ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 908:177(571.561) К Г. Башарин
БАШАРИН ГЕОРГИЙ ПРОКОПЬЕВИЧ - ПРОФЕССОР СОВРЕМЕННОГО И БУДУЩЕГО УНИВЕРСИТЕТА
Проведено исследование научной и педагогической деятельности доктора исторических наук, профессора Г. П. Башарина. Установлена его выдающаяся роль в становлении историографии в якутской науке, в определении мирного характера вхождения Якутии в состав Российского государства, в научном освещении истории земледелия в Якутии. Приведены примеры самоорганизации человека, разработанные профессором Башариным.
Ключевые слова: трезвый здоровый образ жизни, образование, наука, общественная деятельность, мирное вхождение народов Сибири и Якутии в состав России, аграрный вопрос, земледелие, скотоводство.
K. G. Basharin
Basharin Georgiy Prokopievich - the professor of modern and future University
It was studied scientific and pedagogical activity of Doctor of Medicine, professor G. P. Basharin and it was defined his outstanding role in formation of historiography in science of Yakutia, determination of peaceful integration of Yakutia into the Russian State and scientific exposition of development of agriculture. The author presented his role in revival of the names of founders of Yakut literature.
Key words: healthy life style, education, science, social activity, peaceful integration of Siberia and Yakut people into the Russian State, agrarian question, agriculture, stock-breeding.
Георгий Прокопьевич Башарин родился 21 марта 1912 г. в Сыланском наслеге Чурапчинского улуса в семье крестьянина-бедняка. Рано лишившись матери, Георгий с подросткового возраста помогал отцу в присмотре за пятью младшими братьями и сестрами, за ведением хозяйства, хорошо познал труд и тяготы крестьянской жизни. Только семнадцатилетним юношей весной 1929 г. он впервые сел за букварь в школе ликбеза, которая находилась в 10 км от их дома. Благодаря природному уму, трудолюбию, целеустремленности, незаурядным способностям самоорганизации он за девять лет блестяще одолел начальное, среднее и высшее учебные заведения и в 26 лет получил диплом с отличием Московского педагогического института им. К. Либкнехта, в 31 лет он стал кандидатом
БАШАРИН Карл Георгиевич - д. м. н., профессор, академик Академии Духовности РС (Я), зав. кафедрой нормальной и патологической анатомии, оперативной хирургии с топографической анатомией и судебной медицины медицинского института СВФУ им. М. К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
исторических наук, в 38 лет первым доктором исторических наук в Якутии, в сорок лет ВАК СССР присвоил ему ученое звание профессора.
Необходимо отметить, что Г. П. Башарин личным примером пропагандировал здоровый образ жизни. Он не курил, не употреблял алкогольные напитки, делал утреннюю зарядку, ходил на лыжах, плавал, закаливал свой организм. На протяжении 54 лет он каждый день занимался физическими упражнениями по 2-3 часа в день.
К укреплению своего здоровья он пришел осознанно. От природы он был физически сильным. Так как вырос в сельской местности, занимался физическим трудом, охотой. Однако на втором курсе пединститута он заболел туберкулезом легких, что вызвало общее ослабление его организма, и ему пришлось перенести 12 операций, в том числе тяжелую операцию - тотальную торакопластику. В результате 17 месяцев из четырех лет учебы он находился в больницах. По признанию самого Георгий Прокопьевич писал: «Тяжелая болезнь, связанные с ней постоянные физические страдания и душевные переживания образумили меня. Я заставил себя прислушаться к голосу врачей, стал читать
медицинскую литературу. Словом, решил бороться за восстановление и укрепление здоровья. Причем не пилюлями и снадобьями, а движением. В физических упражнениях увидел свое спасение». Поэтому в 1948 г. в Подмосковье он прошел трехмесячные курсы лечебной физкультуры. С тех пор стал ежедневно заниматься физической зарядкой, ходьбой и бегом, ходить на лыжах, плавать. Когда построили бассейн «Самородок», трижды в неделю занимался плаванием.
Г. П. Башарин выписывал специальную литературу по вопросам здоровья и здорового образа жизни: книги, журнал «Здоровье», брошюры, газеты. Тщательно анализировал и на себе проверял рекомендации авторов, что позволило ему выработать собственную эффективную систему оздоровления и здорового образа жизни.
