БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК
Александр Муха
Резюме
Резкое снижение экспортных поступлений привело к падению предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Импорт товаров и услуг снизился в меньшей степени, что способствовало сохранению высокого спроса на валюту. Рост девальвационных ожиданий придал дополнительный импульс спросу на валюту, в результате на внутреннем валютном рынке образовался дисбаланс. В этой ситуации правительство и Национальный банк Беларуси обратились с просьбой к МВФ о выделении резервного кредита по программе stand by. Следуя рекомендациям МВФ, 2 января 2009 г. Нацбанк Беларуси провёл ступенчатую девальвацию рубля с последующим переходом к механизму курсообразования на основе валютной корзины.
Во втором полугодии 2009 г. по мере стабилизации ситуации на валютном рынке Беларуси отмечается возобновление процессов дедолларизации в экономике - в частности, падение спроса на иностранную валюту и одновременное увеличение рублевых депозитов в банковской системе, что свидетельствует о постепенном возврате доверия к национальной денежной единице.
Тенденции:
• мировой экономический кризис спровоцировал усиление девальвационных ожиданий и спроса на иностранную валюту в Беларуси, однако в последние месяцы 2009 г. отмечалось возобновление процессов дедолларизации в экономике;
• проведенная девальвация белорусского рубля не позволила сбалансировать ситуацию во внешней торговле страны;
• сохранялся высокий уровень основных рисков - кредитного и валютного, также риска ликвидности.
Девальвационный шок
Одним из важнейших экономических событий в 2009 г. явилась проведенная 2 января ступенчатая девальвация белорусского рубля по отношению к доллару США на 20.5% — с BYR 2200 до 2650 с последующим переходом к механизму курсообразования на основе валютной корзины (включает доллар, евро и российский рубль). Последний раз столь резкие коле-
бания валютных курсов отмечались в Беларуси более десяти лет назад — в 1998 г. (после августовского финансового кризиса в России), поэтому для населения страны разовая корректировка валют оказалась самым настоящим девальваци-онным шоком. Следует отметить, что, по итогам 1998 г., девальвация официального курса белорусского рубля составила 348.1%, в то время как с начала текущего экономического кризиса (август 2008 г. — BYR 2111 за USD 1) национальная валюта Беларуси обесценилась по отношению к доллару на 37.6% — до BYR 2905 (по состоянию на 18 февраля 2010 г.).
Тем не менее, в Беларуси начиная с сентября 2008 г. на фоне обострения мирового финансового и экономического кризиса произошло заметное усиление чистого спроса (то есть спрос минус предложение) на иностранную валюту. При этом рост чистого спроса на валюту происходил сразу по двум причинам: как следствие сокращения предложения валюты (падение экспорта) и одновременного увеличения спроса на неё со стороны участников валютного рынка (девальвационные ожидания и смена валютных предпочтений в пользу иностранной валюты, осуществление выплат по внешним заимствованиям и др.).
Так, в сентябре 2008 г. — феврале 2009 г. чистый спрос на валюту всех участников внутреннего валютного рынка Беларуси достиг рекордных минус USD 5.078 млрд (против минус USD 415.1 млн в январе-августе 2008 г.), в том числе предприятий — минус USD 2.986 млрд, населения — минус 2 млрд, банков — минус 108.8 млн; нерезиденты, напротив, на чистой основе продали плюс USD 17.8 млн. Трудно представить, что произошло бы в подобной ситуации с золотовалютными резервами и экономикой страны в целом, если бы в анализируемый период правительство Беларуси не привлекло кредиты России, Венесуэлы и МВФ на общую сумму USD 2.788 млрд плюс платёж «Газпрома» в размере USD 625 млн, итого — USD 3.413 млрд.
Резкая девальвация национальной валюты закономерно привела к заметному перераспределению рублевых вкладов населения в валютные. Более того, впервые за последнее время в результате кризисных явлений валютные депозиты физических лиц превысили рублевые сбережения. Удельный вес валютных депозитов населения в 2009 г. вновь возрос до уровня семилетней давности (2002 г.).
