Зарубежный опыт
УДК 339
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ЕВРОСОЮЗА: ШЕСТЬ ЛЕТ КРИЗИСА
Ю.Г. ВЕШКИН, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Г.Л. АВАГЯН, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов и кредита E-mail: [email protected] Краснодарский филиал Российского государственного торгово-экономического университета
В статье представлена оценка состояния банковской системы Евросоюза за истекшие шесть лет. Выявлены закономерности и тенденции ее институциональной и функциональной структуры. Проведен анализ показателей отношения кредитов и депозитов, рентабельности собственного капитала как банковской системы Евросоюза в целом, так и отдельных европейских стран.
Ключевые слова: банковская система, Европейский союз, еврозона, монетарные финансовые институты, Европейский центральный банк, кредит, депозит, рентабельность, собственный капитал, интеграция
Одним из звеньев европейской интеграции является банковская система Европейского союза, текущими приоритетами развития которой являются укрепление банковской системы в рамках ЕС, повышение ее устойчивости к кризисам разной природы.
Евросоюз в 2012 г. поставил стратегическую задачу по созданию Европейского банковского союза, в рамках которого будут функционировать не национальные банковские системы отдельных стран, а все европейские банки.
В связи с этим особый интерес вызывают оценка современного состояния банковской системы ЕС
и определение общих контуров ее перспективного развития.
Начавшийся в 2007 г. глобальный кризис в значительной степени поразил страны Евросоюза в целом и зону евро в частности.
Рынок ЕС можно охарактеризовать как структуру, базирующуюся на банковском финансировании, где доминирующей формой финансирования является не рынок капитала, а банковское кредитование. По данным Европейского центрального банка (ЕЦБ), доля банков в кредитовании предприятий и населения в Европе составляет 70-75% всего долгового финансирования. В США этот показатель не превышает 20-30%.
И в благополучные времена, и в кризисные периоды европейские банки стремятся выполнять функцию кредитного посредничества, принимая депозиты и кредитуя экономику. Это подтверждают и обзоры Европейского центрального банка. Отсутствие общеевропейского рынка капитала, который мог бы предложить адекватный альтернативный источник финансирования предприятий в Европе (более 90% из которых являются малыми и средними), означает, что структурная реформа банков может неоднозначно повлиять на кредитное посредничество в ЕС.
Банки играют важную роль в европейской экономике, предоставляя необходимые финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям. В основе успешной банковской деятельности лежит поддержка клиентов через тесные, устойчивые и целенаправленные отношения. Кредитные организации обеспечивают потребителям доступ к следующим банковским услугам:
- проведение платежей и финансовых операций;
- осуществление поддержки малых и средних предприятий;
- инвестирование средств в инфраструктуру;
- частное финансирование;
- помощь бизнесу в принятии рисков и управлении ими.
Банки являются также посредниками между поставщиками и потребителями капитала на рынке.
Европейский банковский сектор включает в себя значительное число банков с различными моделями бизнеса, правовыми формами и структурой собственности. Помимо крупных коммерческих, розничных и инвестиционных банков, которые предоставляют широкий ассортимент финансовых услуг, действует большое количество специализированных институтов с различной структурой собственности:
- государственные банки;
- кооперативы и сберегательные учреждения, которые также работают на этом диверсифицированном рынке.
Столь широкая диверсификация банковских институтов в значительной степени повышает устойчивость системы к финансовым потрясениям, так как различные виды банковских учреждений по-разному реагируют на те или иные события. Наличие мелких и крупных, внутренних и международных банков, специализированных и универсальных банков - все это способствует конкурентоспособной и безопасной деятельности банковского сектора.
Традиционно выделяют два основных направления деятельности банков:
1) розничная деятельность - это предоставление ежедневно используемых банковских и финансовых продуктов:
- оплата услуг;
- кредитование;
- депозитные операции.