Г. П. Башарин строго придерживался определенного режима дня. Утром в половине шестого начинал зарядку по разработанному самим комплексу упражнений в течение 40 минут. Все упражнения он выполнял определенное количество раз. В утреннюю зарядку включалось упражнение на специальной кушетке для выправления осанки. Кушетка была изготовлена по его эскизу на мебельной фабрике. Лежа на кушетке, на спине, он делал 60 взмахов назад прямыми руками до упора. Потом столько же в стороны. Ни больше, ни меньше. Затем делал вибрационные упражнения по 100 раз. В положении стоя приподнимался на носки на 1 см и опускался на пятки. Лежа на кушетке он массировал лицо, живот. Массаж лица содержал массаж век, надбровных дуг, лба, щек, висков, переносицы, челюсти, шеи, затылка и т. д. Каждый элемент он выполнял по 20 раз. Для массажа спины и позвоночника Георгий Прокопьевич изобрел специальный массажер - к дверной колоде прибил двухрядную зубчатую доску; для массажа шеи, задних поверхностей ног изобрел специальный массажер - «зубчатый скребок». Важное значение он придавал массажу ступней на резиновом валике с пупырышками («Тонус»).
Зарядка в доме продолжалась 40 минут. Затем он выходил на улицу в любое время года, в любую погоду
- на полуторачасовую ходьбу.
Таким образом на собственном примере доказал, что человек собственными ежедневными физическими упражнениями, на основе рекомендаций медиков, ведя трезвый здоровый образ жизни, может улучшить свое состояние и развить здоровье. Для этого нужна воля и ежедневный труд. Он говорил: «В борьбе за здоровье я, прежде всего, руководствуюсь медицинской наукой. Остальное диктует сам организм, его состояние и потребности в физических упражнениях, В моем конкретном случае можно вывести такую формулу: наука - это теоретическая основа, а реакция организма
- практическая основа. Мне кажется, что в диалектическом единстве вторая часть все же имеет решающее значение». Его опыт оздоровления организма и
пропаганда этого опыта будут способствовать развитию здоровья и профилактике многих болезней.
Свою жизнь ученого он посвятил служению, по его выражению «ортодоксальной научной правде при любых условиях в сочетании с защитой интересов народа, со служением ему» [1].
Характерной чертой работ Г. П. Башарина была связь теории с общественной практикой. Например, в монографии «История земледелия в Якутии (ХУ1в.
- 1917 г.)» [2], с одной стороны, научно освещена сложнейшая история возникновения и развития земледелия в экстремальных условиях Севера на протяжении трех с половиной столетий. Размышляя над процессами внедрения в суровых природных условиях края земледельческой культуры, над реальными тенденциями ее развития, ученый ввел в якутскую историографию новые понятия «географический оптимизм» и «географический пессимизм» как отражение общественного настроя к проблеме якутского земледелия. Именно в этой связи раскрывается вторая сторона указанной монографии - научно обоснованная пропаганда идей дальнейшего, целеустремленного развития земледелия в современной Якутии, с новой социальной целью - производства хлеба для человека. Так, монография придала научной проблеме о якутском земледелии общественно-политическую значимость и стала теоретической основой реального общественного движения за возрождение якутского хлеба. Это является крупным вкладом ученого историка в практику, в частности, в решение продовольственной проблемы в условиях перехода республики на рыночную экономику.
Вопросы взаимовлияния культур народов Якутии с русским народом отражены почти во всех работах профессора, в том числе в ряде специальных статей и в монографии [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10]. На основе анализа большого архивного материала, научной литературы и периодической печати Г. П. Башарин разработал и обосновал теорию мирного добровольного вхождения Сибири и Якутии в состав России. На наш взгляд, эта теория имеет непреходящее планетарное значение для мирного сосуществования и сотрудничества всех народов планеты. Теория мирного вхождения народов Сибири, Якутии в состав России с точки зрения новых данных и реалий современности, когда идут локальные войны и возник международный терроризм, является основой формирования планетарного мышления в духе единства, сотрудничества всех народов планеты во имя мира и прогресса всего человечества.
