17
ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
Байдукова Н.В., Васильев С.А., Чепаков Д.А.
БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ И МЕГАРЕГУЛЯТОРЫ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ: ИНОСТРАННЫЙ ОПЫТ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Аннотация. Статья посвящена исследованию различных видов банковских систем и образованию на финансовых рынках мегарегуляторов путем эволюционирования функций, выполняемых национальными и центральными банками государств. Несмотря на безусловное преобладание в странах с развитой рыночной экономикой двухуровневых децентрализованных моделей построения банковских систем, внутри данной структуры можно выделить некоторые частные случаи, имеющие научный интерес и рассмотренные в статье на примере банковских систем Германии и Финляндии. Особенный акцент в работе ставится на роли Центрального банка Российской Федерации в банковской системе Российской Федерации и рассмотрении его в качестве единого мегарегулятора на финансовом рынке.
Ключевые слова. Банковские системы, мегарегулятор, финансовый рынок, Европейский центральный банк, Немецкий федеральный банк, Банк Финляндии.
Baidukova N.V., Vasiliev S.A., Chepakov D.A.
BANKING SYSTEMS AND FINANCIAL MARKET MEGA-REGULATORS: FOREIGN EXPERIENCE AND NATIONAL PRACTICE
Abstract. The actual article is devoted to providing research of different styles of banking systems and how the regulators are forming on financial markets by dint of evolving functions, which belongs to national and central banks. Despite the absolute predominance of double-tier decentralized banking system models in countries with free-market economy, inside such a clearly formed structure there can be also found a number of special cases, which have actual scientific interest and are included in article with actual examples of Finnish and German banking systems. Special emphasis is given in this article on the role of the Russian Central Bank in the whole Russian banking system and his examination as the whole unified regulator on financial market.
Keywords. Banking systems, regulator, financial market, European central bank, Bundesbank, Bank of Finland.
В разных странах подходы к регулированию финансового рынка определяются многими факторами. Первоначальное влияние оказывают национальные, политические и исторические особенности того или иного государства, далее, безусловно, важны такие аспекты как уровень экономического развития
ГРНТИ 06.73.65
© Байдукова Н.В., Васильев С. А., Чепаков Д.А., 2016
Наталья Владимировна Байдукова - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры банковского бизнеса и инновационных финансовых технологий Международного банковского института, г. Санкт-Петербург. Сергей Александрович Васильев - доктор экономических наук, профессор, заместитель Председателя Внешэкономбанка - член Правления, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»; советник ректора Международного банковского института.
Дмитрий Александрович Чепаков - аспирант кафедры банков и финансовых рынков Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Чепаков Д.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). E-mail: [email protected].
18
Байдукова Н.В., Васильев С.А., Чепаков Д.А.
и средства регулирования товарно-денежного обращения, принятые в обществе, а также структура организации и регулирование банковской системы в целом. В настоящий момент практически во всех странах с развитой рыночной экономикой созданы и активно развиваются двухуровневые децентрализованные модели построения банковских систем, где на верхнем уровне присутствуют центральные (национальные) банки и иные органы, обладающие контрольно-надзорными полномочиями в отношении финансовых организаций, а на втором действуют коммерческие банки и другие финансовые небанковские институты.
Тем не менее, даже внутри данной структуры можно выделить некоторые частные особенные случаи. Одними из наиболее ярких примеров тому служит банковская система Федеративной Республики Германия (далее - ФРГ), которая уже прошла испытание временем и показала свою эффективность в современных экономических реалиях. Кроме того, интересен опыт функционирования банковской системы Финляндской Республики, достаточно сбалансированно сформированной из банковских объединений и групп. Прежде чем проанализировать преимущества и опыт развития данных систем, остановимся на отечественном опыте.