Розничные банки в основном специализируются на предоставлении кредитов и в качестве основного источника финансирования использу-
ют депозиты клиентов. Банки, предоставляющие розничные услуги, должны присутствовать в более широкой географической зоне через разветвленную сеть филиалов, иметь значительное число сотрудников, обеспечивающих возможность более тесного сотрудничества с розничными клиентами. У розничных банков меньше возможностей заниматься торговой деятельностью на рынке ценных бумаг. Тем не менее следует отметить, что, учитывая волатильность на финансовых рынках, даже «специализированным» розничным банкам придется скорректировать свои риски с учетом позиций на оптовом рынке с риском процентных ставок, кредитным и валютным рисками и т.д.;
2) инвестиционная деятельность, выражающаяся в предоставлении инвестиционно-банковских услуг, необходимых экономике, и, как правило, также ориентированных на клиентов. Например, инвестиционные банки:
- продают обеспеченные облигации, что снижает стоимость ипотечных кредитов; оказывают помощь компаниям в хеджировании процентных и валютных рисков;
- осуществляют финансирование крупных инфраструктурных проектов (школы, больницы) путем предоставления синдицированных кредитов или формирования инфраструктурных фондов, которые инвестируют в государственно-частные партнерства;
- обеспечивают размещение облигаций государственных и местных органов власти на основе рыночных решений с целью снижения стоимости финансирования.
На рынках большинства стран ЕС существует значительный и растущий спрос на инвестиционно-банковские продукты со стороны малых и средних предприятий. Уровень спроса на эти продукты на разных рынках колеблется в широком диапазоне в зависимости от следующих факторов:
- характер экономики;
- значение экспорта;
- преобладание внешних источников финансирования и использование средств на счетах малого и среднего бизнеса;
- сложность клиентской базы малого и среднего бизнеса. Это связано с тем, что компании в ЕС, в том числе малые и средние предприятия, все в большей степени действуют в рамках всего Евросоюза - за пределами национальных границ, а также за пределами ЕС.
Почти все активные банковские операции предполагают принятие банком кредитного риска. По самой своей природе банки принимают риски и управляют ими для того, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов и экономики.
Важно подчеркнуть, что банки для выполнения задачи макроэкономического балансирования финансовых счетов нуждаются в доступе к оптовым финансовым рынкам. Их балансы представляют собой естественный результат сбережений населения в виде депозитов и кредитов гражданам, компаниям и правительствам.
В открытой экономике, включая страны - члены валютных союзов, спрос и предложение денежных средств далеко не всегда находятся в равновесии. Это связано с тем, что отдельные страны имеют излишки финансовых ресурсов (например, Бельгия), а другие - имеют дефицит (например, в Нидерландах, что превращает голландские банки в нетто-импор-теров иностранного капитала).
Очевидно, что трансграничные потоки средств играют важную роль в странах с открытой экономикой и являются одной из основных причин создания общего финансового рынка в Европе. В рамках этого рынка банки действуют как естественные посредники, регулируя спрос и предложение денежных средств, импорта или экспорта капитала. Тогда в странах с профицитом средств не раздуваются финансовые «пузыри», а страны с дефицитом выводятся из кредитного кризиса. Наиболее простой способ такого регулирования заключается в использовании оптовых финансовых рынков.
Таким образом, сбалансированная диверсификация источников доходов и вложений средств дает явное преимущество в сохранении стабильности финансовых учреждений, способных абсорбировать внешние шоки намного более устойчиво, чем специализированные банки. Универсальные банки меньше пострадали от финансового кризиса, чем специализированные, они более устойчивы в результате синергизма частных, розничных, корпоративных и инвестиционных банковских услуг.
Однако столь понятные и логичные теоретические положения на практике реализуются не столь однозначно.
По данным Европейского центрального банка, в течение последнего десятилетия прослеживается тенденция сокращения числа кредитных организаций, действующих в ЕС. За десять лет их количес-
тво сократилось на 1,5 тыс. ед., в результате чего к концу 2011 г. в 27 странах Евросоюза действовали чуть более 8,6 тыс. кредитных организаций. Эта финансовая консолидация сопровождается устойчивым ростом активов банков: совокупные активы увеличились в 2011 г. по сравнению с 2001 г. на 85%. За тот же период кредиты европейскому бизнесу и частным лицам возросли на 69%, а более 79% депозитов в настоящее время размещены в банках ЕС.
В то же время идет процесс сокращения структурных подразделений (отделений) кредитных институтов Евросоюза: в 2011 г. по сравнению с 2007 г. - на 4,4%, или более чем на 10 тыс. ед. (в том числе в странах еврозоны - на 3,8%, или около 7 тыс. ед.). Данный процесс сопровождается уменьшением численности работающих в кредитных институтах, которая за тот же период сократилась на 6,1% (в том числе в еврозоне - на 5,1%).
