УДК 336.77.067.22
Карпенко Оксана Алексеевна
ФГБОУ ВПО «Российского университета дружбы народов»
Россия, Москва1 Доцент кафедры «Финансы и кредит» Кандидат Экономических наук E-Mail: [email protected]
Банковское финансирование инноваций
Аннотация. Статья затрагивает вопросы финансирования банками инновационных проектов. Поднимаются проблемы неразвитости рынка финансирования инновационных проектов.
Автор подчеркивает, что сегодня в Российской Федерации банковский сектор играет в финансирования инноваций едва заметную роль. Основными причинами неразвитости банковского финансирования инноваций являются короткий горизонт инвестирования и высокие риски вложения в инновационные проекты, а также необходимость создавать резервы на потери по ссудам. Банки предъявляют также при выдаче кредитов жесткие требования к заемщикам, накладывают определенные условия и обязательства. С целью увеличения объемов и сроков предоставления займов государство должно создавать условия для снижения рисков коммерческих банков при кредитовании инвестиционных проектов путем предоставления гарантий по кредитам на инновации.
Ключевые слова: финансирование банками инновационных проектов; высокие риски вложения в инновационные проекты; предоставление гарантий по кредитам на инновации.
Идентификационный номер статьи в журнале 86БУЫ414
117198, ул. Миклухо-Маклая, д.6
В современных условиях инновации являются важнейшим фактором экономического развития. Инновации создают конкурентные преимущества отдельным странам и регионам на мировом рынке. Они представляют собой симбиоз трех основных составляющих устойчивого развития экономики: экономического роста, социального прогресса, охраны окружающей среды. Основными субъектами инновационного процесса являются инвесторы. Финансируя перспективные инновации, инвесторы имеют возможность получить огромную прибыль, но и принимают на себя риск потерять все свои вложения. В целом, финансирование инноваций представляет собой процесс по формированию финансовых ресурсов и финансовых инструментов, выбору методов финансирования, обеспечивающих движение и распределение денежных потоков в целях развития инновационной деятельности.
Финансирование инноваций предполагает поиск источников финансирования и их дальнейшее использование. Банковские кредиты являются одним из важнейших источников финансирования инновационной деятельности компании на всех стадиях развития. Банки обладают существенным потенциалом для кредитования как потенциальных инвесторов в процессе рефинансирования, так и самих субъектов инновационной деятельности. Они являются основными инвесторами в венчурных фондах Западной, так как способны не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности участников инновационной деятельности, но и интегрировать интересы целой группы участников инновационно - инвестиционного рынка. Однако в Российской Федерации банковский сектор играет в финансирования инноваций едва заметную роль.
Основными причинами неразвитости банковского финансирования инноваций являются короткий горизонт инвестирования и высокие риски вложения в инновационные проекты. Инвестор нуждается в долгосрочных банковских кредитах, так как он получает доход от инновационного проекта только в период выхода инновации на рынок, а в самом его начале, до этапа внедрения инновации, он испытывает потребность в денежных ресурсах на пополнение оборотных средств и формирование внеоборотных активов. Кредитование инновационной деятельности производится, как правило, в тот момент, когда бизнес только начинается и у заемщика отсутствуют денежные потоки, достаточные для погашения кредита. Именно поэтому так невелика доля долгосрочных кредитов, предоставляемых коммерческими банками.
В 2013 году в российской экономике удельный вес долгосрочных кредитов со сроком погашения свыше 3 лет, предоставляемых юридическим лицам, составлял около 45 %, что гораздо меньше потребностей предприятий в долгосрочной ликвидности. За счет банковских кредитов финансируется не более 3-4% инновационных проектов.
Российские коммерческие банки не в состоянии предоставлять отечественным компаниям (как крупным, так и малым) доступ к необходимому финансированию, по причинам отсутствия долгосрочных ресурсов и жесткой процедуры оценки кредитных рисков. Ресурсная база банков формируется в условиях отсутствия доступа большинства российских кредитных учреждений к внешним рынкам и структурного дефицита ликвидности. Основой ресурсной базы большинства банков являются краткосрочные депозиты населения и юридических лиц. Следуя цели обеспечения ликвидности и кредитования, коммерческие банки не в состоянии в достаточном объеме финансировать долгосрочные активы за счет краткосрочных пассивов, иными словами, они не могут выдавать долгосрочные кредиты под краткосрочные вклады в необходимом заемщикам объеме. В противном случае, подобные действия могут привести к неустойчивости и высоким рискам, как отдельного банка, так и всей банковской системы страны в целом.
