БАЛТИИСКИЕ СЛАВЯНЕ И СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РУСЬ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
А.А. Молчанова
Вопрос о времени, истоках и характере славянского расселения на территории современных Новгородской, Псковской и Ленинградской областей является одной из важных проблем отечественной историографии. Рассматриваемая проблема неразрывно связана с изучением миграционных процессов на эти территории западных славян из балтийского региона.
Историография проблемы до сих пор развивалась в рамках двух дискуссий по вопросу о процессах формирования восточнославянской общности. Представители научного течения ан-тинорманнизма (С.А. Гедеонов [1], Н.С. Трухачев [2], В.Б. Вилинбахов [3], А.Г. Кузьмин [4], В.В. Фомин [5] и 148 др ) искали на Балтийском побережье истоки летописных варягов (руси). Исследователи восточнославянского этногенеза (В.М. Флоринский [6], А.А. Зализняк [7], В.В. Седов [8] и др.) изучали генетическую связь между балтийскими славянами и летописными словенами и псковскими кривичами. Стоит отметить, что тезис о едином происхождении псковских кривичей и балтийских славян, высказанный В.В. Седовым [9], важен для изучения рассматриваемой проблемы с точки зрения постановки вопроса о ранней дате миграции. Однако единства в вопросе о происхождении пско-
вских кривичей нет, так как славянство культуры псковских длинных курганов, которая соотносится в историографии с этим населением региона, многим исследователям представляется спорным [10].
Современная историческая наука накопила огромный массив фактического материала, который, несомненно, свидетельствует о тесной связи между славянским побережьем Балтики и Северо-Западными русскими землями, поэтому назрела необходимость выработки единого подхода к изучению этнических процессов, проходивших на изучаемой территории в период зарождения древнерусской государственности.
Анализ археологических [11] и лингвистических [12] данных, данные гидронимики [13] дают основания говорить об участии славянских элементов в формировании культуры псковских длинных курганов (далее - КПДК). Однако тезис о доминирующей роли славянства в процессе формирования КПДК представляется спорным. Славянское население, сформировавшееся на основе словен новгородских, не считало их «своими». Об этом говорят архаичные легенды, записанные в Псковском крае этнографами [14]. Возможность единого исходного пункта расселения балтийских славян и носителей КПДК (версия В.В. Седова) вызывает серьезные сомнения - между синхронными археологическими культурами
регионов отсутствуют четкие ретро-пективные связи.
Первые выходцы со славянского Балтийского побережья появились на изучаемых территориях на рубеже VП-VШ веков, что подтверждается данными раскопок Изборска и Городка на Маяте [15]. Миграционный поток был растянут в хронологических рамках более чем на два столетия и был неоднороден по своему составу, о чем свидетельствуют разнообразные формы керамики [16] и домостроения [17]. В миграции принимали участие представители всех племенных союзов балтийских славян, населявших территории, примыкающие к Балтийскому морю (ободриты, вильцы, поморяне, выходцы с о. Рюген), которые имели различия в материальной культуре. Неоднородность миграционного потока подтверждается наличием синхронных «чистых» западносла-вянсих керамических форм и их местных гибридов, которые встречаются в регионе вплоть до начала XI века.
В процессе изучения гипотезы о происхождении летописного племени русь с южного побережья Балтики обращают на себя внимание прямые аналогии в археологическом материале регионов (керамика [18], элементы погребального обряда [19], традиции храмового строительства [20] и т.д.) На основании данных письменных источников делается вывод: независимо от происхождения этнонима «русь» уже в IX веке он приобрел надплемен-ное значение. На это указывает стремительное его распространение на те восточно-славянские земли, во главе которых стояли выходцы из определенной династии. Это соотносится с
процессами, протекавшими на балтийском побережье. В VIII-IX веках в землях балтийских славян происходило рождение политонимов, когда этноним одного из племен, занимавшего лидирующее положение в племенном союзе, распространялся на всех остальных (по крайней мере, в литературных источниках того времени). Так этнонимы ободритов и велетов (лютичей) были перенесены на остальных членов союза. Но, в силу нестабильности в регионе и кратковременности подобных союзов, на этих землях не сформировалось ни славянских государств, ни наций.
Сопоставление письменных и археологических источников дает возможность предположить существование в IX-XI веках политического объединения, когда правителям о. Рюген подчинялась небольшая часть территории поморских племен. Несмотря на то, что происхождение термина «русь» от «руги» вызывает серьезные сомнения у исследователей [21], в современной топонимике Рюгена, восходящей к древнему славянскому населе- j^g
нию, фиксируются обе формы: Ruge -
Barg, Rugenhof, Ruschvitz, Rusevase, Ruskovici.
Миграционные волны раннего средневековья оказали большое влияние на процессы складывания поселенческой структуры региона, на формирование политической и экономической структуры, культуры Древнерусского государства. На Северо-Западе Руси процессы градообра-зования проходили по законам, отличным от закономерностей юга Руси, и связаны они не только с формированием транзитных международ-
ных торговых путей. Процесс расселения, когда возникновение крупного населенного пункта предшествует развитию сельских поселений, имеет много общих черт с процессом заселения славянами фельдбергской и торновской групп территории междуречья Эльбы и Заале [22].