Статистика Европейского центрального банка учитывает монетарные (денежные) финансовые институты (МФИ), к которым относятся следующие финансовые институты, осуществляющие эмиссию денег на территории Евросоюза:
- евросистема;
- кредитные институты-резиденты;
- иные финансовые институты-резиденты, деятельность которых связана с приемом депозитов или аналогов депозитов от юридических лиц, не являющихся монетарными финансовыми институтами, предоставлением кредитов за свой счет, инвестированием в ценные бумаги или финансовым посредничеством в форме эмиссии электронных денег;
- фонды денежного рынка, инвестирующие средства в краткосрочные и низкорисковые ценные бумаги.
Финансовый сектор ЕС завершил 2011 г. на мажорной ноте: совокупные активы выросли на 4,4%, а кредиты и депозиты увеличились почти на 3,7 и 4,3% соответственно. Однако уже в 2012 г. ситуация существенно изменилась. Активы и состав кредитного портфеля монетарных финансовых институтов Евросоюза и еврозоны за 2007-2012 гг. представлены в табл. 1.
Почти три четверти (72%) активов финансового сектора стран ЕС размещены в зоне евро. В свою очередь, 75% активов стран ЕС, не входящих в еврозону, размещены в Великобритании, которая определяла темп роста активов в регионе.
Совокупные активы МФИ ЕС выросли в 2011 г. на 1,9 трлн евро, или 4,3%. В еврозоне активы
Таблица 1
Активы и состав кредитного портфеля монетарных финансовых институтов ЕС
в 2007-2012 гг., трлн евро
Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Активы
Институты еврозоны 29,7 31,9 31,2 32,2 33,6 32,7
Институты вне еврозоны 12,4 11,5 11,7 12,2 12,7 12,8
Итого по ЕС 42,1 43,4 42,9 44,4 46,3 45,5
Задолженность по кредитам
Институты еврозоны 17,0 18,1 17,7 17,8 18,5 18,2
Институты вне еврозоны 5,8 5,2 5,8 5,8 6,0 6,1
Итого по ЕС 22,8 23,3 23,5 23,6 24,5 24,3
Структура кредитов по секторам
Кредиты производственному нефинансовому сектору 5,3 5,6 5,4 5,4 5,4 5,3
Кредиты МФИ 7,1 7,5 7,0 6,7 7,5 7,1
Кредиты правительствам и прочие кредиты 3,6 3,6 4,2 4,2 3,8 4,3
Кредиты домашним хозяйствам 6,8 6,6 6,9 7,3 7,8 7,6
Итого по ЕС 22,8 23,3 23,5 23,6 24,5 24,3
увеличились на 4,3%, вне еврозоны - на 4,1%. Наиболее высокие темпы роста активов финансового сектора были зарегистрированы:
- в Финляндии - 33,7%;
- в Нидерландах - 7,5%;
- в Италии - 7,3%;
- во Франции - 7,2%;
- в Швеции - 6,8%;
- в Великобритании - 5,8%;
- в Бельгии - 5,6%;
- в Болгарии - 5,2%.
В Ирландии зафиксировано наиболее существенное уменьшение активов - -14%, в основном вследствие реализации программы макроэкономической и финансовой помощи. Отрицательная динамика отмечена:
- в Венгрии —8,7%;
- в Греции —7,4%;
- в Эстонии —6,6%;
- в Литве - -3,8%;
- в Латвии —3,0%;
- в Словении —1,3%.
Активы финансового сектора в 2012 г. сократились в ЕС в целом на 1,7%, в том числе в еврозо-не - на 2,7%. В наибольшей степени это коснулось Люксембурга (-12,7%), Ирландии (-10,9%), Бельгии (-9,4%), Греции (-7,3%).
Впервые с 2001 г. сокращение произошло в странах-локомотивах еврозоны:
- в Германии —2,0%;
- во Франции —3,8%.
Рост активов отмечен в Италии (3,8%), Нидерландах (2,6%), Словакии (2,9%), Эстонии (3,7%).
Вне еврозоны активы сократились в Великобритании (-1,5%).
Около 75% всех кредитов МФИ Евросоюза размещены в зоне евро и 25% - в странах ЕС вне зоны евро.