Главным препятствием банковского финансирования инноваций являются жесткие требования банков к заемщикам. Банковское кредитование предполагает точное установление
условий кредитования, сроков, процентных ставок. Коммерческие банки должны быть уверены в платёжеспособности заемщика и возврате кредита. В качестве инструмента обеспечения возврата кредита банки могут потребовать у заемщика предоставления гарантии, залога или поручительства. В том случае если они предоставляют кредит на реализацию инновационного проекта, то они создают систему мер по оперативному мониторингу задолженности и текущей рыночной стоимости обеспечения, а также разрабатывают мероприятия по использованию действенных экономических методов воздействия на должника и юридических санкций. В качестве экономических мер воздействия банки могут использовать увеличение ставки процента или ужесточение требований к заемщику.
Более того, при предоставлении высокорисковых долгосрочных кредитов банки требуют выполнения определенных условий. Например, в странах Запада используется схема передачи в залог под банковские кредиты контрольных пакетов акций предприятий-заемщиков, при этом банки имеют право участвовать в управление компанией посредством назначения в совет директоров своих представителей, которые осуществляют мониторинг деятельности компании.
В Российской Федерации коммерческие банки пошли по другому пути. Они начали создавать корпоративные венчурные фонды, инвестирующие в инновационные разработки. Основной целью создания венчурных подразделений является не просто получение прибыли, а поиск новых разработок и готовых проектов, позволяющих создать новую инновационную корпоративную среду в области интересов коммерческого банка. Так, например, созданный в 2012 году банком Tinkoff кредитные системы корпоративный фонд Tinkoff digital, представляет собой инновационную лабораторию банка. С помощью корпоративного фонда коммерческий банк Tinkoff в 2012-2013 годах реализовал ряд новых не только для российского, но и для международного рынка инновационных проектов в области банковских интернет-технологий по обслуживанию банковских карт, мобильного банкинга и др. и стал одним из лидеров в данной области.
Создание отдельного корпоративного венчурного фонда, связанного с коммерческим банком, позволяет, с одной стороны, существенно снизить риски кредитования, так как кредит предоставляется надежному заемщику, с другой стороны, продлить сроки предоставления кредита и увеличить его размеры. Кроме всего прочего, корпоративный фонд является мобильной структурой, открытой для всего нового и уникального, способной аккумулировать свежие идеи и трансформировать их в новые продукты. При этом, корпоративные венчурные фонды в отличие от коммерческих банков не подлежат столь строгому надзору и контролю со стороны регулирующих и надзирающих государственных органов, что увеличивает свободу их действия.
Коммерческие банки при выдаче кредитов обязаны также формировать резервы на возможные потери по ссудам. Они создаются в целях снижения рисков появление просроченной кредитной задолженности и даже полной неспособности заемщика расплатиться по своим обязательствам. Резервы на возможные потери по ссудам позволяют увеличить устойчивость коммерческого банка к циклическим колебаниям и снизить его риски, повысив стабильность его функционирования. Резервы формируются за счет отчислений коммерческого банка и зависят от качества ссуды, которые согласно нормативным актам ЦБ РФ подразделяются на пять категорий. По ссудам первой категории качества банк создает 0% резервов, второй — до 20% от суммы основного долга, третьей — от 21% до 50%, четвертой — от 51% до 100%, пятой (безнадежные ссуды) — все 100%.
Классификация ссуды банком производится исходя из оценки риска кредитования. Особенностью кредита на инновации является его высокая рискованность и длительный срок предоставления. В отдельных случаях по подобному кредиту может предоставляться отсрочка
платежа. Все это приводит к тому, что кредиты на инновации максимально могут быть оценены по 2-ой категории ссуды, а в некоторых случаях даже к третьей. Оценка ссуды и определение размера резерва осуществляется банком самостоятельно на основе профессионального суждения, за исключением случаев, когда оценка ссуды и (или) определение размера резерва производится на основании оценки Банка России. В том случае, если коммерческий банк выдает большое количество ссуд с высоким риском и формирует под них резервы, он существенно уменьшает размер работающих активов, снижает его кредитные возможности и прибыль.