В последние годы (до кризисных событий) население и предприятия более охотно работали с рублями и сберегали в рублях. Так, в 2007 — 2008 гг. удельный вес рублевых сбережений населения устойчиво колебался в диапазоне 63.7 — 68.3 против 26% в начале 1999 г. (после кризиса 1998 г.). Однако, по состоянию на 1 января 2010 г., удельный вес депозитов населения в иностранной валюте достиг 55.9 против 41.7% на 1 января 2009 г. и 32.6% на 1 ноября 2008 г., когда финансовый кризис только набирал обороты. Соответственно, доля рублевых вкладов физлиц сократилась до 44.1 против 58.3% на 1 января 2009 г. и 67.4% на 1 ноября 2008 г.
Кроме того, по нашим оценкам, на сегодняшний день у населения на руках с учётом предыдущих накоплений может храниться по меньшей мере USD 3.5 — 4 млрд. Однако привлечение хотя бы части этих средств в банковскую систему страны представляется проблематичным.
Конкурентоспособность экспортёров
Во многом девальвация национальной валюты в 2009 г. обусловливалась необходимостью поддержания ценовой конкурентоспособности белорусских экспортёров на внешних рынках в условиях заметного снижения курсов валют стран — основных торговых партнёров Беларуси. Так, если в 2008 г. реальный эффективный курс белорусского рубля по отношению к корзине валют основных торговых партнёров (с учётом соотношения темпов инфляции) укрепился на 17.57% (декабрь к декабрю), то уже в 2009 г. в результате проведённой девальвации показатель номинального курса снизился на 19.77%.
Таким образом, значение индекса реального курса национальной валюты удалось вернуть на докризисный уровень. Более того, председатель правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович считает возможным некоторое укрепление курса белорусского рубля по отношению к корзине валют в 2010 г. В текущем 2010 г. центральный банк страны установил границы валютного коридора в пределах ± 10% в пределах стоимости белорусского рубля к корзине валют на 31 декабря 2009 г. (Br 1036.27), соответственно, границы валютного коридора составляют от BYR 932.64 до 1139.0.
Однако нужно отметить, что проведенная девальвация белорусского рубля не позволила сбалансировать ситуацию во внешней торговле страны. Так, в 2009 г. поступления валютной выручки в Беларусь по сравнению с 2008 г. сократились на USD 11.876 млрд (или на 31.4%) — до USD 25.911 млрд, в то время как списания денежных средств в оплату импорта снизились в меньшей степени — на USD 10.795 млрд (на 26,6%), до USD 29.791 млрд. В результате отрицательное сальдо экспортно-импортных операций возросло до минус USD 3.88 млрд в 2009 г. против минус USD 2.799 млрд в 2008 г., что является довольно тревожным симптомом.
В этой ситуации потенциал снижения реального обменного курса национальной валюты составляет, скорее, ограничение динамики инфляционных процессов в Беларуси, а не девальвация номинального курса. Предприятиям реального сектора экономики предстоит искать источники повышения конкурентоспособности не в девальвации денежной единицы страны, а в повышении качества и инновационности выпускаемой продукции, снижении цен на товары и услуги, привлечении прямых иностранных инвестиций и др.
Дедолларизация возвращается
По мере стабилизации ситуации на валютном рынке Беларуси отмечалось возобновление процессов дедолларизации экономики. В частности, во втором полугодии 2009 г. население продало наличной валюты на USD 205.7 млн больше, чем купило, то есть население стало чистым продавцом иностранной валюты. Параллельно во втором полугодии 2009 г. произошёл прирост срочных рублёвых депозитов населения сразу на BYR 995.9 млрд. То есть, по сути, речь идёт о постепенном возврате доверия к национальной денежной единице.
