тигнуто за счет партнерства с более широким кругом организаций. Поэтому для повышения эффективности работы данным фондам необходимо не только стать венчурным филантропом, но и пересмотреть свою политику по распределению грантов, ориентируясь исключительно на достигаемый социальный эффект. В будущем будут появляться все новые фонды, внося свой вклад в рост сектора социальных предприятий.
В перспективе представители социального бизнеса по-прежнему будут работать на переднем фронте социальных инноваций, осваивая новые бизнес-модели и генерируя новые комбинации ресурсов.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 №442-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
2. О фонде «Наше будущее» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://nb-fund.ru/about-us/ (дата обращения 24.11.2014)
3. Презентация к лекции Джефри Робинсона «Как стать социальным предпринимателем?» (NewDevelopments in Social Entrepreneurship-Mar2014-HSE.pdf) [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://socentr.hse.ru/news/117226671.html (дата обращения 02.05.2014)
4. Alvord, S.H., Brown, L.D., & Letts, C.W. (2004). Social Entrepreneurship and societal transformation. Journal of Applied Behavioral Science.
5. Dees, J.G. The meaning of «Social Entrepreneurship». Center for Advancement of Social Entrepreneurship, Duke University's Fuqua School of Business, 2001 (revised vers.)
БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА КАК СПОСОБ ПОГАШЕНИЯ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМУ КРЕДИТУ Богатырева Светлана Николаевна
к.э.н., доцент кафедры учета, анализа и налогообложения Псковский государственный университет
В статье рассматривается состояние расчетов населения РФ и Псковской области по потребительским кредитам. Представлены способы погашения просроченной задолженности по кредитам. Анализируется содержание Законопроекта «О банкротстве физических лиц» и предлагаются новые положения в части возбуждения дела о банкротстве заемщика с целью использования института банкротства в качестве социальной меры и защиты населения.
Ключевые слова: потребительские кредиты, задолженность, банкротство
Актуальность темы исследования обусловлена наличием негативных тенденций в области кредитования физических лиц, а именно увеличением просроченной задолженности по кредитным обязательствам.
Банковское кредитование физических лиц достигло в России в 2013г. огромной суммы. За 2013 год отечественные банки выдали населению кредитов на 8 триллионов 778,1 млрд. рублей. Это на 1 триллион 551,7 млрд. рублей больше, чем за 2012 год. [3]
В то же время, в 2013 году темпы банковского кредитования физических лиц постепенно начали снижаться. Если в 2012 году объем выдачи кредитов увеличился на 32 %, то за 2013 год рост оказался только на 21 %.
Общая задолженность физических лиц по кредитам с 2009 года по 2014 год увеличивалась и на 1 января 2014 года по Российской Федерации достигла 9,925 трлн. рублей, а по Псковской области - 32,4 млрд. рублей. (табл. 1). [3]
Сумма просроченной задолженности также увеличивалась. На 1 января 2014 г. она составила по РФ 439 млрд. рублей, а по Псковской области -1,2 млрд. рублей.
Однако темпы роста двух видов задолженностей прямо противоположные: темп роста общей задолженности по кредитам к 2013 г. снижается, а по просроченной задолженности увеличивается. (рис. 1)
Так, общая задолженность по выданным кредитам населению по РФ увеличилась на 28,7 %, по Псковской области - на 34%, а по просрочке на 40 % и 62 % соответственно.
Таблица 1. Задолженность по кредитам, предоставленным кредитными ор-
ганизациями физическим лицам-резидентам по РФ и Псковской области
Показатели Годы
1.01.2010 1.01.2011 1.01.2012 1.01.2013 1.01.2014
Задолженность, всего, млн . руб.
Российская 3562366 4064045 5534711 7711631 9925922
Федерация
Псковская 8714,7 10155 159437 241986 324257
область
В том числе п росроченная задолженность
Российская 241010 279295 290305 312508 439161
Федерация
Псковская 477,1 521 563 766 1244
область
Средняя сумма просроченной задолженности на 1 экономически активного жителя с каждым годом увеличивалась (рис. 2) и на 1 января 2014 г. по РФ составила 5848 руб., а по Псковской области -3545 руб.
