ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
УДК 338.124.4:336.71 С.Л. ЕРМАКОВ
ББК 65.262.10-971 кандидат экономических наук, доцент
Байкальского государственного университета экономики и права,
г. Иркутск
Е.Е. ФРОЛОВА
зав. кафедрой предпринимательского и финансового права Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат юридических наук, доцент, г. Иркутск
e-mail: [email protected]
БАНКОВСКИЕ КРИЗИСЫ: ФАКТОРЫ, СЦЕНАРИИ И ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Исследуются процесс возникновения банков и современное состояние банковских систем. Рассматриваются вопросы участия государства в рыночной экономике, становлении и поступательном, стабильном развитии банковского сектора экономики. Делается вывод о том, что в каждом государстве есть свои способы и направления регулирования банковской сферы. Анализируются причины возникновения банковских кризисов и пути их преодоления.
Ключевые слова: банк, банковская система, регулирование банковской сферы, экономическое развитие, финансовый кризис.
S.L. ERMAKOV
PhD in Economics, associate professor of Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk
E.E. FROLOVA
Chair of Business and Finance Law Department of Baikal National University of Economics and Law, PhD in Law, associate professor, Irkutsk e-mail: [email protected]
BANKING CRISES: FACTORS, SCENARIOS AND COUNTERACTION POLICY
The process of banks emergence and current state of banking system are examined. The aspects of state participation in market economy, in a formative stage and progressive stable development of banking sector are considered. The conclusion that every state has its own methods and directions of banking area regulation is made. The reasons for banking crises emergence and ways to overcome these reasons are analyzed.
Keywords: bank, banking system, banking system regulation, economic
development, financial crisis.
Как отмечается в подготовленном Финансовой академией при Правительстве Российской Федерации издании «Национальный доклад: Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия», финансовый кризис проявляется в различных видах и формах в финансовом секторе и на
финансовых рынках, в сфере международных финансов, в области денежного обращения и государственных финансов [4, с. 5-6].
При наступлении финансового кризиса реализуется системный риск — риск потерь, связанных с неблагоприятными изменениями на рынке в целом, вызванных эффектом
© С.Л. Ермаков, Е.Е. Фролова, 2010
домино на финансовом рынке либо кризисом доверия среди инвесторов, создающим ситуацию общей неликвидности на рынке [7]. Как комплексное явление, финансовый кризис включает в себя целый ряд локальных кризисов (валютные, банковские, фондовые, ликвидности, долговые и др.), возникающих в том или ином мини-сегменте финансового рынка без увязки с другими его элементами (в нашем случае — в банке).
Банковские кризисы, следовательно, первоначально являются лишь локальными и представляют собой одну из составляющих финансового кризиса. «Набрав обороты» в своем развитии, они вызывают крайне серьезные макроэкономические последствия, которые всегда влекут за собой снижение темпов реального экономического роста и, как следствие, резкое падение уровня благосостояния населения страны.
Несостоятельность отдельных банков нередко представляет собой прямую угрозу для реального сектора экономики в целом, что приводит к потере доверия как к отдельным банкам, так и к банковской системе страны. Практика показывает, что банкротство отдельно взятых банков может наносить подчас гораздо больший ущерб экономике государства, чем банкротство предприятий, поскольку нестабильность банков обязательно приводит к дестабилизации функционирования его платежной системы.
В то же время анализ угроз, которые несут банковские кризисы для экономики страны, и позволяет в конечном итоге развивать и совершенствовать весь комплекс мер по антикризисному управлению банковским сектором, представляющему собой сложнейший механизм.
Следовательно, можно утверждать, что системные банковские кризисы — это кризисы в банковском секторе, возникшие из локальных, основанные на эффекте домино, при которых накопление проблемных активов в ограниченном числе банков и прекращение платежеспособности последних приводят к банковской панике, массовому изъятию вкладов, резкому сокращению кредитования банками друг друга и т.п., когда на фоне развивающегося недоверия начинается массовая приостановка платежей банками с последующим коллапсом платежной системы и финансовых рынков [4, с. 5-6].