Структура банковской системы Российской Федерации является двухуровневой. Первый уровень представлен Центральным банком, род функций и полномочий которого существенно отличают его от всех остальных субъектов банковской системы. Поэтому он занимает особое место в ее общей структуре. На основании статьи 3 Федерального закона 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
Функции Центрального банка подробно указаны в статье 4 Федерального закона 86-ФЗ, остановимся на основных из них: разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики; монопольная эмиссия наличных денег и организация наличного денежного обращения; осуществление банковского надзора; проведение анализа и прогнозирования состояния экономики Российской Федерации и пр. Всего функций, выполняемых ЦБ России, 18, но особо следует подчеркнуть вышеперечисленные, так как в Еврозоне подходы к функциям, выполняемым национальными банками и Европейским центральным банком, отличаются от российской практики. Второй уровень представлен коммерческими банками и небанковскими кредитными организациями. Рассмотрим каждый из субъектов второго уровня в отдельности:
1. Банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
2. Небанковская кредитная организация - это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Выделяются следующие разновидности этих организаций: расчетная небанковская кредитная организация - кредитная организация, обеспечивающая систему расчетов и переводов, и не имеющая права привлекать денежные средства во вклады и выдавать кредиты; небанковская депозитно-кредитная организация - кредитная организация, занимающаяся конкретным спектром кредитно-депозитных операций, определенных Банком России, и не имеющая права проводить расчетные операции; платежная небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять денежные переводы без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций.
3. Представительства иностранных банков - обособленные подразделения юридических лиц, расположенные вне их нахождения и представляющие интересы юридического лица, а также осуществляющие их защиту.
Исследование банковских систем других стран также следует начинать с понятийного аппарата, который является необходимым для цельного видения данных систем, в частности банковских систем ФРГ и Финляндии. ФРГ и Финляндская Республика, будучи частью Евросоюза и странами, входящими в зону евро, подчиняются юрисдикции Европейского центрального банка (ЕЦБ), в руководящие органы которого входят представители всех государств-членов Евросоюза. ЕЦБ выполняет следующие функции:
ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
19
• выработка и осуществление денежно-кредитной политики зоны евро (четырехуровневый подход). Подход ЕЦБ основывается на предоставлении ликвидности банкам через кредитование под залог ценных бумаг (через сделки РЕПО): Main refinancing operations (MFO, еженедельные основные операции рефинансирования) - срок погашения ~ 1 неделя; Long-term refinancing operations (LTRO, ежемесячные операции долгосрочного погашения) - срок погашения - 3, 6, 12, 36 месяцев; Fine-tuning operations (операции точной настройки) - проведение операций по смягчению влияний внезапных колебаний ликвидности на нерегулярной основе (с помощью временных или окончательных транзакций, валютных свопов, а также срочных депозитов); Structural operations (структурные операции) - корректировка долгосрочной позиции Европейского центрального банка в отношении финансового сектора;
• формулирование общей политики Евросистемы;
• подготовка законодательной базы, утверждение эмиссии банкнот евро и пр.
Национальные же банки стран-участниц «зоны евро» осуществляют всю монетарную политику непосредственно на местах. Обратимся к иностранному опыту в области построения банковских систем. На рисунке 1 представлена структура банковской системы ФРГ.
Рис. 1. Банковская система ФРГ
Как видно на рисунке, в банковской системе ФРГ наблюдается присутствие трехуровневой системы, тем не менее, по своей сути она является двухуровневой. В связи со вступлением Германии в европейскую систему центральных банков, ее банковскую систему иногда в действительности называют трехуровневой, так как Немецкий Федеральный банк поставлен в определенные рамки и подвержен существенному влиянию Европейского центрального банка в соответствии со статьей 288 Договора о функционировании Европейского Союза. Согласно статье 127 Договора о функционировании Европейского Союза, Европейский центральный банк вправе устанавливать отношения с центральными
20
Байдукова Н.В., Васильев С.А., Чепаков Д.А.
банками и финансовыми организациями в других странах, производить монопольную эмиссию банкнот, осуществлять пруденциальный надзор, определять и осуществлять денежную политику, проводить валютные операции, хранить официальные валютные резервы государств-членов и управлять ими, содействовать бесперебойному и эффективному функционированию платежных систем.
Функции Немецкого Федерального банка (также - Бундесбанк) носят двойственный характер, так как он одновременно выполняет функции государственного органа, а также решает экономические задачи, совершая некоторые банковские операции. Для обеспечения своих полномочий Бундесбанк как контролирующий орган имеет право производить эмиссию денег и изымать банкноты из обращения (при получении согласия Европейского центрального банка), устанавливать ставку рефинансирования, определять величину обязательных резервов кредитных институтов, представляющих собой важнейший инструмент, благодаря которому регулируются процентные ставки по обязательствам. Также он вправе осуществлять валютные интервенции, покупать и продавать драгоценные металлы, устанавливать ставки ломбардных кредитов, выступать участником фондового рынка.