Высокие процентные ставки за кредит, предоставляемый на внедрение венчурных инноваций, являются еще одной острой проблемой. На уровень процентных ставок по кредитам банков оказывала влияние стоимость фондирования, основу которой составляют ставки по операциям Банка России (РЕПО, «валютный своп» и др.), вкладам физических лиц и депозитам нефинансовым организациям. Другие существенные факторы, определяющие уровень процентных ставок, - это кредитные риски индивидуальных заемщиков, инфляционные и курсовые ожидания, неценовые условия кредитования, уровень конкуренции, внеоперационные расходы.
Определение процентной ставки — одна из наиболее трудных задач кредитования. Для получения прибыли по кредиту и компенсации своих рисков коммерческие банки устанавливают высокую ставку по кредиту. Российским законодательством в настоящее время не предусмотрено ограничение предельного размера процентных ставок за пользование кредитом.
Ставка по предоставляемому кредиту является предметом обсуждения кредитора и заемщика в ходе согласования и подписания кредитного договора. Учитывая низкую степень конкуренции на рынке венчурного кредитования и высокий спрос на кредитные ресурсы со стороны заемщиков, коммерческие банки имеют возможность диктовать условия предоставления кредита и устанавливать максимальные кредитные ставки. Ставка по банковскому кредиту зависит также и от кредитного риска, оценка которого проводится банком по каждой выданной ссуде по результатам комплексного и объективного анализа кредитоспособности, его финансового положения, а также качества обслуживания долга. Как правило, банки принимают во внимание и положительную кредитную историю заемщика и обеспечение по кредиту. Гарантия, залог и поручительство представляют собой виды обеспечения по кредиту. Они применяются в качестве вторичного источника и могут служить средством погашения кредита в том случае, если заемщик не может погасить кредит самостоятельно. Качество залога и надежность гаранта представляют собой особую ценность в том случае, если заемщик не обладает существенными денежными потоками или имеет проблемы с ликвидностью и финансовой устойчивостью.
Тем не менее, финансовых ресурсов банковской системы не достаточно для существенной поддержки развития инновационной экономики и венчурного финансирования крупных инновационных проектов. Лишь некоторые банки с государственным участием, например, Внешэкономбанк финансируют крупные долгосрочные и сложные инвестиционные проекты, направленные на реализацию инноваций. При этом размер кредита, выдаваемого Внешэкономбанком, не может быть менее 1 млрд. руб. и проект должен соответствовать отраслевым приоритетам банка. Предполагается, что все остальные проекты должны привлекать банковские кредиты самостоятельно.
Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод о том, что банки неохотно предоставляют кредитные ресурсы на инновации, ограничиваясь кредитованием
лишь в определенных областях, которые соответствуют отраслевым предпочтениям коммерческих банков. С целью увеличения объемов и сроков предоставления займов государство должно создавать условия для снижения рисков коммерческих банков при кредитовании инвестиционных проектов. Как показывает опыт экономически развитых стран, гарантирование заемного финансирования выступает эффективным инструментом воздействия на инновационное развитие экономики. Гарантии могут предоставляться как в полном, так и в частичном размере, что позволяет банку возместить хотя бы часть потерь от возможного неудачного участия в венчурном фонде. Предоставление гарантий должно производиться на конкурсной основе, приоритет должен отдаваться проектам, представляющим базис реализации инноваций, имеющих многоотраслевой, многоцелевой характер применения.
Только создание условий привлечения финансовых ресурсов для инноваций и обеспечение развития системы льготного банковского кредитования инноваций может вывести нашу страну на новый инновационный путь развития.
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 4 (23), июль - август 2014
http://naukovedenie.ru [email protected]
ЛИТЕРАТУРА
1. Санникова Т.Д. Проблемы венчурного финансирования с участием коммерческих банков.//Вестник Томского государственного университета
-Выпуск № 313 / 2008.