70
6(0
50
40
30
20
2010
2011 2012 Годы
2013
Общая
задолженность по
кредитам
Российская
Федерация
—■— Общая
задолженность по
кредитам Псковская
область
х Просроченная
задолженност
Российская
Федерация
__ Просроченная
задолженност
Псковская область
Рис. 1. Темпы роста задолженности по кредитам, (на начало года).
Доля просроченной задолженности в общей ее величине незначительна. Динамика ее с 2009 г по сентябрь 2014 г. неоднозначна: до 2012 г. население с каждым годом все меньше допускала просрочку по кредиту, а с 2013 г начался ее рост как в целом по стране, так и по Псковской области. (рис.
3). [3]
6000
5000
4000
руб. 3000
2000
1000
04
3700
3484,
¿333
3831
4129
1577
2±§2
2010
2011
2012 годы
2013
□ Российская Федерация □ Псковская область
5848
3545
I-
2014
Рис. 2. Средняя сумма просроченной задолженности на 1 экономически активного жителя РФ и Псковской области
0
Российская Федерация Псковская область
□ 01.01.2010 □ 01.01.2011 □ 01.01.2012 □ 01.01.2013 □ 01.01.2014
□ 01.03.2014 □ 01.06.2014 □ 01.09.2014
Рис. 3. Доля просроченной задолженности по кредитам физических лиц в общей сумме задолженности по РФ и Псковской области.
На 1 января 2013 г. просроченная задолженность населения страны по кредитам составляла 4,1% от общей суммы задолженности. По Псковской области - 3,3%. На 1. 09. 2014 г. этот показатель увеличился: по РФ до 5,5%, а по Псковской области - до 4,7% . Рост составил с начала года 34 п.п. и 47 п.п. соответственно. Эти данные показывают, что удельный вес непогашенных в срок кредитов по Псковской области меньше, чем в целом по стране, однако темп роста в регионе выше, чем по РФ в целом.
Портрет среднего должника по кредиту можно охарактеризовать следующим образом: это мужчина (53%) или женщина (47%) в основном со средним специальным или средним профессиональным образованием (76%), реже с высшим (24%).
Выделяется сегмент должников в возрасте от 30 до 40 лет, этот сегмент превышает предшествующий (20-30 лет) и последующий (40-50 лет) примерно на 15-20%. [5]
Граждане Российской Федерации называют 6 причин невозврата долга, которые имеют следующие доли: оспаривание суммы задолженности— 20%, ухудшение финансового состояния— 19%, потеря работы— 15%, не знание о факте задолженности или забывчивость— 13%, непонимание условий кредитного договора— 8%, нежелание погашать кредит— 6% [5].
нежелание погашать кредит; 6
оспаривание суммы лженности; 20
забывчивость; 13
непонимание условий кредита
потеря работы; 15
ухудшение финансового состояния; 19
Рис. 6. Удельный вес причин невозврата кредитов населением РФ, %
Значительная сумма просроченной задолженности по необеспеченным кредитам (кредитам наличными, POS - кредитам, кредитные карты). Как отмечает Е. Докучаева, вице-президент Национальной Ассоциации Профессиональных Коллекторских Агентств (НАПКА), наиболее активные заемщики по необеспеченным кредитам - это россияне с ежемесячным доходом от 15 до 100 тысяч рублей, а пик кредитной активности приходится на тех, чей ежемесячный доход не превышает 20-30 тысяч рублей в месяц. Именно в этом сегменте населения закредитованность достигает максимального уровня, а возможности по погашению долга минимальные. [4]
Российские эксперты считают, что к росту просроченных долгов приводит политика банков. Выдача кредитов населению под очень высокие проценты и на короткий срок в условиях низких доходов населения приводит к нарушению платежеспособности заемщика и к росту непогашенных в срок кредитов.
Надо отметить, что до настоящего времени не выработан оптимальный механизм решения проблемы просроченной задолженности перед банками. Каждый банк выбирает для себя пути работы с проблемными долгами самостоятельно в соответствии с его структурой, практикой взаимодействия служб банка, объемом и спецификой кредитного портфеля, степенью его «проблемности».
