Научная статья на тему 'Банк как финансовый посредник трансформации сбережений в инвестиции'

Банк как финансовый посредник трансформации сбережений в инвестиции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1670
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банк как финансовый посредник трансформации сбережений в инвестиции»

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

БАНК КАК ФИНАНСОВЫЙ ПОСРЕДНИК ТРАНСФОРМАЦИИ СБЕРЕЖЕНИЙ В ИНВЕСТИЦИИ

Т.Н. ДАНИЛОВА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Финансы и кредит», Волго-Вятская академия государственной службы (г. Нижний Новгород)

О. С. СМИРНОВА, преподаватель кафедры управления и экономики, филиала Волго-Вятской академии государственной службы

в г. Чебоксары Чувашской Республики

Роль финансовых посредников на рынке заемных средств

Благополучие любой страны напрямую зависит от ситуации, складывающейся в регионах, ее составляющих. Современное состояние экономики России определяется состоянием экономики ее регионов. На региональную инвестиционную политику и инвестиционные процессы значительное влияние оказывает уровень социально-экономического развития региона. Имеющееся в России разнообразие природно-климатических, экономических и социальных факторов предопределило неравные стартовые условия перехода субъектов Федерации к рыночной экономике. В результате наблюдается значительная дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития.

Для регулирования, активизации инвестиционной деятельности субъекты Федерации, с учетом региональных особенностей (экономико-географического положения, состояния экономики, социальной сферы, окружающей среды и т.д.), самостоятельно осуществляют комплекс мер (в рамках единого правового поля Федерации), обеспечивающих достижение целей региональной инвестиционной политики. Субъекты РФ пытаются привлечь все возможные источники инвестиционных ресурсов для своего дальнейшего развития, используя заемные средства на рынке инвестиций.

Рынок заемных средств не может функционировать без посредников. В современной экономике с ее сложными и многосторонними связями роль таких посредников особенно велика. Основными

посредниками на рынке заемных средств являются коммерческие банки — финансовые институты, которые получили от государства специальную лицензию (разрешение), позволяющую им принимать вклады и предоставлять кредиты.

Теоретические аспекты финансового посредничества

Финансовые посредники, к которым относятся банки, занимают центральное место в современных экономических теориях, поскольку их деятельность представляет интерес с точки зрения анализа финансирования экономики. Эволюция микроэкономического анализа открыла перспективы формирования теоретических положений финансового посредничества.

Исследования, посвященные финансовым посредникам, опираются на две, характерные до 1980 г., модели: неоклассическую теорию фирмы и портфельную теорию.

Согласно стандартной микроэкономической теории, банк является предприятием, одна из задач которого — максимизация прибыли на основе повышения эффективности деятельности.

В портфельной теории Марковица и Шарпа, применяемой к банку при рассмотрении его как инвестора, стремящегося с учетом допустимого риска осуществить такую комбинацию активов, которая обеспечит максимизацию прибыли при условии сохранения ликвидности.

Однако границы традиционной микроэкономической теории определены двумя основными гипотезами:

• рациональность индивидуума, т.е. они стремятся наилучшим образом использовать свои ресурсы для получения максимального результата;

• особенность рынков в условиях развитой конкуренции в раздробленности участников; однородности продукции; свободном доступе на рынки; прозрачности рынка, что означает возможность бесплатного доступа к информации о цене и качестве имеющегося продукта. Основным преимуществом микроэкономического подхода к концепции финансового посредничества является приравнивание банка к предприятию, а банкира к предпринимателю. В данном случае банк рассматривается как "черный ящик", что мало соответствует реальности. Поэтому получила развитие новая микроэкономика предприятия, что обобщено в работе Кориа и Вайштейна.

Концепция новой микроэкономики предприятия, применительно к банку

Данная концепция получила развитие в конце 1970-х годов на основе критики трех гипотез стандартной модели.

А. Рациональность индивидуумов Рассматривая рациональность индивидуумов, Саймон Г. противопоставляет принципу рациональности, характерному для неоклассического анализа, принцип ограниченной рациональности, более соответствующий поведению индивидуумов, не способных прогнозировать любые возможные случайности, сталкивающихся с неопределенными ситуациями; решения находятся во взаимодействии, особенно при олигополии.

Принцип ограниченной рациональности стимулирует интерес к процессу принятия решения, а не;: их результатам. Кроме того, учитывая несовершенство договоров, условия их выполнения становятся первоочередными, что в результате приводит к оппортунистическому поведению.