Остаток кредитов, выданных МФИ в ЕС, в 2011 г. увеличился на 0,9 трлн евро, или 3,8%. В зоне евро общий объем кредитов вырос на 3,9%, а в странах ЕС за пределами еврозоны он увеличился на более скромные 3,4%. Однако в 2012 г. наступил спад: кредиты в ЕС сократились на 0,8%. Это произошло только в странах еврозоны (-1,6%), тогда как кредиты вне еврозоны увеличились на 1,7%.
Подавляющая часть прироста кредитования в
2011 г. относится к межбанковским кредитам (0,8 трлн евро, или 13%). В этот год межбанковские кредиты вышли на уровень 2008 г., что, казалось, свидетельствовало о восстановлении межбанковского рынка в Евросоюзе. В наибольшей степени межбанковские кредиты возросли в Германии, Франции, Нидерландах и Финляндии. Это было обеспечено двумя вливаниями ликвидности Европейским центральным банком в конце 2011 г. на срок до трех лет общим объемом около 1 трлн евро. ЕЦБ как кредитор последней инстанции, осуществляя указанные вливания, рассчитывал на то, что банковский сектор еврозоны избежит кредитного кризиса. Однако подавляющая часть ликвидности была использована на межбанковском рынке, и только незначительная доля была передана в реальный сектор экономики. Все это демонстрирует довольно застойную ситуацию в ЕС. Более того, в
2012 г. межбанковский рынок потерял половину
своего прироста предыдущего года, а кредитный портфель ЕС в целом сократился на 0,8%.
После нескольких лет застоя в кредитовании производственного нефинансового сектора кредитный портфель ЕС в этом направлении в 2012 г. сократился на 1 трлн евро, или 1,8%. В еврозоне наибольшее сокращение произошло в Испании (-15,8%), Греции (-10,7%), Португалии (-7,4%), Словении (-7,2%), Ирландии (-4,5%), Италии (-3,3%). Незначительный рост отмечен в Германии (0,6%), Франции (0,1%), Австрии (1,2%). Наиболее существенно возросли кредиты производственному сектору в Финляндии (4,6%) и Эстонии (3,4%). За пределами еврозоны кредитование производственного сектора сократилось в Латвии (-8,7%), Венгрии (-3,7%) и Великобритании (-3,2%).
Значительно увеличились кредиты правительствам в 2007 г. и продолжают оставаться по сравнению с предыдущим десятилетием на более высоком уровне.
Таким образом, за последние шесть лет устойчивый рост демонстрирует только сектор кредитов, предоставляемых домашним хозяйствам. Со времени спада в 2008 г. они возросли на 18,2%, однако в 2012 г. впервые за три года сократились на 2,6%.
Около двух третей кредитов, предоставляемых домашним хозяйствам, составляют кредиты на покупку жилья, которые в 2011 г. увеличились на 2,5%. Наибольший рост отмечен в Румынии (13,7%) и Словакии (13,6%), тогда как наиболее значительное сокращение зафиксировано в Ирландии (-19,3%) и Венгрии (-13,9).
По данным МВФ, сохраняется высокий уровень просроченных кредитов в большинстве стран ЕС. В 2011 г. средний уровень просроченной задолженности составлял по ЕС в целом 6,0%, в зоне евро - 5,6%. Наиболее остро вопрос с проблемными ссудами стоит в Ирландии (16,1%) и Литве (16,3%). В Румынии, Греции и Болгарии - чуть ниже 15%. Наиболее благоприятная ситуация складывалась в Люксембурге и Финляндии, где уровень просроченных кредитов не превышал 1%.
Динамика депозитов финансовых институтов ЕС приведена в табл. 2.
Как видно из анализа данных табл. 2, более 77% всех депозитов ЕС размещены в монетарных финансовых институтах, зарегистрированных в зоне евро. В 2011 г. приток депозитов в еврозоне увеличился почти на 5 %, вне еврозоны - на 4,1%. Однако в 2012 г. остаток депозитов в еврозоне снизился на 0,6%, а вне еврозоны увеличился на 4%. Основная часть депозитов вне еврозоны приходится на Великобританию (более 75%). Необходимо отметить, что рост депозитов в 2011 г. на три четверти обусловлен ростом межбанковских кредитов и только на четверть - депозитами нефинансовых институтов.