Осуществлять меры по взиманию просроченной задолженности с физических лиц в настоящее время могут сами банки и специальные организации, так называемые коллекторские агентства. Эти меры могут быть внесудебные и судебные.
Внесудебные меры заключаются в возможности реструктуризации задолженности. Специалисты банка могут предложить отсрочку платежа по кредиту. Возможные формы отсрочки следующие:
- отсрочка по выплате основного долга с уплатой только процентов на какой-то срок,
- продлить срок погашения кредита (в этом случае уменьшается сумма ежемесячного платежа по кредиту),
-предоставить кредитные каникулы (возможность не выплачивать ссуду в течение определенного оговоренного срока, но выплачиваются проценты).
Конечно, за возможность отсрочить уплату кредита по сроку придется переплатить. Но если в личной жизни возникли первостепенные обстоятельства (рождение ребенка, выгодные инвестиции и др.) или неблагоприятная ситуация (болезнь, потеря работы), то целесообразно воспользоваться кредитными каникулами, по сравнению с возникновением просроченной задолженности и возникающими в связи с этим отрицательными последствиями.
Некоторые кредитные организации поручают взыскивать денежные средства с неплательщиков специализированным коллекторским агентствам.
Первые самостоятельные агентства по сбору долгов, появились в России в 2004 году: «Секвойя Кредит Консолидейшн» и ФАСП (Финансовое Агентство по сбору платежей) и стали востребованными финансовыми структурами. По данным коллекторского агентства «Секвойя Кредит Кон -солидейшн» в 2010 году совокупный портфель переданных коллекторам долгов, которые сформировали проблемные кредиты банков составил 3-3,5 млрд. долл., в 2009 году - 2,5 млрд. долл., а в 2008 - 1,3 млрд. долл. при этом сумма средней просроченной задолженности в 2010 году почти в 3 раза превысила предыдущий показатель: 88650 тыс. руб. против 33450 тыс. руб. в 2009 году.[2]
Однако деятельность этих агентств с 2004 года никем не контролировалась, взаимоотношения с должниками не ограничивалось никакими нормами. Поэтому методы их работы по взысканию задолженности с физических лиц многие участники этих взаимоотношений считают незаконными. Поэтому в 2010 году было разработано несколько законопроектов «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» и планировалось принятие данного закона в 2012 году. Однако данный закон даже не обсуждался еще в Госдуме. Как отмечают специалисты, принятие этого закона определит цивилизованные правила взаимодействия взыскателя и должника. В тоже время, надо отметить, что некоторые правила взаимоотношений между должником и взыскателем начали регулироваться с 1 июля 2014 года, так как был введен в действие Федеральный закона № 353 - ФЗ « О по-
требительском кредите (займе)» от 21.12.2013 г. Главная цель коллекторов
— заставить заемщика внести очередной платеж, не доводя дело до суда.
Если договориться с заемщиком не удается или он вообще не идет на
контакт, то банк или коллекторское агентство передает дело в суд.
Судебный порядок взыскания задолженности в настоящее время осуществляется через исполнительное производство. Этот процесс очень долгий. Количество дел, принимаемых на рассмотрение, все время увеличивается в связи с ростом просроченной задолженности не только по кредитам, но и по другим платежам. Заседания постоянно переносятся, а процессы затягиваются надолго. Даже в случае положительного решения суда по исковому делу, работа исполнительной службы может затянуть выплату долгов еще на несколько месяцев. В некоторых случаях, судебные приставы взыскивают задолженность в течение ряда лет и списать ее невозможно, даже если очевидно, что возможности погасить долг у заемщика действительно нет, поскольку нет правого механизма решения данной проблемы.
Однако надо отметить, что с 2004 года была начата работа по новому способу урегулирования отношений между должником и кредитором путем объявления должника - физического лица банкротом. Т.е. частично спасти положение неплатежеспособных заемщиков мог бы закон о банкротстве физических лиц.
Действующий сегодня Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. регулирует только процедуру банкротства юридических лиц. Нормы этого закона не подходят к должникам
- физическим лицам, поэтому надо было разработать и принять новые положения, которые регулировали бы процесс банкротства физического лица.
