УДК - 930.85.
БАНЯ В ОБРЯДОВОЙ ЖИЗНИ У МОРДВЫ
© 2009 Л.И. Никонова, И.А. Кандрина
Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, г. Саранск
Поступила в редакцию 18.11.2008
Статья посвящена актуальной проблеме - баня с давних пор является неразрывной частью жилищного комплекса у мордвы. Она издавна высоко ценится в семейном быту как средство для поддержания чистоты тела, снятия усталости, в прошлом в ней принимались роды; особая ее роль в обрядовых ритуалах, календарных праздниках, гаданиях.
Ключевые слова: баня, актуальные проблемы, семейный быт, календарные праздники, гадания.
Баня у мордвы, как и у большинства народов России, с давних пор является атрибутом крестьянского быта, входит в число основных хозяйственных построек и уходит в глубины человеческой истории. Она издавна высоко ценится в семейном быту как средство для поддержания чистоты тела, снятия усталости, в прошлом в ней принимались роды; ей отводилась особая роль в обрядовых ритуалах, календарных праздниках, гаданиях, лечении различного рода недугов.
К бане у мордвы сложилось положительно-почтительное отношение. Баня - это периферия социального пространства крестьянского двора, оно не одомашнено, место пограничное, здесь встречаются две стихии - огонь и вода, поэтому сложилось особое отношение к этому миру, в котором особое место занимали банные мифологические персонажи. Считалось, что в ней обитает божество - держательница бани "банява", поэтому, заходя в неё, обязательно обращались к ее божеству. Существовало также поверье, что здесь обитают и злые духи. Чтобы предохранить себя от них нередко применялись способы магического характера, сопровождающиеся различными манипуляциями и чтением заговоров.
Баня у мордвы, как и у большинства народов, в прошлом считалась наиболее подходящим помещением для родов и это предпочтение было связано с религиозно-мистическими представлениями. Сам процесс родов и роженица считались "нечистыми", привлекающими различные сверхъестественные силы и потому их старались удалить из дома, с целью же облегчения родов проводились магические обряды, направление которых было одно - сберечь мать и дитя. Повитуха принимала родившегося ребенка и осуществ-
Никонова Людмила Ивановна, доктор исторических наук, профессор. E-mail: [email protected] Кандрина Ирина Алексеевна, докторант отдела археологии и этнографии. E-mail: [email protected]
ляла первичный уход за ним. Важнейшим средством "очищения" было парение с помощью банного пара и березового веника. Согласно обычаю, роженица и ребенок в течение трех (иногда семи) дней, пока происходило символическое очищение, оставались в бане и лишь затем переходили в дом. Священник К. Митропольский, изучавший быт мордвы писал: "Новорожденного мордва моет в банях и парит веником. Во время парения бабка приговаривает следующие слова: "Есть за морем девица с серебряными волосами, серебряным поясом подпоясана; не я тебя парю, не я тебя глажу; парит тебя та девица и гладит тебя она, чтобы ты был крепок, чтобы ты был покоен"1
Баня входила в обряд мордовской свадьбы, с сопровождением многочисленных ритуальных действ как со стороны самой невесты, так и участников свадьбы и имела определенное смысловое название. Баня девичья или девичества - "тей-терень баня" или "тейтерьксчинь баня", куда входило обязательное обращение невесты к Баняве. К примеру, когда невеста с причитанием направляется к бане она говорит: "...хранительница бани матушка! Хранительница бани серебряная! Поверху идет твой горячий пар, посредине идет твой дым, по самому низу идет твой дым, по самому низу идет пыль твоя. Горячим паром обдай меня, дымом своим выкраси меня, зольной пылью покрой меня...". По выходе из бани невеста благодарила хранительницу бани: "Хранительница бани матушка, хранительница бани серебряная, тяжелое сердце мое облегчилось, темное лицо мое посветлело. О, спасибо, спасибо, хранительница, спасибо, что вымыла-вытерла, как крупинка просяная я стала..."2. Баня топится в первую субботу и после свадьбы, и называется она уже иначе: "Одирьвань баня" - "Баня молодушка". Протапливает ее молодушка, после чего она же мывшимся с нею женщинам и детям (своим и чужим) дарит по медному кольцу, а при выходе из бани та-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11, №2,2009
кое же кольцо она кладет на порог в дар хранительнице бани - Баняве3.
Особое мифологическое значение придавалось и банным веникам. Считается, что через определенные манипуляции, проведенные с ними, они приобретают лечебно-магические свойства. К примеру, заготавливают их в Духов День, когда трава и деревья освещаются церковью4;при лечении детей готовится он из трех берез (для девочки), дубов (для мальчика), а камни собирают из трех бань, воду приносят из трех источников, из которой знахарка готовит пар. В емкость с водой опускали предварительно раскаленные камни и прочитав над ними молитву, поднимала на полати ребенка и парила его, а мать поддавала пару. Всю эту процедуру повторяли три раза, меняя веники. После совершения обряда баню тщательно закрывали, чтобы болезнь не вернулась к ребенку5.