В целом текущий уровень золотовалютных резервов Беларуси (в определении ССРД МВФ, USD 5.653 млрд на 1 января 2010 г.) позволяет при необходимости сгладить колебания на валютном рынке и является дополнительной гарантией финансовой стабильности в стране (по крайней мере, в краткосрочной перспективе). Более того, по прогнозу МВФ, в 2010 г. ожидается дальнейшее наращивание международных резервов Беларуси — к концу 2010 г. показатель достигнет ре-
кордных USD 7.2 млрд. К концу 2014 г. фонд прогнозирует увеличение золотовалютных резервов Беларуси до отметки USD 15.4 млрд.
Среднесрочные риски
В то же время необходимо подчеркнуть, что в 2009 г. прирост золотовалютных резервов Беларуси в размере USD 2.591 млрд обусловлен исключительно поступлением иностранных кредитов, платежей за госсобственность и распределением СДР (синтетическая валюта МВФ) на общую сумму USD 5.145 млрд. Без учёта указанных факторов золотовалютные резервы страны в действительности сократились бы на USD 2.553 млрд.
Это свидетельствует о том, что международные резервные активы Беларуси состоят из ранее привлечённых иностранных кредитов и платежей за госсобственность. При этом уровень золотовалютных резервов страны по-прежнему остаётся недостаточным. Так, по методологии МВФ, достаточным является уровень резервов, который соответствует трехмесячному импорту. В Беларуси этот критерий не выполняется — золотовалютных резервов страны хватит для оплаты только 1.65 месяца импорта. При расчёте значения критерия используется показатель списаний денежных средств в оплату импорта товаров и услуг за декабрь 2009 г. (USD 3421.5 млн). Для того чтобы соответствовать критерию трехмесячного импорта, золотовалютные резервы Беларуси в настоящее время должны составлять не менее USD 10.26 млрд.
Однако для стран, экспортирующих продукцию с высокой волатильностью цен (к которым относится Беларусь), рекомендуемым критерием выступает уже не трехмесячный, а шестимесячный импорт. Такого показателя, к примеру, придерживаются Центральный банк Чили и Национальный банк Польши. В этом случае величина золотовалютных резервов Беларуси должна составлять не менее USD 20.53 млрд., то есть более чем в 3.6 раза больше текущего уровня.
В то же время следует отметить, что увеличение внешней задолженности Беларуси рано или поздно может привести к обострению ряда макроэкономических и финансовых рисков. Так, с учётом поступления в четвёртом квартале 2009 г. новых
иностранных кредитов и займов совокупный внешний долг Беларуси оценивается в размере USD 21 млрд. При сохранении этих тенденций можно ожидать, что уже через два-три года отношение внешнего долга Беларуси к ВВП превысит порог в 50 — 60%.
Отметим, что с 1 октября 2009 г. по 1 октября 2010 г. белорусским резидентам только по краткосрочным внешним заимствованиям предстоит выплатить (или рефинансировать) кредиты и займы на сумму не менее USD 9.187 млрд. И здесь речь идёт только об основном долге, то есть без учёта процентов, дивидендов и других платежей в адрес нерезидентов. С учётом процентов и прочих платежей сумма выплат по краткосрочному внешнему долгу может достигнуть USD 10 — 10.5 млрд.
В этом контексте обращает на себя внимание то, что по итогам трёх кварталов 2009 г. просроченная внешняя задолженность белорусских предприятий возросла на 33.6%, достигнув рекордных USD 797.6 млн (на 1 октября 2009 г.). Рост текущего внешнего долга может быть опасен как для самих предприятий (если они не смогут извлечь такую прибыль от полученных кредитов, которая позволяет покрыть издержки по выплате процентов и самого долга), так и для государства как собственника (опасность заключается в потере собственности в случае банкротства и получения соответствующего негативного имиджа).
Кроме того, существует вероятность, что в среднесрочной перспективе внешние заимствования уже не смогут перекрывать отрицательный торговый баланс, поскольку в связи с ростом внешней задолженности будут расти и суммы на её обслуживание. В итоге может возникнуть угроза падения курса белорусского рубля, а также банкротства части компаний-заемщиков.