Следует отдельно отметить, что Немецкий Федеральный банк, в отличие от Банка России, вправе производить определенный круг банковских операций с физическими лицами, например, принимать вклады, осуществлять хранение и доверительное управление ценными бумагами, в том числе и в иностранной валюте, производить учет векселей. Вероятно, этим достигается больший объем оборотов по проведению операций большей части клиентского состава. Однако, несмотря на разный контингент обслуживаемых клиентов, в российской банковской системе, на наш взгляд, подход к клиентскому обслуживанию более логичен: у Центрального банка клиентами являются юридические лица-банки, а уже те в свою очередь непосредственно обслуживают предприятия, организации и физических лиц.
Помимо этого, выделяется принципиальное различие банковских систем двух стран: у Банка России не существует промежуточного звена в лице Европейского центрального банка, он подотчетен только Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Закон ФРГ о кредитном деле устанавливает, что банковская система регулируется как Немецким Федеральным банком, так и Федеральным ведомством по надзору за кредитным делом, которое представляет собой публичное учреждение, действующее в общественных интересах. Оно принимает все меры, направленные на устранение нежелательных явлений в банковском секторе и создающие серьезные проблемы для национального хозяйства. Кредитные же организации обязаны представлять отчетность о своей деятельности. К полномочиям федерального ведомства относится также выдача лицензий с учетом мнения соответствующего банковского союза.
Рассмотрим второй уровень банковских систем стран. В отличие от элементов первого уровня банковской системы, элементы второго уровня имеют больше отличительных особенностей вследствие страновой специфики. В российском законодательстве содержится понятие кредитных организаций, которые, в свою очередь, подразделяются как на банковские, так и небанковские. В Законе ФРГ дано определение кредитных институтов и институтов, оказывающих финансовые услуги. В таблице представлена совокупность банковских операций, осуществляемых банковскими организациями 2-го уровня. Согласно правовым нормам в РФ определены 9 видов банковских операций, в ФРГ - 12.
Таблица
Сравнительная характеристика видов банковских операций, осуществляемых банками 2-го уровня в РФ и ФРГ
Страны РФ ФРГ
Правовой статус В статье 5 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» Согласно статье 1 Закона ФРГ о кредитном деле для кредитных институтов
Виды банковских операций привлечение денежных средств во вклады; размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов; осуществление переводов денежных средств с открытием и без открытия счета; инкассация; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; выдача банковских гарантий; привлечение денежных средств во вклады; размещение драгоценных металлов прием депозитов; выдача кредитов; проведение безналичных расчетов; инвестиции в долгосрочные активы и ценные бумаги; покупка и продажа ценных бумаг по поручениям; операции с драгоценными металлами; предоставление гарантий; оплата чеков; учет векселей и некоторые другие операции
ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
21
Второй уровень банковской системы Германии подразделяется на три столпа (см. рис. 1):
1. Частноправовой столп, который представлен коммерческими банками. Общим признаком институтов этого вида является частный капитал. Данная часть банковской системы образуется в правовой форме акционерных обществ и включает в себя 3 крупных банка, свыше 150 региональных и около 20 мелких элитных банков. Крупные банки сами по себе уже являются универсальными, т.е. имеют право привлекать вклады, осуществлять кредитование, торговлю ценными бумагами, депозитарную и эмиссионную деятельность. Региональные банки имеют свои приоритеты в отдельных федеральных землях и часто являются дочерними банками иностранных кредитных институтов. Частные банки занимают свою долю рынка в обслуживании VIP-клиентов и оказании специализированных услуг.
2. Столп кооперации. Он состоит приблизительно из 1100 народных банков, кредитных кооперативов и их подразделений.
3. Публично-правовой столп представлен сберегательными кассами, земельными банками и др. Основным родом их деятельности является предоставление среднесрочных и долгосрочных кредитов населению, малым и средним предприятиям.