На основе архивных материалов, изучения истории колонизации других стран в монографии «Некоторые вопросы историографии вхождения Сибири в состав России» [8] убедительно раскрывается несостоятельность теории завоевания Сибири и Якутии. Приведем лишь одну цитату из его монографии о том, как
завоевывалась Северная Америка: «Пуритане новый Англии - эти виртуозы трезвого протестантизма -в 1703 г. постановили на своем ЛББтЫу (законодательном собрании) выдавать премию в 40 ф. ст. за каждый индейский скальп и за каждого краснокожего пленника; в 1720 г. премия за каждый скальп была повышена до 100 ф. ст., в 1744 г., после объявления в районе Массачусетского залива одного племени бунтов-щическим, были назначены следующие цены: за скальп мужчины 12 лет и старше 100 ф. ст. в новой валюте, за пленника мужского пола 105 ф. ст., за пленную женщину или ребенка 55 ф. ст., за скальп женщины или ребенка 50 фунтов стерлингов!» [8]. В результате такой официальной политики было физически уничтожено 400 индейских племен, а уцелевшие принудительно поселены на пустынных землях, т. е. загнаны в так называемые резервации» [11].
В отличие от политики завоевания западноевропейских колонизаторов в Африке, Азии и Америке Средняя Азия, Сибирь, в том числе Якутия, были включены в состав России мирным путем, в них не проводилась политика физического истребления коренных племен и народностей.
Оценивая вклад Г. П. Башарина в науку, В. Н. Иванов справедливо отмечает, что ученый не утаивал мрачные страницы истории, стремился найти их действительное место среди других и на этом основании выявлял объективное содержание событий и фактов, связанных с вхождением Якутии в состав Российского государства [12].
В монографии Г. П. Башарин отвергнул теорию завоевания Ленского края и доказал в основном мирный характер событий, сопровождавших это вхождение; выявил многосторонние хозяйственные, культурные, торговые, родственные связи между коренными жителями края и представителями русскоязычного населения; проследил экономические, политические и культурные взаимовлияния народов на всем пространстве Якутии с XVII в. по 1990-е гг. Общий вывод Г. П. Башарина: вхождение Якутии в состав России является событием судьбоносного значения для всех народов, населявших современную территорию Якутии. Этот вывод исходил из глубокого понимания сложной диалектики истории, ее непреодолимого движения к прогрессу, общечеловеческого характера ее содержания. Именно поэтому Г. П. Башарин был и остается глашатаем дружбы и сотрудничества народов. Он был глубоко убежден в том, что дружба народов - главный источник развития по пути прогресса. На своем последнем публичном выступлении на торжественном собрании общественности республики 23 марта 1992 г.,
посвященном его 80-летию, он сказал: «Многоликому, но единому дружному народу родной республики желаю всемерного постоянного укрепления дружбы, братства,
интернационализма якутов, эвенков, юкагиров, эвенов и всех других народов Якутии с русским народом, со всеми народами Российской Федерации, России - нашей исконной любимой Великой Родины. Это должно быть главной общественно-политической, социальнопсихологической, морально-этической задачей».
Г. П. Башарин - прежде всего историк родного якутского народа. И это естественно. Он вышел из гущи своего народа, был крепко связан с землей, на которой творил свою неповторимую историю его родной народ. Жизнь и судьба ученого - жизнь и судьба якутского крестьянства. Г. П. Башарин - профессор истории из крестьян, но по своему духовному облику он самый интеллигентный из всех якутских историков. Интеллигентность его проявлялась не столько в том, что он был образован и воспитан, не курил и не пил, одевался с иголочки, постоянно заботился о своем здоровье, с уважением относился к окружающим и т. п., сколько в том, что он жил жизнью родного народа, трудился во имя его процветания, умел подчинить изучение исторического опыта решению судьбоносных вопросов жизнедеятельности народа в настоящем и в будущем, что проявлял тонкое понимание злободневных общественно-политических вопросов республики и страны. Он умел жить общественными интересами, отсюда вокруг него было своеобразное общественное настроение. Г. П. Башарин, как никто другой, глубоко и ясно понимал место своего народа среди других народов Якутии, страны и мира, значение и его роль в человеческой цивилизации. Он постоянно подчеркивал выдающуюся роль якутского народа в хозяйственном и культурном освоении экстремального пространства Севера, раскрывал положительные последствия вхождения края в состав царской России, воспевая исторические заслуги высокочтимых сынов народа, историк не делал из родного народа кумира, изучал его историю во всем ее противоречии, прослеживал ее своеобразный динамизм, выявлял закономерности ее прогрессивного движения. То, о чем писал и рассуждал ученый, охватывает почти все стороны истории якутов: происхождение якутского народа, его общественный строй; историю аграрных отношений; вхождение Якутии в состав Российского государства и его исторических последствий; земледельческое освоение суровых просторов Ленского края, духовное развитие народов Якутии, историографию и т. д. Как показывает этот перечень, Г. П. Башарин изучал такие вопросы, которые составляли фундамент научного познания о якутах за огромный исторический период - с XVII до начала XX вв. По значимости и широте разрабатываемых проблем Г. П. Башарин - крупный историк-якуто-вед, якутовед новой формации.