Системный банковский кризис проявляется в очевидной для большинства хозяйствующих субъектов неспособности большей части кредитных организаций осуществлять свои базовые функции — расчеты и перелив сбережений населения и временно свободных средств хозяйствующих субъектов в инвестиции, выполнять условия договоров банковского вклада, заключенных с вкладчиками, в силу невыполнения обязательств заемщиками либо в результате обесценивания банковских активов1.
Начало системного финансового кризиса может быть связано с возникновением проблем с платежеспособностью в одном или нескольких банках, имеющих ключевое значение для банковской системы в целом. Характерное для финансовой сферы взаимопереплетение капитала, наличие обширных межбанковских связей и значительного числа клиентуры в случае банкротства одного кредитного учреждения могут поставить под удар другие. Разрушение таких банков может повлечь за собой разорение большого числа клиентов и привести к системному банковскому кризису.
Сказанное ни в коей мере не опровергает тезис о том, что банковские кризисы в целом — явление нежелательное, приводящее к тяжелым общеэкономическим и социальным последствиям. Однако механизмы рыночной экономики и специфические условия деятельности банков делают кризисы практически неизбежными. Их возникновение имеет объективный характер, формирующийся под воздействием особенностей конкретно-исторического этапа экономического развития страны.
При этом существует мнение, что в системных банковских кризисах, как и в системных кризисах в целом, имеется немало неких положительных составляющих. Так, становятся очевидными и не требующими каких-либо иных доказательств допущенные в теории и на практике ошибки и просчеты в отдельных сегментах регулирования тех или иных аспектов банковской деятельности.
1 Системный банковский кризис ни в коем случае нельзя ассоциировать с общим системным кризисом. Последний, по мнению ряда экспертов, означает утрату государством контроля за ключевыми сферами общественной деятельности (см., напр.: [3, с. 128-137]).
При этом возникает задача восстановления и переосмысления теории и тактики регулирования банковской деятельности, решать которую необходимо незамедлительно.
Кроме того, имеющиеся не вполне эффективные подходы (например, изменение отдельных нормативов и параметров осуществления банковских операций и иных требований), даже не будучи еще отмененными, утрачивают свою актуальность и фактически вынуждают к срочному их пересмотру (наглядный пример — отмена отдельных надзорных требований в 90-е гг. прошлого века). Наконец, сами элементы банковской системы — кредитные организации и иные ее субъекты — оказываются вынужденными переосмыслить происходящее и принять решение о путях своего развития1.
При этом банковские кризисы возникают под влиянием все новых и новых факторов, появление которых зачастую невозможно предсказать. Усугубление проблем в банковской сфере приводит к общественному осознанию необходимости государственной поддержки банков, выработки программ по реструктуризации банковской системы, формирования специальных механизмов реструктуризации. Реструктуризация коммерческого банка предполагает осуществление мероприятий, направленных на изменение структуры его активов и пассивов, а также его внутреннего построения.
Как показывает опыт многих стран, кризисы, как правило, начинаются с возникновения в отдельных банках ряда проблем. То, что из-за недостатка средств, конфликта интересов собственников и менеджеров, пробелов в правовой среде или институциональной структуре и других причин эти проблемы не решаются своевременно и влияние указанных проблем в силу их существенной детермини-
1 Это мнение авторов, основанное на результатах проведенных ими за ряд лет исследований развития банковской экономики. Однако далеко не все придерживаются подобных позиций. Так, следует отметить мнение М.Г. Делягина и В.В. Шеянова, считающих, что только системный кризис дает возможность глубоко и быстро переструктурировать государственное управление, кардинально изменить подходы к управлению и приспособить его к качественно новым реалиям глобальной депрессии, в то же время системные кризисы, по их мнению, мало содействуют эффективности, цивилизованности и морали управления (см.: [3, с. 344-345]).
рованности не нивелируется, является толчком к цепной реакции (эффекту домино).
Причины возникновения кризисов в банковской системе показаны на рисунке.
Финансовые и банковские кризисы вызываются сочетанием вышеуказанных факторов. На возникновение кризисных ситуаций в самих банках указывают такие параметры, как большой удельный вес невозвращенных кредитов и низкое качество кредитного портфеля, падение стоимости залога, обеспечивающего просроченный кредит, снижение стоимости активов банка, несбалансированность активов и пассивов банка по срокам и по валюте, резкий отток средств вкладчиков и кредиторов и, как следствие, сокращение финансирования, а также ущерб, причиняемый банку действиями, предусмотренными федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 1 15-ФЗ.