Закон о банкротстве физических лиц действует в США, Англии, Франции, Германии, Японии, Латвии и Литве (с 1 марта 2014 г). В России работа началась еще в 2004 году и до настоящего времени не закончена.
Впервые законопроект № 105976 - 6 «О внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» [1] был внесен в Госдуму еще в 2012 году. По причине необходимости внесения изменений в него его принятие переносилось три раза. Летом 2014 года причиной переноса, стала судебная реформа, так как именно на суды ложиться основная нагрузка по процедуре банкротства гражданина.
В середине ноября 2014 г. Комитет по собственности Госдумы одобрил законопроект ко второму чтению, уже с изменениями в третий раз.
Вообще законопроект о банкротстве физических лиц является мерой «поддержки социальной стабильности и защиты населения». Она была предусмотрена планом антикризисных действий Правительства РФ.
В табл. 2 приведена краткая сравнительная характеристика основных положений законопроекта 2012, 2013 и 2014 г.г.
Согласно версии законопроекта 2012 г., граждане, которые не смогли в течение трех месяцев оплатить долг свыше 50-ти тыс. руб., вправе обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве. В ходе процедуры банкротства в конкурсную массу не может быть включено имущество, необходимое для продолжения нормальных условий жизни. При наличии у граждан регулярного источника дохода суд вправе дать ему рассрочку по уплате долга до 5 лет.
Кроме того, суд вправе мог списать должнику часть долга, изучив его кредитную историю и материальное положение.
Как видно, ряд положений законопроекта 2012 года имеют лояльный характер по отношению к добросовестному неплатежеспособному заемщику. Этот законопроект действительно выполняет цели его разработки.
Законопроект 2013 года является более жестким к неплательщику по кредиту. Новый законопроект ввел норму о том, что право кредитора на обращение в суд с заявлением о признании гражданина банкротом должно быть подтверждено вступившим в законную силу решением суда, подтверждающего требования по денежным обязательствам и об оплате обязательных платежей. Это введение считаем целесообразным, так как в 20% невозврата долга заемщик оспаривает сумму по кредиту.
Таблица 2. Сравнительная характеристика основных положений _законопроекта 2012 2014 годов _
Положения проекта Законопроект 2012 г. Законопроект 2013 г Законопроект 2014 г
Сумма просроченной Более 50 тыс. Более 300 тыс. Более 500 тыс.
задолженности руб. руб. руб
Период просрочен- Минимум 3 Минимум 3 меся- Минимум 3 ме-
ной задолженности месяца ца сяца
Управление процес- Сам должник Финансовый Сам должник
сом банкротства управляющий с или арбитраж-
гражданина вознаграждением минимум 10 тыс. руб. ный управляющий за вознаграждение
Максимальный срок 5 лет 5 лет 3 года
восстановления пла-
тежеспособно сти
(реструктуризации долга)
Новый законопроект 2013 г. был согласован с Минэкономразвития, Минфином и Центробанком. В результате такого согласования было определено, что для возбуждения дела о банкротстве физического лица размер его задолженности должен составлять не менее 300000 руб. после его до-
работки в 2014 г. предельная сумма обязательств увеличилась до 500000 руб.
Предлагается установить право оспаривать сделки должника -физического лица по выводу имущества за 6 месяцев до даты введения процедуры банкротства. Это связано с пресечением мошенничества в области совершения сделок с имуществом должника.
Кроме того, законопроект 2013-2014 г.г. уменьшил перечень имущества банкрота, которое не подлежит продаже.
По мнению зам. председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Н. Журавлева «принятие закона о банкротстве физических лиц положительно скажется на уровне закредитованности населения и повысит устойчивость и конкурентноспособность российской банковской системы».
По мнению защитников прав потребителей, регулярные переносы принятия законопроекта связаны с продвижением интересов банкиров. Согласно расчетам службы судебных приставов, объявить себя банкротом, а значит избавиться от кредитов, смогут примерно 2 млн. чел уже в первый год действия закона. [6]
Это приведет к списанию долгов, а значит к потере денежных средств кредитными организациями.