В трудах Г. П. Башарина отсутствует так называемый этнический эгоизм. Познание и понимание истории родного народа служат ему надежным инструмен-
том познания и понимания истории других народов. В истории своего народа он видел неотъемлемую часть истории человечества, истории народов мира. В явлениях и процессах исторического развития своего народа он улавливал общечеловеческое; в особенности хода истории своего народа он усматривал общее в мировом развитии, находил проявление общих закономерностей развития человеческого общества. Только один пример. Удачное теоретическое решение вопроса о том, что земля (сенокосы, пастбища, пашни) являются главным средством производства у якутов-скотоводов выводит Г. П. Башарина на решение проблем истории скотоводческих народов Сибири и Средней Азии, других регионов мира. Понимание решающей роли земли, собственности на нее в социально-экономическом развитии якутов-скотоводов связывает исторические судьбы родного народа со всеми народами мира, у которых земля всегда выступала в качестве великой лаборатории для жизнедеятельности. При этом он постоянно подчеркивал, что в мире нет народа, который бы существовал в отрыве от земли. И еще одна деталь: по материалам истории своего народа Г. П. Башарин получил, казалось бы, частный вывод - в условиях формирования классовых отношений у якутов центр эксплуатации непосредственных производителей находился в хозяйстве тойонов. К сожалению, научное значение этого вывода до сих пор не до конца понято в историографии. Дело не только в том, что ученый впервые в якутоведении органически связал весь комплекс отношений эксплуатации со всей совокупностью производственного процесса в хозяйстве собственников земли, скота и других средств производства, а в том, что ученый и здесь обнаружил то, что сближает якутов с другими народами мира, то, что якуты не стоят особняком во всех главных вопросах организации производства и в формировании социально-экономических отношений. И именно на этой основе он пришел к научному обобщению фундаментального значения: патриархально-феодальные отношения у скотоводов (следовательно, и у якутов) в главном имеют общие закономерности развития у земледельческих народов мира. Изложенное свидетельствует о том, что открытия Г. П. Башарина невозможно поместить в рамки истории одного народа; его научные достижения и исследовательская мысль далеко выходят за эти рамки и играют активную роль в познании и понимании важнейших вопросов истории других народов, других стран. В этом выдающийся вклад Г. П. Башарина в историческую науку, в обогащение исторической мысли. Памятником является фундаментальная монография «История аграрных отношений в Якутии (60-е годы ХУШ-сер. XIX вв.)» [4], которая решением XIV Международного конгресса историков было сдана в Римский институт имени Антонио Грамши на вечное
хранение, где хранятся фундаментальные труды по общественным наукам.
Большую научную работу он успешно сочетал с учебной. Г. П. Башарин начал свою педагогическую деятельность в 1938 г., когда после окончания Московского пединститута был назначен старшим преподавателем Якутского педагогического института. Затем, после определенного перерыва, с 1947 г. он возобновил свою преподавательскую деятельность до возникновения так называемого «дела Башарина» в 1952 г. В феврале 1960 г. Георгий Прокопьевич вновь вернулся в Якутский государственный университет на должность профессора, заведующего кафедрой всеобщей истории и на этой должности работал до конца жизни.
Г. П. Башарин благожелательно относился к студентам, старался помогать слабым, стремился повышать активность студентов. На лекциях и семинарских занятиях обращал внимание на формирование навыков самостоятельной подготовки докладов и выступлений. Его лекции, отличались высоким научно-теоретическим уровнем, методической продуманностью, четкостью изложения. Лекции читал громко, четко выговаривая каждую фразу.