2. Депутатова Е.И. О финансировании банками инновационных проектов. //Банковское дело.-№1/2013, с.45.
3. Положение Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (с изменениями и дополнениями).
4. Зайцев О.А. Кредитование инновационных процессов.// Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. №1/2007.
5. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2013 году. Режим доступа:http://www.cbr.m/puЫ/arcЫve/root_get_Ыob.aspx?doc_id=9525. Дата обращения 25.07.2014 г.
6. Карпенко О.А. Роль государства в финансирование инновационной деятельности. //Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 2. № 05. С. 9-13.
7. Угнич Е.А. Венчурное финансирование как фактор инновационного развития экономики (региональный аспект).//интернет журнал Науковедение, №4/2013.
8. Федорович В.О., Федорович Т.В Управление финансами крупных государственных корпораций: источники финансирования инноваций /Финансы и кредит. 2012. № 40. С. 47-55.
9. Рамазанова А.К. Инновационный бизнес и источники его финансирования в Ульяновской области./Финансы и кредит. 2011. № 28. С. 44-48.
10. Грасмик К. Инновации в России: факторы, масштабы, прогноз./Экономическая политика. 2011. № 3. С. 191-204.
Рецензент: Рыбакова Ольга Викторовна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Oksana Karpenko
People's Friendship University of Russia (PFUR)
Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
Bank financing of innovations
Abstract. Article raises the questions of financing by banks of innovative projects. The problems of backwardness of the market of financing of innovative projects are risen too.
The author emphasizes that today in the Russian Federation the banking sector plays hardly noticeable role in financing of innovations. The short horizon of investment and high risks of an investment in innovative projects, and also need to create reserves on losses according to loans are the main reasons of backwardness of bank financing of innovations. Banks impose also at delivery of the credits rigid requirements to borrowers, impose certain conditions and obligations. For the purpose of increase in volumes and terms of granting loans the state has to create conditions for decrease in risks of commercial banks when crediting investment projects by granting guarantees on the credits for innovations.
Keywords: financing by banks of innovative projects; high risks of an investment in innovative projects; granting guarantees on the credits for innovations.
Identification number of article 86EVN414
REFERENCES
1. Sannikova T.D. Problemy venchurnogo finansirovanija s uchastiem kommercheskih bankov.//Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta
-Vypusk № 313 / 2008.
2. Deputatova E.I. O finansirovanii bankami innovacionnyh proektov. //Bankovskoe delo.-№1/2013, s.45.
3. Polozhenie Banka Rossii ot 26 marta 2004 g. N 254-P "O porjadke formirovanija kreditnymi organizacijami rezervov na vozmozhnye poteri po ssudam, po ssudnoj i priravnennoj k nej zadolzhennosti" (s izmenenijami i dopolnenijami).
4. Zajcev O.A. Kreditovanie innovacionnyh processov.// Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Jekonomicheskie i juridicheskie nauki. №1/2007.
5. Otchet o razvitii bankovskogo sektora i bankovskogo nadzora v 2013 godu. Rezhim dostupa:http://www.cbr.ru/publ/archive/root_get_blob.aspx?doc_id=9525. Data obrashhenij a 25.07.2014 g.
6. Karpenko O.A. Rol' gosudarstva v finansirovanie innovacionnoj dejatel'nosti. //Fundamental'nye i prikladnye issledovanija v sovremennom mire. 2014. T. 2. № 05. S. 9-13.
7. Ugnich E.A. Venchurnoe finansirovanie kak faktor innovacionnogo razvitija jekonomiki (regional'nyj aspekt).//internet zhurnal Naukovedenie, №4/2013.
8. Fedorovich V.O., Fedorovich T.V Upravlenie finansami krupnyh gosudarstvennyh korporacij: istochniki finansirovanija innovacij /Finansy i kredit. 2012. № 40. S. 4755.
9. Ramazanova A.K. Innovacionnyj biznes i istochniki ego finansirovanija v Ul'janovskoj oblasti./Finansy i kredit. 2011. № 28. S. 44-48.
10. Grasmik K. Innovacii v Rossii: faktory, masshtaby, prognoz./Jekonomicheskaja politika. 2011. № 3. S. 191-204.