Следует констатировать, что практически во всех банковских кризисах регулирующие органы приступали к активным действиям с большим опозданием, что приводило к широкому распространению кризисных явлений в банковской системе. Применение системы страхования вкладов (депозитов), по мнению ряда специалистов, не способствовало всестороннему обеспечению безопасности банковской деятельности.
Проблема страхования депозитов, ее воздействия на развитие банковского кризиса стала одной из наиболее дискуссионных.
В настоящее время все больше говорится о том, что развитая система страхования депозитов позволяет решить проблему банковских паник. Однако, как показывает мировой опыт последних двух десятилетий, она не только не снимает проблемы латентных банковских кризисов, но и способствует увеличению убытков в ходе этих кризисов. При наличии системы страхования депозитов и прочих гарантий со стороны государства банки фактически функционируют в условиях смягченных ограничений. В такой ситуации не происходит внезапных крупномасштабных банкротств и разрывов кредитных связей, и кризис может длительное время выражаться в прогрессирующем ухудшении финансового положения банков и качества кредитов, не переходя в открытые формы.
ИзвестияИГЭА. 2010. №4(72)
К>
Факторы возникновения кризисов в финансово-кредитной системе
ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Вместе с тем было бы в корне неверным умалять явные плюсы создания и функционирования системы страхования банковских вкладов. В сочетании с такими факторами, как эффективный банковский надзор, соизмеримость требований к достаточности капитала, равная имевшейся бы при отсутствии страхования, соблюдение установленных надзорным органом требований, наличие специальных требований к квалификации менеджеров и составу совета директоров, привязка страховой премии к портфельным рискам, персональная ответственность менеджеров за убытки, ответственность акционеров за проводимую кредитной организацией политику и их сопричастность к ней, отсутствие препятствий для быстрой ликвидации несостоятельных кредитных институтов, система страхования показывает свою эффективность.
В таблице представлены ранжированные в процентном соотношении факторы банковских рисков, вызвавшие банковские кризисы в ряде стран мира [6].
Факторы, вызывающие банковский кризис*
* По официальным отчетам и интервью экспертов из 29 стран, где отмечались банковские кризисы в последние 20 лет.
К микроэкономическим факторам банковского кризиса традиционно относятся:
- низкое качество текущего банковского менеджмента, определяющее особенности корпоративного управления и реакцию коммерческих банков на неблагоприятные изменения в экономической среде;
- необоснованно высокий уровень кредитной экспансии во время длительного экономического подъема, которая, как правило, служит фактором, провоцирующим банковские кризисы;
- преобладание нерыночных мотиваций при выдаче кредитов, кредитование аффилированных лиц, ориентация на одного заемщика. Так, использование административных рычагов или оказание каким-либо иным способом давления на принятие решений о предоставлении ссуды оборачивается затем невозвратом ее в срок и потерей банком устойчивости;
- человеческий фактор (заинтересованность руководства банка в доведении его до банкротства).
Совокупность макроэкономических, микроэкономических и институциональных факторов, обусловливающих банковские кризисы, проявляется в конкретных формах кризисного состояния банка, таких как:
- снижение, порой существенное, стоимости активов банка;
- резкий отток средств вкладчиков и кредиторов и, как результат, сокращение финансирования (притока инвестиционных активов);
- падение стоимости залога, обеспечивающего просроченный кредит;
- несбалансированность банковских активов и пассивов по срокам и по валюте;
- большой удельный вес невозвращенных кредитов и низкое качество кредитного портфеля;
- возникновение серьезного ущерба, причиненного банку махинациями и различными противоправными действиями, и пр.
Как следует из изложенного, системный кризис наиболее ощутим для общества. Он возникает под воздействием целого ряда макроэкономических, микроэкономических и институциональных факторов и имеет свою специфику. Банковские кризисы, выступающие на внешнем уровне как системные, страновые банковские кризисы, возникающие в
Фактор Доля обследованных стран, где данный фактор играл главную роль в развитии банковского кризиса, %
Недостатки в системе регулирования и надзора 90
Недостатки в менеджменте банков 69
Ухудшение условий торговли 69
Экономический спад 55
Политическое вмешательство 40
Кредиты аффилированным лицам 31
«Спекулятивный пузырь» 24
Мошенничество 21
Кредитование госпредприятий 21
«Голландская болезнь» 14
Отток капитала 7
Недостатки судебной системы 7
Активное изъятие вкладчиками депозитов из банков 7
разное время во многих странах мира, всегда являются отражением сложного процесса приспособления банковских систем к новым (изменяющимся) макроэкономическим и политическим условиям жизнедеятельности страны.