Интересным с точки зрения построения банковской системы является пример Финляндской Республики. На нем можно отчетливо проанализировать эффективность построения всей системы на основе банковских объединений и разграничений полномочий Евросистемы и Центрального банка Финляндии. Основными органами государственного регулирования финансового рынка Финляндии являются: Министерство финансов (Suomen valtiovarain ministerio / Finans ministeriet), полномочия которого распространяются на законодательное регулирование финансового рынка (за исключением рынка страхования); Министерство социальных дел и здравоохранения (Suomen sosiaali - jaterveys ministeri / Social ochhalsovard ministeriet), законодательно регулирующее рынок страхования.
Два указанных министерства являются представителями ветви исполнительной власти страны (toimeenpanovaltaa), входят в состав Государственного совета Финляндии (Valtioneuvosto / Statsradet) и напрямую не связаны со следующими двумя органами государственной власти, действующими на финансовом рынке: Банк Финляндии (Suomen Pankki / Finlands Bank), основными функциями которого является проведение макропруденциального анализа всей финансовой системы страны и надзор над инфраструктурой финансового рынка; Орган Финансового Наблюдения (т.н. Financial Supervisory Authority FIN-FSA, Finanssipalvonta / Finansinspektionen), функциями которого является осуществление наблюдения за банками, страховыми компаниями и пенсионными фондами, а также контроль над макропруденциальным законодательством страны (данная функция передана органу с 2015 года).
Следует особенно отметить статус органа FIN-FSA: он является административной частью Банка Финляндии, однако обладает полной независимостью в принятии законодательных и прочих решений в рамках своей профессиональной деятельности. Остановимся подробнее на статусе Банка Финляндии, представленном на рисунке 2.
В соответствии с Конституцией страны Банк Финляндии функционирует под контролем и наблюдением со стороны Парламента. Деятельность Банка контролирует назначенный Парламентом Совет банковских уполномоченных, который состоит из девяти членов. Президент Финляндии назначает Председателя Банка Финляндии на основании представления Совета банковских уполномоченных Парламента. Срок полномочий Председателя составляет семь лет. Всех остальных членов Совета Директоров Банка Финляндии назначает Совет, срок их полномочий составляет пять лет. Целью деятельности Банка Финляндии является стабильное и эффективное функционирование финансового рынка путем предотвращения кризисов и максимально эффективное управление возможными кризисами.
Основными функциями Банка Финляндии являются: проведение экономических исследований, локальной монетарной политики и основных банковских операций; обеспечение финансовой стабильности; эмиссия новых евробанкнот и монет в Финляндии, обеспечение подлинности денежной наличности путем изъятия из обращения фальшивых и ветхих банкнот. На рисунке 3 представлена схема банковской системы Республики Финляндия.
22
Байдукова Н.В., Васильев С.А., Чепаков Д.А.
Осуществляет наблюдение за Банком и
Назначает
Председателя
Осуществление диалога
Рис. 2. Статус Банка Финляндии
ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
23
Как видно на представленном рисунке, банковская система Финляндии имеет как сходства, так и серьезные расхождения с представленными ранее примерами. В Финляндии по состоянию на конец 2014 года действовала 291 кредитная организация (в 2013 году - 298). Под кредитными организациями в Финляндии понимаются [8] депозитные банки, а также недепозитные учреждения, которые включают в себя финансовые дома, кредитные компании, банки ипотечного кредитования и компанию Муниципалитет финансов, которая является третьим по величине финансовым институтом Финляндии и единственным, специализирующемся на проведении финансового риск-менеджмента в публичном секторе Финляндии. Следует подчеркнуть, что 100% акций данной компании принадлежит публичному сектору, муниципалитетам, правительству Финляндии и пенсионному фонду Keva.
Банки страны объединены в группы:
• OP Group: Pohjola Bank, OP Bank Helsinki, OP Card Company, OP Mortgage Bank, OP Process Services и прочие банки, состоящие в объединениях кооперативных банков;
• Nordea Bank Finland: Nordea Bank Finland и Nordea Finance Finland;
• Danske Bank: Danske Bank и филиал Danke Bank A/S в Хельсинки;
• Handelsbanken group: Svenska Handelsbanken AB, с филиалом в Хельсинки, Handelsbanken Finans Abp, Handelsbanken Finans Aktiebolag;
• Aktia Bank Group: Aktia Bank Abp и Aktia Hypoteksbank Apb (Voyri Savings Bank и Saaristo Savings Bank были присоединены к группе Aktia в 2014 году);
• Savings Bank Group: все сберегательные банки Финляндии и Central Bank of Savings Bank Finland Ltd (исключая Oma Saastopankki);
• POP Banks: POP Banks и Bonum Bank.