Мифологические мотивы, связанные в той или иной степени с баней отражены и в календарных праздниках. Вот несколько примеров. После проводов масленицы наступал семинедельный пост, в течение которого крестьяне готовились к полевым работам, занимались домашними делами. В последнюю неделю поста проводились очистительные обряды, направленные на изгнание злых духов и болезней. Такой обряд проводился в ночь на Вербное воскресенье: "Накануне этого дня, то есть в Лазареву субботу молодежь отправлялась в лес за вербой. Согрев ее в избе, к вечеру приготавливают жгут - свивают два-три прута. Вечером молодежь собирается в баню. Парни берут свои жгуты и моченый горох в карманы. Девки идут смотреть только на игру парней, сами же участие в игре не принимают. Игра в этот вечер заключается в собрании податей перед началом игры. Игра эта продолжается до первых петухов. После этого девушки расходятся по домам, а парни всей толпой идут по деревни бить народ вербой и выгонять "нечистого духа"6. В с. Большое Сеськино Нижегородской губернии "в Петров день девицы делятся на артели, как обыкновенно они и на улице играют. Топят бани, вымоются там, оденутся и в предбаннике ставят самовар. Варенья купят, кренделей и начинают петь. Старшие обыкновенно кашу варят, собирают крупы, масло, яиц. Приходят к ним и парни, им дают по яйцу. Деньги на расходы они зарабатывают сами: ходили полоть, шишки собирать. К Петрову дню они сообща набрали ягод 5 фунтов, 3 фунта сахарного песка, сварили варенье"7.
В обрядовой бане у эрзи д. Кардафлей Горо-дищенского уезда на страстной неделе было принято париться 3 раза. Первая баня называлась "кикнай" (топилась в великую среду). Ее особенность состояла в том, что каждый старался раздеться как можно быстрее и со словами "ки-ки"
(отсюда название "кикнай"), подбегал к холодной воде и обливался. Вторую баню топили в великую пятницу. Начиная париться, каждый призывал духов умерших, для которых также заранее приготовлялись вода и веник. Третья -- (тейтерень - девичья) топилась девушками в великую субботу, где парились все. В великий четверг у мордвы и эрзи в бане устраивалось моление, обращенное к Баняве, с просьбами о ниспослании здоровья8.
На масленицу проводили обряд "мастянь банят" - "масленичиные бани". В четверг ребятишки 7-9 лет собирают яйца, рыбу, масло, пшено, все это несли в баню. Одна из женщин готовила из них еду. Ребятишки наряжали цветами ветки, делали из них букеты и с ними плясали и пели в бане и вокруг нее. В пятницу масленичной недели топили "мастень бани" взрослые девушки и парни. Они рядились: девушки парнями, а парни девушками: и ходили по улицам. Ряженые пели и плясали, а остальные, взявшись за руки, шли за ними, иногда подпевая. Молодежь этот обряд оставила в 30-е годы, дети же продолжали до недавнего времени9.
С баней связаны и некоторые похоронно-по-минальные обряды. Так, у мордвы на страстной неделе (в Великую пятницу) топили баню для предков (мокша, эрьзя - Атянь баня), призывая их прийти попариться. "В с. Дубровка Кузнецкого уезда мордва в Великую пятницу все топят бани, у кого нет своей, идут в чужую. Отказа в этот день не бывает. В этот раз полог бани и лавки вымоют и приглашают париться покойников. На полог ставят для них воду и веник, пар поддают и просят прадедов париться"10.
Значительной функцией бани являлась лечебная. Многие народы связывали распространение болезней с воздействием на человека нечистой силы, в том числе связанной с баней. Не рекомендовалось в ней находиться очень долго, иначе банный дух мог напугать моющихся; нельзя было и оставлять без присмотра младенцев. Основу лечения в бане составляли действия, направленные на "выпаривание" болезни; но нередко оно проводилось в форме магического обряда, которому предшествовал процесс подготовки самой бани и необходимых для этого средств. При этом каждое средство лечения (биологическое, минерального и животного происхождения, массаж и др.) могло применяться самостоятельно или в сочетании с другими в виде ванн, компрессов, растираний, припарок. Указанными процедурами лечили различные болезни: органов дыхания, опорно-двигательного и мышечного аппарата, лихорадочные состояния и др.
