Научная статья на тему 'Барельефы Германа Брахерта в Калининграде (к 125-летнему юбилею скульптора)'

Барельефы Германа Брахерта в Калининграде (к 125-летнему юбилею скульптора) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1135
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лазаренко Янина Александровна

Представлены сведения о сохранившихся в городском пространстве современного Калининграда барельефах и скульптурах известного немецкого скульптора Германа Брахерта, являвшихся элементами архитектурного убранства зданий. Дана критическая оценка переноса скульптурной композиции «Ткачи» из Калининграда в пос. Отрадное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Барельефы Германа Брахерта в Калининграде (к 125-летнему юбилею скульптора)»

Об авторе

Сюзанна Андреевна Фостова — магистрантка кафедры истории Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. И. Канта (Калининград), [email protected]

Я. А. Лазаренко

Барельефы Германа Брахерта в Калининграде (К 125-летнему юбилею скульптора)1

Представлены сведения о сохранившихся в городском пространстве современного Калининграда барельефах и скульптурах известного немецкого скульптора Германа Брахерта, являвшихся элементами архитектурного убранства зданий. Дана критическая оценка переноса скульптурной композиции «Ткачи» из Калининграда в пос. Отрадное.

После Второй мировой войны в бывшем Кёнигсберге сошлись две разные национальные культуры, взаимодействие которых повлияло на облик города и менталитет его жителей. Сквозь испытания времени, преодолевая идеологические рамки, формировалось особое социокультурное пространство Калининграда. Одновременно со строительством русского города сохранялись фрагменты немецкой городской среды, в том числе здания, сооружения, парки, скульптуры, являвшиеся маркерами культурной идентичности довоенного населения [2, с. 152—155; 4, с. 29—30]. Среди них особое место занимают барельефы, орнаменты, изваяния и скульптурные композиции, которые украшали фасады общественных зданий и жилых домов и относились к характерным чертам кёниг-сбергской архитектуры Нового и Новейшего времени. Сегодня эти архитектурные украшения привлекают внимание, подспудно влияют на сознание калининградцев, становясь своеобразными элементами культурной памяти современных жителей города.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта №15-21-06002а(м) «Политика памяти в российско-польско-литовском пространстве на территории бывшей Восточной Пруссии: Преемственность и изменения культурного ландшафта (1945— 2015 гг.)».

Среди более чем сотни сохранившихся в Калининграде с довоенного времени барельефов особое место принадлежит творениям известного немецкого скульптора Германа Брахерта (1890—1972), который с 1919 по 1944 г. жил и работал в Восточной Пруссии. В Кёнигсберг уроженец Штутгарта был приглашен на должность профессора и руководителя отделения скульптуры Государственной школы искусств и ремесел. С приходом нацистов к власти он был вынужден переехать с семьей из Кёнигсберга в Георгенсвальде (ныне пос. Отрадное Светлогорского района), так как придерживался пацифистских взглядов, за что подвергся гонениям со стороны властей [3, с. 3].

За четверть века Брахерт создал более 20 монументальных скульптур и барельефов, прежде всего для вновь построенных зданий и сооружений столицы провинции. Они украшали корпуса Альбертины и Дома техники, железнодорожного вокзала и почтамта, Финансового управления Кёнигсберга и аэропорта Девау. Некоторые работы скульптора были уничтожены нацистами, в том числе и по идеологическим причинам, другие разрушены во время или после Второй мировой войны. Одна из таких работ, украшавшая фасад здания Главного железнодорожного вокзала, представляла собой каменный блок со скульптурной композицией «Хронос, ускоряющий бег коней» [17, с. 26]. После войны на ее месте был установлен герб РСФСР, который сохранился до наших дней [7, с. 65].

Большинство из дошедших до нас произведений мастера нашло приют в Доме-музее Г. Брахерта в Отрадном [14, с. 10— 12]. В сегодняшнем Калининграде остались три работы талантливого художника: на улицах Профессора Баранова, Дмитрия Донского и Железнодорожной. Более всего известна выполненная из известняка скульптура рабочего, установленная на бетонном карнизе у входа во флигель с юго-восточной стороны Дома техники (ныне торгово-развлекательный комплекс «Эпицентр») (рис. 1). В левой руке он держит зубчатый вал, а в правой — каменную плиту (отсюда и традиционные названия этой работы — «Каменотес», «Пролетарий», «Инженер», «Рабочий с шестеренкой»). Согласно еще одной версии, в каменной плите прочитывается образ книги, которая вместе с зубчатым колесом должна была «наглядно выражать смысл и цели сооружения Дома техники» [9, с. 146— 147; 11, с. 235]. Скульптура была создана Г. Брахертом в 1923—