Концепция оппортунистического поведения является центральной в работах Уильямсона и рассматривается в аспекте трансакционных издержек. Оппортунистическое поведение означает, что индивидуум не раскрывает имеющуюся у него информацию с целью извлечь из сделки наибольшую выгоду, например, клиент банка не сообщает банкиру при получении кредита о предстоящем существенном изменении его положения (снижении деловой активности).

Различают две формы подобного поведения: • оппортунистическое поведение до заключения сделки приводит к ситуации обратного отбо-

ра. Асимметрия информации между участниками договора может привести к тому, что только банковские продукты низкого качества становятся предметом сделки. • оппортунистическое поведение после заключения сделки связано с проблемой морального риска в результате поведения одной из сторон, которая не принимает меры по избежанию последствия события, убытки от которого она несет. Б. Трансакционные издержки Основная задача теории трансакционных издержек: объяснить, кто — фирма или рынок — обеспечивает наилучшую экономическую координацию. Ответ на этот вопрос зависит от трансакционных издержек, т.е. затрат, связанных с реализацией сделки, например, затрат на доступ к информации о цене и качестве продуктов, на составление контрактов и контроль за их исполнением.

Три элемента определяют трансакционные издержки: специфический характер активов, являющихся предметом сделки (т.е. степень готовности актива к альтернативному использованию); неопределенность и регулярность сделки.

Исходя из этого, фирмы обеспечивают эффективную координацию действий, освобождая индивидуумы от трансакционных издержек. Напротив, в случае традиционных активов, определенности и нерегулярности сделок координация действий через рынок обходится дешевле.

Таким образом, трансакционные издержки реально стимулируют создание предприятий в целях освобождения индивидуумов от этих затрат. Такую роль на рынке инвестиционных ресурсов и рынке заемных средств играют банки.

В. Асимметрия информации и агентские отношения

Предприятие является экономической единицей, включающей несколько групп, выполняющих различные функции: владельцы (или акционеры), руководители, кредиторы, персонал, клиенты. Предприятие должно обеспечить координацию действий разных участников процесса, интересы которых различаются, порождая порой конфликтные ситуации.

В этих условиях установление агентских отношений между различными группами, даже если это связано с затратами, позволяет достичь согласованности действий. Теория агентских отношений, развитая Йенсоном и Меклингом, и, кратко изложенная Кориа и Вайнштейном, занимает основное место в теории фирмы, если определить ее как «узел договоров».

Наиболее типичным примером агентских отношений является делегирование акционерами крупных банков совету директоров банка полномочий по управлению банком от их имени. Договорные отношения должны содержать механизм стимулирования и контроля, способствующего устранению конфликта интересов.

Теория трансакционных издержек и теория агентских отношений дают представление о фирме и формах ее организации, но теория трансакционных издержек акцентирует внимание на сделке, а теория агентских отношений больше внимания уделяет конфликтам интересов и способу их разрешения с помощью методов стимулирования.

Отступление к теории предприятия необходимо для понимания современной теории финансового посредничества как для обоснования необходимости банков, так и для анализа их деятельности.

Деятельность банка в свете современной теории финансового посредничества

Рассмотрим деятельность банка как финансового посредника на рынке в свете современной теории финансового посредничества.

Основными операциями коммерческого банка являются пассивные операции по привлечению средств и активные операции по распределению аккумулированных ресурсов. Эта деятельность и является посредничеством на рынке заемных средств. И хотя роль финансовых посредников выполняют не только банки, но и другие финансовые институты (например, страховые и инвестиционные компании), они все же являются главными финансовыми посредниками, поскольку на их долю приходится большая часть кредитов, вкладываемых в национальную экономику.

Выполняя кредитную и депозитную функции, банк обеспечивает аккумулирование свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности и ускорения производства и их последующее перераспределение. Реализация данных функций фактически представляет собой сделки между клиентом, как поставщиком ресурсов, и банком, а также между банком и заемщиком. Каждая сделка влечет за собой трансакционные издержки, величина которых и определяет степень необходимости банка на финансовом рынке.

Аккумулирование денежных средств и перераспределение временной свободной части общественного капитала делает банк одним из важнейших субъектов воспроизводственного процесса, предоставляющим необходимый для обеспечения

экономического роста страны капитал в денежной форме. С одной стороны, банковская система функционирует на основе капитала, выраженного в денежной форме, а с другой — взаимодействует с производственным и торговым секторами экономики, а также физическими лицами, имеющими сбережения.