Торгово-ремесленные поселения Северо-Запада не укладываются в «прокрустово ложе» типологии ви-ков, к которым их нередко относят. Главное отличие поселений Новгородской земли от скандинавских «ви-ков» заключается в сочетании торговых и административных функций, что имеет аналогии и у балтийских славян (Волин - городская республика, Колобжег - племенной центр поморян).
Причина, по которой представители западнославянского населения избрали именно территории будущих Новгородской и Псковской земель находят объяснение в процессах формирования международной торговли, которые начались до основания Ладо-150 ги первопоселенцами. Следы знакомства с общегерманской, культурной традицией прослеживаются уже в материалах длинных курганов. Модель освоения-захвата славянами территории Северо-Запада имеет сходство с процессом расселения лютичей.
Элементы политической культуры балтийских славян наложили заметный отпечаток на политическое развитие Древнерусского государства: на вечевые традиции Новгорода и Пскова, на схему наследования княжеской власти (к старшему в роду [23]), на социально-политические отношения Новгорода и его округи.
Процессы формирования властных структур в условиях постоянного притока нового населения, в условиях этнических контактов с автохтонным населением, не могли за два столетия привести к формированию столь развитых структур, какие мы можем наблюдать в Новгородской земле по древнерусским письменным источникам. Только изначально высоким уровнем развития пришлого населения, которое привнесло на северо-западные древнерусские земли свои традиции и культуру, можно объяснить этот факт.
Языческие представления пришлого населения (культ столь почитаемого новгородцами Перуна имеет множество аналогий с культом Свен-товита, вплоть до традиции принесения божеству человеческих жертв), восприятие им христианства как религии врагов-франков, стали причиной сопротивления новгородцев введению христианства, что фиксируется археологически [24].
В заключение отметим, что существование явных этнических различий между восточно-славянскими землями еще в домонгольское время заставляет по-новому взглянуть на историю не только изучаемого региона, но и Древнерусского государства в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Herrmann /.Die Slawen in Deutschland. - Berlin, 1970.
2. Monumenta Poloniae histórica. - Lwow, 1872. - Т. 2.
3. Агеева Р.А. Гидронимия русского Северо-Запада как источник культурно-исторической информации. - М., 1974.
4. Башенькин А.Н. Сопки и длинные курганы в юго-западном Белозерье // Славянская археология: Этногенез,
расселение и духовная культура славян. 1990 / Материалы по археологии России. Вып. 1. - М., 1993.
5. Белецкий С.В. Керамика Псковской земли второй половины I - начала II тыс. н.э. как исторический источник (культурная стратиграфия региона): Автореф. ... канд. ист. наук. - М., 1979.
6. Вилинбахов В.Б. Балтийские славяне и Русь / / Slavia occidentalis. - Poznan 1962. - T. 22.
7. Гедеонов С.А. Варяги и Русь. В 2-х ч. -М., 2004.
8. Германн И. История и культура северозападных славян / / Наука стран социализма. 1970-е гг. - М., 1980.
9. Горюнова В.М. Раннегончарная керамика Рюрикова Городища и общие тенденции развития раннегончарных комплексов городских центров Северной Руси X - начала XI вв. // Носов Е.Н, Горюнова В.М., Плохов А.В. Городище под Новгородом и поселения Северного Приильменья. - СПб., 2005.
10. Зализняк А.А. Новгородские берестяные грамоты с лингвистической точки зрения // Янин В. Л., Зализняк А.А. Новгородские грамоты на бересте. - М., 1986.
11. Кузьмин А.Г. «Варяги» и «русь» на Балтийском море // Вопросы истории. -1970. - № 10.
12. МельниковаЕ.А., Петрухин В.Я. «Русь» в этнокультурной истории Древнерусского государства // Вопросы истории. - М., 1989. - № 8.
13. Петренко В.П. Некоторые итоги изучения сопок Северного Поволховья // Новое в археологии Северо-Запада СССР. - Л., 1985.
14. Петренко В.П. Раскоп на Варяжской улице (постройки и планировка) // Средневековая Ладога. Новые археологические открытия и исследования. - Л., 1985.
15. Платонов Е. К вопросу об этнографическом изучении городищ Южной Псковщины. Археология и история Пскова и Псковской земли. - Псков, 2004.
16. Седов В.В. Жилища словенско-кривичского региона // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. -№ 183. - М., 1986.
17. Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. - М., 1995.
18. Седов В.В. Славяне Верхнего Поднеп-ровья и Подвинья. - М., 1970.
19. Седов В.В. Славяне: Историко-археоло-гическое исследование. - М., 2002.
20. Третьяков П.Н. Восточнославянские племена. Изд. 2-е. - М, 1953.
21. Трухачев Н.С. Попытка локализации прибалтийской Руси на основании сообщений современников в западноевропейских и арабских источниках Х-ХШ вв. // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1980. - М., 1982.
22. Флоринский В.М. Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни. Опыт славянской археологии. - Томск, 1894. - Т. 1.
23. Фомин В.В. Варяги и варяжская Русь: К итогам дискуссии по варяжскому вопросу. - М., 2005.
24. Янин В.Л. Летописные рассказы о крещении новгородцев (о возможном источнике Иоакимовской летописи) // Янин В.Л. Средневековый Новгород. - М., 2004.
25. Янин В.Л., Зализняк А.А. Новгородские грамоты на бересте (раскопки 1984-1989). - М, 1993.
151
з / 2оо7 Преподаватель^_
ВЕК