При лечении некоторых болезней в бане с помощью заговоров мордовские знахарки обра-
щаются к хранительнице и держательнице бани - Баняве. Больная раздевается и хорошо моется. Над ее головой знахарка держит сито, куда наливает святую воду (или заранее наговоренную ею же самой) и говорит: Банявушка-матуш-ка, помогите. Смойте с рабы Божьей (имя), всю порчу, все болезни. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь". Затем больная, не вытираясь, надевает чистую одежду11. При заражении в бане чирьями ворожея заходит в нее и обращается к Банянь кирди: "Банянь кирди, авакай, чочконзо рублевой штатолт, кевензэ сардовтомот-уголто-мот (Хранительница бани, матушка, бревна твои, как рублевые свечи, камни твои гладкие, без уголков)". Затем берет воды, принесенной из нескольких родников и продолжает: "Банянь кирди, банява, шлить-нардыть нуськот-наськот, а ванькс ормат. Парсей тенстьсэть хлопаить, груша лопасот вачкоить. Зяро банянть парозо-лезэзэ! Веденть марто эккшелятан-нардатан. Веденть мар-то алов ормась чудезэ, а тейтерь верев кадовозо. Те веденть баня кожовтс каяса. Банянь васень качам-несь. Мастор ланга сравтнесы, лато прява кантне-сы (Хранительница бани, матушка, вымой, вытри чирьи, нечистые болезни. Шелковистым веником похлопай, круглыми листьями попарь. Сколько пользы от твоего пара! Водой я больную искупаю. Пусть вместе с водой болезнь вниз течет, а девушка пусть наверху останется. Эту воду выплесну я в каменку. Первый дымок бани по земле ее разнесет, по крыше развеет)". Затем бабка три раза дует на тело и говорит: "Исцелявсь, ванськадсь". Три раза бабка берет больную в баню12.
Таким образом, у мордвы бане отводилась особая роль в обрядовых ритуалах, календарных праздниках, гаданиях, лечении различного рода недугов. В их представлении в ней обитают мифологические персонажи, которые могут принести добро и зло человеку. Однако в настоящее время о них почти забыли, но вера в баню среди населения возрастает. Наиболее существенной
причиной этого следует считать интерес со стороны населения к здоровому образу жизни через традиционно сложившуюся культуру, где особая роль принадлежит бане. Не зря до сих пор баня у мордвы особо почитаема13. И не забылись ее целительные силы. Баню любят, баня греет, баня лечит.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 См.: Митропольский К. Мордва. Религиозные воззрения, их обычаи и нравы. 1876. С. 18.
2 См.: Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба. Саранск, 1968. С.112-129.
3 См.: Белицер В.Н. Жилые и хозяйственные постройки мордвы-мокши на территории Мордовской АССР в конце XIX - первой половине XX в. // Исследования по материальной культуре мордовского народа. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 161-191.
4 Никонова Л.И. Баня в системе жизнеобеспечения народов Поволжья и Приуралья: историко-этнографическое исследование /Л.И. Никонова, И.А. Кандрина. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. С. 118.
5 Рукописный фонд государственного учреждения "Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия" (РФ ГУ-НИИГН). И-1230. Л. 51. Н.Ф. Беляева. Традиционные приемы по уходу и воспитанию детей у мордвы. Дис. -Саранск,1986.
6 РФ ГУНИИГН. Л-57. М.Е. Евсевьев. Материалы по этнографии мордвы, извлеченные из архива Государственного музея этнографии народов СССР. Л. 230.
7 РФ ГУНИИГН. Л-51.М.Е.Евсевьев. Частушки, хоровые, плясовые и детские песни и игры; моляны. Л. 154.
8 РФ ГУНИИГН. Л-51. М.Е.Евсевьев. Частушки, хоровые, плясовые и детские песни и игры; моляны. Л. 164.
9 Имайкина В. Обрядовый календарь зимнего сезона у мордвы // Ученые записки. № 64. Морд. гос. ун. Саранск, 1977. С. 85.
10 РФ ГУНИИГН. Л. 56. М.Е. Евсевьев. Мордовские песни, исторический, лингвистический и др. материал. Л.48.
11 Никонова Л.И. Тайны мордовского целительства. Саранск: Морд. кн изд-во, 1995. С. 47.
12 Там же. С. 132.
13 Никонова Л.И. Псиста парят - эрьга марят: Банясь мокш-эрзятнень эряфса // Мокша. Саранск, 1992, № 7. С.72-73.
BATH-HOUSE IN THE CEREMONIAL LIFE OF THE MORDVA
© 2009 L.I. Nikonova, I.A. Kandrina Humanities Research Institute under the Government of the Republic of Mordovia, Saransk
The article deals with actual problems relating to bath-house. For a long time bath-house has been an integral part of the Mordvinians' habitation. It is highly valued in the family life as a means to keep the body clean and to shake off the weariness. In the past it was a place where childbirth took place. Moreover, it plays a special role in the ceremonial rituals, calendar holidays and fortune-telling. Key words: steam bath, bath-house, actual problems, family life, calendar holidays, fortune-telling.
Lyudmila Nikonova, Doctor of History, Professor. E-mail: [email protected]
Irina Kandrina, Doctoral Candidate at the Archeology and Ethnography Department. E-mail: [email protected]