Профессор Г. П. Башарин обращал особое внимание на выработку правильной речи у студента. Продуманная и четкая речь, как считал он, - необходимая часть культуры умственного труда. Он считал, что важной обязанностью вузовского преподавателя является
формирование научного мышления и личности студентов. Как научный руководитель он воспитывал у молодежи честность, добросовестность, овладение всем арсеналом методологии научного познания, теоретическим уровнем исторического мышления. В течение 20 лет профессор Г. П. Башарин руководил теоретическим семинаром преподавателей историкофилологического факультета, который способствовал повышению методического и научного уровня читаемых лекций и проводимых практических занятий.
Ещё в 1950 г. Г. П. Башарин организовал студенческий кружок «История», ставший настоящей кузницей подготовки научных кадров в республике. Из состава этого кружка вышли около 70 кандидатов и докторов наук по гуманитарным дисциплинам.
Помимо педагогической и научной деятельности Георгий Прокопьевич вел большую общественную работу. Он более 20 лет был председателем республиканской комиссии по присуждению премии имени П. А. Ойунского в области литературы и искусства, избирался депутатом Верховного Совета ЯАССР четырех созывов, председателем Якутского отделения Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры, членом ученых советов Якутского госуниверситета, Института языка, литературы и истории ЯФ СО АН СССР, Центрального
государственного архива ЯАССР, республиканского музея им. Ярославского, лектором общества «Знание» России.
Профессор Г. П. Башарин оставил более 500 печатных работ, в том числе девятнадцать единолично написанных монографий, получивших высокую оценку и признание специалистов. Об этом свидетельствуют многочисленные телеграммы, письма, приветственные адреса научно-исследовательских институтов, ученых с искренними словами признания и заслуг профессора в связи с его 80-летием.
В некрологе под названием «Служение истине», опубликованном в газете «Литературная Россия» от 8 мая 1992 г., написанном известными российскими писателями Виктором Кочетковым, Юрием Кузнецовым, Николаем Шупдиком, Владимиром Солоухиным, Сергеем Поделковым сказано: «Разносторонне
образованный, он внес весомый вклад во многие области знания в Якутии - и в историю литературы, и языковедение, и в историю культуры, и в социологию, и в народоведение. Во многом благодаря его мужеству и настойчивости были возвращены в якутскую литературу ее классики, ее основоположники - Алексей Кулаковский, Анемподист Софронов, Николай Неустроев, ошельмованные в тридцатые годы как буржуазные националисты.
Он умел талантливо и убедительно анализировать явления родной ему культуры в связи с культурами других народов, и особенно в связи с культурой русской; он был верен вековой дружбе якутского и русского народов, якутской и русской словесности.
Мы испытываем чувство особой горечи, потому что в лице Георгия Башарина потеряли друга умного, строгого в своих суждениях, общение с которым всегда было радостью и познанием чего-то нового, неожиданного в жизни культуры».
13 мая 2004 г. в г. Москве прошла презентация изданной посмертно монографии профессора Башарина «История аграрных отношений в Якутии (XV-XVII - середина XIX в.)» в 2 т., организованной Институтом российской истории РАН. Директор института российской истории РАН, член-корреспондент РАН А. Н. Сахаров во вступительном слове отметил важность публикации 2-томного труда Г. П. Башарина не только для отечественной гуманитарной науки, но и для российской культуры в целом. А. Н. Сахаров отметил яркую черту трудов якутского ученого, многие годы тесно связанного творческими узами с Институтом Российской истории РАН, его «глубокий, искренний российский патриотизм». Именно в этом, заключил А. Н. Сахаров, «была его сила и его нетленность и как ученого, и как гражданина Якутии и России.
Поэтому нынешняя презентация - одновременно и дань уважения, и дань нашего запоздалого раскаяния перед памятью Г. П. Башарина, долгое время
несправедливо обвиняемого в приверженности к национализму».
По характеру, размаху, содержанию и конечным результатам научной, педагогической и общественной деятельности Г. П. Башарин принес огромную пользу народу, обществу, отечественной и мировой исторической науке. Именно по этим параметрам народ называл его своим великим сыном, духовным лидером, гордился им и славил его.
Признавая выдающиеся заслуги Г. П. Башарина перед народом, республикой, исторической наукой, в целях увековечения его памяти Указом президента РС (Я) и Постановлением правительства Республики Саха (Якутия) от 26 мая 1992 г. установлен надгробный памятник на его могиле; присвоено его имя Сыланской средней школе Чурапчинского района; учреждены стипендии имени профессора Г. П. Башарина лучшим студентам исторического факультета СВФУ им. М. К. Аммосова и педагогического училища; организован музей истории науки Якутии им. профессора Г. П. Башарина в Якутске.
