БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА МОРДОВИИ: текущее состояние и возможности роста*
Н. П. МАКАРКИН,
доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики и организации производства ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
В. В. МИТРОХИН,
кандидат экономических наук, заведующий кафедрой финансов и кредита ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
В современных условиях развитие регионов сдерживается влиянием множества факторов, из которых наиболее существенными являются финансовые. Преодоление их влияния, порождающего в конечном счете инвестиционные ограничения, выступает ключевой целью проводимой региональными властями экономической политики. В ее основе -меры, направленные на переориентацию денежных ресурсов с финансовых сегментов в реальный сектор экономики, повышение кредитно-инвестиционного потенциала финансовых институтов, стимулирование производства и повышение конкурентоспособности отечественных производителей. В комплексе данных мер основное внимание уделяется региональным банковским сегментам, служащим, несмотря на перенесенные кризисы, одним из основных источников накоплений.
С институциональной точки зрения банковская система Республики Мордовия характеризуется следующими основными показателями: на 1 января 2014 г. в рес-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Грант 14-12-13015 а/в «Развитие теории и методологии формирования системы консолидированного финансового обеспечения инновационного малого предпринимательства в регионе».
© Макаркин Н. П., Митрохин В. В., 2014
публике действовали 4 самостоятельные кредитные организации - ОАО КБ «МОР-ДОВПРОМСТРОЙБАНК», ОАО АКБ «АКТИВ БАНК», АККСБ «КС БАНК» (ОАО) и ООО КБ «Интеркапитал-Банк», а также 4 филиала иногородних банков, в том числе филиал ОАО «Сбербанк России». Кроме того, на территории республики действовали 146 дополнительных офисов, 97 операционных касс вне кассового узла, 8 кредитно-кассовых офисов и 50 операционных офисов местных и иногородних банков. Значение индекса обеспеченности республики банковскими услугами - 1,18, что выше среднего значения показателя по Приволжскому федеральному округу.
Ресурсный потенциал региональной банковской системы составляют собственные и привлеченные средства кредитных организаций. Собственные средства самостоятельных кредитных организаций Мордовии на 1 января 2014 г. достигли 3 млрд 36 млн руб. Надо отметить, что за последние 8 лет объем привлеченных средств кредитных организаций региона увеличился почти в 3,4 раза: с 14,5 млрд до 48,6 млрд руб. (рис. 1).
Сведения о привлеченных средствах клиентов самостоятельных кредитных организаций республики и филиалов иногородних банков представлены в табл. 1.
Гт_т) Финно-угорский мир. 2014. № 1
млрд руб.
01.01.2007 01.01.2008 01.01.2009 01.01.2010 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014
□ Средства клиентов в рублях ■ Средства клиентов иностранной валюте
Рис. 1. Динамика привлечеиных: средств клиентов кредитных организаций Республики Мордовия в 2006-2013 гг.
Таблица 1
Изменение объема привлеченных средств клиентов в рублях по кредитным организациям Республики Мордовия (в числителе - всего, в знаменателе - в том числе по организациям,
зарегистрированным в РМ), тыс. руб.*
Дата Всего В том числе
Средства бюджетов на расчетных счетах Средства государственных и других внебюджетных фондов на расчетных счетах Средства организаций на расчетных и прочих счетах Депозиты и прочие привлеченные средства юридических лиц (кроме кредитных организаций) Вклады физических лиц
01.01.2007 13 645 541 5 494 226 14 133 0 5 845 99 3 770 201 1 488 924 1 164 150 702 450 8 645 492 3 269 136
01.01.2008 17 895 936 7512 264 22 294 0 33 468 199 4 777 832 2 386 012 1 725 902 559 579 11 234 959 4 536 927
01.01.2009 19 105 670 7 536 099 26 621 0 24 945 1 216 4 878 913 2 306 171 1 659 865 747 303 12 476 487 4 451 777
01.01.2010 25 345 459 10 699 702 58 200 0 43 243 0 5 569 495 3 439 392 3 712 056 954 594 15 873 977 6 226 282
01.01.2011 34 059 621 13 672 618 78 147 0 9 812 0 6 616 771 3 522 301 4 435 244 1 023 753 22 793 630 9 014 875
01.01.2012 37 769 183 15 620 995 99 357 0 19 868 0 7 532 515 4 370 157 3 825 108 1 021 822 26 068 683 10 059 158
01.01.2013 40 831 914 16 806 442 131 087 0 115 0 6 001 288 4 031 183 3 863 452 1 235 396 30 641 541 11 365 031
01.01.2014 46 663 171 17 725 703 167 435 0 оЮ 6 235 433 3 122 672 4 387 834 1 764 734 35 775 436 12 761 822
* Данные Банка России: // http://www.cbr.ru/regions/
Как видим, основным источником ресурсной базы кредитных организаций региона являются вклады населения, которые на 1 января 2014 г. составили 77 % от объема привлеченных средств в рублях. При этом по объему привлеченных средств клиентов лидируют филиалы иногородних банков, расположенные в республике. Они составляют серьезную конкуренцию местным банкам. Так, по состоянию на 1 января 2014 г. самостоятельные кредитные организации республики привлекли средств клиентов 17,7 млрд из 46,7 млрд руб., или 38 % от их общего объема, вкладов населения 12,8 млрд из 35,8 млрд руб., или 36 %.