Следовательно, банк получает возможность трансформировать ресурсы, изменять направления, сроки и размер капиталов в соответствии с потребностями народного хозяйства региона. Поэтому посреднические операции банков рассматриваются с точки зрения двух, наиболее важных, сторон проблемы. Во-первых, банки перераспределяют ресурсы от лиц, совершающих сбережения, к лицам, нуждающимся в кредите, и обеспечивают предприятия дополнительными ресурсами. Во-вторых, банки осуществляют трансформацию ресурсов по срокам, привлекая краткосрочные ресурсы и выдавая кредиты на длительный срок, что делает возможным реализацию более долгосрочных проектов в реальном секторе экономики.

Современная рыночная экономика основана на инвестициях. Механизм рынка инвестиций работает таким образом, что, с одной стороны, существуют юридические лица, которые нуждаются в капитале, — это государство, местные органы власти (администрации, муниципалитеты, префектуры), предприятия. С другой стороны, у граждан и организаций появляются свободные средства, которые они хотели бы сохранить и приумножить. При помощи механизма рыночных инвестиций происходит естественный перелив капитала от лиц, располагающих свободными средствами, к организациям, которые осуществляют при посредничестве банков, бирж, инвестиционных компаний и различных фондов профессиональную инвестиционную деятельность. При континентальной модели финансового рынка в организации инвестиционного процесса на первое место выходит инфраструктура банковской системы, как основополагающего фактора образования инвестиционных ресурсов. На рынке инвестиций банки выступают в качестве финансовых посредников и/ или инвесторов.

Еще одним внешним источником денежных средств могут служить отечественные частные инвесторы. В эту категорию можно объединить средства отдельных предприятий и физических лиц.

Средства физических лиц, являющихся внешними инвесторами и не входящих в структуру банковского сектора, на сегодня также малодос-

тупны в силу недоверия населения к государственной экономической политике, кредитно-финансовой системе в целом и к банковской системе, в частности. Сумма этого источника инвестиций, по разным экспертным оценкам, составляет 40-80 млрд дол. США, однако привлечь их в реальный производственный оборот будет возможно только через достаточно длительный период времени, определяемый сроками восстановления доверия населения к денежно-финансовой системе страны после кризиса августа 1998 г. Негативное влияние на сокращение инвестиционных ресурсов в российской экономике оказали мобилизация значительной части сбережений государственными заимствованиями для финансирования дефицита бюджета, их использование не на инвестиции, а на финансирование текущих нужд. Именно сбережения населения должны стать инвестиционным ресурсом для банков. Это те средства, которые банк, как финансовый посредник, должен вкладывать в предприятия для ихдальнейшего развития. Сбережения населения должны работать в своем регионе и приносить доход своим владельцам не только в виде процентов или дивидендов, а в форме улучшения экономического положения того региона, в котором они проживают. В результате банки, аккумулируя средства населения и распределяя их по различным отраслям региона для их развития, образуют единый механизм трансформации сбережений в инвестиции. Тогда население, вкладывая средства в банк, получает:

• проценты по вкладам;

• экономически развитую республику;

• новые рабочие места;

• увеличение заработной платы и других источников доходов;

• увеличение доли сбережений в результате увеличения доходов.

Это хаотичное на первый взгляд движение на самом деле представляет собой эффективный механизм распределения сбережений населения и накоплений предприятий и организаций между сотнями отраслей и проектов. Привлекая средства от населения, банки и финансовые посредники предоставляют их на конкурентной основе государству, муниципалитетам и предприятиям. Заработанный от вложения средств доход поступает гражданам и финансовым посредникам. При рациональном подходе, данная форма заемного финансирования является довольно перспективной, однако современная теория финансового посредничества требует учитывать, что индивидуум действу-

ет не всегда рационально и может повести себя оппортунистически, а это требует учета уровня трансакционных издержек.

Условием функционирования такого механизма является снижение трансакционных издержек сделки, а также монопольно низкая цена привлекаемых денежных ресурсов, что невозможно без поддержки со стороны государства. Современным банковским системам присуще создание надежных каналов денежного обращения, обслуживание хозяйственного оборота, трансформация сбережений в ссудный капитал и перераспределение его между отраслями народного хозяйства, стимулирование накоплений. Значение и функции банков в экономике определяются их отношением к категории «капитал» и уникальной способностью трансформировать бездеятельный капитал в денежной форме в функционирующий капитал вденежной форме.

Роль региональных банков в трансформации сбережений в инвестиции

Важная роль в перераспределении финансовых ресурсов отводится региональным банкам, так как они непосредственно аккумулируют сбережения населения в виде вкладов на банковских счетах. Именно региональные банки осуществляют широкий спектр посреднических функций в процессе привлечения различных источников для формирования инвестиционного потока в реальный сектор, выступая уполномоченными финансовыми институтами в организации субфедеральных и муниципальных займов; аккумулируя сбережения населения и мобилизуя их в инвестиционные ресурсы.