Значительный отток депозитов в 2011 г. был зарегистрирован в Греции (-19,9%), Ирландии (-16,2) и на Кипре (-9,6%). Одновременно возросли депозиты в Болгарии (10,4%), Финляндии (11,1%) и Франции (16%). Указанный рост депозитов (как и кредитов) произошел в основном за счет межбанковских депозитов (0,7 трлн евро) и только 0,2 трлн евро приходится на нефинансовые институты.
Депозиты в ЕС в 2012 г. увеличились всего на 0,4%, в еврозоне они сократились на 0,6%. Весь прирост достигнут за счет роста депозитов вне ев-розоны, преимущественно в Великобритании.
Важно отметить, что 37% депозитов МФИ евро-зоны в евро размещены другими МФИ, зарегистрированными в странах еврозоны. Второй по величине «поставщик ресурсов» МФИ - домохозяйства, на долю которых приходится 34% депозитов. Доля других финансовых институтов составляет 13%, а нефинансовых корпораций - 10%.
Приведенные данные указывают на резкое различие в структуре кредитов и депозитов контрагентов МФИ: суммы вложений в МФИ и полученных от МФИ кредитов существенно различаются. Если вложения и кредиты домашних хозяйств примерно равны, то правительства и нефинансовые корпорации являются чистыми заемщиками. Суммы предоставленных им кредитов в три раза превышают принятые от них депозиты. Прочие финансовые институты, а также страховые компании и пенсионные фонды - также чистые кредиторы МФИ: суммы их депозитов превышают кредиты соответственно на 50 и 90%.
Таблица 2
Депозиты ЕС в еврозоне и вне еврозоны в 2007-2012 гг., трлн евро
Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Депозиты в еврозоне 15,2 16,8 16,5 16,5 17,3 17,2
Депозиты вне еврозоны 4,7 4,3 4,7 4,8 5,0 5,2
Итого по ЕС 19,9 21,1 21,2 21,3 22,3 22,4
Один из важных показателей оценки состояния банковской системы - это отношение кредитов к депозитам. Исключив кредиты и депозиты монетарных финансовых институтов в целом по Евросоюзу, начиная с 2008 г. можно отметить снижение данного показателя. Так, в 2008 г. отношение кредитов к депозитам составляло 132,0, в 2009 г. - 130,5, в 2012 г. - 123,2%. Размах вариации этого показателя в странах ЕС в 2012 г. достигал от 308,2% в Дании до 61,3% в Бельгии.
В еврозоне наибольшие значения указанного соотношения кредитов и депозитов отмечены:
- в Словении - 152,1%;
- в Финляндии - 147,0%;
- в Ирландии - 145,7%;
- в Греции - 142,2%.
Эти страны - импортеры финансовых ресурсов. Они уже столкнулись с серьезными проблемами в банковском секторе. Появление в этой группе Финляндии вызывает определенные опасения, так как до 2012 г. банковский сектор этого государства демонстрировал стабильное, устойчивое развитие.
Наименьшие значения данного показателя:
- в Бельгии - 61,3%;
- в Люксембурге - 62,3%;
- в Словакии - 89,6%.
В Германии, занимающей лидирующие позиции в ЕС, отношение кредитов к депозитам устойчиво снижается: с 106,9% в 2007 г. до 94,6% в 2012 г. Во Франции в 2012 г. отношение составляло 122,0%.
В группе стран ЕС, не входящих в зону евро, наиболее высокие значения данного показателя имеют:
- Дания - 308,2%;
- Швеция - 232,9%;
- Латвия - 186,7%.
Наиболее низкие значения в Чехии (88,8%), Болгарии (114,3%) и Великобритании (120,1%).
Такой разброс показателей отражает различия в объемах внутренних финансовых ресурсов. Бельгия, Люксембург и особенно Германия являются поставщиками капитала не только в другие страны еврозоны, но и ЕС в целом. Дания, Нидерланды, Латвия, Швеция - чистые импортеры капитала.
Таким образом, статистические данные свидетельствуют о том, что диспропорции в банковской системе Евросоюза в последние годы не только не сглаживаются, а нарастают.