1924 гг. по заказу архитектора Дома техники Ханса Хоппа (1890—1971), являвшегося также автором проекта здания, в котором ныне располагается мэрия Калининграда. По словам российского искусствоведа И.Д. Чечота, в этот период Брахерт еще не сформировал окончательно свой стиль, по манере исполнения его «Каменотес» напоминает произведения бельгийского скульптора Константина Менье, который одним из первых запечатлел в пластических формах человека труда, пролетария [16, с. 171].

Рис. 1. Г. Брахерт. Горельеф «Рабочий-каменотес». 1924 г.

Здание бывшего Дома техники (ул. Проф. Баранова, д. 30) Фото Я. Лазаренко, 2015

В свое время именно созданный Брахертом образ пролетария, исполненного физической мощи и внутренней силы, стал фирменным знаком Дома техники — самого крупного выставочного сооружения Восточной ярмарки в Кёнигсберге. Последняя, в свою очередь, была призвана демонстрировать возрождающуюся экономическую мощь самой восточной немецкой провинции [15, с. 49].

На восточной стороне здания Дома техники можно увидеть еще один горельеф из двух фигур, похожих на гномов: мужчины-молотобойца и женщины с прялкой, которых часто называют кё-нигсбергскими «Рабочим и колхозницей», по аналогии с гениальным творением Веры Мухиной, или используют нейтральное название «Мастеровые». В калининградской прессе встречаются утверждения, что это малоизвестная работа Г. Брахерта [5, с. 6].

Однако специалисты сходятся во мнении, что она принадлежит не самому Брахерту, а его ученику Эрнсту Филитцу [11, с. 132, 235].

След руки мастера обнаруживается также на улице Дмитрия Донского, д. 1, где рельефные узоры и фигуры покрывают две вертикальные, параллельные друг другу полосы на парадной медной двери построенного Ф. Ларсом здания Финансового управления Восточной Пруссии (ныне правительство Калининградской области). Дверь была изготовлена по проекту Г. Брахерта в 1928 г. [8, с. 104; 11, с. 259].

О третьей сохранившейся в Калининграде работе Германа Брахерта (рис. 2) калининградцы долгое время ничего не знали. Только в 2013 г. были открыты барельефы на здании бывшего немецкого главного почтамта (улица Железнодорожная, д. 29), считавшиеся навсегда утерянными. На самом деле работа скульптора была закрыта слоем бетона и спрятана под вывеской «Авиакасса» [1, с. 99; 6]. Она состоит из шести плоскорельефных изображений на правой части углового бетонного блока, замазанных штукатуркой и требующих реставрации. В настоящее время на открытой для обозрения плите можно лишь с трудом разобрать очертания людей в почтмейстерской форме. Эта работа Брахерта не упоминается в действующих Перечнях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и муниципального значения Калининграда [11, с. 132—138, 146—149].

Рис. 2. Г. Брахерт. Барельеф на здании бывшего главного почтамта Кенигсберга (ул. Железнодорожная, д. 29). Около 1939 г. Фото Я. Лазаренко, 2015

В 1999 г. в Калининграде были обнаружены бесценные «треугольники» Германа Брахерта на фасаде бывшей клиники (позже — катушечной фабрики, а затем и цеха вагонзавода) на улице Вагоностроительной. Они представляют собой четыре равносторонних треугольника, каждая сторона — более полутора метра. На барельефах, а точнее горельефах, так как каждый треугольник состоит из шести «наслаивающихся» друг на друга элементов, что создает более глубокое и объемное изображение, представлены сценки из жизни в античном стиле, которые получили название «Ткачи» (рис. 3) [8, с. 124].

Рис. 3. Г. Брахерт. Один из четырех горельефов цикла «Ткачи». 1924 г.

Калининград, вагонзавод. В 2001 г. перенесен к Дому-музею Г. Брахерта в Отрадном. Фото Я. Лазаренко, 2015

По воспоминаниям Владимира Олейника, участника демонтажа горельефов, была проведена долгая и тщательная подготовка к изъятию треугольников из стен вагонзавода. Это была непростая задача, в связи с угрозой обрушения здания приходилось менять способы безопасного извлечения горельефов. Когда все риски были рассчитаны, «Ткачей» изъяли из родных стен: «Всё являло собою какой-то гигантский, дикий процесс вырывания зуба изо рта "дракона"» [12, с. 139—140].