Так, на территории Чувашской Республики действует 5 кредитных организаций и 30 филиалов кредитных организаций, значительная часть которых является московскими. Динамика количества действующих кредитных организаций на территории республики за 1998 - 2002 гг. показывает, что за этот период число кредитных организаций сократилось в 2,2 раза, а число филиалов — в 1,6 раза (табл. 1). Вполне естественно, что такое состояние банковской сферы подрывает доверие населения республики к частным коммерческим банкам. Именно поэтому основная доля вкладов населения Чувашской Республики (94,2%) находится на счетах Сбербанка РФ (рис.1). Если в 1996 г. население доверяло определенную часть своих сбережений коммерческим банкам (38,5%), то к 2002 г. степень доверия коммерческим банкам снизилась. Население республики, которое имеет практически самый

Таблица 1

Распределение действующих кредитных организаций и филиалов в Чувашской Республике

1998 1999 2000 2001 2002

Число кредитных организаций Число филиалов Число кредитных организаций 1 Число филиалов | Число кредитных организаций Число филиалов Число кредитных организаций Число филиалов Число кредитных организаций Число филиалов

11 49 8 33 7 28 6 29 5 30

Таблица 2

Денежные доходы и потребительские расходы населения Приволжского федерального округа в 2002 году (в расчете на душу населения; в среднем за месяц; руб.)

Наименование Денежные доходы Потребительские расходы

Российская Федерация 3888,5 2830,7

Приволжский федеральный округ 2939,9 2083,8

Республика Башкортостан 3123,2 2250,7

Республика Марий Эл 1734,9 1152,9

Республика Мордовия 2100,1 1154,8

Республика Татарстан 3177,5 2140,2

Удмуртская Республика 2419,1 1625,2

Чувашская Республика 1994,8 1378,0

Кировская область 2381,7 1588,1

Нижегородская область 3168,4 2136,4

Оренбургская область 2443,1 1382,0

Пензенская область 2107,0 1458,2

Пермская область 3990,5 2547,3

Самарская область 4130,5 3900,7

Саратовская область 2412,0 1579,2

Ульяновская область 2236,5 1721,7

5,80%

б)

78,60%

5,20% 2% 6,80%

7,50%

94,20%

б)

□ Чувашское отделение Сбербанка РФ Ш Коммерческие банки

□ покупка товаров и оплата услуг

В оплата обязательных платежей н взносов

□ сбережения во вкладах и ценных бумагах

□ покупка валюты

■ ■ приростденег на руках у населения

Рис.1. Вклады населения Чувашской Республики в Рис. 2. Структура использования денежных доходов

кредитных организациях: а) в 1996 г., б) в 2002 г. населения Чувашской Республики: а) в 1990 г; б) в 2002 г.

низкий уровень денежных доходов в расчете на душу населения в Приволжском федеральном округе (табл.2), не хочет рисковать своими накоплениями. Сбербанк РФ остается в республике практически единственным банком, которому население пока доверяет свои сбережения. За 10 лет население потеряло доверие к кредитным организациям, доля сбережений во вкладах и ценных бумагах в общей сумме расходов населения составляет всего 6,8%, тогда как средства на руках населения составляли 5,2%. Это те средства, которые банки могли бы привлечь во вклады для дальнейшего инвестирования (рис.2).

В настоящий момент, преобладает краткосрочное привлечение средств от населения для пополнения оборотного капитала, что получило широкое распространение на практике. Но заемные средства населения могут привлекаться и для финансирования капитальных вложений — в виде долгосрочных займов. Однако экономическая ситуация в республике такова, что банки ограничивают долгосрочные вложения в предприятия с целью минимизации риска вложений в неликвидные активы. Хотя за последние годы увеличиваются практически все основные показатели социально-экономического развития Чувашии, доля убыточных предприятий и организаций республики еще достаточно велика (34,4% на начало 2002 г.) (табл. 3). Банки не могут рисковать привлеченными средствами населения, вкладывая денежные ресурсы в рисковые инвестиционные проекты без достаточных гарантий со стороны правительства республики. Следует учитывать и ужесточение требований Банка России к уровню ликвидности и рискованности коммерческих банков.