Наблюдается постепенное снижение доли самостоятельных банков Мордовии в общем объеме привлеченных средств: если по итогам 2006 г. этот показатель составил 40 %, то по итогам 2013 г. он снизился до 38 %.
Анализируя кредитные вложения коммерческих банков республики за период 2006-2013 гг., можно отметить значительный рост объемов кредитования: объем кредитных вложений банков региона вырос с 19,6 млрд до 92,8 млрд руб., или в 4,7 раза. При этом практически 100 % кредитов были размещены в рублях.
Исходя из данных, представленных в табл. 2, можно сделать вывод о том, что филиалы иногородних банков занимают наибольшую часть не только рынка привлеченных ресурсов, но и кредитного рынка региона. Так, по данным на 1 января 2014 г., доля самостоятельных кредитных организаций в общем объеме кредитных вложений в регионе составила 17 %, в том числе в объеме кредитов, предоставленных нефинансовым организациям, - 18 %, в объеме кредитов, предоставленных физическим лицам, - 14 %.
За период 2006-2013 гг. доля самостоятельных кредитных организаций в общем объеме кредитных вложений в регионе снизилась с 24 до 17 %.
Таким образом, исходя из проведенного анализа, очевидна тенденция усиления роли филиалов иногородних банков в банковской системе Республики Мордовия и одновременного снижения доли рынка,
занимаемой самостоятельными банками региона. Эта тенденция свидетельствует о том, что в перспективе региональные банки не смогут играть ведущую роль в инвестиционном процессе, а с учетом будущих требований к размеру капитала многие из них вынуждены будут уйти с рынка.
Ниже перечислены основные факторы, ограничивающие кредитно-инвести-ционные возможности региональных банков Мордовии [1, 19; 2, 33; 4, 35]:
- низкие темпы наращивания собственных средств (капитала) и одновременное ужесточение надзорных требований к капиталу. Напомним, что в марте 2013 г. вступило в силу Положение Банка России от 28.12.2012 г. № 395-П «О методике определения величины и оценке достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций ("Базель III")», в соответствии с которым предусмотрен постепенный (до 1 января 2015 г.) переход на повышенные требования к капиталу банков. Помимо этого «Базель III» предусматривает создание специальных буферов капитала, позволяющих проводить корректировку собственных средств банков для противодействия циклическим колебаниям хозяйственной конъюнктуры. Еще одна новация - введение коэффициентов ликвидности, которые должны обеспечить банкам достаточный запас ликвидных средств в условиях развития кризиса и внезапного массового изъятия вкладов;
- преобладание в структуре привлеченных средств краткосрочных пассивов, что ограничивает возможности долгосрочных вложений, а также ведет к разбалансиро-ванности структуры активов и пассивов по срокам. Более того, в банковской системе наблюдаются признаки ухудшения ситуации с ликвидностью, что усиливает риск ликвидности региональных банков республики;
- усиление конкуренции на кредитном рынке региона, особенно со стороны филиалов иногородних банков, как с точки зрения завоевания доли рынка, так и в борьбе за более качественных заемщиков. Это ведет к снижению процентной маржи региональных банков, а далее, в условиях
Таблица 2
Изменение объема кредитов, депозитов и прочих размещенных средств кредитных организаций Республики Мордовия (в числителе - всего, в знаменателе - в том числе по организациям,
зарегистрированным в РМ), тыс. руб.*
Дата Всего В том числе
Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные кредитным организациям Кредиты и прочие средства, предоставленные физическим лицам
01.01.2007 19 572 831 4 636 961 14 551 506 3 685 711 121 100 121 100 4 857 534 787 459
01.01.2008 30 876 568 6 548 206 22 866 647 5 309 390 10 100 10 100 7 888 338 1 117 233
01.01.2009 43 510 849 7 084 558 32 450 658 5 933 265 ою 10 323 254 1 073 892
01.01.2010 51 086 099 8 344 892 40 852 769 7 127 732 70 000 90 000 9 472 060 856 890
01.01.2011 55 777 796 10 537 096 44 508 507 8 770 745 240 400 260 400 9 044 381 1 051 443
01.01.2012 71 445 994 13 089 101 54 533 864 10 318 201 240 400 410 400 11 234 804 1 705 047
01.01.2013 82 223 622 14 481 650 60 084 223 11 262 082 420 400 640 400 14 081 419 2 170 389
01.01.2014 92 817 514 15 698 034 67 883 255 12 539 405 100 000 220 000 16 581 793 2 311 234
* Данные Банка России: // http://www.cbr.ru/regions/
сохранения прежнего уровня издержек, -к снижению рентабельности их деятельности, соответственно сужаются возможности наращивания капитала;