Оценивая банкротство физических лиц как способ погашения задолженности по кредитам можно сказать о его положительном значении, как для банка, так и для заемщика.
В процессе банкротства физических лиц должны быть одинаково реализованы права и кредитора и заемщика. Защита интересов одной из сторон приведет к ухудшению ситуации в потребительском кредитовании.
Самым актуальным вопросом в определении правового механизма банкротства физического лица является предельная сумма долга, исходя из ко -торой, может быть начат такой процесс. Сумма в 500000 рублей для банков очень выгодна, поскольку эта сумма, как правило, была выдана на покупку автомобиля или объекта недвижимости. В этом случае банки будут нести минимальные потери в части невозвращенной суммы, так как денежные средства можно получить от продажи имущества, на приобретение которого, был взят кредит. Заемщики, у которых сумма просрочки значительно меньше указанной суммы до 100000 руб. останутся, как и сейчас, в «долговой яме». Хотя надо отметить, что в законопроекте 2014 г. имеется одно исключение. Человек может подать заявление о несостоятельности, начиная и с более низкой суммы, чем 500000 руб., но суд даст ход этому заявлению, только если признает факт неплатежеспособности, например, если долг превышает стоимость имеющегося имущества.
Мне представляется, что на переходный период (до 2-3 лет) предельную сумму надо установить вообще в границах от 50000 до 200000 руб. Это
продиктовано тем, что наибольшая сумма просроченной задолженности по кредитам от 50 до 100000 руб. у заемщиков с доходом в 20 -30 тыс. руб. [4]
Это население с низкими доходами. Закон о банкротстве должен решать проблему неплатежей по кредитам настоящих заемщиков, реализуя социальную защитную функцию в условиях низкого экономического развития нашей страны. В последующем, с учетом новой политики банков в области кредитования физических лиц, т.е. ужесточением условий предоставления кредитов, новым способом определения их платежеспособности (используя данные ПФ) просроченная задолженность будет уменьшаться и предельную сумму можно будет изменить с учетом новых условий.
Кроме того, по части долгов (до 50000 руб.) отдельных неплательщиков можно объявить «амнистию», чтобы срочно стабилизировать ситуацию на рынке потребительского кредитования. Банк спишет безнадежную дебиторскую задолженность, а физическое лицо освободится от гнета непогашенного долга.
Введение законопроектом 2013 года нормы об обязательном использовании института финансового управляющего, а в законопроекте 2014 г. в добровольном порядке является положительной, так как физические лица -заемщики как правило не владеют финансовыми и юридическими знаниями, чтобы осуществлять действия в ходе процесса своего банкротства. Однако, заслуживает критики положение об оплате вознаграждения именно заемщиком, так как при наличии неспособности оплатить долг по кредиту, возможность выплачивать ежемесячно вознаграждение финансовому управляющему полностью отсутствует.
На наш взгляд, источником оплаты услуг финансового управляющего могут быть средства специального фонда, создаваемого за счет отчислений, как банка, так и физического лица. Если заемщик платит в соответствии с графиком платежей, то эти отчисления возвращаются физическому лицу или списываются в счет погашения последней суммы долга.
В то же время, надо отметить, что финансовый управляющий это тот же судебный пристав. Цель его работы - погасить задолженность по кредиту, т.е. этот специалист оказывает услугу банку, поэтому он и должен ее оплачивать работникам суда (финансовым управляющим). Ведь коллекторской фирме при заключении договора именно банк оплачивает оказываемую услугу.
В части перечня имущества должника, по нашему мнению, можно было бы оставить положения законопроекта 2012 года, так как ужесточение данного положения не будет способствовать нормальной жизни, осуществлению действий должником в части поиска работы.
Все указанные мероприятия рекомендованы в отношении лиц, которые прямо не уклоняются от погашения долга. В любом случае они должны носить социальный характер, так как по положениям законопроекта «О банкротстве физических лиц» в качестве дополнительного наказания вы-
ступают последствия признания гражданина банкротом. Информация о банкротстве указывается в кредитной истории и банки, конечно, будут отказывать такому физическому лицу в предоставлении кредита.