О заинтересованности правительства Республики Чувашии в участии банков в инвестиционном процессе свидетельствуют следующие его действия. Одним из способов привлечения средств населения стала программа ипотечного кредитования строй-

Удельный вес убыточных предприятий и организ:

(в % от общего1

тельства нового жилья, финансируемая государством, которая осуществляется на территории республики ОАО АКБ «Чувашкредитпромбанк». Банк аккумулирует средства населения, оформляя ипотечный кредит, на него возложены обязанности координатора трансформации сбережений в инвестиции строительным организациям и контролера за всеми сопутствующими трансакциями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подобным образом при посредничестве коммерческих банков может осуществляться поддержка правительством убыточных предприятий и организаций республики, когда будут минимизированы риски банковских кредитов в различные отрасли экономики Чувашии. Однако это требует снижения уровня бюджетного дефицита в республике.

Конечной целью управления региональной банковской системой должно стать повышение эффективности регионального экономического развития, обеспечение экономического роста в регионе.

Данная цель достигается посредством решения ряда задач по управлению региональной банковской системы с институциональных позиций:

• обеспечение эффективного взаимодействия банковской системы и региональной экономики, повышение инвестиционных и инновационных возможностей региональной банковской системы;

• обеспечение экономики наличными и безналичными платежными средствами;

• обеспечение устойчивости и ликвидности региональной банковской системы как элемента финансовой инфраструктуры, обслуживающего движение денежных потоков в экономике;

• формирование устойчивого «инвестиционного» стереотипа поведения у субъектов хозяйствования;

• формирование механизмов, обеспечивающих коммерческую привлекательность добросовестного не оппортунистического поведения заемщиков и банков.

»

Таблица 3

1Й по отраслям экономики Чувашской Республики ела предприятий)

Отрасль экономики 1998 1999 2000 2001 2002

Всего 46,8 52,8 40,6 42,2 34,4

Промышленность 43,3 45,4 36,8 36,8 31,2

Сельское хозяйство 75,8 82,8 47,0 58,3 47,4

Транспорт 37,3 60,3 43,1 38,5 14,8

Связь 11,1 22,2 22,2 12,5 14,3

Строительство 37,8 40,1 47,1 42,8 30,3

Торговля и общественное питание 31,8 30,3 25,5 29,2 16,2

Материально-техническое снабжение и сбыт 26,9 34,0 34,0 38,0 7,7

Жилищно-коммунальное хозяйство 51,1 57,3 63,2 56,9 54,8

Несомненно, что наличие стабильных крупных банков способствует как улучшению инвестиционного климата, так и увеличению потенциала роста благосостояния населения через схемы: сбережения временно свободных средств населения во вкладах стабильных банков с агрессивной кредитной политикой. Размещение средств банков в инвестиционные проекты местных предприятий будет способствовать экономическому росту отраслей промышленного производства и пополнению бюджетов, а следовательно, повышению социально-экономического уровня жизни населения региона, который является источником увеличения сбережений.

Таким образом, несмотря на то, что функционирование коммерческих банков на рынке в какой-то мере способствовало снижению трансакци-онных издержек за счет уменьшения расходов на приобретение информации благодаря технологическим изменениям в ее обработке и распростра-

нении, однако это не привело к падению его роли финансового посредника. Создание банка данных, новые статистические методы обработки информации, объединение сетей посредством Интернет - все эти факторы способствуют снижению затрат на доступ к информации. Долговременные отношения, складывающиеся между банком и клиентами, способствуют выравниванию асимметрии информации при прямом инвестировании. В то же время для повышения доверия населения к банковской системе необходимы соответствующие гарантии государства. Принятый Государственной Думой России федеральный закон о страховании вкладов населения является одним из актуальных шагов по повышению доверия населения к банкам. Следовательно, институциональный подход к теории финансового посредничества определяет достаточно четкую концепцию роли банков и рынка капиталов в современной экономике.

МОСЭКСПО-МЕТАЛЛ ^чн— Телефоны: (095) 330-1983, 330-6210,331-2666 П ^ л I ■ Л I 1 ■ 1 I I #4 Факс: (095) 331-4542, e-mail: [email protected] I | ПЯ ГО LIB Н Н Ы В

ОТ Металлы' ^^лет п Максимальное извлечение на /Д Минимальные сроки ^^рынке М Лучшие цены Регистрационное удостоверение Центральной Государственной Инспекции Пробирного надзора № 22214 от 01 апреля 2002 г. Мы принимаем на переработку и покупаем: -устаревшую вычислительную технику, -электронный и электротехнический лом, -отработанные катализаторы, промышленные отходы (шлаки, пыли, кеки и т.п.) содержащие драгоценные металлы, -лом и отходы ювелирного производства, соли и кислоты драгоценных металлов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.