ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
БАНКОВСКОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Н.К. ДЖАФАРОВ, СР. АСАНИДЗЕ
Положительные результаты по борьбе с правонарушениями могут быть достигнуты при условии совершенствования предупреждения разнообразных форм и видов противоправного поведения человека. Однако борьба с правонарушениями в банковской сфере, к сожалению, носит преимущественно ведомственный или локальный (местный) характер, а ее результаты не учитываются при разработке стратегических вопросов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.
В этих условиях требуются пересмотр места и роли правоохранительной системы в механизме государства, совершенствование форм и методов их организации и функционирования. В модернизации нуждается и законодательство по вопросам борьбы с отдельными видами правонарушений. Кроме того, необходимо разработать научно обоснованную концепцию института юридической ответственности и инструментов его реализации на текущую, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Необходимо в полной мере учитывать специфический характер юридической ответственности, ее отличия как необходимости отвечать за правонарушение от обычных юридических обязанностей. Требуется создание единых научно обоснованных и прикладных подходов, оформленных в завершенные рекомендации и предложения, по вопросам применения новых законодательных актов об ответственности за правонарушения в сфере банковской деятельности, способствующих полной его реализации.
Несмотря на значимость и актуальность основы политики го-
сударства, ее концепция по-пре-жнему относится к разряду мало разработанных и неисследованных, отличается многообразием подходов и отсутствием внятных постулатов. Причины этому следует искать в разном определении ее границ и объема.
Пока трудно утверждать о целенаправленной политике противодействия правонарушениям в сфере банковской деятельности, что, в свою очередь, характерно для более ранних периодов эволюции российской государственности. Не всегда продуманная имплемен-тация идей гуманизации законодательства приводила к снижению возможностей закона и правоприменительной практики. Эта ситуация характерна и для сферы реализации уголовно-правовой политики. Нужно, например, повысить степень ответственности за правонарушения в области обеспечения безопасности дорожного движения и в сфере экономической деятельности.
Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности и основным правовым механизмом обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Важная черта административной ответственности состоит в том, что ее можно рассматривать как совокупность материальных и процессуальных правоотношений, т.е. материально-деликтных, вызванных совершением конкретного правонарушения, и административно - процессуальных, связанных с необходимостью собрать материалы о правонарушении и лице, его совершившем, рассмотреть дело, вынести законное, обоснованное
и справедливое решение, обеспечить его исполнение. Нередко при реализации административной ответственности материальные и процессуальные правоотношения как бы сливаются, образуя целое.
Эти положения, составляющие общетеоретическую концепцию административной ответственности и направления ее реализации — административно-деликтную политику (административную делик-тологию), образуют базу материальных и процессуальных норм, посвященных вопросам ответственности за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности.
Проблемы административной ответственности за правонарушения, связанные с нарушением законодательства о банках и банковской деятельности, наиболее сложны, что обусловлено следующими обстоятельствами :
Ф административно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за правонарушения в сфере банков и банковской деятельности, являются новыми в результате того, что впервые сформулированы в КоАП и не имели аналогов в КоАП РСФСР;
Ф для правильного применения этих норм и справедливого назначения наказания требуются как знания административного права, так и специальные познания в области банковского права и практики банковского дела;
Ф правоприменительная практика оценки исследуемых правонарушений сталкивается с трудностями, связанными с бланкетностью правовых норм, содержащих составы этой категории деяний.
Отмеченные обстоятельства обусловлены изменениями, происхо-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
дящими в сфере экономической системы государства и общества, а также отражением их места и роли в административно-деликтном законодательстве. Современные условия банковской деятельности и отношение к ним законодателя выразились в установлении административной ответственности за совершение ряда деяний, связанных с нарушением законодательства о банках и банковской деятельности.
Основания административной ответственности за банковские правонарушения установлены ст. 15.26 КоАП (нарушение законодательства о банках и банковской деятельности). В статье сформулированы следующие составы правонарушений и виды наказаний:
Ф осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности — административный штраф (ч. 1);
Ф нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований — предупреждение или наложение административного штрафа (ч. 2);
Ф нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований, если они создают реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), — административный штраф (ч. 3).
У этих составов правонарушений единый родовой объект ад-министративно-правовой защиты, они связаны с противоправным посягательством кредитных организаций на общественные отношения, возникающие в связи и по поводу осуществления банковской деятельности.
Сфера административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных
бумаг малоизучена, недостаточно исследована, что обусловливает отсутствие разработанного категориального аппарата и практического знания, затрудняет эффективное применение норм гл. 15 КоАП, особенно понятия «банковское правонарушение».
В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать устранения выявленных нарушений; взыскивать штраф либо ограничивать проведение отдельных операций (ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Предупредительные меры применяются в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов (вкладчиков) и при условии ответственного, конструктивного подхода органов управления, учредителей (участников) кредитной организации к устранению нарушений в ее деятельности, надлежащего взаимодействия кредитной организации с надзорными органами.
Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. К ним относятся штрафы; требование об осуществлении кредитной организацией
мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе о предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению, и др.
Таким образом, с исторических позиций введение ответственности за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности является новеллой законодательства, поскольку нормы, предусмотренные и КоАП, и УК, новые и не полностью разработаны на практике. Административное правонарушение, связанное с нарушением законодательства о банках и банковской деятельности, — это предусмотренное КоАП виновное, нарушающее нормативно установленные стандарты банковской деятельности действие (бездействие) кредитной организации, выразившееся в осуществлении ею производственной, торговой или страховой деятельности либо нарушении установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований, влекущее за собой применение мер административной ответственности (наказания).
Признак банковского правонарушения — противоправность — характеризует деяние с точки зрения его прямого запрещения нормой Особенной части КоАП. Статья 15.26 формулирует соответствующие составы правонарушений, совершение которых запрещается под угрозой применения мер административной ответственности. Полномочия органов банковского надзора по применению к кредитным организациям мер воздействия должны ограничиваться предупредительными мерами и мерами принудительного воздействия, не связанными с наложением штрафов.