Однако источник системного банковского кризиса следует искать в фактической неспособности конкретного банка выполнять условия договора, заключенного с вкладчиками, в невыполнении соответствующих обязательств его заемщиками либо в обесценивании банковских активов большей части банковской системы.
Современные банковские кризисы возникают то в одном, то в другом регионе мира. Им все больше свойствен «интеграционный» характер, они становятся взаимопроникающими вследствие международного характера кредитных отношений в ключевых областях жизнеобеспечения человека. Так, кризисы, потрясшие в конце 1997-начале 1998 г. Гонконг, Малайзию, Таиланд, Индонезию, Южную Корею и Японию, вызвали обострение ситуации в российской экономике, которая столкнулась с системным кризисом в августе 1998 г. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и сегодня: практически весь мир в полной мере ощущает на себе результаты неудачных
экономических решений руководства США. Причем, по мнению многих известных ученых и аналитиков, этот кризис проявил себя еще не до конца [1, с. 148-161, 479-485; 2; 5, с. 13-17, 100-115, 141-161].
Таким образом, для предотвращения развития кризисных явлений, возникающих в банковском секторе, и минимизации их негативных последствий необходима разработка комплексной системы кризис-менеджмента.
Можно отметить, что банковский кризис, вне зависимости от конкретной формы и классификационных свойств, характеризуется, как правило, реактивным, нарастающим по законам экспоненты увеличением в кредитных портфелях банков доли сомнительной и безнадежной ко взысканию задолженности, затронутой кризисными «метастазами», нарастанием их убытков, девальвацией реальной стоимости банковских активов.
Предотвращение негативного влияния кризиса на банковскую деятельность, противодействие его последствиям — основная задача как банковского риск-менеджмента, функционирующего в каждом конкретном банке на постоянной основе, так и высшей финансовой власти государства, заинтересованной в эффективном функционировании банковской системы страны в целом.
Список использованной литературы
1. Гринспен А. Эпоха потрясений: Проблемы и перспективы мировой финансовой системы: пер. с англ. 2-е изд., доп. М., 2009.
2. Делягин М.Г. Как самому победить кризис. Наука экономить, наука рисковать: простые советы. М., 2009.
3. Делягин М.Г., Шеянов В.В. Мир наизнанку: Чем закончится экономический кризис для России? М., 2009.
4. Национальный доклад: Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия. М., 2008.
5. Сорос Дж. Новая парадигма финансовых рынков / пер. с англ. К. Вагнера. М., 2008.
6. Caprio G. (jr), Klingebiel D. Bank Insolvency: Bad Luck, Bad Policy, or Bad Banking? // World Bank Policy Research Paper 1620. 1996. July.
7. Risk Management and Control Guidance for the Securities Firms and Their Supervisors / IOSCO, 1998.
Bibliography (transliterated)
1. Grinspen A. Epokha potryasenii: Problemy i perspektivy mirovoi finansovoi systemy: per. s angl. 2-e izd., dop. M., 2009.
2. Delyagin M.G. Kak samomu pobedit' crizis. Nauka economit', nauka riskovat': prostye sovety. M., 2009.
3. Delyagin M.G., Sheyanov V.V. Mir naiznanku: Chem zakonchitsya economicheskii crizis dlya Rossii? M., 2009.
4. Natsional'nyi doklad: Riski finansovogo crizisa v Rossii: faktory, stsenarii i politika protivodeistviya. M., 2008.
5. Soros Dzh. Novaya paradigma finansovykh rynkov / per. s angl. K. Vagnera. M., 2008.
6. Caprio G. (jr), Klingebiel D. Bank insolvency: bad luck, bad policy, or bad banking? // World Bank Policy Research Paper 1620. 1996. July.
7. Risk management and control guidance for the securities firms and their supervisors / IOSCO, 1998.