В течение 2011 г. экономические условия в странах Евросоюза постепенно ухудшались. В среднем
по ЕС уровень безработицы поднялся выше 10%, а ВВП в ряде стран сократился. Падение экономической активности связано с множеством причин, но основными являются две:
1) рост безработицы, вызвавший сокращение внутреннего спроса;
2) замедление роста на основных экспортных рынках (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), вызвавшее сокращение экономической активности в экспортно ориентированных странах ЕС.
Кроме того, беспрецедентного уровня достигла зависимость национальных правительств от банков, привлекающих займы для финансирования текущих расходов, а также зависимость банков от необходимости приобретать государственные облигации (которые пока еще считаются безопасными и высоколиквидными активами). Дефицит бюджета правительств еврозоны в 2011 г. достиг 4,1%, а правительств стран ЕС - 4,5%. В результате совокупный государственный долг увеличился до 87,2% ВВП в зоне евро и 82,5% - в ЕС в целом.
В связи с ухудшением экономической ситуации в начале 2012 г. Европейская комиссия разработала документ «Дорожная карта стабильности, экономического роста и занятости», в которой даны конкретные рекомендации по экономии бюджета и проведению экономических реформ. Дополнительным элементом пакета явились рекомендации для еврозоны в целом.
В связи с высоким уровнем безработицы в ЕС Европейская Комиссия в апреле 2012 г. запустила «Пакет занятости», призывающий государства -членов ЕС реализовать ряд изменений в ситуации с занятостью. Однако рекомендации Еврокомиссии не принесли ожидаемого результата. В странах еврозоны в марте 2013 г. уровень безработицы достиг рекордного значения - 12,1% трудоспособного населения. В ЕС он составил 10,9%. Наиболее высокий уровень безработицы отмечен:
- в Греции - 27,2%;
- в Испании - 26,7%;
- в Португалии - 17,5%.
Наиболее низкий уровень безработицы зафиксирован:
- в Австрии - 4,7%;
- в Германии - 5,4%%;
- в Люксембурге - 5,7%.
Осложняет стабильную работу банков растущее давление на рынки финансирования. Для предотвращения кредитного кризиса в еврозоне решающее
значение имела корректировка ЕЦБ денежно-кредитной политики в конце 2011 г. Две трехлетние операции рефинансирования (LTROs) ЕЦБ (одна проведена в декабре 2011 г., вторая - в феврале 2012 г.) общим объемом более 1 трлн евро облегчили давление на финансирование банков в зоне евро, но не сняли потенциальные проблемы платежеспособности ряда кредитных организаций.
В середине 2012 г. ЕЦБ снизил основную ставку рефинансирования и ставку по депозитам ЕЦБ до 0,75 и 0% соответственно. В мае 2013 г. проведено очередное снижение ставки рефинансирования - до 0,50%. Это уменьшает стоимость рефинансирования банков, но положительный эффект нивелируется масштабом проблем некоторых банков, связанных с дополнительными требованиями к капиталу или списанием «плохих» кредитов. Проблемы рыночной надежности или соблюдения нормативных требований могут быть решены только самими банками или с помощью государств, в которых они расположены.
Один из важных показателей состояния банковской системы - рентабельность собственного капитала банков ROE. Рентабельность европейских банков остается низкой, что является следствием сложной экономической ситуации в странах ЕС в последние годы. По данным Европейского центрального банка, в 2008 г. отрицательное значение ROE в еврозоне имели три государства ЕС: Бельгия - 44,6%, Нидерланды - 11,9% и Германия - 9,8%. В 2011 г. число стран с отрицательным значением ROE банковских систем удвоилось: Кипр - 86,0%, Италия - 13,0%, Словения и Ирландия - 11,1%, Португалия - 4,1%, Греция - 2,1%. Из числа стран, не входящих в зону евро, в 2008 г. отрицательное значение ROE имели Великобритания (-9,8%) и Дания (-3,4%), а в 2011 г. - Венгрия (-7,9%). В целом по ЕС рентабельность собственного капитала банков снизилась с 5,2% в 2008 г. до 4,2% в 2011 г.