Труд Г. П. Башарина был отмечен правительственными наградами: медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орденом «Знак почета» и орденом Трудового Красного Знамени.
Многогранную научно-педагогическую, общественно-политическую деятельность Г. П. Башарина невозможно осветить в одном сообщении. Предстоит большая работа по изучению и осмыслению его творческого наследия, опубликованию трудов, ставших библиографической редкостью, пропаганде его патриотических и интернациональных по духу и содержанию взглядов; исследованию большого по объему (81 погонный метр) и богатого по содержанию архива ученого, переданного безвозмездно родными в Республиканский национальный архив.
Исходя из вышеизложенного, можно считать, что по объему и тематическому характеру трудов, по глубине и широте теоретических проблем, по количеству и качеству введенных в научный оборот источников, по научной и общественной значимости проведенных им исследований, профессор Г. П. Башарин является одним из выдающихся представителей отечественной и мировой исторической науки ХХ века. То, что создано им, и в XXI активно участвует в «приращении» исторических знаний, в прогрессе исторической науки.
Таким образом, профессор Башарин внес вклад в развитие отечественной и мировой исторической науки. Он является образцом истинного интеллигента-ученого, прожившего яркую жизнь, служившего истине и народу. Он своим титаническим трудом во имя торжества правды и справедливости поистине заслужил всенародное признание, и память о нем будет обязывать сегодняшнее и грядущие поколения достойно жить и творить. Его имя и дела навсегда останутся в ряду
высших достижений наиболее славных гуманистов, ученых и мыслителей человечества.
Л и т е р а т у р а
1. Башарин Г. П. Выступление профессора Г. П. Башарина на торжественном собрании общественности республики, посвященном его 80-летию // Проблемы социальноэкономической и общественно-политической истории Якутии (материалы научной конференции, посвященной 80-летию Г. П. Башарина). - Якутск, 1993. - 164 с.
2. Башарин Г. П. Культура, искусство и здравоохранение ЯАССР за 20 лет (1922-1942). - Якутск: Госиздат, 1944. - 55 с.
3. Башарин Г. П. История земледелия в Якутии (XVII в. -1917 г.). Т. 2. Овощеводство. Техника и культура земледелия. Система полеводства. Социально-экономическое значение земледелия. - Якутск: Кн. изд-во, 1990. - 413 с.
4. Башарин Г. П. История аграрных отношений в Якутии (60-е годы XVIII - середина XIX в.). - М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 428 с.
5. Башарин Г. П. Историческое значение вхождения Якутии в состав Российского государства. - Якутск: Кн. изд-во, 1957.
- 32 с.
6. Башарин Г. П. История животноводства в Якутии второй половины XIX - начала XX вв. - Якутск: Кн. изд-во, 1962. - 128 с.
7. Башарин Г. П. Обозрение историографии дореволюционной Якутии. - Якутск: Кн. изд-во, 1965. - 72 с.
8. Башарин Г. П. Некоторые вопросы историографии вхождения Сибири в состав России. - Якутск: Кн. изд-во, 1971.
- 136 с.
9. Башарин Г. П. Социально-экономические отношения в Якутии второй половины XIX - начала XX вв. - Якутск: Кн. изд-во, 1974. - 216 с.
10. Башарин Г. П. В составе свободной России. - М.: Изд-во «Арт-Флекс», 2002. - 383 с.
11. Чиркин В. Е. Дискриминация национальных меньшинств в США. - М., 1958. - С.17.
12. Иванов В. Н. Вклад Г. П. Башарина в историческую науку // Проблемы социально-экономической и общественно-политической истории Якутии (материалы научной конференции, посвященной 80-летию Г. П. Башарина). -Якутск, 1993. - С. 4-12.
13. Башарин Г. П. История аграрных отношений в Якутии. Т. 1. Аграрные отношения с древних времен до 1770-х годов.
- М.: Изд-во «Арт-Флекс», 2003. - 448 с.
14. Башарин Г. П. История аграрных отношений в Якутии. Т. 2. Аграрный кризис и аграрное движение в конце XVIII -первой половине XIX вв. - М.: Изд-во «Арт-Флекс», 2003.
- 520 с.