К лицам мошенникам однозначно необходимо применять меры уголовной ответственности. Чтобы они не могли воспользоваться банкротством, надо увеличить количество критериев признания должника несостоятельным Можно ввести дополнительный критерий, например наличие хотя бы шести платежей по кредиту. Это будет препятствовать использованию института банкротства физического лица недобросовестными заемщиками, которые получают кредит и не делают ни одного платежа. Прощения долгов для таких заемщиков быть не должно.
Одной из мер предотвращения использования банкротства недобросовестными должниками и защиты кредиторов от них можно считать положение о возобновлении иска о взыскании долга через 3-5 лет после даты признания должника банкротом. Эту меру можно применять, если было списано более 60% долга. Это положение будет носить психологический характер для недобросовестного должника.
Стабильность погашения долга по кредиту должно обеспечиваться не только институтом банкротства физического лица. Это должно обеспечиваться через создание оптимальных условий для всех участников кредитования: банка и заемщика с перевесом в интересах физического лица, так как именно он должен вернуть, полученные в долг, денежные средства.
Для этого сумма задолженности по кредиту должна быть нормальной, т.е. исчисленной исходя из имеющегося уровня доходов населения. Уровень доходов населения зависит от многих факторов, в том числе от политики руководства работодателей и реализации положений трудового кодекса РФ.
В некоторых случаях уровень заработной платы не соответствует трудоемкости выполняемых работ, что является нарушением прав человека. Так как сознание работника в части имеющейся возможности защиты своих прав находится на низком уровне, то необходимо усилить контроль за работодателями в части организации нормирования труда, его оплаты и выплаты, а также увольнения работников со стороны Трудовых инспекций. Надо заявительный характер нарушения заменить на систематический кон -троль. Это повысит величину заработной платы, что будет способствовать своевременному погашению долга. Кроме того, целесообразно было бы вернуться к способу погашения задолженности по кредиту путем удержания из заработной платы. Это дисциплинирует физическое лицо в части невозможности использования денежных средств, предназначенных для погашения кредита на другие цели.
Таким образом, сегодняшняя редакция законопроекта «О банкротстве физических лиц» защищает интересы довольно обеспеченных людей, имеющих многомиллионные долги по кредитам, а не тех, кто не может
вернуть несколько десятков тысяч из-за объективных трудностей. Его необходимо дорабатывать с учетом представленных в работе предложений.
Кроме того, проблему неплатежей по кредиту физических лиц одним законом о банкротстве не решить. В настоящее время необходим комплексный подход к совершенствованию механизма кредитования, повышению уровня образования, снижению уровня безработицы, повышению уровня заработной платы, финансовой ответственности заемщика - физического лица и усилению мотивации в потребности в труде.
Список литературы
1. Законопроект № 105976 - 6 «О внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника. [Электронный ресурс]. URL. http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29? OpenAgent&RN=105976-6&02
2. Взыскание просроченной задолженности по закону. [Электронный ресурс] URL.www. Kreditovik.ru.
3. Сведения о размещенных и привлеченных средствах. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=pr
4. Темпы розничного кредитования. [Электронный ресурс]. URL http://www.rg.ru/2014/01/14/kredity.html
5.Управление просроченной и проблемной задолженностью. [Электронный ресурс] URL: http://xreferat.ru/7/1957-1-problema-prosrochennoiy-zadolzhennosti-v-bankah.html
6. Физических лиц банкротить некому [Электронный ресурс] URL http://izvestia.ru/news/573443
УДК 657.01
ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ
ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ Богомолова Анна Анатольевна
Россия, город Кемерово, студентка Овчинникова Ирина Васильевна
Россия, город Кемерово, ст. преподаватель Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф.Горбачева
Рассмотрен закон о ведении бухгалтерского учета без двойной записи, применении его в учетной политике и основные преимущества ведения.
В настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты и какие-либо рекомендации по ведению бухгалтерского учета без применения двойной записи. В Минфине России создана межведомственная рабочая группа, которая будет заниматься вопросами бухгалтерского учета на малых предприятиях. Именно от нее, скорее всего, и следует ждать основ методологии бухгалтерского учета без применения двойной записи. Пока же микропредприятия могут вести учет так, как считают нужным.