Одной из наиболее интересных и выдающихся черт банковской системы Финляндии является широкое распространение так называемых кооперативных банков, т.е. банков, клиенты которых являются и владельцами их же акций. В целом, банки такого характера представлены, в основном, в группах OP Group или POP Banks, что предоставляет возможность клиентам/владельцам указанных банков получать дивиденды с владения акциями, и это, в свою очередь, компенсирует расходы на обслуживание счетов или оплату кредитов. Из более мелких банков интересным, с точки зрения бизнеса, является S-Pankki (S-Bank). Он входит в национальную группу S-Ryhma, являющаяся, в свою очередь, владельцем группы супермаркетов S-Market, распространённых на территории страны. При оплате товаров в данной сети владельцы карты S-Pankki получают крупный кэшбэк на карту, достигающий 10%. Таким образом, становясь привлекательным в торговых сетях, владельцы банка получают огромный денежный ресурс.
Рассматривая первый уровень банковской системы Российской Федерации, следует отметить, что с сентября 2013 года функции Федеральной комиссии по финансовым рынкам были переданы Центральному банку, образовав, тем самым, мегарегулятор и получив функции регулирования не только банковской, но и всей финансовой сферы в целом (страхование, фондовый рынок, негосударственные пенсионные фонды и т.п.). Обратимся к истории построения контроля и надзора в данной сфере.
С 1993 по 2004 гг. государственная политика в области развития рынка ценных бумаг, контроля деятельности эмитентов и участников рынка осуществлялась Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), которая изначально имела название Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ в соответствии с Распоряжением Президента РФ № 163-РП от 09.03.1993 г. (переименованная в ФКЦБ в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.1996 № 1009).
13 марта 2004 года все полномочия ФКЦБ России были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.2013 № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» ФСФР России прекратила свою деятельность и вошла в состав Банка России. Причем следует отметить, что в переходный период, который продлился до 03.03.2014, в Банке России было создано специальное обособленное подразделение - Служба Банка России по финансовым рынкам (СБРФР). В соответствии с решением Совета директоров Банка России с 03.03.2014 года СБРФР была ликвидирована и в составе центрального аппарата Банка России были созданы 6 департаментов, 2 главных управления и служба БР, представленные на рисунке 4.
24
Байдукова Н.В., Васильев С.А., Чепаков Д.А.
Рис. 4. Реорганизация ФСФР в составе Центрального банка [5]
Банк России на основании федерального законодательства является преемником Федеральной службы по финансовым рынкам и обеспечивает регулирование, контроль и надзор за некредитными финансовыми организациями. Ими признаются лица, представленные на рисунке 5.
В результате реорганизации к Банку России переходят все полномочия ФСФР России, которые дополняются новыми полномочиями, а именно: утверждение отраслевых стандартов и плана счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций; проведение анализа и прогнозирования состояния российской экономики, публикация соответствующих материалов и статистических данных; осуществление официального статистического учета прямых инвестиций в РФ и прямых инвестиций из РФ за рубеж в соответствии с российским законодательством.
Проанализировав различные подходы к регулированию банковских систем, мы также увидели сходства российской модели регулирования с британской. Так, вышедший в Соединенном Королевстве в 2012 году Закон о финансовых услугах и финансовых рынках упразднил действующий на тот момент финансовый регулятор (Управление по финансовым услугам) и создал следующие новые структуры в Банке Англии:
1. Управление пруденциального регулирования (The Prudential Regulation Authority), обладающее функциями регулирования депозитных организаций, страховщиков и крупных инвестиционных фирм.
ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
25
Основной целью его деятельности является обеспечение стабильности финансовой системы Великобритании и защиты потребителей финансовых услуг;
2. Управление финансового поведения (The Financial Conduct Authority), отвечающее за реализацию стандартов финансового регулирования, контроль добросовестности поведения финансовых институтов, особенно по отношению к клиентам, чистоту конкуренции на финансовом рынке. Данная структура призвана заниматься регулированием деятельности тех финансовых организаций, которые не контролируются Управлением пруденциального регулирования (компании по управлению активами, валютные и страховые брокеры, независимые финансовые консультанты). Основными функциями данного управления являются: содействие эффективной конкуренции, гарантирование стабильного функционирования рынка и информационной прозрачности рынка для потребителей финансовых услуг. Вследствие этого оно предупреждает злоупотребления на рынке финансовых услуг, а также осуществление финансовых правонарушений, обеспечивает защиту интересов потребителей финансовых услуг, противодействует легализации преступных доходов.
Рис. 5. Некредитные финансовые организации [1]
26
Байдукова Н.В., Васильев С.А., Чепаков Д.А.
Подводя итог, можно отметить, что российская практика не является уникальной и во многом пересекается с примерами зарубежных стран. Как в России, так и в ФРГ, а также Республике Финляндия деятельность кредитных организаций находится под контролем государства и регламентируется жесткими рамками правовых норм. Эти системы являются двухуровневыми, однако, полномочия Немецкого Федерального банка и Банка Финляндии в сфере нормативного регулирования менее обширны, нежели полномочия Центрального банка Российской Федерации, так как последний не ограничен в своей деятельности ни Европейским Центральным банком, ни внутренними органами финансовобанковского надзора.
В России пока еще недостаточно накоплено опыта мегарегулирования, но с уверенностью можно констатировать, что устранены противоречия в регулировании между разными подведомственными структурами (например, ФСФР и ЦБ РФ за рынком ценных бумаг) и большая доля финансового рынка постепенно приобретает регулирование и контроль за своей деятельностью, тем самым их операции становятся более прозрачными и цивилизованными.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 02.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_37570 (дата обращения 29.12.2015).
2. Распоряжение Президента Российской Федерации от 09.03.1993 № 163-РП «О Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1587 (дата обращения 29.12.2015).
3. Указ Президента Российской Федерации от 01.07.1996 № 1009 «О Федеральной Комиссии по рынку ценных бумаг» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10924 (дата обращения 29.12.2015).
4. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 14 «О системе и структуре федеральных органов власти» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46892 (дата обращения 29.12.2015).
5. Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2013 № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149853 (дата обращения 29.12.2015).
6. Gesetz uber die Deutsche Bundesbank, 22.10.1992 [Электронный ресурс] // DeutscheBundesbank. - URL:
https://www.bundesbank.de/Redaktion/DE/Downloads/Bundesbank/Aufgaben_und_Organisation/gesetz_ueber_die_ deutsche_bundesbank.pdf?__blob=publicationFile (дата обращения 29.12.2015).
7. Financial Services Act 2012 [Электронный ресурс] // Legislation.gov.uk. - URL: http://www.legis-lation.gov.uk/ukpga/2012/21/pdfs/ukpga_20120021_en.pdf (дата обращения 29.12.2015).
8. Finanssialan Keskusliitto «Finnish Banking 2014». Helsinki, 2015.
9. Putkuri H., Savolainen E., Tolo E. Approaches to analysis and forecasting of lending institutions activity (materials from seminar at the Bank of Russia). 2015.
10. Пресс-центр Банка России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cbr.ru/press (дата обращения
29.12.2015) .
11. Федеральная служба по финансовым рынкам [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cbr.ru/sbrfr/ archive/fsfr/archive_ffms/index.html (дата обращения 29.12.2015).
12. Suomen Pankki/Finlands Bank [Электронный ресурс]. - URL: http://www.suomenpankki.fi/fi/Pages/ default.aspx (дата обращения 29.12.2015).
13. Eurokampus, Suomen Pankki edistaa talousosaamista [Электронный ресурс]. - URL: http://www.euro.fi (дата обращения 29.12.2015).
14. Finanssivalvonta / Finansinspektionen [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fin-fsa.fi (дата обращения
29.12.2015) .
15. Euro&Talous Suomen Pankin Ajankohtaisia Artikeleita Taloudesta. Suomen talouden tilanne edelleen hankala [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eurojatalous.fi/fi/2015/5/ennuste-suomen-talouden-tilanne-edelleen-hankala (дата обращения 29.12.2015).