации не обойтись. Роль государства при этом заключается в создании соответствующей нормативно-правовой базы и содействии развитию инфраструктуры поддержки кооперации. При формировании государственной политики в этой сфере большую роль может сыграть конструктивный диалог властей с научной общественностью, оказывающей органам власти экспертную поддержку [1]. В то же время современная ситуация в Республике Башкортостан такова, что две трети предприятий вообще не ощущают никакой господдержки. Наиболее эффективно принимают участие в деятельности предприятий региональные органы власти (на это указали 24,2% респондентов), мест-

ные администрации (15,2%), торгово-промышленная палата и ассоциации (9,1%).

Заключение

Углубление анализа позволяет выявить наиболее значимые инструменты поддержки, используемые указанными государственными и общественными структурами.

Наиболее развиты информационная поддержка (39,4%), содействие в налаживании сбытовой сети (12,1%), содействие в обучении персонала, помощи в аренде помещений (около 9%) и т.д. Наиболее ожидаема поддержка в виде привлечения к поставкам продукции для государственных и муниципальных нужд с гарантированным финансированием, а также прямая финансовая помощь и налоговые льготы. Следует отметить, что государственный и муниципальный заказ выступает мощным организационным и финансовым ресурсом, который при соответствующем регулировании способен выполнить задачу форсированного развития кооперационных связей между крупным и малым бизнесом. Таким образом, интеграция усилий государственной власти, научной общественности и предпринимательских структур является необходимой предпосылкой для эффективного развития кооперационного взаимодействия.

Литература

4. Сапсай Б.П. Масштабы и характер кооперационных связей малого бизнеса и крупных предприятий (по материалам региональных опросов). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.subcontract. ru/Docum/DocumShow_ DocumID 121.html.

Romen R. Akhtariev _

Postgraduate Student, Chair of Economics, Ufa State Academy of Economics

and Service, Lecturer, Chair of Enterprise's Economics and Management, _

Ufa Branch of Orenburg State University _

Development of Economic Relations between Large _

and Small Businesses in the Domestic Economy _

_Abstract

The article examines the possible ways of cooperation of large companies and _ small innovative businesses. The author analyzes the experience of creating _ industrial parks in the republics of Bashkortostan and Tatarstan. According to _ him, it is necessary to integrate the efforts of the government, scientific community and _ business structuresfor the effective development of the cooperative interaction. _

Keywords: small business, technoparks, economic interaction, cooperative relations, innovation infrastructure, Internet, information technologies _

_i j A\

_макроэкономика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.