В контексте пакета нормативных требований к капиталу банков (CRDIV/CRR) европейские банки постоянно наращивают уровень регулятивного капитала. В ряде стран - членов ЕС регулятивный капитал рос опережающими темпами. По данным Международного валютного фонда, в период между 2007 и 2011 гг. бельгийские банки увеличили отношение регулятивного капитала к взвешенным по риску активам на 8,1 п.п. (с 11,2 до 19,3%). Этот показатель немецких банков увеличился на 3 п.п. (до 16,1%), итальянских - на 2 п.п. (12,1%). Уровень
регулятивного капитала в банках Греции, Португалии и Испании колебался от 10,3 и 12,2% на конец 2011 г., Ирландии - почти 14,5%.
Для сравнения, американские банки за тот же период повысили уровень капитала на 2,5 п.п. и довели его до 15,3%, японские - на 0,9 п.п. (14,2%).
В настоящее время объем и уровень капитала банков значительно увеличился, банки повысили способность справляться с форс-мажорными обстоятельствами. Однако уровень напряженности текущей экономической, финансовой и политической ситуации ставит под сомнение достаточность имеющегося уровня капитала. Необходим системный подход к решению проблемы. В июле 2012 г. европейские лидеры обсуждали вопрос о создании банковского союза. Предполагается, что введение банковского союза в Евросоюзе с элементами единого контролирующего органа, единой европейской схемой гарантирования вкладов и единой структурой управления в кризисных ситуациях - это наиболее верный путь обеспечения надлежащего функционирования интегрированных финансовых рынков. Роль единого надзорного органа предполагалось возложить на ЕЦБ, причем не только в еврозоне, но и в отношении банков из любого другого заинтересованного государства - члена ЕС. ЕЦБ будет выступать в роли руководителя Европейского банковского союза до формирования в 2014 г. единого надзорного механизма SSM (Single Supervisory Mechanism), при условии, что проект будет согласован странами - членами ЕС. SSM должен будет обеспечить разрешение проблем кредитных организаций с минимальными затратами для налогоплательщиков и реального сектора экономики. Однако в случае реструктуризации или ликвидации банка потери понесут кредиторы.
Идея банковского союза кажется привлекательной всем министрам финансов стран ЕС. Однако спорным остается вопрос относительно степени наделения ЕЦБ надзорными функциями. Германия настаивает на том, чтобы ЕЦБ мог контролировать только значимые банки. Великобритания требует ограничить влияние ЕЦБ в целях недопущения нарушения британского суверенитета. Франция выступает за скорейшее наделение ЕЦБ статусом надзорного органа, что должно стать первым шагом на пути к более глубокой фискальной и экономической интеграции валютного блока, а также будет способствовать укреплению французской банковской системы.
Однако главным препятствием при создании единого надзорного механизма является отсутствие средств для финансирования процессов ликвидации (реорганизации) проблемных банков. На взгляд авторов, без решения данной проблемы эффективное функционирование единого надзорного механизма вызывает большие сомнения.
Итак, следует отметить, что процесс создания Европейского банковского союза как способ усиления европейской интеграции и преодоления
кризисных явлений в экономике, расширение надзорных функций ЕЦБ - это важные шаги на пути к укреплению наднационального управления экономической политикой еврозоны.
Список литературы
1. ECB Statistical Data Ware House. URL: http:// sdw.ecb.europa.eu .
2. European Banking Sector: Fact and Figure. 2012. URL: http://www.ebf-fbe.eu .
Finance and credit Foreign experience
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
THE EU BANKING SYSTEM: SIX YEARS OF CRISIS
Yurii G. VESHKIN, Greta L. AVAGYAN
Abstract
The article presents the assessment of the status of the EU banking system over the past six years. The authors elicit the regularities and tendencies of its institutional and functional structures . The paper carries out an analysis of the indicators of loan-to-deposit ratios, return of equity of the banking system of the European Union as whole and individual European countries as well.
Keywords: banking system, European Union, Eurozone, monetary financial institutions, European Central Bank, credit, deposit, profitability, equity capital, integration
References
1. ECB Statistical Data Warehouse. Available at: http://sdw.ecb.europa.eu .
2. European Banking Sector: Fact and Figures. 2012. Available at: http://www.ebf-fbe.eu .
Yurii G. VESHKIN
Russian State University of Trade and Economics, Krasnodar Branch, Krasnodar, Russian Federation [email protected]
Greta L. AVAGYAN
Russian State University of Trade and Economics, Krasnodar Branch, Krasnodar, Russian Federation [email protected]