В свою очередь, график погашения задолженности перед МВФ выглядит следующим образом, USD: 2009 г. — 12.7 млн, 2010 г. - 74.4, 2011 г. - 78.0, 2012 г. - 456.7, 2013 г. - 1704.4, 2014 г. - 1366.9, 2015 г. - 83.8 млн. То есть основная нагрузка по выплате резервного кредита приходится на 2012-2014 гг. Кроме того, с декабря 2012 г. начнётся погашение основного долга по российским госкредитам, однако здесь нагрузка равномерно распределяется на десять последующих лет.
Проблемные активы банков
В условиях кризиса основными рисками в финансовом секторе Беларуси являются кредитный риск, риск ликвидности и валютный риск.
По состоянию на 1 января 2010 г., задолженность клиентов по кредитам и иным активным операциям достигла рекордных BYR 66.288 трлн, что на 37.5% больше, чем год назад. При этом проблемная (пролонгированная и просроченная) задолженность, по национальным стандартам, возросла в 2009 г. более чем в 2.2 раза — до BYR 657.9 млрд на 1 января 2010 г. В декабре 2009 г. проблемная задолженность сократилась на BYR 255 (или на 27.9%), что, с одной стороны, связано с улучшением финансового положения и финансовой дисциплины заемщиков, а с другой стороны, с желанием банков улучшить отчётность и «замаскировать» проблемные долги, поскольку это способствует увеличению затрат банков (в виде создания специальных резервов под потери по ссудам).
Так, в ряде случаев банки выдают проблемным заемщикам бесцелевые кредиты, предназначенные для погашения ранее выданных кредитов (в декабре 2009 г. прирост кредитного портфеля клиентов составил BYR 2.49 трлн). Однако такой вариант скорее усугубляет складывающуюся ситуацию и способствует накоплению рисков в банковском секторе Беларуси. Кроме того, вызывал беспокойство и рост проблемных активов банков (по международным стандартам), которые в 2009 г достигли BYR 3.014 трлн на 1 января 2010 г. (рост в 3.5 раза).
Однако резервы по активам, подверженным кредитному риску, банки создают исходя из национальной методологии. Так, по состоянию на 1 января 2010 г. объём специальных резервов (под возможные потери по ссудам) достиг рекордных BYR 1.353 трлн, что в 2.2 раза больше, чем год назад. По данным Нацбанка, доля проблемной задолженности на 1 января 2010 г. составила 0.95%, а удельный вес проблемных активов достиг 4.24% (в 2010 г. Нацбанк повысил верхнюю планку доли проблемных активов в банковском секторе в 2 раза — с 5 до 10%).
В анализируемый период происходило и увеличение разрыва между долгосрочными активами и пассивами банков, что
свидетельствовало о стремительно растущих рисках ликвидности в банковской системе. При этом указанные риски сконцентрированы преимущественно в двух крупнейших государственных банках («Беларусбанк» и «Белагропромбанк»), наиболее вовлечённых в финансирование государственных программ. При этом для всех банков резко сузились возможности привлечения средств как на внутреннем рынке, так и на международных финансовых рынках.
В сложившейся ситуации основным источником поддержки банков оставалась ресурсная поддержка со стороны Нац-банка, тогда как новые поступления средств от предприятий, правительства и населения либо прекратились, либо являлись незначительными. Так, в 2009 г. в структуре ресурсной базы банков средства Нацбанка возросли сразу на BYR 5.199 (или в 2.6 раза) - до 8.437 трлн на 1 января 2010 г. Очевидно, что такое значительное увеличение поддержки ликвидности банков со стороны Нацбанка позволило избежать паралича расчётов в банковской системе и экономике в целом.
На наш взгляд, в текущей ситуации логичными шагами выглядят: снижение ставки рефинансирования (с 17 февраля 2010 г. она составляет 13% годовых); уменьшение спрэда между ней и ставками по операциям поддержания ликвидности банков (сейчас верхняя граница составляет 20.5%), а также сокращение (или «зануление») нормативов обязательного резервирования по средствам, привлечённым банками у населения и юридических лиц.