- ужесточение надзорных требований Банка России по созданию резервов по ссудам. Эта тема является предметом постоянных дискуссий банковского сообщества и Банка России: требования действующего Положения Банка России от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования резервов по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» относительно формирования повышенных резервов по кредитам, предоставленным предприятиям в фазе инвестиционного развития, фактически делают инвестиционное кредитование экономически невыгодным и неоправданным для банков. Если для филиалов иногородних банков создание таких резервов компенсируется относительно более дешевой ресурсной базой и меньшими административными издержками, то для региональных банков
повышенные нормы резервирования по инвестиционным кредитам делают такое кредитование нерентабельным.
Представляется целесообразным обозначить приоритетные направления в развитии региональных банковских институтов, реализация которых будет способствовать восстановлению их кредитно-инвестиционной функции, что создаст основу для обеспечения его устойчивости и приведет к ускорению экономического развития страны.
Прежде всего, это создание условий для обеспечения устойчивости ресурсной базы банковской системы. Концентрация розничных депозитов в крупнейших государственных банках в условиях слабого развития отечественного ссудного рынка обусловила усиление зависимости коммерческих банков от иностранных источников финансирования. Ограничение доступа к иностранным заимствованиям, вызванное издержками мировой нестабильности, ведет к замедлению роста кре-
дитования, снижению доходности и уровня капитализации банковского сектора, а в целом к усилению его нестабильности. Соответственно активизация кредитной функции банковской системы должна опираться на оптимизацию структуры пассивов, важнейшей характеристикой которой выступают устойчивость и срочность привлечения средств. Построение эффективной модели деятельности банковского сектора предполагает в первую очередь оптимизацию его ресурсной базы за счет вовлечения стратегически новых долгосрочных ресурсов либо за счет оптимизации (удлинения) традиционных источников.
В рамках данного направления рассмотрим возможность реализации следующих мер:
- размещение облигационных займов крупными банками с целью формирования ресурсной базы малых кредитных организаций. Во многих странах размещение облигационных займов выступает одним из перспективных источников формирования дополнительных инвестиционных ресурсов для реального сектора экономики. Основными преимуществами облигационных займов для кредитных организаций являются: возможность привлечения дополнительных ресурсов на длительный период; возможность мобилизации значительных денежных средств с целью финансирования крупномасштабных инвестиционных проектов и программ; сохранение структуры собственности банка-эмитента. Немаловажно также наличие такого качества, как гибкость данного финансового инструмента, позволяющего банку-эмитенту оптимизировать его основные параметры (объем эмиссии, срок, процентная ставка, порядок погашения и пр.), в сочетании с устойчивостью по сравнению с другими ценными бумагами;
- внедрение института безотзывных вкладов. В условиях финансовых потрясений к числу наиболее существенных факторов дестабилизирующего характера относится паника среди вкладчиков, опасающихся за сохранность своих нако-
плений. По оценкам специалистов, порог одномоментного изъятия в 5 % от общего размера банковских вкладов является критическим для подавляющего большинства кредитных организаций. По данным Ассоциации региональных банков России, отток средств населения в сентябре-ноябре 2008 г. нанес наибольший ущерб прежде всего небольшим банкам, которые, как правило, активно работают на рынке вкладов. Высокий уровень локализации средств частных вкладчиков и недостаточный уровень доверия к частным банкам делают эту группу банков наиболее уязвимой в условиях кризиса. Доля небольших банков, потерявших свыше 10 % вкладов, более чем в два раза превышает долю крупных банков (29 против 13 %). Безусловно, реализация данной меры невозможна без принятия соответствующих правовых актов, тем не менее, как свидетельствует зарубежный опыт, она позволит повысить устойчивость кредитных организаций;
- активизация привлечения банками средств за счет эмиссии сберегательных и депозитных сертификатов, векселей. Оптимизация структуры пассивов банков предполагает качественное усовершенствование уже существующих видов обслуживания и поиск вариантов модификаций продуктов и услуг, не только удовлетворяющих потребности клиентов, но и способствующих освоению новых сегментов банковского рынка. В современных условиях управление обязательствами осложняется ограниченным размером и выбором долговых инструментов, которые банк может успешно разместить среди вкладчиков в любое время.