Находка привлекла особое внимание СМИ, с началом демонтажа возникла даже паника по поводу дальнейшей судьбы произведений немецкого скульптора. Некоторые посчитали, что их отправят в Германию или что немцы выкупят само здание ва-гонзавода и т. д. [13, с. 3]. Конец всем догадкам и предположениям положило соглашение между музеем Брахерта, вагонзаводом и строительной фирмой о том, что «барельефы принадлежат Дому-музею на правах собственности с момента установления авторства и передаются без соответствующей документации» [10, с. 3]. С 2001 г. «Ткачи» находятся в постоянной экспозиции в Отрадном, во дворе дома своего создателя.

Такое решение судьбы памятника выглядит как минимум спорным. «Выламывание» барельефов из стен здания, для которого они изначально предназначались, вряд ли можно оправдать стремлением пополнить экспонатами недавно созданный Дом-музей Брахерта. Между тем Калининград лишился историко-художественного объекта, который мог бы стать одной из главных достопримечательностей города.

Сегодня калининградцам хорошо известны имя и работы выдающегося немецкого скульптора Германа Брахерта, чей 125-летний юбилей отмечается в 2015 г. Творческое наследие художника, пусть и сохранившееся лишь фрагментарно, несет в себе память об истории нашего города и тех людях, которые в прошлом создавали его культурный облик. Хотелось бы, чтобы такие памятники историко-культурного наследия как можно дольше оставались частицей городского пространства, а информация о них отражалась на памятных табличках.

Список источников и литературы

1. Безносенко А. Застывшая музыка Германа Брахерта // Отечество : краеведческий альманах. Калининград. 2013. № 11. С. 97—100.

2. Белинцева И. Архитектура Калининградской области: «чужое» как «чуждое» и как «свое» // Между Одером и Неманом: проблемы исторической памяти. Калининград, 2012. С. 151—162.

3. Болычева О. Время, застывшее в камне и бронзе // Страж Балтики. 1995. 25 нояб. С. 3.

4. Дементьев И. Калининградская область как зона диалога культур и столкновения мест памяти // Между Одером и Неманом: проблемы исторической памяти. Калининград, 2012. С. 24—32.

5. Денисенков А. Гномы мокнут под дождем: при реконструкции Дома техники нашлась малоизвестная скульптура Г. Брахерта // Комсомольская правда: Калининград. 2004. 13 июля. С. 6.

6. Каждодневный подвиг мастера. URL: www.brachert.ru/bracherti/ german_brachert/196/ (дата обращения: 01.06.2015).

7. Каталог объектов культурного наследия Калининградской области. М., 2005. Т. 1.

8. Каталог объектов культурного наследия Калининградской области. М., 2005. Т. 4.

9. Кёстер Б. Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени. Хузум, 2000.

10. Новикова Л., Пирогова Л. Таинственный след Брахерта // Калининградская правда. 2001. 6 окт. С. 3.

11. Объекты культурного наследия Калининградской области / ред. А.М. Трунов. М., 2013.

12. Олейник В.Ф. Скульптуры на вагонзаводе // Балтийский альманах. Калининград, 2005. Вып. 5. С. 139—141.

13. Пирогова Л. Блистательные странники Германа Брахерта // Калининградская правда. 2002. 3 авг. С. 3.

14. Саруль А.С. История Дома-музея Германа Брахерта под Калининградом // Научно-практическая конференция «Герман и Мия Брахерт в истории художественной культуры Кёнигсберга-Калининграда». Калининград, 2011. С. 9—23.

15. Чернышева В. Возрожденный из руин // СтройИнтерьер. 2007. №11. С. 49—50.

16. Черняев В. Герман Брахерт и немецкая скульптура XX столетия / [Интервью с И. Чечотом] // Балтика. Калининград: журнал региональной культуры. 2014. №4. С. 163—172.

17. Königsberger Bahnhöfe // Königsberger Bürgerbrief. 1998. №51. S. 22—36.

Об авторе

Янина Александровна Лазаренко — магистрантка кафедры истории Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. И. Канта (Калининград), [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.