Необходимость формирования Россией стратегии догоняющего развития, особенно в условиях сохраняющейся финансовой нестабильности, определяет активизацию такого направления в развитии региональных сегментов кредитной сферы, как усиление роли специализированных инвестиционных кредитно-финансовых институтов (региональных банков развития) в построении эффективной экономики.
Финансируя стратегические направления, территории, отрасли, банки развития не только обеспечивают инвестиционный прорыв региона в заранее обозначенных направлениях, но и готовят плацдармы для последующего вливания средств частных инвесторов. По сути, основные задачи специализированных инвестиционных кредитно-финансовых институтов - долгосрочное кредитование общенациональных или региональных программ структурных преобразований в экономике, нацеленных на модернизацию отдельных секторов национальной экономики; кредитование капиталоемких инфраструктурных проектов с длительными сроками окупаемости; поддержка малого и среднего бизнеса; нивелирование различий в уровне хозяйственного развития отдельных регионов и др.;
- внедрение кредитных продуктов, основанных на механизмах минимизации кредитного риска. В мировой банковской практике выработано три основных механизма перераспределения кредитных рисков путем совершения сделок с вовлечением других банковских структур или инвесторов, принимающих на себя соответствующий уровень кредитного риска
[3, 43]:
• создание консорциума (синдиката) банков, в рамках которого каждый из участников покрывает свою долю кредита и имеет непосредственный контакт с заемщиком;
• уступка прав - кредитная организация переуступает права по кредиту другому банковскому институту, как правило, с согласия заемщика;
• субучастие - банк использует ресурсы другого, более крупного, банка для предоставления кредита заемщику, оставляя за собой право взыскания в пределах суммы предоставленного кредита.
Рассматривая источники и формы организации финан
сирования крупных долгосрочных инвестиционных проектов в регионах, следует обратить внимание на зарекомендовавшие себя в мировой практике механизмы синдицированного, лизингового кредитования, проектного финансирования.
Осуществление данных схем, при всех их различиях в содержании, участниках, характере и формах осуществления, создаст для местных органов власти возможность реализовать потребность в крупных кредитных вложениях для финансирования инвестиционных программ. К сожалению, несмотря на очевидные преимущества, реализация данных направлений в деятельности региональных банков затруднена в силу продолжающегося влияния ряда факторов, среди них:
- сохранение высокой степени взаимного недоверия между участниками кредитного рынка;
- отсутствие отлаженного механизма взаимодействия региональных банков с крупными финансовыми институтами, прежде всего с государственным участием;
- недостаточный уровень защищенности инвесторов;
- неразвитость финансовой инфраструктуры региональных рынков.
Тем не менее активное внедрение в современных условиях данных направлений в деятельность региональных банков представляется крайне важным, поскольку обязательным условием расширения кредитования банками экономики региона должно стать обеспечение финансовой устойчивости самих банковских институтов.
Поступила 15.01.2014
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Марданов, Р. Х. Опыт применения финансово-кредитных механизмов в социально-экономическом развитии регионов / Р. Х. Марданов, С. В. Коровин, Л. Н. Габдуллин // Деньги и кредит. - 2012. - № 10. - С. 17-22.
2. Миничкина, В. П. Индикативное планирование как механизм выравнивания различий в уровнях социально-экономического развития регионов / В. П. Миничкина, С. С. Артемьева // Регионология. - 2011. - № 2. - С. 32-42.
3. Митрохин, В. В. Кредитные продукты на основе использования механизмов распределения рисков // Банковское дело. - 2011. - № 2. -С. 61-64.
4. Усоскин, В. М. Базель III: влияние на экономический рост (обзор эмпирических исследований) / В. М. Усоскин, В. Ю. Белоусова, М. В. Клинцова // Деньги и кредит. - 2013. -№ 9. - С. 32-38.